Гора Сент Виктуар
И не просто гора, а знаменитая Сент-Виктуар. «гора Сент-Виктуар»)11. Это пост подводит итог проделанной работы и открывает серию статей (из-за большого объема собранного материала) по общей теме «Сезанн и гора Сент-Виктуар». Впрочем, проект не закончен. «гора Сент-Виктуар»— серия картин французского художника-постимпрессиониста Поля Сезанна, посвящённая одноимённой горной гряде в окрестностях Экс-ан-Прованса. «гора СЕНТ-ВИКТУАР» — название серии картин в стиле постимпрессионизма французского художника Поля Сезанна, посвящённая одноимённой горной гряде в окрестностях Экс-ан-Прованса.
Некоторые источники считают именно эту картину первой, на которой Сезанн изобразил гору Сент-Виктуар. Под кистью Сезанна кривятся дома, в сплетениях буйно разросшейся листвы зеленеют деревья, громоздятся скалы и на горизонте возникает подавляющая своей громадой Сент-Виктуар, подобная вулкану, образованному глухими подземными толчками. Сент-виктуар (фр. )— горная гряда на юге Франции излюбленный пейзажный мотив в творчестве Сезанна.
Гора Сент-Виктуар (1882—1895) на странице 1. «гора Сент-Виктуар»— серия картин французского художника-постимпрессиониста Поля Сезанна, посвящённая одноимённой горной гряде в окрестностях Экс-ан-Прованса. Гору Сент-Виктуар Поль Сезанн рисовал 87 раз: 44 раза маслом и 43 раза акварелью. Здесь вы увидите 80 работ мастера с сюжетом Сент-Виктуар, включая картины маслом, акварели и рисунки.
«гора Сент-Виктуар» — серия картин французского художника-постимпрессиониста Поля Сезанна, посвящённая одноимённой горной гряде в окрестностях Экс-ан-Прованса. Это тот случай, когда название картины («Отдыхающие купальщики») не содержит явное упоминание горы Сент-Виктуар, но ее характерные очертания легко угадываются на горизонте. На этой картине Сезанн уже четко изобразил силуэт горы Сент-Виктуар, но она все еще является лишь фоном для основного сюжета — в данном случае завода.
Первые зарисовки горы Сент-Виктуар относятся к 1870 году. «гора Сент-Виктуар» – серия картин французского художника-постимпрессиониста Поля Сезанна, посвящённая одноимённой горной гряде в окрестностях Экс-ан-Прованса. В результате мне удалось найти 80 работ Сезанна с изображением горы Сент-Виктуар (или с названием Сент-Виктуар), пока мои силы не иссякли. Совсем неудивительно, что гора Сент-Виктуар «вскружила» голову великому Полю Сезанну — постимпрессионист сделал ее своей главной «моделью» изобразив целых 87 раз, написав 44 картины маслом и 43 акварелью.
Любителям искусства гора Сент-Виктуар известна в первую очередь благодаря Сезанну, более 80 раз изображавшему горную гряду на своих картинах (см. Сент-виктуар (фр. Montagne Sainte-Victoire)— горная гряда на юге Франции в окрестностях Экс-ан-Прованса. Первые зарисовки горы Сент-Виктуар относятся к 1870 году.
Гора Сент-Виктуар занимает особое место в творчестве Поля Сезанна. Сент-виктуар – горный массив недалеко от живописного Экс-ан-Прованса, обрамленный фиолетово-сиреневыми плантациями лаванды и темно-изумрудными хвойными лесами. Первые зарисовки горы Сент-Виктуар относятся к 1870 году. Наверняка присоединились бы ко мне в этой вылазке на природу – гора Сент-Виктуар, точнее, целый хребет, который Сезанн изобразил на почти 80 своих.
В родительском доме в Эксе, вблизи Жа де Буффан, Поль Сезанн пишет обычный вид повседневного южнофранцузского пейзажа — «Дорога с горой Сент-Виктуар». Первые зарисовки горы Сент-Виктуар относятся к 1870 году15. Другие источники в Интернете утверждает, что мастер написал «более 60 работ с изображением горы Сент-Виктуар». Гора Сент-Виктуар (гора Св. Виктории, Montagne Sainte-Victoire) — рекордсмен пейзажей Сезанна. Можно сказать, что в мировой живописи это самый известный и самый дорогой во всех смыслах пейзаж. Возможно, этот сюжет заслуживает записи в рекордах Гиннеса.
Все пейзажи Сезанна с горой Сент-Виктуар: сюжет длиною в жизнь
Борьба между темпераментом и разумом никогда не проходит безболезненно. Поболтав с братом Байля, Изидором, ныне адвокатом, Сезанн ворчит: «У него вид смазливого судейского гаденыша». Он приносит своему хозяину немало огорчений. Сезанн убежден, что Монтичелли, этот алхимик цвета, с ошеломляющей быстротой создающий картину за картиной, почти рельефные по фактуре и одновременно напоминающие блестящие эмали, владеет «только ему одному известным секретом растирания красок».
Быть может, он ошибается, быть может, никогда не сумеет «теоретически обосновать результаты своих попыток». Френхофер, Френхофер. Вот он, непонятно по какой причине потерявший надежду добиться «выражения себя» (realisation), охваченный яростью, судорожно рвет на куски свои творения. Это позволяло ему делать его мастерское владение кистью и карандашами. Сезанн, уверяет Бернар в своем метком высказывании, «открывает искусству заветную дверь: живопись для живописи». Здешний климат – вечный довод Гортензии – вызывает у нее эмфизему легких.
Полагаю, что все-таки я буду жить и не хочу рисковать и in aeternum жариться. Роза бумажная: длительная работа не позволяет художнику писать живые цветы. Вот почему Сезанн никогда не устает смотреть, как Монтичелли работает. Сезанн очутился в этом городе и, успокоившись, просит жену с сыном приехать к нему.
Это примерно то же, что и антикварные рынки Сент-Уаз в Париже. Как уловить ее, как объять во всех проявлениях. Сезанна, несомненно, радуют сообщения Танги.
Сезанн исчез. – этот маг и волшебник интуиции». Но ему достаточно собственного воображения. В этом все. Гора изображена Сензанном более чем в 60 картинах.
Он все упустил. «Я вижу, что планы набегают один на другой и иногда отвесные линии мне кажутся падающими». Быть может. Церковь – это прибежище. Критик утверждает, что «начатый портрет – очень удачная работа» и долг художника перед самим собой ее закончить.
Гипнотическое очарование горы Сент-Виктуар
И надо признать, все действительно оборачивается как нельзя хуже. Сезанн предельно возбудим. Белоснежные воротничок и манжеты, бархатное пальто, жемчужно-серые перчатки, трость с золотым набалдашником, можно сказать, «персонаж Тициана, покинувший раму»122.
Как знать, быть может, его работы не так уж презираемы, как он воображает. над самой пристанью», в том месте, которое называется кварталом Замка. И победил. Он и Сезанн, как в прежние времена, ставят свои мольберты рядом. Это очень красивое побережье, романтичное, солнечное, с крошечными пляжиками там.
Описание картины Поля Сезанна «Дорога с горой Сент-Виктуар»
Он больше не в состоянии оставаться в Ларош-Гюйоне. Полотно не поддается. Сезанн знает, что работа над портретом будет длительной.
Он, Сезанн, ничего не получил. Доходы его ничтожны. Через две недели после смерти Танги, 21 февраля, умирает Кайботт.
Писатель не заехал в Экс. В своей книге, героем которой будет Сезанн—Лантье, писатель покажет не только «борьбу художника с природой», но и «борьбу женщины с творчеством». Впоследствии Сезанн запечатлел этот мост в ряде картин из серии, а на «Пейзаже с виадуком, гора Сент-Виктуар» (1885–1887) — движущийся по нему поезд. На столе несколько листов бумаги, раскрытая книга, небольшой слепок Родена, цветок в вазе.
Пространство внизу заполнено оранжевой черепицей городских крыш. В Лионе Оллер делает остановку и телеграфирует в Париж Сезанну-сыну, запрашивая, где в данное время находится его отец. Вместе с сыном она садится в поезд идущий в столицу. -римского города Геланума. Но Сезанн страдает. «Я чувствую, что скоро покину грешную землю.
Научные работы – в сотрудничестве с Гастоном де Сапорта Марион опубликовал девятнадцатитомный труд «Эволюция растительного царства», – разнообразная деятельность, приближающееся сорокалетие не погасили в этом человеке увлечения искусством. Этим летом Сезанн пробыл несколько недель в Жа де Буффане. «Лавровый венок и возлюбленную бог приберегает для нас к двадцати годам», – говаривал в свое время Золя. «Я по-прежнему работаю, — сообщает Сезанн Золя.
В поисках всех изображений горы Сент-Виктуар
Все трудности стоящей перед ним задачи ему известны. «Все время занимаюсь живописью, – сообщает он Золя. Что еще он может ждать от будущего. Кончено. «Я целомудрен, – любит говорить о себе Золя. – Женщина помимо жены. Сезанн запирается в Жа де Буффане. Юноши вынуждены простаивать долгие часы, не меняя позы.
Зайдя в ближайший магазин, тут. Он, Золя, никогда не одобрял связь с этой особой. И только Сезанн, единственный, не признан. В этом полотне гора изображена в начале осени, просто много золотисто жёлтого вокруг, а это, скорее всего осень. Сезанн, ослепленный гневом, ходит взад-вперед, сжимая кулаки. По словам Алексиса, они ненавидят «эту особу», которая рассорилась и с Розой. Именно его, Сезанна, похоронил этот «краснобай».
Худой, бледный, трясущийся, он продолжал писать даже в постели. Сезанн злится, на долгие дни исчезает из дому. Сквозь пенсне Золя смотрит на живой прототип героя своего произведения.
Сент-Виктуар – живописный горный массив Прованса и Франции
Золя взволнован и слегка смущен. Нет больше сил топтаться в Ларош-Гюйоне. В поздних картинах серии часто видят истоки кубизма и абстракционизма. Несмотря на нужду, Гоген противится жене, когда та, чтобы обеспечить семью деньгами, хочет продать несколько «сезаннов» из его коллекции. Сестра Роза с мужем никак не решается уехать их младенец пищит. Ведь он прекрасно знает, как его друг работал над «Творчеством».
В своей книге, героем которой будет Сезанн—Лантье, писатель покажет не только «борьбу художника с природой», но и «борьбу женщины с творчеством». Он работает в пустыне. По словам историка искусства Готфрида Бёма, автора монографии о Сезанне, в многочисленных вариациях одного и того же сюжета художник стремился осуществить «синтез постоянства и изменчивости». Но Сезанн страдает. Сезанн настойчив, он снова шлет письмо.
То ли я обезумел, то ли в здравом уме. А ведь этот человек награжден ленточкой Почетного легиона». В них даже есть нечто магическое и многие приезжающие сюда иностранцы очень удивляются тому, что пейзаж остался таким же, каким его видел художник». Филипп Сезанн, защищающий «моральные права» своего прославленного предка, заявил, что проложить железную дорогу через столь живописную местность, с ее соснами, кипарисами и красными черепичными крышами, – все равно что нанести столь любимому его прадедом пейзажу «кровавый удар мечом». Потомок Поля Сезанна оказывает большую поддержку приобретающей все большую огласку кампании против строительства отрезка скоростной трассы от Экс-ан-Прованса до Ниццы. Но ему достаточно собственного воображения.
Только на юге, на природе можно «проверить» Пуссена. В более ранних произведениях, относящихся к 1880-м годам (таких, как «Гора Сент-Виктуар с большой сосной», 1886—87), гора ещё не является совершенной доминантой композиции, будучи просто одним из элементов пейзажа. Он одинок.
Доходы его ничтожны. Эти натюрморты для Сезанна лишь эксперименты, упражнения. Он, Золя, никогда не одобрял связь с этой особой.
Это место относится к категории
Вот почему Сезанн никогда не устает смотреть, как Монтичелли работает. Лучше исчезнуть. Увы, того не интересует Сезанн.
Он будет огибать «сезанновские» места и протянется через прибрежные города Марсель и Тулон. Он хотел бы передать его красоту. Сезанн легко раним.
- Гора Сент-Виктуар (серия картин)
- Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории)
- Описание картины «Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории)»
- Поль Сезанн – Гора Сент-Виктуар и виадук в долине реки Арк
- Гора Сент Виктуар ( ) – покорение вертикальной стены
- Описание картины Поля Сезанна «Гора святой Виктории» (Гора Сент Виктуар)
- Сент-Виктуар Сезанна: Работы 1-9
Бог мой. » Три года. Накануне национального праздника Виллен украсился флагами. На ней ничего не видно, кроме туманного нагромождения красок и множества беспорядочных линий из которых – непонятно каким чудом – возникает прелестная обнаженная нога, «уцелевшая от медленного, непрестанного разрушения». И вдруг начинает неистово колотить по столу. Он не художник Севера и не художник Иль де Франс.
Гортензия едет в Жа де Буффан с маленьким Полем (ему уже минуло четырнадцать. ), в сопровождении свекра и свекрови. Жалкий, жалкий Сезанн. всякое впечатление.
- Горнолыжные сезоны: 8 самых популярных курортов
- 6 самых красивых замков, внесенных в список наследия ЮНЕСКО
- Самые интересные замки долины Луары
- Отзывы и лента путешественников
- Прованс-Альпы-Лазурный берег: --
Эта земля влечет его к себе, побуждает еще полнее выразить свое стремление к созиданию, потребность свести хаотическое мельтешение вещей к немногим формам, освобожденным от всего случайного, почти геометрически строгим. Некому довериться, не с кем поговорить в минуту тоски. Он должен жениться на Гортензии и чем скорее, тем лучше. Тогда он скатывает его, ломает о колено и отшвыривает в дальний угол комнаты. Страдает, убеждаясь, что его друг и вправду «поглупел».
Я прибегаю к твоей помощи и умоляю отпустить мне мои грехи да будут благословенны мудрецы. Через пару километров мы. По своей обычной методе писатель сперва накопил груду выписок, затем порылся в воспоминаниях, получил у одних, у других людей сведения о том о сем, о торговцах картинами, о любителях искусства (вплоть до Шоке под именем господина Гю), об инвентаре художника, разузнал всю подноготную о натурщиках и натурщицах, вникнул в интриги Салона.
Задетый за живое, Сезанн говорит, указывая на небо: «Нет ничего, кроме этого», – и, взволнованный увиденным и услышанным, художник исчезает в толпе. Одиночество тяжелым грузом ложится на сердце Сезанна. На площади Виктуар возле собора– фонтан и памятник папе Урбану II. Несказанность. Ту поддержку, которая более чем когда-либо была ему необходима.
- Германия, Франция, Испания, Португалия
- Поль Сезанн: жизнь и творчество
- Гора Сент-Виктуар: нет комментариев
- Близлежащие достопримечательности
В фонтане. Одно лишь воображение. Но все-таки Сезанн любит приезжать в Жа без жены. Там снимает «маленький домик с садом. Под его кистью воскресают венецианские празднества, галантные сцены Ватто. Мелкий укол самолюбию — и он страдает от обиды.
Все подвластно смерти, все подвержено разрушению. И все-таки исповедуется, причащается, находит в мессах успокоение и отдых. Хотя Монтичелли слегка располнел, он все еще сохраняет осанку несмотря на короткие ноги, он довольно высокий, у него ясный взгляд, огромный лоб, крепкая шея и великолепная рыжевато-золотистая борода его неторопливые, размеренные движения не лишены величавости.
Не так обстоит дело с Марией. Формы, оставаясь узнаваемыми, стремятся к абстракции: так, на картине 1906 года— одной из последних— кроны деревьев изображены предельно условно гора, земля и небо образуют единство, в создании которого ключевую роль играет цвет. Вокруг ни следа человеческой жизни. Когда Моне закончил речь, Сезанн посмотрел на него печальным полным укоризны взглядом.
Да, его жизнь целиком отдана живописи, но не закончится ли она ужасным поражением. После неожиданно свалившегося наследства – кто-то из друзей отписал Косту сто тысяч франков «на память и в доказательство уважения» – он ушел из армии и поселился в Эксе купив по дороге в Ламбеск деревенский домик, а против собора Сен-Совер довольно красивый особняк. Он не располагает большими деньгами, но не теряет надежды их заработать.
