Гибель Помпеи Картины

«гибель Помпеи» – картина, написанная масляными красками, на обычном холсте размером 128 на 218 см, хранится в Ростове. «гибель Помпеи» – картина, написанная масляными красками, на обычном холсте размером 128 на 218 см, хранится в Ростове. Гибель Помпеи, описание картины сильно отличается, передает совершенно другую идею.

«гибель Помпеи», описание картины сильно отличается, передает совершенно другую идею. Картину «Гибель Помпеи» и другие шедевры Ивана Айвазовского можно увидеть в Ростовском областном музее изобразительных искусств. «гибель Помпеи», описание картины сильно отличается, передает совершенно другую идею. «гибель Помпеи», описание картины сильно отличается, передает совершенно другую идею.

Гибель Помпеи – картина, написанная масляными красками, на обычном холсте размером 128 на 218 см, хранится в Ростове. Наброски картины Гибель Помпеи.

Описание картины «Последний день Помпеи»

Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Академия художеств сообщила Брюллову, что, хотя своими достижениями он заслужил положение профессора, ему присваивается только звание почётного вольного общника. Тела погибших жителей города, закованные в окаменевший пепел, напоминают скорбные статуи.

Мы уже рассказали о том, как вода проникала в дома богатых горожан. В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство. В итальянских газетах и журналах печатались восторженные отзывы о Последнем дне Помпеи и его авторе. 15734, также из собрания Остроухова)123124. В 1848 году Иван Константинович женился. Критики дружно бранили Брюллова.

Эта картина не была памятником уходящему и отжившему художественному методу. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»2930. Брюллов намеренно соединил здесь образы цветущей силы и юности. С одной стороны — рискующий своей жизнью сын, который не может оставить на гибель свою мать, а с другой — мать, которая умоляет сына спасти хотя бы его собственную жизнь4. За свои картины итальянского периода получил Золотую медаль Парижской Академии художеств.

Клоны любимой: занимательные 
факты о самой известной 
картине Брюллова

Клоны любимой: занимательные факты о самой известной картине Брюллова

В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Это огромные богатства. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»148. Но кому именно они молятся.

После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Строки его письма гласят, что тряска была настолько сильной, что повозки кидало из стороны в сторону, с домов обваливалась черепица и рушились статуи и обелиски. Но, по словам экспертов, на самом деле, все это только вопрос времени. Так, в эти столетия в Помпеи был возведён огромный амфитеатр на двадцать тысяч мест. Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. Но говоря о «Последнем дне Помпеи» как о произведении, стяжавшем художнику самую громкую славу, чаще всего не анализируют при этом путей, которые привели к возникновению этой картины.

В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». Бесценный мрамор изделия золота, серебра и бронзы забирали на продажу. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»93. В парижских газетах даже появилось сообщение о его гибели. Он (К. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Весь город стекался дивиться ей»9. Некоторым удавалось отсрочить свою гибель: они забивались под лестничные клетки и в галереи, проводя там в предсмертном страхе последние полчаса своей жизни. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ89. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем.

Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе67. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»128. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Пепел, плывущий по воздуху, при попадании в легкие превращался в цемент.

как красиво описать 
картину Гибель Помпеи 
 Айвазовский Иван

как красиво описать картину Гибель Помпеи Айвазовский Иван Константинович

В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина.

По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени68 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года69). На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова— женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы)— в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. Его там просто нет.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). А то, что нельзя было продать, разрушали. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины90.

Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Что пережили эти люди – закованные, беспомощные, в те часы, когда кругом все гибло. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни.

Большинству горожан удалось избежать смерти и покинуть город. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»35 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины36.

гибель помпеи картина 
википедия

гибель помпеи картина википедия

«Я ответил, что спасусь только вместе с ней беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», – рассказывал Плиний. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы.

Данное исследования было проведено Джузеппе Мастролоренци и Лючией Паппалардо, учеными из Обсерватории Везувия Национального института геофизики и вулканологии (INGV), а также биологами Пьерпаоло Петроне и Фабио Гуарино из Университета Неаполя «Федерико II». Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Одежда людей чистая, на ней не видно крови.

Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. 1799 – Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло. 1809 – 1821 – Учился в Академии художеств. 1822 – На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию. 1823 – Создал «Итальянское утро». 1827 – Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Какие муки должна была испытать эта собака, прежде чем околела. В Италии и Франции картину приветствуют как первый триумф русской художественной школы. Три года художник будет доводить себя до полного изнеможения, пытаясь довести картину до совершенства.

Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях72. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас.

«Последний день 
Помпеи»: причина, 
почему Брюллов решил

«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города

Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развите человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей — художник попытался изобразить народ. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)131132. Прибывшие туда картины и другие эспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. (1799—1852), русский художник.

Оказалось это часть городской стены, но находке не придали значения. Амфитеатры, храмы и театры этого города свидетельствуют о его былом великолепии. Более того, данный эффект укрепил «положение», в котором оказались жертвы в момент смерти. Расчищая от налета пыли, пепла, грязи и земли территорию, археологи находят большое количество предметов, а сам город сегодня является музеем под открытым небом. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»58.

Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Оба выжили.

1828 – 1833 – Работал над полотном «Последний день Помпеи». 1832 – Написал «Всадницу», «Вирсавию». 1832 – 1834 – Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1835 – Вернулся в Россию. 1836 – Стал профессором Академии художеств. 1839 – Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». С другой стороны, характер подготовленности художника, стремление к решению общечеловеческой и отмеченной большим внутренним наполнением темы обусловили то, что едва ли не аналогичное посещению мертвого города впечатление производит на него постановка оперы современного итальянского композитора Д. Паччини «Последний день Помпеи», пользовавшаяся большим успехом у зрителей. Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе – Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев). Хотя первую прописку «Последнего дня Помпеи» в два тона Брюллов закончил в две недели, работа над картиной заняла в общей сложности целых десять лет, с 1824 по 1833 год.

Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830 г. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»477. Работа над огромным (456х651 см) полотном заняла три года (1830-33).

Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Во время извержения город Помпеи был засыпан толстым слоем пепла толщиной в 5-6 метров. С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии. Пожилой женщине было трудно бежать и она, не желая стать причиной гибели 18-летнего сына, уговаривала оставить ее.

Наброски картины 
«Гибель Помпеи»

Наброски картины «Гибель Помпеи»

На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Сыновья несут на плечах старика отца, забыв о себе, движимые лишь стремлением спасти его.

Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня — Юлия Самойлова34. Исследователи увидели дома, настенные росписи, мебель и даже застывшие тела людей. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года — в частном собрании)133.

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Картину привезли в Россию в июле 1834 года и она сразу же стала Предметом патриотической гордости, оказалась в центре внимания русского общества. В 1889 году художник создаёт картину под названием «Гибель Помпеи». О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Оказалось это часть городской стены, но находке не придали значения. Среди них — один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв.

Брюллов написал почти всё не так как полагалось. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.

Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13.

Извержение злосчастного вулкана началось среди белого дня и продолжалось целые сутки. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Казалось, что город скрылся с лица земли. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество.

Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью62. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»4344.

Из 20 тысяч жителей города во время извержения погибло около 2 тысяч. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Неподалеку, в другом доме, события рокового дня прервали поминки.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

За Брюлловым утверждается, по выражению современника, слава «общеизвестного, торжествующего гения, всеми признанного и оцененного». Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»45. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом28.

Даже в заказных вещах (вроде портрета "Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини", около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Девушка рядом несет светильник. Но Таннер запрещал Айвазовскому работать самостоятельно. Какого же было удивление ученных, когда спустя 1500 лет выяснилось, что город действительно существовал. Кстати, этот юноша не кто иной, как Плиний Младший, действительно спасшийся иоставивший свои воспоминания отрагедии.

Описание картины 
Ивана Айвазовского 
«Гибель Помпеи»

Описание картины Ивана Айвазовского «Гибель Помпеи»

Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года40: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Как же все это сохранилось. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4.

Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Вокруг наступила ночь, непохожая набезлунную или облачную: так темно бывает только взапертом помещении при потушенных огнях. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»156.

Реставрация картины 
Последний день Помпеи

Реставрация картины Последний день Помпеи

За Брюлловым утверждается, по выражению современника, слава «общеизвестного, торжествующего гения, всеми признанного и оцененного». Последние стали очень популярным сувениром из Италии.

В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках – свитки папируса, в мастерских – инструменты, в банях – стригилы (скребки). Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно6414. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа61 и другие.

А где, как ни в Италии этим заниматься. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «по правую сторону упавшей женщины — жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»97100. Хотя первую прописку «Последнего дня Помпеи» в два тона Брюллов закончил в две недели, работа над картиной заняла в общей сложности целых десять лет, с 1824 по 1833 год.

Репродукция картины 
Гибель Помпеи Ивана 
Айвазовского

Репродукция картины Гибель Помпеи Ивана Айвазовского

Во время путешествия корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул в Бискайском заливе. Это действующий вулкан, расположенный в 15-ти километрах от Неаполя. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы.

В одной из комнат были найдены скелеты женщины и собаки. На картине вам не удастся найти главного героя. Последний день Помпеи производит фурор как на родине мастера, так и за рубежом.

ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Анны 3-й степени.

Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Путешествуй, открывай новые горизонты и сливайся с эхом планеты. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «избражает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»117.

  • Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
  • Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  • Картина «Последний день Помпеи»: описание
  • Последний день Помпеи: хроника событий
  • История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова
  • Открытка (плейкаст) «Гибель Помпеи»

Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Полотно предназначалось в подарок галерее сестры живописца. Пластическая красота превращается у него в могущественную силу, утверждающую жизнь наперекор гибели и разрушению. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ134 2) графический эскиз из ГРМ125 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)135 4) 1-й графический эскиз из ГТГ136 5) живописный эскиз из ГТГ137 6) графический эскиз из МИХМ138 7) 3-й графический эскиз из ГТГ139 8) живописный эскиз из ГРМ140. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России.

Благодаря этому одеялу и сохранялись останки города полторы тысячи лет. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина — чудо. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. По силе художественного воздействия, он, быть может, не уступает самой картине. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас103. Пока не наступил последний день Помпеи жизнь в городе била кличем.

  • Гибель жителей Помпеи (37 фото)
  • Картина "Гибель Помпеи" Брюллова Карла Павловича
  • На стыке классицизма иромантизма
  • Брюллов-театральный постановщик

Тем не менее, по мнению искусствоведа Магдалины Раковой, на полотне эта группа выглядит застывшей и неподвижной105. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы.

Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. На город опустились серные пары они заползали во все щели, проникали под повязки и платки, которыми люди прикрывали лица, – дышать становилось все труднее. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »57.

Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Но когда же произойдет, если произойдет, конечно, новое извержения Везувия. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе.

  1. Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
  2. Гибель Помпеи – малоизвестные факты о трагедии древнего города
  3. Последние комментарии (всего 2)
  4. Сначала она хотела выглядеть как Ким Кардашьян, но потом увлеклась и стала похожа на силиконовую куклу
  5. 5 качеств женщины, которую мужчина никогда не забудет (даже если встретит другую)
  6. 15 сногсшибательных идей главного тренда этой осени — буквы и слова на ногтях
  7. Забавные смс-переписки, которые могли случиться только с очень близкими людьми
  8. Топ-5 лучших сериалов об интимной жизни и отношениях

Они вызывали повышенный интерес в художественных кругах не только Италии, но и всего мира. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники77. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач».

По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Слово успех недостаточно для характеристики отношения к его картине. М-7267. Г-176)127.

  • Никакой политики, только юмор: 10 ужасно смешных комиксов с неожиданной концовкой
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Иван Константинович Айвазовскии (Русский художник)
  • Видео: Выставка к 195-летию Ивана Айвазовского в Ростове
  • рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры
  • Что будем делать с полученным материалом

Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Здесь же, на полуразрушенных улицах в прошлом шумного города, рождается замысел «Последнего дня Помпеи». Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»5556. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»157. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия.

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями". Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины.

1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)83. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым, «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение.

Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. В 1840 году отправился в Рим. Конфликт удалось нейтрализовать благодаря Зауервейду, в класс которого через полгода и был определен начинающий молодой художник для занятий морской военной живописью. В 1837 году Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»97100. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв.

Вдвоем им вдвойне трудно избежать гибели. Лишь через 200 лет в 1748 году ученные заинтересовались римскими развалинами. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»11188. В июле 1827 года в путешествие из Рима в Неаполь отправился Карл Брюллов4.

В конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения16. Все более зримым становился ужасающий размах этой катастрофы и ее внезапность: будничная жизнь была прервана настолько стремительно, что поросята остались в духовках, а хлеб в печах. Она передана художником в образе кораблей, которые пытаются спастись от ужасной гибели. В результате написал картину «Десант отряда в длине Субаши», которую приобрел Николай I. В конце лета 1839 он вернулся в Петербург, получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями.

И абсолютно справедливо один из учеников мастера замечает: «Брюллову нужна была только великая идея и большой холст, остальное приложилось само собой». Итальянскими учеными было проведено исследование, согласно которому большинство жителей Помпеи, погибших при извержении вулкана Везувий от удушья из-за дыма и вулканического пепла, на самом деле сгорели заживо от высоких температур (300 градусов по Цельсию). В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины.

Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. И наконец в 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины.

Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Среди них — сыновья, несущие на плечах немощного отца, а также юноша, уговаривающий свою мать спастись вместе с ним. Под ударами заступа открывались картины гибели семей, ужасающие людские драмы.

Выйдя за город, мы останавливаемся. Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень».

У них было четыре дочери. 3175)123. Здесь триумф русского мастера достиг своей высшей точки. 24 августа начинался как самый обычный день в жизни Помпеи. За четыре дня город засыпало почти семи метровым слоем камней и пепла.

Внимательное исследование позволило восстановить разыгравшуюся здесь трагедию. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно.

Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Он сделался самым известным человеком в Италии. Вместе с жителями на 1800 лет были похоронены их ценности. Там коллекция была разграблена оккупантами, причем архив музея утрачен бесследно. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма.

Поэты посвящали ему стихи. Это уникальный гороскоп, которого Вы не найдёте нигде больше.

Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. При возможности его всегда можно посетить, дабы увидеть воочию «Гибель Помпеи» и некоторые другие шедевры Айвазовского. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»62.

Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н. В. Кукольника, 1836 скульптора И. П. Витали, 1837 баснописца И. А. Крылова, 1839 писателя и критика А. Н. Струговщикова, 1840 все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же). Но, увы, – поздно: смерть настигла их на самом пути. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. В 1851 году картина поступила в Эрмитаж19, а в 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей)12.

«Художник, развившийся в Петербурге, — замечает А. И. Герцен под сильнейшим впечатлением картины, — избрал для кисти своей странный образ дикой, неразумной силы, губящей людей в «Помпее» — это вдохновение Петербурга Внутренняя связь эпизода из древней истории с гнетущим бытием современной николаевской России ощущалась слишком очевидно. Амфитеатры, храмы и театры этого города свидетельствуют о его былом великолепии. По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод — «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Направь свой дух в верную сторону, в сторону знаний, мудрости и доброты к каждому.

Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Хотя последующие поколения художников связывали обычно брюлловское полотно исключительно с искусством Академии первой половины XIX века и многим оно представлялось высшим проявлением проповедовавшихся последней принципов, свести к этому значение «Последнего дня Помпеи» невозможно и неверно. Гоголь называл картину всемирным созданием, в котором все так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего.

Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой59 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»60. Галерею решено было разместить в ее новом доме, который так и не построили. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова.

Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова — будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ. Одновременно он делал наброски и на мифологические темы (Смерть Фаэтона, Гилас, похищаемый нимфами и другие). После смерти Айвазовского «Гибель Помпеи» поступила в Феодосийскую картинную галерею вместе с другими работами, завещанными живописцем родному городу.

Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми23. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Художник был в дружеских отношениях с Карлом Брюлловым и скорей всего он повлиял на выбор названия. Айвазовский ни в коем случае не подражал образцу, так как он был маринистом, главной тематикой на картине остаётся море.

Может быть их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа. В этот пепел попала вода и масса, которая образовалась, стала похожей на глину. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе».

Особенно интересны картины Брюллова портретного содержания. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины — упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»9788. Судьба у этой картины изначально складывалась не просто. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные — юноши»106.

Плиний уговаривает престарелую мать собрать остатки сил и попытаться спастись. Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины. Итальянский литератор Франческо Амброзоли издавший в 1833 году брошюру с подробным описанием полотна «Последний день Помпеи», писал, что картина Брюллова «заслужила всеобщее удивление» в Риме и Милане и «одна она была бы достаточна для того, чтобы составить славу великого живописца»144. Он дарил ему бумагу, карандаши, краски, учил мастерству, помог поступить ему в феодосийское уездное училище. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком.

По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»118. Он раз за разом меняет композицию, но собственная работа его не устраивает. Он делает ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур. Художник несколько раз посещал оперу Пачини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля. «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину но господин Брюллов пренебрег сим средством. Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине.

У него совсем не такая толпа, как на улице. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует».

Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»46. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Но кому именно они молятся.

Историческая живопись издавна занимавшая ведущее место в академическом искусстве, обращалась, по преимуществу, к сюжетам, взятым из Библии и Евангелия или из античной мифологии. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Среди этих подготовительных работ особое место занимает эскиз 1828 года. Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Данное исследования было проведено Джузеппе Мастролоренци и Лючией Паппалардо, учеными из Обсерватории Везувия Национального института геофизики и вулканологии (INGV), а также биологами Пьерпаоло Петроне и Фабио Гуарино из Университета Неаполя «Федерико II». Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты ("Всадница" или конный портрет Дж. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67.

Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Я твоя свободная воля. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы».

Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Неподалёку от них стоит христианский священник. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе».

Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»146. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа.

Возможно именно эта легкость и одухотворенность так подкупает очередного зрителя. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком.

Здесь же, на полуразрушенных улицах в прошлом шумного города, рождается замысел Последнего дня Помпеи. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Жених уносит бесчувственную невесту. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»73. Вся опасность становилась ясной лишь постепенно.

Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением — «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»150. Но кому именно они молятся. В центре полотна находится распростертая фигура как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников).

Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Итальянскими учеными было проведено исследование, согласно которому большинство жителей Помпеи, погибших при извержении вулкана Везувий от удушья из-за дыма и вулканического пепла, на самом деле сгорели заживо от высоких температур (300 градусов по Цельсию). Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала.

В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. И лишь немногим удалось спастись.

Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Однако позднее и туда проникали серные пары. Накануне извержения вулкана Везувий древний город уже пострадал от сильного землетрясения.

Изначально эта группа выглядела чрезмерно растянутой, так что в окончательном решении художник изменил принцип её построения96. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»50.

О ней пишутся десятки статей, одна восторженней другой. Именно в этом видна удивительная сущность неподражаемого художника Брюллова. Но из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. и А. Паччини, 1832, Третьяковская галерея).

Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень70. Стоит вспомнить хотя бы знаменитый «Итальянский полдень» великолепного художника. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Люди бессильны перед стихией. Жених уносит бесчувственную невесту. Извержение Везувия.

Яркое солнце заливало улицы города. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Все хотели видеть произведение, о котором говорит весь Рим. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время, дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»95. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.

В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Вместе с жителями на 1800 лет были похоронены их ценности. Владелец картины, А. Н.

Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Возможно, она отсрочила день своей гибели, напав на собственную хозяйку и разодрав ее на куски. Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии.

Россия торжествовала. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Они заглушают его своею красотою»142.

В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй.

Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)27, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санкирико28. Не менее восторженный прием встречает «Последний день Помпеи» и в России. Более того, данный эффект укрепил «положение», в котором оказались жертвы в момент смерти. Но когда же произойдет, если произойдет, конечно, новое извержения Везувия.

Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова34. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья— и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Украшения, сундуки набитые золотом.

При этом, по словам Амброзоли, в произведении Брюллова «все предметы расположены так прилично и соединены с такой уверенностью в искусстве, с такой свежестью и столь далеко от всякого рабского подражания, что каждый невольно принуждён сказать: вот художник, который абсолютно владеет своим искусством. »145. Самостоятельно научился играть на скрипке. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»103. На каждом его полотне видна точная экспрессия, страсть, пылающая красота и нежность.

В то же время пыль, пепел и смог опадали на землю все активнее. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Иван Костантинович Айвазовский – наиболее выдающийся художник – армянин XIX века Ованнес Айвазян. За век до этого древние зодчие Помпеи построили Большой театр на пять тысяч зрителей. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины.

Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Его карьера была очень успешной. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Разница между образами сыновей подчёркивает стремление Брюллова наделить каждого из персонажей полотна индивидуальностью.

Так произошла гибель Помпеи. Его приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Но надежда на спасение для героев всё-таки есть.

Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова — «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»3688. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника — в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»142143.

Долгое время художник не может решиться перейти к работе на большом холсте. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Может быть их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа.

В художественном воздействии на зрителя оно от этого только выиграло. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). 13 Мать Плиния Младшего.

11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского7879. Ж-5081)128129. «Гибель Помпеи» уцелела, но вернулась в музей сильно поврежденной. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным.

Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. В 1882 году Айвазовский встретил Анну Никитичну Саркисову. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл.

/ Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В.

Доменико Патане из Национального института геофизики и вулканологии Катании, в одном из интервью заверил, что «в последние годы вулканология развивается гигантскими шагами. Например, разрушения Содома или египетские казни. Каждый большой художник нарушает существующие правила. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года.

24 августа 79 года он погиб из-за страшного извержения вулкана Везувий. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей Доменико Марини95, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне — в Новгородском музее-заповеднике)113114. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»31. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной.

В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»112. Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф». Группа сыновей — воина и юноши, несущих старого отца, довольно рано появилась в рабочих альбомах Брюллова.

Тема гибели Помпеи разрешала многие затруднения. Кто мог их раскидать. Но даже и эти собственные восхваления казались писателю недостаточными и он назвал картину светлым воскресением живописи.

Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов – мужчина в левом углу. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Вот юноша в отчаянии всматривается в лицо девушки в свадебном венце, лишившейся чувств или погибшей. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. В картине есть и языческий жрец и христианский священник, как бы олицетворяющие уходящий античный мир и зарождающуюся на его обломках христианскую цивилизацию.

И чем больше времени проходит, тем больше «заряжается» вулкан и соответственно тем более разрушительным будет его извержение». Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Священник — «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»112. Мать стремится укрыть детей.

29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»51. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Тела погибших жителей города, закованные в окаменевший пепел, напоминают скорбные статуи. Судя по всему, в таком решении не обошлось без влияния Брюллова, к которому художник испытывал дружеские чувства. В то же время Айвазовского никак нельзя обвинить в слепом подражании образцу: будучи по натуре маринистом, он и в этой картине, тематически для него очень нехарактерной, сосредоточивает свое внимание на море.

Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», находившаяся до этого времени в Академии художеств, поступила в Эрмитаж19, где она находилась в зале русской школы. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид — детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)108. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне3641.

Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. В ходе исследования, ученые подробно описали все анатомических аспекты, придя даже к заключению о своеобразном «испарении» многих жителей Помпеи, погибших во время извержения вулкана. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв.

Сопоставляя эти сведения исследователи творчества Брюллова заключают, что этой дамой могла быть Разумовская, которая, тем самым, как бы уступила свой изначальный заказ Демидову. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. С 1748 года начались археологические раскопки, особенно оживившиеся в первых десятилетиях XIX века.

Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Неизвестно, когда и каким будет следующее. Бесценный мрамор изделия золота, серебра и бронзы забирали на продажу.

Возвышаясь над матерью с двумя дочерьми, он находится в самой левой части картины, так что часть его фигуры срезана краем полотна. Кто мог их раскидать. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. В поисках кладов они вели варварские раскопки.

О ней пишутся десятки статей, одна восторженней другой. Был определен к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Во время переездов на границах итальянских княжеств от него не требовали предъявления паспорта – считалось, что каждый итальянец обязан знать его в лицо. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства.

Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. ». В 1889 году он пишет полотно практически с аналогичным названием – «Гибель Помпеи». ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Это еще больше усилило тревогу и замешательство людей.

На данный момент, раскопаны только две трети Помпеи. Плиний Старший, который в то время был командиром римского флота, отправился в Мизены, чтобы понаблюдать за редким явлением природы. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монуменальной эпопеи»13. Но Брюллов не остановился на этом решении своей темы. Народ неспешно занимался своими делами, обсуждая последние новости. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»158. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий.

Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского — об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»62. Не менее восторженный прием встречает Последний день Помпеи и в России. И когда наконец люди поняли, что им угрожает, было уже слишком поздно.

Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»53.

Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. У него совсем не такая толпа, как на улице. В то же время Айвазовский, как это часто бывает, оставляет своим персонажам надежду на спасение. В «Гибели Помпеи» это проявляется в образе отъезжающих с места страшной гибели кораблей.

Нет, не вообще их не было – не было в 79 г., во время извержения. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»147.

Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Результатом становится величественная картина-катастрофа (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т.

1840 – Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала. ». 1849 – 1850 – Уехал на лечение за границу. 1852 – Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ71. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. Они навек остались лежать в тех же позах, в каких их настигла смерть. Почему.

Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)122. Большинству горожан удалось избежать смерти и покинуть город.

В письме к Анатолию Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Скульптор Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»4849. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. За обильным пеплопадом полностью скрылось солнце и наступила кромешная тьма. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.

Гоголь называл картину "всемирным созданием", в котором все "так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего". Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». С другой стороны, характер подготовленности художника, стремление к решению общечеловеческой и отмеченной большим внутренним наполнением темы обусловили то, что едва ли не аналогичное посещению мертвого города впечатление производит на него постановка оперы современного итальянского композитора Д. Паччини «Последний день Помпеи», пользовавшаяся большим успехом у зрителей. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна.

Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Вблизи вулкана слышался страшный грохот и происходили непрерывные подземные толчки, ощущавшиеся и в Мизено (примерно в 30 км от Помпеи), где находилась семья Плиния.

Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»3688. А в 1930 году между Феодосийской галереей и Ростовским музеем состоялся обмен: в Ростов переехала «Гибель Помпеи», а в Феодосию отправилась ранняя картина Айвазовского «Неаполитанский залив ночью». Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Более полутора тысяч лет город оставался погребенным под землей и забытым. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Санкт-Петербург "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея) в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. На верхней площадке — там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»116.

Обделяли их также и в материальных вопросах, касающихся прав на государственные земли. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра.

Не все эпизоды имеют одинаково важное значение для развития темы, но в их чередовании и сопоставлении настойчиво раскрывается главная мысль Брюллова о борьбе жизни со смертью, о торжестве разума над слепыми силами стихий, о рождении нового мира на рушащихся обломках старого. К безжизненному телу матери тянется ребенок.

Особое восхищение вызывали его морские пейзажи: Вид на венецианскую лагуну (1841), Неаполитанский залив (1841), Побережье в Амальфи (1841), Хаос. Хотя последующие поколения художников связывали обычно брюлловское полотно исключительно с искусством Академии первой половины XIX века и многим оно представлялось высшим проявлением проповедовавшихся последней принципов, свести к этому значение «Последнего дня Помпеи» невозможно и неверно. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». На данный момент, раскопаны только две трети Помпеи. Только к осени 1833 года работа была завершена54.

Коктебель 1853 г написанная на фоне заката и легендарной горы Кара-Даг, так как, Айвазовский много путешествовал и часто бывал в Италии покорившей художника своими красотами, одна из работ картина на фоне ясного вечернего неба с низкими кучевыми облаками в безветренную погоду Итальянский пейзаж 1858 г. Очень драматическая картина с кораблекрушением близ горных скал на фоне тучного неба с закатом Кораблекрушение у Афонской горы 1856 г. с более скромной по цвету палитре штормовое море с тонущим судном Буря на северном море 1865 г. И иногда художник обращался к библейским сюжетам, это демонстрирует картина Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям – движущуюся, стремительную, живую. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника».

У него нет также того высокого преобладания небесно-непостижимых и тонких чувств, которыми весь исполнен Рафаэль. Например, разрушения Содома или египетские казни. Другого живописца — Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»28. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. В 1842 году отправился в Голландию, оттуда – в Англию, Францию, Португалию, Испанию.

И все же они не могут оставить друг друга. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Здесь Брюллов сосредоточил примеры мужества и самоотверженного выполнения долга. Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее. 3176). По мнению Амброзоли, сравнение таланта Брюллова с мастерством его знаменитейших итальянских предшественников вполне допустимо: в его полотне можно усмотреть и монументальность Микеланджело и грации Гвидо, «иногда художник напоминает Рафаэля иногда кажется, что в нём снова ожил Тициан».

Он (К. Художник значительно повышает эффект присутствия, рассыпав по картине черные точки пепла, который оседает в воду. Хранится картина в Ростовском областном музее изобразительных искусств. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины.

По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Алесандрии»96. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния.