Греков Митрофан Тачанка
назовите описание картины грекова тачанка пожалуйста
Детство я провел в трудовой семье земледельцев. Картина полна сияния и солнечных отблесков. Он берется за другую тему, которая по-настоящему воодушевляет его. Грекова по праву следует назвать летописцем гражданской войны и это более точное определение того, что ему удалось совершить. Поднятая при движении пыль подернула небесную синь, заволокла горизонт., как навстречу врагу рванулись тачанки – всхрапывающие кони грудью разрывают воздух. В это время художник был занят созданием больших диорам и очень сокрушался, что мало написал для выставки нового — только две картины («У штаба» и «Тачанка.
В первую мировую войну Митрофан Борисович ушёл на фронт, где получил тяжёлое ранение. Костанди и Г. А. Но вот уже от крайнего домика по пробитой в снегу тропке заспешил старик.
Жарко. Учился в Одесском художественном училище (1898-1903) и в петербургской АХ (1903-11) у Ф. А. Рубо. Там Греков постепенно поправился и приступил к работе. Метет поземка.
Мастер так и не успел закончить свое главное произведение – панораму Перекоп. Однако в мае 1918 года на донскую землю пришла контрреволюция. Горизонт застлан клубами бурой пыли и оттуда вырываетсяна зрителя четверка неудержимых коней, влекущих тачанку. Здесь предстояло изобразить эвакуацию раненых в тыл.
- Греков Митрофан Борисович (1882 – 1934)
- Художник Митрофан Греков – летописец гражданской войны
- Греков (Мартыщенко) Митрофан Борисович (Павлович)
- Греков Митрофан Борисович (Митрофан Павлович Мартыщенко) – советский художник-художник, баталист
- Художник 1-ой Конной армии (о Митрофане Грекове)
- Митрофан Греков: Он черпал вдохновение в силе народа
- Художественная галерея : Греков Митрофан
18 августа 1813 года», «Атака шведов ярославскими драгунами», «Атака лейб-гвардейского Гренадерского полка на турецкие позиции под горным Дубняком». Два года она демонстрировалась в Москве. В 1894 году Митрофан Греков поступил в окружное училище в станице Каменской. Но М. Грекову нужен был белый конь именно под крымским небом.
Претерпел изменение и колорит. Прямо из этого окна он писал этюды, которые здесь же экспонируются. Отстав от неё, по полю бредут два дезертира – кони, потерявшие хозяев. Обстановка на культурном фронте была далеко не идеальна. Без этого, наверное, баталист не создал бы такого количества первоклассных произведений. Тяжелая болезнь помешала Грекову своевременно уехать в Петроград.
- Митрофан Борисович Греков (Мартыщенко)
- Греков Митрофан Борисович, художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Описание картины Грекова «Тачанка»
- Рисунок акварелью собирателя открыток
- Галереи, серии картин, портретов
Он подновил живопись, заново обустроил натурный план. В другой раз М. Грекову понадобился красный флаг.
Полковое знамя осеняет группу словно гигантским горделивым крылом. Выезд на позиции») и фрагмент диорамы «Оборона Царицына».
- СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Словари и энциклопедии на Академике
- Описание картины Митрофана Грекова «Тачанка»
- Тачанка (картина) — Википедия РУ
- Тачанка (картина) — узбекистан вики
26 августа 1812 года», «Лейб-гвардейский Павловский полк в сражении под Фридляндом. Бывая на передовой, он торопливо заносил в походные альбомы (несколько их сохранилось в Москве в ЦГАЛИ – Центральном государственном архиве литературы и искусства) всё самое характерное: линии вражеских укреплений, ряды колючей проволоки изломанные колена русских траншей, блиндажи, орудия, а главное – рисовал солдат, товарищей по оружию. При жизни художник смог реализовать только одну диораму — «Взятие Ростова» (1929), которая погибла в годы Великой Отечественной войны. Так Митрофан Греков стал летописцем Первой Конной армии. «Пулеметампродвинуться вперед. » — таково второе название этой картины. Движение зарождается в правом верхнем углу картины и затем стремительноразвивается по диагонали.
Он сделал свой выбор и должен был принять новую власть. Рубо отсутствовал, занятый работой над панорамой Бородино. Живопись Грекова этого времени отличается повышенной светоносностью и яркими чистыми красками. Это потом метод превратился в идеологический пресс.
