Христос В Пустыне Анализ Картины
Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»
Надеясь сказать новое слово в художественной трактовке образа Христа, художник берет за основу то место в тексте Евангелия, где говорится об испытании голодом, жаждой и дьявольскими искушениями, пережитыми Иисусом во время сорокадневного пребывания в пустыне. Иисус сидит на камне и ждет восход солнца. Эстетика картины находится в границах эпохи.
Ж-998)29. Звание профессора Крамскому не было присуждено. Это произведение мастер создавал на протяжении десяти лет.
Христос в пустыне (картина Крамского)
Искусство, должно непосредственно участвовать в жизни и касаться всех ее сфер, считали прерафаэлиты. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. В конце зимы 1863—1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал девятнадцатилетний Илья Репин — он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Страшно станет. В этом случае правда лица зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника.
Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем.
Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Шестой план – то более светлое, чем план пятый и длится оно от левого края картины до правого колена Иисуса (глядя от холста). Надо думать, найти верное решение помогла Крамскому заграничная поездка 1869 года, предпринятая специально для того, чтобы «вживую» увидеть то, как интерпретировали эту тему старые мастера.
Четвёртый план – то, что светлее плана третьего и лежит за ним (на картине – над ним). Начиная с А. Иванова, пожалуй, не было ни одного крупного художника второй половины XIX века, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа, трактовка которого приобретала не созерцательное, а острое историко-философское звучание.
Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото
Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Что ж после этого. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30. Но никто не говорит ничего важного.
А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4.
История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского
Человек выбирает. Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. Я не знаю. Но как рассказать.
Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты». Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм.
И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18.
Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Отражением сомнений героя картины является небо над ним.
Так и получилось. И он всё думает, всё думает. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314.
По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. Нельзя мешать человеку в период его раздумий. Едва ли. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой.
Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. «Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32. А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал. Вот почему «Христос в пустыне» до сих пор вызывает столько вопросов, сомнений, предположений: зрителю разных эпох кажется, что Христос Крамского, уставший изнеможденный Путник, со слипшимися губами, в рваном хитоне, слишком уж очеловечен, слишком уж мучителен его выбор, слишком тяжело его раздумье. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе.
Описание картины: «Христос в пустыне»
Особенно напряженно художник работал летом 1872 года. Амбиции молодых людей вполне можно понять. Второй вариант картины был написан за год. Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление. А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом».
Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль. На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы.
Сколько раз плакал я перед этой фигурой. В Лондоне — центре мировой экономики, столице британской империи — возникает «Братство прерафаэлитов». 1848 год. Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф.
Кто знает, сколько бы еще разных мнений, вопросов и толкований вызвала это работа, если бы ей суждено было состояться. Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия. Но если взглянуть на самую картину, то ничего, кроме сухой правды, не найдешь. Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. 4:13).
Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен». Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22. Он разрешит свои сомнения и сделает выбор. Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль.
С одной стороны, Христос, сидящий на каменном обломке, бесконечно одинок. Александр Бенуа (1870-1960) известный русский художник и искусствовед-теоретик, создатель общества художников «Мир искусства», работавший несколько позже Крамского, назвал его Христа неудачным, а самого художника не очень смелым продолжателем Александра Иванова: «В. Начиная с А. Иванова, пожалуй, не было ни одного крупного художника второй половины XIX века, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа, трактовка которого приобретала не созерцательное, а острое историко-философское звучание.
Описание картины «Христос в пустыне»
В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека. Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи.
Другой опыт работы Крамского над евангельским сюжетом был еще менее удачным. Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. Но как рассказать.
Христос в пустыне, 1872, Крамской
Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю. 4:2). Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46).
Но как рассказать. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати».
Человек решает. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Что же привлекло меня в этой картине.
"Христос в пустыне" – удивительная история картины
Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей. Таким увидел на картине Христа этот писатель.
В каком-то смысле критики были правы. Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли. Ошибочным, как понял автор, был сам выбор вертикального формата, лишивший произведение «широкого дыхания» — или, по-другому, точного «контекста». Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография.
Сочинение по картине Крамского Христос в пустыне
По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Левая часть третьего плана находится над крайним слева камнем второго плана.
Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. «Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Разве можно это написать. Коллекционер без торга принял назначенную художником цену (6000 рублей).
Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского – «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю.
Кратко о жизни и смерти талантливого человека
Таким контекстом в последней версии явилась бескрайняя «каменная» пустыня за спиной Христа, подчеркнувшая своей мертвенностью глубину внутренних постижений героя полотна. Чем, каким способом я могу быть понят. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Показанная на Второй выставке ТПХВ, эта картина вызвала громкие споры.
Человек решает. Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. Почему. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30.
Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1. Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов и только время от времени брови шевелятся, повинуясь законам мускульного движения.
В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде», художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. Дальше еле угадываются седьмой и восьмой (оба с фиолетовым оттенком) планы.
Посмертная выставка замечательного художника
«Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Эта фигура символична, на месте Христа может оказаться каждый. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. Сюжеты Евангелия, как и Ветхого Завета, давались в качестве программных заданий молодым студентам академии художеств.
Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались. Пятый план опять чуть темнее четвёртого и опять разорван. Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». Второй план – следующая гряда камней. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба».
Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)
Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. П. М. Правда, за попытки исторической реконструкции, за наполнение полотен достоверными подробностями, а героев земной телесностью, они терпели жесткую критику. Что же привлекло меня в этой картине. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9.
Кто это был. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Картину «Христос в пустыне» художник написал в 1872 году.
Влияние «Христа» Крамского на живопись
Впрочем, критика им была и не страшна. Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. Я могу сказать, что писал его слезами и кровью.
Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает.
Записки переводчика с Андреем Десницким
Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. Вот таким образом он изобразил не Сына Божиего, не Царя царей, а как бы архетипический образ человека мыслящего, человека размышляющего. Эстетика картины находится в границах эпохи. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать».
Образ Христа выстраивался с годами, приобретая каждый раз что-то новое. Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. Никто не может помочь ему сейчас, ободрить, подсказать. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере.
Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Именно тогда он сделал первый набросок композиции. Чем, каким способом я могу быть понят. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18.
Христа не кончил»32. Ж-5724)495051. Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна.
Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63.
Таким образом, обе творческие попытки талантливого живописца потерпели фиаско. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Эстетика картины находится в границах эпохи. Противоречивые чувства вызывает во мне эта картина. Ещё сильнее это выражается в большеформатном портрете А. Д. Литовченко. Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. По мнению многих именно эта картина занимает важное место в его творчестве.
Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»
Он не замечает ничего вокруг Себя. Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. И к чему тогдапустыня. Я верю, что Христос ненадолго останется в пустыне. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия».
А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим. 1867 годом датируется первый вариант картины, оказавшийся неудачным. Это было объединение художников идеологами и основателями которого стали Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти и Уильям Холман Хант. И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений.
Христос, каким увидел его Иван Крамской
Одетый в плотное темно-коричневое пальто, художник изображен на светлом серо-зеленоватом фоне. И к чему тогда пустыня. Разве можно это написать.
– Примеч. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Кажется, здесь никто не ходил раньше. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы. Значит, это очередной хребет.
Другие картины Ивана Николаевича Крамского
Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». Бесплодная, усеянная россыпями камней, она постепенно озаряется светом утренней зари. На нем печать глубокой думы.
По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией.
Обе гряды находятся на довольно высокой горе: всё остальное находится ниже. Описание учебного контроллераГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира. Крамской был человеком с весьма активной жизненной позицией, стремившимся к честности и справедливости, несомненным лидером. Человек выбирает.
Тропарь Святителю Спиридону на греческом
И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Целый ряд толкователей картины (о чем упоминает, например, советский искусствовед Вагнер) выдвигал версию о том, что Христос Крамского делает выбор между «добром и злом». Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий.
Это какой-то нигилист. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. Ну что ж после этого.
Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала.
автора) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17 – 18). В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11. Человек – не Бог. «Никто не отнимает ее (жизнь. «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий).
Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась – не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти – и, наконец, в добытом и готовом одолении». Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье.
И еще больше поражаются неожиданно отрицательному ответу. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него. За Ним расстилается бескрайняя пустыня. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере.
Описание программы «Калькулятор для обработки арифметических операций с бесконечной точностью»Глава 7. А на вопросы зрителей: Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи.
Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк. Чем, каким способом я могу быть понят. Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. Картина изображает Спасителя, сидящим на камне.
Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». Христа совсем не вижу.
Тропарь Святителю Спиридону на греческом в исполнении детского хора острова Корфу
Game Board Breakdown / Подробное описание игрового поляАнализ и описание рабочего места PR-менеджера «Mr. Doors». Анализ рынка и описание наиболее важных факторовБиблиографическое описание источников информацииВыбор и описание силовой схемыВыбор механизмов и описание технологического процесса. Глава 2. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21.
По собственному признанию Третьякова, это была одна из самых любимых его картин. Непонятно, как такую картину позволили выставить. По возвращении в Россию Крамской продолжает искать.
Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами. Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Человек – не Бог. О чем думает его Христос.
Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Но посмотрим хотя бы на эти эскизы. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Как и в других картинах, отличительной чертой техники Крамского была тонкая законченность — до такой степени, что некоторые даже считали её чрезмерной или излишней.
А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму). «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», — говорил Крамской. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10. Получив решительный отказ, Крамской от лица четырнадцати выпускников обратился к совету с вежливым, но твердым заявлением о том, что, не смея оспаривать решений начальства, выпускники желают немедленно покинуть стены академии. Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем.
Фильм о святом Спиридоне Тримифунтском
И вот я однажды. Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. Мне стало ясно, что он занят важным для него вопросом, настолько важным, что к страшной физической усталости он нечувствителен. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь.
По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327. В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок.
Англия. Пальцы не прорисованы, лишь намечены несколькими точными, динамичными мазками. Крамской, Ге, Мясоедов, Перов, Поленов, Суриков, Шишкин, Брюллов, Репин — вот неполный список тех, кто вошел в Товарищество. То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге.
Праздник в храме Святого Спиридона
Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун — «Ииисус омывающий ноги Петру». Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. Откуда же такая творческая противоречивость.
За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. Картина была принята очень неоднозначно. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Крамской получил несколько предложений продать картину.
Прерафаэлиты предпочли второе. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней.
Чудо Руси Великой – Явленный Господом Крест
Что сделать, чтобы быть понятным. Третий план, темнее первых двух, разорван. По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание.