Граждане Кале Скульптура

Граждане Кале — бронзовая скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. Граждане Кале — скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. Лондонская версия Граждан Кале является одной из четырех одноименных скульптур, выполненных при жизни Родена.

Граждане Кале— бронзовая скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. На эти вопросы ответил Огюст Роден (1840-1917), создав скульптурную группу «Граждане Кале» – и тем самым совершил революцию в монументальной скульптуре. Граждане Кале— скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны.

Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»

Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». Его творчество очень интересовало Родена. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти.

Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Эти условности воспринимались в монументе Рюда как вполне органическая, вполне естественная форма выражения героической темы.

Осужденные на смерть сняли с себя одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках каждый повязал на шею веревку (символ рабства и позора), а потом все они двинулись через уже открытые ворота во вражеский лагерь, к временной резиденции Эдуарда III. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар.

Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден. Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление.

Описание скульптуры 
Франсуа Огюста Родена 
«Граждане Кале»

Описание скульптуры Франсуа Огюста Родена «Граждане Кале»

Каждый ощущал, что их стало здесь меньше. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Характеристика подвига как индивидуального переживания и действия каждого героя в отдельности — вот что явилось предметом творческих усилий скульптора именно раскрытию индивидуального в этом коллективном акте и посвящен, в сущности, роденовский монумент. Он отказался от высокопарных жестов, от всякой напыщенной риторики, чтобы выразить душевное состояние людей, добровольно идущих на смерть. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними.

Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом.

И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. «Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века. Это героическая пара.

  1. Скульптура Родена Граждане Кале
  2. Описание работы «Граждане Кале»
  3. Скульптура Родена «Жители Кале»
  4. Скульптура Граждане города Кале
  5. Граждане Кале Родена оказались бесхозными

Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой. Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. «Граждане Кале» стали знаменитыми сразу после установки скульптуры (1895).

Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры. Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю.

  • Скульптуры Родена: фото с описанием
  • Скульптура «Граждане Кале» в Морланвельзе
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Зимние пейзажи выдающихся художников

К тому времени, когда у муниципалитета города Кале родилась идея создания памятника, Огюсту Родену было всего пять лет от роду. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов.

Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. Именно это придает группе движение. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря. Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины).

  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета

Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Этот первый был Эсташ де Сен-Пьер. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183.

В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью.

По изощренной прихоти монарха, эти шестеро должны были выйти к нему нагими, в облачении из одной веревки вокруг шеи и вынести ключи от города. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. Как в музыкальной симфонии, сплетены здесь две различные темы со сложными психологическими вариациями. Но затем он понял, что ошибался.

  1. 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  2. Самые красивые города в вечернем освещении
  3. Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  4. Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  5. Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  6. Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской

И Роден предложил другое место для памятника. Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. И он принял все сто и сделал из них шесть.

Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены. Эти истолкования и суждения противоречивы. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель».

Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости.

  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • Напишите отзыв о статье Граждане Кале
  • Отрывок, характеризующий Граждане Кале
  • Благодйна органзаця «Фонд сприяння нцативам газети «День»

Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие.

Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов. Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале.

  1. Х Мжнародний фотоконкурс газети «День»
  2. Это место относится к категории
  3. Отзывы и лента путешественников

Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени.

Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека. Монументальные изваяния Родена не знают этой связи и скульптор даже не делает попытки восстановить давно утраченное единство пластики и архитектуры. Услышав из его уст о требовании англичан, собрание долго молчало, пока шестеро не вызвались добровольно пойти на верную смерть.

Он оборачивается к самому себе. И где же памятник. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным.

Он также выступил в поддержку проекта Родена. Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю. Это героическая пара. Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания.

Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу— полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Однако его идеи не понравились заказчику. Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную.

Он стремился в первую очередь уловить свет. Подобное встречается и у художников. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью.

На площади снова запала страшная тишина, хотя люди не расходились. Казалось, он был в бреду. Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Речь идет о монументе «Граждане города Кале», созданном знаменитым французским скульптором Огюстом Роденом и посвященном вовсе не фанфарным военным победам, — он прославляет человеческое мужество другого рода. Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм.

Скульптура Родена 
Граждане Кале

В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства. В конце концов проект был принят. В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля. Это старик изнуренный голодом и лишениями осады, с впалой грудью, окоченевшими крупными руками, веревкой на шее, приготовленной, вероятно, для повешения.

Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Один поднял руку, подобно оратору. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм.

Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Они должны сами искать заказчика. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Осада продолжалась почти год. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение». Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции.

Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку.

Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Осенью 1346 года войска английского короля Эдуарда III взяли в осаду портовый город Кале на севере Франции (пролив Па-де-Кале).

Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы. Роден, оставив другие работы, срочно приступил к осуществлению проекта памятника гениальному писателю. Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс.

То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции.

Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Героями подвига были представители городской буржуазии. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. С трудом несет он ключ— символ капитуляции, как тяжелый груз.

Однако для Родена тут было вдоволь материала. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. 14 июля Франция отмечает национальный праздник — День падения Бастилии (1789), крепости-тюрьмы, которая когда-то символизировала для французов абсолютизм королевской власти. На их лицах — вместо мрачной решимости предшествующей пары — подвижническая просветленность, ясность духа.

«Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале.

«Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. А потом Роден уже не видел образов. Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях.

«Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора). Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию.

Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. История, которую он узнал, поразила его. Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Жители города, несмотря на страшный голод, держались под натиском врага, но наступил момент, когда удерживать оборону обессиленные люди просто не могли.

Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. Англичане начали осаду, которая длилась почти год.

Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. В высшей степени четко охарактеризован четвертый герой — круглоголовый средних лет мужчина с ключом от города в руке. Шестеро граждан этого не сделали». Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями.

Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века. Таким образом изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора. В натуральную величину их решения.

Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Очень низкий постамент и не более, чем двухметровые фигуры позволили бы зрителям вглядеться в лица изображенных, буквально заглянуть им в глаза. Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого.

Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Роден воспользовался этим неожиданным удачным поворотом судьбы, а также увеличением числа заказов, чтобы снять новые мастерские на окраинах Парижа. Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале». Его примеру последовали и другие.

Выше человеческого роста. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале». Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. «Граждане Кале» являются для Великобритании символом мужества и милосердия. Они обращаются к отставшим и ослабевшим.

Следом за ним — братья Жан и Пьер де Виссан, потом еще двое (хронист не называет их имен). Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Третья копия находится в Копенгагене.

Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле. Шел 1845 год. Помог Родену писатель Роже Маркс. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени».

Тут все было ясно и определенно. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. Героическая тема вновь ожила в его монументе, притом ожила в наиболее высоком и благородном проявлении — как тема самопожертвования, подвига для блага родины.

Он формировал их. Огюст часто ходил в Лувр. И тогда Роден представил себе, какими могли бы быть Эсташ де Сен-Пьер, Жан дЭр, Жак и Пьер де Виссан и двое их товарищей. 62 Их позы, черты лица, руки, ноги, фигуры в целом изображены с поразительной проницательностью.

И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. Однако его идеи не понравились заказчику. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. Бесспорным для всех критиков Родена было одно: антиакадемический характер его стиля, близость его исканий к новейшим течениям западноевропейской, в частности французской, живописи. Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении.

Средневековые «Великие французские хроники» Фруассара лаконично повествуют, что город Кале в течение многих месяцев мужественно выдерживал осаду британцев, не имея никакой помощи извне. Они должны были выйти к нему без одежды, в одних лишь рубахах, босыми, с непокрытыми головами, с веревками на шеях и с ключами от города и крепости. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками.

Как пишет А. Ромм: «Тема Родена— самопожертвование, добровольное мученичество. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Они обращаются к отставшим и ослабевшим. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи.

И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице— сдержанное возмущение и решимость.

Сейчас здесь Музей Родена. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным».

Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Скульптор расставляет эти фигуры уже не компактным сплоченным отрядом, проходящим перед зрителем, а в виде нестройной группы отдельно стоящих статуй.

Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного.

Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. Однако оно соответствовало сути произведения. Попытки французов прорвать блокаду провалились.

Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Об этом же говорит рот, полуоткрытый в горестном изгибе и взгляд вниз, как будто спорящий с жестом руки. Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам. Но это была всего лишь мимолетная идея. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда».

Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Но нет же. Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина». Претензии жюри касались прежде всего несоблюдения автором существовавших в XIX веке традиций монументальной скульптуры.

Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Денежный кризис. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения.

На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий.

Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Так возник памятник всем шестерым. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Но вот выступил из толпы один из самых богатых и старейших по возрасту гражданин города и выразил согласие пойти во вражеский лагерь, выполнить унизительные условия короля Эдуарда. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. О ней писали газеты, монографии, чтобы посмотреть на нее, люди ехали (и едут до сих пор) в Кале не только со всей Франции, но и со всего мира: каждый хочет постоять в той толпе на торговой площади, через которую идут герои.

Места для случайностей не осталось. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Все четыре года, в которые Огюст Роден работал над произведением, он вел борьбу с заказчиком за право реализовать свой замысел. С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз.

Пустая болтовня в кафе не привлекала его. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Но нет же. Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ. Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств.

Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Он собирал их. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела.

Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела.

Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). Англичане просили мастера об этом небезосновательно.

Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Работа была заказана Огюсту Родену, тогда еще мало известному в мире скульптору. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием.

Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами». Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей.

Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади.

В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода.

Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины. Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет.

Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами. Еще три скульптуры купил музей дОрсе.

Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Но мы уделим внимание другим работам мастера. Для скульптурной группы свойственна высокая степень проработанности характеров: каждый из изображенных Роденом людей — индивидуальность, мы можем с определенностью говорить не только о возрасте, но и об эмоциональном складе, темпераменте, других личностных особенностях. Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения. Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного.

Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада. Один поднял руку, подобно оратору. Они показывают человека в его развитии – от первых шагов взрослости, когда в нём ещё только пробуждаются силы, к размышлениям зрелой личности, в полной мере осознающей противоречивость бытия. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением.

Именно это придает группе движение. В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй». Воздетая к небу в вопрошающем и укоряющем жесте рука —вызов этим высшим силам, требование ответа за беззаконие и несправедливость, обрушившиеся на безвинных людей, на их жизнь, на их жен и детей, на родной город, на родную землю. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их.

«Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». Но эти слабые духом, напоминающие «Тени» из «Адских врат», — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики.

Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. Это требование было исполнено. Проект замер почти на сорок лет.

Многочисленные этюды, отдельные фрагменты нагромождались в беспорядке у основания гипсового макета двери. В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Сам Моне внес тысячу франков. ) Роден был в числе тех, кто принял участие в подписке, в компании с Ренуаром, Писсарро, Пюви де Шаванном, 69 Дега, Фантен-Латуром, Тулуз-Лотреком и др. Это делается быстро, но это не искусство.

Мужество, которое дается человеку намного труднее, чем воинская доблесть и проявляется значительно реже. История, которую он узнал, поразила его. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры.