Формула Весны Филонов
Более подробно обратимся к картине П. Ф. Филонова «Формула весны» 1929 года. В статье сделана попытка описать основные положения «аналитического метода» художника П. Н. Филонова, проанализировать художественные качества и интерпретировать смысл его произведение «Формула весны» 1929 года. К этому периоду относятся такие работы Филонова, как два варианта «Формулы весны», 1927—1929 гг. Одно из лучших полотен Филонова «Формула весны» стало своеобразной симфонией бурлящего кипения жизни, хоралом высокого звучания. Поклонников авангарда начала ХХ века обязательно порадует качественная репродукция картины Павла Филонова «Формула весны».
Описание картины «Формула весны»
Посредством наложения сложных фактур появляется «тембр». Каждый дециметр полотна кажется сотканным из множества насыщенных цветом кристаллов.
Родился в Москве. Вот «Победа над вечностью» в синекрасных сталактитах, вот «Формула весны» – розоватая рябь, словно звучащая музыкой Стравинского. В этой формуле особенно ощутим взрыв красочной материи формы, сцепленные между собой частицы цвета-света образуют космический вихрь, создающий необычайной силы пространственную глубину и протяженность. Возникали ассоциации с небом и облаками, пребывающими в «воздушной» среде, виделись горизонты и пространства новых неведомых миров, находящихся как бы за пределами холста. Стр.
Одна из крупных школ русского авангарда. В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Русское искусство, по сравнению с западным, где стремление к новым формам выражения было более постоянным и методическим, отличалось молниеносной сменой стилей и направлений, богатством художественных групп и объединений имеющих свою собственную доктрину творческого развития. Неслучайно в давние времена наступление нового года отмечали именно весной. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства.
Павел Филонов «Формула весны и действующие силы»
Эти проемы отличались от плоскостного характера окружающих беспредметных форм присутствием ощущения «пейзажности», что достигалось тонкой, тщательно выполненной разработкой фактуры. «Спекулятивная сделанность» позволяет мастеру использовать изображение натуры как отображение собственной души. На деле всё обернулось тем, что постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. Треугольники, полосы, кольца, лучи рассекают друг друга, деформируются и дробятся в неуловимо меняющемся ритме. причащения человеческой кровью. Павел Филонов «Формула весны» (1928-1929) Холст, масло. Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений их реакций, эманаций, бытия, генезиса известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг. ).
Добавим к этому толкованию существенный нюанс: Филонов использовал здесь прием чудовищной метафоры. Пиши коротко, толково, без прикрас. Напишешь — перечитай и непременно исправь.
Художник пытается зрительно воссоздать параллельный природе мир. Все пространство холста заполнено несчитанным количеством разнообразных геометрических и биологических изображений. Задача журнала – отслеживать таинственные процессы образования новой русской культуры. Многие начинающие авторы получили признание читательской аудитории, пройдя через испытательные площадки «Топоса», в соседстве с публикациями литераторов, культурологов и деятелей русской культуры мировой известности.
Можно увидеть прямоугольники, квадраты, круги, овалы, линии, а рядом образы, напоминающее растения и животных. Точно также они пропитывают все полотно и наполняют его жизнью. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников.
Однако многочисленные теоретические выступления, создание в 1927 г. общества «Мастера аналитического искусства» (МАИ) — вся эта очень интересная деятельность быстро вызвала негативное отношение официальных кругов. «Пир трупов, пир мести, — писал о «Пире королей» В. Хлебников. Официально признана в 1927г.
- Русский музей Дополненная реальность
- Семь малоизвестных работ Павла Филонова
- Мировая художественная культура (11 класс)
- Художник Павел Филонов: картины, биография
Видимо именно тогда наступил переломный момент, в следствии которого Павел Филонов изменил свой стиль работы и сформировал основы своей теории «сделанности». Непременно начни писать дневник по искусству. Убежденный в существовании незримого «бесконечного мира явлений физических, химических, биологических, космического либо анатомического происхождения», мастер стремится показать его с помощью языка ритмизированных формул. Предчувствия Филонова и близких к нему поэтов-футуристов (В. Отсюда ты возьмешь много нужного. Также не прошли незаметными от взора Филонова труды лидеров неопримитивизма Ларионовой и Гончаровой. Аналитическое искусство твердит – мир не целостен.
Элементы его работы одновременно биоморфные, кристаллические, растущие, разлагающиеся. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал». 13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности».
Постепенное высветление полотна снизу вверх усиливает ощущение мистического вселенского света. Первым жизнеутверждающим просветом в серии безрадостных картин явилась всё же единственная жанровая мажорная картина «Крестьянская семья (Святое семейство)», написанная в 1914 году, стилизованная под русский лубок за исключением фигуры молодой матери, выполненной в традиционной реалистической манере. 250 x 285 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В Формуле весны (1928-1929) художнику удалось передать радость от потрясающей картины многоцветного космоса, от раскрывающихся бесконечных миров. Исключительная. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). То же звучит в «Февральской революции» 1924-1926, в «Колониальной политике» или «Формуле империализма».
- Коллекция Государственного Русского музея
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Школа «Мастеров Аналитического Искусства» (МАИ)
Согласно его теории для выявления лучшей конструкции художественной формы (картины), художник может поступить в соответствии со своим представлением об этой конструкции формы, т. е. предвзято или, выявив ее закон органического развития следовательно и выявление конструкции формы будет предвзятое – канон или органическое – закон. При первом взгляде на картину «Формула петроградского пролетариата» зритель испытывает такое чувство, словно заглянул в бездну. В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. «Пир королей» остался в этом смысле предпосылкой и все же современники считали это полотно главным творением мастера.
Скульптура оживает каждую минуту, но вместо львиного рыка слышна человеческая речь. 1927 – 1928. Эта первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества, где провозглашается реабилитация живописи (в противовес концепции и методу К. Малевича, «живописному анекдоту» В. Татлина) — «сделанных картин и сделанных рисунков».
Относительно русского неопримитивизма позиция художника была достаточно сложная. «Я художник мирового расцвета — следовательно, пролетарий, — писал Филонов в 1920-е годы. В начале двадцатых годов петербургское творческое объединение «Союз молодежи» усилило заинтересованность к примитивизму. Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки. В 1941 г. мастер умер от голода в блокадном Ленинграде, прожив последние десять лет в постоянном ожидании ареста.
Отрицание мистики – и тут же – картины-предчувствия – «Пир королей» 1913 года – это уже о Первой мировой войне. Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). У Филонова нет образов или, точнее, у него – преобразы, у него формулы – весны, Николая II, жизни империализма, мироустройства вообще. Свой неповторимый мир Филонов творит с филигранной сделанностью.
Также в эти годы он открыл для себя творчество Врубеля. Абсолютно первобытный облик крестьянина с низким лбом и бычьей шеей, руками и ступнями ног в виде грубых лап сходное строение глаз у матери, лошади и собаки усиливают это впечатление. И всегда эта единица действует одновременно и формой и цветом. Они были похожи. Здесь Павел Филонов познакомился с трудами Вальдемара Матвейса (Владимир Марков).
Восьмой рисунок («Пропагандист», 1924—1925) до сих пор не возвращён. Ем кило или полкило хлеба в день, тарелку или две супа с картошкой. «Очевидец незримого» завещал «упорно и точно думать над каждым атомом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». И просто повседневность: «6 марта.
Картина воздействует как хорал, как тысячеголосное пение «Оды к радости» Бетховена — Шиллера. Филонов не только выявил подтекст в поэзии, но и представил слово как абстрактную художественную форму, которая состоит из «атомов»-букв. У Филонова же такие перепады стали нормой. И сейчас для многих это самое любимое время года.
Холст, масло. Она полна внутреннего напряжения, подчинена власти строго развивающегося ритма и заключает в себе некое волшебное начало. При отходе начинаешь замечать оживление этой структуры, ее пространственное «дыхание», населенность мириадами каких-то существ, органических форм, подобий архитектурных фрагментов. Старинное, запутанное понятие слова творчество я заменяю словом сделаность.
В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне. Организм произведения должен расти, как растет все живое в природе. Журнал «Топос» – ежедневное сетевое литературно-художественное и философско-культурологическое издание. 1936. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914г. ), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923г. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства.
Идентично происходят различные энергетические процессы в окружающем мире. На полотне он представляет свои попытки изучения и познания мира. Утопически настроенный лев стоит на постаменте и подсвечен изнутри. Захаров заставил льва шевелиться и зачитывать биографию Филонова. Определенная закономерность в построении картины, однако, просматривается. Помимо этого, Филонов употреблял термин «сделанность», призывая упорно изображать каждый атом, вводить определенный цвет в каждый атом. Последний, кстати, ценил художника больше прочих, был отличным знатоком его дореволюционного творчества и называл «певцом городского страдания».
Картина пробуждает в сознании память о живописном строе готических витражей и музыке Баха с ее многоголосием, разрядками и сгущениями, эпически спокойным движением, строящим архитектонику Мироздания. Говоря об абстрактных работах Филонова, Глебова обратила мое внимание на «пространственные окна» или, как чаще она говорила, «пространственные дыры», которые при внимательном разглядывании картины и определенной доле фантазии нетрудно было увидеть в общей живописно-пластической ее структуре. Она была ярким своеобразным художником, незаурядной, очень целеустремленной, волевой личностью, творчество ее было во многом импульсивно, причем лучшими ее работами были те, в которых она освобождалась от догматических установок своего учителя. «Человек в мире» – потерянная в красочном пространстве голова с печальным взглядом, в белках испуганных глаз все тот же вселенский ужас, прорисованный на сетчатке мельчайшими подробностями прошлого, будущего и небывшего.
Номер 20. Его мотивы, отображающие «естественную жизнь» и отвечающие общей заинтересованности отечественного модернизма в деревенской тематике, были другими по языку выражения и цели. Как и всегда, ни одной секунды не провожу я без работы, а работы чем дальше, тем больше. Пышные лубочные цветы, заполняя всё пространство картины, окружают сцену, аналогичную известному сюжету «Поклонение волхвов», стой разницей, что младенцем является девочка, судя по развитым грудям с розовыми сосками, повторяющими характером рисунка груди матери, что дает повод для предположения, что Филонов «святым семейством» считает обычную крестьянскую семью, а не евангельскую с младенцем-Христом. Надо как можно больше читать и изучать. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно.
Один из инициаторов создания Союза молодежи (1910). И параллельно сквозь абстрактную форму прорастают две огромные высветленные, словно спускающиеся с небес, человеческие ноги, символизирующие вместе со зданиями прочную опору, которую создает себе творящее сознание, чтобы выжить в безжалостном мире геометрического безумия. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Принцип «точка – единица действия» привел к возникновению непрерывной структуры живописного поля картины, целиком заполненного бесконечным количеством тысяч и тысяч крупных и мелких форм, каждая из которых несет свой заряд энергии имеет самостоятельную характеристику. Очевидец незримого». Художник испытывал симпатию к народному искусству.
Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. Синтез таких разных по конфигурации объектов, объединяющихся в композиционно выразительные пятна, создают единую картину. Извечная крестьянская работа связана художником с идеей вечного весеннего пробуждения. Этот своеобразный рост начинается буквально с двух мазков, потом перерастает в уже узнаваемые фигуры, образованные тёплыми и холодными частицами, затем уже «прорастают» в разномасшабные сложные по цвету формы.
На мой взгляд, можно заметить своеобразную цветовую растяжку. Шаги от благообразного мифа к монструозным ликам русского народного примитива («Крестьянская семья», «Масленица»), от евангельских циклов к воинствующему атеизму, к апологии интеллекта и отрицанию души. Но я растягиваю последние гроши, чтобы отдалить этот «выход», – и работаю весь день, как и всегда, пока сон не выводит меня из строя.
Самым известным произведением Филонова дореволюционных лет оказалась картина «Пир королей», репродукция ее была помещена на обложке манифеста художника 1914 года. Том дарили на вернисаже. Совместно с И. С. Биохимия вселенной и русская жизнь в ней частью всеобщего – миф, реальность, лубок, война, революция, личность – интеллигент, «те, кому нечего терять», человек целостный и человек расчлененный. Называется «Павел Филонов. Однако исключительное богатство взаимодействия структур, неисчерпаемая многоплановость всего ансамбля выходят за рамки любого словесного определения, не поддаются ему, как не поддается определению в словах то чувство, которое охватывает человека при взгляде на необъятное небо, полное звезд, мерцающих в таинственной бездне мироздания. Свой метод художник называл «аналитическим». На поверхности холста как бы вибрирует, движется масса цветовых точек (по Филонову – единиц действия), которые воплощаются в органическую дышащую материю.
Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. О цели работы художник пишет: Самое важное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу. Постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения.
Кандинский, К. С. Ленина в Ленинграде, где работали ученики В. Стерлигова, делались их выставки, в которых она и сама принимала участие. Филонов Павел Николаевич (1882/3, Москва – 1941, Ленинград)Художник иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог. Еще одна неизвестная в формуле Филонова выведена увесистым перетбуржским изданием Павел Филонов «Дневники».
«Топос» – журнал, в котором на глазах читателей формируется современная русская словесность постсоветской эпохи. В статья «Канон и закон» впервые употребляется понятие «органическое», занимающее особое важное место в художественной концепции аналитического реализма. В это время (20-30-е годы XX в. ) он создаёт многие свои шедевры: «Формула империализма», «Нарвские ворота», «Животные». Полотна не созидания, но деструкции, в которой жизнь. Ранние работы художника «Без названия (Всадники)», «Пир королей» демонстрируют зрителю то как художник сумел соединить на холсте архаичные мотивы и свой уникальный метод. Поочередно расширяли границы влияния искусства художники В. В. Среди второстепенных «персонажей» сидящий на полу слева ассоциируется с Иовом, Иеремией или классическим Мыслителем. Малевич, П. Н.
Богатство картины «Формула весны» не исчерпывается сложностью архитектоники ее мироздания, состоящего из бессчетного количества мелких форм, рождающих ощущение непознаваемости его в силу невозможности освоить сознанием столь огромное количество деталей с их взаимными связями, соединением в более крупные структуры – в свою очередь взаимодействующие друг с другом – подобно тому, как это происходит в физической вселенной, где планеты, звезды и галактики, состоящие из миллиардов звезд, образуют структуры метагалактик. Татлин, предоставили миру абсолютно новое понятие беспредметности. Подробнее остановимся на творчестве Павла Филонова, о котором современники говорили используя эпитеты такие как великий, величайший, смутьян холста и очевидец незримого. Этап пробуждения природы совсем не случайно назван «формулой».
У входа в музей помавает головой гигантский синий пластмассовый лев. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. В конце 1989— начале 1990 гг. Художественный мир начала прошлого века представлял достаточно непростую картину. С Филоновым знакомят грамотно и последовательно – зал ученических рисунков и эскизов, белые большие стенды с «Формулой весны» и ее фрагментами – в центре.
«Формула весны и действующие силы» – прекрасный образец живописной гармонии, достигнутой на основе «аналитической системы», открытой художником. Еще в 1913 году Филонов пишет манифест «Сделанные картины», в котором как главный провозглашает «принцип сделанности» : «Упорно и точно думай над каждым атомом делаемой вещи упорно и точно рисуй каждый атом, упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветком». Но все же остается какое-то созидательное начало, зыбкий просвет надежды. Он умер, когда началась блокада Ленинграда.
В 1930-1940-е годы название «формула» исчезает из его творчества. В противовес убеждениям кубистов П. Филонов определил два направления сотворения произведения: «предвзятый» (канон) и «органический» (закон). Согласно его теории для выявления лучшей конструкции художественной формы (картины), художник может поступить в соответствии со своим представлением об этой конструкции формы, т. е. предвзято или, выявив ее закон органического развития следовательно и выявление конструкции формы будет предвзятое — канон или органическое — закон. Проект-посвящение Филонову называется «Монумент утопии».
Перед ним предстают какие-то фантасмагорические головокружительные вихри. Я бывал у нее дома в Новом Петергофе и на ул. Если приглядеться, то рядом с теплым оттенком обязательно можно увидеть конфликтующий с ним холодный. В противовес убеждениям кубистов П. Филонов определил два направления сотворения произведения: «предвзятый» (канон) и «органический» (закон). Школа Филонова учит расчленить мир на атомы, чтобы он потом сам сложился в нечто целое, просвечивая своей пугающей изнанкой.
Между названием картины «Формула весны», выражающим идею пробуждения, надежды и живописно-пластическим Образом ее можно найти линии соприкосновения, в частности, в направленности Процесса развития от плотного низа ее к свету наверху. «Без названия (Что видит и чувствует ребенок 1922-1928 года) – бурая антисказка все в тех же швах и рубцах от распада этого прекрасного мира. Ты поймешь, как тяжелым трудом и силою анализа и упорной борьбой они достигли, великие люди, своей цели, как учились и боролись. Сравнение двух картин: «Цветы мирового расцвета» и «Формула Космоса» интересно в том отношении, что наглядно раскрывает характер творческого метода Филонова при создании произведений беспредметной живописи, который лежит в основе всей авангардной живописи: мышление живописно-пластическими элементами формирования образа. Интересно заметить, что форма длинных тонких носов и ноздрей у людей аналогична строению их у рядом стоящей лошади: художник, вероятно, хотел подчеркнуть отсутствие принципиальных различий между человеком и животными, в силу чего они все (и собака и куры) составляют единую семью.
В 1894 году мать Павла умерла от чахотки, а заботы о братьях и сестрах легли на плечи старшей сестры Шуры, которая уже жил в Петербурге, будучи замужем за видным предпринимателем. Нередко приходилось вновь и вновь возвращаться к уже «сделанным» частям картины, дописывая их. — Я называю свой метод натуралистическим. » Абстрактное начертание «атомистической структуры» изображенного несомненно. Филонов, В. Е.
Школьником оформил постановку трагедии В. В. Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета» — наиболее важный документ аналитического искусства. С одной стороны, она сравнивается с древнерусской иконописью, а с другой этот термин близок к понятию «аналитическая сделанность». Учись грамматике. Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета»— наиболее важный документ аналитического искусства.
В статья «Канон и закон» впервые употребляется понятие «органическое», занимающее особое важное место в художественной концепции аналитического реализма. Созвучны. Понятие «органическая сделанность» граничит с умением художника уловить и передать живую сущность натуры. Как в каждом так называемом сегменте, так и во всем полотне идет напряженная «борьба» теплых и холодных цветов.
Невозможно не вспомнить также «Гимн солнцу» Франциска Ассизского по сходству ощущения синтетической мощи и философской полноты в представленной картине Вселенной. Создана Филоновым в 1925г.
Выход один – пойти на любую черную работу для заработка. Итоговый вывод — о круговой поруке, объединяющей вампиров-владык, о закономерности их торжества в момент предрешенной ими гибели мира. Напряженная политическая атмосфера в стране лишь обостряла обстановку. Стихия клеток и атомов.
Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Филонов выявил «органическую», «спекулятивную», «организационную» и «аналитическую» сделанность. Над ними – темный космос, в преодоление которого направлено это движение.
Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В русской живописи настоящей аллегорией весны стала картина А. Венецианова. Можно с уверенностью думать о каком-то религиозном настрое Филонова, заставившем его подняться к ощущению высшей реальности и размышлять о «формуле» космического бытия как о непрерывном цветении Вселенной. В картину введены многочисленные символы-знаки — рыба на блюде (один из символов Христа), чаша страдания и т. д. Как это не раз случалось в биографии больших мастеров именно в трагический год «великого перелома» Филоновым было создано самое философское и жизнеутверждающее произведение. Таков мир живописи Филонова. Он сложнее все объясняющего божественного замысла, но значит – познаваем, а потому и должен быть разъят беспощадным глазом художника, который не боится видеть незримое («Победа над вечностью» 1920-1921 гг. ) Белый свет без поблажек – в красноватых, венозно-синих и коричневых жилах, в кровавых подтеках и мазутных полосках от работы колес и шестеренок истории.
