Гибель Помпеи Автор Картины

Картина Ивана Айвазовского Гибель Помпеи: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Описание картины «Последний день Помпеи»

– Прим. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Прекрасные черты Юлии узнаются в картине четырежды: девушка с сосудом на голове, мать, обнимающая дочерей, женщина, прижимающая к груди малыша, знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы.

В журналах и газетах публиковались статьи, посвященные картине издавались брошюры. Только к осени 1833 года работа была завершена54. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением — «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. На картине вам не удастся найти главного героя.

В его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. по своему смыслу. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. обдумывая композицию «Последнего дня Помпеи» с карандашом или кистью в руках, фиксируя в эскизах и мимолетных набросках каждое движение своей мысли, меняя, совершенствуя расположение фигур изменяя и детализируя обстановку. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»123. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»5556.

Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. А население города на момент извержения насчитывало около 20 – 30 тысяч. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл.

Портретист. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.

Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника — в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»129130. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры.

На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. слышал рассказы от своего брата Александра Брюллов (Брюлло) Александр Павлович Русский архитектор, график.

Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. 24 августа начинался как самый обычный день в жизни Помпеи. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей.

В этом заключалась философия и эстетика романтизма. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). и А. Паччини, 1832, Третьяковская галерея).

Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Великолепный акварелист.

объединило в себе все главные творческие поиски художника: движение и пластику фигур, выразительность лиц «море блеска», по выражению Гоголя, заливает все полотно. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина — чудо. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Художник. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки.

Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях72. Неподалеку, в другом доме, события рокового дня прервали поминки.

Клоны любимой: занимательные 
факты о самой известной 
картине Брюллова

Клоны любимой: занимательные факты о самой известной картине Брюллова

Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова — будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Первая мысль картины «Последний день Помпеи» относится к 1826 – 1827 годам. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. С другой стороны, характер подготовленности художника, стремление к решению общечеловеческой и отмеченной большим внутренним наполнением темы обусловили то, что едва ли не аналогичное посещению мертвого города впечатление производит на него постановка оперы современного итальянского композитора Д. Паччини «Последний день Помпеи», пользовавшаяся большим успехом у зрителей.

Великолепный акварелист. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины90. Рыхлые пепловые и пемзовые толщи на склонах, насытившись водой, ринулись вниз мощными грязевыми, по-видимому, горячими потоками – лахарами. После того как извержение Везувия завершилось, в Помпеи вернулись выжившие горожане., видимо, делала ненужными предварительные натурные зарисовки и этюды.

Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830 г. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»477. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»97100.

Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года40: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»3688. Не менее восторженный прием встречает «Последний день Помпеи» и в России.

Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)126127. Но кому именно они молятся.

Копали без плана открыв очередной дом или храм, «археологи» грабили его – разбивали на фрагменты мозаичные полы, сбивали со стен фрески, собирали утварь, передавали найденное в музеи, а затем снова засыпали здания землей или оставляли их на милость солнца, дождей и ветров. авт. ) свидетельствуют: «Брюллов, писавши «Помпею», доходил до того изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской» Сам Брюллов позже рассказывал, что все изображенные на картине вещи он срисовывал с найденных в Помпеях образцов. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы.

Великолепный акварелист. В результате написал картину «Десант отряда в длине Субаши», которую приобрел Николай I. В конце лета 1839 он вернулся в Петербург, получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Яркое солнце заливало улицы города.

гибель помпеи картина 
википедия

гибель помпеи картина википедия

Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура.

Не сумев в полной мере отразить эмоции и игру чувств на лицах Плиния и его матери, художник смог передать происходящий между ними драматический диалог с помощью жестов. Сыновья спасают старика отца, которого они несут на своих плечах. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. А где, как ни в Италии этим заниматься. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа61 и другие. Один из них – знаменитый «погонщик мулов» : сидящий мужчина скорчился, закрыл лицо руками, пытаясь защититься от пепла и испарений. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми23.

1827. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. ».

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города.

Он как бы замедлил свои шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки, остальное – правда». Феноменальная зрительная память Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Анны 3-й степени. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»45.

Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья— и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»144. Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Так произошла гибель Помпеи.

«Последний день 
Помпеи»: причина, 
почему Брюллов решил

«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города

Хотя первую прописку «Последнего дня Помпеи» в два тона Брюллов закончил в две недели, работа над картиной заняла в общей сложности целых десять лет, с 1824 по 1833 год. Этими мыслями он поделился с Демидовым. и 80х80 см.

Эта картина не была памятником уходящему и отжившему художественному методу. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развите человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей — художник попытался изобразить народ. Кто мог их раскидать. И согласись грач и сазон с этим, я бы ни слова не сказал. Но нет. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству.

В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Алесандрии»96. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Жених уносит бесчувственную невесту. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь.

Наброски картины 
«Гибель Помпеи»

Наброски картины «Гибель Помпеи»

На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»133. И когда наконец люди поняли, что им угрожает, было уже слишком поздно. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют.

После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Письмо, написанное Брюлловым сразу после посещения города, не позволяет предугадать будущей картины. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Великолепный акварелист.

Застывшая трагедия: 
о картине Брюллова 
"Последний день

Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"

Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Здесь же, на полуразрушенных улицах в прошлом шумного города, рождается замысел «Последнего дня Помпеи». Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее. – Прим. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»111.

Память об этом сохранило лишь название местности – La Citta «Последний день Помпеи» «При малейшем расположении к мечтательности, посетитель безмолвных улиц и площадей Помпеи, видящий пред собою такое полное и стройное соединение остатков другого мира, И мудрено ли впасть в такое забвение, видя пред собою остов города, как кажется, еще вчера кипевшего жизнью. Художник. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Многие решили переждать «каменный дождь» в подвалах своих домов, а когда стало ясно, что дома превратились в смертельные ловушки – было уже поздно. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Большинству горожан удалось избежать смерти и покинуть город. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин.

И абсолютно справедливо один из учеников мастера замечает: «Брюллову нужна была только великая идея и большой холст, остальное приложилось само собой». Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Санкт-Петербург "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея) в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика.

Гоголь в «Арабесках» напечатал статью, трактующую картину Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Стихии природы с уничтожающей силой обрушились на человека и творение его рук. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия.

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. А во время Второй мировой археологи продолжали здесь работать, даже несмотря на то, что фашисты неоднократно бомбили Помпеи, абсолютно не смущаясь уникальным статусом города: в результате были полностью разрушены строения в одном из кварталов Помпеев, сильно пострадали знаменитый Дом Фавна и Большой театрСлепая сила «Активные раскопки Помпеев фактически закончились в конце 60-х годов, – рассказывает нам экскурсовод Надежда. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Великолепный акварелист. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. – Прим.

По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монуменальной эпопеи»13. Ж-5081)123124. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Художник. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18.

Кажется, что кроме гибели они больше ничего уже не ждут, глядя на страшенные небеса. Великолепный акварелист. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов – мужчина в левом углу. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». – архитектора.

Казалось, что город скрылся с лица земли. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины.

Люди живут в этих горячих отблесках зарева и холодном свете молний. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Иван Константинович хотел передать отчаяние тех, кто видел гибель Помпеи. Другого живописца — Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»28.

В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»31. Сюжет картины «Последний день Помпеи» взят из античной истории – извержение вулкана Везувий и крушение города Помпеи (II век до н. э. ). В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй.

Те помпеяне, которые пытались спастись под крышей усыпальницы, пытаются выбраться обратно испуганные видом того, как рушатся от ударов стихии здания на противоположной стороне улицы. Оттого так поразила современников скульптурная объемность фигур, непривычная и волнующая иллюзия жизни. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться. Портретист.

Хотя последующие поколения художников связывали обычно брюлловское полотно исключительно с искусством Академии первой половины XIX века и многим оно представлялось высшим проявлением проповедовавшихся последней принципов, свести к этому значение «Последнего дня Помпеи» невозможно и неверно. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Художник. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13.

При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники77. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Великолепный акварелист.

Во время восстания декабристов Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Первым из братьев на раскопках в 1824 году побывал Александр Брюллов, который, по всей видимости, рассказал своему брату много интересного. В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Осознав, что эта группа может сыграть значительную роль для раскрытия замысла, в дальнейшем художник перенёс её на первый план, внеся изменения в жесты и позы матери и её дочерей96.

Критики дружно бранили Брюллова. В контракте говорилось, что художник должен был закончить заказ к концу 1830 года. Не может быть, чтобы все это было сделано за семнадцать или восемнадцать веков до нас.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Он посещает раскопки. Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе – Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев). Его там просто нет.

Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Художник. За Брюлловым утверждается, по выражению современника, слава «общеизвестного, торжествующего гения, всеми признанного и оцененного». Они заглушают его своею красотою»129.

Под ударами заступа открывались картины гибели семей, ужасающие людские драмы. Исследователи увидели дома, настенные росписи, мебель и даже застывшие тела людей. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»11088. хотел написать про АРГОН-аргоновый метод.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) – в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли определённо суша значительно расширилась и некоторые морские животные оказались на песке Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма вновь появился дневной свет и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «по правую сторону упавшей женщины — жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»97100.

Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Портретист.

Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Особенно интересны картины Брюллова портретного содержания. Весь город стекался дивиться ей»9.

Однако впервые прозрачное стекло было получено только в середине 15-го века. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»46. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»93. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках – свитки папируса, в мастерских – инструменты, в банях – стригилы (скребки). Вблизи вулкана слышался страшный грохот и происходили непрерывные подземные толчки, ощущавшиеся и в Мизено (примерно в 30 км от Помпеи), где находилась семья Плиния.

Спустя несколько веков люди забыли о том, что здесь когда-то располагался богатый город. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные — юноши»105. Этого мало – они падают с двух сторон (на эскизе была изображена только одна наклонившаяся статуя), сужая и без того небольшое пространство, замыкая и (в проекции) покрывая целиком оставшуюся еще живым площадь. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»137.

Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. В июле 1827 года в путешествие из Рима в Неаполь отправился Карл Брюллов4. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой59 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»60.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Художник. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»143. В одной из комнат были найдены скелеты женщины и собаки. Портретист. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств.

Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Художник. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень70.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Но из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Художник использует цветовые и световые контрасты, умело объединяет группы людей. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже.

Результатом становится величественная картина-катастрофа (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно6414. Самостоятельно научился играть на скрипке. В прошлом веке раскопки Города мертвых прервала Первая мировая война. Картина знакома мне с детства, когда-то, еще в художественной школе мы разбирали её целый урок именно на примере «Последнего дня Помпеи» педагог рассказывала про основные живописные приемы, которые использовал художник. По официальной версии, Помпеи, как и Геркуланум, были открыты миру практически случайно в 1748 году при восстановлении водоснабжения порохового завода, мельницы которого приводились в движение водой, поступающей по каналу из реки Сарно.

Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. А через сто с лишним лет восстановление этого же водовода и привёло к открытию Помпей.

Картина принесла Брюллову мировую известность. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Живопись Брюллова с присущим мастеру упоением красотой формы и торжественностью яркого колорита способствует передаче патетического настроения разворачивающегося действа. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество.

Великолепный акварелист. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Долгое время художник не может решиться перейти к работе на большом холсте. 13 Мать Плиния Младшего.

Они навек остались лежать в тех же позах, в каких их настигла смерть. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»134.

Описание картины 
Ивана Айвазовского 
«Гибель Помпеи»

Описание картины Ивана Айвазовского «Гибель Помпеи»

Великолепный акварелист. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»51. Отзывы критиков ошеломляли. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. Великолепный акварелист.

3175)121. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14.

Описание картины 
Ивана Айвазовского 
«Гибель Помпеи»

Описание картины Ивана Айвазовского «Гибель Помпеи» Картины художников

Оба выжили. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Даже в заказных вещах (вроде портрета "Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини", около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства.

Для работы сюда направляли каторжан, а руководили раскопками инженеры или саперы. Он (К. К безжизненному телу матери тянется ребенок.

К картине ведет длинный ряд эскизов, но нет рисунков и этюдов с натуры. Коктебель 1853 г написанная на фоне заката и легендарной горы Кара-Даг, так как, Айвазовский много путешествовал и часто бывал в Италии покорившей художника своими красотами, одна из работ картина на фоне ясного вечернего неба с низкими кучевыми облаками в безветренную погоду Итальянский пейзаж 1858 г. Очень драматическая картина с кораблекрушением близ горных скал на фоне тучного неба с закатом Кораблекрушение у Афонской горы 1856 г. с более скромной по цвету палитре штормовое море с тонущим судном Буря на северном море 1865 г. И иногда художник обращался к библейским сюжетам, это демонстрирует картина Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям – движущуюся, стремительную, живую. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас102. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», находившаяся до этого времени в Академии художеств, поступила в Эрмитаж19, где она находилась в зале русской школы.

Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Некоторые мужчины и женщины успели схватить свои сокровища и добежать до ворот, однако здесь их настиг град лапилли и они погибли, зажав в руках свои драгоценности и деньги. "Cave Canem" – "Остерегайся собаки" гласит надпись из мозаики перед дверью одного дома.

Гибель Помпеи, Айвазовский 
– описание картины

Гибель Помпеи, Айвазовский – описание картины

Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. авт. ). 1840 – Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала. ». 1849 – 1850 – Уехал на лечение за границу. 1852 – Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо.

Это, так сказать, прошедшее-в-прошедшем или предпрошедшее время. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. У него совсем не такая толпа, как на улице. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»135.

Описание картины 
«Гибель Помпеи»

Описание картины «Гибель Помпеи»

Например, разрушения Содома или египетские казни. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Он (К. Колорит его так ярок, каким никогда почти неявлялся прежде, его краски горят имечутся вглаза. От своего брата Александра он уже не раз слышал о Помпее.

Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»3688. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивет картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»53. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16.

  • Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
  • Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  • «Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
  • История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Картина «Последний день Помпеи»: описание

Портретист. Неподалёку от них стоит христианский священник. Возвышаясь над матерью с двумя дочерьми, он находится в самой левой части картины, так что часть его фигуры срезана краем полотна.

Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Второй рисунок описан как эскиз-вариант (бумага, тушь, кисть, перо, 17, 5 24, 4см инв. Брюллов заложил глубокий символизм, противопоставление христианской и римскую, языческую религии. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима. Живыми делают их эта трепетность и двойственность освещения.

Театральной эффектностью поз и жестов, разнообразными выражениями лиц, развевающимися драпировками одежд художник показывает весь драматизм сцены, однако, несмотря на надвигающуюся смерть, герои даже в страдании не теряют красоты и величия духа. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Россия торжествовала. Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф».

  1. Последний день Помпеи: хроника событий
  2. 7 интересных фактов о «Последнем дне Помпеи» Карла Брюллова
  3. Последний день ПомпеиБрюллов Карл Павлович
  4. Картина "Гибель Помпеи" Брюллова Карла Павловича
  5. Гибель Помпеи Картина Айвазовского
  6. На стыке классицизма иромантизма

В Государственном Русском музее хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света., о которых с полной уверенностью можно судить по его письмам, подтверждается также многочисленными фактами его творческой биографии. Тела погибших жителей города, закованные в окаменевший пепел, напоминают скорбные статуи. Это называется «КЛАССИЦИЗМ».

В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Художник. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени68 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года69). Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Мать стремится укрыть своих детей.

  1. Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
  2. Брюллов-театральный постановщик
  3. Где находится «Последний день Помпеи»
  4. Коллекция Государственного Русского музея

Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. 15734, также из собрания Остроухова)121122. В течение последующих двух суток погибло 16 тысяч жителей римских поселений Помпеи, Геркуланум и Стабии: их тела были погребены под слоем пепла, камней и пемзы, выброшенными разбушевавшимся вулканом Везувием.

Обезумевшие от страха люди стремятся бегством спастись от страшного извержения. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова — «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». В письме к Анатолию Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Накануне извержения вулкана Везувий древний город уже пострадал от сильного землетрясения. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы.

Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Как же все это сохранилось. А денег катастрофически не хватает. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия.

  1. Сначала она хотела выглядеть как Ким Кардашьян, но потом увлеклась и стала похожа на силиконовую куклу
  2. 5 качеств женщины, которую мужчина никогда не забудет (даже если встретит другую)
  3. 15 сногсшибательных идей главного тренда этой осени — буквы и слова на ногтях
  4. Забавные смс-переписки, которые могли случиться только с очень близкими людьми
  5. Топ-5 лучших сериалов об интимной жизни и отношениях
  6. Никакой политики, только юмор: 10 ужасно смешных комиксов с неожиданной концовкой

Карл не без труда добыл место в карете, где, кроме него, теснилось еще пять пассажиров и мог считать себя счастливцем. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались.

Все они задохнулисьА вот Улица изобилия – одна из главных артерий города, на которой располагались лавки, гостиницы и термополии (древнеримская харчевня, в которой подавали горячую еду и напитки. 24 августа 79 года он погиб из-за страшного извержения вулкана Везувий. На каждом его полотне видна точная экспрессия, страсть, пылающая красота и нежность.

«Художник, развившийся в Петербурге, — замечает А. И. Герцен под сильнейшим впечатлением картины, — избрал для кисти своей странный образ дикой, неразумной силы, губящей людей в «Помпее» — это вдохновение Петербурга Внутренняя связь эпизода из древней истории с гнетущим бытием современной николаевской России ощущалась слишком очевидно. Впервые произведение искусства вызвало столь широкие отклики и живой общественный интерес. Жених уносит бесчувственную невесту. До этого экскурсия по Помпеям была довольно затруднительна: чтобы убедиться в этом, достаточно почитать «Прогулки русского в Помпеи» Алексея Левшина, который посетил раскопки в 30-х годах XIX века и составил довольно детальный и живой отчет о своем путешествии. Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины. Портретист.

По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»58. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Портретист. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ71. В центре полотна находится распростертая фигура как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4.

Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод — «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Художник. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67.

Денег на это пока нет». Такая палитра очень удачно отражает главное настроение картины – безграничного ужаса. Опыт был потрясающим – вместе с братом он попал на раскопки фантастической Помпеи. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы».

Мать стремится укрыть детей. На центральном плане два больших корабля, которые борются с морскими волнами. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей Доменико Марини95, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне — в Новгородском музее-заповеднике)112113. Они разрушили несколько цветущих городов, которые были расположены недалеко от подножия горы. (1843) и многие другие. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.

  1. Картина Гибель Помпеи Ивана Константиновича Айвазовского

Однако позднее и туда проникали серные пары. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ» могла быть другая графиня — Юлия Самойлова34. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Картина не сосредоточена на лицах умирающих людей. Пока это шутка, конечно. После окончания войны экспонаты были возвращены в Русский музей — ящики с большими картинами прибыли туда 17 апреля 1946 года84.

Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Портретист. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»35 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины36. Во время извержения город Помпеи был засыпан толстым слоем пепла толщиной в 5-6 метров. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова34.

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Скульптор Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»4849. Брюллов приезжает в Помпеи и некогда разыгравшаяся трагедия живо предстает перед его глазами. За обильным пеплопадом полностью скрылось солнце и наступила кромешная тьма. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года.

Художник. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Амфитеатры, храмы и театры этого города свидетельствуют о его былом великолепии. Экспедиция состояла из ученого-эпиграфиста, архитектора, художника и, наконец, самого ее инициатора, который и руководил всей работой он определил маршрут экспедиции и наметил памятники, которые предполагалось исследовать и отразить в рисунках и описаниях.

Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»73. Художник. В 1848 году Иван Константинович женился. Так произведение Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.

Портретист. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова.

1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)83. Работал Брюллов до изнеможения. Портретист. Старший брат, Александр известен главным образом как талантливый архитектор. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности. О ней пишутся десятки статей, одна восторженней другой. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи.

Во сне какие-то обезумевшие от страха люди протягивали к нему руки, умоляя о спасении. Но не для того, чтобы продолжить здесь жить, а затем, чтобы собрать уцелевшее имущество. Может быть их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа.

Он делает ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур. Художник несколько раз посещал оперу Пачини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом28. И лишь немногим удалось спастись. Портретист. Восприятие извержений Везувия как грандиозных спектаклей, поставленных самой природой, появилось уже в 18-м столетии – создавались даже специальные машины имитирующие извержение. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья.

Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески. Но кому именно они молятся. Каждая фигура в картине возведена художником в пластически цельный образ. Центральной фигурой полотна выступает море, по которому плывут корабли.

По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. Группа жениха с безжизненной невестой на руках относится к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию96. Великолепный акварелист. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. 2.

«Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Народ неспешно занимался своими делами, обсуждая последние новости. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »57. Извержение злосчастного вулкана началось среди белого дня и продолжалось целые сутки. Однако мало кто знает, что к теме гибели Помпеи обращался не только он, но и Айвазовский.

Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями. :тема гибели, разрушения и тема необычайной высоты человеческого духа, тема любви и самопожертвования.

Художник вспоминал позже, как ужасное чувство, доселе неизвестное ему, закрадывалось в его душу, от одной только мысли, какой ужас постиг жителей этого некогда цветущего города. В лицах и фигурах Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.

отказался писать святых «патронов», то есть святых, одноименных членам царствующего дома. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе67.

Кто бы мог продумать, что эта поездка будет иметь значение не только для самого художника, но и для всей мировой живописи. Надо ли говорить, что долгое время раскопки Помпеев нельзя было считать археологическими. Совершенство результата достигается виртуозностью самых необычайных тоновых ньюансов. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ89.

Стоит вспомнить хотя бы знаменитый «Итальянский полдень» великолепного художника. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. Особое восхищение вызывали его морские пейзажи: Вид на венецианскую лагуну (1841), Неаполитанский залив (1841), Побережье в Амальфи (1841), Хаос. Художник.

Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года — в частном собрании)128. Но даже и эти собственные восхваления казались писателю недостаточными и он назвал картину "светлым воскресением живописи. В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты ("Всадница" или конный портрет Дж.

Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. Но первые известные оконные стёкла стали делать только в 1330 году, а первое подобное геркуланумскому стандартное оконное стекло произвели методом современного вальцевания только в 1688 году. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут.

Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Но, увы, – поздно: смерть настигла их на самом пути. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время, дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»95. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком.

Эпическая тема, накал эмоций, напряжение вызванное ужасом от предчувствия надвигающейся гибели, пропитали всю картину. И наконец в 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте. Ж-11809, поступил в 1992 году от В. П. Тарасова) — возможно, один из немногих сохранившихся живописных этюдов к картине125.

Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Известно, что Брюллов читал воспоминания Плиния Младшего, который был свидетелем событий в Мизене, уцелевшей во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Сыновья несут на плечах старика отца, забыв о себе, движимые лишь стремлением спасти его.

Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»62. Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н. В. Кукольника, 1836 скульптора И. П. Витали, 1837 баснописца И. А. Крылова, 1839 писателя и критика А. Н. Струговщикова, 1840 все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же). В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина.

О Помпеях Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. В «Последнем дне Помпеи» каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Несмотря на шумный успех картины, сам художник вовсе не спешил возвращаться в Петербург.

А мостовая. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах.

Ведь если бы Фонтана прокладывал водовод под многометровым слоем вулканического пепла, то и шахты были бы многометровыми. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Их на фронтонах домов не ставили.

Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Итальянский литератор Франческо Амброзоли издавший в 1833 году брошюру с подробным описанием полотна «Последний день Помпеи», писал, что картина Брюллова «заслужила всеобщее удивление» в Риме и Милане и «одна она была бы достаточна для того, чтобы составить славу великого живописца»131. Впрочем их нет и на эскизах и набросках ldquoПоследнего дняrdquo. Извержение Везувия. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе.

Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины — упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»9788. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии.

«Я ответил, что спасусь только вместе с ней беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», – рассказывал Плиний. жил в Италии, но до него, несомненно, доходили известия о политической жизни России. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу.

Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Среди них — один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»2930. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации.

По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»102. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. 1799 – Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло. 1809 – 1821 – Учился в Академии художеств. 1822 – На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию. 1823 – Создал «Итальянское утро». 1827 – Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Священник — «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»111. На картине этой вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся.

Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Брюллову удалось изобразить охваченную единым порывом толпу граждан в роковой момент ее исторического бытия, создав тем самым первый пример той многофигурной исторической картины-итога, которую вся русская живопись 19 века осознавала в качестве своей сверхзадачи. Это еще больше усилило тревогу и замешательство людей. «Скорее всего, к морю бежало гораздо больше людей, – машет она рукой в направлении берега.

Так, например, еще в 1824 году Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. А в подвале виллы оказались замурованы пеплом 18 взрослых и двое детей. Вдвоем им вдвойне трудно избежать гибели.

Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. Его мать указала его дяде, Плинию Старшему, на облако необычных размеров и формы, возникшее у вершины горы. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)27, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санкирико28.

Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4.

/ Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Каждый большой художник нарушает существующие правила. О чём и речь.

Город умер и больше никогда не возродился. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. У них было четыре дочери. В конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения16.

Именно в этом видна удивительная сущность неподражаемого художника Брюллова. Великолепный акварелист. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами.

По мнению Амброзоли, сравнение таланта Брюллова с мастерством его знаменитейших итальянских предшественников вполне допустимо: в его полотне можно усмотреть и монументальность Микеланджело и грации Гвидо, «иногда художник напоминает Рафаэля иногда кажется, что в нём снова ожил Тициан». Архитектура домов и терм, фрески и статуи – все свидетельствует о любви жителей Помпеи к искусству. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Последний день Помпеи с успехом демонстрировался в Риме (1833) и безо всякого успеха в Париже (1834): для французов такой компромисс между романтизмом и академизмом был уже вчерашним днём. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень», – писали тогда в газетах.

Вместо подобных конструкций мы видим обыкновенные городские колодцы. Из 20 тысяч жителей города во время извержения погибло около 2 тысяч. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи.

Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. При этом, по словам Амброзоли, в произведении Брюллова «все предметы расположены так прилично и соединены с такой уверенностью в искусстве, с такой свежестью и столь далеко от всякого рабского подражания, что каждый невольно принуждён сказать: вот художник, который абсолютно владеет своим искусством. »132. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. Что пережили эти люди – закованные, беспомощные, в те часы, когда кругом все гибло. Смерть ему уже безразлична, он потерял желание жить и ожидает смерти как избавления от страданий. Только с начала XIX века в Помпеях развернулась серьезная археологическая работа. Упавших затаптывали идущие следом.

Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. (1799—1852), русский художник. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»145. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Всевластие слепого рока – излюбленная тема искусства романтизма. Вся опасность становилась ясной лишь постепенно. У него нет также того высокого преобладания небесно-непостижимых и тонких чувств, которыми весь исполнен Рафаэль.

За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач».

Прибывшие туда картины и другие эспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Восторженное отношение к Брюллову Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.

И все же они не могут оставить друг друга. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Внимательное исследование позволило восстановить разыгравшуюся здесь трагедию. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»50. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран.

Задний план заполнен густыми полосами дождя (пепла. ), на переднем – идеальные, в белых драпировках женские фигуры, способные усладить взоры самого изысканного зрителя. Два месяца спустя министр императорского двора уведомил президента академии, что государь не дал на то соизволения и приказал держаться устава. Тела погибших жителей города, закованные в окаменевший пепел, напоминают скорбные статуи. (1841), Неаполитанский залив в лунном свете (1842), Побережье.

За четыре дня город засыпало почти семи метровым слоем камней и пепла. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Брюллов считается основателем «итальянского жанра» в русской живописи. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии.

– Но, видите, вон тот участок сейчас застроен частными виллами. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. В этот пепел попала вода и масса, которая образовалась, стала похожей на глину. Возможно именно эта легкость и одухотворенность так подкупает очередного зрителя. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. Он тоже уходит, как и все другие из-под града каменьев.

На верхней площадке — там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»115. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. Две темы переплетаются в картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Художник.

Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями". Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым, «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. На данный момент, раскопаны только две трети Помпеи. Почему. В 1837 году Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль».

Портретист. 7. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено.

Владелец картины, А. Н. Но говоря о «Последнем дне Помпеи» как о произведении, стяжавшем художнику самую громкую славу, чаще всего не анализируют при этом путей, которые привели к возникновению этой картины. Хотя современники-художники прозвали её «яичницей» из-за ярких красок, в основном яркого композиционного центра, мы понимаем, что Италия с её яркими природными красками не могла не повлиять. Благодаря этому одеялу и сохранялись останки города полторы тысячи лет. Они, скорее, напоминали грабеж и кладоискательство. создал красоту столь совершенную, что хотя она и выражает собой страдание и ужас перед гибелью, но доставляет такое же эстетическое наслаждение, как группа Ниобид, «Раненая амазонка» или другие произведения античной пластики, родственные картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года.

Холм так и назывался – "Городище". Брюллов написал почти всё не так как полагалось. К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует». Прибавьте к этому откровенное воровство «черных копателей», наводнивших антикварные рынки прекрасными образчиками античного искусства. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими.

(Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского7879. 1828 – 1833 – Работал над полотном «Последний день Помпеи». 1832 – Написал «Всадницу», «Вирсавию». 1832 – 1834 – Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1835 – Вернулся в Россию. 1836 – Стал профессором Академии художеств. 1839 – Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся.

Профессор. Какие муки должна была испытать эта собака, прежде чем околела. Портретист. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»4344.

Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне3641. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид — детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)107. Он раз за разом меняет композицию, но собственная работа его не устраивает.

Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «избражает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»116. Плиний уговаривает престарелую мать собрать остатки сил и попытаться спастись. Великолепный акварелист.

Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799.