Энгр Наполеон На Троне

Энгр нарисовал картину маслом «Наполеон на императорском троне» в 1806 году в неоклассическом стиле по приказу императора Наполеона I. На этом произведении этот правитель восседает на своем троне в обычной позе, в которой обычно находится бог Юпитер, гербовая фигура орла, вытканная на ковре умелыми мастерами. Наполеон I на его Императорском троне – портрет 1806 года Наполеона I Франции в его костюме коронации, окрашенном французским живописцем Энгром. " Жан Огюст Доминик Энгр "Наполеон на императорском троне".

Жан Огюст Доминик Энгр — французский художник

В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Узнав об этом, Энгр сильно огорчился. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. 20: 1 – 3, 10).

К концу 1800 года их количество было доведено до 8. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Но полотно сочли слишком претенциозным. В те годы кумиром начинающих художников был Жак Луи Давид (1748-1825), лидер неоклассицизма. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо».

Он провозгласил себя императором в 1804 году и в этом качестве пребывал до 1815 года. На Рождество 1812 года последний оккупант был вышвырнут за пределы России. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. 2: 31 – 44).

Портрет Наполеона 
на императорском 
троне

Портрет Наполеона на императорском троне

В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен.

Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ».

И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Его помолвка с Форестье была расторгнута. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Творчество Энгра делится на ряд этапов.

В подтексте этого стихотворения присутствует тема Христа и антихриста. — Его надо найти в самой модели». Все перечисленные свойства присущи отчётным работам Энгра, которые он посылал в парижский Салон.

Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Эта работа выдержана в ярких, звучных тонах с доминированием красного, зелёного и жёлто-оранжевого, на фоне которых выделяется розоватое тело героини.

К концу жизни Энгр последовательно подчинял своё искусство и свои личные вкусы декларируемой классицистской доктрине. Обвенчались они в Риме 4 декабря 1813 года.

Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет.

-472 Статуэтка Наполеон 
на императорском 
троне (Жан Огюст

-472 Статуэтка Наполеон на императорском троне (Жан Огюст Доминик Энгр)

В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24.

Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Официальные круги приняли картину с восторгом. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. Последнее определение как нельзя лучше передает характер Наполеона, этого «убийцы-миллионера». Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4.

За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Король Карл X наградил живописца орденом Почетного легиона. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других.

В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Другим художником, воспевавшим императора, был Антуан-Жан Гро (1771-1835), который в основном изображал военные походы Наполеона. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см).

Наполеон на императорском 
троне

Наполеон на императорском троне

Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. В 1801 г. работа Посланцы Агамемнона принесла ему первый Prix de Rome. Соответствие созданного Пушкиным стихотворного портрета современного человека апостольскому пророчеству о нравах предантихристова времени вкупе с замечанием «мы все глядим в Наполеоны» дает основание считать, что именно человека наполеоновского типа Пушкин считал типичным для своей эпохи, при этом образ Наполеона-антихриста не утратил для Пушкина своей актуальности и во второй половине 1820-х годов и является одним из ведущих лейтмотивов наполеоновской темы в романе «Евгений Онегин». Если в первом портрете еще проглядывали человеческие черты: суровая воля, решительный характер, то во втором изображен не столько человек, сколько его высокий сан.

«Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. Убийцей открыто называет Наполеона Пушкин: «Мятежной вольности наследник и убийца / Сей хладный кровопийца» («Недвижный страж дремал», 1824). Из современных Энгру критиков такую точку зрения поддержали консерваторы из монархических кругов.

Среди работ того периода стоит отметить портреты Наполеона. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание или имя зверя или число имени его» (Откр. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона.

Искусство – Жан 
Огюст Доминик Энгр

Искусство – Жан Огюст Доминик Энгр

Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. В 1813 году Энгр женился.

Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Сегодня многие называют их лучшими произведениями Энгра. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. С. 334).

Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Я считаю своим долгом сказать Вам это, мой дорогой друг, так как это слишком важно. Несмотря на "свободу слова" цензура была жёсткой. В этом Наполеон был достойным наследником «мятежной вольности».

Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Похоронен художник на парижском кладбище Пер-Лашез. по политическим причинам правительство старательно скрывало свои противоречия с Францией, на страницах газет появлялись лишь краткие корреспонденции, сообщавшие, как правило, об успехах французов.

Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Энгр изобразил Наполеона сидящим на императорском троне в традиционной позе верховного бога Юпитера, чей символ – орел – выткан на ковре, лежащем под ногами монарха. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Соответственно, можно предположить, что низвержение «тяготеющего над царствами кумира» Россией могло осмысляться как ниспровержение православным народом-богоносцем языческого кумира – Наполеона, претендовавшего на всемирное господство. Цветовое решение портрета сдержанное, доминирующими являются чёрный фрак и желтоватые панталоны, оттенённые красной скатертью на столе и такой же обивкой кресла.

Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Разменять эти деньги тоже было негде.

С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр).

Однако незнание образованными французами элементарных основ русского языка привело к забавной путанице букв: «госуЛарственной», вместо «государственной» и «хоЛячей», вместо «ходячей». Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Как показано выше, Chaussard (Le Pausanias Franais, 1806) осудил стиль Энгра как готический шрифт (стиль трубадура начинался в это время).

В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Всего художник прожил в Италии 24 года103. Очень просто. В 1807 – 1812 гг. Узнав об этом, Энгр сильно огорчился.

Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам».

Энгр Жан Огюст ДоминикКартины 
и биография

Энгр Жан Огюст ДоминикКартины и биография

Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись. В его руке – жезл власти, а на теле – королевский наряд.

Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125.

Описание картины 
«Портрет Наполеона 
»

Описание картины «Портрет Наполеона »

Прежде всего, следует назвать образ поваленного «тяготеющего над царствами кумира». Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Двигаясь дальше от даты рождения Наполеона в хронологическом порядке, стоит рассказать о таком небезызвестном художнике Франции конца 18- начала 19 века, как Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). Среди тогдашних работ Энгра исполненных в этом жанре, стоит отметить и портрет Наполеона. Война 1812 года была совсем другого типа, нежели все войны до неё.

Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. К чему привела «каиническая традиция» в новоевропейской литературе и мысли известно: к двум мировым войнам, кровавой революции и террору в России. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84.

На его голове золотой лавровый венок, подобный, каждый износился Цезарем. К чему такие властные коннотации у императора-демократа. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18.

Почти все походы Наполеона в той или иной степени отмечены вопиющими нарушениями международного права, попранием законов божеских и человеческих, массовой гибелью мирного населения (особенно в Испании и в России), расправами над ранеными и пленными (особенно во время русского похода). Некоторые из них смотрелись в художественном отношении очень смелыми, новаторскими. Жан Огюст Доминик Энгр же стремился к идеалу классицизма, хотел сделать что-то необыкновенное и единственное в своем роде.

Статуэтка "Наполеон 
на императорском 
троне" (Жан Огюст

Статуэтка "Наполеон на императорском троне" (Жан Огюст Доминик Энгр)

Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме.

Молодой художник изобразил новоиспеченного императора в архаическом стиле и эта картина заметно перекликается с Гентским алтарем (это касается образа Бога-Отца) фламандца Яна ван Эйка (XV век).

Жан-Огюст-Доминик 
Энгр, Наполеон на 
императорском

Жан-Огюст-Доминик Энгр, Наполеон на императорском

Здесь он усердно трудился над своими посылками. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Этот портрет в полный рост Энгр намеревался выставить в Салоне, но к этому времени Наполеон объявил себя императором и портрет консула потерял актуальность. Русский народ-христоносец, подобно трем отрокам, не признает наглую волю всемирного тирана, подобного царю Навуходоносору, входит в огненное испытание и побеждает императора-антихриста подобно камню, отсеченному без рук (прообраз Христа), низвергает в бездну его «всемирное» царство, символизируемое «тяготеющим над царствами кумиром» и своей кровью совершает искупление Европы и ее основных, коренящихся в христианском мировоззрении ценностей – свободы, чести и мира. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха.

И это не мнение какого-то одного класса, все соединились против Вас. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. На кайме ковра орел – знак Зевса, повелителя Небес.

Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Они возвращаются побежденными в свои столицы и для них это все равно.

Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Учитель Энгра прославленный художник Жак-Луи Давид, работая над большим полотном «Коронование императора Наполеона Бонапарта» (1805-1807) использовал приемы, характерные для итальянского Ренессанса в сочетании с принципами стиля ампир, возникшего в эпоху правления Наполеона. Сумма гонорара составила 3000 франков. Среди посылок Энгра мы найдем его известные работы Купальщица Вальпинсона (1808), Эдип и Сфинкс (1808) Юпитер и Фетида (1811). Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы».

В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе).

Картина Наполеон 
 Жан Огюст Доменик 
Энгр (1780-1867)

Картина Наполеон Жан Огюст Доменик Энгр (1780-1867)

Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года.

После тебя восстанет другое царство, ниже твоего и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. Не мне указывать Вам, что необходимо делать, но знайте, что Ваша честь под угрозой».

Наполеон на его 
Императорском троне

Наполеон на его Императорском троне

Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. По отзывам современников, он любил и умел говорить, до старости сохранил стремительность движений и вспыльчивый характер. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. С. 336). Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба.

В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Особая область искусства Энгра – его графический портрет, в котором он наследовал лучшие традиции французского карандашного портрета XVI века. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Картина имела громадный успех.

Для дестабилизации финансовой системы врага их выпускали и раньше, но впервые это приняло такой масштабный характер. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Энгр решился отразить в полотне свои взгляды на художника как наставника и персонифицировать творчество тех великих, кто был достоин, по его мнению именоваться последователями Гомера. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. 3: 1 – 5). Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149.

Молодой художник изобразил новоиспеченного императора в архаическом стиле. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2.

Давид написал несколько картин, прославлявших императора, в том числе «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1801), «Наполеон раздает армии орлов» (1810), «Наполеон в своем кабинете» (1812). На одном из них (1804) Наполеон – Первый консул.

Апофеоз Наполеона 
— Жан Огюст Доминик 
Энгр

Апофеоз Наполеона — Жан Огюст Доминик Энгр

В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар.

Эта техника наилучшим образом подходила для портретов и небольших полотен с двумя-тремя персонажами, но в монументальных картинах постоянно приводила к невозможности объединить в единую композицию множество фигур. Отметим, что пушкинский кумир «тяготеет над царствами», что можно истолковать как в пространственном смысле современной Пушкину реальности, так и во временном – библейского первообраза.

Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). В портретах матери и дочери Ривьер Энгр впервые использовал характерный для него приём— диспропорциональное изображение фигуры. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137.

Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни.

Это была реальная финансовая война. Он сблизился с молодыми художниками, таким, как Гро и Жироде. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона.

В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Вот таким образом первым делом нового самодержавного властителя после прихода к власти было закрытие 60 парижских газет из 73 существовавших. В тот период в художественном мире у начинающих живописцев кумиром был Жак Луи Давид. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65.

Описание картины 
Жана Огюста Энгра 
«Наполеон на императорском

Описание картины Жана Огюста Энгра «Наполеон на императорском троне»

Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Энгру удалось добиться разрешения для Сигалона работать в Сикстинской капелле и копия была выполнена. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Наконец, не будем забывать, что антихрист Предания – это еще и убийца. Критики ругали Энгра за слабые мазки, устаревший стиль и большое желание создать нечто экстраординарное. Энгр не принял нападок критиков и подтвердил, что черпал вдохновение для своей работы именно у Яна ван Эйка.

Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41.

Описание картины 
Жака-Луи Давида 
«Наполеон на перевале

Описание картины Жака-Луи Давида «Наполеон на перевале Сен-Бернард»

В основном они были написаны по заказам французских чиновников и аристократов, в частности французского посла в Риме де Блака, который покупал больше всего полотен Энгра. Наполеон заказал Жану Энгру свой портрет в полный рост, когда художнику было 23 года. Уже упоминалось, что Энгр много работал как портретист, хотя всё это время он мог бы потратить на историческую живопись. Его новой избранницей стала 43-летняя Дельфина Рамель (1808- 1887).

Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106.

Дэвид (кто закончил его собственное Коронация Наполеона в следующем году) обеспечил серьезное суждение и критики были однородно враждебными, придираясь к странным разногласиям цвета, хотеть скульптурного облегчения, холодной точности контура и застенчиво архаичному качеству. Но это придало ему и хорошей художнической злости. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Вот сон. я предоставляю Вам судить о положении вещей в стране, глава которой презираем. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос).

Фотографии, картинки, 
изображения и сток-фотография 
без роялти

Фотографии, картинки изображения и сток-фотография без роялти

Строка «столбик с куклою чугунной» обладает несколькими уровнями смысла: она представляет образ артиллериста – военного деспота властителя эпохи «железного века» – века-торгаша императора – марионетки буржуазии злобного тирана-пигмея кумира императора-антихриста.

Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Ты – это золотая голова.

Бартолини тогда ваял графскую жену. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. ведать театральной рубрикой. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена».

Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Художнику позировали графиня д Оссонвиль, барон Ротшильд, мадам Муатессье. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо».

Всемирный подниматель настроения)))

Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140.

По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. И не потому, что они были опасны или оппозиционны, а только потому, что их было слишком много, а по мнению Наполеона – чем газет меньше, тем лучше. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал.

Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Затем следует новый заказ: «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806, Париж, Музей армии). Летом 1797 года Энгр уехал в Париж и поступил в мастерскую Давида, вскоре став одним из его любимейших учеников. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53.

Работая в Париже до отъезда в Рим, французский художник много работал, черпая вдохновение в творчестве Рафаэля и в гравюрах английского художника Джона Флаксмана. Однако холодный и строгий классицизм учителя в творчестве ученика превращается в утонченный и самобытный стиль, свободно сплавляющий классические, романтические и реалистические веянья начала века. «Весной, еще до моего отъезда в Вильно, – пишет он свое письмо, – я был предупрежден доброй стороной (de bonne part), что постоянный труд тайных агентов Наполеона должен быть направлен на дискредитацию правительства всеми возможными средствами, чтобы поставить его в прямую оппозицию с нацией и для того чтобы преуспеть в этом, было решено, если я буду при армии, то все поражения, которые могут происходить, записывать на мой счет и представлять меня как приносящего в жертву своему самолюбию безопасность империи и мешающего более опытным генералам добиться успеха и напротив, если меня не будет с армией, тогда обвинять меня в недостатке личного мужества».

Наполеон восседает в позе Бога Отца с картины Яна ван Эйка. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. После генетического анализа проведем герменевтическую интерпретацию данного фрагмента стихотворения. Постепенно в портретах Энгра появился своеобразный холодный блеск, отсылающий искушенного зрителя к маньеризму знаменитого А. Бронзино (1503-1572). В 1849 году Мадлен умерла. Эта тема обусловлена несколькими скрытыми библейскими аллюзиями.

Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм.

Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер.

47 Жан-Огюст-Доминик 
Энгр, «Наполеон 
на императорском

47 Жан-Огюст-Доминик Энгр, «Наполеон на императорском троне» (1806)

В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1851, Лондон, Национальная галерея).

«На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение».

Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Осенью 1806 года Энгр, наконец, смог отправиться в Рим.

Николаю и Александру Невскому. Он создал такие произведения, как «Наполеон возле больных чумой в Яффе» (1804) и полное драматизма полотно «Наполеон на поле сражения в Прейсипг-Эйлау» (1808). Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Император изображен анфас, сидящим на троне. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36.

Ювелирные украшения 
на коронации Наполеона

Ювелирные украшения на коронации Наполеона

В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. В 1817 году скончалась его мать. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Ну не идиот ли он.

«Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. У Наполеона была вполне определенная политика в отношении прессы и издательского дела. раздражение умов, недовольство достигло высшей степени и вас уже не щадят.

По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. До сих пор неизвестно, было ли заказано купленное Законодательным корпусом накануне Салона 1806 года полотно или амбициозный молодой художник написал его по собственной инициативе. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением.

Если это уже дошло до меня, то судите об остальном. Но это придало ему и хорошей художнической злости.

Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841). Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56.

  1. То, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим

Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Газеты также почти не касалась актуальных тем, фактически не имели права выражать свою точку зрения на что бы то ни было. Он создал графический семейный портрет Форестье, на котором, кроме наречённой изобразил её родителей, дядю и служанку.

Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. На Вас жалуются и громко. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году.

В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Петру ключи от рая, с ее мощным рафаэлевым эхом, упрочила репутацию Энгра. В верхней правой из живописи (и намного более явно на предварительном рисунке), отключенный на полпути через его ширину, может быть замечен щит отделениями Папской области, Este, Ломбардия, Венецией и Савойей, все преодолеваемые с короной Италии. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Картина Христос, передающий св. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Он одет в тунику и большую коронационную мантию.

Здесь он не был скован официальными требованиями, не пытался достичь монументального величия Рафаэля и не подражал его мадоннам. Для этого в ход была пущена фальшивка – так называемое «завещание» Петра I, на основе которого по повелению Наполеона французский историк Лезюр выпустил книгу под заглавием: «О росте мощи России и ее возникновении до начала XIX века», где говорилось о якобы тщательно разработанной Россией программе завоевания соседних с ней европейских стран. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132.

Меч коронации находится в его ножнах и поддержавший шелковым шарфом. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.

То, что мы видим, 
зависит от того, 
куда мы смотрим

Но это еще не все. Писал стареющий Энгр с очевидной оглядкой в прошлое. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19.

Стремясь к ритмической выразительности и чисто пластической экспрессии, Энгр порой смело нарушал анатомические пропорции – и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии таких "неканонических" мастеров, как Одилон Редон и Пабло Пикассо. Со свернутым в рулон Обетом художник вернулся во Францию. В его образах запечатлено конкретное и при этом как бы очищенное, вневременное и гармоническое бытие мира.

Его обнаженные целомудренно строги и чувственно полнокровны интимны и экзотичны, загадочны и классически ясны по форме – и при этом окружены не менее прекрасными вещами – драгоценной утварью, узорными цветными тканями и т. д. Для живописной манеры художника характерны плотная лепка, гладкая фактура, воссоздающая как бы твердую оболочку предметов и утонченная красота колорита. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. В 1806 году Энгр дебютировал с этими полотнами в Салоне. Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане, в Гаскони. С 1835 по 1841 год художник жил в своем любимом городе.

Предмет носит белую обувь, вышитую в золоте и опоре на подушку. Теперь эти британские картины считаются одним из высших творческих достижений Энгра. Таковых удаляйся» (2 Тим. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». И верен этот сон и точно истолкование его. » (Дан.

В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. В 1864 году он написал заново «Эдипа». В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи.

И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. Например, портреты членов семьи Ривьер. Столь же спокойно и выражение его лица. Выше мы уже говорили о значении железа и «железного века» в характеристике Наполеона и его эпохи. Художник выполнил и множество графических портретов42.

Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. «Если я бы был не собою, а собственным внуком, я мог бы возвратиться побежденным и царствовать после потерь», – говорил он на острове Святой Елены (Там же. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры.

С точки зрения международного права (как XIX века, так и современного), Наполеон, несомненно, являлся крупнейшим военным преступником. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Популярность культа Бонапарта в европейской мысли XIX века и даже попытки создать образ Наполеона-Христа связаны с определенным «каиническим комплексом» : те же поэты, что воспевали Наполеона, были певцами Каина и Люцифера. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей.

Особенно декоративны женские портреты мастера, впоследствии восхищавшие своей красочностью Огюста Ренуара. Разгневанный Энгр поклялся никогда больше не отдавать свои работы в Салон. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. 1432), который был привезен в Париж в числе других военных трофеев. Перед этим он простудился, выйдя в мороз проводить до кареты позировавшую ему женщину.

Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. «. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы.

Последнюю увековечил написанный Энгром эротичный портрет обнаженной Мадлен (сам портрет в настоящее время утрачен, но сохранился дагерротип, сделанный с него Милле). С падением Наполеона, произошедшим в 1814 году и массовым отъездом из Рима французов источник энгровских доходов сильно оскудел. Результатом флорентийского сидения стала работа Обет Людовика XIII (выполненная для кафедрального собора в родном Монтобане). «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Изображение статично и иконографично, вот таким образом современники решили, что художник уподобил Наполеона не только богу Юпитеру, но и Богу Отцу изображенному Яном ван Эйком на Гентском алтаре (ок. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Эту картину он начал ещё в 1808 году, во время пенсионерской поездки в Рим, такого рода работы входили в обязательный отчёт художника, поскольку должны были демонстрировать его мастерство в изображении обнажённой натуры.

Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Но опять же не со стороны его военной карьеры, а со стороны политической карьеры. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции.

Это показывает Наполеону как императора в костюме, который он носил для своей коронации, усаженной на поддержанном проспектом троне с подлокотниками, украшенными шарами слоновой кости. Статуэтка «Наполеон на императорском троне» демонстрирует момент пика успехов Наполеона темой для нее послужила картина Жана Огюста Доминика Энгра «Наполеон I». В изображениях обнаженной натуры она кажется особенно чистой и музыкальной, поистине поющей – передающей в своих ритмах не застывшие черты модели, но саму жизнь и движение формы. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов).

Ковер под троном показывает могильника. Он закончил ряд прежних работ, ретушировал некоторые другие полотна, сделал несколько копий со своих картин. Помимо уроков рисования, он дал сыну основные представления о скульптуре (так как был не только художником, но и скульптором), а также научил играть на скрипке. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81.

Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. В декабре они обвенчались. Этой точке зрения Наполеон остался верен до конца. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44.

Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Портреты друзей и родственников Энгр обычно писал бесплатно, в подарок.

Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Не плохое достижение. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6.

Вместе с тем он был далек от одноплановости. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Внимательное изучение источников наполеоновской эпохи принуждает нас склоняться ко второму ответу – естественно, не в том плане, что в Наполеоне «было два естества – человеческое и демонское», но в том, что способ действия Наполеона действительно являлся антихристианским и антицерковным, в особенности в православной России.

Вскоре после этого в газетах появились статьи, в которых писали, что художник делает неудачные попытки «вернуть искусство на четыре столетия назад, к мастерам XV века». 13: 11, 14 – 17).

Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. фон Фока (от 15 мая 1812 г. ): «люди непросвещенные, внутри Империи живущие, а особливо среднее сословие и простолюдины, привыкшие считать всё то, что напечатано, за неопровергаемую истину, приходят от того в уныние и слыша токмо о победах и завоеваниях Наполеона, все народы порабощающего, теряют дух бодрости, особливо в отдаленных городах и селениях, где каждый дьячок и грамотей есть светилом и каждая напечатанная строка Евангелием». Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года.

Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Энгр получал официальные заказы на портреты, например, Первый консул в 1803 г., Бонапарт в Льеже (Льеж) или Коронация Императора, Наполеон на императорском троне, выставленные на Салоне 1806 г. Эта картина, предназначавшаяся для Законодательной палаты, поразила современников священностью образа Императора. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82.

Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Наполеон. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Хотя критики, упрекавшей картины художника в безжизненности, тоже хватало.

Сыновья нежность сквозит в портрете отца (1804). Осенью 1806 года Энгр, наконец, смог отправиться в Рим. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. И в дальнейшем жанр ню оставался предметом творческого интереса художника до конца его жизни. Символом этой любви стал портрет невесты в семейном окружении (романтичный жених тоже присутствует на этой картине). Незадолго до смерти художник написал завещание, в котором всё своё имущество и произведения искусства завещал родному Монтобану, где следовало открыть музей его памяти. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита.

Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Цветовую гамму, однако, определяет розовато-красная подкладка плаща, причём сочетание с синеватыми оттенками пейзажа опровергает расхожее мнение о слабости Энгра-колориста64. Подпись ЭНГР П находится в нижней левой части и 1806 ANNO в нижнем правом. Его отец, Жозеф Энгр, был художником-миниатюристом и дал ему первые уроки рисования.

На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди.

В лучшем случае серебро и медь. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Он много занимался реформированием академии, а в свободное время писал портреты ее знаменитых гостей (например, композитора Ференца Листа). С 1841 года (и уже до конца жизни) Энгр снова в Париже. За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности истолкованной в эпическом духе. В его правой руке он держит скипетр Шарлеманя и в его левом рука справедливости.

С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Летом 1806 года он обручился с Анной-Жюли Форестье.