Фреска Троица
«троица» работы Мазаччо— знаменитая фреска эпохи Раннего Возрождения известная своим новаторством в вопросе передачи перспективы интегрирования изображенной архитектуры в настоящую и изображения донаторов по масштабу сопоставимыми со святыми. Фреска Троица (1427-1428) во флорентийской церкви Санта Мария Новелла стала классическим образом алтарной композиции. Фреска Троица, написанная Феофаном Греком в церкви Спаса Преображения в Новгороде, до сих пор еще не сделалась объектом специального изучения, хотя ее особенности, казалось, должны были вызвать к ней внимание. «троица» работы Мазаччо — знаменитая фреска эпохи Раннего Возрождения известная своим новаторством в вопросе передачи перспективы интегрирования изображенной архитектуры в настоящую и изображения донаторов по масштабу сопоставимыми со святыми.
«троица» работы Мазаччо – знаменитая фреска эпохи Раннего Возрождения известная своим новаторством в вопросе передачи перспективы интегрирования изображенной архитектуры в настоящую и изображения донаторов по масштабу сопоставимыми со святыми. «троица» – фреска Мазаччо.
Сравнительный анализ фрески Феофана Грека «Троица» и «Троицы» Рублева
На новгородской иконе Отечество, которая датируется концом XIV века имеется сверху надпись, уточняющая сюжет иконы: О (те)ць и Синъ и с (вя)ты (и) Духъ. Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок». Будучи уже зрелым мастером, он вел внутренний диалог со своим предшественником и отчасти учителем. 1395г. ). Рублев воплощает образ божественного триединства, любимый в среде Сергия Радонежского.
Дерево – это не столько дуб Мамврийский, сколько древо жизни, древо вечности. Композиция образа в церкви Спаса на Ильине строится исходя из формы стенного проема. Это самые поэтические образы всего древнерусского искусства. Боковые ангелы как бы обращаются с благодарностью к Аврааму и Сарре, не участвуя в сакральном действии центрального ангела. Творчество Дионисия.
Фрески «троица» феофана грека и андрея рублева (описание)
Так, Игнатий, автор известного Хождения Пименова в Царь-град 1389 года, сообщает, что он и его спутники в Софии Константинопольской целовахом трапезу авраамлю, на нейже угости Христа Бога в Троице явльшагося. Рассмотрим, как расположил все фигуры на своем произведении художник. О замечательном колористическом даре этого мастера может свидетельствовать его «Св.
В такой же мере Мазаччо продвинулся вперед в показе окружающей человека среды. Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галлерея). Иаковом, — он повернут спиной к зрителю и изображен в сложном ракурсе. К1480-м— началу1490-хгг. 46, 6), еже вознести падший образ Адамов и послати Духа Утешителя» (стихира на стих. ). Между ними, соединяя их, находится белый голубь – Дух Святой.
Для произведений средневекового искусства типична символичность замысла. Сей есть державный и Сильный, сей есть Сильный в брани И почто Ему червлены ризы. За невнимание к окружающей жизни и одежде тосканцы дали ему прозвище Мазаччо (Неуклюжий). В картине сохранена средневековая иконографическая схема сюжета Св.
По одному яркому высказыванию, в работе изображён «маленький Геракл», тем самым пролеживается связь творчества Мазаччо с античными образцами. Истинное объяснение должно основываться на свидетельстве древних памятников. Троица Рублева была плодом подлинного и счастливого вдохновения.
Скрученное и разнонаправленное движение возникает в каждой точке соприкосновения форм. Гора – это образ восхищения духа (именно так она обычно трактуется в Библии и Евангелии). Одно из последних произведений художника — «Парнас» (Лувр), оконченный в 1497 г., написан по заказу Изабеллы дЭсте для украшения ее кабинета с античными коллекциями. Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой. Еще одна излюбленная им форма — узел, концы от которого разлетаются в разные стороны. И в ней моменты символического порядка играют немалую роль, причем символическая трактовка распространяется также на второстепенные детали иконы-на здание, дуб Мамврийский и скалу. Средний ангел обращён к правому, но его слегка наклонённая голова повёрнута к Отцу.
Даже старые копии не передают и сотой доли ее обаяния. В ликах святых он почти исключает возможность объемной моделировки. Его крылья и обрамляют и выделяют его фигуру.
Напишите отзыв о статье Троица (фреска Мазаччо)
Новые художественные искания определенно выразились в колорите произведения (насыщенные вишневые изумрудные и оливковые тона), в крупном золотом ассисте и в энергичных высветлениях на одеждах, в характере мелкого золотого орнамента на хитоне центрального ангела, в плотном однородном вохрении ликов. По своим размерам супруги сходны со святыми, что тогда не было принято. В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Родился 21 декабря 1401 г. в семье нотариуса в местечке Сан Джованни Вальдарно.
Соответственно их нимбы меньше нимба среднего ангела. Дух святой (правый ангел) присутствует как вечно юное и вдохновенное начало, как утешитель. Золотым помимо фона (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) написаны одежды Христа (символ Его царского достоинства), кайма на мафории Богородицы (символ Ее духовных даров, которыми Она украшена) и звезды (символ Ее непорочности).
Троицы, как это мы видим у Феофана. Центральный медальон купола с поясным изображением Христа Пантократора (Вседержителя) окружён строкой из псалма: «Господь с небеси на землю призри».
Иакова на казнь», «Казнь св. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. Основным трудом и вершиной творчества художника были фрески в капелле Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине (1427-1428). Джорджо Вазари ее полностью описал в 1568 году, а через два года она исчезла. Лица апостолов индивидуализированы. В сцене Видение Креста Константину использован эффект ночного освещения. В благоговейном молитвенном молчании находится на этом же уровне Святой Иоанн.
Отрывок, характеризующий Троица (фреска Мазаччо)
Использован материал: Энциклопедия КругосветНекоторые впечатления и легенды. Из-за того что гипс сохнет довольно быстро, работа проводилась поэтапно. К ней сохранился собственноручный подготовительный рисунок автора. Надо думать, что с другой стороны симметрично располагалась фигура Авраама. Фрески всегда были во Флоренции наиболее почитаемым видом искусства. В житийных иконах дионисиевского круга устойчиво соблюдается порядок клейм: верхний ряд – начало жития до поставления в сан, по сторонам – прижизненные события нижний ряд – преставление, открытие и перенесение мощей и посмертные чудеса. К этой группе произведений примыкает икона апостола Иоанна Богослова «в хождении», то есть с повествованием о его путешествиях, его апостольской миссии в Малой Азии, где он прославился искоренением языческих обычаев изгнанием бесов и исцелениями.
Выделение и персонификация среднего ангела не были случайными. однако до нас дошло только три из них. Благодаря преувеличенной пышности причесок лица кажутся особенно хрупкими. Его отец умер, когда будущему художнику исполнилось всего пять лет.
Феофан Грек Феофан Грек (около 1340 – после 1405) иконописец, миниатюрист и мастер монументальных росписей. Икона Троицы была заказана Рублеву учеником Сергия, преподобным Никоном Радонежским.
Так новгородский иконописец стремился опровергнуть ересь антитринитариев. Как ни странно, она изображена немолодой женщиной. Этот год отличен началом сотрудничества с Мазолино. Действительность лишь частично оправдала надежды Сергия.
Примечания для Троица (фреска Мазаччо)
Сведений о жизни и творчестве Феофана Грека сохранилось крайне мало. И на самой высшей ступени Феофан ставит св. Он жил среди людей, почитавших обряды, наивно убежденных в таинственной силе древних форм. Смысл произведения раскрывает надпись на цоколе над саркофагом со скелетом: «Я был, как вы, вы будете, как я». Связь между избранием Апостола Матфия и сошествием Святого Духа на апостолов установлена автором произвольно.
А то, что Давид отделен от апостолов аркой, показывает, говорит он, что Давид — не участник собора апостолов. Однако образец он воспринял лишь как схему, переосмыслив и придав ему иное содержание. Его отец умер совсем молодым в возрасте 27 лет (его знаменитому сыну было отпущено прожить столько же).
Отец, широко простирая руки и заполняя все пространство, поддерживает крест, на котором распяли Сына. серого пейзажа, насыщенного светом и воздухом. Композиционная форма арки определяет неравенство участников сцены у Феофана. Если бы фигуры были более объемными, а пространство более глубоким, то гармония оказалась бы тотчас же нарушенной. К их числу принадлежат«Грехопадение», «Воскрешение Тавифы» и другие.
И далее: По моему разумению вера подобна лучу, надежда – свету, а любовь – кругу солнца. То ли они вкушают пищу и одни из них протягивает руку за чашей на столе. Иакова на казнь»представлено в перспективном сокращении снизу.
И притом до передачи столичная константинопольская живопись. Иаков перед Агриппиной», «Шествие св. Глубоким синим тоном написаны клав на рукаве Христа, чепец и рукав нижнего платья Марии. Санта Мария Новелла, Флоренция.
Можно было бы без труда продолжить толкование символического содержания рублевской иконы. 1392 г. росписью Успенского собора в Коломне. «Крещение Гермогена», «Св. Надписи эти гласят – IC XC.
Ссылки на Троица (фреска Мазаччо)
Изогнутый клав среднего ангела вторит наклону его головы. Вазари приписывал Мазаччо авторство всей картины. Подводя итог данной работе, следует отметить, что Троица Рублева вызвала бесчисленные подражания.
Характер замысла встречи трех ангелов с Авраамом и Саррой позволяет остановить внимание на знаменательном в данном случае различии размеров нимбов вокруг голов всех лиц изображенных на фреске. К счастью, в 1988 году фрески были восстановлены в первоначальном виде. Работами руководил известный иконописец и реставратор В. П. Гурьянов. Сергии здесь вдохновлялся молитвой Христа и Его учеников: да будут едино яко же и мы.
Зритель видит спокойную пластику поз, естественность жестов, монументальную обобщенность. С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Чем заняты трое крылатых юношей.
Так на древних изображениях Евхаристии (Благой жертвы) Христос изображается вдвойне, с одной стороны дающим апостолам хлеб, а с другой стороны святую чашу. Знакомство с работами венецианских мастеров конца 14 в. (муранская школа) и особенно с произведениями Якопо и Джованни Беллини — крупнейших мастеров венецианского кватроченто, работавших одно время в Падуе, оказало благотворное влияние на стиль Мантеньи, придав ему большую мягкость и красочность. Мазаччо первому удается связать пластичность фигуры с построением пространственной перспективы. Как и его современник Донателло, Мазаччо в «Троице» большую часть своих открытий сделал при написании перспективы и архитектурных рамок, что было абсолютно новым для его времени.
- Мазаччо, «Троица» – реформа перспективы
- Фрески «Троица» Феофана Грека и Андрея Рублева (описание)
- Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
- Троица Феофана Грека и Троица Рублева
- Тема, которую раскрывает мастер
- ШЕДЕВР ЭПОХИ КВАДРОЧЕНТО :: МАЗАЧЧО
Из более поздних, но не уступающих им в образно-стилистическом отношении, представлены житийные иконы преподобных Кирилла Белозерского из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (Около 1497) и Димитрия Прилуцкого из Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (около 1503). Дионисиевские лики порой отмечены чертами «портретности», как это видно на примере образа Димитрия Прилуцкого, но портретности особого рода, «иконизированной», то есть соотнесенной с идеальным образом святого. С четырех сторон средник традиционно окружают клейма, повествующие о житии святого, его одеяниях и посмертных чудесах. Один из героев неизбежно возвысится над другими. Этой тричисленности Епифаний придает поистине космическое значение.
