Достоевский Картина
Достоевского картина произвела неизгладимое впечатление. В 1861 г. в журнале «Время» (10) в статье «Выставка в Академии художеств за 1860 – 1861 год» Достоевский писал о картине Перова «Проповедь в селе» : «Проповедь в селе г-на Перова отличается очаровательною наивностью. В течение своей жизни Илья Сергеевич Глазунов написал картины по всем важнейшим произведениям Достоевского, создав не просто иллюстрации, а настоящие шедевры. Достоевский увидел картину в Базеле в 1867 году – в ту пору, когда измученный болезнью и кредиторами, он через два месяца после свадьбы с молодой женой буквально бежал из России.
Описание картины Василия Перова «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»
Таков обычный прием Достоевского. Голос ее -- сиплый контральто. Еженедельник «Воскресный досуг» издавался самим А. О. Красота Петербурга является своеобразным катарсисом – разрешением драматической ситуации. Спросите какого угодно психолога и он объяснит вам, что если воображать прошедшее событие и особливо давно прошедшее, завершенное историческое (а жить и не воображать о прошлом нельзя), то событие непременно представится в законченном его виде, то есть с прибавкою всего последующего его развития, еще и не происходившего в тот именно исторический момент, в котором художник старается вообразить лицо или событие.
Но действительная любовь затронула и его и он благодарен за это судьбе. У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам. СПб., 1906. Ни в чем неповинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли всё, что перенесли их осужденные мужья» (С. Т. 2.
Описание картины Перова «Портрет Достоевского»
Глазунов всегда оставался одним из самых признанных художников России. 2 также см. : Иевлев Н. П. Одевается она эффектно, богато, с шиком, но с большим вкусом. Одна рука сжимает топор, другая – крест. Уезжая из Азии, он оставляет своим друзьям целый энографический музей и забирает с собой в Россию для подарков различные изделия в роде четок, запонок и пуговиц из тридцати восьми разных горных пород.
Эстетика Достоевского // Достоевский — художник и мыслитель. В своей сфере Достоевский дает всегда эти откровения поражающей жизненности. На губах персонажа притаилась скромная улыбка, все лицо князя напитано кротостью и смирением. В разборе Достоевским «Бурлаков» заметно воздействие на него статьи В. В. Стасова «Картина Репина Бурлаки на Волге» (С. -Петербургские ведомости. Таким образом, художника объемлет как бы суеверный страх того, что ему, может быть, поневоле придется «идеальничать», что, по его понятиям, значит лгать.
В предисловии Л. Виардо говорит об участии в переводе И. С. Тургенева и С. А. Гедеонова (1815—1878), которые продиктовали Виардо, не знавшему русского языка, повести Гоголя по-французски он же лишь обработал слог. В это время П. М. Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Слева от него, на другом стуле, – Достоевский. И художник создал портрет-картину. – М. : Художественная литература, 1971).
Это новое прочтение Достоевского в русле нового, стремительного века. По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее. Так же ярко его образ отражен в заставках и концовках, окаймляющих каждую ночь – главу.
Реферат: Образы достоевского в иллюстрациях ильи глазунова
Там же, на Подьячевской, находится Глазунова самый любимый дом с невероятно мрачным колодцем двора, который с его точки зрения, воплощает всю атмосферу жизни униженных и оскорбленных, мятущихся героев петербургских романов Достоевского. Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческим сознанием» русского народа. Ноги и руки удивительные.
Во взгляде ни тени обычного беспокойства, усталости. Воздействие «Лавки древностей» особенно ощутимо в «Униженных и оскорбленных» (см. : III, 526) своеобразную интерпретацию этого романа Достоевский дает в «Подростке» устами Тришатова (см. : наст. Немного позже, в 1906 г., Добужинский исполнил эскиз обложки к повести Бедные люди. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. стали иллюстрации С. М. Шор к последнему на долгие годы изданию романа Бесы. В первоначальном карандашном эскизе (ГТГ), а также эскизе маслом (ГРМ) страдание детей было показано более резко. Отъезд был назначен на 15 июня. Но она, с другой стороны, рождает вопросы новые, не менее серьезные.
Федор Михайлович ДостоевскийМаленькие картинки
Художника же в данном случае интересует совсем другое— Достоевский-мыслитель. / 97», а позднее ее же рукой, чернилами: «1861». 20 Мы также ранее высказали предположение, что фотография Тулинова послужила основой для гравюры на дереве, воспроизведенной в 1863 г. в «Иллюстрации» и повторно, в 1866 г., в «Воскресном досуге». 21 Впрочем, отметим, что фотография Тулинова, на которой Достоевский сидит у балюстрады, стала известна сравнительно поздно: она впервые была зарегистрирована и воспроизведена в «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 414).
С. 19). М., 1962. Полотно Янсена было положительно оценено в венской газете «Presse» от 3 августа 1873 г. См. Положительный ответ на этот вопрос требует дополнительных изысканий. Достоевского» (СПб., 1993.
Отд. Полн. Нужно сразу отбросить предположение, что снимок мог быть сделан в начале июля 1859 года, когда Достоевский, получивший разрешение выйти в отставку и вернуться в европейскую часть России, заезжает в Омск, где встречается с Чоканом Валихановым. Основное внимание посетителей и критиков привлекли три картины: «Бурлаки» И. E. Достоевского (перо, карандаш).
Анализ и история создания картины Перова Портрет Достоевского
Достоевской, поступившей в 1921 году в Пушкинский Дом. 112 и 113. 19 Один из этих снимков (Ф. М. Каким же предстает Достоевский на этой самой ранней его фотографии. Аккуратно подстриженная бородка радикально меняет форму лица это уже не «простонародный тип», тянущий военную лямку младший офицер, а скорее столичный денди, посетитель модных петербургских салонов. Расстегнутый сюртук — не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна — чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями и напряженной работой», как писал о Достоевском один из его современников.
И знают ли они вместе с тем лирическое стихотворение более тенденциозное. » (Отеч. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского». С. 16 – 28 (благодарим за указание на эти источники В. Н.
С. 9. 18 Достоевский Ф. М. Он всецело погружен в свои мысли. Кажется, что он один только момент смотрит на обект своего описания и затем с лихорадочной быстротой зарисовывает свое впечатление. Таковы основные элементы этого сложного реализма. Картина изображена в единой серовато-коричневой гамме. Зажатая под локтем его левой руки фуражка усугубляет неестественность позы.
Двадцатилетней девушке Достоевский показался старым, больным человеком. 8. С. 150). T. 3. Однако эти работы, хотя и называются нередко портретами Достоевского, все-таки по большей части портретами в строгом смысле слова (как например, классический портрет работы В. Перова) не являются. Чем отличаются от обычных людей, среди которых они живут, эти избранники.
Достоевский. Уже из Твери Достоевский пишет письмо своему товарищу барону А. Е. Достоевской, вышедших в Госиздате под редакцией Л. П. Врангелю. Эта роща была любимым гуляньем моим, а заходить в нее далеко я боялась.
Широкую известность она приобрела после воспроизведения в издании биографии писателя, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» (см. : Гроссман Л. П. Это ощущение возникает от вида грустно склонившейся девушки в капоре. Литература занимала центральное место в культуре того времени. стали вершиной прочтения Ф. М. Достоевского. Валиханов.
Взгляд огромных глаз князя недвижим, брови изломлены. Однажды он сидел в отчаянии у мольберта, разглядывая свои рисунки. Бореля обнаруживает, что на этом снимке Достоевский выглядит несколько старше.
Достоевского. 48. Вклейка между стр. и т. д. библиотека для чтения, 1846 г., т. 73, стр.
Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Взгляд направлен прямо в объектив. Композиционно она сильно уступает предыдущей. "Думаю, что художник списал меня не литературы ради, -- говорит один из его героев, -- а ради двух моих симметрических бородавок на лбу: феномен, дескать. Важный этап творчества художника – иллюстрация литературных произведений.
Перемена позы (стоя / сидя) почти чудодейственно изменила весь его облик. Художнику удалось изобразить человека, полностью сосредоточенного на своих мыслях. — Сведения эти, возможно, почерпнуты Достоевским из романа H. С. Лескова «Соборяне», впервые напечатанного в 1872 г. в «Русском вестнике» ( 4—7).
В 1871–1872 годах он работал над романом Бесы, в 1868 году был написан Идиот. До конца 1950-х гг. На венской всемирной выставке // Отеч. Однако на обороте парного ему снимка (Ф. М.
С. 369, 421). Здесь, поскольку изображение «срезано» по пояс, единственным центром снимка оказывается лицо, а корпус, занимая на фотографии непропорционально большое место, превращается в аморфное, бессодержательное пятно. Но Иисус, видя лукавство их, сказал: чт искушаете Меня, лицемеры. в эстонской или лифляндской каюте игра в карты, — это, конечно, понятно в карты все играют и гадают, так что и «Десятка пик» (так названа одна картина) будет абсолютно понятна.
Перова. Но в понимании Диккенса не было единодушия. С. 303. 17 См. : Там же.
Перов Портрет Достоевского описание картины, анализ
Валиханов. Отсюда же и этот призыв его: «терпи, смиряйся и молчи». Гоха хранится в коллекции Литературно-мемориального музея Ф. М.
В. Г. В этом отношении «По поводу выставки» можно сопоставить со статьей «Г-н — бов и вопрос об искусстве» (1861), также посвященной в основном эстетическим проблемам и пронизанной явной и скрытой полемикой с Добролюбовым. Он видит в картине «любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще» (С. Он всецело погружен в свои мысли. Один из первых, кто обратился к российскому методу изображения действительности.
С. 124, 143 первая публикация: Сибирские огни. Первое прижизненное изображение молодого Ф. М.
T. 1. С боков и в особенности над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Репина (1844—1930) «Бурлаки на Волге» (находится в настоящее время в Санкт-Петербурге в Русском музее) была первым произведением, принесшим художнику не только всероссийскую, но и международную известность. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990. Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». С. : Воспоминания о Ф. М. Достоевском). 1880 г. : «Меня всегда поражало в нем, что он вовсе не знает своей цены, поражала егоскромность. Идет, точно всех честью удостаивает. Они принесли Ему динарий. зап.
Описание картины Василия Перова «Портрет Достоевского»
С. 566 и 805). Выражение лица отчасти напоминает фотографию 1860 года работы И. А. И то, что удается в итоге Глазунову, далеко не всегда «иллюстрация» в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя и самостоятельное произведение. 1873. Другая запись того же времени поясняет высказанную Достоевским мысль: «Искусство дает формы выжитому чувству или пророчит, когда чувство еще не пережито, а только начинает загораться в народе» (Там же). Но А. Я. Панаева, встречавшая Достоевского в те же годы, писала, что он был худенький, маленький, белокурый.
С. 83. Уже в 26 лет молодой художник открыл первую персональную выставку. Произведение Репина писатель воспринял как подлинное торжество правды в искусстве. В этой позе отражается непрестанная мыслительная деятельность, напряженная работа мысли. — Перевод повестей Гоголя на французский язык вышел в Париже в 1845 г. под названием «Nouvelles russes.
Не сохранилось (а возможно их и вообще не существовало) ни одной фотографии Достоевского 1840-х годов. Вклейка между стр. Он создает настроение. Цейдлер. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. «Кесарево кесареви» цитируется по Евангелию от Матфея (22:15-22): «Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
- Достоевский и Мертвый Христос Ганса Гольбейна Младшего
- «Мертвый Христос» и Достоевский
- Прижизненная иконография Достоевского
- ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО
- Интерпретация романов Достоевского в изобразительном искусстве (графика)
Гейбовича, ротного командира, под началом которого писатель служил в Семипалатинске. 1863. По горькому признанию свергнутого и обреченного на смерть государя. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. С. 140 – 150 1926. 11.
Достоевский в воспоминаниях современников. Следующая по времени фотография была сделана в Париже, во время заграничного путешествия Достоевского 1862 года (так она датирована в Каталоге коллекции Музея памяти Достоевского, 3109 но теоретически можно предположить и 1863 год – время второго посещения писателем Парижа, однако это были дни бурного выяснения Достоевским отнощений с Аполлинарией Сусловой – скорее всего, для посещения фотографии у него в этот раз не было ни времени, ни необходимого дущевного спокойствия). Конец 1950-х гг. Взгляд углублен в себя. II. Васильев. Только в "Записках из Мертвого Дома" степные картины Сибири возвращают его снова к настоящей пейзажной живописи.
Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. — Вероятно, Достоевский прежде всего имеет в виду сочинения маркиза Адольфа де Кюстина (1790—1857) («La Russia en 1839». В. Г. Надо бы сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая. соч. Бореля.
- МКУК "Цетрализованная библиотечная система"
- Картины Гольбейна и Мостарта в романе «Идиот»
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Картины по стилям и направлениям
Кругом была трусость, предательство и измена. И помета «Москва. Достоевской: именно так выглядел писатель в период их знакомства. С. 176 – 177.
С. 155). Мы впервые видим и наблюдаем Грушеньку сквозь взволнованные впечатления пораженного Алеши. Призыв к борьбе, возрождению и созиданию. Черно-белое изображение создает острое ощущение Петербурга. Эта манера уподобляет рисунок черно-белой гравюре.
- Портрет Достоевского, Краткое описание
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
В 11 т. M., 1957, T. 4. Многое написано с места событий. Окт.
Значит ли это, что в составе архива А. Г. В фигуре исчезла мешковатость, внутреннее движение вниз, к земле. Так же музыкально-реалистично и все творчество Достоевского. Алма-Ата, 1977. Достоевского, написанный Перовым по заказу Третьяковской галереи, был окончен в 1872 году. Мы не видим ее лица, но знаем, что оно прекрасно. И говорит им: чье это изображение и надпись. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку.
В конце 1880 года Л. Е. началось серьезное и планомерное изучение творческого наследия Достоевского. был знакомый Достоевского еще с 1840-х гг. Первая же иллюстрация Белых ночей – это заявка на лаконизм и изящество изображения.
Зрителю показан писатель немного сверху и сбоку. Рундальцов, М. Г. С. 259 – 260) эта встреча не зарегистрирована. 11 См. : Стрелкова И. И.
соч. Ризница привела нас в изумление. В период 1950-1960-х гг. Однако, как уже говорилось, оригинал снимка, подаренного Гейбовичу, утрачен. 15 мая. 15—21).
1. Каждый портрет – экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично. Гейбовичу, писатель сделал на фотографии дарственную надпись.
Как связаны характер великого человека и его жизнь с его произведениями. С. 244. примеч. ) от воспоминаний З. А. Словно продолжая жадно всматриваться в этот облик, он не перестает на протяжении всего романа углублять и одухотворять новыми чертами первоначальный очерк. Статья «По поводу выставки» посвящена открывшейся в Петербурге в марте 1873 г. художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на всемирную выставку.
написал свящ. И недаром он был предпослан публикации мемуаров А. Г.
Вклейка между стр. Вклейка между стр, 144 и 145). Называя Маковского «истинно русским художником», автор «Московских заметок» трактует картину в славянофильском духе. T. 9.
Сейчас же закончим изложение загадки этой фотографии на вопросительной интонации. Эту тревогу, которая никогда не оставляла писателя, удалось передать на картине. Трудно объяснить такое расхождение в восприятии одного и того же человека разными людьми. Достоевской эта фотография отсутствовала.
Но точка равновесия уже пройдена. Витамины жизни, витамины натуры. С. 336). Это описание согласуется и с портретными зарисовками, оставленными другими мемуаристами (А. Е. Врангелем, Н. Н. Фон-Фохтом, В. В. Тимофеевой-Починковской и др. ).
В 1871—1872 годах он работал над романом Бесы, в 1868 году был написан Идиот. С публикацией этого снимка в 1983 году, в 86-м томе «Литературного наследства» вышло досадное недоразумение: и под репродукцией (с. Не возникает сомнения в нереальности. примеч. (РГБ.
Фаворский. Город неизменно присутствует на каждой иллюстрации: где-то — давит героев своей громадой, удушающими оттенками, суровым безразличием где-то — становится нежно-прозрачным, весенним, туманным, романтичным. — Имеются в виду картины финского художника Янсена «Трефовый туз в аландской каюте» и польского художника Шульца «Девятка пик» изображающая сцену гадания. Достоевский в 1862 году» (СПб., 1906.
Т. 1. Это они реализмом зовут". С. 189—200. Правда, они описаны здесь нестрого: с одной стороны, представлены как «фотографии с натуры», а с другой – «с портрета, снятого в Семипалатинске» (Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского в Императорском Российском историческом музее. Т. 1.
Ройтер, Н. И. появились и фотомеханические способы воспроизведения (также выполнены иллюстрации В. Полякова в журнале Родина к ряду произведений Достоевского). Воспоминания.
Косенков, А. Н. В этом семантическом поле создано немало самых разных работ, которые выполнены в духе и стиле разных художественных направлений (портреты И. Иванова, Сотникова, Семенова). — В статье «Литературные и журнальные заметки» (январь 1873 г. ) H. К. Михайловский писал: «Читали ли они (критики, ратующие за преимущественное развитие литературной техники. — Ред. ) лирическое стихотворение, более высокохудожественное, чем Песня о рубашке Томаса Гуда. 19). Ярким событием в истории книжной графики первой половины 1930-х гг.
1970-е гг. С. 144. Оба они одинаково темны и тяжелы.
Гроссмана. Старая карточка неизвестного фотографа. Это, бесспорно, снимок 1860-х годов. Значит, без сомнений, фотографии сделаны в Семипалатинске.
Он напоминает человека, на темном силуэте которого высвечены руки и лицо, свет его души. Губы полные. Ф. 93. Руки сложены на груди крестом, а la Napolon.
1873. Трутовский пишет: «В то время Федор Михайлович был очень худощав цвет лица был у него какой-то бледный, серый, волосы светлые и редкие, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий.
Эту тревогу, которая никогда не оставляла писателя, удалось передать на картине. В своих пейзажах, портретах и жанрах он меньше всего колорист. Принять не во что, пеленок нет, ни тряпки нет (бывает такая бедность, господа, клянусь вам, бывает, чистейший реализм -- реализм, так сказать, доходящий до фантастического) и вот праведный старичок снял свой старенький виц-мундирчик, снял с плеч рубашку и разрывает ее на пеленки". Достоевский сидит на стуле вполоборота, закинув ногу на ногу, обхватив колено руками.
– М. : Искусство, 1979. стоит у балюстрады) воспроизведен в «Юбилейном» Полном собрании сочинений Достоевского с подписью: «Ф. М. Показательно, что, датируя фотографию с Валихановым 1857 г., фотографию, полученную от редактора «Исторического вестника», Анна Григорьевна датирует 1858 г. 10 Валиханов выехал из Верного в Семипалатинск 25 апреля исходя из этой даты исследователи заключают, что их встреча с Достоевским произошла «в первых числах мая» 1859 г. (Стрелкова И. И. I. 224). 36 По-видимому, эта же фотография висела в кабинете писателя и в доме А. П. Кипенье жизненных сил во взгляде, в чертах лица, во всей фигуре писателя оказывается дополнительным аргументом и в пользу датировки этой фотографии 1863 годом. 29 Конечно же, это не Достоевский эпохи утрат: тяжелой болезни и мучительной кончины от чахотки жены Марии Дмитриевны, преждевременной скоропостижной смерти любимого брата Mиxaилa, 30 крушения журнала «Эпоха».
И. Репина, мастерскую Бориса Иогансона. и во всем облике какая-то моложавость. Вдруг раздался звонок в дверь мастерской: На пороге стояла Неточка.
Но для Перова «болезнь и напряженная работа» — всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель. Т. 1. Мешковат немного.
обстановки», что изображенные на ней люди, принадлежащие к различным социальным группам, показаны как «истинные художники — любители соловьев». Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. Н. А. Некрасовым на 18i6 г. стр.
С. 91. С. 128. мы на русском языке понимаем Диккенса, я уверен, почти так же, как и англичане.
3. На сегодняшний день единственная оригинальная фотография писателя работы И. А. О том, что Ч. Валиханов «посетил Ф. М. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Собранные вместе, эти воспоминания порой поражают своей противоречивостью.
Судя по приведенному выше отзыву А. Достоевской, Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»» Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража. Но взгляд более спокоен, «самодостаточен» : между фотографиями Гоха и Бондоно – создание «Записок из Мертвого дома» и «Униженных и оскорбленных», восстановивших и упрочивших литературную репутацию Достоевского в обществе. выше). Гаев и др. ). Можно было бы предположить, что это также переснимок третьей фотографии работы Тулинова имени которого вдова писателя, видимо, не знает, во всяком случае нигде ни разу не упоминает (в том числе и воспроизводя фотографию стоящего Достоевского в «Юбилейном» Полном собрании сочинений: см.
Сытиной (см. : Достоевский Ф. М. В начале 1960-х гг.
зап. Раскольников стоит как бы на пересечении света и мрака, которые ведут борьбу за его душу. И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу. Перов больше всего ценил роман Преступление и наказание. переведите комедию г-на Островского — ну, «Свои люди сочтемся» или даже любую и я, право, не знаю, что выйдет.
соч. : В 3 т. M., 1952. Именно таким предстает у Перова Федор Достоевский. Кофанов, С. С. В конце ХIХ в. произведения Ф. М. Достоевского иллюстрировал П. М. Боклевский. состоялись первые выставки передвижников, прошедшие с большим успехом). Наружность героев Достоевского отмечается им с необыкновенной выразительностью общего облика и резкостью контуров.
Т. 10. Всмотритесь внимательнее: это обыкновенная ссора весьма обыкновенных людей. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку.
Судя по приведенному выше отзыву А. Достоевской, Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»» Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража. Варенцовой). С. 63—66).
Маленькая девочка смотрела на Глазунова встревоженными серьезными глазами. С. 108. Слышится невысказанное сочувствие города девушке. 16) в перечне портретов Достоевского под 1 значится: «Портрет, снятый в Семипалатинске в 1857 году с Валихановым. В "Идиоте" имеется также мимоходом оброненное описание белой ночи в Павловском парке, в "Бесах" -- два пейзажных отрывка: весенняя ночь в Ставрогинском поместье с легкими облачками вокруг ясного месяца и запахом цветущей черемухи и осеняя ночь в старом парке, у заросшего пруда, где ветер колышет верхушками сосен. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает. Иллюстрации Добужинского точно соотнесены с размерами страницы их сочетание и чередование с узкими надтекстовыми заставками и концовками порождают удивительный ритм, который организует и само произведение.
Лясковская О. Л. — Картина Тициана (1477—1576) «Кесарев динарий» (или «Христос с монетой», 1506. ) написана на евангельский сюжет, согласно которому Иисус, когда спросили его, «позволительно ли давать подать кесарю или нет», велел принести монету и, указав на изображение кесаря на динарии, сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Евангелие от Матфея, гл. Бесы с иллюстрациями С. М. Шор должны были выйти в издательстве Academia в 1934 г. в двух томах. 173, Palais-Royal, Galerie de Valois.
Герасимов отправлялся в своих датировках (см. 80 и 81. Детально следует рассмотреть самый популярный портрет писателя – кисти В. Г. Их дети, Ваня и Вера, тоже сделались прототипами персонажей многих картин Глазунова. "Пишу молча, – рассказывает Илья Сергеевич. Особенности творческого пути художника. Особенности творческого пути художника. На них я не прочел ничего.
Достоевская также датирует фотографию 1858 г. вслед за З. А. Фаворский. 14). С. 377). С. 367 (благодарим Е. М. Даля, И. С. К великому сожалению, в отличие от парижской уголовной полиции, III Отделение в эти годы еще не практиковало «фотофиксации» политических заключенных и мы не имеем возможности увидеть, как выглядел арестованный по делу петрашевцев, заключенный в Алексеевский равелин автор «Белых ночей» и «Неточки Незвановой».
С. 86. M., 1923. Б. Герасимов. «Автор картины сумел выразить общечеловеческое и могучее художественное самозабвение в которое впали выставленные им лица и сумел очаровать вас» (Гражданин. Эти прижизненные изображения (фотографии и художественные портреты) наряду с мемуарной литературой всегда служили основой для создания портретов писателя художниками и скульпторами многих поколений вплоть до сегодняшнего дня.
Писатели круга некрасовских «Отечественных записок» и «Современника» видели в нем острого социального писателя и благодаря этому замечательного художника литераторы либерального (Дружинин) и славянофильского толка — прежде всего мягкого юмориста и все примиряющего гуманиста. Давыдов, Н. С. Сам жанр ксилографии обусловил внутренний динамизм иллюстраций. Внимание в них сосредоточено на острых, ключевых моментах и темах произведений писателя (например, встрече Раскольникова с мещанином).
Илья Глазунов и поныне остается одним из самых востребованных русских художников. С. 514. В октябре 1972 года она была передана в фонды Музея внучатой племянницей писателя Марией Владимировной Савостьяновой.
Петербург здесь дышит надеждой, верой в любовь и неизбежным одиночеством. 2001. Сложность атрибуции первой фотографии усугубляется тем обстоятельством, что сохранились только поздние переснимки, местонахождение же ее оригинала неизвестно (возможно, он утрачен безвозвратно).
Для Достоевского Диккенс всегда оставался одним из самых близких художников. СПб., 1906. На обороте оригинала фотографии, хранящейся в Государственном Литературном музее, рукою А. Г. Достоевской (. ) проставлена дата: «1863 г». — Творчество Ч. Диккенса (1812—1870) было известно в России с 30-х годов XIX в. Особенно возросла его популярность в 1840-х годах, когда он оказал заметное влияние на молодого Достоевского и ряд писателей «натуральной школы».
Так, поэма Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая» и «Княгиня M. H. Волконская») подвергается Достоевским критике не только из-за чисто художественных расхождений с Некрасовым, но и из-за того, что отношение к женам декабристов, последовавшим за своими мужьями в Сибирь, у Достоевского было иным, чем у Некрасова. Такое сложное и не очень отрадное впечатление Достоевский произвел и на Анну Григорьевну Достоевскую (Сниткину), когда она впервые, 4 октября 1866 г., пришла к нему для стенографической работы.
Тут почти всё правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту: и мужики и бабы и заснувший помещик и ясное небо и крестный ход и ребятишки», а в «Дневнике писателя» за 1873 год отмечал «Охотники на привале» : «. Ну и как же у него на портрете удались мои бородавки, -- живые. Каким был этот человек в жизни. С. 250, 257).
Из темного фона пластично выступает бледное лицо. примеч. На момент публикации фотография бережно хранилась в семейном архиве З. А.
Л., 1974. позволительно ли давать подать кесарю или нет. На стуле около накрытого скатертью столика теперь сидит Чокан Валиханов. Историческая действительность, например в искусстве, конечно, не та, что текущая (жанр), – именно тем, что она законченная, а не текущая. Berlin, 1847— 1852, русский перевод первого тома «Исследование внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России» (1857).
Каждый рисунок обладает своим настроением. Эта техническая особенность также затрудняет сближение двух этих фотографий.
– С. 108). В иллюстрациях А. Ушина нет просветленных ликов Глазунова. Все его описание сводится обыкновенно к быстрой смене резких контуров и красочных пятен. Для понимания позиции Достоевского существенно, что он ни словом не упомянул о картине Семирадского, отведя главное место в своей статье анализу «Бурлаков».
(А. Г.
1860. Характерен черный домик между ними, как островок, пытающийся сохранить свет своих окон. От Шубинского)». М., 1990.
Нужно запомнить только самое резкое и важное, нужно запечатлеть его неизгладимыми чертами. Баумана одновременно, то 1863 г, как время съемки оказывается еще более правдоподобным. 30 Умер в июле 1864 г. 31 В «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 445) высказано предположение, что гравюра исполнена по фотографии С. Л. Кем, когда и с какой целью фотография раскрашивалась (и закрашивалась) акварельной краской, неизвестно. 26 Объявления об открытии фотосалона Алексея Баумана на Невском проспекте в доме Голландской церкви с середины сентября 1862 г. в течение нескольких недель печатались в газете «Иллюстрация» издателем которой был сам Бауман. С. 81. Таким образом, облик Достоевского этой эпохи запечатлен лишь в графических работах Н. А.
Т. 1. Фигура портретируемого написана на темном фоне. Я вышла от Достоевского в очень печальном настроении. Отд.
Островского (1871), а также созданные в течение 1872 года, то есть в один год с «Достоевским», портреты В. И. Собко сообщает, что Перов больше всего ценил роман «Преступление и наказание». Но, несмотря на внутреннюю близость художника и писателя, задача, стоявшая перед Перовым, была необычайно сложная и определялась она не только масштабом самой личности Достоевского, но и высокой требовательностью, предъявляемой писателем вообще к искусству портретиста. Образ Ф. М.
В ироническом, антипафосном контексте определенного пласта современного искусства прочитываются работа В. Голубева Достоевский и Гоголь любят русский народ и серия рисунков Ю. Никитина из книжки Хармсиада. Иными словами, для Достоевского ценность портрета заключалась не во внешней схожести и не в отображении только характера портретируемого или даже его психологии, а в выражении максимальной концентрации его духовного мира, который писатель считал «высшей половиной существа человеческого». Добужинский формирует у нас отношение к слову, к мысли. Тонкая моделировка объемов позволила лепить лицо, введение же цвета, даже при соблюдении насыщенности тона, вносит элемент некоей слащавости. В чертах лица все то же затаенное внутреннее напряжение. Левицкого или К. И.
Достоевской в «Юбилейном» Полном собрании сочинений писателя, где вдова писателя, как и в каталоге Музея памяти Достоевского, датировала семипалатинский снимок 1858 г. 15 См. : Проскурин В. «Фотограф щелкает и птичка вылетает» // Простор. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. — Картина И. E. — «Свои люди сочтемся» (первоначально «Банкрот») — ранняя комедия A. H. Островского, принесшая ему известность. ред. Это не одухотворенный город Добужинского – Петербург Шмаринова реален, увиден во всей неприглядности, в нем лишь угадываются лики прекрасного города.
Даже нарочно изучавшие нас европейцы не понимая иных фактов. Его город будничен и обыденен. Многие портреты Достоевского, выполненные художниками и скульпторами ХХ века, существуют в неразрывной связи с творческим миром писателя иногда он предстает в окружении своих героев иногда его образ представлен несколькими персонажами (автолитография В. Мишина). Страхов замечает, что от этого его лицо приобретало простонародное, солдатское выражение. 8.
Перова. В мае 1872 года В. Г. В живописи Серебряного века мало иллюстраций к его произведениям. Не до антикварских луп, не до коллекционерских приемов.
В то же время в его иллюстрациях писатель становился современником, говорил о проблемах, волновавших человека нового столетия. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли». 13) и в конце тома, в Указателе иллюстраций (с.
-- пишет он в своих письмах -- какие памятники, византийские залы, церкви. (Из книги: Лясковская О. Л. Так же фотография датирована и в каталоге Музея памяти Достоевского ( 3110): «Москва. Она как больная птица, которая не может лететь она и жертва и преступница. В нем художник отобразил истинный характер знаменитого писателя. Об использовании в сюжете повести «Село Степанчиково и его обитатели» эпизода из «Записок Пиквикского клуба» см. : наст.
Это была естественная реакция на официально-казенные штампы, нивелирующие человеческую личность. 19 февр. Художник придумал особую технику: граттографию. Покажите Мне монету, которою платится пдать.
изд. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку. Трутовского, о которых шла речь выше. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. В «Летописи жизни и творчества Ф. М.
На гравюре В. А. Перов не идеализирует внешность Достоевского – на вид простого человека. Степанова и К. А. «Цивильный» сюртук и белоснежную рубашку заменило что-то, отдаленно напоминающее военную форму. А потому сущность исторического события и не может быть представлена у художника точь-в-точь так, как оно, может быть, совершалось в действительности. Конечно, это еще не создатель «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов».
Тогда одна из журналисток написала: «Главное для художника — углубленный психологизм, умение разгадать внутренний мир человека, выразить его духовную жизнь». Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. В 1885 году в 1 журнала «Исторический вестник» были опубликованы воспоминания о Достоевском Зинаиды Артемьевны Сытиной, дочери А. И. СПб., 1992. К. А.
На русский язык оно переведено M. Л. Михайловым (Современник. Достоевский в воспоминаниях современников. Снимок сделан в том же самом фотосалоне. 1861. III. Достоевская.
Гоха и М. Б. » 7 В этой связи заметим, что 3. А. На стене над этим столом висел фотографический портрет Федора Михайловича. » (Ф. М. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. Фотография (погрудный портрет25) раскрашена акварельной краской. Но при всем том во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе.
И он часто и видел обиду там, где другой человек, действительно ставящий себя высоко и предполагать бы ее не мог. Дерзости, природной или благоприобретенной вследствие громких успехов ипопулярности, в нем тоже не было, а, как говорю, минутами точно желчный шариккакойто подкатывал ему к груди и лопался и он должен был выпустить эту желчь, хотя и боролся с нею всегда. Ведь и Диккенс — жанр, не более но Диккенс создал «Пиквика», «Оливера Твиста» и «Дедушку и внучку» в романе «Лавка древностей». Интересно, что редакция академического Полного собрания сочинений писателя выбрала именно эту фотографию для помещения на фронтисписе в томе, содержащем «Записки из Мертвого дома».
главу 4) художник передает с помощью двух профилей, обращенных друг к другу. Даже поза писателя, сидящего, чуть откинувшись назад, с ногой, закинутой на ногу, на снимке Гоха воспринимается как зеркальное отражение позы на снимке Лейбина (где Достоевский изображен с Ч. Валихановым): в одном случае полуоборот корпуса вправо, в другом – влево. T. 1. II.
Этот выбор, возможно, неосознанный, но абсолютно не случайный. В ее записной книжке конца 1880-х гг. Полн. М., 1983. Нос не то, чтобы длинный, а востренький, точно у птички". Достоевского.
В этом смысле какая великая вещь искусство. » (XXI, 255) обращаясь к статье H. К. Михайловского, Достоевский утверждает, что вопрос формы, то, что Михайловский называет «удовлетворением праздного любопытства», на самом деле вопрос «глубокий» и «гуманный», а искусство «в этом смысле» «великая вещь». "Я помню, у нас в конце сада была роща, густая, зеленая, тенистая, раскидистая, обросшая тучною опушкой. Ноги у него начинаются чуть ли не с самой груди это значит, порода. мы замечаем поэзию не дворцов, а простых домов, гармонию их бытия. Также см. Репина, «Грешница» Г. И. Семирадского и «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (или «Утро во дворце Анны Иоанновны») В. И. Якоби.
«Имя Диккенса более или менее известно у нас всякому образованному человеку», — писала в 1844 г. «Литературная газета». IX, 239, 40l. 1873. Его оттеняет пятно белой рубашки и черного в красную крапинку галстука.
По своей коллизии и сатирической направленности близка искусству П. А. Федотова. Иллюстрации выполнены в обычном для Э. Неизвестного стиле сюрреалистического натурализма. Жил он тогда (не по совпадению ли. ) недалеко от Подьяческой улицы, на берегу канала, в районе, где томились и страдали многие герои Достоевского.
Уже в юности Глазунову удалось уловить эти тонкие материи в образе великого коммуниста и журналиста и в каждом следующем его портрете у героя неизменно «говорящие глаза». Т. 1. M. Л., 1932. Портрет Ф. М. Сытиной, опубликованных в 1885 г. 9 По-видимому, А. Г. Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне.
Когда я прочитал Преступление и наказание, мне захотелось впервые иллюстрировать Достоевского – пробовал, но у меня не выходило, – так критическим оценил свой опыт художник. Образы Сони и Раскольникова, воссозданные Добужинским, относятся к 1890-м гг. Тулинова. Перов. В результате границы бороды почти слились с мундиром, следствием чего явилось изменение общих пропорций лица: оно стало более округлым, «упитанным», взгляд – официозно-тяжеловесным. Фаворского Достоевский стоит перед столиком с кипой типографских гранок в руках. вопрос, так что не все эстетические вопросы суть вопросы праздного любопытства.
Однажды он сидел в отчаянии у мольберта, разглядывая свои рисунки. Среди описания героя «Подростка» можно встретить портрет Вольтера, а изображениями Шекспира пестрят страницы «Бесов». Говорят Ему: кесаревы.
В. А. M, 1971. В коллекции Государственного Литературного музея хранятся две близкие между собою фотографии Михаила Достоевского, выполненные в «Photographie centrale». Эта борьба выражалась на его лице, – я хорошо изучилаего физиономию, часто с ним видаясь. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Портреты к Преступлению и наказанию исполнены в психологическом ключе. В. Г. Погодина и других.
Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. И в этом также очень точное попадание в образ человека, никогда не соблазнявшегося «тайнозрением зла», но распинавшегося «за то, что придет или, по крайней мере, должно прийти», страдавшего и веровавшего «от любви, не от страха». В частности, «точность и верность» воспроизведения тот рассматривал лишь как «материал из которого потом создается художественное произведение». Между тем у нас именно происходит смешение понятий о действительности. Ф. 212. В pendent взгляду и более твердая, волевая складка губ.
Пыпина – 414 (и в 1930 г. в альбоме А. М. Так, в портрете работы В. Фалилеева (1921) подчеркнуто внутреннее напряжение мысли художника, создателя Братьев Карамазовых, пророка и мыслителя: при внешней узнаваемости, в портрете доминируют те черты, которые не может передать фотография. Баумана Достоевский сидит на фоне геометрического орнамента, украшающего задник фотоателье и строгие геометрические формы удивительно удачно контрастируют с динамичной, «неправильной» фигурой писателя. 33 В 1869 г. Главное инженерное училище отмечало свое 50-летие. 34 Впрочем, у нас есть прецедент, когда в фотоателье М. Б. Достоевская упоминает как семейную ценность в своей завещательной тетради, надписанной «En cas de ma mort ou dune maladie grave» («Ha случай моей смерти или тяжелой болезни», фр. ). Гоха (хотя поворот 3/4 вправо зеркален по отношению к петербургскому снимку).
Что вообще автор способен писать прекрасным, языком это неоспоримо. Такое небо не сулит надежд, а резкие росчерки вносят дисгармонию с округлостью облаков. Как и на фотографии работы И. А. Тургенева, А. Н. Перову писатель во многом был близок. Дневник и записки.
По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее. соч. Основатель общества передвижников. Достоевской) проставлено: «Париж, 1863».
4. "Ей наверно лет двадцать пять. Глаза маленькие, злые и наглые. Звание академика живописи ИАХ. Мышкин, Рогожин, Свидригайлов, Федор Карамазов, Ставрогин, Шатов, -- все они записаны с поражающей силой жизненности и редкой Экспрессией.
Третья фотография как будто продолжает начатое движение. 76), которую Достоевский мог прочитать непосредственно перед тем, как приступить к статье «По поводу выставки». Кожа удивительно гладкая, чистая. И художник создал портрет-картину. Идеальная обстановка – если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение. Подобно Перову, художник психологически тонко отобразил Достоевского-творца, запечатлев его взгляд, погруженный в себя. Он одет в длинный темный сюртук.
Достоевский. Общие черты лица округлые. 8 апреля. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М.
Ключевская, А. З. 9) эта фотография датирована тоже 1861 г. : «4) Портрет от 1861 года без бороды». В Руссе» (последнее, по-видимому, указание на место хранения) и тут же под 3: «Портрет фотогр в Семипалатинске в 1858 году. Взгляд углублен в себя.
Книгу Кюстина Достоевский оценивал иронически (см. : «Петербургская летопись» (1847), «Ряд статей о русской литературе. Сытиной. M., 1955.
О местонахождении этой фотографии Анна Григорьевна помечает «дома» (РГАЛИ. С. 158) «Песня о рубашке» (1843) — стихотворение английского поэта T. Гуда (Hood, 1793—1845) изображающее тяжелое положение женщины-швеи и направленное против эксплуатации женского труда. Мк (12:13-17), Лк (20:20-26) тогда многое бы стало тотчас понятно.
Глаза же были небольшие из светлых, быстрые и блестящие, в роде как бы две блестящие точки. Без преувеличения можно сказать, что этот случай представляет собой трудноразрешимую загадку. собр. Валиханов. Индивидуальным прочтением судьбы писателя отмечены графический лист Ю. Брусовани, рельеф из дерева И. Князева, бронзовая модель памятника Достоевскому П. Шевченко. В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли, с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз.
Сам герой так говорит о себе: Я мечтатель, у меня так мало действительной жизни. По моему взгляду, эта пагубная ошибка замечается в некоторых картинах г-на Ге. Так на страницах «Преступления и наказания» появляется портрет Канта, который рассуждал о нравственном законе. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф. М.
Руки сложены на коленях, одною из них Достоевский придерживает форменную фуражку. Русский историк искусства Н. П. Видимо, почувствовав интуитивно родственность взглядов писателя и художника, П. М. Гравюра на дереве. Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне.
Вызов предательству, надругательству над святынями, разрушению духовных основ, антикультуре. 85).
С. 92. собр. Мы встречаемся здесь с целостной философской системой художника. Достоевской сделана карандашная надпись: «1861 или 1863 получен от Анны Ивановны Майковой. Горд, как павлин.
Петербург словно освящает их свои величием. В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли, с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз. Что-то баранье в выражении лица, по своему заменяющее глубокомыслие. Но только несколько мгновений дано на их рассмотрение и запоминание. С. 305). И. «живая жизнь» ушла из этого портрета Достоевского.
Скабичевского – 415). В книгу вошли: «Тарас Бульба», «Записки сумасшедшего», «Коляска», «Старосветские помещики» и «Вий». Т. 1. СПб., 1861». 22 См. : Литературная газета.
Корсакова, Е. Д. Если предположить, что все Достоевские фотографировались у А. О. Перову писатель во многом был близок. 7. Видимо, почувствовав интуитивно родственность взглядов писателя и художника, П. М. (см. : XI, 237). Баумана на Невском проспекте: между ними есть некоторые черты сходства. Невысокий стоячий воротник подпирает подбородок.
Это нечто большее, чем комментарий интерпретация или соавторство. В исследовательской литературе называются разные даты – 1858 и 1859 гг. Жил он тогда (не по совпадению ли. ) недалеко от Подьячевской улицы, на берегу канала, в районе, где томились и страдали многие герои Достоевского. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Любимый материал Боклевского – карандаш и бумага иногда картон. Бергамаско, Однако на чем основана такая атрибуция, не сообщается. Достоевский в Семипалатинске // Ф. М.
С. 6. Идеи-то нет, так они теперь на феноменах выезжают. С. 89.
Если цикл «Город» сравнивают с лирическими стихами, то о цикле иллюстраций пишут, что в нем Россия предстает во всей своей социальной многогранности, многоплановости. А доктор С. Д. Яновский запомнил его таким: роста он был ниже среднего, кости имел широкие и в особенности широк был в плечах и в груди. Это Достоевский времени бурного романа с Аполлинарией Сусловой, первых опытов игры на рулетке, азартный издатель журнала «Время», который «завел процесс со всею литературою. ». Таковы иллюстрации к повести «Белые ночи», где реальна лишь мечта, а не жизнь.
Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. Но его нет и в петербургской части архива А. Г. В распоряжении Ходжикова была репродукция фотографии, помещенная А. Г. изд.
Перов просто и точно выразил психологическое состояние, которое передает словесная формула уйти в себя. Она находится в Дрезденской галерее и Достоевский хорошо ее знал. Это единственная фотография писателя, на которой он изображен с гладко выбритым лицом нет не только бороды, но, как кажется и усов (или они едва-едва различимы). Но скорее – стоит. Соболь, которая сообщила нам о разысканиях Е. М. Вrard de Clajeux.
С. 131—132 Стасов В. В. Немецкие критики о русском художестве на венской выставке. 34--83 (крит. Высокая худощавая фигура писателя освещена справа. Некоторые женские портреты остаются непревзойденными униками словесной живописи.
Барон сух, высок. Traduction franaise par Louis Viardot». Массовые издания вернули писателя широкой читательской аудитории. Достоевский, снята и десятилетняя дочка Михаила Достоевского Варя, умершая от скарлатины в феврале 1864 г. (эта фотография хранится в фондах Государственного Литературного музея). На писателе наглухо застегнутый, несколько кургузый обер-офицерский мундир. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета.
Они беззащитны в своей человечности, вызывают сочувствие и пронзительную жалость. Вот усталый старичек, на миг оставит мать, берется за ребенка. Метод его описаний абсолютно иной. Анализ картины Маковского, данный Достоевским, во многом близок анализу автора «Московских заметок», однако выводы Достоевского сложнее и глубже. 1863». Но для Перова «болезнь и напряженная работа» — всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель. Впервые напечатанная в «Москвитянине» (1850.
Бауманом редактором его в 1863 – 1864гг. Теперь, в 1870-х годах, Достоевский неоднократно спорит по общественным и художественным вопросам с H. К. Михайловским, поместившим в «Отечественных записках» за 1873 г. свой обзор «Литературные и журнальные заметки», в котором он ставит вопрос о роли литературы и искусства в общественной жизни. — Достоевский называет здесь ранние романы Диккенса, получившие широкую известность в России уже в 1840-х годах: «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1836—1837 первый русский перевод в 1838 г. в «Сыне отечества») «Приключения Оливера Твиста» (1839, первый русский перевод в 1841 г. в «Отечественных записках») «Лавка древностей» (1841 первый русский перевод в 1843 г. в «Библиотеке для чтения», вышел затем в 1853 г. отдельным изданием под названием «Дедушка и внучка» и в 1861 г. в обработке для детей под тем же названием был напечатан в «Подснежнике», 1—4). С. 82.
Тяжесть происходящего в романе передается с помощью ярких контрастов света и тьмы. И, кажется, достигнуто «равновесие», может быть, лишь на мгновение, между внутренним, «сокровенным» человеком и окружающим его миром, – чего так недоставало фотографии первой. Глазунов поступил в художественную школу, потом — в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им.
О Пиквике как одном из литературных предшественников князя Мышкина см. С. 81. Страхова, который так передает впечатление от первого знакомства с Достоевским в самом начале 1860-х гг. : «Наружность его я живо помню: он носил тогда одни усы и, несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза имел вид абсолютно солдатский, то есть простонародные черты лица» (Ф. М.
И, замечая особенную игру губ и какоетовиноватое выражение глаз, всегда знала, не что именно, но чтото злое воспоследует. Иногда ему удавалось победить себя, проглотить желчь, но тогда обыкновенно онделался сумрачным, умолкал, был не в духе». (Штакеншнейдер Е. А. : Из "Дневника и записок"). Искусство Глазунова – всегда и вызов и призыв. отдел). 112. 2 В Каталоге коллекции А. Г. Вот именно так, в такой же точно позе, но только не в платье «от Шармера», а в кандалах и половинчатой каторжной куртке стоял он когда-то на поверке посреди острожного плаца. прежде всего перед нами картина переживания чувства.
Глаза — одна из самых сильных черт на портретах Глазунова. Entre des Voitures, 9, Rue de Valois». Перов.
Но автор «Скверного анекдота», «Крокодила», задиристых полемических статей из журнала «Время» представлен на этом фотопортрете очень выразительно и рельефно. Говорят, Глазунов дни и ночи бродил по Петербургу, пытаясь проникнуться его духом, рассказать о городе так, как когда-то рассказал Достоевский, создав свой «петербургский текст» русской литературы. В этой же работе (1885) впервые появляется намек на такое понятие, как Петербург Достоевского. в Семипалатинске, проездом в Кашгарию», первым, кажется.
Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. Всплеск интереса к Достоевскому объясняется налаживанием книгоиздательской деятельности, появлением ряда крупных издательств, популяризацией классики. В главе тринадцатой пятой части «Соборян» рассказывается о нескольких случаях смерти от переедания долго перед тем голодавших людей. Ее в упор рассматривают купеческая семья. Лицо багровое. Человек, фонарь, дома – все это на фоне неба с черными овалами и белой пустотой.
Достоевского – пожалуй, одна из самых знаменитых работ В. Г. Алёкина). 16 Штакеншнейдер Е. А.
комментарий, к С. 89. Если конец эпохи был отмечен гениальной серией рисунков М. В. Добужинского к Белым ночам, то начало ее ознаменовано небольшой работой Б. М. Кустодиева к Неточке Незвановой, выполненной для Детского альманаха (СПб., 1910). Собко сообщает, что Перов больше всего ценил роман Преступление и наказание.
После этого художник специально написал портрет Васеньки (по другим сведениям – дописал сделанный с натуры эскиз) и подарил его крестьянке. 192 и 193). Расстегнутый сюртук — не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна — чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями и напряженной работой», как писал о Достоевском один из его современников. В 1925 году эта фотография была воспроизведена на фронтисписе первого издания «Воспоминаний» А. Г.
Достоевского в Петербурге. Чередование рисунков, смена ритмов, количественных соотношений черного и белого – все это развивает эмоциональную линию произведения – одиночество, надежда на счастье и снова одиночество. Кажется, будто герой заморожен, раздавлен ужасной новостью. также: Кийко E. И. Белинский и Достоевский о книге Кюстина «Россия в 1839» // Достоевский: Материалы и исследования.
СПб., 1993. Мир Достоевского с юности меня волновал, – вспоминал Добужинский. 4 марта 63). С. 224). По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее.
Фигурки героев изящны, грациозны. В обоих случаях аналогичное описание деревенской рощи со всеми ее очарованиями и страхами "Петербургский сборник" изд. Перовым, речь шла выше, а третий принадлежит известному граверу, рисовальщику, офортисту (Офорт – разновидность гравюры на металле) Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому. ознаменован новым интересом к творчеству Ф. М. Достоевского. 412.
Так что предположение остается лишь предположением. Между ними поток яркого света, высвечивающий решетку над головами героев. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Достоевской до нас дошел позднейший переснимок со старинного дагерротипа. Гоха, костюм на Достоевском «с иголочки» : модные панталоны в крупную клетку, просторный темный сюртук, светлый жилет.
– М. : Искусство, 1979. В 1871—1872 годах он работал над романом Бесы, в 1868 году был написан Идиот. Тем значительнее ценность этих портретов молодого писателя. И буквально в те же дни, когда Перов написал это полотно, Достоевский начал печатать в журнале «Преступление и наказание». С. 242—250). Но портрет Настасьи Филипповны еще не закончен. педагог П. М.
И скорее всего именно на ней основывает мемуаристка свое хронологическое указание. 9 В таком случае эта фотография как раз и могла бы стать документальным свидетельством встречи Достоевского и Валиханова в 1858 году. Очевидно, что в собрании А. Г. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель. 9.
Лицо, по немецкому обыкновению, кривое и в тысяче мелких морщинок в очках сорока пяти лет. С. 85. 1 Утро Юга (Ростов-на-Дону), 1914. "Что за архитектура.
Думается, что интерес к роману Идиот был вызван одноименным спектаклем БДТ (см. Мостовая с ее рябью похожа на уносящуюся реку. Майкова, М. И. Он не сошел с ума — он разочарован, уничтожен, убит. С. 195).
На них я не прочел ничего. Пейзажей у Достоевского гораздо больше, чем это принято обыкновенно предполагать. Однако простота внешности писателя уравновешивается глубокой духовностью. Будь то Чили, Вьетнам, Франция, Италия или Россия (строительство Байкало-Амурской магистрали, города и села России). Находки краеведа.
С. 124 – 144). 8 Нельзя исключать, что Б. Г. Тициан изобразил его в известной картине своей «Кесарево кесареви». А. Ф. Писемский писал Островскому в 1850 г. : «Ваш Банкрут — купеческое Горе от ума или, точнее сказать: купеческие Мертвые души» (Неизданные письма к A. H. Островскому. В частности, снимок второй половины 1840-х годов мог быть только дагерротипом. По свидетельству А. Г. Достоевской, «Христос с монетой» — одно из любимейших живописных произведений писателя (см. : Достоевская А. Г. Воспоминания.
Все это мелькает с изумительной быстротой и незабываемой четкостью. Почти всегда внешний облик героев Достоевского не ограничивается изображением их лица. На этот счет у исследователей существуют разные мнения. 22, ст. Теперь, напротив и корпус и голова поставлены твердо ниспадающая почти отвесно, ниже границ кресла, пола темного сюртука, контрастно выделяющаяся на фоне светлых панталон, подчеркивает общее движение кадра (равно как и колонна на заднем плане). 1873.
Фигура писателя погружается в полумрак и таким образом отдаляет зрителя. Материалы и исследования. Вот почему городские декораций преобладают в его романах. 761)24 обозначено, что это фотография работы Э. Бондонелли.
Г-н Ге гнался за реализмом. Впоследствии он абсолютно отказывается от приемов тщательного изображения каждой мелочи во внешности или обстановке своих героев Он даже открыто иронизирует над подобным фотографическим реализмом. имеется в виду картина «Динарий кесаря», 1516 год. Признанный мастер бытового жанра и портрета. сидит у балюстрады), хранящегося в Музее Пушкинского Дома, рукой А. Г. Направо, вслед за движением рук, несколько наклонена и вся его фигура. появились иллюстрации к произведениям Ф. М. Достоевского, выполненные Б. Басовым (к изданию ранних повестей Достоевского на английском языке), В. Хруслова (бакинское издание Идиота), Н. Симоновской и А. Гончаровым (издание Братьев Карамазовых с заставками), В. Линицкого.
Но когда же. Но плохо просматривающиеся под сюртуком (в силу особого положения корпуса на обоих снимках) жилет и галстук не подтверждают такую идентификацию. 34 К тому же фотографию Баумана отличает присутствие обязательных атрибутов фотосалона (задник с характерным орнаментом, кресло со специальной подставкой для рук), в то время как на рассматриваемой фотографии какие-либо внешние элементы полностью отсутствуют: только сам Достоевский на размытом, нейтральном фоне. И он должен быть похож иначе это не портрет. Гейбовичу и уезжает в штатском. 18 марта.
Бессонова и Достоевского. 5. Витамины жизни, витамины натуры. предшеств. В своих воспоминаниях К. А.
1929 г. Портрет Ф. М. Все эти иллюстрации сближаются между собой невысоким уровнем исполнения. главу 2). И именно оно, это «страдальческое сознание» самого Достоевского и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица». Однако рассмотрение этого мемориального экземпляра, ныне хранящегося в коллекции ГЛМ (КП 35714/2), на обороте которого рукой жены писателя записано: «С фотографии Щетинина. И ризнице жемчуг великолепнейший, меряют четвериками изумруды в треть вершка, алмазы по полумиллиону штука.
M., 1972. Сохраняется у художников и желание осмыслить личность писателя сквозь призму традиционных, но не исчерпавших себя формул (певец униженных и оскорбленных, самый петербургский писатель). Добужинский не только становится вровень с Достоевским. Замечалось в нем и много болезненного – кожа была тонкая, бледная, будто восковая.
Les passions criminelles. Портрет Ф. М. Щетинина. собр. 1992. 21--26. В этих рисунках открываются страшные глубины нравственного падения человека. Обе руки одинаково напряжены.
Чтоб избегнуть мнимой ошибки, он придумывает (случаи бывали) смешать обе действительности – историческую и текущую от этой неестественной смеси происходит ложь пуще всякой. В воспоминаниях Григоровича сохранилась любопытная страница о том, как он читал Достоевскому свой первый рассказ. Среди них один из прекраснейших -- Грушенька в "Братьях Карамазовых". (прим. С. 185).
В 1920-е гг. В статье «Старые люди», рассказывая о встрече в Тобольске с этими «великими страдалицами», Достоевский писал так: «Они бросили всё: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой только может быть. Напротив, отталкиваясь от самой модели, художник привносит в портрет созерцательный настрой, располагающий к размышлению, то есть к соработе зрителя. В этих произведениях сильнее, чем в поздних, более социальных романах, сказались романтические мотивы творчества Диккенса, в них ощутимее то, что Достоевский именует «идеальностью», призывая русских художников «не бояться идеальности, но смело доверять ей» (см. : Фридлендер Г. M.
Писатель на ней представлен наиболее «художественно» из всех фотографий этого времени: видно, что фотограф понимал свое дело не как ремесло, но как искусство. Александрова: «. Фактически Достоевский в своих эстетических оценках произведений того или иного художника исходил из степени близости взглядов этого художника своей собственной общественной позиции. 1867. Paris, 1840 4-е, доп изд. — 1843) и барона Августа фон Гакстгаузена (1792—1866) «Studien ber die inneren Zustande, das Volksleben und insbesondere die landlichen Einrichtungen Russlands», Bd l—3.
1955. Представляем 4 наиболее удачных работы, по которым ученики могут составить краткое устное высказывание (по выбору). О картине Шульца подробно и сочувственно рассказал Нил Адмирари в статье «По поводу выставки в Академии художеств» (Голоc.
Работа продолжалась с 1873 по 1879. Все это мелькнуло мне в глаза в три секунды". Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит» и уйдешь, ничего не сказав.
С. 89. Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. соч. С. 88 Чуть только я прочел в газетах о бурлаках г-на Репина.
Она-то и манит, а точнее, втягивает в себя, в свои бездонные глубины. Отсюда это осознание им крестного пути для человека, страны и народа. 1873. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Введение» (1861).
Из своей «Тайной вечери», например, наделавшей когда-то столько шуму, он сделал совершенный жанр. Лицо Христа выражает удивительную кротость, величие, страдание» (Достоевская А. Г. Дневник. 23 В Каталоге коллекции А. Г. Во «Всемирной иллюстрации» портрет Достоевского дан оплечно и заключен в медальон, помещенный на фоне каких-то фортификационных сооружений и другой военной атрибутики. 32 Вся динамичная фигура писателя оказалась отсеченной, органически связанный с общей позой наклон головы выпрямлен чертам лица придана необходимая для юбилейной публикации33 официальность.
Герой изображен на фоне выбеленных белой ночью домов, застывших, одиноких и безмолвных. И разные места съемки – Семипалатинск, Омск. Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год.
Достоевской (см. Некоторые описания князя Мышкина похожи на изображения Рене Декарта, которому принадлежит фраза «Я мыслю, а значит, существую». Тулинова Достоевский менял галстуки в процессе съемки. 35 Эту фотографию («портрет со сложенными руками, в складной рамке») А. Г. Если литография Бореля (и лежащая в его основе фотография Тулинова) – это 1861 – 1862 годы, то рассматриваемый снимок скорее должен быть датирован серединой 1860-х годов. T. 8.
Cp. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Вдруг раздался звонок в дверь мастерской: На пороге стояла Неточка. Во главу угла ставится идущее от В. Фаворского понимание книги как единого организма.
15. 6), комедия была запрещена цензурой и вновь появилась в печати, в иной уже редакции, в 1859 г. в первом томе «Сочинений» Островского. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра.
В чертах лица появилась спокойная уверенность, взгляд в объектив стал более пристален. Соколова) гравером Августом Яновичем Даугелем (1830 – 1899) вырезана гравюра на дереве, помещенная в 52 «Всемирной иллюстрации» за 1869 год в ряду портретов знаменитых воспитанников Главного инженерного училища (которое Достоевский закончил в 1843 году). 31 Но какая убийственная метаморфоза произошла при переводе изображения в другую технику. М. Л., 1934. Маленькая девочка смотрела на Глазунова встревоженными серьезными глазами.
Пожалуй, лишь за исключением снимка А. О. Решительными штрихами очерчено лицо страстного и стремительного Раскольникова, мелкая злоба и подозрительность старухи процентщицы передана аккуратными прикосновениями старательного карандаша. В 1861 г. в «Современнике» была опубликована статья M. Л. Михайлова «Юмор и поэзия в Англии.
Художника же в данном случае интересует совсем другое— Достоевский-мыслитель. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф. М. О втором прижизненном портрете Достоевского, созданном В. Г.
Ощущение величия времени, присуще писателю трагедийного мировоззрения. Губы сжаты в ироническую складку. 1924. При всем величии произведений, Достоевский на портрете Перова показался мне скромным, даже немного печальным. Как будто он озабочен чем-то важным или обдумывает сюжет следующей книги, которая обязательно должна стать гениальной. Не так я представляла классика. Но, благодаря точности и прорисовки мелких деталей портрета, можно увидеть намного больше, чем кажется на первый взгляд. Например, глаза этого человека не просто грустны, они внимательны, они видят так много, что потом хотят поделиться всеми теми мыслями, которые рождаются как результат анализа увиденного. Поза писателя свидетельствуют о сосредоточенности на главном в этой жизни, что помогает ценить простоту, главную особенность любого произведения автора.
О его отношении к этому сочинению см. Он отмечает в заключение, что "аксессуар мог бы выйти хороший.