Федор Васильев Оттепель
Такой картиной в творчестве Федора Васильева стало полотно Оттепель, написанное в 1871 году, за два года до смерти. N Именно такие чувства пробуждает картина Федора Александровича Васильева «Оттепель». Картина Федора Васильева «Оттепель» точно передает настроение природы в это время. Картина Федора Васильева Оттепель: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Передо мной картина Федора Васильева «Оттепель».
На золотистом песке готовится к отдыху ватага бурлаков — та самая, с которой для своего полотна «Бурлаки» списывал типы Илья Ефимович Репин. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне. Картина строится на контрастах крупных пятен теплых и холодных красок. На снегу отчётливо отпечатаны следы полозьев санок, затопленных грязной водой от растаявшего снега, а посреди дороги – две фигурки (старик и ребёнок), которые придают пейзажу ещё более унылые нотки. Лирическому решению картины «Баржа на Волге» противопоставлено эпосное, мужественное «звучание» «На Волге».
1871 год стал для Федора Александровича особенным. Вечернее небо еще в лучах солнца, но собираются облака и может случиться гроза. В картине «Оттепель» 1870 г. подвергалась значительной переработке также сама тема. Сорок верст тащились сани с гробом по снежному месиву. угадал Васильев. А позже еще часть полотен приобрел у наследников.
Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие». Все деревья и крыши домов еще в снегу. Лишь по второму плану проходит полоса света.
Сколько дум людских знают эти дороги. в Лондоне. Талая вода залила узкую проселочную дорогу. Из снега проглядывают сухие серые ветки кустарников. Васильев создал два равноценных по художественному достоинству полотна. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. На золотистом песке готовится к отдыху ватага бурлаков — та самая, с которой для своего полотна «Бурлаки» списывал типы Илья Ефимович Репин.
Барки» (ГРМ) и «Волжские лагуны» (ГТГ), а также картину «Берег Волги после грозы» (ГТГ), работа над которой растянулась до апреля 1871 года. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала.
Они, осторожно и не быстро двигаясь, как бы «заворожены» этой природой. Я увидел, как надо писать. Сумрачен и неприветлив заиндевевший от инея лес. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие.
Написана она очень легко, свободно, «певуче». На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Федор взялся за заказы. Васильев довел это ощущение до эпической высоты.
- В музей – без поводка / Фёдор Васильев "Оттепель"
- Федор Васильев — художник трагической судьбы
- Картина Васильева «Оттепель»: поэзия перемен
- Картина Оттепель Федора Васильева
- Презентация на тему Картина Оттепель Фёдора лександровича Васильева
- Сочинение по картине Васильева Оттепель 4 класс
- Художник Федор Васильев: биография, творчество и интересные факты
- Васильев Федор Александрович Оттепель
Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Васильев интуитивно шагнул на поколение вперед. Нужные детали выписаны с полной законченностью, но ничего лишнего нет. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна.
Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля». На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования». После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины».
Все картины с этой выставки были раскуплены. Еще более богато оттенками небо. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского. Колорит картины очень строгий, но вместе с тем очень богатый тонкими оттенками. От деревьев, на первом плане справа, на талый снег отбрасывается синяя тень. Запечатлевать не столько сам предмет, сколько окутывающий его свет и атмосферу, сделать объект «дрожащим», каким именно и видит его человеческий глаз. Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. Пейзаж, выбранный художником для своего творения, не очень-то привлекателен.
Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах.
За этой баржей видна еще группа барж в профиль с поднятыми парусами. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Это увлечение в последствии определило его судьбу. Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие»34. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова.
Ох, сколько на этих дорогах перестрадало сердец. И, наконец, в картине применено срезание углов, с тем, чтобы максимально «собрать» композицию. А руку мастера нельзя спутать с творческой манерой других знаменитых пейзажистов. Снег уже утратил свою белизну и на дальние поля легли синеватые тени. Это была как бы дальнейшая разработка мотива. Серо, сыро и грустно вокруг. Он не любил отца.
Картина обладает большой эмоциональной силой воздействия. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. В Ялте однажды он абсолютно отчетливо увидел картину Крамского «Христос в Пустыне», хотя Иван Николаевич жил в Петербурге и еще только начал писать ее. С дивной простотой художник передал сырой воздух и таинственные световые эффекты.
- Как «Оттепель» немного разминулась с «Грачами»
- Громкие успехи «Оттепели» Фёдора Васильева
- Технические и смысловые находки в картине Фёдора Васильева «Оттепель»
- маринины мультики на моём сайте
- Купить картину Оттепель, Федор Васильев
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу». Импрессионистические приемы той самой «живописи настроения», которую обязательно упоминают, говоря о полотнах Васильева, автор использует и в этом произведении. Близкая весна не несет радости.
11029), также известная под названием «Зима». Даже ей стало скользко. Словно зима там, на заднем фоне не хочет уходить и пускать весну.
Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Встречные останавливались, снимали шапки.
- Сочинение-описаниеОттепель Васильева
- Описание настроения картины Васильев – Оттепель
- Роль графа Строганова в судьбе Федора Александровича Васильева
- Картина, которая принесла знаменитость
- Шедевры: картина Федора Васильева Мокрый луг
- Федор Александрович Васильев (1850-1873)
- Оттепель (картина Васильева) Информацию О
Слабые легкие требовали хорошего питания, а где было взять, если отец, работая на почтамте, получал 25 рублей в месяц. Повторение «Оттепели» не было простой авторской копией. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского17. И при сравнении «Оттепели» Солдатенковского собрания с «Оттепелью» 1871 года Третьяковской галереи сразу бросается в глаза широкая пространственная развернутость последней картины.
Барки», казалось, не написал, а спел. В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца14. Предчувствие, начало, неукротимость перемен — главное содержание образа. Одну из этих картин — «Мокрый луг» — Васильев прислал на конкурс Общества поощрения художников. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом.
У самой воды тяжелый мокрый песок, на более высоких частях – теплый, оранжевый. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Полюбившийся Репину бурлак Канин (с повязкой на лбу) выведен Васильевым на переднем плане. И не проходила обида, что он, Федор — «незаконный».
Запечатлевать не столько сам предмет, сколько окутывающий его свет и атмосферу, сделать объект «дрожащим», каким именно и видит его человеческий глаз. У края дороги на не истоптанном еще снегу видны колеи от недавно проехавших саней. Описание картины. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Пришла долгожданная оттепель. Продольный формат и доминирующий горизонт «Оттепели» отвечают той же подчеркнутой горизонтали. Но левый верхний угол слегка светлее. Серо, сыро и грустно вокруг.
11029)26, также известная под названием «Зима»2728. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям.
Отец Федора, почтовый служащий, считался среди своих родственников «человеком несостоятельным». Только бы не заболеть. «Оттепель» чрезвычайно высоко оценил друг и учитель художника Иван Крамской, назвав ее сильной, дерзкой, полной большого поэтического содержания и решительно новой работой.
Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования»6.
Оно и отправилось в Англию. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Это было в конце мая. Глубокое пространство наполнено тяжелым предвесенним воздухом. Над землей нависло свинцовое небо с тяжелыми лучами, бросающими тень на землю.
Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Какое время года отражено в полотне.
Однажды зимой в 1871 году, разгорячившись от катания на коньках, он по-мальчишески съедает несколько пригоршней снега, которые в дальнейшем сократили его жизнь на десятки лет. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. — дорвался до вольной жизни. Помогая отцу, Федор пел в местном церковном хоре, где немного платили, в гимназии учился за счет благодетеля, в каникулы подрабатывал — носил почтальону тяжелую сумку за рубль в месяц.
Этот пейзаж был приобретён художником и коллекционером Ильёй Остроуховым у петербургского антиквара И. Ф. Шёне и впоследствии стал частью созданного им частного музея. Пространство полотна делится на две части – земля и небо. Рисунок очень внимательный, тщательный. Все кусты вдоль дороги еще завалены снегом и кажется, что увидим мы их еще не скоро. Васильев был художник великих озарений и его «ясновидение» относилось не только к собственной живописи.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом). 2017 Федор Васильев. Достаточно вспомнить картину «Волжские лагуны», полную бурной, могучей, необузданной силы или «На Волге» (30 67), хранящуюся в Брянском музее), чтобы убедиться, каким проникновенным, вдумчивым и многогранным поэтом русской природы был Федор Васильев, как умел он, всегда безошибочно, угадать главное в каждом характере местности и как много важных и интересных сторон он видел в этом главном. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.
Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера». На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художеств, "Оттепель" получила первую премию, в то время как "Печорский монастырь"Саврасова, которого Васильев мог бы считать одним из своих учителей, получилвторую. Картина Васильева того же названия, которая украшает экспозицию Русского музея, авторское повторение исполненное специально для царского двора, было заказаноимператором Александром III. Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году. Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину Оттепель, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи»17.
Федор продрог, озноб колотил все тело. «Оттепель» — такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая права гражданства между другими и хотя решительно новая, но — имеющая корни где-то далеко» — высказал свое впечатление Крамской. Родители венчались через три года после рождения Федора. Одна из таких примет васильевской «Оттепели» — безбрежная унылая горизонталь, отмечающая встречу земли и неба, — пластическое решение, подразумевающее бесконечное расширение пространства вширь и за горизонт. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка.
Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца. На крыше еще лежит снег. Тяжелое свинцовое небо нависло над землей.
Вода нежного голубовато – розового, очень «правдивого» цвета. Произошло это благодаря правильному и объективному отбору экспонатов. Картину «Вид на Волге. Но всё же этот ручей на дороге означает о скором приближении весны. Семья пополнилась еще двумя детьми — Александром и Романом. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям.
Активность и хваткость, зоркий глаз все подмечавшего художника, точность штриха и линии, огромная работоспособность и неимоверное трудолюбие, удивительное видение момента и места – вот что поражало Репина в Васильеве. Справа от людей находится маленькое озеро, которое уже почти полностью оттаяло, только ещё кое-где остались висеть длинные сосульки над ним. Рядом с дорогой небольшой кучкой лежат срубленные стволы деревьев. И вот это направление. Шесть картин, посвященных северной русской природе написал он в Крыму. Однако горизонт незаметно снижается слева направо (как бы проседая вместе с тающим снегом), а сумрачное небо, угрожая бурей, клубясь и густея в высоте, смутно проясняется в отдалении и солнечный луч проглядывает сквозь тучи, освещая мизансцену переднего плана.
В тринадцать лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе, где получал три рубля. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Автор изображает не столько объекты, сколько обволакивающий их свет и воздух. С женой он не был обвенчан и двое старших детей (Евгения и Федор) вообще не значились в его документах. г. Третьякова), Вид на Волге (соб. Очень правдив слабый, немного «туманный» свет. Действие происходит не в поле, а на окраине деревни. Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873). Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям.
После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. Особенно дополняет картину задний фон. Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины»36. Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца.
Домики окутаны влажным воздухом, на них лежит легкий, теплый, ласковый свет. Сравнивая этот вариант картины с «Оттепелью» бывшего Солдатенковского собрания, мы видим, что в первой картине людям уделено значительно большее внимание. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».
Картина «Оттепель», за которую Васильеву была вручена первая премия имела самый широкий успех. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе.
Слабые легкие было наследственным в их семье. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского17. Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом). Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне20, а 18 июля выехал из Хотени в Крым, в Ялту, где и провёл последние два года своей жизни21. Слабые легкие было наследственным в их семье. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь.
Вся картина изображена в темных и серых тонах. Тогда же Васильев не более чем за месяц по заказу великого князя Александра Александровича (в будущем царя Александра III) выполнил повторение картины, находящееся ныне в Русском музее. Подчеркивается роль человека в пейзаже. Выбирается еще более характерное состояние природы самого конца русской зимы. Благодаря этому очертания предельно реалистичны, подвижны, выразительны.
Снег уже утратил свою белизну и на дальние поля легли синеватые тени. Веет холодом и печалью. Картина полна жизненных сил и поэтического очарования. В тихой зеркальной поверхности воды видны отражения постройки и облаков. По ту сторону от разлившейся воды, на дороге стая безбоязненно сидящих галок. Передний план пересекает плавно уходящая влево дорога, покрытая массивом бурого снега. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.
У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году. Возьмем, например, картину «На Волге» из Брянского музея – в ней, так же, как и в «Баржах на Волге» с первого взгляда узнается «матушка – Волга», но, вместе с тем, есть отличие. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования».
В Государственной Третьяковской галерее находится картина «Оттепель» (бумага на картоне, масло, 16 28, 3см инв. Барки». Иван Николаевич Крамской, педагог и наставник Васильева, был просто влюблен в него.
По наезженной дороге идет женщина и девочка. Открылась в Петербурге Первая передвижная выставка и на ней — самые яркие пейзажные полотна: «Грачи прилетели» Саврасова, «Оттепель» Васильева и «Сосновый лес» Шишкина. Слева от дороги два домика с крышами, покрытыми толстым слоем снега. Лишь робкий короткий свет создает впечатление легкого движения. (авторская копия: Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия). Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Так же грустно, как было, когда хоронили отца Федора. Все как бы задумчиво, налито звенящей тишиной, которую подчеркивают, словно «сонные». Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Всемирная выставка имела на этот раз особое значение для русской живописи и скульптуры.
Готовых денег не имел, напротив имел на руках семейство, которое надо было кормить. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Илья Ефимович не мог надивиться на него: поет, ходит на охоту. Картина отличается гораздо большей напряженностью цвета. Они выдвинуты ближе к переднему плану и расположены в центре композиции.
«Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Весной 1871 года Васильев работал над «Оттепелью», хотя был серьезно болен: обнаружились грозные признаки туберкулеза. Картина очень цельна, собрана по цвету. Помимо введения людей и барж в композицию картины «Баржи на Волге», можно отметить и другие, более легкие изменения в композиции. Следует отметить, также, большое мастерство и других картин Волжского цикла.
Заброшенной и сиротливой кажется стоящая близ дороги изба. Перед нами – знаменитая русская распутица, которая, как говориться, «всех краёв дороже» подлинно русскому человеку. Это уже не солнечный морозный день, а обычный серый денек, немного сыроватый. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога24, которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание14.
Голубое небо покрыто у горизонта теплыми клубящимися облаками. Существенно переработан и колорит. Над кустами возвышается ствол молоденького деревца с обломанными ветвями.
Талая вода залила узкую проселочную дорогу. И рвался домой, в Петербург. Сразу за домиками проходит невысокий косогор, очень естественно замыкающий композицию. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера».
Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. «Оттепель» чрезвычайно высоко оценил друг и учитель художника Иван Крамской, назвав ее сильной, дерзкой, полной большого поэтического содержания и решительно новой работой. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Оголенная мачта баржи поднимается высоко в небо. Во всех изображена болотистая местность. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену23. После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. Васильев создал два равноценных по художественному достоинству полотна.
В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Выше: что вы искали. Отец Федора, почтовый служащий, считался среди своих родственников «человеком несостоятельным». Некоторые из них расползлись, некоторые еще крепки, но уже наполняются стаявшей водой. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Шесть картин, посвященных северной русской природе написал он в Крыму. Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога, которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание.
Мрачным и суровым выглядит заиндевелый лес. Затем несколько «передвинуты» главные массы облаков. Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину Оттепель, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи». Васильев был признан профессиональным художником. Васильев был художник великих озарений и его «ясновидение» относилось не только к собственной живописи.
Весной 1871 года Васильев работал над «Оттепелью», хотя был серьезно болен: обнаружились грозные признаки туберкулеза. Чахлые кусты и спящие мрачные деревья, полуразвалившаяся избушка на обочине – как будто символ тяжелого периода в жизни мастера, а два человека – ребенок с его восторженным и наивным светлым мировосприятием и старик, умудренный опытом, с философским отношением к жизни – аллегория я художника раньше и сейчас, пришедшего в результате долгого переосмысления своего отношения к мирозданию. Ходил в шинели, перешитой с чужого плеча, носил истертые до прозрачности брюки и сверстники обзывали его то «перешитым гимназистом», то «ситцевыми штанами». Она буквально открыла Европе высокие достоинства русского искусства. Большие кисти художник не признавал. Теневая полоса продолжается от кустов налево, вдоль всего переднего плана.
Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Третьяков. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. На мокрой, с лужами дороге видны следы недавно проехавших саней. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Небо отделяется от воды светлой лиловатой полосой берега у горизонта.
Кроме того, Ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Природа нехотя просыпается от зимнего сна. вы можете запросить все в системе с коробкой. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля»15.
Резкие порывы ветра сгибают голые ветви деревьев. Все картины с этой выставки были раскуплены. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Там густое темное небо и глыбы снега. Однажды увидев эти холсты их невозможно забыть.
Это уже не отдыхающая Волга, а Волга – «величавая труженица». Из труб домов струится дымок, на дороге сидят птицы и несколько птиц в воздухе. В рисунке он показал себя талантливым мастером. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Довольно навязчиво ощущаются кулисы, выдвинутые на самый передний план. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями». Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Описание картины.
В 1865 году после долгой болезни отец Федора скончался, велев похоронить себя в Гатчине. Дело в том, что Васильев свою картину нарисовал молодым (является первой взрослой работой) и как представляется, его ни совсем охватили грустные раздумья. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Значительно меняется характер местности, а также очень сильно меняется вся композиция. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Оттепель. 1871.
Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году131819. Васильев Федор Александрович (1850, Гатчина –1873, Ялта)Художник-пейзажист, рисовальщик. На полотне всё едино: композиция, цветовая палитра, рисунок. Такова и картина «Оттепель». Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие.
Подход к написанию подобных мотивов был, разумеется, неизбежно связан с разработкой конкретных состояний природы, характерных для данного мотива. Евгению он все же «удочерил», а Федор так и остался на положении незаконнорожденного. Всё, вплоть до последнего наброска Васильева, было распродано еще до открытия выставки. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. В Государственной Третьяковской галерее находится картина «Оттепель» (бумага на картоне, масло, 16 28, 3см инв. Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие».
не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. С дивной простотой художник передал сырой воздух и таинственные световые эффекты.
Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера»35. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями».
Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога24, которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание14. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Его «На пашне», «Спящий пастушок» и, конечно же, первая в этом ряду «Жатва», с их вторящими горизонту градациями пространства, оформляют пластическийтопос национального мироощущения. Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие»34.
Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Два альбома приобрела императрица Мария Александровна и еще два — библиотека Академии художеств. Соблюдение двух основных контрастов: светлой заснеженной земли к темному, покрытому тучами небу, не приводит эти основные массы к монохромности. Описание картины. На пологом песчаном берегу лежат два камня.
Федор Александрович Васильев родился в Гатчине. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену23. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Дом такой ветхий и старый, что на секунду кажется, что под этим слоем снега он упадет. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. На мокрой, с лужами дороге видны следы недавно проехавших саней.
Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Федор взялся за заказы. За всю дорогу он не проронил ни слова, внутри все закаменело. Его юношеская картина «Заря в Петербурге», выполненная как случайно схваченный кусок действительности, была еще не импрессионистской, но уже предвещала импрессионизм. Оформились его основные эстетические воззрения.
По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями»10. Прибрежный песок легкого чистого желтовато – лиловатого цвета. И не проходила обида, что он, Федор — «незаконный».
Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины». Готовых денег не имел, напротив имел на руках семейство, которое надо было кормить. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Безбрежна ширь могучей реки, зеркальны воды.
Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне20. Заснеженные русские просторы, без конца и края, под хмурым облачным небом. Васильев довел это ощущение до эпической высоты. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями»10.
В 1865 году после долгой болезни отец Федора скончался, велев похоронить себя в Гатчине. Все потеплело, оттаяло в природе. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Ее достоинства самому Васильеву казались сомнительными, весьма критично отзывался он и о живописи картины, потребовавшей от него таких усилий и поисков. В этом пробуждении нет радости. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном.
У Федора рано проявилась способность рисовать. И вдруг — одна картина, другая, третья. 11029)26, также известная под названием «Зима»2728.
Как мучительно медленно пробуждается природа от тяжелого зимнего сна. Только бы не заболеть. Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. Он часто покупал для себя картины изображающие русский народ и это вполне объяснимо. Деревья с тонкими стволами и кружевными ветвями запорошены снегом. Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца14. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера».
Академии художеств), Перед грозой (соб. А сколько рисунков сделал за время путешествия, сколько набросков. Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Правее кустов фигурки мальчика и женщины в красной кофте и зеленой юбке. В семье царила беспросветная нужда.
Тут же, за проталиной, приютились грачи, не добавляющие живописности своим чёрным цветом. Такой родной всем нам пейзаж. Картина-воспоминание. Небольшая по размеру, она вобрала в себя, казалось, целый мир, она дышала, жила в каком-то мгновенном озарении и все в ней было свежо, чисто и глубоко — прозрачный воздух и мокрый сверкающий луг. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Благодаря этому очертания предельно реалистичны, подвижны, выразительны.
Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу»7. Да, он был близок этому. n Именно такие чувства пробуждает картина Федора Александровича Васильева «Оттепель». низко летящие вороны. В картине очевидны украинские черты. Холст, масло.
Земля лишь пробуждается от зимнего сна. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу»7. Ее купилП. М. Третьяков.
Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Все очень просто и убедительно. Это любящие природу люди, наслаждающиеся тихим весенним пробуждением ее жизни.
Открылась в Петербурге Первая передвижная выставка и на ней — самые яркие пейзажные полотна: «Грачи прилетели» Саврасова, «Оттепель» Васильева и «Сосновый лес» Шишкина. Во Франции в ту пору зарождалось новое направление в живописи — импрессионизм. Илья Ефимович не мог надивиться на него: поет, ходит на охоту. Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину Оттепель, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи»17.
Если бы не ранняя смерть от туберкулеза (в 23 года), он, по утверждению Крамского, произвел бы переворот в пейзажном жанре. Васильев интуитивно шагнул на поколение вперед. Жалкая, не по годам согбенная фигура не вызывала сыновнего чувства.
И так щемило сердце от этого родного, убогого, милого. На полотне всё едино: композиция, цветовая палитра, рисунок. Его юношеская картина «Заря в Петербурге», выполненная как случайно схваченный кусок действительности, была еще не импрессионистской, но уже предвещала импрессионизм. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым.
Кроме того, Ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно.