Едоки Картофеля Винсент Ван Гог
Сюжет фантастической повести Севера Гансовского «Винсент Ван Гог» и фильма «Визит к Ван Гогу» снятого по её мотивам построен вокруг кражи «Едоков картофеля» путешественником во времени, позже раскаявшимся и вернувшим картину. Картина Винсента ван Гога Едоки картофеля: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Описание картины Ван Гога Едоки картофеля
Вдвоем они много работали. С редкой преданностью ухаживал он за матерью, дневал и ночевал у ее постели. Здесь кончается «ранний Ван Гог».
Он отчетливо знал это – как в нравственном, так и в эстетическом плане. Однако, – тут же добавлял он, – не утруждайте себя сверх меры: ничего не форсируйте. Здесь я только писал и писал без устали, чтобы научиться писать. Эти цвета – оранжевый и синий, зеленый и красный, лиловый и желтый – являются по отношению друг к другу дополнительными.
Он как бы разучивал гаммы. Тот, кто хочет совершить что-либо доброе или полезное, не должен рассчитывать на всеобщее одобрение или похвалу, ни даже этого желать, напротив, ему следует ожидать сочувствия и поддержки лишь со стороны редких людей, наделенных благородным сердцем – эту фразу Ренана, которую Винсент по памяти приводит в письме к Тео, он никогда не забывает. Подобная концепция красоты абсолютно чужда Винсенту. Но куда.
Да и какой отец на месте пастора вел бы себя по-иному. Так или иначе, есть все основания полагать, что Винсент решил – будь что будет. Художника начал работать над картиной после смерти отца. Братская привязанность Тео. Можно сказать, что в то лето 1884 года Ван Гог открыл для себя живопись.
Описание картины «Едоки картофеля»
Эта утрата, по существу, завершила долгий период в жизни Винсента. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу вгаагскийфилиал крупной художественно-торговой фирмыGoupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Цент»). Художник должен быть художником и ничем больше. Надо заставить обыденное служить выражению прекрасного (Запись на полях рисунка), – говорил Милле.
Видит бог, неустанно повторял он, ведь он не злоупотребляет помощью Тео. Соответственно темнота других частей картины усилена. В качестве сюжетов для своих картин он – под влиянием Милле – избрал сцены пахоты, сева, жатвы, посадки картофеля изобразил пастуха со своим стадом и сборщиков хвороста. К тому времени он уже постиг многие тайны мастерства и убежденно провозглашал свое кредо. Он же запальчиво возражал: «Я был бы в отчаянии, если бы мои фигуры были правильными я нахожу великолепными фигуры Микеланджело, хотя ноги у них, несомненно, чересчур длинны, а бедра и зад чересчур широки Милле и Лермит являются для меня подлинными художниками по той причине, что они пишут вещи не такими, как они выглядят, если сухо и аналитически копировать их, а так, как они, Милле, Лермит, Микеланджело, чувствуют их».
Картина Едоки картофеля, Винсент Ван Гог, 1885 – описание
«Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного», — писал Винсент. В первой книге его особенно поразила следующая, весьма характерная история. Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблялабсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни.
Неточности, а подчас и огрехи. Он испытывает таинственное влечение к цвету. Ни в коем случае.
Это было одним из его любимых выражений. – представить его как нечто абсолютно естественное. Художнику они говорили, что он «не должен заводить близкие отношения с людьми не его круга», а своим прихожанам – чтобы они не смели ему позировать.
– В сущности, ты даже не пытался этого сделать. Подобное заявление, право, способно обескуражить кого угодно. Может быть, на этот раз Винсент и вправду поверил, что пришел конец его одиночеству. На этом заканчивается его формальное образование.
Винсент Ван Гог – Едоки картофеля
Мысль его ежеминутно возвращалась к ним. Они страдают, радуются, ненавидят. Холст, если так можно выразиться, отстранял художника от его моделей. Это одна фигура, один организм.
Даже если ему не понравились мои рисунки, все равно покажи ему эту картину. Можно возразить: тысячи художников писали, например, «Благовещение» и «Тайную вечерю», а различает их то, как они писали тысячи писали натюрморты с яблоками, но каждый писал яблоко по-своему. Рисунки Ван Гога боринажского периода почти все потеряны.
Трудно вообразить более трагический контраст. Этот розовый – заглушённый цвет, полученный в результате сочетания красного с зеленым. Женщина, воспылавшая к нему нежным чувством, – это было нечто новое для Ван Гога. Но мог ли Винсент написать брабантских крестьян веселыми красками. Это стремительность кисти дает такой мощный эффект, – прочитал он в статье о Гейнсборо. С той и другой стороны были брошены резкие слова.
Ведь торф дает свет и тепло крестьянской хижине. Таким образом, все полотно звучит как бы в басовом регистре. Он окажется очень далеко от слащавости известной картины Милле «Анжелюс». О нем все время ходили сплетни, недобрые толки. Этого он и сам не знал.
Ван Гог: описание картины «Едоки картофеля»
Причинив ему острую боль, она глубоко омрачила его настроение. В Боринаж он попал в должности протестантского проповедника. У Хальса по меньшей мере двадцать семь черных тонов. После ссоры, разыгравшейся между ними, дело обернулось совсем плохо. – говорил Винсент.
Никогда еще он не был озабочен таким множеством технических вопросов. Это нисколько не поставит под угрозу его самобытность. Раз ей мешают соединить свою жизнь с любимым человеком, она примет яд. Ее поместили в утрехтскую клинику. Один из пастырей даже пообещал прихожанам деньги, если они не дадут себя рисовать, «но они мужественно ответили, что предпочитают зарабатывать у меня, чем клянчить у него». Очеловечивание вещей он поставил во главу угла в своей работе.
Вы ничего не говорите мне о технике, – писал он ему в своем первом письме. Они беседовали об импрессионизме, о котором не раз в своих письмах рассказывал Винсенту Тео. В этот период палитра Ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»» (1887--1888), «Мост через Сену» (1887), «Папаша Танги» (1887), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887). В июне 1873 года его перевели в Лондонский филиал Goupil Cie.
Дает жизнь. Но при всем этом мужество мое, а, возможно, также и силы скорей окрепли, нежели ослабели. Большую часть картин приобрел бредский портной господин Маувен.
Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решил стать священником. Съездив в Утрехт, он беседовал там с врачом клиники. Лев Толстой говорил там, что между классами современного общества – зияющая пропасть жизнь господская, с науками искусствами, «влюбленьями», как бы вовсе не существует для крестьян, а господам жизнь крестьян, с ее трудами и со всеми ее интересами, представляется удручающе однообразной и темной. Он избрал себе образцом Милле.
едоки картофеля винсент ван гог
Во многих, но не во всех, – что они знают, например, об искусстве и о ряде других вещей. » Вот камень преткновения: об искусстве они не знают ничего. – восклицал он, откликаясь на зов величайшего из мастеров цвета. Он довольствуется самой малостью – тем, что абсолютно необходимо для жизни. Они не смотрят друг на друга.
Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая1857 года, родился его братТеодорус Ван Гог (Тео). Хочу верить, – вскоре после этого писал Винсент, – что с каждым днем мои этюды все больше будут радовать тебя. Конечно, его работам присуще множество недостатков, он отнюдь не склонен это отрицать.
Описание картины Винсента ван Гога «Едоки картофеля»
В конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil Cie. Но это трудно осуществить.
– Непосредственность впечатления при этом полностью сохранена и передается зрителю. Убежденный в своей правоте человек наконец-то уверенно зашагал к светлой и ясной цели. Старые мастера пользовались подобной штукой.
Он страдал от своего одиночества, но именно в нем черпал он силу и вдохновение. Все черным-черно вокруг него и в душе тоже. Разве может их дочь выйти замуж за этого пачкуна, за неудачника оборванца. Она была свидетельством трагической смерти художника. Изображение пятерых усталых людей, которые при тусклом свете керосиновой лампы едят свой скудный ужин «теми же руками, которыми они копали землю» исполнено своеобразного величия: хочется назвать эту сцену не ужином, а трапезой. Страдание свято.
Человечность искусства Ван Гога коренилась глубже. Скудный крестьянский скарб всегда под руками, он или создан крестьянином или служит ему. Может быть, вернуться в Дренте. Винсент знает: только ожесточенным трудом, только исступленным горением и страстностью добьется он в более или менее отдаленном будущем желанной быстроты в работе.
Едоки картофеля – 1885 Ван Гог – картины
Самой главной работой Ван Гога в Нюэнене была картина «Едоки картофеля» (с большим количеством подготовительных и сопутствующих этюдов) – ужин крестьян в хижине. Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. Профессионализм сплошь и рядом обращается в штамп – неужели он этого не уразумел. Он продолжал: Взгляните-ка сюда – и, нарисовав на клочке бумаги несколько овалов, соединил их между собой еле заметными черточками и в результате получился конь, вставший на дыбы исполненный жизни и стремительности.
Семейные беды еще больше сблизили братьев. В мае Винсент завершил свою картину. Так или иначе, отцу стало невмоготу разговаривать с сыном.
– Возьмите, к примеру, этот тон (он показал пальцем на серую, грязную мостовую) так вот, если бы Паоло Веронезе сказали: Напишите белокурую красавицу с телом такого тона, он написал бы ее и на его картине женщина и впрямь была бы белокурой красавицей. Не лучше ли ему устроиться в каком-нибудь другом месте. Однако, добавил он, я нипочем не желал бы избежать этой ошибки.
Картина Едоки картофеля Винсента ван Гога
Лица некрасивы до уродливости, в них есть что-то животное, но вместе с тем значительное и священное, как священ труд, жизнь, природа. Винсента корили за то, что он не зарабатывает денег.
Он должен отождествить себя со своими персонажами (крестьянами), растворить себя в них, чтобы усвоить себе их взгляд на мир, привычки, особенности психики. Родственники Марго тут же расстроили эти планы – такой скандал допустить было нельзя. «Хорошо зимой утопать в глубоком снегу, осенью – в желтых листьях, летом – в спелой ржи, весной – в траве хорошо всегда быть с косцами и крестьянскими девушками – летом под необъятным небом, зимой у закопченного очага хорошо чувствовать, что так было и будет всегда».
В том, что художник смотрит на мир глазами своих персонажей. Он сам, как они, плоть от плоти этой земли. Нет, скорее всего, нет. И Винсент снова остался один.
Жертвой своему призванию. Своей манерой держаться, одеждой, разговорами, которые он вел с крестьянами и которые были сочтены революционными, он возбудил в этом ханжески-добропорядочном городке враждебность, усиливавшуюся день ото дня. Он спускался с горняками в шахты, а по вечерам читал им Библию.
Вещи нужно писать не такими, какие они есть, а такими, какими их ощущаешь и притом писать в движении, писать действие ради действия, как поступали Домье и Делакруа, не боявшиеся произвольных пропорций – такой анатомии и структуры, которую осудили бы академики. Винсент знал, чего он хочет и куда идет.
Ван Гог, Едоки картофеля: описание
Сходя с поезда в Хелмонде, куда она ездила за покупками, мать упала, сломав правое бедро. Ван Гог не сомневался, что, даже и темная, она все-таки здоровее и достойнее господской. Мог ли он написать их иначе, не погрешив против жизненной правды, не изменив самому себе. Винсент торопился уехать. Он почти не выходил из музея, без устали разглядывая картины великих мастеров.
В Нюэнене Винсент почти ни с кем не поддерживал отношений. Пусть тот, кто предпочитает видеть крестьян, написанных розовой водой, отвернется от моей работы. Винсента захлестнуло безграничное отчаяние. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885), музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Едоки картофеля» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), Музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Потянулись пасмурные месяцы. В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами».
Sorrow is better than joy. Однако, когда церковная администрация освободила его от должности (Винсент не только читал Библию, от дирекции шахт он требовал улучшения условий для рабочих), она освободила уже сформированного внутренне художника. Тогда Жигу спросил, почему он так думает. Пачкун с каждым днем вызывал в Нюэнене все большую настороженность.
Едоки картофеля – это своего рода интерпретация Тайной Вечери Леонардо да Винчи, современный вариант картины Христос в Эммаусе Рембрандта. Табак, как он утверждал, действовал на него успокаивающе. Мгновение, которое проходит, уже ушло от тебя навсегда.
Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы. Отсюда вывод: Львы – не обезьяны, они не подражают друг другу. Долина Ла-Кро» (1888), Музей Винсента Ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе» (1888), музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле» (1888), Музей Винсента Ван Гога, Амстердам).
(Так впервые вошел в его жизнь мотив сознательной нищеты, очень значительный для последующего). И она выполнила свое намерение, не сумев, однако, себя убить. Ван Гог задумал написать за зиму пятьдесят этюдов голов крестьян. До последнего времени Винсент стремился постичь секреты техники, теперь же он поставил перед собой более сложную задачу: Наше творчество должно быть настолько изощренным, чтобы казаться наивным, – от него не должно разить талантом. Все в этом мире эфемерно, преходяще и недолговечно. Не поладил он и со священником католической церкви.
Картина «Едоки картофеля» —настоящая крестьянская картина
В этом мире все случайно, неповторимо и невозвратимо. То же относится к синему и желтому. В изображение крестьян он не вносил умиленной идеализации, свойственной кающимся дворянам или ходокам в народ, – он отдавал себе отчет в загрубелости своих персонажей, день-деньской копающихся в земле» знал, что в крестьянине «много от зверя» (его собственные слова) Но это его не отпугивало. Незачем даже вспоминать об этом благонравном бессилии. Он вконец озлобился.
Он колебался, стараясь совладать с нетерпением, от которого его вдруг начало лихорадить. Коричневое платье девочки, стоящей спиной на первом плане, коричневые руки и лица сотрапезниц в «Едоках картофеля», выразительные блики коричневого до предела насыщены смыслом. Завтра, как и сегодня, она будет его кредо.
Но еще больше удивило кожевника то, что он никак не мог забыть холсты и рисунки Ван Гога.
Винсент ван гог едоки картофеля
Можно ли с уверенностью сказать, что это было именно так. (Этот колорит — дань Ван Гога собственному будущему, высветленной палитре).
Цвет – это поэзия. Да что там. Хотя того несколько смущали размеры картин, как и то, что Германе хотел получить композицию с пятью-шестью фигурами (тогда как Ван Гог предпочитал иметь дело с меньшим числом персонажей), Винсент был в восторге от этой сделки, дававшей ему возможность писать картины без каких-либо затрат и с рвением принялся за работу. В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Он отождествляет себя с ними. Личность художника жаждет раздвинуть свои границы через нечто «другое», находящееся вне его «я», но ему созвучное.
Стога в Провансе, Арль июнь, 1888
Здесь он посещал выставки вСалонеиЛувре. В это же самое время, когда никому не ведомый голландский художник писал свою картину – вызов и обвинение «цивилизованным людям», в далекой России всемирно известный писатель писал трактат «Что такое искусство» – с тем же вызовом, тем же обвинением. Дела у него шли всё хуже и в мае 1875 он опять был переведён вПариж.
Одна лишь работа давала ему отдохновение. Подавленный печалью этого края, он, как никогда, страшился своей участи. Дом стоял в саду, среди деревьев. Он должен покинуть страну Мауве и иже с ним, бежать как можно дальше от этой затхлой нравственной и художественной атмосферы, где теперь задыхается его душа, где он мог расти лишь в споре с другими, лишь бунтуя, в беспрестанных поисках чего-то иного и нового.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Наперекор традиции Ван Гог лишает трапезу какой-либо священной окраски. Винсент ощупью продвигался вперед. Было другое, что мешало ему остаться навсегда среди крестьян. Шахтеры любили его, но считали чужим. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (Жёлтый дом (1888), Кресло Гогена (1888), «Жатва.
- Винсент Ван Гог — концерты в Москве 2018
- Монмартр в районе верхней мельницы
- Уличная сцена на Монмартре, мельница в Пуавре
- Железнодорожный мост через дорогу в Тараскон
- Натюрморт с розами и подсолнухами
Это так но не нужно смешивать предмет изображения с предметом любви, – то, что художник истинно любит, определяет собой его «как», его подход к любому предмету. Милле и тут указал ему путь, тот самый Милле, который говорил: Коль скоро я хожу в деревянных башмаках, я все вынесу. За окном пасмурнее – пишет он, – поля усеяны черными глыбами земли, между которыми пятнами лежит снег, часто один за другим следуют дни, когда видишь только туман да грязь, по утрам и по вечерам – багровое солнце, ворон, сухую траву и увядшую гниющую зелень, черные рощи и ветви тополей и ив, вздыбленные на фоне хмурого неба, словно колючая проволока. – принять предначертание судьбы. Вчера я именно так подшутил над почтенным собратом моего отца.
Он сделал также много эскизов – вариантов общей композиции, – и в мае 1885 года «Едоки картофеля» были закончены. Чего он добивался. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. Для чего же теперь оставаться в Нюэнене. Но не тут-то было.
- Человечность искусства Ван Гога
- Словари и энциклопедии на Академике
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Красные виноградники в Арле — Ван Гог
- Девочка на улице на фоне двух повозок
Скоро учение будет завершено – уже теперь он рисовал с удивительной легкостью. Винсент будет писать картины. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг.
Показывайте всем мои рисунки, – просил он Ван Раппар-да. Даже изобразил двух женщин, копающих картофель. По фасаду вился плющ. Он не отличался от них одеждой и образом жизни, но внутренне оставался самим собой. Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая1859) иВил (Виллемина Якоба, 16 марта1862).
- Ваза с астрами, шалфеем и другими цветами
- Агостина Сегатори в кафе Тамбурин
- Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой
- Деревенская улица в Овере, 1890
- Пейзаж с дорогой, кипарисом и звездой, 1890
Трусливая недоверчивость, отличающая обитателей маленьких городков, да его собственные вспышки гнева и резкие суждения отдалили от него решительно всех. Он почти не играл с другими детьми. Несмотря на все мои недостатки, сбить меня с толку не так легко, как некоторые воображают. Оставшиеся картины он погрузил на тележку и повез по дорогам и в конечном счете распродал их по десять центов за штуку. Пусть даже он найдет ее плохой. Его здоровье ухудшалось и в итоге он оказался в клинике для душевнобольных вАрле (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»), затем вСен-Реми-де-Прованс (1889—1890), где познакомился с доктором Гаше (художником-любителем) и вОвер-сюр-Уаз, где он предпринял попытку покончить жизнь самоубийством 27 июля 1890 года.
(Это была его судьба — во всем повиноваться только личной, внутренней логике). Абсолютно верно, – подтвердил он. Винсент стал мастером своего дела. Вслед за этим Винсент решил написать за зиму пятьдесят крестьянских голов (Некоторые из этих холстов в настоящее время находятся в музеях Парижа, Брюсселя и Лондона (Крестьянка в зеленой шали) используя относительный досуг, которым крестьяне располагают в ненастное время года. Благодаря ей живопись уподобляется пламени: в страстном, сокрушительном, как атака, порыве должна она схватить нестойкую преходящую красоту вещей и их сокровенный смысл, но, чтобы добиться этого, надо писать на одном дыхании, научиться стремительности, поставить на службу цвету кисть удивительной подвижности.
Есть нечто необыкновенное, – писал он Тео, – в ощущении, что ты должен ринуться в огонь. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884--1885), «Крестьянка» (1885), «Едоки картофеля» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Но понимает ли Ван Раппард смысл всех его исканий.
- Поле пшеницы под грозовым небом, 1890
- Деревенская улица с фигурами на лестнице, 1890
И все же инстинктивно стремясь к той же цели, он шел к ней вслепую. Я решил выбрать второе и притом с таким восторгом, словно возвращаюсь из изгнания. Винсента угнетал Нюэнен, где теперь работать ему было невмоготу. Это висячая керосиновая лампа.
С тех пор Винсент часто виделся с Керссемакерсом. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20км от родного дома. Этот возглас словно вырвался из самого сердца Винсента. Начало лета застало Винсента в процессе стремительного творческого роста.
Столкнулись лицом к лицу два разных мира. Благодаря этой покупке было спасено все, что относится к нюэненскому периоду (точнее, все, что сохранилось от этого периода). Скудость вещи — непременное условие ее одушевленности. Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца».
Когда он приходил, то обычно ссорился с отцом. И очень важно, каково это «другое».
Теперь его волновали важные технические проблемы. Техника – не риторика, она должна выражать личность художника. В своем исступлении Винсент накинулся даже на брата. Таков закон внезапного контраста, который отчасти уже широко использовал Делакруа. Винсент продолжал писать – натюрморты, птичьи гнезда, кое-какие пейзажи. Смотрите, как хорошо.
И господствующий колорит у Ван Гога иной: серо-зеленый, с глубокими голубыми тенями. Грубым формам сопутствуют мрачные тона: глинистый коричневый, грязноватая охра, оливковый зеленый, берлинская лазурь, почти переходящая в черный (Цвета черного мыла – по меткому замечанию Юлиуса Манер-Грефе). Всегда и за все надо платить. Кругом все черным-черно.
Он даже сказал ему об этом. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине вДордрехте. Я намерен и впредь поступать таким же образом. Облачившись в синюю блузу, какую носили брабантские крестьяне, в мягкой шляпе, низко надвинутой на лоб, Винсент в те часы, когда не работал в своей мастерской, бродил в одиночестве по окрестностям, мимо лугов, болот и торфяников. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии.
Винсенту хорошо даются языки—французский, английский, немецкий. Почему ты не продаешь своих картин. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Как знать – может быть, в Антверпене ему даже удастся продать какие-нибудь из своих работ. Он должен жить среди декорации своих сюжетов.
Однако сын его неприятно поразил жителей Нюэнена. Но делать ему на ней больше нечего. А между тем Милле, будь он к тому времени еще жив (Он умер в 1875 году), содрогнулся бы при одном виде картин Винсента, его плотных мазков и резкой, жесткой манеры. Крестьяне относились к нему хорошо и позировали охотно, – разумеется, за плату.
– беспрестанно спрашивали они. Чем скорей я уеду отсюда, тем будет лучше. Винсент оборудовал себе временную мастерскую в чулане прачечной, пристроенной к дому. Судя по всему, он не слишком надеялся на это. Во взгляде художника горькая трезвость: это просто ужин убогих жителей печальной страны, запивающих плоды, взращенные на родной земле, горьким колониальным кофе.
Откуда ему знать, что его сын – Ван Гог. Землистые, темные тона «Едоков картофеля» вовсе не заслуживают пренебрежения, с каким о них иногда отзываются. Особенностью крестьянской психики Ван Гог считал очеловечивание вещей. Эфемерная и трагическая идиллия.
Сразу же после приезда в Нюэнен Винсент понял, как непоправим его разлад с родными.
Что поделаешь. В начале своей работы он пользовался локальным цветом иными словами, пытался достоверно передать на холсте предметы в присущем им цвете. Послушайте, дружище, вещь эта довольно хороша, но она сделана с линии, а античные художники шли от объемов (от массы или ядра). Завязывал дружбу с крестьянами и в особенности с ткачами, которых было много в здешних местах, – они стали его излюбленными моделями.
Винсент не поладил также с новым пастором, пришедшим на смену его отцу. Винсент сердился, мечтал как можно скорее убраться отсюда.
К тому же он признавал только индивидуальную технику. Осенью Винсента вновь навестил Ван Раппард. Все позабыли о них, в том числе и сам художник и позднее они были проданы старьевщику, который сжег часть этих, работ, сочтя, что они лишены какой бы то ни было ценности. Винсента презирали и третировали, как никогда раньше. Художник, стоя у холста, не отгораживается от своих моделей.
Главное – эти груды листьев табачного цвета, я во что бы то ни стало хотел придать им нужную форму, цвет и тон. Эта милая женщина, принадлежавшая к одному из самых состоятельных семейств Нюэнена, увлеклась Винсентом. И тем не менее я думаю: даже если я и впредь стану создавать произведения, в которых можно будет – при критическом к ним отношении – обнаружить такие ошибки, все же мои картины будут жить собственной жизнью и иметь право на существование, что, несомненно, перекроет их недостатки, особенно в глазах людей, которые сумеют оценить их характер и дух. Его органически отталкивало все связанное с «высшим обществом», с гостиными, нарядными дамами изысканными манерами, «лакированными ботинками» и так же органически притягивали все атрибуты жизни низших классов, «людей в деревянных башмаках».
Повинуясь первому побуждению, он вернул Ван Раппарду его письмо с почтительным приветом. Прошло время колебаний, сомнений, вопросов. Он давно уже перестал. Неизменно угрюмый, он лишь ненадолго заходил в пасторский дом.
Среди жителей Нюэнена он был белой вороной. – говорил Винсент. Загадочность Рембрандта, виртуозность Хальса.
У родителей нет больше с сыном общего языка. Ван Гог позднее будет подчеркивать, что в искусстве Милле все является одновременно «и искусством и символом», но не откажется от утверждения, согласно которому «следует представлять тривиальную действительность так, чтобы она выражала благородную мысль». Жерико и Гро, пояснил он, научились у греков первым делом выражать массы контура (почти всегда в форме яйца) и выводить все дальнейшее из расположения и соотношения этих овалов). Это вялая, равнодушная дружба. Нет.
Куда важнее другое – обвинения Ван Раппарда по части искусства живописи. К последним Винсент питал истинную страсть. Инстинкт вел его вперед с поистине волшебной безошибочностью. Только в труде его раненая душа забывала о жизненной пытке. О своём детстве он вспоминал так:«Моё детство было мрачным, холодным и пустым». Так, значит, вперед.
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому искусству, вызов «чистой публике», любящей приглаженное искусство, вызов тем, кого художник ощущал «по ту сторону баррикады». Его судьба определена иначе.
Вечером, взяв с собой этот холст, я отправился в Эйндховен, где живет один мой приятель (Германе), владелец довольно изящной гостиной (серые обои и мебель черная с золотом) и мы повесили там картину. Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе. Ван Гог выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Произошел давно назревавший его разрыв с семьей. Как говорят врачи, поначалу убиваешь, затем исцеляешь. История с Марго никак, точнее, почти никак не отразилась на его работе. Разве они не наглядное олицетворение, глубоко поэтический символ семейного очага.
Мало-помалу, в его сознании забрезжила, вскоре совсем завладев им, мысль о городе – об Антверпене, родине Рубенса. Я не хочу, чтобы они были академически правильны. Если сфотографировать человека, который копает землю, то на снимке он не будет копать. Впрочем, разве речь идет о продаже картин, о деньгах, о каких-то обидах. Одинокий художник, абсолютно самостоятельно, без чьей-либо помощи, прошел все этапы истории живописи. Оставшись без моделей, Винсент начал писать натюрморты.
Я горю желанием видеть картины Рубенса. Повторяю, я вынужден просить Вас об этом. Но Марго (судя по всему, наделенная крайне хрупкой нервной конституцией) не примирилась с этим отказом. Теперь он снова ощутил потребность сопоставить свое творчество с работами великих мастеров искусства испросить у них немого совета.
До этого еще очень далеко. С лихорадочной неутолимой жаждой Винсент силится объять своей беззаветной любовью этот беспрестанно меняющийся, грозный, беспорядочный, непрерывно обновляющийся мир.
И какая чудесная стремительность. Сознательно он допускал и анатомические неправильности в рисунке фигур, за что его тогда постоянно упрекали.
Что же было на самом деле остается неизвестным. Вещи живут у него своей жизнью, не менее напряженной, чем человеческая. «Едоки картофеля» — это прощание с родиной исполненное горечи и поэзии. Ван Гога очень волновала эта тема. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Куда он шел.
Все сомнения остались позади. Он стушевался и, надо сказать, без особого труда. Это был сознательный замысел художника, а не результат непонимания возможностей цвета – Ван Гог прекрасно понимал их уже в то время. Здесь он будет лишь топтаться на месте и вянуть. Хальс – колорист из колористов.
Все это надо прочно освоить. С восхищением и страхом смотрел художник на Винсента, человека, беззаветно преданного искусству, который питался одним лишь хлебом и сыром (Это не портится в дороге, – шутил Винсент) и, вечно голодный, готовился и впредь жить в нищете. Многочисленные гости, приходившие навестить больную, неумолчно расточали ему хвалу. Керссе-макерсу он дал множество полезных советов.
Искусство, к которому его влечет, – это субъективное искусство экспрессивного толка. Винсент с первых же слов затронул здесь самую суть вопроса. Я был бы в отчаянии, – уверяет он, – будь мои фигуры хороши.
Моя палитра оттаяла, – констатировал он. Вы потом измените свое мнение, – ответил тот. Сюжет полотна очень прост.
В мае, на радость Винсенту, к нему приехал Ван Раппард. Крестьяне Винсента не застывают в нарочитых позах, чтобы возблагодарить Творца – они заняты борьбой не на жизнь, а на смерть, вечной и тщетной борьбой, составляющей участь всех людей. – Мой долг – искать случая и использовать всякую возможность для продажи моих работ.
Они, как люди, вовлечены в круг существования. Затем, скопировав полотна, он вернет их Винсенту.
Он относил к трудовым классам и себя, художника, человека «тяжелой и грязной работы». На сей предмет он заручился адресами шести торговцев картинами. Как ни сложна диалектика содержания и формы в искусстве, большое заблуждение думать, что в искусстве «как» важнее, чем «что». Сам процесс работы над «Едоками картофеля» обернулся своеобразным актом социальной борьбы, хотя это странно звучит по отношению к такому мирному и сосредоточенному делу, как писание картины. НаРождествоВинсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Но есть одна объединяющая деталь в этой мрачной атмосфере изоляции – горящая лампа, символ его (Ван Гога) любви, свет, несущий утешение им в их одиночестве, от которого он сам так много страдал всю жизнь».
Там же он получал уроки рисования. Герои картины действительно не смотрят друг на друга, да им это и не нужно, поскольку они связаны между собой прочным внутренним единством – чувством рода. И хотя называли его вангоговским кабинетом, висела там только одна маленькая картиночка известного художника— подготовительный этюд к картине Едоки картофеля: тёмная, мутная клякса, жирные линии, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь Разочарованные посетители недоумённо пожимали плечами: угольная клякса издали напоминающая трещину в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позже, если приглядеться из мрака начинали проступать осторожные фигуры людей их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала воспоминаний, не требовала отождествлений, не искала человеческого сочувствия». Он с готовностью ответил на ее любовь вдвоем они стали строить планы женитьбы. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца (купил его для отпугивания птичьих стай во время работы напленэре), а затем самостоятельно добрался до лечебницы, где, спустя 29 часов после ранения, скончался от потери крови (в 1:30 ночи29 июля1890 года). Винсент привык встречать повсюду непонимание: он настолько привык выслушивать брань, что она больше не производит впечатления и никаким новым наветам уже не поколебать его веры. События тоже следовали одно за другим.
Он преисполнен решимости жить самостоятельно – согласно своим убеждениям. – к любым лишениям. Винсент был более философ, чем это принято думать. Его полное пренебрежение условностями, будь то общественными или религиозными, приводило к столкновениям с отцом и его пребывание в доме духовного лица казалось от этого по меньшей мере неуместным. Теперь живопись открылась Винсенту во всем великолепии.
Она была свидетельством трагической смерти художника. В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств вБрюсселе (1880—1881) иАнтверпене (1885—1886), пользовался советами живописца А. Мауве вГааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Природа открылась ему, позволив заглянуть в свою душу. В тот самый августовский день, когда он приехал в Утрехт, его не оставляли мысли о крупном полотне, над которым работал Ван Раппард и, разыскав дом своего друга, он постучался к нему.
В поисках сюжетов для картин они вместе бродили по окрестностям. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Долина Ла-Кро» (1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе» (1888) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле» (1888). И он шел вперед гигантскими шагами.
С какой изощренностью он располагал цвета играя на контрасте и нюансах, варьируя оттенки. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть. Брата Тео, приехавшего на похороны, Винсент настойчиво убеждал взять его с собой в Париж. надеяться, что когда-либо вкусит нормальную жизнь. Светлые краски.
Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Напротив, вплоть до самого последнего времени я ничего другого и не встречал. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Пройти мимо этого решающего пристрастия Ван Гога – значило бы абсолютно не понять его творчества. Если Винсент так остро реагировал на нападки Ван Раппарда (Порой мне кажется, – гласит его душераздирающее признание, – что поднимают руку на меня самого, настолько я связан с моим творчеством, настолько мои убеждения – часть меня самого) и если ему не всегда удается – он и это признает – сохранять спокойствие, то потому только, что суждения, высказанные Ван Раппардом, на взгляд Ван Гога, могли исходить лишь от невыносимо педантичного человека, верного питомца академии, от человека, абсолютно неспособного понять истинный смысл его творчества, направления, которое он избрал. Но ты все равно покажи ее ему – он должен видеть, что мы упорно идем к своей цели.
В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880--1881) и Антверпене (1885--1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Бедность художника (вообще его социальную отчужденность) он считал не столько печальной необходимостью (следствием внешних условий), сколько необходимым долгом. Благородная ложь придает непререкаемость зримому, очеловечивает мир, скрывая его жуть и хаос.
Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Вот почему можно говорить о взаимосвязи между цветами. Теперь Винсент одерживал один успех за другим.
В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами». Дрожь нетерпения била Винсента. Его невольно влекло к Винсенту и он снова поехал в Нюэнен. Винсент провел в Амстердаме три дня. Есть в картине и другой контраст – фона с передним планом: первый – нейтрального цвета, полученный от добавления оранжевого к синему, другой – того же нейтрального цвета, слегка видоизмененного добавлением небольшого количества желтого.
Он должен бежать от этих унылых степей. Источник света в «Едоках картофеля» предельно прозаичен и подчеркнут. Она никоим образом – точнее, почти никоим образом – не отвлекла Винсента от его исканий.
Винсент неизменно старался убедить в этом брата и самого себя. Почему бы и нам не поступать точно так же. В мае 1886 года, после отъезда его матери, – пишет Ж. Б. де ла Фай, – грузчики сложили произведения Ван Гога в ящики и оставили на хранение у колбасника города Бреды (в действительности это был краснодеревщик по фамилии Схрауэр). Он вновь с мрачным ожесточением взялся за кисть. На моем холсте были табачные тона, нежно-зеленый и белый (серый), даже чистый белый – такой, каким выдавливаешь его из тюбика. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. То и дело вспыхивали ссоры.
Но. Отныне Винсент будет жить только живописью и для живописи. И шедевр родился в ноябре 1885 года. Это не античность, а ренессанс – сказал Делакруа.