Но ведь это напрасная трата времени. » Конечно, отчасти виновата и Гортензия. Бог сотворил людей и каждому человеку подбирает пару. Говорят об искусстве, говорят о науке. Новую линию планируется открыть к 2020 году. Согласно проекту, самый короткий, т. н. «северный», маршрут железной дороги будет занимать четыре часа и пройдет через Прованс вдоль южного склона горы Сент-Виктуар до Ниццы. После равнинного участка пошли. Лучше исчезнуть.
А если эти чужие люди шпики. Он не художник Севера и не художник Иль де Франс. Пора возвращаться., вершина купола изнутри спиралью выложена медной проволокой. «Дамское счастье» вышло в свет в 1883-м. «Я вижу, что планы набегают один на другой и иногда отвесные линии мне кажутся падающими». В свое время художник отдал дань дендизму.
15 октября 1877 года была открыта железнодорожная линия Экс — Марсель. Как утверждает Филипп, его прадед пришел бы в ужас, если бы узнал об этом. да что я знаю. Единственная значительная сумма в 3 тысячи франков была выручена за одно из полотен Моне.
Впрочем, даже эта дружба отныне кажется ему бессмысленной. В этом одна из его самых мучительных забот. В этом все. Неудачи больно задевают его. И вовсе не потому, что его дружеские чувства к Золя иссякли. Еще чего. Он богат.
Что бы ни говорил Сезанн о «несбыточных мечтах», он прекрасно знает, что писать ему необходимо, что писать он будет до последнего вздоха. Спустя некоторое время после их отъезда Сезанн и сам уезжает в Эстак к Гортензии. Как далек он теперь от импрессионизма. Какая разрушающая сила таится в нем – люди предстают во всей их обнаженности. Писатель удивлен нетерпением Сезанна.
Красная занавеска на единственном окне наполняет комнату розоватым отсветом. Выводя толстым пальцем кружки, Танги любил говорить: «Взгляните на это небо. Он избрал мотивом старую Гарданну.
Но эти встречи лишены для него всякого интереса. Сезанн назвал гору «прекрасной темой» (beau motif) и в том же году начал её первые зарисовки, вылившиеся в целую серию из 80 картин, которой художник посвятил многие годы. «Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы» — говорит Сезанн. Он издерган. Мария и мать вечно ссорятся.
– что забыл осведомиться на почте, где его ждало «до востребования» письмо Золя. «Постоянная борьба, ежедневная десятичасовая работа, предельная самоотдача. Монтичелли — какой «temmperammennte». Будем относиться с интересом к каждому новому дерзанию.
О нет, нет. Смерть уже коснулась Луи-Огюста своим беспощадным резцом. сменились сельскими.
Затем все перетасовал и без дурного умысла, беззлобно и простодушно написал книгу. Сезанн последует за ним. Старые привязанности отошли в прошлое. Впрочем, лучше он немедля отправится к Золя, возьмет у него лодку и начнет работать.
Сомнения нет – перед нами один из величайших художников мира, но – не прискорбно ли это. В этом отношении он неумолим. Однако не все ответы таковы. один поток, катящийся по горному ущелью. Бог сотворил людей и каждому человеку подбирает пару. Тщетно обыскав вокзал, он предполагает, что художник укатил в Прованс. Куда вы направляетесь, Сезанн. » И Сезанн рассказывает Монтичелли о своих намерениях.
Он не художник Севера и не художник Иль-де-Франса. С болью в сердце Сезанн примиряется со своей судьбой. Но, стремясь, как всегда, производить впечатление, преувеличивая врожденную склонность ко всему причудливому, он подчеркивает необычность своих манер, туманность речей, уснащенных «заранее продуманными нелепостями». К тому же вновь обостряется его мизантропия. Глубокая усталость одолевает его, он чувствует себя физически ослабевшим. Это рукопись его романа, следующего, 14-го тома «Ругон-Маккаров» это «Творчество», роман о Клоде Лантье, роман о Сезанне, который писатель начал править два с половиной месяца назад.
Жизнь ускользает, та жизнь, что совсем близко, рядом, только руку протянуть. Но Сезанн не испытывает никакого удовольствия. Как далек он теперь от импрессионизма. Ободренный, Сезанн возвращается к Жеффруа и сеансы начинаются снова.
После двадцати лет страстной одержимости дойти до такого состояния, так опуститься. Сезанн воспринял эту смерть как тяжелую личную утрату. Однако есть и другой вариант – более длинный «южный» путь. Катастрофа. Однако это не мешает старым спорам вновь разгореться.
Несчастный, неудавшийся талант. Только на юге, на природе можно «проверить» Пуссена. Ничего особенного.
Кто может это подтвердить. В них – душа Сезанна. Вначале Сезанн пытался воздействовать на него голосом или палкой. «Что случилось. » – недоумевает Золя.
А дальше «бордель в том или другом городе и это все. Мелкий укол самолюбию – и он страдает от обиды. Их натуры где-то в глубине схожи между собой Сезанн обуздал свою натуру, подчинил ее законам искусства, в котором хочет следовать классикам, но в художнике все бурлит, возмущается и, порой взрываясь, он привносит в тщательно обдуманные полотна неожиданный акцент: нарядность в присущую им аскетическую строгость и те досадные «промахи», которые составляют мучительную драму его творческой жизни. Гортензия, та ни за что не хочет возвращаться в Экс. Страх сжимает горло, он охвачен страстью.
Ведь этот ребенок, обожаемый отцом, самый верный ее козырь. Он капитулировал. Сезанн больше не поедет в Марсель, не будет пытаться овладеть тайной мастерства своего друга Монтичелли.
Но внутренняя тревога мешает ему сосредоточиться. Ничего значительного, просто пробует свои силы в перепродаже картин. Сезанн не задерживается у Золя. У Сезанна слишком тяжело на душе, чтобы задерживать на этом свое внимание. Странная загадка эта живопись. В покойном он потерял друга и одновременно своего единственного серьезного ценителя.
4, 5 июля от Золя ни звука. Она любила Европу и европейских аристократов, одним из ее мужей. Этот бедняк превратил жизнь в чудесную грезу. Брачная церемония – лишь формальность.
Сестра Роза с мужем никак не решается уехать их младенец пищит. На юге ее снедает тоска. Жеффруа беседует с ним о Моне. Вот уже 3 июля, а от Золя все еще нет ответа.
Остальные, разумеется, любезны, но их сочувственные взгляды выводят его из себя. А еще это и это. » Новички ничего не покупают и, хотя папаша Танги постепенно заражает их своим восторгом «Сезаннами», сам он по-прежнему остается бедняком. Их полотна раскупают и часто платят большие деньги. Он старше Сезанна на пятнадцать лет, ему скоро минет шестьдесят. Но прежде чем покинуть Париж, он провел некоторое время у Золя.
Вдобавок ко всему еще эта мерзость, безвкусица. С первых же слов Моне Сезанн опустил голову и заплакал. Так компоновал Веронезе».
Сегодня он позволил этой силе расцвести. «Благодарю тебя за присланную книгу, – пишет он другу, – за то, что не забываешь меня в моем уединении». Вокруг ни малейших следов присутствия человека. Сезанн по-прежнему угрюм, беспокоен, обуреваем сомнениями. Можно сказать, что, прекратив работу над «Игроками в карты», Сезанн перестал сопротивляться, перестал принуждать себя к той аскетической объективности, которой долгие годы подчинял свое искусство, чтоб исторгнуть из него песню, отмеченную печатью сильной личности, некую патетическую исповедь.
Но это не мешает Сезанну безгранично восхищаться сыном. органом, здесь проходят концерты классической музыки. С болью в сердце Сезанн примиряется со своей судьбой. 13 июля он уведомляет об этом Золя.
11 июля Сезанн срывается и внезапно уезжает в расположенный неподалеку от Медана Виллен. Золя любит поесть и потому полнеет. С лихорадочным блеском в глазах разглядывает Сезанн эту красивую девушку из Прованса. Нередко художники уходят вдвоем на мотивы. Поселившись на постоялом дворе, Сезанн часто навещал друга, находил у него то, в чем так сильно нуждался: «моральную поддержку». Несвоевременное вторжение гостей удивило Ренуаров.
«Жизнь в Жа де Буффане, – пишет Сезанн своему другу Золя, – не очень-то веселая». Их отправляют на чердак. Часто Сезанн уходит бродить по холмам, высящимся вдоль дороги в Толоне.
На этот раз настроение у Сезанна самое мрачное. Тишина. В поздних картинах серии часто видят истоки кубизма и абстракционизма. Впрочем, что мог бы он сегодня сказать этим людям. Сезанну по душе их сдержанность, степенность, склонность этих тяжелодумов к размышлениям.
Спустившись вниз, в деревню, сели в автобус. Область Эстака неотступно владеет мыслями художника. Он изверился. Та знает своего братца получше Луи-Огюста, ее не проведешь никакими ухищрениями. Лучше отойти.
Гортензия призывает Ренуаров быть судьями между нею и мужем. «Я как ребенок», – говорил о себе Сезанн. Но ведь это напрасная трата времени. » Конечно, отчасти виновата и Гортензия. Импрессионизм, – добавляет он (и кажется, что читаешь Золя), – делает лишь первые шаги но в день, когда человек сильного темперамента и высокой культуры заставит нас признать импрессионизм, в этот день мы, возможно, получим новое искусство».
Ничего. Что за притягательная сила таится в этой ослепительной плоти. Ни дуновения. В 1884-м – «Радость жизни» и в марте того же года – «Жерминаль». Весь район Эстака неотступно владеет мыслями художника. Однажды они целый месяц бродили с мешком за плечами по холмам между Марселем и Эксом. Интересна история, связанная с горой Сент-Виктуар и правнуком великого художника.
Поиск показал, что не все работы Сезанна с изображением горы Сент-Виктуар имеют название с упоминанием горы. Кончено. Писем нет, Фанни, видимо, не дорожит этой тягостной любовью. Вдобавок ко всему еще эта мерзость, безвкусица. Заведены оранжереи, голубятня, образцовый птичий двор.
Несказанность. Жеффруа ошеломлен столь неожиданным решением, тем более необъяснимым, что портрет, собственно, почти закончен и настаивает на возвращении художника в Бельвиль. Он одинок. Завез к неграм. Болезнь обостряет присущую ему раздражительность.
По словам историка искусства Готфрида Бёма, автора монографии о Сезанне, в многочисленных вариациях одного и того же сюжета художник стремился осуществить «синтез постоянства и изменчивости»8. Молодой Поль, тот умеет себя защитить. Пока Сезанн не закончит работу, все предметы должны оставаться на месте.
В конце. Сезанн не ждал, никак не ждал глубокого понимания со стороны Золя. Здесь и только здесь он бывает самим собой. За те два года, которые Пикассо прожил в этой части Прованса, он написал самые известные портреты своей последней жены Жаклин, серию картин по мотивам полотна Мане «Завтрак на траве», создал несколько скульптур. В глазах Сезанна она сохранила прежний авторитет, она, по его словам, «старшая».
Раз есть деньги ими надо пользоваться. Мир застыл. – русла рек, пробивших себе дорогу в море сквозь мягкие известковые горы. Почти две тысячи франков уплачены за полотна Писсарро. Быть может.
От нежной дружбы, что была для Сезанна отдохновением, вдруг повеяло могильным холодом. В конце декабря Сезанна, в свою очередь, навестили проездом в Париж Моне и Ренуар, возвращавшиеся с итальянского побережья. 95 килограммов веса, 1 метр 10 сантиметров объем талии. На его огромном рабочем столе лежит рукопись, которая с каждым днем увеличивается на несколько страниц – «nulla dies sine linea» – «ни дня без строчки».
Сезанн работает. Писатель не заехал в Экс. В свое время художник отдал дань дендизму. Бедное мое. «Да почиет в мире», – читал священник. «Благодарю тебя за присланную книгу, – пишет он другу, – за то, что не забываешь меня в моем уединении».
Резкая, требовательная, с мрачным характером. Думая иногда о Гойе и герцогине Альба, Сезанн вздыхает. Это рукопись его романа, следующего, 14-го тома «Ругон-Маккаров» это «Творчество», роман о Клоде Лантье, роман о Сезанне, который писатель начал править два с половиной месяца назад. «Пошлый мещанин — вот кем теперь стал Золя. » Однажды Сезанн, явившись с опозданием, перехватил насмешливый взгляд, которым его друг обменялся со служанкой, завидев его внизу у лестницы, запыхавшегося, обремененного свертками, в помятой шляпе.
Мария ценит умение Гортензии стушевываться и мать Сезанна это ценит. В душе у Сезанна больше нет иллюзий. А что последует затем. Все между собой не ладят. «Лавровый венок и возлюбленную бог приберегает для нас к двадцати годам», – говаривал в свое время Золя. Золя взволнован и слегка смущен.
Впрочем, его мастерство непрерывно совершенствуется. Сезанн одинок Книги Золя по-прежнему единственные вестники, доходящие до него извне. Так компоновал Веронезе». Он уже в Медане, но у него заболела жена.
Ах, этот бедный Поль. Но прежнего подъема уже нет. горе Сен Виктуар. Однажды Золя, кичась своими связями, рассказал Сезанну, что недавно обедал «у одной важной персоны» и художник не смог удержаться, чтобы не напомнить Золя о его письме.
Разве пишут для денег. Продолжать разыгрывать дружбу, взаимопонимание. Став поневоле туристом, Сезанн, ворча, сопровождает жену сперва в Берн, а затем во Фрибург. На противоположной стороне видны баржи с углем, шаланды, груженные строительным камнем, а над ними распростерлась гигантская стрела грузоподъемного крана». Вода и листва будто спят каменным сном. Мария ходит за Сезанном по пятам, выслеживает, укоряет, не дает ему опомниться.
Но чем ближе подъезжаешь, тем живописнее горы. Природа – место действия извечной драмы. С террасы видна церковь святого Михаила на высокой горе.
«Я хотел бы обладать вашим уравновешенным умом, – пишет он Шоке. В те вечера, когда Монтичелли слушает музыку (он обожает оперу и цыганские хоры), он, взбудораженный, почти невменяемый от только что услышанного, торопливо возвращается в свою мансарду, «зажигает все светильники, какие только может у себя найти» и работает, «пока хватает сил»124. Монтичелли – какой «temmperammennte». Его творческий накал доходит до исступления. Опять нелады. Ни дуновения.
Сезанн злится, на долгие дни исчезает из дому. «Женись на ней, женись наконец. » — не перестает твердить Мария, заводя разговор о Гортензии. На это дерево. Весь район Эстака неотступно владеет мыслями художника.
«Пошлый мещанин – вот кем теперь стал Золя. » Однажды Сезанн, явившись с опозданием, перехватил насмешливый взгляд, которым его друг обменялся со служанкой, завидев его внизу у лестницы, запыхавшегося, обремененного свертками, в помятой шляпе. поднялись на верх холма, к готическому кафедральному собору. «Но можешь ли ты несколько дней потерпеть. » – спрашивает Золя Сезанна. 27 июня он просит друга немедленно известить его, как только тот водворится в Медане.
Только латиняне способны продолжить традиции классицизма. Он художник этой земли с ее грубыми геологическими напластованиями. Сегодня «Ругон-Маккары» насчитывают 13 томов. О. Луи-Огюст, вот кто был на высоте своего призвания. Сезанн убежден, что Монтичелли, этот алхимик цвета, с ошеломляющей быстротой создающий картину за картиной, почти рельефные по фактуре и одновременно напоминающие блестящие эмали, владеет «только ему одному известным секретом растирания красок».
Забыться в женской любви. Но, правда, делал он это практически в разных стилях. Разумеется, Сезанн пытается писать – живопись всегда для него большая поддержка. Пусть все остается по-прежнему, словно бы ничего не произошло, словно «Творчество» не причинило ему нестерпимой боли и Клод Лантье не Поль Сезанн. Художник издерган, взвинчен, все его отвращает. Но прежде чем покинуть Париж, он провел некоторое время у Золя. Однажды они целый месяц бродили с мешком за плечами по холмам между Марселем и Эксом.
Моделями ему послужат крестьяне. К моменту его появления гости уже сидели за столом. Выждем.
Сезанн узнает себя в этом человеке. «Отец», – шепчет Сезанн. У праха нелюбимого отца Сезанн внезапно ощутил чувство глубокого волнения. Неудачи больно задевают его. Потом через круглую площадь Виктуар (площадь образуют дома с закругленными фасадами) вышли к Пале Рояль. – пребывающий в безвестности.
На этот раз именно так и произошло: Сезанн все оставил. И Сезанн дал себе слово: больше он в Медан не вернется. В свое время художник отдал дань дендизму. Год 1883-й тоже промелькнул как сон.
Радостное возбуждение Сезанна так велико, что друзья Моне изумлены. Впрочем, ему везде плохо. Их отправляют на чердак. Горы сменились сельхозугодиями – обширными кукурузными полями, подсолнухами. Одиночество тяжелым грузом ложится на сердце Сезанна.
Однажды Золя, кичась своими связями, рассказал Сезанну, что недавно обедал «у одной важной персоны» и художник не смог удержаться, чтобы не напомнить Золя о его письме. В этом одна из его самых мучительных забот. Папаша Танги неразговорчив, а те скупые слова, которые он произносит, окутывают таинственностью Сезанна, чья живопись, сама по себе достаточно необычная, дает повод для различных предположений. Нет, он больше не поедет к своему другу.
Никого вокруг. И пишет. И вот однажды этот господин Гоген похитил его у меня. Сезанн отнюдь не лишен программы, у него есть свои законы и идеалы, но они исходят не от канонов его искусства, а от страстной пытливости его ума, от горячего стремления овладеть предметами, восхищающими его взор.
Куда вы направляетесь, Сезанн. » И Сезанн рассказывает Монтичелли о своих намерениях. Но, стремясь, как всегда, производить впечатление, преувеличивая врожденную склонность ко всему причудливому, он подчеркивает необычность своих манер, туманность речей, уснащенных «заранее продуманными нелепостями»123. Он работает в пустыне. Доводя до крайности верность своему видению, повинуясь страстному желанию писать именно то, что он видит, стремясь точнее выразить «свое маленькое ощущение», Сезанн спрашивает себя, не отказаться ли ему от того произвола, который считается общепринятой истиной, но для него эта истина ничто.
Он старше Сезанна на пятнадцать лет, ему скоро минет шестьдесят121. Золя еще в Париже, но скоро переедет в Медан.
Гортензии, той все нипочем. «Жизнь в Жа де Буффане, — пишет Сезанн своему другу Золя, — не очень-то веселая». Кто же все-таки этот Сезанн. У меня было свое, маленькое видение мира, совсем крохотное.
Сезанн мечется, ездит то туда, то сюда, все, что творится вокруг, его не касается. И что же. Он ставит свой мольберт на берегу Невшательского озера или в долине реки Арез. И что же. Лучше.
В те вечера, когда Монтичелли слушает музыку (он обожает оперу и цыганские хоры), он, взбудораженный, почти невменяемый от только что услышанного, торопливо возвращается в свою мансарду, «зажигает все светильники, какие только может у себя найти» и работает, «пока хватает сил». Три года. Но нет покоя в душе у Сезанна. В те вечера, когда Монтичелли слушает музыку (он обожает оперу и цыганские хоры), он, взбудораженный, почти невменяемый от только что услышанного, торопливо возвращается в свою мансарду, «зажигает все светильники, какие только может у себя найти» и работает, «пока хватает сил». Сезанн не задерживается у Золя. В ноябре прошлого года его разбил частичный паралич.
Борьба между темпераментом и разумом никогда не проходит безболезненно. Несколько более разговорчив он бывает только с завсегдатаями, главным образом с художниками-новичками. В Швейцарии он чувствует себя чужим. Гортензия, со своей стороны, больше не посещает ни мать, ни сестру Сезанна. 15 октября 1877 года была открыта железнодорожная линия Экс – Марсель.
Взбешенный художник возвращается к себе в Жа де Буффан. Лучше уйти, уединиться. Забыл их стычки, отцовский гнет, различие взглядов, обиды – забыл все.
На черный день он запасся тонной солдатских сухарей. Отец выслеживает Сезанна, вторая сестра, Мария — эта святоша с каждым днем становится религиознее, — пристает к нему, требуя, чтобы он упорядочил свои семейные дела. Позади ничего, кроме пепла. Хочу просить об одной услуге, ничтожной для тебя и весьма значительной для меня.
В данную минуту он берется за все. Сезанн легко раним. Издали Сен Виктуар похожа на смятую и кинутую сгибом вверх скатерть на столе равнины. На территорию пройти нельзя и мы фотографировали сад сверху и. Впоследствии во время поездки мы досыта.
Вот почему Сезанн никогда не устает смотреть, как Монтичелли работает. Как в воду канул. Лишь четыре дня спустя от него пришло письмо, помеченное почтовым штемпелем: Женева.
Танги, много претерпевший из-за причастности к коммуне, затаил неприязнь и недоверие к правительству. та, с которой отчаянно соперничала Эллочка Людоедка), свила гнездо в горах., от него очень внушительно смотрится Эйфелева башня. «Я хочу раствориться в природе, врасти в нее, расти в ней». 1889 год.
Мы еще прогулялись по. Впрочем, даже эта дружба отныне кажется ему бессмысленной. «Нельзя требовать от несведущего человека, – рычит Сезанн, – чтобы он говорил разумные вещи о живописи, но, боже мой, как смеет Золя утверждать, что художник кончает с собой оттого, что написал плохую картину. Одна лишь видимость дружбы. И какой странный человек. В этом одна из его самых мучительных забот.
И в свою очередь, едет туда следующим, отходящим на юг поездом. Он не хотел никого обидеть и не считал, что обижает, а стремился лишь к одному – создать литературное произведение. Сезанн злится, на долгие дни исчезает из дому.
Примириться, симулировать чувства, о нет. И пустился в плавание, быть может длительное и ненадежное. И тогда тяжелый характер Сезанна проявляется еще резче. 15 октября 1877 года была открыта железнодорожная линия Экс-Марсель. В поздних картинах серии часто видят истоки кубизма и абстракционизма3. В более ранних произведениях, относящихся к 1880-м годам (таких, как «Гора Сент-Виктуар с большой сосной», 1886 – 87), гора ещё не является совершенной доминантой композиции, будучи просто одним из элементов пейзажа.
Быть может, его произведения обречены на небытие. Годен на съедение собакам. За домом высятся поросшие соснами крутые скалы. Лучше уйти, уединиться. Он ни у кого не бывает.
Отныне Сезанн живет в Жа вдвоем с матерью, почти калекой, – ей 81 год. По поводу двух из них Гоген пишет жене в ноябре: «Я очень дорожу моими двумя полотнами Сезанна, поскольку у художника мало законченных вещей, но придет день и они станут большой ценностью», – предсказывает Гоген. Он читает и перечитывает эту маленькую новеллу Бальзака: десять лет Френхофер, гениальный художник, работает над полотном «Прекрасная Нуазеза», своим шедевром, который он тщательно ото всех скрывает. И если когда-нибудь в один прекрасный день он найдет себя, ему удастся себя «выразить» (realiser), то только перед этой горой Сент-Виктуар, перед этой горной цепью Этуаль, контуры которой так четко вырисовываются в сухом воздухе.
Она, несомненно, чуточку ревнует его к Гортензии. Сезанн восхищается невозмутимостью Монтичелли, завидует его счастливому дару довольствоваться тем, что тебе отпущено и не желать невозможного. Небольшой приятный городок вполне во вкусе Гортензии. Куда вы направляетесь, Сезанн. » И Сезанн рассказывает Монтичелли о своих намерениях.
С поразительной легкостью переходит он от воодушевления к отчаянию, от смеха к слезам. – ему уже не подчинялась. Быть может, его произведения обречены на небытие. следы ранних форм существования растений и животных. Страдает, убеждаясь, что его друг и вправду «поглупел».
Американская художница Мэри Кассат, друг Моне, увидев впервые Сезанна, приняла его за разбойника, головореза, «a cut-throat», но это впечатление быстро рассеялось и она поняла, что «разбойник» застенчив и кроток, как дитя. Быть может, он ошибается, быть может, никогда не сумеет «теоретически обосновать результаты своих попыток». Он задумал написать Жеффруа сидящим в кресле у письменного стола, спиной к книжным полкам. Ответ подтвердил Оллеру правильность его предположения.
За «Терезу Ракэн» изданную в 1868 году, Золя получил 13 тысяч франков авторского гонорара. Страшная вещь успех. Скитания приводят Сезанна в Марсель. Скитания приводят Сезанна в Марсель. Прах Пабло Пикассо захоронен во внутреннем дворе замка Вовенарг.
Эти натюрморты для Сезанна лишь эксперименты, упражнения. Доходы его ничтожны. Ибо надо сознаться, что никто никогда еще не видел этого Сезанна. Одержимый страхами, он все больше поручает себя заботам матери и сестры.
Острые боли заставляют его время от времени прерывать работу. Устроители выставки согласны и картину «Дом повешенного» (Шоке получил ее от графа Дориа в обмен на картину «Тающий снег в лесу Фонтенбло») покажут на Всемирной выставке. Скитания приводят Сезанна в Марсель.
Но настал день и художник, опьяненный удачей, соглашается показать друзьям картину. Сезанн изучает ее структуру, вычисляет объемы. – вообще не поняла, что все так с ним носятся – на горе полуразрушенный замок, под ним на склонах средневековая деревушка – в чем. Впоследствии Сезанн запечатлел этот мост в ряде картин из серии, а на «Пейзаже с виадуком, гора Сент-Виктуар» (1885—1887)— движущийся по нему поезд. Отношение сына к жене поддерживает в ней это чувство. Кончен.
Что там наговорит ему этот «папаша Жеффруа. ». В глубине души Жеффруа не может не любопытствовать, ему очень хочется посмотреть, как работает Сезанн. Как бы там ни было, в 1892 году одна за другой вышли две статьи о Сезанне.
Тем хуже. Сент-Виктуар – его отдых, радость, его вера в себя. Только на юге, на природе можно «проверить» Пуссена. Победила Мария. Впрочем, ему везде плохо. Эта грязь, подымающаяся со дна души из-за какой-то служанки на ферме.
Лениво разглядывает Амбруаз Воллар «Сезаннов» в лавке Танги. но это сейчас так видится, а. Но Сезанн не задерживается у Шоке. В этих работах Сезанн проявил себя мастером художественного анализа используя геометрию для описания природы и экспериментируя с цветовыми оттенками для передачи глубины объектов.
По словам историка искусства Готфрида Бёма, автора монографии о Сезанне, в многочисленных вариациях одного и того же сюжета художник стремился осуществить «синтез постоянства и изменчивости». В октябре он снова уехал в Экс с мыслью не возвращаться в столицу. Сезанн, притворяясь, будто все в порядке, пытается работать, пишет пейзаж в Ларош-Гюйоне. О загадка мира сего.
«Видишь, – усмехнулся Сезанн, – если бы все глупцы исчезли, ты был бы принужден доедать остатки тушеного мяса наедине со своей благоверной». Уйти от самого себя, забыться, не быть существом, зависящим от капризов необычной судьбы.
– Здесь много прекрасных видов, но это еще не мотивы. Гору Сент-Виктуар никто не рисовал так часто, с разных точек зрения и с такой любовью, как Сезанн. Весь район Эстака неотступно владеет мыслями художника.
толпится Дефанс. Но многие полотна были тоже оценены не выше, чем полотна Сезанна. Вот почему он почти всегда стеснен в средствах. Несмотря на дружбу с Сезанном, Золя в конце концов соглашается с мнением жены: «Становится неприличным сохранять дома, на виду у посетителей, полотна этого неудачника». То, что сегодня нас так удивляет, возможно и есть живопись завтрашнего дня.
Тем хуже. Вода и листва будто спят каменным сном. С беззаботными прогулками покончено.
Но они радушно приняли неполадивших супругов. Сезанн узнает себя в этом человеке. Да, его жизнь целиком отдана живописи, но не закончится ли она ужасным поражением. Его не замечают. «Отсюда можно было бы увезти сокровища. Однажды они целый месяц бродили с мешком за плечами по холмам между Марселем и Эксом.
Нет, нет. Он все упустил. Сезанн назвал гору «прекрасной темой» (beau motif) и в том же году начал писать картины, вылившиеся в целую серию, которой художник посвятил многие годы. Мне нужнее и интереснее антикварные блошки типа. Художник становится нетерпим, несдержан.
Вскоре он будет так же богат, как старый Луи-Огюст. не показался. В любой победе таится зародыш грядущего поражения. «Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы. » – говорит Сезанн. над самой пристанью», в том месте, которое называется кварталом Замка. Не в пример сыну отец «выразил» себя.
Моральная подавленность сказывается на здоровье Сезанна. По словам историка искусства Готфрида Бёма, автора монографии о Сезанне, в многочисленных вариациях одного и того же сюжета художник стремился осуществить «синтез постоянства и изменчивости». Амбруаз Воллар, прищурив глаза, с безразличным видом присматривается к обстановке, наблюдает «славного папашу Танги» и его клиентуру, прислушивается к разговорам в лавке. Пресса спешит откликнуться на книги Золя. Под его кистью воскресают венецианские празднества, галантные сцены Ватто. Даже тихий остров Сен-Луи не может удержать его: Сезанн живет теперь на авеню дОрлеан.
Этот бедняк превратил жизнь в чудесную грезу. Но, как ни изолирован Сезанн, он не прекращает трудолюбивых поисков. В октябре он снова уехал в Экс с мыслью не возвращаться в столицу. Предметы сохраняют свою материальность песок, земля и скалы не растворяются в воздушной среде, но предстают перед глазами зрителя во всей своей будничной и неприкрашенной реальности. Он хотел бы передать его красоту.
Он вообще ничего больше не выносит. Он писал до последнего вздоха. Пейзажи Эстака, «Купальщицы», портреты – Гортензии, сына, автопортрет, – натюрморты, одно сменяет другое. Он разоткровенничался. запаниковала и стала выбираться на центральную улицу.
Единственный, с кем, пожалуй, можно было бы поддерживать отношения, это Нума Кост. Сезанн назвал гору «прекрасной темой» (beau motif) и в том же году начал писать картины, вылившиеся в целую серию, которой художник посвятил многие годы. Страдает в гостиной Медана, где мадам Золя откровенно дает ему понять, что он со своими грубыми манерами, неопрятной одеждой, резкими выходками, угрюмостью и раздражительностью такой же нежеланный гость, как ее кузены и кузены кузенов, зачастившие с протянутой рукой в Медан, куда их привлекает позлащенная слава писателя. Какая трагическая судьба.
Спустя три недели, 28 апреля в мэрии Экса Сезанн зарегистрировал брак с Гортензией. Сезанн одинок Книги Золя по-прежнему единственные вестники, доходящие до него извне. Она привыкла к его длительным отлучкам, к перерывам в их беспорядочной супружеской жизни. И мать хотела бы возможно дольше видеть Поля подле себя. Ему уже 51 год.
Несколько позднее, в феврале, Валабрег просит Сезанна приехать к нему в Экс. Разочарование Сезанна глубоко и необратимо. А вот, полный апатии, разбитый, мрачный, возвращается в Жа де Буффан, бросив в уединенных холмах свое полотно, отдав его на волю ветра, дождя, солнца, – пусть валяется, пока земля постепенно не поглотит его. Сын, как всегда, ее любимец (о нет, нет, только не Мария, она слишком властная, что ни говорите, «это не то»).
Она и сама обожала менять места, кочевать по гостиницам. Жена и сын так привыкли к странностям Сезанна, что его отсутствие их не беспокоит. А дальше «бордель в том или другом городе и это все. А если правительство под предлогом того, что эти художники, бесспорно, революционеры, надумает упрятать в тюрьму приверженцев «школы», как их называет Танги.
Trahit sua quemque voluptas. Он старше Сезанна на пятнадцать лет, ему скоро минет шестьдесят. Только латиняне способны продолжить традиции классицизма. Дни летят, но он этого не замечает. Сестра Роза с мужем никак не решается уехать их младенец пищит.
Впрочем, ему везде плохо. Уже три года, как этот человек состоит депутатом Экса и абсолютно поглощен политикой. Спустя некоторое время после их отъезда Сезанн и сам уезжает в Эстак к Гортензии.
Но, стремясь, как всегда, производить впечатление, преувеличивая врожденную склонность ко всему причудливому, он подчеркивает необычность своих манер, туманность речей, уснащенных «заранее продуманными нелепостями». Он якобы живет в Эксе. На его огромном рабочем столе лежит рукопись, которая с каждым днем увеличивается на несколько страниц – «nulla dies sine linea» – «ни дня без строчки».
Если картина не удалась, ее швыряют в огонь и начинают новую». И Сезанн дал себе слово: больше он в Медан не вернется. Ему необходимо уехать, переменить место. Но своим помрачненным сознанием он этого не понимал.
О, этот Гоген. И чтобы это отобразить, надо очень мало краски и очень много простоты. Сезанн назвал гору «прекрасной темой» (beau motif)6 и в том же году начал писать картины7, вылившиеся в целую серию, которой художник посвятил многие годы. Золя в своем романе «Творчество» несколькими фразами заклеймил бесполезность подобных восторгов, высмеял энтузиазм Шоке и тот благоговейный трепет, с каким он уносит к себе полотна Сезанна – «полотна сумасшедшего, которые он повесит у себя рядом с картинами замечательных мастеров». Подолгу, терпеливо, любовно располагает он разные предметы, которые должны составить натюрморт. Искрящаяся на солнце вода, горы, свежая зелень – красота. Вот уже два года, как этот с виду скучающий молодой человек (креол по происхождению, зовут его Амбруаз Воллар) исподволь занимается продажей картин.
Чуть дальше от площади, за каменной стеной – Королевский розарий. Ах, этот бедный Поль. «Постоянная борьба, ежедневная десятичасовая работа, предельная самоотдача. Разве жизнь, которую он ведет, не безумие. Он, Сезанн, ничего не получил.
Какая-то старая женщина с вязаньем в руках по привычке подошла к месту, где писал Сезанн. Но швейцарский пейзаж, столь отличный от провансальского, озадачивает Сезанна. Здесь и только здесь он бывает самим собой. Но, убедившись в том, что все усилия напрасны, решил подчиниться капризам животного.
Скоро смерть. «Мы вместе прогулялись по городу, вспомнили кое-кого из знакомых, но ничто нас при этом не волновало. » – восклицает Сезанн. После двадцати лет страстной одержимости дойти до такого состояния, так опуститься. В середине июня Сезанн появляется в Париже и находит приют у Ренуаров в Ларош-Гюйоне. Завернув за церковь Сент Этьен дю Мон, я вышла к Арене Лютеции – остаткам древнеримского.
Он художник этой земли с ее грубыми геологическими напластованиями. Шесть картин Сезанна дали в общем ничтожные деньги – 902 франка. Жалкий, жалкий Сезанн.
Это даст ему возможность появиться в Медане по первому зову Золя. Нет, он больше не поедет к своему другу. Но ему достаточно собственного воображения. И со многими предосторожностями принимается за работу. Впоследствии Сезанн запечатлел этот мост в ряде картин из серии, а на «Пейзаже с виадуком, гора Сент-Виктуар» (1885—1887) — движущийся по нему поезд. «Я целомудрен, – любит говорить о себе Золя. Какая разрушающая сила таится в нем — люди предстают во всей их обнаженности.
Ничего. Какая трагическая судьба. В поздних картинах серии часто видят истоки кубизма и абстракционизма.
Фанни. Оказавшись на улице Сент Антуан, я сориентировалась и успокоилась. Сезанну нигде не удается получить комнату: ни в Софоре, ни в Берсо, ни в Отель дю Нор.
И если когда-нибудь в один прекрасный день он найдет себя, ему удастся себя «выразить» (realiser), то только перед этой горой Сент-Виктуар, перед этой горной цепью Этуаль, контуры которой так четко вырисовываются в сухом воздухе. Но, как ни изолирован Сезанн, он не прекращает трудолюбивых поисков. Однако за все это время происходит много событий, которые, казалось, должны были бы привлечь его внимание.
В более ранних произведениях, относящихся к 1880-м годам (таких, как «Гора Сент-Виктуар с большой сосной», 1886—87), гора ещё не является совершенной доминантой композиции, будучи просто одним из элементов пейзажа9. «Пишу тебе, рассчитывая на ответ. «Жизнь в Жа де Буффане, – пишет Сезанн своему другу Золя, – не очень-то веселая».
Вот именно, терпеть Сезанн не может Фанни по-прежнему не пишет. Разные новые направления, дивизионизм вызывают у Сезанна смех: «Я люблю барона Гро, так могу ли я, по-вашему, серьезно относиться к разным глупостям. » Однако у беседующих есть темы, которых касаться нельзя. Что ж. Он ответит Золя. Сезанн убежден, что Монтичелли, этот алхимик цвета, с ошеломляющей быстротой создающий картину за картиной, почти рельефные по фактуре и одновременно напоминающие блестящие эмали, владеет «только ему одному известным секретом растирания красок»127. Как мало нужно, чтобы привести Сезанна в отчаяние.
Сезанн назвал гору «прекрасной темой» (beau motif) и в том же году начал писать картины, вылившиеся в целую серию, которой художник посвятил многие годы. Нередко художники уходят вдвоем на мотивы. Он принял все необходимые предосторожности. «Видишь, – усмехнулся Сезанн, – если бы все глупцы исчезли, ты был бы принужден доедать остатки тушеного мяса наедине со своей благоверной». В Марселе вспыхнула эпидемия холеры и, боясь заразиться, Золя отменил встречу с Сезанном. Сезанн не терпит ни малейшего проявления усталости.
Да разве я знаю, что он с ним сделал. Он забыл о бесчисленных мелких придирках, которыми Луи-Огюст постоянно изводил его. В ноябре он возвратился на зимнюю квартиру в Эстак, куда вскоре приехала мать.
Вскоре жизнь Сезанна становится невыносимой. Правдиво передать его в живописи. Вот уже пять месяцев, как они покинули Францию. Он ненавидит толпу.
Здесь и только здесь, он бывает самим собой. Отныне между ним и Золя все кончено. Он вспоминает письмо Золя, писавшего ему в конце войны 1870 года: «Я испытываю огорчение, видя, что не все глупцы погибли, но утешаюсь мыслью, что ни один из нас не погиб. 1883 год. Так вот тоже самое и с Сезанном. Он продолжает заниматься живописью его полотна приняты в Салон. Однажды, гуляя по улицам, Сезанны увидели антирелигиозную демонстрацию.
Всматриваясь в расстилающийся перед ними пейзаж. Красная занавеска на единственном окне наполняет комнату розоватым отсветом. Красивое и. Не отказывай мне в этой услуге, я не знаю, куда кинуться». Слишком быстро, «проклятые», вянут. Оллер не растерялся, он не намерен сдаваться.
Только латиняне способны продолжить традиции классицизма. К сожалению, в Париже нет Марии, она бы призвала к порядку «вышеупомянутую» Гортензию, дала бы совет брату, как организовать семейный бюджет. Правда иной раз Танги, заинтересовавшись каким-нибудь полотном и желая «отвадить» покупателя (он всегда с болью душевной расставался с любым произведением), назначает аховые цены – вплоть до 400, 500 и 600 франков при таких цифрах покупатель, разумеется, «остывал» и больше не настаивал на покупке. Бог мой. » Три года. Он вдруг решает вернуться в Экс.
Шоке умер. 29 июня художник скончался. говоря – это миф.
Здоровье его расшатано. «Аминь. » – отвечал мальчик-певчий. И делал это всю свою сознательную жизнь. Думая иногда о Гойе и герцогине Альба, Сезанн вздыхает.
Их натуры где-то в глубине схожи между собой Сезанн обуздал свою натуру, подчинил ее законам искусства, в котором хочет следовать классикам, но в художнике все бурлит, возмущается и, порой взрываясь, он привносит в тщательно обдуманные полотна неожиданный акцент: нарядность в присущую им аскетическую строгость и те досадные «промахи», которые составляют мучительную драму его творческой жизни. То же самое происходит, когда дело касается вертикальности и устойчивости предметов. Но терпение Сезанна иссякло. Некому довериться, не с кем поговорить в минуту тоски. Однако вскоре Сезанн уезжает в Шантильи, где поселяется в гостинице Делакур. Ничто больше не нарушает однообразного течения времени.
Она тащит мужа за собой в Веве, в Лозанну. Лучше отойти. Сезанн мечется, тоскует. На этот раз именно так и произошло: Сезанн все оставил. «Мгновенье уходит и не повторяется.
городке их целых два) с великолепным садом, террасами спускающимся по горе. Кост по поручению Золя роется в антикварных лавках и в лавках с разным старьем. «И вы, Моне, –прерывающимся голосом воскликнул Сезанн, – вы тоже издеваетесь надо мной. » Затем вскочил из-за стола и, не слушая возражений друзей, огорченных столь неожиданной реакцией, убежал с перекошенным от волнения лицом. Ни отец, ни мать, ни сестры, ни Гортензия не понимают его живописи и того маниакального бессмысленного упорства, которое заставляет его продолжать свою всеми презираемую работу.
Мертв. Эта грязь, подымающаяся со дна души из-за какой-то служанки на ферме. — Отсюда открываются прекрасные виды, но это не вполне живописные мотивы. С одной стороны, Жорж Леконт в своей книге «Искусство импрессионизма» воздает должное «искусству очень здоровому, очень цельному, которого часто достигал – почему в прошедшем времени. «Женись на ней, женись наконец. » – не перестает твердить Мария, заводя разговор о Гортензии.
Но не проходит и сорока восьми часов, как все планы Сезанна снова рушатся. Множество организованных групп со своими увлеченными гидами вокруг нас. «Женись на ней, женись наконец. » – не перестает твердить Мария, заводя разговор о Гортензии. Мария подчас внушает страх невестке, которая ведет себя скромнее скромного.
Он художник этой земли с ее грубыми геологическими напластованиями. Оллеру не повезло. И что же. О чем мог бы беседовать с этим Виктором Лейде. Там снимает «маленький домик с садом. Эти радужные планы, благодаря которым Сезанн принял Алексиса с исключительной приветливостью (художник подарил ему четыре картины), не соответствуют напряженной атмосфере, царящей в семье Сезанна.
Но оно было мое. Однако никогда еще он не всматривался в пейзаж таким острым глазом, никогда не достигал такой предельной строгости в композиции. Сезанн живет «у подножия холма». Он нуль. Всю жизнь Сезанн таил в себе ту лирическую силу, которая так неловко проявлялась в его первых работах.
Обед привел Сезанна в прекрасное расположение духа. Мир застыл. Никого вокруг. Теперь Сезанн корпит в своей мастерской на улице Валь де Грас над картиной с двумя фигурами – сценой из «Масленицы» («Марди гра»), моделями для которой служат его сын Поль в костюме Арлекина и сын сапожника Гийома в костюме Пьеро. И с ним уехал. Он одинок. Сезанн вырывает предметы из потока времени, чтобы вернуть их вечности.
Она ведет беззаботный образ жизни, который ей так по душе. Близок день, когда каждое из этих полотен будет стоить много дороже пятисот франков, отныне Танги считает своих «Сезаннов» «бесценным сокровищем». Они пишут. Против ожидания она находит в Марии союзницу, хотя та ее презирает. Поразмыслив, Сезанн, должно быть, почувствовал некоторую неловкость – всегда он обременяет Золя своими просьбами – и в постскриптуме добавил странную фразу: «Я человек маленький и не в состоянии оказать тебе никакой услуги, но я уйду из этого мира раньше и постараюсь исхлопотать для тебя у Всевышнего тепленькое местечко». Тишина. Этот бедняк превратил жизнь в чудесную грезу.
Под его кистью воскресают венецианские празднества, галантные сцены Ватто. И ради этого забыть обо всем. » – восклицает Сезанн. Несчастный, неудавшийся талант.
Дни идут. Уступив настояниям Марии, Сезанн начал ходить в церковь. Сезанн вырывает предметы из потока времени, чтобы вернуть их вечности. Впоследствии Сезанн запечатлел этот мост в ряде картин из серии, а на «Пейзаже с виадуком, гора Сент-Виктуар» (1885—1887)— движущийся по нему поезд.
Это недостойно того, чем они были друг для друга столько лет кряду. Пейзажи Эстака, «Купальщицы», портреты – Гортензии, сына, автопортрет, – натюрморты, одно сменяет другое. Но Гортензия, та рассуждает по-иному. Белоснежные воротничок и манжеты, бархатное пальто, жемчужно-серые перчатки, трость с золотым набалдашником, можно сказать, «персонаж Тициана, покинувший раму». За домом высятся поросшие соснами крутые скалы. Он ждет писем от Фанни, которые Золя (Сезанн просил его об этом сразу же по своем приезде в Париж) должен отправлять ему «до востребования».
Сад превратился в парк с вновь посаженной липовой аллеей. сами не заметили, как черная гряда вулканов осталась за спиной. Одинокий дом в скалистой пустыне, обрывистый, выжженный солнцем холм, селение, раскинувшееся у его подножия, скалы, нависшие над морем, по очереди завладевают вниманием художника. За табльдотом, среди незнакомых людей, он необщителен, ни с кем не сближается, за исключением одного пруссака, выказывающего художнику «немного симпатии».
Нередко художники уходят вдвоем на мотивы. Сезанн потрясен. Он хотел бы передать ее красоту — это одна из его самых мучительных забот.
Стоит Сезанну в минуту раздумий унестись воспоминаниями в прошлое, как в нем воскресает старая привязанность к Золя, соединяющая их вот уже тридцать лет. Марион все время по-дилетантски занимается живописью. Скоро ему стукнет пятьдесят. Впрочем, как ни приятно ему это уважение, но оно так мало значит.
Но встречаться с Сезанном. Малейший шум для него нестерпимая мука. 15 октября 1877 года была открыта железнодорожная линия Экс— Марсель. До 1870 года Монтичелли жил в Париже, затем вернулся в Марсель и с тех пор больше не покидал родного города.
О, никогда в жизни Сезанн не признается, что он смертельно ранен. С творческим горением, с окрыляющей уверенностью «хочу одним-единственным яблоком удивить Париж» покончено. Иной раз его охватывает нервное возбуждение, а иной раз депрессия и усталость. Сезанн покоряется. Позади ничего, кроме пепла. Однако к чему этот разговор. Сезанн-отец находится в Жа де Буффане.
«Каких глупостей ты бы ни натворил, ничто не заставит меня забыть о том, что я твой отец», – говорит он с нежностью. Сезанн живет «у подножия холма». Неподалеку от Сент-Виктуар находится древний замок Вовенарг (Chteau of Vauvenargues), связанный с именем Пабло Пикассо, который купил его в середине прошлого века. «Он самый сильный среди нас, – замечает Сезанн, – Моне, я ему даю место в Лувре». – Женщина помимо жены. Недурно. «1882 год.
И вовсе не спешит переменить место жительства. И если когда-нибудь в один прекрасный день он найдет себя, ему удастся себя «выразить», то только здесь, перед этой горой Сент-Виктуар, перед этой горной цепью Этуаль, контуры которой так четко вырисовываются в сухом воздухе. Несмотря на дружбу с Сезанном, Золя в конце концов соглашается с мнением жены: «Становится неприличным сохранять дома, на виду у посетителей, полотна этого неудачника». Живопись для него вериги. Белоснежные воротничок и манжеты, бархатное пальто, жемчужно-серые перчатки, трость с золотым набалдашником, можно сказать, «персонаж Тициана, покинувший раму». А я, что прикажете делать мне. И вечно мечется, охваченный нервным беспокойством и нетерпением.
Он хотел бы передать его красоту. Критик немедленно принимает предложение и художник с жаром берется за работу. Сквозь пенсне Золя смотрит на живой прототип героя своего произведения.
Страшная вещь успех. Впоследствии Сезанн запечатлел этот мост в ряде картин из серии, а на «Пейзаже с виадуком, гора Сент-Виктуар» (1885 – 1887) – движущийся по нему поезд. В Марселе вспыхнула эпидемия холеры и, боясь заразиться, Золя отменил встречу с Сезанном. Красная занавеска на единственном окне наполняет комнату розоватым отсветом.
И вовсе не потому, что его дружеские чувства к Золя иссякли.