Художники этого объединения стали костяком соцреализма в живописи. Художник получает заказы на новые батальные полотна. В этом отношении очень показательна картина Ушли из боя. М. Греков отмечает и яркие блики, оживляющие сплошную густую тень под ногами коней.
- Тачанка (картина) — википедия орг
В середине марта 1923 года все три полотна экспонировались на IV выставки АХРР (Ассоциация Художников Революционной России) в Москве, в Центральном доме Красной Армии. После закрытия выставки картины М. Грекова поступили в числе лучших батальных полотен во вновь организованный Музей Красной Армии. Вместе с композицией Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск (1920), эти полотна положили начало советской батальной живописи, лейтмотивом их стало не отражение военных действий как таковых, а те новые, романтичные, на взгляд художника идеи, за которые боролась Красная Армия. Вот таким образом сложилось мнение, будто империалистическая война не вдохновила художника «ни на одно картинное полотно». Греков Митрофан Борисович (до 1911 — Мартыщенко Митрофан Павлович), советский художник-баталист.
От коней на землю упали резкие, почти черные тени. ». Удивительно точны психологические типы белого офицера, обуреваемого сомнениями и старого, домовитого казака, озлобленного и непримиримого. Как заставит художник.
Зимой 1933—1934 годов он, написав одну картину, тут же начинал другую. Имя Грекова присвоено Студии военных художников. Грекову от Первой конной армии». С эскизами у меня пошло лучше, мне дали стипендию имени художника Судковского. Вот таким образом грековское творчество гораздо сложнее, значительнее и масштабнее, нежели представлялось до сих пор. В 1898 году Митрофан Борисович поступает в Одесское художественное училище.
Позднее, когда в 1920 году Греков вступил в ряды Красной Армии, он так вспоминал об этом в автобиографии:. С фронта он привез множество зарисовок. Но в Пятигорске эшелон попал под ожесточенную бомбардировку.
Член АХРР (в 1925—29). Но живописность этой группы, синь неба и золото труб его будоражили. В середине марта 1923 года все три полотна экспонировались на IV выставки АХРР (Ассоциация художников революционной России) в Москве, в Центральном доме Красной Армии. Для произведений Грекова, запечатлевших боевой путь Первой Конной армии, другие события Гражданской войны 1918-20, характерны историческая достоверность в изображении событий и типов, правдивое воссоздание атмосферы героической борьбы за Советскую власть (Тачанка, 1925, Трубачи Первой Конной армии, 1934, – оба в ГТГ Кавалерийская атака, 1927, ЦМВС). В это время он перестал копировать чужие рисунки и начал рисовать «от себя».
Его творческая фантазия нарисовала яркую, захватывающую картину боя. Эти произведения стоят у истоков советской батальной живописи. По свежему впечатлению он набросал акварельный эскиз. Однавременно рождаются многочисленные этюды из фронтовой жизни.
Во время учебы он участвует в работе над знаменитыми панорамами своего педагога – Оборона Севастополя (1907) и Бородинская битва (1911). Уже потом по полотну центральной части прошелся кистью Греков, нарисовавший бойца с лошадью на поводу, пересекающих железнодорожные пути. До вернисажа, намеченного на ноябрь 1934 года, оставалось ещё больше года. В степь, к станции, где стояли извозчики.
Под крупами коней мчатся по земле их тени и кажется, будто кони летят, не касаясь земли. Там, в семье земледельцев, прошли его детские годы. Из снегового вихря вырываются сплоченной массой красные конники. Когда одна тачанка вела пулеметный огонь, другая выдвигалась на удобную позицию. Баталист. Детство и юность будущего художника прошли на Дону.
В пламени вспыхнувшего пожара творение Грекова погибло. Боже мой, как все это скучно, тоскливо и безнадежно. Несла она фельд-егерскую службу – беспокойную и хлопотную.
Открылось и другое – новаторство Грекова. Николай Васильевич — автор многих диорам в России, в Белоруссии, в Украине, самой большой панорамы в Европе — «Плевенской эпопеи» (1977) в Болгарии.
Имя Г. присвоено Студии военных художников, образованной в 1935. Даже возникло предание о том, будто Греков был художником-солдатом, «с винтовкой на одном плече и с, этюдником на другом», совершившим с красной конницей весь ее боевой путь. После окончания действительной службы в 1913 году и до начала первой мировой войны он написал пять больших «баталий»: «Атака французской батареи гвардейской пехотой при Бородино. Однако живым и действенным осталось искусство Грекова имя его звучит и сегодня.
А уж с какой готовностью они позировали. Учился в Одесском художественном училище (1898—1903) и петербургской АХ (1903—11) у Ф. А. Рубо. Достаточно внимательно проанализировать ранние картины Митрофана Грекова — «Корниловцы на привале» (1919), «Красноармейцы врываются в станицу, занятую деникинцами» (1919), «Отступают» (1919) или «Вступление полка им. На одном из подобных митингов в круглом академическом дворе, где собралось около трех тысяч человек, ораторы провозглашали необходимость свержения царизма.
Греков выехал на место событий. После неё Грекова приняли в члены АХРР. Особенно много хлопот доставило небо – оно упорно сохраняло блеск. Завершить же её живописную летопись. Правда, все что-то мешало, да и другие сюжеты отвлекали от нее.
Свистит ветер. Этот фрагмент придал картине убедительность документа. Потом у меня выправился рисунок с натуры. Греков, как и многие великие мастера прошлого, сохранял творческую независимость. Греков Митрофан Борисович (до 1911 – Мартыщенко Митрофан Павлович) (1882-1934), советский художник.
Г. — инициатор создания в советском искусстве диорам и панорам. Правую часть диорамы – разгружающуюся из эшелонов и строящуюся пехоту – писал Шухмин. Будто бы в них художником отчетливо выражена идея «военного и морального разгрома белойармии», «враждебной народу». И куда же они отправились. Его баталии, обращенные к непарадной стороне войны, вступали в резкий диссонанс с работами других художников ура-патриотического содержания.
учится в живописной мастерской И. Е. Репина. В начале января 1923 года М. Б. Добившись разрешения заниматься живописью в казарме, Греков завершает заказанную ему ранее картину «Атака на кирасир».
В Академии Митрофан Борисович сначала попадает в мастерскую к выдающемуся русскому художнику И. Е. Натурой были гипсовые орнаменты, казавшиеся мне очень скучными. Но борозда ложится за бороздой. Солнечный свет заставляет гореть расплавленным золотом медь духовых инструментов. В воздухе как бы разлита настороженность. Прав был Рубо, когда говорил, что пейзаж подсказывает художнику-баталисту композицию. Действие в этих полотнах показано в самых напряженных моментах: то это исполненный бурной динамики бросок, где в рукопашной схватке не на живот, а на смерть схлестнулись силы противников то уверенно движущаяся лавина солдат пехотного полка, вступающего в город то растянувшаяся бесконечной лентой на снежном поле красная конница.
Жизнь и творчество Овечкина тесно связаны с Новочеркасском. Не оказывалось свободной лошади — усаживались верхом на табурет. Ученик К. К. Костанди, И. Е. Репинаи Ф. А.
В конце 1911 года он получил диплом об окончании Академии художеств. Впоследствии у меня развилась любовь к рисованию с натуры. В этот цикл вошли такие полотна как «Красное знамя в Сальских степях», «В отряд к Буденному», «Разгром корпуса генерала Кржижановского», «Взятие Новочеркасска», «Тачанка», «Вступление частей Первой Конной армии в село Шаблиевку», «Удар Первой конной под Воронежем», «Бой под Егорлыкской», «Трубачи Первой конной» и многие другие. Художник в ответ только посмеивался, хотя тема «Трубачей» его уже давно интересовала. «Трубачи» построены на полнозвучных, радостных, сильных цветовых тонах.
После окончания Гражданской войны М. Б. А в центре, перед живописным полотном, положили рельсы, обозначавшие железнодорожные пути. Греков принялся за создание живописной летописи Первой конной армии. Виной тому была краска.
Уже тогда Греков задумывался о создании «своей» панорамы. С 1931 жил в Москве., а также картину Бой за Ростов под Большими Салами. На время он поселился в хуторе Ивановка, где после смерти отца хозяйничал младший брат Николай. Детство и юность будущего художника прошли на Дону в хуторе Шарпаевка, Ростовская губернии. He пропускались на крупные московские выставки и работы Грекова, считавшиеся в чиновничьей среде «устаревшими» и «маловыразительными».
Чтобы подчеркнуть суровость событий, требовались драматические краски. Упорная учёба дала первые результаты — его картина «Охота на лисицу» на академическом конкурсе эскизов была отмечена первой премией и наградой в сто рублей. Его наставниками в Одесском училище были два замечательных художника – К. К. Во всем его облике столько доверия, что становится ясно – тревожиться нечего. На военных дорогах, в сражениях пристально изучает художник жизнь и быт армии. Оказавшись в годы революции в центре развернувшейся гражданской войны на Юге России, Митрофан Борисович Греков (1882-1934) создал целый ряд батальных картин.
Отступление корниловцев (1922). приступает к реализации давней мечты, а именно создания первой советской диорамы «Взятие Ростова».
По его совету Греков приступает к созданию дипломной картины Лейб-гвардейский Казачий полк в Бородинском сражении (ныне она находится в доме-музее художника в Новочеркасске). Многие замечательные полотна этого цикла — «В отряд к Буденному», «Вступление полка им. Это по большей части многофигурные композиции. Впечатление от картины было потрясающее. Имя Грекова было присвоено Студии военных художников, созданной в Москве в 1935г.
Некоторое время он работает преподавателем рисования и чистописания в Новочеркасске в эвакуированной из Варшавы 3-ей мужской гимназии Влащлавского, параллельно с этим он пишет серию живописных работ на тему разгрома Белой армии: "Бредут" (1919), "Корниловцы" (1919), "Отверженные. Что касается бедноты, «Греков был «своим», ему доверяли», а «офицеры-дворяне оскорбительно напоминали живописцу о своем происхождении». Они создали множество выдающихся произведений искусства.
Буденного. Мы не прочитаем также, что в белогвардейском Новочеркасске Грековым были написаны картины на тему белого движения «Смерть Л. Г. Корнилова» и «Бредут», последняя из которых летом 1919 года демонстрировалась в столице кубанского казачества городе Екатеринодаре (Краснодаре) в здании Дворянского собрания. Я хотел изучить у Рубо приемы овладения большими холстами. Здесь он задумал и осуществил цикл картин «Гражданская война», ставший главным делом его жизни. Во всяком случае, они бы не дошли до широкого зрителя. Понуро-скорбно они направляются в тыл. После её перевезли в Ростов, поближе к месту событий.
Овечкина (1929-1993). Творческая деятельность Студии имени М. Б. Так Митрофан Греков стал летописцем Первой Конной армии. А завершать экспозицию персональной выставки должны были «Трубачи». В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. О художнике издано несколько капитальных монографий, написаны многочисленные статьи.
Греков был представлен К. Е. Здесь осенью 1917 года его застало известие об Октябрьской революции. В 1917 г. Греков демобилизуется по причине тяжелой болезни.
Его знаменитая «Тачанка» (1925), «Отверженные» (1922), «В отряд к Буденному» (1923), «Ночная разведка» (1924), «Кавалерийская атака» (1927), «Бой под Егорлыкской» (1928), «Трубачи Первой Конной» (1934), «На Кубань» (1934) и другие картины давно уже стали классикой советской живописи. В 1917 г. Греков демобилизуется по причине тяжелой болезни. Рубо. На его долю выпала левая. Поначалу он занимается рисованием самостоятельно.
На дону устанавливается Советская власть, которую художник восторженно приветствовал. Чуть сбоку от неё спешились командиры. Так были созданы полотна «Бой у Карпово-Обрывской слободы», «Пленный», «Сталин и Ворошилов в окопах под Царицыном», «На пути к Царицыну» и другие.
Какое-то время он работает учителем в Новочеркасске, где создает свою первую живописную серию, посвященную разгрому белогвардейцев, – Бредут, Корниловцы (обе 1919), Отверженные. Митрофан Борисович Греков (настоящее имя — Митрофан Павлович Мартыщенко) родился 3 июня 1882 года на Дону, на хуторе Шарпаевка. Скромная обстановка уютных комнат, просторная мастерская с его произведениями на стенах.
Особенно на меня произвела большое впечатление его панорама Покорение Кавказа (Штурм аула Ахульго). Во время знаменитого Брусиловского прорыва, оказавшись в самой гуще сражения, художник прямо с двуколки делал зарисовки, собирая материал для будущих батальных полотен. 1807 год, Атака лейб-гвардейского Кирасирского ея величества полка на французскую батарею под Кульмом. Когда же позволяла обстановка, он брался за акварель.
В правой части соорудили пакгауз. Рубо, Греков боролся за утверждение реализма в советской живописи. Вскоре он и вовсе покинул мастерскую. К. Ворошилов на это ответил: «Гражданская война — явление грандиозное. К их числу относится и картина«Тачанка» — произведение, захватывающее зрителя героическим пафосом.
На извозчике-ломовике доставил их в Дом Красной Армии. В «Автобиографии» Греков называет себя «сторонником революции», но, будучи очевидцем карательных экспедиций красногвардейских отрядов, «пришельцев», по его собственному выражению, по казачьим хуторам и станицам, вряд ли мог так безоговорочно стать на классовые позиции большевиков, как это утверждают его биографы. «Приходилось делать выбор», – вспоминал впоследствии художник. М. Греков ведет свое эпическое повествование на языке живописи и доводит здесь до совершенства свой неизменный прием «дымки», окутывающей и фигуры бойцов и степную даль и голубое небо и разогретую дорожную пыль на белых конских телах, на их сбруе и на музыкальных инструментах. Установкой огромной картины занимался сам Греков.
Там же он начал заниматься рисованием, перерисовывая картинки из журнала «Нива». Пробовал иногда для себя нарисовать гипсовую фигуру, но видел, что у меня хуже выходит, чем у старших товарищей и тогда я с новым усердием принимался за орнаменты. Перешли к натурному плану.
Душно. К. Ворошилов на это ответил: Гражданская война – явление грандиозное. Это по большей части многофигурные композиции. Собирая материал к этим грандиозным баталиям. Греков был представлен К. Е.
В совокупности эту тему не охватить и за целую человеческую жизнь», — и предложил художнику ограничиться каким-либо одним периодом в истории гражданской войны, а еще лучше изображением боевого пути одного крупного воинского соединения. Грекова внесла значимый вклад в борьбу с врагом. На его взгляд был недостаточно освещен начальный период её истории. Сделав первую в советской живописи диораму «Взятие Ростова» (1929), Греков оказался всецело поглощенным замыслом создания панорамы, которая дала бы, по его словам, «живое, полноценное зрелище массовому зрителю».
Живописные произведения художника, относящиеся к событиям первой мировой войны 1914 – 1918 годов, долгое время оставались неизвестны исследователям (местонахождение ряда из них не выяснено до сих пор). Как известно, этюды – лучший способ верно и точно зафиксировать действительность, удержать её в памяти. Действовали они перекатом. А вслед за тачанкой, по сторонамее, нагоняя, ускоряя движение, мчится в бой конница и все вместе звучит как звонкийпобедный аккорд. «Тачанка» Грекова — одно из лучших произведений советской батальной живописи. Традиции этого большого мастера бережно хранятся и приумножаются в Студиивоенных художников имени М. Б. Грекова, которая объединяет большое числохудожников, посвятивших свой талант Советской Армии. Несколько месяцев я находился в полосе фронта, в непосредственной близости к боям.
Репину, где к нему приходит первый успех – на академическом конкурсе эскизов его работа «Охота на лисицу» была отмечена первой премией и наградой в сто рублей. 26 августа 1812 года, Лейб-гвардейский Павловский полк в сражении под Фридляндом. Его работы экспонируются на выставках Ассоциации художников революционной России. Реализм своего творческого метода баталист постоянно подкреплял работой с натуры. Трагическое поражение Добровольческой армии и ликующую победу Красной армии. Под крупами коней мчатся по земле их тени и кажется, будто кони летят, не касаясь земли.
тянущуюся к искусству молодежь. В разгар подготовки к работе над диорамой «Перекоп» Греков скоропостижно скончался в самом расцвете своего дарования. Здесь он задумал и осуществил циклкартин «Гражданская война», ставший главным делом его жизни. Везде содержится характеристика баталиста как «певца Первой Конной армии».
Широко известная картина Митрофана Грекова «Тачанка» (1925) как бы олицетворяет победоносную силу Красной Армии. Давай сильней. Безлесые равнины у селенья Генеральский Мост многое поведали Грекову. В начале января 1923 года М. Б.
Художник создал цикл картин «Гражданская война». Небольшую по размерам картину «Отступают» вообще можно принять за своеобразную иллюстрацию к «Тихому Дону» М. А. Шолохова, не зная, что роман тогда еще не был написан и художник о нем ничего не слышал. Нашли такого.
Пулеметам продвинуться вперед. Веселые краски весенней степи оказались чересчур легковесными. Грекова.
Член АХРР (1925-29). В 1917 году по состоянию здоровья Греков был демобилизован. Он рисовал с натуры и преподавал рисование в Ростовской гимназии.
В советское время не могло быть и речи о написан ном художником портрете выборного атамана Войска Донского генерала А. М. Каледина, а также об инициативе Грекова по созданию «Музея гражданской войны 1918 года» в «гнезде контрреволюции», в Новочекасске. Ведь как горит, как вспыхивает солнце на меди начищенных до блеска труб. Но нет, не до них сейчас, в работе находились суровые батальные полотна о революции и гражданской войне. А в августе 1934 года в Москве открылась выставка на которой было представлено 11 диорам, среди которых были также представлены эскизы к панораме «Взятие Перекопа».
Его имя по праву стоит в ряду великих мастеров батального жанра в мировом искусстве. Творчество Грекова востребовано зрителем и по-прежнему служит вдохновляющим примером для художников. Картина была навеяна рассказами С. М. Володарского в Новочеркасск» (1920), чтобы усомниться в надуманных рассуждениях идеологических натяжках по поводу их содержания. Передовые схлестнулись в жестокой рубке. Рубо.
Здесь Митрофан Греков четыре года изучал мастерство батальной живописи. Часто работал он также и над эскизами из хорошо знакомой ему жизни донского казачества. Напряженную работу живописца прервала скоропостижная смерть.
Как справедливо отмечал С. М. Буденный, не только сама тематика гражданской воины являлась для живописца «близкой, кровной, родной», в его работах «правда исторической действительности предстает перед нами окрыленной творческим воображением художника».
После демобилизации он вернулся на родину в Донскую область, в Новочеркасск. Он много работал над эскизами панорамы «Оборона Царицына», затем пришел к идее создания комплекса диорам к 15-летию Первой Конной армии. Писалась картина в неблагоприятной обстановке.
Отступление корниловцев" (1922). К их числу относится и картина «Тачанка» —произведение, захватывающее зрителя героическим пафосом. Мы воспринимаем «Тачанку» не как изображение отдельного момента боя, а каксимвол революционного вихря, несущегося над Россией и сметающего на своем путивсе чуждое, враждебное. На полотне изображена атака Красной конницы. У художника к этому времени было уже три больших картины — «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», «Артиллерия на волах» и портрет Левандовского — помощника командующего войсками Северо-Кавказского военного округа. Но приступить к её созданию не удалось – помешала война. События так волновали, так захватывали, что нельзя было не писать.
Здесь в самой сердцевине большой излучины Дона, где воздух напоен терпким запахом полыни и чабреца, в душе юного Грекова зародилась любовь к искусству. Только-только прозвучала команда: Пулеметам продвинуться вперед. А центральную – станционные постройки и бронепоезд – Авилов.
И когда ему принесли его, он, обрадованный, весело сощурился на солнце и опять отправился в степь, на этот раз окруженный мальчишками. На одной из них настоящий фурор произвела картина Грекова «Тачанка. Немногие, даже самые талантливые ученики Академии, удостаивались такой чести. Митрофан Борисович Греков, урождённый Митрофан Павлович Мартыщенко (3 июня 1882 – 29 ноября 1934), родился на хуторе Шарпаевка Яновской волости, Донского округа, Области Войска Донского в семье отставного казачьего офицера. Несколько слов о дальнейшей судьбе диорамы Взятие Ростова.
Она передала в Новочеркасский музей и в Ростовский областной музей краеведения картины, в основном раннего периода, большое количество этюдов (свыше 800), личные вещи баталиста. Под попечительством Франца Алексеевича он изучал законы и приёмы батальной живописи, получал навыки в создании масштабных полотен, помогая Рубо в работе над панорамами «Оборона Севастополя», «Штурм хутора Ахульго», «Бородинская битва».