В самом центре расположил Мазаччо Троицу, а слева от нее – Деву Марию в синем плаще. Но парадоксальным образом его плитки не изображены на картине их можно только домыслить. Ее произведения он имел полную возможность изучить в Москве, где работы царьградского мастерства всегда высоко ценились. В 1424 году Мазаччо становится членом гильдии Св.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
Обратим внимание на то, что Андрей Рублев пишет свою «Троицу» не просто после феофановской. Господь во гласе трубне (Пс.
Оба эти события в Деяниях апостолов стоят отдельно. По сторонам распятия предстоят Богоматерь и св.
Ему отвечает и полукружие стола-трапезы, за которым восседают ангелы. Иоанн Евангелист в Собрании Фрик вНью-Йоркеисв. Пустота вокруг чаши делает ее смысловым центром всей композиции.
Следовательно, в это время в данной артели он был младшим мастером, хотя уже и достаточно прославленным для того, чтобы быть упомянутым лично. Точка схода всей композиции расположена на уровне пола и сводится к линии, которая, вероятно, символизирует земной уровень. С этими выводами профессора Усова согласиться трудно.
Феофан Грек делает акцент на гостеприимстве Авраама и Сары. Едва намеченные графическими линиями глаза, нос, губы лишены индивидуальных особенностей. Храмовая икона Троица Ветхозаветная является едва ли не самой точной из них. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению.
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
С ней она имеет теснейшую связь, отсюда и должно идти объяснение. Ангелы лишь указуют на нее, не смея притронуться. Самая ценная информация содержится в «Послании Епифания Премудрого» известного писателя инока Троице-Сергиева монастыря, архимандриту тверского Спасо-Афанасьевского монастыря Кириллу (ок.
1415 г. ). Мазаччо создал некий эталон идеальной композиции. Средний из ангелов, Христос. По свидетельству московских летописей, Феофан Грек участвовал в украшении кремлёвских храмов (1395, 1399 и 1405 гг. ).
Дионисий мастерски владеет ритмическим построением композиции. Томаззо стал старшим мужчиной в семье, её кормильцем. Но в нарушение той же традиции сцены в ней не идут одна за другой, художник собирал их отдельными смысловыми группами, но с таким художественным расчётом, чтобы последовательность происходящего была очевидной.
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
Около 1469 Пьеро создал еще один алтарный образ для францисканского монастыря Сант Антонио в Перудже (Милан, Брера). В этом тоже состоит новаторство живописца. Из них«Бой тритонов и морских кентавров» и«Вакханалия» обнаруживают уже полное овладение новой техникой. С этого времени иконы единодушно были чтимы христианами во всех церквях востока и запада в продолжение семи столетий, не смотря на то, что в 1054г. Третий уровень – Дева Мария, корпус, лицо и рука которой развернуты к зрителю и указывают на страдания Христа.
Георгий» в Венецианской Академии. «Надлежало, — говорил он, — исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст достоинство его да приимет другой» (Деян. Мы продолжаем анализ и описание картины Мазаччо «Троица». Проблемы ренессансного реализма, поставленные в его искусстве, а также живопись передовых флорентийских мастеров Андреа дель Кастаньо и Паоло Учелло, также приезжавших в Падую, способствовали формированию мощного и самобытного искусства Андреа Мантеньи. В венецианской гравюре 1818 года у головы фигуры царя сделана надпись «Пророк Иоиль». Не случайно абрис этой чаши повторен еще раз — ту же форму имеет пространство между ангелами, расширяясь от колен к плечам сидящих.
Ниже имеются еще два персонажа: слева в красном плаще донатор (как предполагают, Лоренцо Ленци) и справа в синем – его супруга. Феофан Грек, византийский художник, работавший на Руси. Фигуры апостолов величавы и массивны. Они падают на 80-е годы, когда ростовским епископом был Иаков (1386-1392).
Феофану Греку приписывают также создание знаменитой иконы Донской Божьей Матери (ок. Если гравер XIX века поставил над головой царя в короне надпись «Пророк Иоиль», то уже одно это разрушает веру в точность его иконографических познаний.
Расписывал церкви в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе (Феодосия), на Руси – Спаса на Ильине церковь в Новгороде (1378), вместе с Симеоном Чёрным – церковь Рождества богоматери (1395), Архангельский собор (1399), вместе с Рублёвым Андреем и Прохором с Городца – Благовещенский собор (1405 все – в Кремле Московском). При всей условности этого сравнения (Троица Феофана — фреска, Троица Рублева — икона, одна написана византийским мастером, другая — русским, хотя, возможно и бывавшим в Византии) оно дает нам возможность приблизиться к двум фигурам, определившим развитие древнерусского искусства. Их головы слегка склонены их взгляд устремлен в бесконечность.
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
Иоанн в красном. Они, словно сияние исходят от его головы. Бесспорными произведениями самого Мазаччо являются «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», а также сцены из жизни св. При первом взгляде они покоряют своим несравненным обаянием. был установлен праздник православия и доныне совершаемый в первую неделю великого поста.
Капелла Бранкаччи небольшая по размеру. Очевидно, он совсем не был знаком с одеждами, усвоенными пророкам Православием. Таким образом, здесь представлен акт величайшей, по учению христианской церкви, жертвы любви (отец обрекает, своего сына на искупительную жертву за мир). И исполнились все Святого Духа и начали говорить на иных языках. внутреннее объединение всех существ в боге.
Не меньшую роль играют у среднего ангела перья крыльев и их подбоя (подпапортков). Таким образом вся работа заняла около месяца. В «Мадонне милосердия» (1445—1448Борго Сансеполькро, ратуша) — также одном из ранних произведений художника — пейзажный или архитектурный фон Заменен по желанию заказчиков плоским золотым фоном. В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Икона Андрея Рублева была частью иконостаса.
Рублев сознательно отказывается от такого толкования. Феофан Грек делает акцент на гостеприимстве Авраама и Сары. Но вскоре он переходит на новые позиции. Но Рублев не довольствуется одними закругленными линиями.
Ворвавшись в Кремль, татары произвели страшную резню. В 1405 г. Феофан расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле вместе с Прохором с Городца и «чернецом» (монахом) Андреем Рублёвым. И, как Джотто, Мазаччо занимает выдающееся место в истории фресковой техники. Мантенья оказал большое воздействие на этот род искусства и оставил много последователей. Главной монументальной работой Мазаччо явились его фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции.
Феофану Греку приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле – Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча (при участии и под руководством Феофана Грека исполнены другие иконы этого и праздничного чинов). По всей видимости, однако, речь вообще не должна идти об изображении Лиц Святой Троицы: рублевская «Троица» — это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ему приписываются иконы "Апокалипсис" (из Успенского собора Московского Кремля) и "Шестоднев" – житийная икона Сергея Радонежского (из Троицкого монастыря), некоторые иконы Волгородского музея, миниатюры различных рукописей, фрески. Их головы теперь располагаются строго в одном уровне. В их позах и жестах не чувствуется никакой тяжеловесности. 20). Все же оне составляют одно сияние и одну светлость.
В этой обстановке сыграло исключительно важную роль искусство Феофана Грека, вдохновлённое «исихазмом» (от греч. Вероятно, он сам не смог бы написать безупречно точное повторение этой вещи. Августин в Лиссабонском Национальном музеесв.
15. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ РАННЕГО ВОЗРАЖДЕНИЯ (КВАДРАЧЕНТО, 15В. ) Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Фреску перенесли на холст и прикрепили к внутренней стенке фасада. Известно, что уже богомилы и катары отвергали церковную догму о триедином божестве. На Русь художник приехал не позднее 1378 г. Сохранилась копия ктиторской (ктитор – церковный староста) надписи, согласно которой он расписал в этом году церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
Основой для данной иконы послужила книга Бытие. В Троице он хотел, чтобы краски зазвучали во всю свою мощь. Его росписи не сохранились. Икона Рублева написана на прямоугольной доске, по пропорциям близкой к квадрату. Летопись говорит об этом следующее: «В лето 6913.
Но как совместить этот аскетизм с этой несравненной радостью. Образ в похвалу Сергия Радонежского «должен был носить подчеркнуто умозрительный, философский характер в отличие от предшествовавших изображений Троицы». В иконе Рублева, созданной для длительного созерцания, нет ни движения, ни действия. В этих условиях личность Сергия приобретала совсем особое значение.
Все вместе взятое сильнейшим образом выделило среднего ангела и в смысловом плане. Фреска помещена вверху восточной стены придела на хорах в левой ее части (северной). Этот образ во многом определяет для нас манеру и даже мироощущение Феофана Грека. Существенная разница в том, как это полукружье завершается.
Второстепенность их роли в сцене выражена и в их жестах. Символические изображения на фоне стали значительно крупнее, рисунок их лишь отчасти напоминает аналогичные мотивы других копий оригинала, созданных в конце XV-первой половине XVI века, убранство стола стало обильнее (три чаши, тарель, овощи, ножи и ложки). Не намек ли на то, что один из юных путников готов принести себя в жертву. надписью, напоминающей о смерти. Работал в Византии и древней Руси.
Легкая грация их поз так сдержанна, как будто малейшее колебание может расплескать ту внутреннюю драгоценную настроенность, счастливыми обладателями которой они являются. Его биограф, художник эпохи ренессанса, Джорджо Вазари (1511 — 1574), рассказывал, что прозвище Мазаччо («Неуклюжий») было дано ему за его невнимание к окружающей жизни. Каждый из ангелов погружен в себя. Троицкий иконостас – уникален.
Феофан наглядно демонстрирует нам, как воздействует Фаворский свет на подвижника. Глядя на эту роспись, можно отлично себе это представить. Икона Рублева написана на прямоугольной доске, по пропорциям близкой к квадрату. Мазаччо (1401, Сан Джованни Вальдарно, Ареццо – 1428, Рим), собственно Томмазо ди Джованни ди Кастелло Сан Джованни, один из самых революционных художников своей эпохи, основатель живописи Возрождения. Другие кандидаты в донаторы — фра Лоренцо Кардони (так как он был приором церкви и соорудил алтарь, который находился раньше перед этой фреской) фра Алессо Строцци (преемник предыдущего, версия Л. Берти).
Его сын Константин Копроним, в продолжение 34 лет (с 741 по 755 год) еще с большей жестокостью преследовал чтителей святых икон. Любопытно и то, как по-разному мастера изображают саму трапезу. Рубеж первого и второго десятилетия был временем наивысшего творческого подъема Рублева. Здесь показаны три рисунка из трактата Перспектива в живописи: коринфская капитель (слева), абсида (в центре) и голова (справа).
В иконе Троица мотив круга все время ощущается как лейтмотив всей композиции. Он видит в ней заседание апостолов при избрании Апостола Матфия на место отпавшего Иуды, что происходило до Пятидесятницы. Полукруглая кривая коробового свода, видимо, сказалась на ее композиционном построении. За это время икона претерпела ряд поновлений и прописей.
В них есть такая нежность и трепетность, что невозможно не поддаться их очарованию. По сторонам Распятия стоят Дева Мария и св. Ссылка же на невежественность иконописцев, превративших древнюю фигуру пророка в царя, также не обоснованна. Вполне понятно, что эти атрибуты были присвоены именно среднему ангелу, поскольку упоминание в молитвах трех лиц Троицы гласило: Отца и Сына и Святого Духа.
В 1408 году татары под предводительством Едигея совершили новый набег на Русь. Такая точка зрения на икону русского мастера довольно широко распространена в литературе. Не будучи в силах завладеть Москвой, они подвергли страшному опустошению ее окрестности (в том числе и Троицкую обитель), а также сожгли и разграбили Серпухов, Дмитров, Ростов, Переяславль, Нижний Новгород.
Вероятно, он использовал какую-нибудь панагию (круглое блюдце), донышко которой обычно украшалось изображением Троицы. Телесное начало не приносится в жертву духовному, оно целиком с ним сливается. Так, например, каскад прямых линий плаща среднего ангела влечет взгляд зрителя к его правой руке, указывающей на евхаристическую чашу (идейный и композиционный центр иконы). Обосновывая свою точку зрения, стригольники, как и более поздняя секта жидовствующих, пришли, в конце концов, к полному отрицанию возможности изображения троицы. Кисть Феофана стремительна, энергичные мазки чередуются с лёгкими прорисовками тканей.
Такова фигура воина, выражающего глубокое изумление при виде чуда, совершаемого св. 1420, галерея Уффици, Флоренция), написанный им вместе с Мазолино. Они являются перекрещивающейся симметрией двух предыдущих фигур.
Стремление к наглядному показу Троицы должно было привести к персонификации Христа в одном из трех ангелов, что отвечало представлению людей того времени. вырастает святое дерево. Идея устойчивости присутствует в композиции изначально, благодаря формату.
В группе ангелов прослеживается определенная связь с иконографией рублевской Троицы. Заказчиком был знаменитый флорентийский гражданин Феличе Бранкаччи. Близкие его не могли понять, что он находит в древних иконах, работах своих предшественников, почему он не бил перед ними поклонов, не ставил свечей, не шептал молитв, но устремив свой взор на их дивные формы в свободные от трудов часы подолгу просиживал перед ними (рассказ об этом через 100 лет после смерти Рублева передавал один русский писатель). Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила. После смерти художника некоторые его произведения остались незавершенными.
Оно имело место также и в византийском искусстве. Личность и произведения Феофана Грека были высоко оценены в Древней Руси. Крещатый нимб, остатки греческих букв на ветвях креста, свиток в его левой руке свидетельствуют о том, что ангел олицетворяет Христа.
Иоанн, чуть ниже донатор (одетый в плащ и капуччо красного цвета – одежду «гонфалоньеров справедливости») и его супруга. Кроме изображения Спасителя под видом доброго пастыря так же распространено было его под видом Рыбы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов.
Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (1401 — 1428) — великий итальянский художник эпохи Возрождения, прозванный Мазаччо, законодатель ренессансных традиций, реформатор живописи эпохи Кватроченто. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Но Рублев не мог остановиться на этом, его влекло более проникновенное понимание древнего сказания. Ок. Одним из первых произведений Пьеро делла Франческа был алтарный образ «Крещение Христа» (1445 Лондон, Национальная галлерея), в котором уже полностью проявились черты, присущие его искусству. Он просто-напросто не отличал иконы от густо покрывавшей ее копоти старины.
Стригольники утверждали, что при явлении трех ангелов Аврааму последний узрел лишь бога и двух ангелов, а не три лица святой Троицы. Будущему художнику было всего пять лет, когда его отец отошёл в мир иной. Уже в 1382 году Тохтамыш пришел изгоном под самую Москву. Косые складки гиматия правого ангела подчеркивают его склонение к центру.
Они не связаны взглядами ни друг с другом, ни со зрителем. Руки среднего и левого ангела благословляют чашу. С его именем обычно связывают и начало исихастской традиции.
– Христос, он – центр группы апостолов, центр композиции, смысловой центр произведения. Это общие чёрты послерублевской иконографии Троицы, наделенной большей повествовательностью интерес к деталям неск6лько отвлекает от созерцания духовного общения ангелов. И действительно, многое в этих композициях решено принципиально по-разному.
При этом 19 февраля 842г. Композиционная форма арки определяет неравенство участников сцены у Феофана. Не потому ли и стол похож на алтарь.
Иногда, соответствуя идее симметрии, центральный образ раздваивается. В 1395 г. он расписывал церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле (позднее здание было разобрано в связи со строительством на этом месте Архангельского собора, 1505—08). Профессор Усов иконе «Пятидесятница» дает другое толкование. Значение этих групп определялось отчасти надписями, отчасти типами, отчасти костюмами. Но вот в начале восьмого столетия на престол греческой империи вступил Лев III Исавриец. Тем самым они приобретают изумительную легкость. Вот, собственно, краткое описание «Троицы» Мазаччо.
В 1422 вступает во флорентийский цех врачей и аптекарей, а в 1424 — в гильдию святого Лужи. Нижняя часть композиции (открыта после реставрации в 1952) — изображение саркофага с традиционной надписью, напоминающей о смерти.
Но в них нет и тени аскетизма. Что значит эта чаша на столе с головой жертвенного животного. «Шествие св. Его заканчивает Филиппо Липпи спустя почти 60 лет.
1390 г. мастер прибыл в Москву возможно, руководил ок. Однако трактовка второстепенных деталей иная. Так появились крещатый нимб, свиток в руке как признак учительства, клав на правом плече. Принцип равноголовия и три чаши перед тремя ангелами встречаются еще в XIV веке (Зырянская Троица и Троица из Ростова Великого), что свидетельствует о подобных тенденциях еще до антитринптарных выступлений. Чаша в иконе Рублева перестает быть предметом и становится символом размышлений о жертве.
Феофан Грек создал в Москве мастерскую, которой приписывают иконы Богоматери Донской с Успением на обороте (1380 или 1392), Четырёхчастная, Преображение из Переславля-Залесского (все – в ГТГ) и инициалы Евангелия Кошки (около 1392, Библиотека СССР имени В. И. Ленина, Москва). Но ни один из них не сумел подняться до нее в своем собственном творчестве. Может возникнуть еще один вопрос по поводу иконы «Сошествие Святого Духа». Иконы митрополитов Петра и Алексея.
Онпо-новомуиспользовал возможности светотени, моделирующей пластическую форму. Но этим художник не ограничивается. Центрическая ориентация перспективы подчеркивала значение главных фигур. Центральным сюжетом фрески является изображение Святой Троицы. Он прекрасно знает искусство византийского мастера, знает и его манеру работать и его самого.
Справа же – Св. Все они с нимбами вокруг голов — как удостоенные высшего озарения Святого Духа. Его внук Лев Хазарь (775-780) следовал по пути своего отца и деда.
Он имеет увеличенный же крещатый нимб и свиток в левой руке. В новгородской фреске мы практически не замечаем положения ног сидящих ангелов. В иконе Рублева золотистые крылья ангелов практически сливаются с фоном и внимание зрителя концентрируется на положении рук, замыкающем, а не разводящем полукруг движения.
На этот подвиг его вдохновляет бог-отец (левый ангел), лицо которого выражает глубокую печаль. Петра (исполнены между 1426 и 1428 гг. ). Она может рассматриваться как своего рода запрестольный образ.
Феофан пишет ветхозаветный сюжет, не отходя от текста Библии. 102). Фигуры ангелов воспринимались как символ триединого божества и как прообраз евхаристии.
Зрелый стиль станковой живописи Пьеро представляет «Бичевание Христа» в музее Урбино. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. И действительно, многое в этих композициях решено принципиально по-разному. К сожалению, состояние фресок капеллы Бранкаччи оставляет желать много лучшего.
На иконе на столе стоит только чаша, ангелы лишь указуют на нее, не смея притронуться. Работая над иконой Троица, Рублев несомненно исходил от византийских образцов. Когда он через три года покидает город, произведение остается незавершенным. Августина в Борго.
Подобное классическое обрамление сцены также говорит о влиянии Брунеллески, особенно если архитектурные элементы фрески сравнивать с его лоджией Воспитательного дома, созданной в 1419 г. (с.
Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос». Этот интересующий нас придел очень невелик, узок и располагается на втором этаже храма. Для Сергия образ Троицы знаменовал единство и согласие. Доля авторства каждого художника до сих пор вызывает споры.
Большая фреска, написанная на стенах одного из залов дворца — так называемой Камера дельи Спози (брачного покоя), — изображает семейный портрет Лодовико Гонзага, полуфеодального властелина Мантуи, в кругу его семьи и придворных — надменных и гордых представителей итальянской знати в маленьких североитальянских центрах 15 столетия. Фрагмент справа отчетливо показывает изменения в построении фигур у Мазаччо. Композиционным центром иконы является чаша с головой жертвенного тельца. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. Чтобы точно перенести намеченные линии перспективы с рисунка на гипс.
И Феофан выделяет одного из ангелов как главное действующее лицо. Фрески шли в три ряда над панелью, расписанной под мраморную облицовку. Тела ангелов стройные, легкие, как бы невесомые. Этим же объясняется характерная для его произведений почти пленэрная прозрачность тона. Поверхностному наблюдателю эти аскетические лики могут показаться безжизненными, окончательно иссохшими. Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля.
На этом собрании Апостол Петр в своей речи привел пророчество царя Давида. Огромные крылья среднего ангела, охватывающие всю группу, вторят кривизне свода. В новгородской фреске мы практически не замечаем положения ног сидящих ангелов.
Сначала обратим внимание на изображение трех ангелов. Фреска, 667317 см. Он равнодушно проходил мимо нее, не удостаивая ее даже мимолетного внимания. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Работал также в Серпухове, Нижнем Новгороде, возможно, в Коломне и Переславле-Залесском.
Этим царственным знаком в живописи обозначалась только одежда Иисуса Христа. Все то, что ученейшие из византийцев умели выразить лишь запутанными силлогизмами, опираясь на древние авторитеты и многовековую традицию, вставало перед глазами Рублева как живое, было близко, осязаемо, выразимо в искусстве. В то же время «Троица» Рублева, как и ее прототип «Гостеприимство Авраама», — это евхаристический образ, символизирующий бескровную жертву. Любопытно и то, как по-разному мастера изображают саму трапезу. Иоанн, чуть ниже донатор (одетый в плащ и капуччо красного цвета — одежду «гонфалоньеров справедливости») и его супруга. Почему на ней изображен Апостол Павел, не бывший среди апостолов в День Пятидесятницы.
Он приехал во Флоренцию учиться живописи. Как и у Джотто, фрески составляют основу художественного наследия Мазаччо.
относятся четыре большие гравюры на мифологические темы. Икона «Троица» Феофана Грека и Рублева.
Качество это особенно ценно для мастера монументальной стенописи. Анна втроём (на коленях у Анны сидит Мария, а на коленях Марии – младенец Христос). Это своеобразная и весьма яркая проповедь исихастского пути, призыв следовать ему.
Икона Андрея Рублева была частью иконостаса. Троица Рублева явилась иконой, которой старались подражать многие иконописцы. Естественно, столь необычайная трактовка ветхозаветной Троицы требует объяснения. Следующий эпизод – видение Креста Константину и его победа над Максенцием.
В своем Житии Сергия Епифаний Премудрый пускается в далеко идущие рассуждения о роли тройственного начала в событиях ветхозаветной и новозаветной истории. Вот таким образом вполне возможно, что Матерь Божия присутствовала при этом событии, о чем говорит и одно из древних преданий. По сторонам Распятия стоят Дева Мария и св. И еще: «Взыде Бог в воскликновении.
Так писали в это время в лучших мастерских Константинополя. В образе младенца Христа в ранних работах Мазаччо исследователи его творчества видят первого представителя «новой человеческой расы» эпохи Возрождения. Она была любимейшей иконой древнерусских художников. Образы Христа, ангелов и святых трактованы художником как народные типы, полные достоинства и внутренней силы. hesychia – покой, безмолвие) – византийским аскетическим учением о пути человека к единению с Богом через «очищение сердца», «попаление» (сожжение) греховных страстей, достижение благодати через приятие нетварного (Божественного) света. Основоположник ренессансной живописи флорентиец Мазаччо (1401—1428/29)умер очень рано и в дальнейшем его ученики и последователи более детально разрабатывали отдельные художественные проблемы, у самого Мазаччо выступавшие в слитной форме.
В основе этого изображения лежит сказаниекниги Деяний святых апостолов (Деян. В 1952 году «Троицу» перемещают на новое место над саркофагом Адама, который расположен в стене в неоготическом алтаре девятнадцатого века. Иоанн Лествичник игумен Синайского монастыря. На пластинке Васильевских врат центральный ангел тоже крупнее боковых.
Композиция образа в церкви Спаса на Ильине строится исходя из формы стенного проема. На пластинке Тверских врат повторена та же иконография. Рублевская икона не представляет в данном отношении исключения. Существенная разница в том, как это полукружье завершается.
западная церковь полностью отделилась от восточной, так как восточные патриархи не хотели признавать главенство римского епископа над всей Церковью. Пространство храма Феофан трактует как место Богоявления. Эти два жеста дают ключ к раскрытию сложной символики композиции. Житийные иконы в творчестве Дионисия играли особую роль.
Но характерно, что он не ограничился использованием константинопольской традиции. Этот иконографический извод насчитывает в настоящее время на русской почве четыре произведения, относящиеся к XIV веку: икона Троица из Ростова Великого (ГТГ) изображение Троицы на Васильевских вратах из Новгорода 1336 года, находящихся ныне в соборе города Александрова изображение Троицы на Тверских вратах 1343 или 1357 года, находящихся там же и, наконец, Троица Феофана Грека, написанная им в 1378 году. Последнюю ему заменяет линия, которой он владеет с большим искусством. Именно этому иконографическому типу следовал Андрей Рублев, когда создавал свою «Троицу». Другие кандидаты в донаторы – фра Лоренцо Кардони (так как он был приором церкви и соорудил алтарь, который находился раньше перед этой фреской) фра Алессо Строцци (преемник предыдущего, версия Л. Берти).
Они находятся на уровне глаз зрителей. Особенно популярной эта тема была в кругу Сергия Радонежского. Если голова Сарры (и соответственно, надо полагать, Авраама) по своей величине не отличается от голов боковых ангелов, то ее нимб значительно меньше нимбов двух боковых ангелов.
Фигуры и лики словно выхвачены светом из мрака небытия. Самой ранней из его гравюр является «Мадонна с младенцем». Святая Троица, около 1426. Эти три элемента композиции ничего не вносят в характеристику конкретной среды.
Рублев подчеркивает смыкающуюся форму цветом, выделяя рукава ангелов лиловым и лазоревым. Его главным источником была византийская живопись палеологовской эпохи. К этому присоединялись неутихавшие княжеские междоусобия, мор и голод.
Перед тем как приехать в Новгород, Феофан некоторое время провел в Кафе (нынешней Феодосии), одной из самых крупных генуэзских колоний на северном побережье Черного моря. из) плоти и послал еси нам Духа Святаго» (стихира на стих., 2-я). На новый каменный алтарь устанавливают большую картину «Мадонна Розария» или «Мадонна четок», выполненную самим Вазари.
И сам образ Богоматери и Младенца Христа трактован глубоко и неординарно. Его легко можно узнать по багряному хитону с широкой полосой (клавом) на плече. Феофан пишет ветхозаветный сюжет, не отходя от текста Библии. Разница в размерах нимбов объясняется иерархической последовательностью расположения лиц в сцене.
И все же мы воспринимаем ее как вполне оригинальное решение, в такой мере удалось художнику вдохнуть новую жизнь в традиционный иконографический тип. Вот почему рядом с сияющим голубцом он положил насыщенное темно-вишневое пятно. За и перед балюстрадой расположены пластически переданные фигуры. Михаил в Лондонской Национальной галереесв. Картина, найденная в студии Мантеньи после того, как он умер в 1506 году изображает тело Христа, лежащего на плите, таким, каким его видел человек, присутствовавший на погребении и находившийся у ног Спасителя – это одно из первых изображений такого рода. Особенно активную роль здесь играет синий цвет и золото.
На золотом фоне они словно вне времени и пространства. Не случайно Рублев исключает из своего замысла и Авраама с Сарой. Большое вдохновение Мазаччо приносят работы скульптора Донателло (1386–1466) и его друга, архитектора Филиппо Брунеллески (1376–1466).
Однако, взгляд Ангела более резок. К поздним станковым работам Мантеньи относится «Мертвый Христос» (Милан, Брера) —композициянеобычайно оригинальная как по своему глубокому драматическому замыслу, так и по пластическому воплощению. Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Произведение Мазаччо заново открыли в 1861 году при удалении алтарей шестнадцатого века.
Епифаний перечисляет города, где работал Феофан (Константинополь, Халкидон, Галата и Кафа, ныне Феодосия на Руси – Москва, Новгород Великий и Нижний Новгород), описывает некоторые его произведения, в том числе поразившие современников «страннолепные» (чудесные) росписи княжеских палат, на стене которых художник изобразил Москву. Третья икона – «Апостол Павел» – выполнена в манере, отличной от рублевской, вот таким образом ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, – например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным. Во фреске Феофана их присутствие подчеркивало соподчиненность земного небесному. Иоанн. В нише над ним надпись: "Я был, как вы, вы будете, как я".
Николай Толентинский в музееПольди-Пеццолив Милане. Предположительное имя донатора – Лоренцо Ленци, поскольку он занимал эту должность, а у подножия фрески находилось надгробие его двоюродного брата Доменико Ленци. Картина наполнена декоративной красотой – характерной особенностью его работ.
В псковской живописи XV – XVI веков известны два извода Троицы. Он взял за основу тот тип, который почти полностью абстрагирован от исходного сюжета («Гостеприимство Авраама») и который наиболее подходит для того, чтобы подчеркнуть равенство между тремя Ипостасями Троицы. Фигуры объединены клссическим парапетом и пейзажным фоном.
В конце 1427 отправляется в Рим, где вскоре умирает. Он выделяет одного из ангелов как главное действующее лицо. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. Образ Троицы был особенно популярным в 14 – 16 в. в.
Возможно, еще до отъезда в Рим в 1458 Пьеро делла Франческа выполнил фрескуВоскресение в ратушеБорго-СанСеполькро, находящуюся сейчас в городском музее. Мазаччо была отведена роль помощника.
Характеризуя личность и творчество Феофана, Епифаний называет его «преславный мудрец, философ зело хитрый, книги изограф искусный и художник изящный среди иконописцев». Второй факт относится к области литературной. В 1425 Мазаччо некоторое время работает над росписью вместе с Мазолино. Головы ангелов образуют полукруг, казалось бы, напоминающий полукружье крыльев в образе Феофана. На ростовской иконе срединий ангел больше боковых. Каждый фрагмент, где пересекаются какие-либо формы, решается в виде многолепестковой композиции, а само движение вокруг этого центра соприкосновения становится важнее всего. Мазаччо блестяще решил проблемы воздушной и линейной перспективы.
Ее скорбь так велика, что кажется, она обратилась в камень. На фреске Феофана они лишь спутники центрального ангела.
Впоследствии, в середине и второй половине 15 в., эти же рационалистические методы в применении к искусству получили свое наивысшее развитие в творчестве Пьеро деллаФранческа—«первогогеометра своего времени», по выражению Вазари и особенно в мастерских Андреа Верроккьо, Андреа Мантеньи и широкого круга их учеников. Сын-Христос-занимал в этой триаде среднее место. Луки – организации флорентийских художников.
В рублевской Троице хотели усматривать отголоски готического и итальянского искусства. Из Восора приходит еже есть (т. е. Житийная икона (от житие) — икона, в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития. В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент).
Он сам испытывал счастливые мгновения великого художественного созерцания. Но они не были одиноки в своих антитринитарных установках. Его голова – наивысшая точка композиции, чуть ниже – мученически погибший Иисус. Эффект пространства в групповом портрете передан Мантеньей с огромным мастерством.
Рублев подчеркивает смыкающуюся форму цветом, выделяя рукава ангелов лиловым и лазоревым. Однако художникам предстояло писать изображение Троицы, где все лица-ипостаси должны были быть представлены равными, вот таким образом еще в древности появился своеобразный стол-трапеза полукруглой формы именно эта форма давала возможность уравнять сидящих за ним ангелов.
Рублев воплощает образ божественного триединства, любимый в среде Сергия Радонежского. Ее заказчик неизвестен. Затем ему надо было покрыть поверхность стены свежим гипсом, для написания самой фрески. В качестве одного из блестящих мантеньевских рисунков пером следует назвать его«Юдифь», где облик Юдифи по тонкости и изяществу ее классического профиля напоминает женские изображения на античных резных камеях.
Эти цвета не случайны. Св. В большинстве же случаев места для этого было недостаточно. 1, 16, 20). Фреска Мазаччо «Троица» выполнена на третьем пролете нефа под контролем доминиканцев. Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее.
Это символ учения Христа, Слова, пришедшего в мир. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др. ), но где оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Следы этих приготовлений можно и сегодня видеть на поверхности фрески. Сам Мазаччо отдал этой традиции неизбежную дань в своих ранних работах, напримерв «Распятии» (Неаполь, музей Каподимонте), где образы отличаются повышенной эмоциональной экспрессивностью и преобладаютпо-готическивыразительные сильные цветовые звучания.
Тем самым идея устойчивости присутствует в композиции изначально, благодаря формату. 1, 14). Здесь должны были находиться люди разного звания и состояния. Перспективное построение фрески было средством раскрытия замысла произведения.
Но такие подробности вносились в исключительных случаях, когда позволяло место. В это время он много работает с Мазолино. В полном молчании восседают на невысоких седалищах три ангела. (Заметим, что Рублев помещает в этом месте горизонтально вытянутую прорезь. ) Так Феофан достигает сжатости, вертикальности, своеобразной столпообразности всей сцены, перекликающейся с взирающими на нее вытянутыми фигурами столпников.
Обратим внимание на то, что Андрей Рублев пишет свою «Троицу» не просто после феофановской. Символичный образ евангелиста Матфея чаще других приписывают именно Рублеву. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». Но, высокоодаренные и настойчивые, они тем более упорно стремились овладеть теорией и практикой нового искусства.
Книга Деяний рисует нам грандиозную картину собрания народов в День Пятидесятницы. Круг по природе своей вызывает впечатление неподвижности и покоя.