В едином напластовании и просвечивании образов – один сквозь другой – Формула весны оказывается и мировым древом с могучей разветвленной кроной и корнями и головой человека, череп которого – по-хлебниковски «путестан» – вмещает все мироздание и городом-мегаполисом и мощным взрывом, снимающим покровы несущественного, проходящим и влекущим к тайнам бытия. Эти формы, сцепливающиеся друге другом, проникающие друг в друга, состоящие внутри себя из более мелких, доходящих до размера пылинок, наполненные звучанием цветовых аккордов из которых слагается полифоническое многоголосие всей картины, в то же время являются теми «кирпичиками» из которых выстраивается вся монументальная конструкция этого великого творения. Художника обвинили в «контрреволюционной» тяге к непонятному и сложному искусству, он был лишён работы и средств к существованию. (Пожалуй, самое спорное полотно художника, столько же недопонятое современниками, сколько важное ему самому).
Само понятие весны связано, прежде всего, с идеей роста, движения, пробуждения природы. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). («Азбука» 2000, серия «Наследие»).
Филонов в русском авангарде вне – и над -. Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н. Ф. Автор символико-философских картин, портретов.
Для каждого элемента произведения у художника есть определение, так, например, точки касаний форм носят названия «единицы действия». Но еды – все меньше и меньше. Значимая фигура. Благодаря обучению там и «исключительно благодаря знанию анатомии» Филонов был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем и весной 1908 года начал заниматься там, это продолжалось до1910 г. Но после 2 лет занятий Филонов покинул Академию Художеств из-за принципиальных разногласий с профессорами.
К 1922г. Однако в дальнейшем художник увидел торжество бюрократической машины над революционной первозданной стихией и, как следствие, — иссякание общечеловечески-нравственного порыва. Этот эффект восприятия достигнут благодаря принципу «сделанности», разработанного художником. Скорее, это утопия. Сам же он характеризовал себя как художник-исследователь.
Характерно, что для человеческих символов Филонов избирает лики и кисти рук. Сам Филонов владел всеми методами. «Формула весны» это удивительное произведение. — Мертвецы величаво и важно едят овощи, озаренные подобным лучу месяца бешенством скорби».
Преимущественно в картине присутствуют красный и синий цвета. Филонов пытается удержаться, создавая группу«мастеров аналитического искусства» (МАИ). Это образование является кульминационным центром картины. Как энергия, которая сначала сгущается, взаимодействует, накапливается, далее «взрывается» и затем выпускает спокойные разряженные частицы.
Каждое прикосновение к холсту, каждая точка для него — это единица действия. В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». Хлебников сорил стихами – Филонов никогда не продавал своих картин. В картине великолепно передано состояние обновления природы, живой ее «органики». Относительно «организационной сделанности» существует две точки зрения. Наивысшего напряжения искания живописца достигают к началу двадцатых годов, воплощаясь в картине «Формула петроградского пролетариата», справедливо считающейся одной из вершин его творчества.
В марте 1914 года П. Филонов, А. Кириллова, Д. Н. Какабадзе, Э. Лассон-Спирова (участница выставки «Союза молодёжи») и Е. Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков Сделанные картины» (пометка: «Изд. Сейчас, не имея заработка, я в полном смысле слова, к стыду своему, живу «на иждивении» дочки. Положение мое становится грозным. Она будто парит над землей, слегка расставив руки.
Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков Сделанные картины (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Филонов со своими учениками участвует в различных видах художественной деятельности: участвуют в постановке «Ревизора»Гоголя иллюстрируют финский эпос«Калевала». Эта идея красивая, но вряд ли является реальной. Мировый расцвет», на обложке репродукция — филоновский «Пир королей»).