Христос В Пустыне Иван Николаевич Крамской

В дебютном выпуске программы ведущая Анна Коликова расскажет о картине Ивана Николаевича Крамского «Христос в пустыне».

Христос в пустыне (картина Крамского)

Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф.

Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались. Сколько раз плакал я перед этой фигурой. «Под влиянием ряда впечатлений, — пишетвпоследствии художник, — у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба».

Чем, каким способом я могу быть понят. Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской. Но никто не говорит ничего важного. Так в 1872 году мастер создал своего Христа – тихого, спокойного, величавого, отрешенного.

Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне». Противники картины говорили, что Христос у Крамского абсолютно лишен каких бы то ни было черт святости, возмущались нерусским типом лица Христа. Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем.

Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Это и понятно: десять долгих лет вызревал замысел картины, а теперь, после выставки, художник сам запутался и не мог решить для себя, что же все-таки он сделал. Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку.

Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. В каком-то смысле критики были правы. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры.

Описание картины 
«Христос в пустыне»

Описание картины «Христос в пустыне»

Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. В 1857 году Иван Крамской поступает в Петербургскую академию художеств, в класс художника А. Маркина.

Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий). Он отчаянно спорил с ним о вере.

И вот я однажды. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника.

Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий.

Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Чем, каким способом я могу быть понят.

Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем. Уже горизонт затеплился утренним солнцем, природа готовится встретить восход и только человек этот безучастен к окружающей его красоте и радости бытия, неотступная мысль преследует его. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу».

«Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие. Композиция полотна очень проста. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати». Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой».

Постепенно друзья стали замечать, что и без того худое лицо Крамского ещё больше осунулось, побледнело, в глазах появился лихорадочный нездоровый блеск. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22. Но теперь. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать».

Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Но вскоре работа над картиной подошла к концу — 10 октября 1872 года он написал Васильеву: «Да, дорогой мой, кончил или почти кончил Христа. Он отказывается. Откуда же такая творческая противоречивость.

Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи. То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться». Но интересна тенденция, которую мы можем наблюдать у художников той эпохи: начиная с Александра Иванова и заканчивая самим Иваном Крамским, художники переосмысливают евангельские сюжеты так, что изображают Христа не в божественном обличии, не царем, а простым человеком.

Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1.

История одного шедевра: 
«Христос в пустыне» 
Крамского

История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского

Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Неоконченное полотно хранится в настоящее время в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв.

Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32. В творческой биографии Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887) картина «Христос в пустыне» занимает особое место. Впрочем, критика им была и не страшна.

Разве можно это написать. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. Воодушевившись всем увиденным Крамской возвращается в Россию и посещает Крым, для натуры лучше всего подошли районы Бахчисарай и Чуфут-Кале напоминавшие пустыню Палестины. Пройдет несколько лет и Илья Ефимович услышит от своего старшего товарища уже несколько иные речи.

– Примеч. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Но посмотрим хотя бы на эти эскизы. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности».

Звание профессора Крамскому не было присуждено. В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18. А все-таки не отходит».

Но как рассказать. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи.

Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. Неужели это та самая книга. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54.

На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим. И к чему тогдапустыня. Вы видите, что это из прописей даже, но это ничего.

Чтобы найти «своего» Христа, в ноябре 1869 года Крамской уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. Ну что ж после этого.

И он всё думает, всё думает. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. «Никто не отнимает ее (жизнь.

Христос в пустыне, 
1872, Крамской

Христос в пустыне, 1872, Крамской

Он отчаянно спорил с ним о вере. Выпускники попросили совет академии разрешить им выбирать тему работы каждому по склонностям и интересам. И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть.

Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник. Но теперь. Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли. Александр Бенуа (1870-1960) известный русский художник и искусствовед-теоретик, создатель общества художников «Мир искусства», работавший несколько позже Крамского, назвал его Христа неудачным, а самого художника не очень смелым продолжателем Александра Иванова: «В.

Христос в пустыне, 
картина Крамского: 
история создания,

Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото

По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327. Ничего он не чувствует, что холодно немножко, не чувствует, что у него все члены уже как будто окоченели от продолжительного и неподвижного сидения. – Это я взял заказ писать образ Христа. В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне». Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений.

1848 год. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун — «Ииисус омывающий ноги Петру». Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы.

Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. В этом произведении нет действия, но зримо ощущается жизнь духа, работа мысли. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг».

Очень интересна композиция полотна, она играет далеко не последнюю роль в понимании смысла картины. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Там Иисус Христос должен был приготовиться к своему общественному служению постом и молитвою. Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира.

Неужели это та самая книга. Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна. Что сделать, чтобы быть понятным. Его дума была так серьезна и глубока, что я часто заставал его постоянно в одном положении.

Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия».

Этот сюжет не самый редкий в мировой живописи, к нему обращался не один европейский художник. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его.

Три студента Королевской Академии художеств объединились в братство, чтобы противостоять общепринятому пониманию искусства и красоты. Шла вторая выставка передвижников. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека.

По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». Но как рассказать. Эстетика картины находится в границах эпохи.

Христос в пустыне, 
Иван Николаевич 
Крамской

Христос в пустыне, Иван Николаевич Крамской

Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал. Англия. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни.

Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер.

Картина статична, в ней нет действия, но показаны работа мысли Христа и сила его духа, сохранённая вопреки всем страданиям, которые ему пришлось и ещё придётся пережить10. Вот почему «Христос в пустыне» до сих пор вызывает столько вопросов, сомнений, предположений: зрителю разных эпох кажется, что Христос Крамского, уставший изнеможденный Путник, со слипшимися губами, в рваном хитоне, слишком уж очеловечен, слишком уж мучителен его выбор, слишком тяжело его раздумье. Крамской получил несколько предложений продать картину. Второй вариант картины был написан за год. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего.

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ 
Иван Крамской

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской

Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Так и получилось. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией. Начал философствовать.

Однако в отечественном изобразительном искусстве к этой евангельской истории прибегали крайне редко, в основном изображая ее в небольших клеймах икон. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49.

Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»

Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Его картина висела последней. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4.

За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46). Я могу сказать, что писал его слезами и кровью. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты». И тут же превозносили. Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк.

Храм Тихвинской 
иконы Божией Матери 
в Алексеевском –

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском

Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Почему.

Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. — я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», — писал Крамской. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами.

Разве можно это написать.

Иван Николаевич 
Крамской «Христос 
в пустыне»

Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне»

Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. Получив решительный отказ, Крамской от лица четырнадцати выпускников обратился к совету с вежливым, но твердым заявлением о том, что, не смея оспаривать решений начальства, выпускники желают немедленно покинуть стены академии. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель.

Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало.

Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». В зале было немыслимое количество народу. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64.

Иван Николаевич 
Крамской Христос 
в пустыне

Иван Николаевич Крамской Христос в пустыне

Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. О своем Христе Крамской писал: «Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни.

– Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Нет. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10.

Иван Николаевич 
Крамской "Христос 
в пустыне"

Иван Николаевич Крамской "Христос в пустыне"

Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой.

Прерафаэлиты предпочли второе. Свое полотно художник обдумывает целое десятилетие.

Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы. Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль. Целый ряд толкователей картины (о чем упоминает, например, советский искусствовед Вагнер) выдвигал версию о том, что Христос Крамского делает выбор между «добром и злом».

Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. Что ж после этого.

Христа совсем не вижу. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа.

Незадолго до этого он ездил в Крым, где, в частности, побывал в Бахчисарае и Чуфут-Кале, чтобы пережить чувство испытываемое человеком на пустынных горных возвышенностях19. – Это я взял заказ писать образ Христа. Он вынужден был пойти по стопам отца и несколько лет служил канцеляристом-переписчиком в городской думе.

Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт.

Христа не кончил»32. О чем думает его Христос. стремлении к содержательности и к искренности, но отнюдь не в своем неудачном Христе, Крамской является истинным, хотя и не смелым и не особенно глубоким продолжателем Иванова». Таким увидел на картине Христа этот писатель. После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок.

П. М. На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы. «Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. Кто это был. Но потом мне вдруг стала ясно и живо представляться эта глубокая драма на земле, эта действительная жизнь для других.

Это какой-то нигилист. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя.

Иван Николаевич 
Крамской, «Христос 
в пустыне»

Иван Николаевич Крамской, «Христос в пустыне»

А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом». Непонятно, как такую картину позволили выставить. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Я не знаю. Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету.

Нигде и ничего не шевельнётся, только у горизонта чёрные облака плывут от востока, да несколько волосков по воздуху стоят горизонтально от ветерка. По возвращении в Россию Крамской продолжает искать. Но никто не говорит ничего важного. Крамской ищет изображение по отношению к собственному мыслимому образу, а не по отношению к абсолюту и тем более не к социальному или физическому типу.

Ж-5724)495051. Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен». И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», — говорил Крамской.

А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Страшно станет. В Лондоне — центре мировой экономики, столице британской империи — возникает «Братство прерафаэлитов». Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич.

Другие картины Ивана 
Николаевича Крамского

Другие картины Ивана Николаевича Крамского

4:13). В произведениях из жизни Христа художники пытались ответить на многие наболевшие вопросы эпохи — вопросы о смысле жизни и самопожертвовании ради общества, которые никого не оставляли равнодушными. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.

В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет».

Едва ли. Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. Амбиции молодых людей вполне можно понять.

Разве можно это написать.

Кратко о жизни и 
смерти талантливого 
человека

Кратко о жизни и смерти талантливого человека

Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Главным же образом искушение направлено было против человеческой природы Иисуса, на которую дьявол надеялся простереть свое влияние, совратить ее на ложный путь». По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Скверная штука жизнь. ».

автора) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17 – 18). Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова.

Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. Ж-998)29. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. Я, вероятно, принадлежу к последним.

4:2). Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. Павел Михайлович догадался, что с Крамским произошел один из тех редких случаев, которые приключаются иногда с действительно талантливыми художниками или поэтами. Особенно напряженно художник работал летом 1872 года. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил.

Посмертная выставка 
замечательного художника

Посмертная выставка замечательного художника

По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой.

Картина была принята очень неоднозначно. Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев. По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф.

Что ж после этого. Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне».

В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль. Эти последние формулируют свои симпатии и антипатии, крепко осевшие на дно человеческого сердца под впечатлениями жизни и опыта.

Христос в пустыне, 
картина Крамского 
 (фото полотна)

Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)