Федотов Павел Сватовство Майора
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. Вопрос спорный. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Им предстоит родиться благородными они избегут рекрутской повинности, никто не забреет им лоб.
Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Ой, стыд-то какой. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. — стыд какой. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений.
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
Судя по характеру сцены, переговоры с родителями невесты были проведены свахой заранее и мы видим первый визит будущего жениха в купеческий дом, где его ждут с большим нетерпением26. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность.
Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.
Георгиевская лента и Сватовство майора
Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Еще не вошёл в залу. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Ей, ей, за весь успех мой обязан.
Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. И здесь – важный момент. Вот, кстати и он – в смежной комнате.
В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Жених уже стоит в дверях при полном параде.
В сватовстве майора, жениха-щеголя упрекнуть не в чем: жениться ради денег в то время было скажем в порядке вещей, это было модно, разве можно думать о какой-то там любви, пребывая без гроша в кармане. А он показывает на входящую сваху. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства.
С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.
Федотов переработал повторение своей картины. осталась незавершенной. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Мы видим на картине Федотова высшую точку этой напряженной неопределённости и то, как каждый из акторов (действующих лиц) её переживает.
Отдали её за другого. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Да взманила, вишь, честь: Не хочу, вишь, зятька с бородою. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.
Картина Сватовство майора: описание картины
–– Уж с другим под венцом Поменялась кольцом Ему верною быть Его нежно любить Клятву Богу дала, –– Перед Богом лгала. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5.
Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Полотно Сватовство майора принесло отставному лейб-гвардии капитану Павлу Федотову (1815-1852), не имеющему официального художественного образования, звание академика живописи. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона».
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Видимо, в псалтырь. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.
/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. И зачем. 58, 375, 4. Наконец, болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство.
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. На столе разная закуска.
По его мнению, в этой картине художнику удалось с большим мастерством организовать не только композицию, но и колорит. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Художник был беден, содержал многочисленную родню, а родители Кати хотели жениха получше, побогаче. Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал.
Описание картины «Сватовство майора»
В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.
В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Мне по крайности дай хоть майора, Без того никому не отдам свою дочь.
Сватовство майора и шутовство художника
На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Вот-вот состоится (или не состоится) свадебный сговор.
Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Уж чего бы еще.
Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство.
Но недуг шел вперед неудержимыми шагами. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Вечные брачные архетипы с поправкой на старомосковский колорит. Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. А переливчатые ткани на платьях.
Стерпится – слюбится. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена.
О знаменитой картине Сватовство майора
А дальше можно предполагать. Откуда лента здесь взялась. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром.
Мы можем это предположить с большой долей уверенности, так как Андрей Илларионович Федотов, отец художника, тоже был бурбоном. Постепенно сюжет сложился. Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой.
Павел Федотов Сватовство майора
Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Ж-4521)8910. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы.
А росписи на потолке. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. Ярчайшим образцом творчества стала картина Федотова «Сватовство майора», созданная в 1848 году. Федотов вводит нас в купеческий дом.
Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Продолжатся (или не продолжатся) две династии – военная и купеческая. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Оконченная картина. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.
Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. чужой. На полу— кошка, «намывающая» гостей28.
Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. А седобородый батюшка-купец. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Ведь они не виновны в падении нравов современности. Грустная история.
Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил.
Крылов. Один из знакомых П. Федотову офицеров сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора.
Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени.
У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Именно благодаря этой произведению ему было назначено почетное звание академика. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Но награждения лиц, не имевших чина и права получить армейскую награду, были очень редки. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».
Вместе с гравером Е. Е. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.
стоили. Дом, несомненно, богатый – одна люстра чего стоит. Это излюбленный приём Павла Федотова. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери.
Служанки шушукаются. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. 5. А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным.
Павел Федотов "Сватовство майора" (с)
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Возможно, переживает, чтобы всё сладилось – подкручивает свои гусарские усы. В настоящий момент картина "Сватовство майора" находится вТретьяковской галерее, где ее и можно лицезреть. Хозяин засуетился поскорее застегнуться.
Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам. Обе разряжены для приема жениха. Эти изменения затрагивают и композицию картины и изображённых на ней персонажей и детали обстановки56. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.
Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Естественно, что о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. «Особенности национальной женитьбы» в середине XIXвека. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930.
Открытка (плейкаст) «Сватовство майора»
Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Браки по расчёту вообще самые крепкие. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Про нее писали вгазетах.
В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. И мундир надел с эполетами, а мог бы ведь по-простому, по-граждански – сюртук.
Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».
Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора» Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. Кроме одного.
Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. А картины.
После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца. Подобные браки случались тогда повсеместно.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Сын был гордостью и надеждой семьи.
По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они.
Скорее всего, ее слово в семье и является главным в решении любого вопроса. / Ой, стыд какой. Все не столь однозначно с Купцом. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. В частности, на одном из таких набросков изображена старуха-приживалка, а отдельно— её рот с редкими зубами59. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
А умная мать За платье ее хвать. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. / Никогда с ними я не бывала». Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры.
Описание картины Сватовство майора
В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Брюллова. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Поэт-художник поставил перед собой задачу показать.
Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Нужно было для картины отыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, разные аксессуарные вещи. Возникнет (или не возникнет) новая семья.
Художник Павел Федотов Сватовство майора
Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». / По-старинному— в сизом платочке. чужой. Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор.
Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Своих же персонажей, по отзывам близких людей художника, он любил. Рядом с купцом стоит сваха.
«Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. На ее лице читаются властность ирасчетливость.
Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Возможно, лента тут служит указанием на доблестное участие члена семейства – отца или деда ополченцем/партизаном в войне с Наполеоном (. ). Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи11. А там, если помните, никакого туалета.
Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. ассигнациями в месяц». Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно.
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета.
Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.
Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»
Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. В юности «забрили лоб».
У него горделивая осанка, напыщенныйвид. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Зауервейда, пользовался советами К. П. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк.
Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Не аристократический (мира аристократов выросший в Замоскворечье художник изнутри знать не мог), а именно купеческий. И зачем.
Павел Андреевич Федотов Сватовство майора: Описание произведения
Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Ах, уж эта кулебяка. / Нет, в светлицу уйду. »46.
Для большего не хватало грамотности, связей. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. А седобородый батюшка-купец. Что можно сказать про этого персонажа.
Чтобы старик застегивал свою сибирку правою рукой и правою полою вверх, как обыкновенно делают». Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. Только наверняка он «происхождения тёмного».
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Русский музей Дополненная реальность
- Самое интересное в виде мозаики
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. В ней борются противоречивые чувства.
В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. а затем, одного за другим, всех действующих лиц: Вот сам хозяин-купец, Денег полон ларец. Таким образом создается своего рода композиция движения. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники.
- Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
- Коллекция Государственного Русского музея
- Вариант-повторение из Русского музея
- Последние комментарии (всего 3)
Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров.
Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Подобных вопросов возникает множество.
В ту пору, будучи офицером, Федотов получал жалование 300 руб. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. получали то, что хотели, становились счастливыми. Кошка замывает гостей».