Дюрер Апокалипсис
P. s В комментариях использваны материалы статей Н. Веденеевой к каталогу выставки Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков. Дюрер не стал показывать ужасы последних дней, о которых гласит текст Апокалипсиса. Дюрер создавал свои шедевры Апокалипсиса в эпоху подъема Северного Ренессанса. Альбрехту Дюреру было всего 27 лет, когда он задумал «Апокалипсис».
И – прибавим теперь биографический момент выставки – вы решили не ограничиваться «Апокалипсисом» Дюрера. Так «Апокалипсис» Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую, связуя предшествовавшее Ренессансу и то, что должно было за ним последовать. Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546 – 1555). Но так совпало, что сейчас открыта выставка гравюр Альбрехта Дюрера «Апокалипсис».
Цитата: NatkaZАпокалипсис пусть остаётся у Дюрера на гравюрахМечты, мечты. Валентина, спасибо Вам за проделанную работу: описание «Апокалипсиса» Дюрера и представление его картин. Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555). Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555). В типографии наборщики набрали выдержки из Апокалипсиса, на которых, по долгому размышлению, остановился Дюрер и распределил их па оборотах гравюр.
Дюрер проиллюстрировал «Апокалипсис Иоанна». Издание содержит 16 черно-белых гравюр на дереве из цикла "Апокалипсис" Альбрехта Дюрера, вводную статью и описание содержания гравюр. Валентина, спасибо Вам за проделанную работу: описание «Апокалипсиса» Дюрера и представление его картин.
Наследие Альбрехта Дюрера ценно для нас тем, что донесло очищающую силу древней книги Библии «Апокалипсис», предсказания которой разворачиваются в современном мире.
Описание картины дюрера мадонна с грушей
И у них черный цвет. И это была личностная искренняя вера в Бога. Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис». Он сослал Иоанна на остров Патмос. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло.
Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. Одна такая волна прокатилась по Европе в преддверии конца первого тысячелетия. Не «не должен», а именно «не может». Библия имела успех.
Сидящий на престоле держит книгу, запечатанную семью печатями. Дюрер составил первый в Европе магический квадрат изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см. Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста). Подавляющая часть пространства отводилась небесам и грозному Судне, там восседающему.
В его лице иногда видят сходство с Дюрером. семейство с кузнечиком» (около 1494-1496), «Три крестьянина» (около 1497), «Блудный сын» (около 1498). Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу.
Печалующегося Иоанна. «Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге.
- Апокалипсис по Альбрехту Дюреру
- Альбрехт Дюрер: дизайн "Апокалипсиса"
- Откровение Дюрера: концентрация и драматизация
- Гравюры Альбрехта Дюрера из цикла Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова
- Апокалипсис» Альбрехта Дюрера – шедевр европейской обрезной гравюры
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Сюжетные картины Дюрера раннего периода отражают поиски индивидуальной манеры, в которых он стремился соединить опыт своих немецких предшественников и новации итальянцев («Алтарь Паумгартнеров», ок. Развитие в этом направлении можно наблюдать в Германии в течение всего пятнадцатого века.
Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8). Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому абсолютно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные. Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис». За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города.
Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера. Оба думают, что можно вот-вот победить. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди.
- Также нашу рассылку вы можете получать через
- Напишите отзыв о статье Апокалипсис (Дюрер)
- Отрывок, характеризующий Апокалипсис (Дюрер)
- Гравюра "Четыре всадника Апокалипсиса", которую написал Альбрехт Дюрер для Библии
Дальше его традицию продолжала живописная игла Рембрандта. Вся обстановка, окружающая святого, демонстрирует зрителю гармонию мирового устройства. Портретная живопись Дюрера Это обусловило изображение страдающего Христа с чертами лица художника, как на гравюре «Голова Христа» 1498 г., либо, наоборот, придание собственному облику черт Иисуса, как на автопортрете 1500 г. О том, как мир символов и аллегорий постепенно превращается в мир фактов и живой реальности, свидетельствует портретная живопись Дюрера, выражавшая специфическое мировосприятие немцев. Мастер помещает две монументальные фигуры, представляющие Господа на престоле и Иоанна Богослова, в своеобразную «ротонду» из светильников, тем самым сообщая изображенному пространству архитектурность, свойственную живописи итальянского Возрождения. И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св. – Только вдвоем.
Особенность искусства этого периода — экспрессивность. Но Дюрер – автор и живописных полотен. На траве рядом с Иоанном раскрытая тетрадь. Особенно часто он писал автопортреты. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания.
- Еще по теме «АПОКАЛИПСИС» ДЮРЕРА
«Ибо пришел великий день гнева Его и кто может устоять. » 7-й лист. о котором свидетельствуют рисунки с итальянских гравюр, в том числе с «Битвы морских божеств» А. Мантеньи (Вена, Альбертина), влечет Дюрера в Венецию, где он проводит зиму 1494/95. Не так давно я открыл для себя «Большую Библию Мортье» 1700 года. «Апокалипсис» изначально – книга для чтения, канонизированный сравнительно поздно, она не участвует в литургической практике и в ее авторстве многие сомневаются. К ним является с востока иной Ангел, держа в руках распятье — «печать Бога живого».
А его сосед что-то назидательно говорит, наверное: Сам виноват. Оно простирается от края листа и до края – от одного конца мира до другого. Квадрат Альбрехта Дюрера). Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников.
– взмахом, другая – властно протягивает книгу Иоанну. По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые совершенно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях.
Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. Многие из них отображают библейские предзнаменования и описания Конца Света, Апокалипсиса. Прекрасен далекий горизонт. Первый день тысячного года будет последним днем существования света, решили люди. Гравюр сохранилось не так много – почему.
Новаторство мастера проявилось в создании оригинальной «сценографии» произведения. Популярность гравюр серии была связана с широко распространённым в это время ожиданием конца света в 1500 году. Создает Дюрер и большое число автопортретов. Это ему пророчилась неминуемая гибель. Замысел Дюрера близится к завершению. «Праздник четок» — бесспорный шедевр Дюрера, в котором немецкая любовь к деталям органично сочетается с итальянским размахом, а рационализм пространственного построения дополняется чувственным великолепием колорита. В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр).
Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса». Император Домициан приказал бросить его в котел с кипящим маслом. Художник рисовал и друзей, знакомых, оставил прекрасный портрет своей старенькой матери. Сохранилось четыре живописных портрета, датированных 1521-1528: портреты неизвестного бюргера (1524), нюрнбергских купцов Якоба Муффеля и Иеронима Хольцшуэра (1526) и гуманиста Иоганна Клеберга (1526). Но вместо цвета Дюрер прорисовывает на доске глубокую, экспрессивную, светотеневую линию. – Сторонников возрождения капитализма, раз левые диссиденты надеялись спасти смертельно заболевший социализм.
«Малые страсти» состоят из 36 листов небольшого формата. А Дюреру все еще не верится, что работа закончена. «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их».
Дело в том, что поздний Микеланджело, маньерист, оказался ренегатом Возрождения, Высокого Возрождения. С. 236-237). Ведь и его «Апокалипсис» был революционной песней и также направленной против Рима. Четыре карающих Ангела, стоящие «на четырех углах земли», остановлены повелением свыше. Не сразу удастся обуздать приступ острого недовольства.
По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые абсолютно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях. Иероним», «Меланхолия». Дюрер с симпатией изобразил простых крестьян («Три крестьянина», «Пляшущие крестьяне»). Но это им удается плохо. Следом идет «Дрезденский алтарь» и «Семь скорбей» — обширный полиптих. Дюрер создавал свои шедевры "Апокалипсиса" в эпоху подъема Северного Ренессанса.
В Кёльне появилась Библия с гравюрами. Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени. Среди гравюр – серий «Большие страсти», «Жизнь Марии» и отдельных работ – наибольшую известность приобрели «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия».
Так вот за исходное – гармонического типа идеал – было принято в качестве исторической конкретизации искусство Высокого Возрождения (слияние телесного с духовным) иллюстрируемое на Синусоиде идеалов точкой на середине синусоиды (при этом время, считаем, течёт слева направо). Вверху листа парит белый ангел. И в ее красоте нет ничего зловещего. И это также является чем-то новым. Рука, подъятая для клятвы, пробивает облако огромным – в полнеба.
Он благословляет грозное апокалипсическое войско. Альбом, где главенствует изображение. Он родился в городе Нюрнберге, который в то время был центром книгопечатания. И вавилонская блудница превращается для Дюрера в современный ему Рим. И тогда появится Иисус на белом коне и обратится к вам: «Я брат ваш и раб подобно вам». Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8). Дюрер решил на одном листе (Блудница Вавилонская) соединить столько сцен, для скольких его предшественнику – художнику кобергеровской Библии понадобилось четыре отдельных гравюры.
Дюреру было двадцать пять лет, когда он начал работать над гравюрами к «Апокалипсису». Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все. Капитализм я считаю низостью. Едва преодолев одну крутизну, он оказывался перед другой. Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков). Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения». Гравюры сделали Дюрера выдающимся художником всех времён.
И вот эта жизнь искусства среди людей очень интересна. Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города.
Не напоминание ли об ордах, некогда двигавшихся на Европу с Востока и снова угрожающих ей. В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть. Дни люди проводили в убийствах, ночи — в страхе и тревоге: пишет современник.
Дюрер приезжает в Италию. 76). То есть готика есть некая успокоенность после героичности (романского искусства воинствующей ценности потустороннего мира). Одни молитвенно складывают руки перед зверем, другие пытаются отвернуться от него, хотя бы глаза отвести в сторону от стыда, что вынуждены ему поклоняться (Зверь и дракон). Судите сами: похоронная процессия едет по Кавказу и падает в пропасть.
Целая стопка. Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. Фигура Ангела, неотделимая от фона, венчает изображение. И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса.
Альбрехт Дюрер — знаменитый немецкий художник. Ему чудятся вопли погибших за веру и оставшихся не отмщенными. Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Видны исписанные страницы. Но по праву этот заяц навсегда останется произведением искусства высшего уровня. Их вешали на мокрые стены, они портились их снимали и вешали новые.
Людьми сильной воли, независимой мысли показывает Дюрер и героев своей монументальной картины «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен). Он разглядывал их сам. С одной стороны, это может быть Макс Гигер, Ларс фон Триер и Мэл Гибсон, конечно – они явно продолжают писать натуралистическую (исторически или фантастически) «книгу наказаний». И поскольку смерть была совсем рядом, а жить хотелось, мертвец был каким-то «соседом справа», с которым можно было даже и поговорить. «Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений.
Один ангел низвергает принесшего несчастья змея древнего, черта, в бездну, а другой показывает Иоанну не небесный рай, как в тексте «Откровения», но царство небесное на земле, красивый небесный город, врата которого стережет ангел мира. Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, женился на Агнесе Фрей и открыл собственную мастерскую. Муки творческой души, стремящеися проникнуть в тайны мироздания, составляют содержание самой загадочной из гравюр — «Меланхолии». В восприятии природы он обнаруживал черты, присущие всем художникам Северной Европы.
Это уже слишком близко, что-то интимное. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения. иллюстрации к «Кораблю дураков» С. Бранта и др. Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису» проникнуты духом реформации. Альбрехт Дюрер — знаменитый немецкий художник, гравер. Мельчайшие штрихи отчетливо рисуют стремительное движение галеры к берегу.
Побуждаемый ангелом, он поднимает свой взор на небо, где видит Марию с Младенцем, «облаченную в Солнце, под ногами ее – Луна» и совсем не замечает демона, пытающегося утащить у него чернильницу. А дети чем виноваты. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку. Но Иоанн вышел из котла невредимым. Смерть, ад, муки грешников, демоны, Дьявол, ангелы Может быть именно вот таким образом они так сильно занимали и занимают умы людей, даже далёких от искусства гравюры. В работе прослеживаются тенденции, характерные для творчества мастера: с одной стороны, — следование традициям средневекового искусства (неправильная перспектива, тонкие резкие контуры), с другой, — реалистичное изображение героев с заострением внимания на их индивидуальных чертах.
Самое удивительное в гравюре – толпа. Голоса громов зримыми не сделаешь, по ощущение могучей силы, которая создается строкой о семи громах, проговоривших голосами своими (Иоанн глотает книгу), определяет величественный строй гравюры. А у Беллини сестра замужем за Монтеньи, а родной брат Жентиле Беллини в 1480-м году посылается венецианским сенатом в Стамбул, чтобы там писать портрет Мехмеда II, который в 1453 году захватил Византию. В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» — пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи. В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей.
Незадолго до этого он вернулся в Нюрнберг из своих длительных странствий, за время которых он побывал в западной Германии и Италии. «Апокалипсис» играет особенную роль в творческом развитии Дюрера. «Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. Первой стала «Четыре Ведьмы». А спрятав ее, снова пророчествовать, ощущая горечь тайны на губах. Не больше.
Сейчас. Как разносторонне одаренный мастер, Альбрехт Дюрер занимался также алтарной живописью. Жил и работал в Нюрнберге — одном из главных культурных центров Германии того времени. Слева и справа, на боковых створках, размещены образы св. Не против Рима императорского, но против папского Рима.
И не только потому, что отличался привлекательной внешностью. Не «не должен», а именно «не может». Он страстно добивался того, чтобы его гравюры были как можно более убедительными. В последующее время он создал более или по меньшей мере столь же значительные работы, но никогда более — произведение, до такой же степени исполненное страстности и юношеского воодушевления определенной идеей, как «Апокалипсис».
В них словно отражены разные грани духовной жизни эпохи: активное служение Истине, воплощенное в образе сурового воина, следующего по избранному пути, не страшась ни козней дьявола, ни самой смерти «тихий» подвиг научного труда, красота и возвышенность уединенной созерцательной жизни, которую олицетворяет склонившийся над рукописью святой Иероним. Дюрер придал небесному пространству ощутимую глубину – оно кажется бесконечным и гулким. Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов. У меня на столе лежали отчеты инспекторов двухнедельной давности. 234-235). С «Апокалипсисом» же просто повезло.
Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии. Ангелы повернуты друг к другу спинами. Реформация. Этот биографический момент был очень важен. Полная гибель всего человеческого рода кажется близкой. Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей. И это также является чем-то новым.
Больше всего сил отдал художник Иоанну. это«Св. Самая известная гравюра серии – «Четыре всадника Апокалипсиса».
Кажется, получилось. Разглядывали его внимательно и неспешно. Художник резко противопоставил два человеческих образа.
Но тут возникает принципиальное затруднение касательно того, что надо понимать под гармонией. Но связь между Иоанном и светильниками не только в ритмической созвучности. При сравнении некоторых композиций «Апокалипсиса» с произведениями других граверов, предшествующими его созданию, обращает на себя внимание отсутствие у Дюрера плоскостного геометрического орнаментализма, который составляет главное очарование работ Неизвестного художника конца XV в. Особое отношение к проблемам объемности и глубины сформировалось в творчестве Дюрера под влиянием итальянского искусства.
И вот таким образом уже нет страха, можно посмеяться, можно пошутить, уговорить смерть. В Государственном Музее архитектуры им. Надо сказать, что в эпоху Ренессанса отнюдь не все хотели ставить автограф. Крестный отец и учитель Дюрера – самый знаменитый европейский книгоиздатель.
В пику антиподу, потребительскому католицизму, скажем так. Эти события порождали чувство отчаяния, духовного смятения и ощущение приближающейся мировой катастрофы, как отражение этих настроений и возник «Апокалипсис». На подтверждение я наткнулся нынче в связи с Дюрером. Известно, что Дюрер в 21 год, в 1492 году приблизительно, попадает в Венецию и знакомится с Джованни Беллини, который на тот момент уже старик и который, вместо того, чтобы отравить гостя, как поступал со многими, принимает у себя молодого человека. Вслед за последним всадником ползет по земле чудовище с открытой пастью.
Сделать зримым бесконечное благоденствие немыслимо трудно. Знаменитая гравюра «Четыре всадника» иллюстрирует грозное пророчество Иоанна Богослова о бедствиях последних времен: войне, голоде и смерти. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника. На других лицах написаны робость испуг или протест. Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги.
Прорыв в ренессансной живописи Германии Произведение портретного жанра – диптих «Четыре апостола» (1526), где античный идеал красоты соединен с готической композицией и сакральным подтекстом. Вообще немного нужно людей, чтобы искусство зажило. Он и одет не так, как они.
Дюрер просто не дает нам читать, воздвигая перед глазами вертикальные картины и заставляя глаз двигаться сверху вниз, как по музыкальной партитуре для обеих рук. Этот биографический момент был очень важен. и вот конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним» (Отк.
И все выполнены – мистика какая-то – как-то одинаково. Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Threr впоследствии она стала записываться как Drer. Упругое облако прогибается под их тяжестью.
А внизу, насколько хватает глаз, расстилается мирный пейзаж. И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс. Кто-то, как и Дюрер, создает в одном кадре сферу, памятуя богооткровенное «Я – Альфа и Омега». Стремясь выразить не передаваемую словами сущность божественного в формах и красках, Босх в качестве главного выразительного элемента виртуозно использует свет: он предстает то в виде столба огня («Низвержение грешников»), то вспышек пламени («Ад»), а в сцене Вознесения в Эмпирей превращается в ослепительный коридор-воронку. Дюрер с симпатией изобразил простых крестьян («Три крестьянина», «Пляшущие крестьяне»). Самые разные.
Но эти чары скоро будут разрушены. Сейчас же глаз напряженно следит за толпой, творящей дела праведные и неправедные. Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем и др. ) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Удивительна сила света па этом листе. Пожалуй. Третий ангел направил оружие на папу и императора, уже поверженных во прах. Последней гравюрой немецкого художника стала Четыре Апостола созданная в 1526 году. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М. Вольгемута (1486 – 1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи).
Грех сказать, даже небесное видение не нарисуешь без набросков, сделанных в бане. Особенно часто он писал автопортреты. При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась. Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии.
Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому совершенно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные. В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя). Дюреру, когда он задумал Апокалипсис, было всего двадцать семь лет. Иоанна варят в котле. И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху. Он удивляет одновременно реализмом Иоанновых пяток и разнообразием семи сказочных светильников, предвосхищая «Алису в Стране Чудес».
Между их головами выглядывает еще одно лицо: застывшая маска скорби. Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги. Зритель не просто рассматривает графический лист, воспринимая все его части одновременно, но как бы «прочитывает» его, странствуя по гравюре как по географической карте.
И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения. Титульный лист был тогда только текстовым, без гравюры. Каждый день приходила информация и мы должны были ее обрабатывать. Иеронима 1492. Приглядевшись к листам, увидим мерцающие оппозиции, составляющие фрактальный калейдоскоп.
Почему он турецкий. Тот безвестный художник обозначил Христа и Иоанна скудным контуром. Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году.
С «Апокалипсисом» же просто повезло. В Гамлете низостью я считаю умельца жить самому и дающего так же жить другим – прокапиталиста Клавдия, а, скажем, Лаэрта, поборника дворянской чести – высотой. Современные немецкие и венецианские костюмы, оружие и архитектурные формы еще более усиливают это впечатление, что обусловило огромный успех серии «Апокалипсис», воспринятой современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд.
Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Фронтиспис первого издания 1498 года ГРАВЮРЫ «АПОКАЛИПСИСА» А. Дюрера Ощущения тревоги и смуты Альбрехт Дюрер () с поразительной цельностью сконцентрировал в своем творчестве признаки новой эпохи и национальные традиции. 6: 7–8). Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. 1498, Мюнхен, Старая пинакотека «Оплакивание Христа», ок.
По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества. Это лист из «Нюрнбергских хроник» Х. Шеделя, 1493 года. А между тем, посмотрите на турецкий тюрбан на императоре Домициане, который варит в кипящем масле Иоанна. В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море. Об этом художнике мы уже писали в статье и виртуальной галерее Альбрехт Дюрер картины.
Поразительно его лицо. Обязательные для получения звания мастера годы странствий (1490-94) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. Мы сознательно показали не все, чтобы было выразительно и ярко. Это может быть как Всевидящее око, так и зеркало – но на этот раз – Зеркало спасения. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута.
Она помогла атрибутировать нескольких авторов. Боязливо косятся на нее паж и дама. И небо скрылось, свившись, как свиток и всякая гора и остров двинулись с мест своих».
Производительная как бы. Апокалипсис (лат. Однако лицо его не выражает ни злобы, ни ярости, словно ему жаль свою будущую жертву. Дюрер вдохнул в них жизнь.
То, что происходит в небе, оставаясь видением, обретает земные черты. Крикнуть громче – и они проснутся. Дюрер делает его грозным, жест его подъятой десницы – величественным. В честь Дюрера назван кратер на Меркурии. Семь громов поведали нечто Иоанну, но голос с неба повелел ему сказанное скрыть.
В 1512 он завершил третий по счету цикл «Страсти Христа», а в 1513-1514 выполнил три больших эстампа «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия», вошедшие в историю искусства как «Мастерские гравюры» («Meisterstiche»). Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три мастерские гравюры на меди: Всадник, смерть и дьявол (1513) — образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека Святой Иероним (1514) — прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов. В этой части мы подробнее остановимся именно на гравюрах этого замечательного художника.
Он не понимает, в чем он провинился. Так Дюрер уже изображал ад в гравюре Четыре ведьмы.
Турецкая угроза во времена Дюрера была постоянной опасностью. Первый план организован в виде многофигурной фризовой композиции. Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис». Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом.
Картины художников, творивших за Дюрером, стали носить уже чисто светский характер. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Перед ним – пылающий берег. Это безумно разнообразный материал. Дюрер проиллюстрировал «Апокалипсис Иоанна». Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает.
Надо сказать, что художник сам никогда не резал доски, а только рисовал. И, в то же время, планы полнолистной гравюры максимально приближены к зрителю. По своим размерам ксилографии Дюрера соответствуют самостоятельным станковым листам. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. У третьего вместо оружия пустые весы на коромысле. Художник переносит действие в своё время.
Под котлом, в который ввергнут Иоанн, пылает огонь. Второй ангел отталкивает старика, молящего о пощаде и, подняв меч, готовится разить им. Слева восседающий на троне император Домициан и его придворный с мечом, оба одеты турками — обычный для того времени способ изображения врагов Христа. Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества.
Лучше, чем Триеру – ибо вера в божественность человеческой природы. И вот на людей обрушиваются страшные бедствия. Но «Апокалипсис» показывает нам, что это восприятие по меньшей мере лишь частично отвечает историческому положению дел. Первой его значительной работой стал цикл гравюр на дереве, посвященный Апокалипсису.
Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает. И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху. Он бросает на землю жертвенный огонь. Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его. Ему удается балансировать на грани сакрального и документального куда лучше, чем Гибсону в одноименном фильме – ибо ни натурализма, ни пошлости. Оно же как человек. Выходя за пределы чисто эзотерических целей искусство должно было служить там всеобщей потребности душевного возвышения, всеобщей тяге к религиозному и светскому образованию и эта всеобщая духовная задача была для него важнее проблем формы.
Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Основоположник искусства немецкого Возрождения. Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр. Родился в 1471 году — умер в 1528 году. Художественное повествование развивается в трех планах.
Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Все гравюры первого издания отличались высоким качеством отпечатков. Когда низменное наступает (как вещизм в СССР после войны и разоблачения сталинизма), то трагический героизм (Высоцкого, например, левого диссидента), опираясь на, казалось бы, совсем недавнее торжество гармонии личного и общего (победу в Великой Отечественной войне), – трагический героизм думает, что можно прошлое вернуть, ведь люди – те же надо только как бы разбудить заснувших в потребительстве. Иеронима видели писателя-гуманиста, ученого новой эпохи. И в дальнейшем Дюрер много и охотно работал в технике гравюры.
Прежде чем мы обратимся к иллюстрациям, следует сказать несколько слов о тексте. Художник рисовал и друзей, знакомых, оставил прекрасный портрет своей старенькой матери. «Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э. Со всех сторон на солнце надвигается черпая тьма. И свет, который так многообразен в гравюрах Апокалипсиса, свет, мерцающий языками свечей, лучами звёзд, пылающий в солнечном ореоле вокруг главы Христа, горящий и трепещущий в светильниках играющий в морских волнах, тот свет, который у художника бывает и почти вытеснен тьмой, спрятан за темнеющими тучами – этот свет в последней гравюре ровно и спокойно залил угол земли, спасённой от грозных ветров, озарил море и сушу Удивительна сила света. Дело в том, что на обратную сторону досок нанесено крапчатое покрытие под мрамор (предположительно, самим Босхом), но у двух досок оно красное, а у других двух – черное.
На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих Четыре доски, хранящиеся во Дворце дожей в Венеции, объединенные под названием «Видения загробного мира» исследователи относят к одному алтарю, центральная часть которого, «Страшный суд», не сохранилась. То он жалел, что не ограничился меньшим числом сюжетов.
Дюрер таким анализом не занимался, да и счел бы его греховным. В «Четырех последних вещах» (столешница «Семь смертных грехов») Босх изобразил Страшный суд так, как это было принято и в Средние века и в эпоху Возрождения. Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. И вот на людей обрушиваются страшные бедствия. Тут нет и намека на то, что за ее прекрасной внешностью скрываются мерзость и зло. «Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло.
Который также парадоксален. Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все. Следование по этому пути умножило бы его славу. Мастер помещает две монументальные фигуры, представляющие Господа на престоле и Иоанна Богослова, в своеобразную «ротонду» из светильников, тем самым сообщая изображенному пространству архитектурность, свойственную живописи итальянского Возрождения. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Грозные видения скорее условные знаки, чем впечатляющие образы бедствий. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. Пророчества «Апокалипсиса» становились в Европе особенно актуальными в неблагополучные периоды, во время войн, эпидемий, неурожаев.
После того, как Дюрер однажды находит нужный тон, картины возникают одна за другой. Художественные искания Дюрера завершила картина Четыре апостола (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Создал полные силы и энергии образы человека реформационной эпохи («Портрет молодого человека», 1521, диптих «Четыре апостола», 1526), людей из народа (гравюра «Три крестьянина»).
Он часто прибегает к изображению идеальных пропорций, что он и показал на картине «Адам и Ева». Сражение в небе закончено, силы мрака побеждены, тьма отступает. В картине 1498 (Мадрид, Прадо) Дюрер изобразил себя утонченным «аристократом духа», уверенным в себе и полным достоинства. Собирать гравюру нелегко.
Узкие язычки пламени чуть дрожат, воск оплывает. Светел этот уголок мира, по небо над ним уже потемнело. Лучи солнца извиваются, как змеи. Из-за того и имён авторов этих произведений не сохранилось.
Его лучшие листы («Блудный сын», 1496 «Морское чудовище», 1496 «Мадонна с обезьяной», 1498 «Немезида», начало 1500-х богатству значительно превосходят работы Шонгауэра. Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков). Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр. Каждый лист имеет монограмму художника.
Боязливо косятся на нее паж и дама. Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей.
Тема света звучит у Дюрера в каждом листе. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Земля покрыта телами поверженных. В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих.
Фигура Ангела, неотделимая от фона, венчает изображение. Слышишь свист, с которым они разрезают воздух.
Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис». От хорошего настроения не осталось и следа. И всё это хорошо иллюстрируется движением по синусоиде с вылетами в экстремы на перегибах. Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Еще одна звезда падает на землю, отворяя еще один колодец. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). При этом серийность изображений предполагает отношение к ним как к колоссальной книге, чтение которой приравнивается к «путешествию».
А иногда подмывало бросить все там, где он остановился. Мадонна, папа император вписываются в воображаемую пирамиду. Так, да не совсем так. В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. Кроме упомянутого в самом начале сверхобщего подозрения относительно парно-враждебных современников-идеалов искусства у меня есть ещё подозрение об исторической взаимопревращаемости типов идеалов (гармонический превращается в идеал трагического героизма, последний – при несгибаемости автора от внешних обстоятельств – превращается в идеал экстремистского типа, при сгибаемости – в идеал соединения несоединимого и т. д. ). Под воздействием позднейшей церковной точки зрения мы знаем лишь одну сторону процесса: насильственный гнет язычников, пассивная покорность и самопожертвование христиан, это — естественная позднейшая идеализация мирового переворота.
Все жили в тревоге и страхе. Каждой шее он придал свой изгиб, каждой голове особый поворот, объединив их общим ритмом. Так «Апокалипсис» Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую, связуя предшествовавшее Ренессансу и то, что должно было за ним последовать. (Дюрер А. Дневники. Оно же как человек. Сначала художник наносит рисунок пером или карандашом, а после этого резчик (у Альбрехта Дюрера было несколько резчиков) вырезает ножом или выдалбливает долотом промежутки между линиями. Словно одним человеком. Самой крупной работой этого времени была серия из 15 больших гравюр на дереве «Апокалипсис» изданная в 1498 в виде альбома, который имел огромный успех и стал поистине «народной книгой».
Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника. На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. А Дюрер – с Лаэртом и Высоцким. И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс. В своем труде Руководство к укреплению городов, замков и теснин, выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея.
Иероним», «Меланхолия», ряд больших декоративных работ для императора Максимилиана. Малая часть земли, показанная на этом листе – «часть за целое», обозначает для Дюрера и для его зрителей вообще всю ведомую им землю. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Затем он в том же году предпринимает путешествие в Италию, где знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и других мастеров.
Спокойный, полный достоинства молодой Иоанн и старый Петр с «сократовским» черепом и следами внутренних борений на усталом лице евангелист Марк. Здесь присутствует так называемая «несобранность мотива»: епископ (в характерном головном уборе) император (в отчаянии схватившийся за украшенную короной голову), портящий воздух дьявол, да и все остальные персонажи внутренне не связаны друг с другом. Он назвал это число – числом зверя. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи) и он продолжал писать в жестком линеарном стиле.
И если условия жизни нарушается искусство умирает. Экспрессивны композиции каждого лица, полные драматизма и активного действия. И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св.
Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса». Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов. У меня как раз такой увели, очень жалею. Тема «Апокалипсиса» была чрезвычайно созвучна настроениям, царившим в Германии в конце XV века. Самая известная гравюра серии — «Четыре всадника Апокалипсиса». Славу ей создали поразительная экспрессия и красота. Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов.
А ведь он создан черными линиями на белой бумаге. Есть мнение, что это фрагменты двух разных алтарей, где «Низвержение грешников» объединялось с «Вознесением в Эмпирей», а «Ад» – с «Земным Раем». Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества. И я сделал выставку «300 лет Романовых». Наиболее известный из сохранившихся рисунков того времени — «Автопортрет» (1484). В таинственной мистической форме выражался дух борьбы.
Апокалипсис (лат. Apocalypsis cum Figuris) — знаменитая серия гравюр на дереве немецкого художника, рисовальщика и гравёра Альбрехта Дюрера, созданная им в 1496-1498 годах после первого путешествия в Италию. Большое значение имело творчество Дюрера для развития портретного искусства в Германии. «И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» – зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, — раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства.
Самым значительным результатом его путешествия на юг стали акварели исполненные по дороге в Венецию и на обратном пути, — первые в европейском искусстве «чистые» пейзажи («Вид Инсбрука», Вена, Альбертина «Вид Триента», Бремен, Кунстхалле «Домик у пруда», Лондон, Британский музей и др. ). Мария и Христос.
Тема Апокалипсиса созвучна настроениям, царившим в Германии в конце 15 века. Я состою в попечительском совете Тарусского краеведческого музея (у меня там дом в деревне). Герои Дюрера энергичны, умны, они полны достоинства и уверенности в себе (портреты Эразма Роттердамского, друга художника Хиеронимуса Хольцшуэра, неизвестного молодого человека и др. ).
Красоту человеческого тела, лишенную средневекового аскетизма, прославляет Дюрер в «Адаме и Еве» (картина и гравюра на меди). Только Богу. «Откровение» оказало сравнительно меньшее воздействие на искусство, чем другие части Нового Завета. Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре).
Иоанна варят в котле. Знаменитая гравюра «Четыре всадника» иллюстрирует грозное пророчество Иоанна Богослова о бедствиях последних времен: войне, голоде и смерти. Следующий проект я бы хотел сделать по «Пляскам смерти». Эти четыре всадника определить несложно, это США, Китай, Евросоюз, Россия. В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Сейчас, скажем так, не век гравюры.
Может быть. Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения». К числу лучших принадлежат портреты курфюрста Фридриха Саксонского (1524) императорского советника Ульриха Варнбюлера (1522) известного гуманиста Эобана Гесса (1527).
Борьба света и тьмы, разума и тёмных страстей, целеустремлённой воли и грубого насилия — в этом весь Альбрехт Дюрер. Для самых тупоголовых достаточно узнать, сколько правителей в этих странах – США-44, Китай-после Мао СиЦзинПин-8, Евросоюз-2, Россия-от Ленина Вова девятый, он же одиннадцатый (наверное, Бога захотел обмануть). Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной и распятый Христос) вокруг — поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева — мученики во главе с Богоматерью справа — пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя внизу слева — деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа — миряне во главе с императором и королем. А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528). Дюрер отчаянно старается поймать ускользающий смысл сбивчивых прорицаний. Море обращается в кровь.
Мы – очевидцы, вброшенные в Откровение подобно святому. «Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений. Немедленно. Художник переносит действие в своё время. Все это в комплексе представляется влиянием протестантизма. Одна была очень забавная. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494 – 1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (Куст травы, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (Домик у пруда, акварель, около 1495 – 1497, Британский музей, Лондон).
Особенно удались ему «Четыре всадника», несущие миру войну, мор, голод, тотальное уничтожение. Теперь художник обратился к гравюре на металле, дававшей возможность оперировать более тонкими и гибкими линиями, чем те, которые могут быть получены в технике ксилографии. Философских раздумий полны гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. И ведь это были не умеющие читать люди. Загадочность Апокалипсиса, повторы и противоречия в нем, символика чисел (почему именно десять рогов, почему именно семь диадем. ) приводили в недоумение даже богословов, посвятивших жизнь изучению Священного писания. На других лицах написаны робость испуг или протест. По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества. Ну что вы, мертвецы – самый безобидный народец.
В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса. В серии портретов 1520-х годов (Я. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства (т. Дюрер с детства привык верить, что существует книга, где все – истина. В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Праздник четок (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra co versazio e (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам).
В толпе солдаты и граждане, по-разному реагирующие на происходящее, одни сочувствуют Иоанну, другие смотрят осуждающе. Блудница Вавилонская трансформируется в Пречистую Деву Иерусалимскую. Замысел картины возник у его во время пребывания в Венеции. «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их». В своем труде Руководство к укреплению городов, замков и теснин, выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Дюрер составил первый в Европе магический квадрат изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см.
Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре). Собирать гравюру нелегко. Тревожное мироощущение людей конца XV в. выразилось в первой знаменитой работе Дюрера — цикле гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498). Но что. Не подлежит никакому сомнению то, что Дюрер имел в виду эту взаимосвязь во время создания иллюстраций. Но и самим мастерам, если послушать их, тоже несладко. Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др.
В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. Вот-вот и взойдёт (солнце гармонии). Для него этот город был одновременно и притоном мошенников и воров и местом «где я — господин, в то время как дома — всего лишь паразит». Полного расцвета живописное мастерство Дюрера достигло ко времени его второй поездки в Венецию, где он написал большое алтарное панно «Праздник четок» для церкви Сан Бартоломео (1506, Прага, Национальная галерея).
Весь город спал вдвоем, а те, кто не спал, умирали. Поздний Микеланджело (если допустить мысленный эксперимент) был бы с Шекспиром. В 1495–1500 гг. В тексте «Апокалипсиса» трудно проследить за нитями повествования, это — в большей мере поток бессвязных ужасающих видений, чем ясно развивающийся рассказ. Лицо его на этом листе кажется юным и красивым.
Зритель видит сцену страшного истребления. Особенно ясно это становится в изображении вавилонской блудницы. Снова фантастическое убедительно, так как детали жизнеподобны. За какие-то 8-10 лет (а Дюрер начал заниматься лет с 13) культурная элита дает молодому человеку столько, что он был буквально переполнен общением с мастерами и живыми событиями эпохи. исследуются богословами, а расшифровать и истолковать число зверя 666 пытаются до сих пор, хотя в книге Иоанн Богослов говорит об этом вполне определённо. На доске «Ад» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Тем не менее было бы неверным попытаться объяснить стиль «Апокалипсиса» как последнюю вспышку средневекового духа.
Его отец, Альберехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Он создает замечательную галерею портретов современников — графических и живописных («Эразм Роттердамский», рисунок углем, 1520, Париж, Лувр «Портрет молодого человека», 1521, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров «Портрет Ульриха Фарнбюлера», гравюра на дереве, 1522 «Мужской портрет», 1524, Мадрид, Прадо «Портрет Филиппа Меланхтона», гравюра на меди, 1526 «Портрет Иеронима Хольцшуэра», 1526, Берлин, Государственные собрания и др. ). Дюрер верил в пророчества Апокалипсиса. После этого получают оттиск на другой поверхности (на меди) с этой доски, в результате чего получается изображение зеркально отображённое.
Социализм (не советский, марксовский, государственный, а самоуправленческий, прудоновского-бакунинский, что был у Парижской Коммуны и у арагонцев во время гражданской войны в 1936-м в Испании), – социализм я считаю высотой. «Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников. Дюрер объединяет в толпе фигуры, которые появлялись в его работах раньше. Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера. И перед этой сферой отступает и правда факта и разочарование в человеческой природе и голливудский «мармелад». На боковых створках мы видим Земной Рай, куда снова, как в «Возе сена», Босх помещает падших ангелов и Ад, кишащий грешниками, от вида мучений которых кровь стынет в жилах.
Массы ибо каменных королей и святых в Шартрском соборе и в других соборах – уйма. (Самозабвенно игравший Гамлета Высоцкий играл своё идейное будущее, до которого сам почти не дожил, почти не успел разочароваться в нас, вовремя умер. ) То есть Дюрер оказался между идеалом Ренессанса в творчестве Микеланджело и идеалом Микеланджело же, но после Ренессанса. Например, справочник Тима Беккера, вышел в конце XIX века.
Художник расположил всадников по диагонали. Каждый приказывал, требовал, взыскивал, повелевал. Испуганное недоумение застыло на сытом лице бюргера. Только Богу. Они не пытаются сопротивляться. Сценка комическая, а вовсе не трагическая. Жить Дюреру довелось в кровавую и противоречивую эпоху, когда по Германии распространялось учение великого религиозного реформатора Мартина Лютера, бушевали крестьянские восстания.
Да, тут можно говорить не столько о гении северного Возрождения (это уже аксиома), сколько о молодом человеке, легко впитывающем, перерабатывающем информацию и стремящемся отлить это все в собственную, новую форму. Альбрехт Дюрер». Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Оттуда поднимается дым. Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл. Лист Св. 1500, там же «Геракл и стимфалийские птицы», 1500, Нюрнберг, Германский национальный музей «Поклонение волхвов», 1504, Флоренция, Уффици).
В картине царит торжественно-праздничное настроение. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. А правый диссидент (Галич) в то же время так же неистово рассчитывает на немедленную победу – Ну как сказать. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. Семь голов зверя — это семь холмов, явный намек на Рим, а десять рогов — это десять царей, которые им правили и кому Бог внушил помысел превратить его в пустыню и пожертвовать их царство зверю, чтобы исполнена была на Земле воля Господня.
Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим. Эта болезнь мучила его до конца жизни. Последней гравюрой немецкого художника стала «Четыре Апостола» созданная в 1526 году. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. Шекспир был с Гамлетом. И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения. Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его.
Буря топит корабли. Когда праведники возносят благодарение небу, свет пылает сильнее.