Эдип И Сфинкс Энгр
Описание Картины Жана Огюста Энгра «эдип И Сфинкс»
Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Источник. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние совершенно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла.
Сфинкс же почти целиком укрыт в тени скалы. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Бартолини тогда ваял графскую жену. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве.
Например: Мадонна с длинной шеей. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. В данном случае противопоставленные персонажи представлены как две равные силы из которых побеждающим началом является человек, превосходящий Сфинкса своей устойчивостью, своими значительными размерами, своим светом во тьме, визуализирующим свет разума, побеждающим смерть (именно смерть несла птица сфинкс). Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер.
- Описание картины «Эдип и Сфинкс»
- Эдип и Сфинкс, Гюстав Моро, 1864
- Эдип и Сфинкс — Жан Огюст Доминик Энгр
- Развлекательно-познавательный блог Коктейль
Вслед за ним это сделает Э. Мане. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Туалет Эсфири, 1841 г., Две сестры, 1843 г. Т. Кутюр. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным.
Столь же спокойно и выражение его лица. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Противостояние на Салоне 1824 года стало началом вражды между Энгром и Делакруа— признанными крупнейшими живописцами Франции того времени, которые воплощали противоположные эстетические концепции. Симфориона, Роже и Анжелика, Портрет первого консула (1803 г. ), Автопортрет (1835), Портрет Луи Франсуа Бертена (1832), Портрет мадам Гонз (1852), Портрет мадам Энгр (1814), Портрет мадам Мари де Сенонн (1814). Оссиан – легендарный воин и бард кельтов, живший в III в., некоторые его сказания были записаны только в XII в. Картина представляет собой видение, открывающееся поэту, – визуализация сна, оплотнение сновидений. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим.
Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». «Сон Оссиана». Используется миф о мудром фиванском царе, разгадавшем загадку Сфинкса. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам».
- Жан Огюст Доминик Энгр — французский художник
- Искусство – Жан Огюст Доминик Энгр
- Эдип и Сфинкс Репродукции Жана Огюста Доминика Энгра, --
- Картины — Энгр, Жан Огюст Доминик
- Картина Жана Огюста Доминика ЭнграЭдип и Сфинкс
Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Всех, кто не смог это сделать, сфинкс пожирал.
Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Атомная энергетика Атомные ледоколы Ядерные двигатели
- Концепция организации сетей и сетевые компоненты
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Плафон для потолка спальни, готовившейся для Наполеона во дворце Квиринале в Риме. У них родилось несколько детей.
Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню.
Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Николаю и Александру Невскому. Вернувшись из Италии, супруги Энгр обнаружили, что существенных перемен в Школе изящных искусств и Академии нет, однако приём, который их встретил, был восторженным.
Его жилище – мятущееся сознания поэта. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением.
Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. «Папа Пий VII в Сикстинской капелле».
Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». С другой стороны, она сама же и совершает действие приглашения, оборачиваясь к зрителю. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. «Сочинения Оссиана» были модными во Франции, начиная с конца XVIII в., когда были изданы шотландским поэтом Макферсоном в 1760-е гг.
Знание многогранно и может быть применено по-разному. Загадка была: «Что прогулки на четырех футах утром, два днем и три ночью. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом».
Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Эдип спокоен, внутренне сосредоточен Сфинкс насторожен и зловещ. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Гумилев воспринимал мифы как грозного противника науки. Взгляд Бэкона на Сфинкса – очень близок греческому.
Вслед за ним это сделает Э. Мане. У него гладкая белая кожа, все его черты привлекательны. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55.
Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Это и сбылось. Удивительно то, как охотно новеллисты XIX и XX веков подхватили идею о том, что Сфинкс обретает реальность лишь в человеческом разуме.
Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр.
В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Знание может стать мучительным и опасным для человека, не готового принять его.
И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. История встречи со Сфинксом подчеркивает, что ответ на загадку жизни – не просто человек, а каждый из нас. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23.
для ситуации XIX в., что повышает заразительность данного произведения. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. На горизонте изображен силуэт Фив – храм и покатая крыша здания с колоннами. С другой стороны, она сама же и совершает действие приглашения, оборачиваясь к зрителю.
1820-1856 гг. Летом 1806 года Энгр обручился с Мари-Анн-Жюли Форестье, а в сентябре состоялся его отъезд в Рим. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Но вдруг в Фивах началась моровая язва. 1808 г. Т. Шассерио.
Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Когда миф торжествует, то наступает подлинный упадок науки, да и всякой культуры». В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают К концу жизни Энгр последовательно подчинял своё искусство и свои личные вкусы декларируемой классицистской доктрине. В том стихотворении Сфинкс одерживает победу над Эдипом. Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году.
Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Характерно, что отступление от канонов академизма вызывало нападки критиков на Салоне 1806 года21. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853).
«Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. Всего художник прожил в Италии 24 года103. В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. 1808 г. Т. Шассерио.
Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Лишь Эдип разгадал загадку Сфинкса и тогда само чудовище бросилось со скалы. Ж. -О. -Д. Энгр. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15.
Повышение заразительности также обеспечивает соединение приемов закрывания и открывания. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Христос, передающий святому Петру ключи от рая в присутствии ангелов, Мучение св. Симфориона, Роже и Анжелика, Портрет первого консула (1803 г. ), Автопортрет (1835), Портрет Луи Франсуа Бертена (1832), Портрет мадам Гонз (1852), Портрет мадам Энгр (1814), Портрет мадам Мари де Сенонн (1814). Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж).
Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Впрочем, поэма Эмерсона – больше чем повторение истории Эдипа. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов).
Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Юпитер и Фетида (1811-1812 гг. ). Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. «Эдип и Сфинкс». Дневники Энгра послужили основным источником биографии Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы».
Из сцены Страшного Суда Микеланджело воспроизведена часть с изображением праведников. 1814. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Костюму и аксессуарам могло уделяться большее или меньшее внимание, но лицо всегда было проработано подробно. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Столь же спокойно и выражение его лица.
1814. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Скончался художник 14 января 1867 году в возрасте 87 лет. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), проявилось присущее ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» – входом в подземное царство Аида.
Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы («Эдип и сфинкс», «Зевс и Фетида», «Сон Оссиана», «Паоло и Франческа», «Роже и Анжелика»), в которых одним из первых выходит за пределы стиля классической живописи. Прототипом для фигуры Селевка послужил сам Энгр, для Антиоха— его студент Ипполит Фландрен.
Образ Сфинкса подвергся изменениям еще в Древней Греции. Удачными признаются в плане оригинальности и пластической красоты лишь сам Гомер и аллегории Илиады и Одиссеи, особенно последняя.
Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Папа Пий VII в Сикстинской капелле, Паоло и Франческа, Послы Агамемнона у Ахилла (1801).
(1813). Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Например: Мадонна с длинной шеей. Жаль, право, что талантливый Л. Н. Офицеру ордена Почётного легиона полагались государственные похороны, последнее пристанище Энгра находится на кладбище Пер-Лашез. Папа Пий VII в Сикстинской капелле.
Следует отметить параллели с произведением Давида «Коронация». Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. В 1801 году картина стала дебютом Энгра на парижском Салоне и вызвала одобрительные отзывы. Амори Дюваль вспоминал, что работа шла чрезвычайно мучительно, но завершилась в буквальном смысле за один день: увидев Бертена за оживлённым разговором с собеседником, Энгр попросил его прийти позировать завтра ибо портрет готов.
Энгр искажает пропорции тела, удлиняя спину одалиски, на три позвонка. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Возможно, говоря так, он вдохновился мнением Лукиана, этого «Вольтера древности», который и самого Гомера считал «отцом всех обманщиков».
Женское начало ассоциируется с льющейся водой160— и то и другое означает начало жизни. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Учился в Тулузской академии изящных искусств.
Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. «Сочинения Оссиана» были модными во Франции, начиная с конца XVIII в., когда были изданы шотландским поэтом Макферсоном в 1760-е гг.
Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Апофеоз Гомера.
В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. На картине скрупулёзно воспроизведена полихромия античного интерьера, дизайн которого разработал его студент Виктор Бальтар, а в цвете написали братья Поль и Ремон Бальзы, которые ранее копировали фрески Рафаэля102. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106.
Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Он смотрит на окружающий мир глазами интеллекта. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. От печали и стыда Иокаста удавилась. Поза Эдипа заимствована Энгром из помпеянских фресок.
Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Из сцены Страшного Суда Микеланджело воспроизведена часть с изображением праведников. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109.
Мифы, уверял он, порой оказываются разновидностью лжи. По другой версии мифа, Эдип проклял сыновей за то, что они бросили его после изгнания из Фив, когда он, нищий слепец, нигде не находил приюта. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Пустота всей нижней части картины невыносима, а вся эта однообразно голая лазурь, в которой плавают его лошади, тоже голые, с этим голым императором и колесницей, влекомой по воздуху, производит на душу и на глаз зрителя впечатление полной дисгармонии. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Сфинкс символизирует разум поэта, стремящийся слиться с его душой, разум, страдающий, будучи оторванным от души. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58.
