Грачи Прилетели Сюжет Картины

Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

Как он изменится. Как все это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее ее дыхание. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого.

Это было настоящей трагедией для него. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Мир увидел ее в 1893 году и она сразу получила хвалебные отзывы, однако подлинного восхищения она уже вызвать не могла – за это время многое изменилось. Однозначно ответить нельзя. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт.

На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Еще несколько птиц вокруг берез. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Молвитино»36.

Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Единственная яркая деталь здесь – это красивая колокольня и низенькое строение под сияющим куполом одного из столичных храмов. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми.

Всё это было граничит с творческим методом Саврасова, который, не будучи простым копиистом, мог в своих произведениях отступать от фактической точности изображаемых объектов64. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Но эта заурядность кажущаяся. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели».

История одного шедевра: 
«Грачи прилетели» 
Саврасова

История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова

Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Писатель Василий Осокин в одном из своих рассказов писал, что, будучи на костромском базаре, Саврасов встретил крестьянина, который принял его за богомаза и спросил, не в Молвитино ли он собирается. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53.

Обратим внимание на птиц, которые послужили основой сюжета. Они летают вокруг берез, вокруг своих гнезд, в которых будут вылупляться птенцы. Но тогда горизонт был бы ниже, хотя на пейзаже находится по центру холста. Здесь во многом сказалась внутренняя созвучность его личного обостренного чувства с переменами, происходившими вокруг него в природе вместе с первыми признаками ее пробуждения.

В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, вот таким образом картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. – Оденешь его – опять пропьет все.

Описание картины 
Алексея Саврасова 
«Грачи прилетели»

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Рассмотрим ее внимательно. Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Церковь была построена в конце XVIII века.

И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. (Шишкин). Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021.

За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. На переднем плане – рыхлый грязный снег. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Береза всегда имеет свой рисунок.

Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Между тем в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок южных краев, ничего такого, к чему приучены были тогда ценители «изящной природы» и «романтических ландшафтов». Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Замысел картины «Грачи прилетели» (1871), прочно связавшем творчество художника с весенней темой и сюжетом, близким народной жизни, зародился еще в Ярославле. На среднем плане мы видим серое пятно. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Дата создания: 1871 г. Автор: Саврасов А. К.

Картина «Грачи прилетели» 
Алексея Саврасова, 
описание

Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание

Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них.

Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Это скорее эскиз по памяти».

Описание картины 
«Грачи прилетели»

Описание картины «Грачи прилетели»

Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. На заснеженном, но уже оседающем и потемнелом бережку пруда приткнулось несколько зазябших от долгих морозов типично русских березок. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Какая простота.

Также на них заметны птичьи гнезда. Он тусклый и потому не дает блики на свету.

Возле лужи мы видим одинокий голый куст. С. 282. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенко) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла).

«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Салтыков). В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет.

По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный».

А между верхним и нижним поясами, охватывая пространство от забора до дальних полей у горизонта, находится относительно узкий средний пояс, написанный в коричневых тонах с голубыми прописками. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. 27192)386.

«Грачи прилетели» 
картина Саврасова

«Грачи прилетели» картина Саврасова

Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта.

Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. РЖ-627)90.

Картина Грачи прилетели: 
описание

Картина Грачи прилетели: описание

О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Затем в 1882 году его уволили с работы. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13.

Поездки оставляли глубокий след в его душе. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Автор этой статьи Б. В. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке.

Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Саврасова в Молвитино. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв.

Саврасов Алексей 
Кондратьевич «Грачи 
прилетели»

Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»

В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Солнечный свет падает с левой стороны и тени от берез мягко ложатся на подтаявший снег.

Однако, это лишь поначалу. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет.

На них с шумом и граем опускается стая грачей. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Сто великих картин мира.

Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ).

В те годы, по свидетельству М. В. Будничный мотив художник сумел претворить в картину поэтическую и лирическую, наполненную искренним волнением, в обобщенный, глубоко народный образ русской природы. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Вдалеке раскинулось черное поле. А потом все-таки сбежит. По такому этюду не сделаешь картину. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75.

Сочинение по картине 
Саврасова Грачи 
прилетели 2, 4,

Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс

Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился.

На самом же деле эта обыденность мнимая. Итак, начнем работу над сочинением. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа.

Ужаснее картину представить трудно. А посередине преобладают коричневые тона. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся.

Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. С. 319. У Саврасова получилось передать грусть от уходящей зимы и счастье от наступающей весны. Попробуем представить пейзаж без грачей.

Сочинение по картине 
Саврасова «Грачи 
прилетели»

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

На переднем плане полотна – снег. Картина называется Грачи прилетели и это дает нам ключ к пониманию картины. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. По этому поводу высказывались разные версии. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег.

Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал.

Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Но не только критики и художники оценили по достоинству картину. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Чайковского и Н. А. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников.

Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Мы можем заметить, что грачи несколько больше по размеру, чем в реальности. Это скорее эскиз по памяти.

По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. Это скорее эскиз по памяти». Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов.

Новая веха в изобразительном 
искусстве, создание 
картины «Проселок»

Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»

Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Для изображения взят задний двор церкви.

В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Так можно закончить сочинение-рассуждение по картине Грачи прилетели. Обычный весенний немного сероватый день. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света.

Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Сколько было таких сел в России. «Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства.

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. На картине тонко и с большим чувством изображена в композиционно вольном варианте окраина села Молвитино (ныне Сусанине) близ Костромы в ранний весенний бессолнечный день, ознаменованный прилетом первых грачей, этих бесконечно дорогих для русского сердца вестников весны.

Передний план выглядит так, будто художник писал картину находясь близко к земле. «Грачи прилетели» – назвал свою картину Алексей Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней».

Сочинение-описание 
картины Грачи прилетели 
Саврасова для 2

Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саврасова для 2 класса

Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Когда это небольшое полотно пришло в 1871 году из Москвы в Петербург на первую выставку только что сорганизовавшегося Товарищества передвижников и появилось перед публикой по соседству с Петром и Алексеем Ге и Майской ночью Крамского, рядом с портретами Перова, на одной стене с пейзажами Шишкина, Клодта, Боголюбова и других больших мастеров, неожиданно вышло так, что оно выдержало трудное испытание, больше того – оно победило. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника.

Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65.

Описание настроения 
картины Грачи прилетели

Описание настроения картины Грачи прилетели

Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Саврасовъ. Одна из птиц на земле держит в клюве веточку и собирается строить гнездо.

Несмотря на понятный на первый взгляд сюжет, описать эту картину не так уж и просто. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы.

Цели и задачи сочинений 
по картине

Цели и задачи сочинений по картине

Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине.

Как они красивы». Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Вот так жил и творил Саврасов.

Птицы – символ весны в сочинении по картине Грачи прилетели

В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. В 2005—2006 годах она экспонировалась на выставке, посвящённой 175-летию со дня рождения Саврасова, которая проходила в Инженерном корпусе Третьяковской галереи3165758. Тогда в картине не будет той динамики, которая есть сейчас. Грач зиму расклевывает, – говорят у нас в народе. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.

В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Описание картины Грачи прилетели начнем с композиции. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины.

По такому этюду не сделаешь картину. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Снег ещё лежит в некоторых местах, но уже понятно, что скоро весна полностью войдёт в свои права. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71.

  • ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
  • Эффект бескрайнего пространства
  • Творчество, заказы известных людей
  • Работа и страсть к путешествиям
  • Алкоголизм и увольнение с работы
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Есть околица села Костромской губернии, холодный сырой март на дворе, когда еще стоит зима, но в воздухе, облачном небе с чистыми голубыми просветами уже повеяло предчувствием весны, почерневший снег с проталинами, березки – и то не «девицы-красавицы», а искривленные, но упрямо и жадно тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церковка с колокольней, равнина, мерно уходящая вдаль, к синеющей на горизонте полоске леса.

Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. Несколько голых берез – кривых и изломанных. В этом кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало.

Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Видимо, пейзажиста привлекла в эти места возможность наблюдать более поздний, замедленный приход весны. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»» Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века. В нижней части этюда была подпись: «А.

Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Через несколько дней новорождённая девочка умерла.

Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах их невидимых обитателей, купола церкви. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ 
Алексей Саврасов

Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В.

Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году.

Продолжим осматривать картину. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. И в 1872 году именно она выставлялась на Всемирной выставке в Австрии. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Такова краткая история написания картины «Грачей».

Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Пейзаж, теперь общеизвестный, был увиден живописцем в Костромской губернии, в Буйском уезде, в селе Молвитино.

Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). боярином Г. И. Ученик должен увидеть глубокий смысл, который скрывается за простотой сюжета. Римского-Корсакова.

Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. 156.

Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Центр композиции – несколько берез на переднем плане. В изданной в 1871 году брошюре о Костромской губернии эти места описывались следующим образом: «Местоположение Молвитина красивое. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Сложность чувств, вызываемых этой картиной, оконченной уже вдали от натуры, заставляет еще больше восхищаться проникновенностью таланта художника, создавшего столь многомерный и поэтический образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа. А Бенуа даже охарактеризовал самого мастера на основе этой картины: «Очевидно, в Саврасове, в этом скорее пустоватом, банальном художнике, ничем в прочих своих вещах не отличавшемся от разных Каменевых, Ясновских и Каменевых – от всего порядочного, но далеко не передового в искусстве, – жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам природы, до него никем еще из русских живописцев не расслышанным» Бенуа А. «История русской живописи в 19 веке». Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных.

Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели». В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». А. К. Саврасов использовал такой прием не только в этом пейзаже, но и в других работах. Этим, собственно и исчерпывается весь внешний сюжет, все предметное содержание Грачей.

Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Необходимо основательно к этому подготовиться. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу.

В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор.

Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах их невидимых обитателей, купола церкви. Птицы символизируют жизнь. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно.

Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. В 90-е годы XIX века в ней, как сказано в архивных документах, от сырости грунта земли возникли глубокие трещины, после чего церковь было решено разобрать. 27 Взамен её на кладбище в 1904 году была выстроена из красного кирпича новая небольшая Троицкая церковь28, которой было суждено пострадать от трещин уже совсем иного рода. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95.

Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». На картине птицы изображены сидящими на березах в своих гнездах, летающими или прыгающими по последнему весеннем снегу. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650).

в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. Пейзаж получил множество восхищенных отзывов. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Береза всегда имеет свой рисунок. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу».

Благодарный саврасовский ученик И. И. Оно вошло в картину вместе с поэтическим одухотворением натурного материала, утверждающим эстетическую и духовную ценность светлого начала природы с ее вечной темой обновления жизни. Центральная группа берёз является основой композиции. Все казалось таким обыденным, проще простого и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя.

Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Одушевленный пейзаж Саврасова звучит в русском искусстве, как народная песня исторгнутая из самого сердца нежной и проникновенной любовью к родине. Эта равнина придает картине ощущение бесконечности и пространственности. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. И первые вестники весны – грачи, деловито хлопочущие над своими гнездами.

В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516.

Б. В. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Чтобы усилить ощущение пространства, художник чуть изменил перспективу.

Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина. На первый взгляд, все здесь просто, знакомо каждому. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов и барон Клодт и И. И.

В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Сразу бросается в глаза большое кривое дерево, на ветвях которого расположились гнезда грачей и сами птицы.

Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.

Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.

Понять, что наступила весна, можно по проталинам на снегу. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Для чего даются подобные творческие задания. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни.

За деревьями виден забор и деревянная церковь с колокольней, а дальше – бесконечные поля с уже разлившейся рекой и простираются они до самого горизонта. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Без воздуха пейзаж – не пейзаж. Сопоставление обычно уточняет оценку.

Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Стр. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Так могло возникнуть желание отправиться в глушь Костромской губернии и там, на окраине села Молвитина, непосредственно встретиться с чудом пробуждавшейся от зимнего сна природы, запечатленным позднее в картине «Грачи прилетели». В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу.

Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. По мутному пепельному небу плывут облака. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Это было единственное произведение на выставке, в котором Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Это достигается через общий светлый колорит картины, включающий в себя голубизну просветов неба, тёплые светло-коричневатые проталины на полях, а также холодные сине-серые тона тающего снега27, который написан с использованием множества оттенков сиреневого, розового и голубого цветов62.

Горячим ключом била в ней жизнь. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка.