Граждане Кале Роден Описание
Скульптуры Родена: фото с описанием
Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени». Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли.
Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками.
Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. Отчаявшись, Эдуард прервал атаки в феврале 1347 г. и перешел к осаде. Проект замер почти на сорок лет. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов.
Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света. Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс. Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости.
Это делается быстро, но это не искусство. Как бы то ни было, Роден больше их не увидел. 59. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. В натуральную величину их решения. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Фигуры грешников, которые он лепил, словно одержимый, вскоре переполнили поверхность двери и стали выходить за ее пределы.
Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле.
Реймский соборВ 1895 г. Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». Но это была всего лишь мимолетная идея. Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать из камня.
- Описание работы «Граждане Кале»
- Скульптура Родена Граждане Кале
- Скульптура Родена «Жители Кале»
- Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»
Однако его идеи не понравились заказчику. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Но мы уделим внимание другим работам мастера. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Третья копия находится в Копенгагене.
Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря. Один поднял руку, подобно оратору.
- Скульптура Граждане города Кале
- Ошибка при работе с базой данных
- Скульптуры Огюста Родена – главные шедевры
- Скульптура «Граждане Кале» в Морланвельзе
Шестеро граждан этого не сделали». Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики».
Он стремился в первую очередь уловить свет. Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека. Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания. Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание местных жителей. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений.
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице— сдержанное возмущение и решимость. Помог Родену писатель Роже Маркс. С трудом несет он ключ— символ капитуляции, как тяжелый груз. Эти истолкования и суждения противоречивы.
Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале». Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Толчком для его реализации стала трагическая страница в истории Франции — поражение во Франко-прусской войне. В 1883 году Моне поселился в Живерни. Выше человеческого роста.
Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания.
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Таким образом изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора. Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции.
Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела.
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. Он бежал на веранду и начинал лепить используя большое количество набросков профилей, что всегда считал принципиально важным.
Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю. «Врата ада» остались незавершёнными и были отлиты в бронзе уже после смерти мастера. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века.
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Словари и энциклопедии на Академике
- Скульптурные шедевры Огюста Родена
- Другие скульптуры Огюста Родена
К тому времени, когда у муниципалитета города Кале родилась идея создания памятника, Огюсту Родену было всего пять лет от роду. Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза.
Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада.
- Введите защитный код для скачивания файла и нажмите Скачать файл
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Памятник Бальзаку (1890-е годы)
- Это место относится к категории
- Отзывы и лента путешественников
Но впоследствии критики переименовали скульптуру и дали ей более отвлечённое название – «Поцелуй». Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы и только затем – в мраморе. Однако оно соответствовало сути произведения. Вторую купил коллекционер из Англии, но она не оправдала его ожиданий и долгое время находилась позади конюшни. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Автор неизвестен.
В 1880 г. Роден получил заказ от государства: он должен был создать скульптурный портал, который украсил бы здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Тут все было ясно и определенно. Соотечественники решают помочь ему получить образование.
- Ещё документы из категории художественная культура
- Описание скульптуры Франсуа Огюста Родена «Граждане Кале»
- Реферат по предмету Культура и искусство
В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Мысль о том, что памятник должен быть посвящен не только Эсташу де Сен-Пьеру, но всем шестерым героям, стала ясна Родену сразу. Кале (Франция)Первым согласился отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей – Эсташ де Сен-Пьер. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов. Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. Он формировал их. Им созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко», памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда.
Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. История, которую он узнал, поразила его. Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения.
Все четыре года, в которые Огюст Роден работал над произведением, он вел борьбу с заказчиком за право реализовать свой замысел. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь.
И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели.
Тот организовывал за свой счет выставки картин импрессионистов не только в Европе, но и в Соединенных Штатах, хотя ему почти никогда не удавалось получить прибыль. О. Роден «Граждане Кале» (1884-1888). Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения. Его политическая ангажированность вкупе с литературным гением привели к тому, что его стали рассматривать как полубога. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным».
Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Первоначально памятник все-таки был водружен на постамент, но спустя несколько лет после смерти скульптора вспомнили о его воле и решили выполнить ее: Роден скончался в 1917 году, а памятник перенесли на землю только в 1924-м. История, которую он узнал, поразила его.
В ответ он получал объяснения, едва ли его успокаивавшие: «Я продвигаюсь в работе медленно, но качество будет хорошее. Большим успехом Родена стал бюст мадам Викуньи, жены чилийского дипломата. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры.
А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Казалось, он был в бреду. Затем начались проблемы с муниципалитетом Кале, бюджет которого оказался в плачевном состоянии. В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля.
Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). Это требование было исполнено. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше».
Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. Сам Роден посвятил готическим соборам Франции книгу, полную восторженных, подчас риторически приподнятых описаний и славословий. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. В ходе переговоров о сдаче крепости англичане выдвинули ультиматум: город не будет разрушен и жителей пощадят, если шесть самых именитых граждан Кале, босые, с обнаженными головами, с петлями на шеях, не передадут им ключи от города. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм.
Огюст часто ходил в Лувр. Сейчас здесь Музей Родена.
Возгласы и стенания пронеслись в толпе. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Он собирал их. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Сейчас здесь Музей Родена.
Осада продолжалась почти год. Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Желая выяснить творческую генеалогию Родена, многие писавшие о нем отмечали его близость к готической традиции, столь живучей во французском искусстве самых различных эпох.
Подобное встречается и у художников. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок и к 1885 г. Музей так и не был создан. Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Шел 1845 год. Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление.
Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь.
Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). Это требование было исполнено. А однажды к Моне приехал Сезанн.
«Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности.
Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать». И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью.
В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет.
Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Героями подвига были представители городской буржуазии.
Шаг за шагом ему удалось, наконец, создать фигуры персонажей, высота которых, по условиям контракта, должна была составлять два метра, то есть несколько больше человеческого роста. С помощью такого композиционного решения Роден поднимает этот подвиг на высоту символа, обобщенного образа». И он принял все сто и сделал из них шесть. ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина.
«Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними.
Трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но безуспешно. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда».
Осада КалеАнгличане подтянули к городу пушки, построили катапульты и штурмовые лестницы, но так и не смогли пробить городские стены. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Ренуар жил неподалеку, в маленьком доме в Ла-Рош-Гийон и часто навещал друга. Тогда Роден, воодушевленный идеей именно групповой композиции, согласился на гонорар, полагавшийся на единичную фигуру.
Спорный эпизод из истории — все-таки, город передали врагу — долгое время не был отражен в памятниках. Это обстоятельство было особенно существенным для прославления и увековечения эпизода в Кале. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя.
Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста.
Последний участник скорбной процессии в отчаянии схватился за голову обеими руками — он не хочет умирать. Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. В этом случае английский монарх обещал помиловать остальных горожан, но этих шестерых ожидала жестокая казнь. Скульптурная группа в гипсе была практически завершена, когда выяснилось, что у города нет денег на отливку памятника в бронзе. Лаконичный рассказ историка-хрониста содержит очень скупое описание самого подвига граждан Кале. Его искусство никогда не было столь совершенным. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа.
Места для случайностей не осталось. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят.
Если бы попытались его принять, появилась бы несравненная возможность восхититься сплоченностью этой группы, состоящей из шести отдельных фигур и все-таки не уступающей по внутренней спаянности единому, обособленному предмету. Он оборудовал там и мастерскую и перевёз в Мёдон скульптуры, но для мастерской было недостаточно места, вот таким образом через два года он вернул её в Париж. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». В этом особняке когда-то проживал Корвизар и, как говорят, Мюссе. 54 Дом был обветшалым и частично разрушенным, но первый этаж мог служить мастерской или помещением для хранения работ, а отдельные комнаты были пригодны для жилья.
«Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. Жертвуя своими жизнями, люди Родена остаются и в эти минуты высокого морального подъема «наедине с собой». Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение.
Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой. Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. Для выставки было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». В зрелом возрасте Роден был блестящим рисовальщиком и графиком. В 1897-1899 гг. Многочисленные этюды, отдельные фрагменты нагромождались в беспорядке у основания гипсового макета двери.
А Октав Мирбо завершает свою статью о «Гражданах Кале» самой блестящей похвалой, какую можно высказать о современном скульпторе: «Его гений — это не только его способность подарить нам бессмертный шедевр, а еще и то, что он помог скульптуре снова стать восхитительным искусством, какого мы давно уже не знали». 64. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью.
Условие было выполнено, но советники и супруга убедили короля, чтобы он пощадил их. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Например, Пьер Боннар66 был всегда не удовлетворен своей работой и начинал поправлять, а затем почти заново писать картины, хранившиеся по 20 лет в кладовке мастерской.
В 1924 г. скульптуру разместили на земле, как хотел автор. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Денежный кризис. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех. В конце концов проект был принят. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании.
Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Художнику следовало сделать более пологой землю под ногами своих героев и, прежде всего, освободиться от монотонности и сухости силуэта, наделив своих персонажей различным ростом Мы не можем также не обратить Вашего внимания на то обстоятельство, что Эсташ де Сен-Пьер одет в одеяние из грубой материи вместо легкой одежды, о которой говорится в истории. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь».
Они обращаются к отставшим и ослабевшим. В 1884 году его семья вернулась в родную деревню Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Мысль о том, что памятник должен быть посвящен не только Эсташу де Сен-Пьеру, но всем шестерым героям, стала ясна Родену сразу.
В портретном жанре скульптор ставит иные задачи. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Очень низкий постамент и не более, чем двухметровые фигуры позволили бы зрителям вглядеться в лица изображенных, буквально заглянуть им в глаза. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел.
Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Так возник памятник всем шестерым. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Идущий рядом Эсташ де Сен-Пьер, задумчивый, согбенный от старости, без чрезмерных сожалений жертвует остатком дней.
«Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Это героическая пара.
Странные фигуры устремлялись вперед извивались, корчились или сжимали друг друга в объятиях под неистовым напором его воображения. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Однако для Родена тут было вдоволь материала.
Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке».
Жеффруа рассказывал, как Сезанн делился с ним впечатлением от встречи с Роденом: «Месье Роден совсем не гордый, он, такой выдающийся человек, пожал мне руку. ». И Роден предложил другое место для памятника. Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других.
Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Была организована подписка по сбору средств на создание памятника и мэр Кале обратился к прославленному мастеру своего времени — Огюсту Родену.
Трагическое в «Гражданах Кале» выходит далеко за сюжетные рамки рассказа о подвиге французских патриотов XIV века. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства.
Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь.
Это героическая пара. И где же памятник. Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня. Ренуар обычно был сдержан, только изредка бросал какую-нибудь шутку и тогда его лукавые глаза загорались. Они должны сами искать заказчика.
Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками. Еще три скульптуры купил музей дОрсе.
Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Сначала скульптура являлась частью рельефной группы больших бронзовых скульптурных ворот «Врата Ада» и носила название «Франческа да Римини» в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII в. из «Божественная комедии» Данте. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора).
Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру.
Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Но эти слабые духом, напоминающие Тени из Адских врат, — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики. Возможно, макеты были украдены или разбиты повстанцами. Большие кисти рук крепко сжимают тяжелый ключ — вещественный знак переживаемой трагедии и в этот простой и, казалось бы, пассивный жест вложено наибольшее напряжение, подчеркнутое спокойной неподвижностью фигуры. Но Роден продолжал работать над скульптурой. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар.
Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много. Его примеру последовали и другие.
Именно это придает группе движение. Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Размер скульптуры «Врата ада» 7 м, они вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры.
Но затем он понял, что ошибался. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. А Роден в поисках потенциальных заказчиков и покупателей должен был рассчитывать только на себя и своих друзей. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. К сожалению, на изготовление всех памятников по заказу отводится мало времени и результаты, все без исключения, плохие.
Его примеру последовали и другие. Он подошел к созданию персонажей с огромной ответственностью. Пустая болтовня в кафе не привлекала его. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами».
Попытки французов прорвать блокаду провалились. Но нет же. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров.
Увидев именитых гостей, он был буквально парализован робостью. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу— полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Мы вынуждены настаивать, чтобы господин Роден изменил облик своих персонажей и силуэт всей группы». «Мыслитель» первоначально создавался как портрет Данте. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие.
Как пишет А. Ромм: «Тема Родена— самопожертвование, добровольное мученичество. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Именно там Роден встретился с Ренуаром. Известно только, что лицо одного из персонажей скульптор лепил со своего сына Огюста Бёре, разумеется, сильно преобразив его.
И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. А потом Роден уже не видел образов. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года.
Его творчество очень интересовало Родена. Неудивительно, что рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным.
«Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной.
Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. 1 августа город зажег сигнальные огни, уведомив англичан, что жители готовы сдаться. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки. В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий.
Роден коллекционировал предметы искусства. Появление на площади старого приморского города шести бронзовых фигур изображавших людей давнего прошлого и напоминавших о чести и мужестве, о патриотизме и любви к человеку, знаменовало важную ступень в развитии новейшего искусства. Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы».
Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры. В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй». «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя».
Больше того, композиция группы вообще не позволяет одновременно видеть все шесть статуй по крайней мере одна из них оказывается заслоненной соседней фигурой. Иван Мештрович родился в 1883 году в г. Врполе, Герцеговина. Однако его идеи не понравились заказчику. Показаны и морщинки, свидетельствующие о печати времени. Он оборачивается к самому себе.
Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден. В Реймсе (Франция) скульптор впервые увидел один из самых известных готических соборов, который потряс скульптора – отсюда его любовь к готической архитектуре, сохранившаяся на всю жизнь. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Один поднял руку, подобно оратору.
С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах.
Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным».
Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. Сюжеты – из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов.
Героями подвига были представители городской буржуазии. В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Он также выступил в поддержку проекта Родена. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183.
Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Развивая тему материнства, почти одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет матери» (1909). Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам.
Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина». Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины. Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении. Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ. Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале».
Вместе с тем в энергичной трактовке формы видна взволнованность скульптора.