Эдуард Мане Портрет Эмиля Золя

Опасения Эдуарда Мане умереть в безвестности не оправдались, очень скоро к нему пришла заслуженная слава, а портрет, писанный с Эмиля Золя стал почитаться, как один из лучших в его портретном творчестве еще при жизни, как самого автора, так и его главного действующего лица. Картина Эдуарда Мане Портрет Эмиля Золя: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Картина какого художник изображена на картине Эдуарда Мане портрет Эмиля Золя 1868

Число сеансов растет. В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения. Впрочем, Эдма скоро оставит живопись, так как недавно обручилась с Адольфом Понтийоном, с тем самым Понтийоном (какое необычное совпадение. ), который вместе с Мане путешествовал на «Гавре и Гваделупе» он был на том же самом карнавале в Рио и стал моделью для первого из датированных произведений художника – «Пьяного Пьеро», а сейчас служит морским офицером в Шербуре Эдма обвенчается с ним в начале следующего года. А вот с господином Гонсалесом Мане повезло куда меньше: писатель – кто этого не знает.

Неужели вам все еще смешно. В самом теле подростка — очаровательная бледность это — шестнадцатилетняя девушка, несомненно, натурщица, которую Эдуард Мане писал такой, какая она есть. – весьма прижимист и, когда Мане предлагает ему портрет дочери, он благоволит принять его – без всякого, впрочем, энтузиазма, однако вовсе не собирается заплатить хотя бы за раму (Портрет Эвы Гонсалес находится в Национальной галерее Лондона вторая картина из Салона 1870 года – «Урок музыки» – в чикагском Институте искусств. ). Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца.

  • Эдуард Мане – Портрет Эмиля Золя
  • Описание картины «Портрет Эмиля Золя»
  • Портрет Эмиля Золя :: Эдуард Мане
  • Картина Портрет Эмиля Золя Эдуарда Мане
  • Эдуард Мане «Портрет Эмиля Золя», 1868

Идите и живописуйте и вы попадете пальцем в небо. Эдуард Мане и Клод Моне, которых несведующие люди иногда путают, были друзьями. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. В конце концов за два дня до последнего срока представления работ она решает позвать на консультацию Мане. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца.

Мане возвращается «в полном восторге» от своего короткого пребывания в Лондоне. В 1863 г. в «Салоне Отверженных» вместе с Эдуардом Мане выставлялся Писсарро. Так ли. «Сад» – таково будет название этой картины – стал событием в творчестве Мане ибо художник впервые покинул тогда мастерскую и попросил натурщиков позировать на пленэре.

  • Сочинение по картине Мане Портрет Эмиля Золя
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Напишите отзыв о статье Портрет Эмиля Золя
  • Отрывок, характеризующий Портрет Эмиля Золя
  • 23 января 1832 года родился Эдуард Мане
  • Описание картины Эдуарда Мане «Портрет Эмиля Золя»

«Что касается Мане, то он даже не встал мне навстречу. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Мадам Моризо такие мелочи не смущают.

Это — нечто неосознанное, это — сама натура художника. Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Примирение этих двух людей было действительно полным.

  • Примечания для Портрет Эмиля Золя
  • Портрет Эмиля Золя Информацию О

Неужели жюри опять не примет его работы. Одетая всегда в черное и белое, она очень элегантна – «очень стильна», как выражаются в Пасси люди ее круга. Впрочем, Эдуарду Мане достаточно набраться терпения. Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно. Что его, собственно интересует.

Эдуард Мане – Портрет 
Эмиля Золя

Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. Он пленяет ее и как мужчина. Но рядом с ним Берта – вестница зарождающегося и пока не имеющего имени искусства. 208 x 264 см.

Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет. Теперь взгляните на букет и, пожалуйста, поближе: розовые, синие, зеленые пятна. Это полотно мастера – и признание мужчины. Из его натюрмортов я особенно восхищался роскошным букетом пионов — «Ваза с цветами» и картиной под названием «Завтрак» обе останутся в моей памяти наравне с «Олимпией». Для Мане многое представляется проще в присутствии этой наделенной спокойной смелостью молодой девушки, так же как и он и даже, быть может, больше, чем он, прокладывающей дорогу к живописи будущего, к тем празднествам света, воцарение которых уже подготовляют «батиньольцы» – все эти Моне и Ренуары, Писсарро и Сислеи.

Нет ничего более изысканного по тонкости, чем бледные тона белых покрывал различного оттенка, на которых лежит Олимпия. Никто не старается найти правильную точку зрения.

К нему, к его «крайностям привыкли, но все равно его не понимают. Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика. Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве».

Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси». Я пребываю в полном замешательстве. Она догадывается – нет, она просто знает, – что он великий художник середины века.

Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. И искусство Берты и искусство Мане питается невыраженной любовью, ее обоюдными мечтами. Неужели он так никогда ничего не продаст. Через десять лет на второй выставке «Отверженных» были представлены работы Ренуара, а полотна Моне, Писсарро и Сислея показывал в том же году торговец картинами Поль Дюран-Рюэль. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). – художник погружается в мрачное уныние.

Это особенно заметно в «Портрете Эмиля Золя». Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Тут публика приходит в неистовство. «Завтрак на траве» — самое большое полотно Эдуарда Мане, в котором он осуществил мечту всех художников, — дать в пейзаже фигуры в натуральную величину. Деньги тают.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Гийеме это быстро наскучило: он говорит, что Мане «промахнулся» с ним, что «мадемуазель Клаус ужасна», сеансы им обоим надоели и они решили говорить, будто картина «совершенна» и «добавлять к ней нечего». Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние.

Это было бы поучительно. Среди них – брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад.

Я сказал — шедевр и не отступлю от своего мнения. Ее муж был префектом в Бурже (там в 1841 году и родилась Берта), в Лиможе, Кане и Ренне, а сейчас занимает пост инспектора финансового контроля в Счетной палате. Отсутствие одежд и только это качество определяет их принадлежность жанру ню (фр.

Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности. Серьезное искусство наводит глубочайшую скуку чтобы его немного оживить, надо найти в Салоне картину, над которой можно было бы посмеяться. Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна. Официального успеха художнику пришлось ждать долго.

видит женщину так же, как г-н Мане ее пишет – грязными красками с розовыми румянами». Зато в «Мастерской» Фантен-Латура автора «Олимпии» узнать не преминули. Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды.

Он занимается любовью, как иные пробуют мороженое. Уж не Берта ли Моризо, привыкшая к работе на пленэре, к освещенным солнцем звучным тонам (она брала уроки у Коро), подтолкнула Мане на этот путь. Объясню свою мысль. Эти две картины, сильные, значительные и в то же время изящные, ничем не оскорбляют близорукую толпу. Чтобы провести буржуа, все средства хороши».

Париж. Согласен, что между его первыми произведениями и работами этих мастеров есть известное сходство, – ведь каждый из нас чье-то детище. Именно он познакомил Сезанна с Мане. Наши художники ее не балуют они приучили ее к таким пошлостям, к такой сладенькой лжи, что она решительно отказывается от суровой и смелой правды. Каждый вновь появляющийся — всегда чудовище, паршивая овца в стаде.

Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему. Своеобразие — вот главное пугало. Что касается меня, то я предпочитаю «Мертвого Христа с ангелами», — здесь я снова нахожу подлинного Эдуарда Мане, со всеми особенностями его зрения, с его смелой рукой. Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков.

Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Мане приходит, бросает на холст быстрый взгляд. В творчестве Мане созданию «Олимпии» предшествовали – «Нимфа, застигнутая врасплох» (1859–1861, Музей изобразительных искусств, Буэнос-Айрес), первая работа в жанре ню исполненная в натуральную величину и «Завтрак на траве», вызвавший бурю негодований в знаменитом Салоне Отверженных 1863 года. Не пройдет, может быть и недели, как Эдуард Мане будет забыт весельчаками, которые найдут себе очередную забаву. Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве». С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем.

О нем слишком много говорили. Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна. В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив. Эта женщина (она была некогда восхитительно хороша и долго ее сопровождал целый хвост обожателей) проявляет большую независимость ума.

Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Зднесь кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, оранжевого, розового,, желтого, серебристо-сиреневого – а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер. «Я вышла там скорее странной, чем некрасивой», – считает Берта. После анализа — синтез. Эмиль Золя изображен сидя вполоборота за письменным столом в мягком кресле.

Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Один из них окрестил полотно «Христом, живописующим среди учеников своих или Божественной школой Мане» – «Иисус-Мане вещает ученикам: Истинно истинно, – говорю я вам – тот, кто имеет ловкость живописать, является великим живописцем. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате.

Его друг Альфонс Легро с 1863 года живет в Лондоне Мане давненько с ним не болтал – вот великолепный предлог для поездки, которая наверняка изменит его настроение. Подумайте о моем предложении. Мане упрекали в подражании испанским мастерам. Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту. Я не теряю надежды, что кто-нибудь из них еще выступит и скажет правду.

Но пусть только появится новый яркий талант и вы опять услышите шиканье и свист. После смерти Бодлера художник сближается с Золя, пишет его портрет. Отчасти в силу убеждений, отчасти просто из вежливости, как принято в таких случаях, Берте поторопились сказать, что в «Балконе» Мане не слишком ей польстил, что она там чудовищно «безвкусна». Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась.

Он работал в течение шести лет, перед вами его произведения. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. Я должен был написать эти строки, прежде чем говорить об Эдуарде Мане как о художнике.

Но в Лувре никто не станет возмущаться. Вообще, по самому характеру его таланта, сущность которого я пытался объяснить, художнику должно быть свойственно с большой силой передавать мертвую натуру. Взор задумчив и словно погружен в печальные мечты. Это уже оргия, непростительное распутство, кровавый призрак, появляющийся порой в добропорядочных семьях и нарушающий мир домашнего очага.

Вновь обмануты его надежды, его постоянно возрождающиеся надежды. Современники назвали этих художников «бунтовщиками», а жюри Салона постоянно отвергало их произведения. Чтобы понять и оценить этот талант, нужно – повторяю еще раз – позабыть о тысяче вещей. Каковы же мои воззрения в области искусства.

Деньги тают. Полотна Мане – Берта может созерцать их вволю – пример для нее. Затем появляются художественные критики и вносят в эту сумятицу еще больший беспорядок. Тема обнаженной женской натуры обозначена на экспозиции выдающимся творением Тициана «Даная», двадцатью гравюрами по работам великих венецианцев и французских художников XVII-XIX столетий и рисунком Франсуа Буше из коллекции Эрмитажа.

В левой части полотна изображена японская ширма. Мане случалось встречаться с семьей Гонсалесов на приемах у Альфреда Стевенса. Автор «Олимпии», ее пресловутого кота, особы с попугаем. В общем, толпа отказалась судить о «Завтраке на траве» так, как судят о подлинных произведениях искусства она увидела в картине только людей, закусывающих на траве после купанья и решила, что в трактовке сюжета художник преследовал непристойную, скандальную цель, тогда как на самом деле он стремился лишь к резким контрастам и к смелому изображению цветных пятен. Публика пока многого не понимает, но больше уже не смеется. Хорошо освещено его задумчивое лицо и книга, которую писатель держит в руках.

Ее удлиненная тонкая фигура в белом платье, ее бледное лицо, ее таящие бурю глаза «затмевают» прочих персонажей, которые рядом с ней (поскольку чувство Мане их не наполняет. ) кажутся просто декоративными элементами. Бесплодие – так написал о нем Кастаньяри. После статей Золя, после выставки на авеню Альма было бы трудно просто-напросто устранить его. Это – нечто неосознанное, это – сама натура художника. Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая. В «Нана» (1877) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль». В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность.

«Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва. Все равно. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца.

Мане заканчивает портрет Золя в феврале (Золя только что опубликовал новую книгу, роман «Тереза Ракэн» и некий критик, анализируя это произведение, писал в январском номере «Le Figaro»: «Г-н Золя. Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. И что же, по-вашему, ей делать среди оглушительного шума современных мнений. У нее нет ни методы, ни точки зрения. Начиная с Завтрака на траве, отвергнутого официальным Салоном и выставленного в только что открывшемся Салоне отверженных, берет начало непримиримый конфликт Мане с официальным искусством.

«Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник. Выше: что вы искали. Произведение нравится ей или не нравится — вот и все. Да и Теодор Дюре полностью отказался от мнения изложенного в брошюре «Французские художники в 1867 году» и опубликовал теперь настоящий дифирамб в честь своего портретиста.

Я вижу в нем живописца-аналитика. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Мадам Моризо, неизменно присутствующая на сеансах с вышиванием в руках, находит, что у него «вид словно у сумасшедшего». Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. поначалу очень робкое, стимулируемое скорее любопытством экспериментатора, чем настоящими убеждениями) с тезисами наиболее революционно настроенных «батиньольцев», Моне и Писсарро, для которых пленэр, теплые колористические соотношения, взаимодействующие с дневным светом, – это ключ к живописи будущего.

Эдуард Мане умер после продолжительной болезни в возрасте 51 года. Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Знаком уважения к модели стала импрессионистическая фактура портрета Клода Моне в картине «Моне, пишущий в своей лодке-мастерской». В конце концов победила его приверженность к искусству. Дюре очень бы хотелось как-то отблагодарить Мане. Заговорил он свежим и изящным языком, который сбил с толку публику.

Затем меня поражает необходимое следствие, вытекающее из точного соблюдения закона валеров. В левой части полотна изображена японская ширма. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Но и Берта по-своему оказывает влияние на автора «Олимпии».

Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года). Они стояли, вытаращив глаза и открыв рты, абсолютно ошеломленные, без тени улыбки. Фортуни. В Булони он останавливается вместе со своими близкими в районе порта, в отеле «Фолкстон». Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. Сомневаясь в самом себе, без конца повторяя фразы из статьи Кастаньяри – о. как они его ранят.

Эдуард Мане – светский человек и на его картинах лежит печать изысканности, в них есть хрупкость и красота, свидетельствующие о склонности к салонному изяществу. В ней — весь художник и только он один. Счастливы те, кого учителя не признают своим детищем. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874). Когда «Балкон» будет закончен, Берта не перестанет бывать на улице Гюйо и часто без матери.

Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Франция. «Вот тут-то и начались мои беды, – рассказывает Берта. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика.

От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой». Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. «Портрет госпожи М» — одно из лучших произведений художника.

Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. Публику никогда не удастся излечить от страха. вы можете запросить все в системе с коробкой. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). Только избавившись от чуждых ему наставлений, Эдуард Мане стал искать и попытался увидеть мир по-своему. Приятное, кратковременное удовольствие. В 1865 году Эдуарда Мане опять приняли в Салон.

От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой». Я не выдумываю. В картине «Балкон» (1868) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. Но никто не направляет толпу.

Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды. Толпа почти всегда смеется по пустякам. – Воздух, земля, все мне нравится мною овладевает искушение появиться тут еще разок на будущий год». Он вполне довольствовался бы чем-то средним – и в любви и в жизни и в искусстве. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними.

Портрет Золя находится сейчас в Лувре (дар мадам Золя в 1918 году). ). Голова мальчугана — чудо моделировки и подкупающей нежности. «Убежден, что там можно кое-что сделать, – пишет он Фантен-Латуру. «Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я». Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года».

Он о тебе сейчас вовсе не вспоминает, зато мадемуазель Гонсалес вся преисполнена добродетелей и обаяния эта женщина – само совершенство». В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. Боже, какое неприличие. Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Послушавшись совета писателя, он включает в число отправленных в Салон 1868 года произведений одно сравнительно старое полотно – «Женщину с попугаем» (Сейчас в Нью-Йоркском Метрополитен-музее. ) – оно было написано двумя годами раньше, позировала для него Викторина Меран. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения.

К «Олимпии» он приступил по его окончании. Передо мной — грандиозное зрелище, каждый акт которого меня увлекает и глубоко волнует. Через два года он вернулся к ее вариациям в гравюре, а спустя еще год включил ее изображение в качестве детали фона в «Портрет Эмиля Золя» (1868, Музей Орсэ). И когда среди огромного зала с развешанными в нем картинами художников всего мира я охватываю взглядом это гигантское собрание полотен, передо мною встает та же поэма, написанная на тысяче разных языков и я без устали перечитываю ее в каждой картине, восхищенный изысканностью и мощью каждого наречия. Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя.

Один требует цвета, другой — рисунка, третий — морали. В ней — весь художник и только он один. Я не выдумываю. В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки.

Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. «Среди любопытных, – пишет Берта, – как будто уже распространился эпитет роковой женщины. Однако налицо очевидная эволюция. Почти всю осень Мане работает над «Балконом», произведением новаторским по фактуре, где звонкие тона зеленых ставен и балконной решетки звучат подобно фанфарам будущего. Никто не старается найти правильную точку зрения. Меня как человека интересует человеческая природа, моя великая праматерь человеческое творение, произведение искусства трогает и восхищает меня постольку, поскольку в его основе я обнаруживаю художника, брата, который показывает мне природу в новом аспекте со всей силой или со всей нежностью своего «я». Его композиционное решение было навеяно рафаэлевским «Судом Париса» и «Сельским концертом» Джоджоне. Опасная любовь.

«Светлая живопись», «пленэр» – эти слова постоянно звучат во время несмолкаемых споров в кафе Гербуа. Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров.

Но в Лувре никто не станет возмущаться. Мане обескуражен. В том же году Мане получил орден Почетного легиона. Он развертывается во всей своей широте, в своей искренности и мощи. В семнадцать лет, ко времени окончания коллежа, в нем пробудилась любовь к живописи. Снова и всегда один оскорбления. Вы не знаете, не знаю этого и я. Но я знаю, что вам удалось создать живописное произведение большой художественной силы, то есть передать своеобразным языком правду света и тени, реальность предметов и людей. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862).

Жори прозвал её«школой пленэра». Неужели жюри опять не примет его работы.

Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Когда появляется какой-нибудь Делакруа, его освистывают за то, что он не похож на других. С 1862 года, унаследовав состояние отца, художник получил материальную независимость. Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Она будет удостоена медали и принесет автору право отныне выступать «вне конкурса». Каждый художник привлекает толпу на свою сторону, льстя ей и предоставляя любимые игрушки — золоченые и разукрашенные розовыми бантиками.

Он обманывает Сюзанну (она для него теперь не более чем «привычка»), нимало не задумываясь над этим, не придавая большого значения успеху у женщин, у тех более или менее легкодоступных женщин, мимолетно возникающих в его жизни завсегдатая Бульваров и художника. Эта девушка, еще ожидающая своей женской судьбы, отнюдь не целиком поглощена живописью. Первое впечатление, которое производит любая картина Эдуарда Мане, всегда несколько резковато. Получивший портрет в подарок, Дюре в восторге от холста и тут же вешает его у себя дома.

В день открытия Салона Берта (она в этом году не экспонируется) идет прямо в зал «М», где тут же замечает Мане – «растерянного, в шляпе, освещенной солнцем». Франция. Какое мне дело до философских абстракций. Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги. «Передо мною, – говорит Дюре, – происходил процесс осуществления его инстинктивной, как бы органичной манеры видеть и ощущать». «Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник.

В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив. Боже, какое неприличие.

Отказ был бы здесь равносилен преступлению, узаконенному убийству. Как, впрочем и для Берты Моризо – ее участия в этом опыте Мане нельзя не учитывать. Хотя ей уже двадцать семь лет, она отвергла не одно предложение. Где это видано. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно.

Молодая женщина, хорошо известная в квартале Пантеона, выходит из кабачка она ест вишни, держа в руках бумажный кулек. Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника.

Затем она выставляла свои работы каждый год. Они подходят поближе, открывают каталог. Чтобы понять и оценить этот талант, нужно — повторяю еще раз — позабыть о тысяче вещей. Но сюжет ее вызывает у юмористов воодушевление. Но Мане удалось испытать и большую радость, когда он прочел взволнованную статью Дюранти. В сопоставлении этих белых тонов преодолена огромная трудность.

Мане заканчивает это произведение в начале лета, до отъезда в Булонь, где рассчитывает провести недель шесть, чтобы отдохнуть и как можно реже браться за кисти: он слишком долго пребывал в нервном напряжении и очень устал (При этом за последние восемнадцать месяцев оп успел очень мало сделать: не более семи или восьми произведений, включая и эскизы к «Казни Максимилиана». ). В том же году Мане получил орден Почетного легиона. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. В Париже вопреки тому, что думает мадам Моризо, он ничего путного не сделает.

Он не слишком высоко ценит Мане как художника, в чем совершенно расходится с дочерью. Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси». Но Эва вопреки тому, что можно было бы предположить, зная об ее унаследованной от матери вялости и нерешительной робости, обладает твердой волей все возражения отца тщетны и он вынужден уступить.

Он хватает кисти и делает несколько мазков. Все дело в воспитании. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика.

В левой части полотна изображена японская ширма2345. Чтобы выглядеть не просто снисходительным, но и последовательным человеком, он покупает у Мане за 1200 золотых франков «Приветствующего матадора» 1866 года. Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад.

Если бы Мане хотел разжечь ревность Берты, то именно так ему и следовало бы вести себя. В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». Все дело в привычке. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).

Подгоняемая временем, опасаясь провала, Берта приходит в такое отчаяние, что даже не может есть. 208 x 264 см. И вот он создает произведения, ставшие его плотью и кровью. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины Концерт Джорджоне.

Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Но мы так и не сговорились и я удалился, так как мальчишки стали посматривать на меня угрожающе. Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. В заключение скажу, что в «Молодой даме 1866 года» ясно выражена та врожденная изысканность, которая свойственна Эдуарду Мане как светскому человеку. Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине.

Затем предметы начинают вырисовываться и становятся на место через несколько мгновений выявляется целое, крепкое и могучее и начинаешь по-настоящему наслаждаться, созерцая эту ясную, серьезную живопись изображающую натуру, если можно так выразиться, с грубоватой нежностью. Но почти сразу же садится на корабль, совершающий рейсы в Англию. Как чужды ему глубина, серьезность, та крайняя серьезность, что составляет обычно основу судеб великих людей.

Но ничто не изменится. Подхожу теперь к последним произведениям, к тем, которых публика еще не знает. Попугай в картине Женщина с попугаем вызывает такие же плоские остроты, как некогда кот в Олимпии.

Но о нем слишком много говорили. Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек. Ах. Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года».

К Мане присоединяются теперь многие ранее колебавшиеся. В картине надо видеть не завтрак на траве, а весь пейзаж в его монолитности, в его тонкости, с его широкими, мощными первыми планами и изысканно легкой глубиной. Когда Эва поведала о желании учиться у Мане, Гонсалес был озадачен. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав.

Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу». «Добрый прием», оказанный ему художниками, живущими по ту сторону Ла-Манша («у них нет, – говорит Мане Золя, – нелепой зависти, существующей среди нас почти все они – джентльмены»), притупляет мучительные ощущения, вызванные критическими выпадами Кастаньяри.

Внезапно Мане уступает желанию покинуть Париж. Его ждет судьба великих мастеров, таких, как Делакруа и Курбе. Я, право, нахожу его очаровательным и он нравится мне бесконечно, – добавляет она.

Он спросил, есть ли от тебя весточка, а я ответила, что напишу тебе о его холодности. Я утверждаю, что эта картина — поистине плоть и кровь Эдуарда Мане.

Эдуард Мане подумал: зачем же лгать, почему не сказать правду. Я видел, что многие приходили сюда с явным намерением позабавиться. В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Что ж, он и есть сумасшедший, подобно восемнадцатилетнему юноше, опьяненному любовью. В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки. Только оскорбления.

Все эти заверения грешат, несомненно, некоторыми преувеличениями. При этом детали исчезли. Дальше следуют «Испанский певец» и «Мальчик со шпагой». Выборы 1869 года умножили число противников Бонапарта в рядах членов Законодательного корпуса (в Ниоре Антонен Пруст был кандидатом оппозиции, правда, не прошедшим). Пора толпе приблизиться к нему и отдать себе отчет в том, что же ее так нелепо пугает.

Чем больше вглядываешься в препятствие, тем меньше испытываешь страха и недоверия. С течением времени озабоченность, мучающая его, нарастает. Там, он подружился с Антоненом Прустом. Ей брошена кость.

В каждом полотне кисть художника говорит одним и тем же языком, простым и точным. Этот ансамбль еще не завершен художник переживает ту лихорадочную пору, когда талант человека растет и развивается до сих пор он показал нам лишь некоторые стороны своей творческой личности перед ним еще целая жизнь, перед ним будущее со всеми возможными случайностями и потому я не берусь дать его законченную характеристику. Другие входят в зал и, пробежав взглядом по стенам интересуются непривычной остротой этой живописи.

Пусть он остается в глазах большинства людей «шутом», пусть. А уж философы, если надо, позаботятся о выработке соответствующих формул. Вся страна бурлит. Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено.

Красота живет в нас самих, а не вне нас. Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно. Принятая жюри Салона 1865 года «Олимпия» вызвала такой скандал, что пришлось закрыть залы для посетителей. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. И однажды Мане вынужден будет поддаться чарам.

Мане упрекали в подражании испанским мастерам. Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года). В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. Все в этом полотне неподвижно, преисполнено молчанием, жизнь в нем словно приостановилась. Но вражда по отношению к нему пока еще существует.

Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Я хочу анализировать только факты, а произведения искусства — это не что иное, как факты.

Эта картина привлекает всеобщее внимание. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения. «Мальчик со шпагой» — мальчуган с наивным и удивленным взглядом, держащий обеими руками большую шпагу с портупеей. «Олимпию» никто так и не купил, полотно оставалась в мастерской до конца его жизни и было снято с посмертной распродажи не найдя ни одного покупателя.

Только она и привлекает внимание публики в этой работе Мане. официальному академическому искусству, Салону, критике и консервативно настроенной публике. Эти произведения, бесспорно, входят в великую семью творений человечества. Затем я раскрыл бы тайну и пойманный на удочку буржуа вынужден был бы прикусить язык.

Даже самые отъявленные враги Эдуарда Мане признают, что он хорошо пишет мертвую натуру.

Ощущая затаенную страстность ее натуры, он загорается сам. Его всюду устроило бы нечто поверхностное. Это уже первый шаг. Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую.

Холст, масло. Не будь между Бертой и Мане преграды респектабельности и светских привычек, а еще, наверное, не будь трепещущая Берта Моризо, такая близкая и при этом такая далекая, столь недоступной, какой-нибудь сеанс для «Балкона» в случае отсутствия мадам Мане закончился бы – кто может знать. Что все это означает.

В левой части полотна изображена японская ширма. Мало того, что она бывает тут, сияющая молодостью (Эва моложе Берты на восемь лет), во всем своем высокомерном безразличии и той «morbidezza» (Morbidezza – мягкость (итал. ). ), которая в известной степени контрастирует с ее внешностью: резко очерченный, с горбинкой нос, упрямый подбородок, лоб, выступающий из-под густой массы волос, «схваченных на макушке широким бантом» (По словам Теодора де Банвиля. ), – короче говоря, во всем величии юности излучаемом этим существом мало того, что она просто бывает тут, дышит воздухом мастерской, она приносит сюда шелест своих платьев, запах духов, свои манеры женщины соблазнительной и желанной, окруженной поклонением многочисленных почитателей. Известно, насколько успешно он преодолел эту трудность. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками.

Публику никогда не удастся излечить от страха. Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью. Режим Наполеона III шатается. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы.

В 1859 году «Любитель абсента» был отвергнут Салоном туда Мане попал лишь два года спустя с «Портретом родителей». Неужели он так никогда ничего и не продаст. После анализа – синтез. Одни ничего не понимают, другие сравнивают.

Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Клод Оскар Моне (1840—1926), Камиль Писсарро (1830—1903), Пьер Огюст Ренуар (1841 — 1919), Альфред Сислей (1839—1899), Эдгар Дега (1834—1917) и некоторые другие художники были хорошо известны парижской публике: уже около пятнадцати лет они демонстрировали своё искусство.

Обнаженная женщина изображена сидящей на траве в компании двух элегантных господ (вторая, полуобнаженная женщина видна на заднем плане). Ни в чем. Находят, что Эдуарда Мане что-то роднит с испанскими мастерами и он нигде не подтверждает этого в такой степени, как в «Мальчике со шпагой». Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. Берта унаследовала красоту матери, но в ней есть и еще нечто завораживающее, не поддающееся словесному определению. Похвалив «Мальчика-горниста» Эвы (он, по словам надувшей губы Берты, «приемлем. » – и только), все делают вид, будто молодую художницу в полотне Мане не признали в каталоге написано просто – «М-ль Э. Г» и нет таких оскорбительных слов, которые не были бы сказаны об этой «отвратительной, пошлой карикатуре маслом». Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.

Это обобщение, плод ясного и точного видения художника, придало картине нечто очень светлое искреннее, грациозно-очаровательное и жизненное до терпкости. Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство. Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами.

– в мастерской на диване. В январе, на похоронах журналиста Виктора Нуара, 200 тысяч человек скандировали: «Да здравствует Республика. » Чуть раньше, выступая с защитительной речью на процессе по поводу одного периодического издания, Гамбетта (бывший секретарь кузена Жюля де Жуи) не побоялся публично заклеймить «преступление 2 декабря». Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему. Вот как я объясняю рождение всякого подлинного художника, в частности, Эдуарда Мане.

На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Не сегодня-завтра он будет понят и признан. Я мог бы сказать, что это работа Гойи, Реньо или Фортуни. Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство. Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая.

Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности. Моя единственная надежда, что картину не примут. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Так или иначе, он заставил меня поставить ее на тележку. Только оскорбления.

«Трагический актер» — портрет Рувьера в роли Гамлета, одетого в черное, — замечателен по выполнению. Здесь перед нами, по словам балагуров, лубочная картинка. «Вот это воистину живопись. » – восклицает он. Эмиль Золя изображён сидящим в пол-оборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). Мадам Моризо в восторге.

У пего есть последователи он – глава школы, метр новой художественной молодежи. Глаза привыкли к новому без их ведома.

Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве». Женщина без малейшего намека на одежду среди двух одетых мужчин. В конце концов, ссогласия отца, Мане намеревается стать моряком, но в 1848 он проваливается на конкурсе в Борда. В сущности — все это только смех, только вздор.

Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность. Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье. Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo, то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась.

«Но это очень хорошо, – говорит он, – чуть хуже вот здесь, в нижней части платья». Как глубоко был прав Легро, когда покинул Францию с ее населением, «состоящим из правительственных чиновников». Тут публика приходит в неистовство.

Голова на фоне стены становится лишь более или менее светлым пятном на более или менее сером фоне а, например, одежда, противопоставленная фигуре, становится пятном более или менее синим рядом с пятном более или менее белым. Он покинул море и отправился в Италию и в Голландию. Публика привыкает критика успокаивается и соглашается открыть глаза успех возрастает. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Что до меня, то мои симпатии, признаюсь, на стороне других произведений художника откровенную резкость, правдивые и сильные пятна «Олимпии» я ценю выше, чем изысканное, но поверхностное изящество «Мальчика со шпагой». Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему.

Художника не случайно называли живописцем современной жизни. У него есть последователи он – глава школы, мэтр новой художественной молодежи. Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась.

Какое мне дело до совершенства, о котором мечтает кучка людей. Он выставляет «Поругание Христа стражей» и свой шедевр — «Олимпию». «Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я». 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится.

Критики на самом деле больше не обходят Мане. Полотно ее обезобразило. В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. Именно он – это было бы дивно (Эти художники – Реньо и Фортуни – были тогда у публики в большом почете. ).

Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Он неустанно изучает ее черты. В 1874 – в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» – Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Мане упрекали в подражании испанским мастерам.

В картинах импрессионистов и у Эдуарда Мане случайность выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально подчеркивалась композицией изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаЕ возможность продолжения изображенного за пределы холста. Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности. В 1865 году он отправился в Испанию изучать творчество Гойи. Впрочем, тут есть и предвзятость: искусство живет только фанатизмом. Это движение наблюдается не только в области науки во всех сферах человеческого знания и творчества люди стремятся найти в окружающей действительности четкие и определенные принципы.

Что до Берты, то создается впечатление, будто замуж она не торопится. Музей Орсэ. Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца.

Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. Пабло Пикассо по-своему интерпретировал «Завтрак на траве» Э. Мане в серии своих работ 1959 -1962 годов. Вот тогда я взял бы скептиков за руку и подвел их к картинам Эдуарда Мане. Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом». Затем его зрение прояснилось, он ясно увидел вещи, язык его развязался и он заговорил.

Что за нелепая мысль. Импрессионизм. Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков. Я не свергаю ни одного кумира, не отрицаю ни одного художника. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане».

Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом». Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу». Неужели он по-прежнему кажется вам забавным шутником. Неосознанную гениальность Мане она чувствует инстинктивно, но остро.

Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве». Когда они видят там имя Мане, то стараются изобразить приступ смеха. Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. В левой части полотна изображена японская ширма.

Изучая сегодня художника Эдуарда Мане, мне не дано испытать этой радости. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Я вижу в нем живописца-аналитика. Будущее принадлежит ему сам я не рискнул бы ограничить его только настоящим. Мама находит всю эту историю смешной я же нахожу ее душераздирающей».

Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Посыльный уже ждал, чтобы ее унести.

Оппозиция императорской власти становится ожесточеннее. Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид. Так, обнаженную женщину в «Завтраке на траве» художник поместил, разумеется, только ради того, чтобы написать нагое тело. Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами. Так начинается сближение Мане (о.

Отныне Эва регулярно работает под руководством Мане в мастерской на улице Гюйо. Художник выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности. «Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва. Это было бы поучительно.