Художник выполнил и множество графических портретов42. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
В Александрии находились огромная библиотека, обсерватория, зоопарк. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. Всего художник прожил в Италии 24 года103. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142.
Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех. » Люди не могли разгадать её – за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме.
C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Современник Бэкона Михаэль Майер развивает его аллегорию.
Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73.
Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа.
Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Бард помещен в центре композиции, склонившимся на арфу у скал. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни.
В 1801 году Энгр, ожидая Римской премии, получил небольшую стипендию, позволяющую ему держать студию в монастыре капуцинок, национализированном в период революции. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845).
Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради.
Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них» (Ingres), (1780-1867), французский художник и музыкант. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. для ситуации XIX в., что повышает заразительность данного произведения. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6.
Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4.
Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». 1814.
Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте – ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр.
Бесспорно, миф – это застывшее воплощение истории Ф. Шеллинг считал: «То, что живет в сказаниях, в мифологии, несомненно когдато действительно существовало». Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Образцом композиции Энгру, по-видимому, послужил Гентский алтарь, перевезённый тогда в Париж фигуру Наполеона сравнивали с образом Бога-Отца Ван Эйка. Это и способствует сознательному возвышению одалиски приобретающей качество богини.
Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132.
Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Шумерская история происхождения Сфинкса резко отличается от египетской. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим».
Отношение Бекона к знанию сродни отношению Эдипа к Сфинксу. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Эта работа выдержана в ярких, звучных тонах с доминированием красного, зелёного и жёлто-оранжевого, на фоне которых выделяется розоватое тело героини. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5.
1814. 1827 г. Одалиска и рабыня 1842 Стратоника, Мадонна перед чашей с причастием. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853).
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832).
В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». ». Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами» используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась.
Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. В центре работы Моро – Сфинкс. 1820-1824.
Энгр видит свое призвание в сохранении великих традиций прошлого. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Как художник он сформировался очень рано и уже в мастерской Давида его стилевые и теоретические изыскания входили в конфликт с доктринами его учителя: Энгра интересовало искусство Средневековья и Кватроченто. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Свет падает на его лицо и длинные черные волосы.
Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Ingres-fils)4.
На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Рождение Венеры, 1863 г. Жером.
Картина Моро Эдип и Сфинкс была написана под впечатлением от полотна Энгра. В декабре они обвенчались. Однако между ними немало различий. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ».
Сфинкс (вернее, Сфинкса ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Турецкая Баня.
Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. У него лицо и голос женщины – олицетворение его красоты. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106.
Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму. Другими важными источниками вдохновения Энгра стали античные памятники, причём не столько римские рельефы и скульптуры, которые были образцами для Давида и его окружения, сколько греческая вазопись с её линейной ритмикой и плоскостным пониманием формы. Критики упрекали Энгра за то, что он, желая удлинить линию спины одалиски, добавил ей лишний шейный позвонок, а правую (неестественно вытянутую) руку написал так, словно она лишена костей. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик.
Хотя здесь описан греческий Сфинкс – женское существо, он напрочь лишен качеств хищника (в отличие от Сфинкса из мифа о царе Эдипе). Эта картина в России была раскритикована как католическая по духу действительно, застывшие позы и канонические цвета прямо соотносятся с католической церковной иконографией В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта160— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини160— Сальваторе). Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Однако самым примечательным в искусстве Энгра римского периода становится обращение его к обнажённой натуре, трактуемой, впрочем, предельно целомудренно.
За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Это способствовало развитию художника в непосредственном контакте с разными по характеру моделями7. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44.
(1813). Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами.
Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. (1813). Деметрий».
Вместе с ним жили и работали ученики Давида— Жироде и Гро, скульптор Лоренцо Бартолини, ближайший друг времён учения у Давида, а также Франсуа-Мариус Гране, уроженец Южной Франции. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. В 1813 году Энгр женился.
В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год» «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. В 1864 году он написал заново «Эдипа». Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54.
В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы линии рисунка стали чёткими и определёнными, краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее151. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение.
Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет.
Книга Фрэнсиса Бэкона Сфинкс или Знание посвящена описанию борьбы Знания и Невежества. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. Божественное качество персонифицированного любовного начала здесь достигается за счет безусловной отстраненности, возвышенности, холодности, закрытости героини, ее взгляд – это взгляд свысока. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Для него знание – неисследованная страна, загадка, требующая разрешения.
Энгр в дальнейшем создал восемь повторений московской картины, воссоздающих как строгое следование канонам классицизма, так и рафаэлевского прообраза100. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Параллельно с художественным развивался и литературный образ Сфинкса.
Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех. » Люди не могли разгадать её – за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Одалиска показана спиной к зрителю, но при этом почти равнодушно наблюдает за ним.
«Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году.
Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Многие художники рисовали улыбающегося Сфинкса.
Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Июльская революция оставила Энгра равнодушным.
Все перечисленные свойства присущи отчётным работам Энгра, которые он посылал в парижский Салон. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Большая одалиска.
«Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Следует отметить параллели с произведением Давида «Коронация».
Музей был открыт в 1869 году в здании бывшего епископского дворца, построенного в XVII веке там экспонируются произведения Энгра и его отца130. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. В поэме Двойное видение Майкла Робартеса рассказчик видит глазами разума Будду, Сфинкса и маленькую девочку, которая танцует между ними.
В поэме Ральфа Эмерсона Сфинкс (1841) автор излагает свое видение философского смысла встречи человека с этим загадочным существом. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Загадка – в самом Человеке и с ним устами Сфинкса говорит сама Природа. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма.
Бартолини тогда ваял графскую жену. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет.
Во второй половине XX века работы Энгра выставлялись на тематических экспозициях классицизма, романтизма и даже реализма1. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149.
«Сон Оссиана». Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Эдип и сфинкс.
Развиваются литература искусство и архитектура (примером может служить Александрийский маяк – одно из чудес света). Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Сумма гонорара составила 3000 франков. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие.
Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853).
Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года.
Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см).
Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Римляне времен упадка, 1847 г. Кабанель. Большая купальщица (Купальщица Вальпенсона). За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140.
От него погибло уже много фиванцев, в том числе красавец Гемон, сын Креонта, брата жены Лая, матери Эдипа, Иокасты. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. Это добавляет картине тонкого эротизма. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112.
Энгр искажает пропорции тела, удлиняя спину одалиски, на три позвонка. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148.
Это и способствует сознательному возвышению одалиски приобретающей качество богини. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. В 1962 году значительная часть материалов девятой тетради, с дополнениями из критической литературы того времени, вышла в переводе на русский язык131. Эдип должен ответить на загадку Сфинкса правильно, чтобы пройти.
В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. В статье Фрейд и человеческая душа (1983) Бруно Беттельхейм предлагает читателю собственное прочтение мифа об Эдипе: Поскольку известно, что Сфинкс знал огромное количество загадок, следует полагать, что загадка, данная Эдипу, предназначалась именно ему. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо».
В то время, когда живопись была создана, отец Моро недавно умер. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81.
Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. В соединении с портретом короля образовалось совершенно эклектическое произведение.
Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». В 1817 году скончалась его мать. Его душевные мучения затихли.
Правление города осуществляла греческая знать, наряду с ними в городе проживали египтяне, персы иудеи, которые вместе и образовывали культурный синтез. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Девочка, в которой герой поэмы узнает троянскую Елену, – образ красоты. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. его искусство (и эту аналогию Энгр безусловно распространяет и на собственное творчество) становится тем пространством, в котором горний мир приобретает качество явления.
Принято считать, что в этой работе Энгр наиболее полно выразил себя и собственное понимание творческой миссии художника. Проверить данные мифа невозможно. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6.
«Эдип и Сфинкс». Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Христос, передающий святому Петру ключи от рая в присутствии ангелов, Мучение св.
Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Сон Оссиана. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. Нельзя не учитывать и тот факт, что Энума элиш и Большой Сфинкс – почти современники.
1859-1863 гг. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. В декабре они обвенчались. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году.
Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере.
Сыновья Эдипа убили друг друга в этой войне. В 1827 году он пишет большую аллегорическую картину «Апофеоз Гомера», в которой художник свел воедино мыслителей и философов, писателей и поэтов, художников и композиторов всех времен. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение.
Большие добрые глаза Сфинкса пристально глядят в глаза царя. В данном случае противопоставленные персонажи представлены как две равные силы из которых побеждающим началом является человек, превосходящий Сфинкса своей устойчивостью, своими значительными размерами, своим светом во тьме, визуализирующим свет разума, побеждающим смерть (именно смерть несла птица сфинкс). К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65.
Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу.