Художник Чюрленис

Сегодня познакомимся с творчеством одного очень необычного человекаМикалоюса Константинаса Чюрлениса. Он был музыкантом, художником, поэтом. Родился в1875 году в Литве. На седьмой выставке Союза русских художников в Москве экспонировались работы Чюрлениса: «Арка Ноя», «Ангелочки (Рай)», «Баллада (Черное солнце)». Микалоюс Константинас Чюрленис — знаменитый литовский художник. В Петербурге Чюрленис познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как Мстислав Добужинский, Лев Бакст, Рерих, Лансере, Константин Сомов, что существенно облегчило его существование в Петербурге. Чюрлениса приглашают на выставку "Союза русских художников" – самого крупного творческого объединения России.

Безусловно, любая работа художника свидетельствует о состоянии его сознания, рассказывает о его мироощущении, но порой Чюрленис высказывается о себе непосредственно, например в триптихе «Мой путь». Чюрлениса экспонировались в Париже на выставке Союза русских художников. Рассматривая картины М. Чюрлениса, я вижу прежде всего не художника, а человека, который был ищущим, потому что был влекомым к Свету, но не смог преодолеть отчаяния своей души, отчаяние, столь неизбежное каждому, кто привлечен Светом Вечной Жизни.

Микалоюс Чюрлёнис: художник, композитор, бедняк

Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность.

Мир начинает жить, сверкать, цвести. Хронологически композиторское творчество тоже совпадает с художественным: наиболее известны его симфонические поэмы «В лесу», созданная в 1900 г. и «Море», законченная в 1907 г. Периодом между 1903-1908 гг. Микалоюс Константинас Чюрленис (10 (22) сентября 1875 – 28 марта (10 апреля) 1911), гордость литовского искусства, одним рывком сделавший его неотъемлемой частью искусства мирового, не отделял свое музыкальное творчество от творчества живописного.

«Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент» (Ромен Роллан о Чюрлёнисе). Особенно много этой красоты художник вложил в картину «Жертва», где у подножия фантастической лестницы, на звёздном возвышении стоит крылатый ангел и благословляет дым жертвенника, поднимающийся из долины, от мира людского. Плунге). В связи с этим возникает важный вопрос: ангелы – символ или реальность. Здесь, на небольшом пространстве картины, совершается какое-то таинство, может быть, самое главное со времен возникновения человека на Земле.

Микалоюс Константинас 
Чюрлёнис — литовский 
художник и композитор

Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор

Она добилась приема у В. И. Вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он всего себя отдавал работе. Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса. Рамайяну, Рабиндраната Тагора. Почему не напрягают свою душу.

Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер. Особенно интересна в этом отношении картина «Ангелы. К нам его привлекало еще и то, что здесь он мог играть на замечательном новом «Беккере». Но мы попробуем хотя бы прикоснуться к тому миру, в котором он жил и созидал. в собственном сердце. Из воспоминаний жены М. Чюрлёниса: «Он. В нем существовали два мира земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах.

Учением этих философов живо интересуется и Чюрлёнис. И наконец, Финал. Co дня смерти литовского композитора и художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875-1911) прошло пятьдесят лет.

Часто он сам создает свои сказки. В 1899 году Чюрленис с отличием заканчивает институт. В 1909 году Чюрлёнис, не сумевший материально обосноваться в Вильнюсе, не понятый здесь и как художник, переезжает в Петербург.

Но не знаю дороги и боязно мне. В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. Костек –старший. Его картины звучат как прекрасные песни. – взирают куда то в пространство, завораживают, притягивают взгляд Это игра природы, знакомая всем: очертания холмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах это простодушная детская сказка про дракона или морского змея или про «чудо юдо рыбу Кит» и это одновременно удивительно точное настроение чуть таинственного покоя, который охватывает человека у воды, когда в летний вечерний час уходит с безоблачного неба дневное светило.

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

Зрителям, привыкшим к элементарному реализму или даже натурализму, Чюрлёнис действительно казался «трудным», «непонятным», «мистическим». Но Чюрлёнис не хотел отвлекаться от живописи. Были почитатели М. К. Чюрлёниса, особенно во времена буржуазной Литвы, которые считали его выразителем «национального духа», видели и превозносили в его творчестве прежде всего условное, мрачное и пессимистическое. И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни.

Друскининкай) и Плунгянах (совр. На этом рисунке – уже сотворенный живой мир. Христофором Колумбом которого стал Чюрлёнис». Молодой музыкант усердно работает, создаёт за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией.

Отражается, но в реальности не присутствует. И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще. Вторым языком был русский. Отец его, выходец из крестьян, был музыкантом (органистом). Пусть он не имеет значения и для нас. В библиотеке издательсства Ц. Ф. Из мрака, превратившегося в темно-синее свечение, возникают сначала загадочные формы, затем – мощные слова, написанные по-польски: «Да будет. » – слова, в которые вложена вся воля Творящего. Ему обещают признание и материальное благополучие, но.

Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 в городке Ораны (современное название Варена) в Литве. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. Два глаза – рыбацкие костры у воды.

Оно стало зрительной параллелью к его же симфонической поэме «В лесу». Эти первые пьесы относятся к 1896 году. Фигура высится на краю ступенчатого алтаря, в зеркальных плоскостях которого отражается звездное небо.

У Чюрлёниса воспринимаемый им музыкальный фон имел цветовые оттенки. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла Сотворение мира. Мечтой о лучшей жизни, о счастье человека проникнуты романтические «Сказки» Чюрлениса.

М. Чюрлёнис не был лишён и литературного дара. «Плач Витоля» Ю. Крашевского. Составил и свой собственный алфавит и на некоторых картинах видны таинственные письмена.

В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». Чюрлёнис 10 апреля 1911 г. Польский вообще был языком его детства — домашним изначальным. По этой параболе шагает крылатый человек. И радует, что во всём остальном творчестве художника мы видим много жизнеутверждающего, много света, счастья, радости и настоящей красоты, но тихой, приглушённой, почти никогда не выявляющейся крикливо и навязчиво именно такой спокойной красоты и полна природа Литвы. В поэзии слово должно быть музыкой. Он часто что-то напевал, помнится, однажды, уходя, он стал напевать «Эгмонта» и при этом улыбался своим мыслям.

Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. Чюрлёнис жил в Литве, а также в Санкт-Петербурге. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Вообще, к творчеству молодого Чюрлёниса относились с пониманием и интересом.

Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Хронологически композиторское творчество тоже совпадает с художественным: наиболее известны его симфонические поэмы «В лесу», созданная в 1900 г. и «Море», законченная в 1907 г. Периодом между 1903-1908 гг. Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная.

Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни. Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения. Как это смешно, глупо, даже противно. Но они – жизнь, возникшая на краю беспредельности. Я помню его до сих пор.

О знаменитости:литовский 
художник и композитор

О знаменитости:литовский художник и композитор

Посещения знакомых, спокойные разговоры о текущих событиях. В репертуаре студента были произведения Баха, Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шопена. Его творческий путь начинался именно с музыки. Это знание в его научном изложении пришло только с Живой Этикой.

Он посещает художественную студию. Картины, созданные Чюрленисом представляют собой целостное, законченное и гармоничное полотно, несущее в себе глубинные идеи Космической эволюции человечества. Дрездене (между прочим, в Дрезденской галерее), в Нюрнберге, Вене и Мюнхене (здесь он осматривал знаменитые Старую и Новую Пинакотеки, Глиптотеку, так называемый Гласпаласт). Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве. По-польски он писал письма друзьям и любимым.

  1. Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
  2. Самые известные картины Чюрлениса
  3. Микалоюс Константинас Чюрленис картины
  4. ЧЮРЛНИС (Чурлёнис, Чурлянис) Микалоюс Константинас (Николай Константинович)
  5. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  6. Творчество Микалоюса Константинаса Чюрлениса: гармония музыки и красок

Ну, если только пояснять какие-то общие детали. Любой квалифицированный психиатр, рассматривая историю болезни человека, собирает сведения о его характере до болезни. В музыке Средневековья форма фуги зарождалась именно из техники имитации, когда один и тот же мотив повторялся несколько раз, начинаясь от разных нот. Аллегро. В этот период создал симфоническую увертюру «Кястутис», четырехчастный «Струнный квартет», каноны, фуги, среди которых «Sanctus» и «Kyrie» для смешанного хора. Несмотря на идеологические запреты и традиционную критику («чуждое искусство», «чуждый художник» и т. д. ), Литва признала своего художника и в этом огромная заслуга Валерии Константиновны.

Одно меня утешает – не гаснет во мне желание работать. К началу 1910 года он писал еще больше, «сжигая себя в творческой горячке» (В. В некоторых письмах он жалуется, что ничего не умеет.

  1. Научно-философское обществоМир через культуру
  2. Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
  3. Все Картины Микалоюс Чюрлёнис по алфавиту
  4. Литературное творчество Чюрлёниса
  5. Литовские рассказы Микалоюса Чюрлёниса
  6. Словари и энциклопедии на Академике

Но это будет уже другая история. Чюрленис — исключительное явление в мировом искусстве. Она оставляет чарующее впечатление едва ли не у всех, кто только ни видит картину.

Картина эта столь жива и убедительна, что кажется, будто она писана с «натуры». Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА. В июне вместе с Софией расписали занавес для сцены в зале общества «Рута». Сам художник на выставке экспонировал более 30 работ – сонаты «Ужа», «Моря», «Звезд», «Сказку о королях», триптих «Фантазия» и др. Четыре года провёл Чюрлёнис воркестровой школе богача и страстного меломана Михаила Огинского.

Жена перевозит его домой в Друскининкай. Прелюд» и, наконец, «Жертва». Но звуки увлажняются и превращаются в краски. Единственное, что могло его вывести из себя, – это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины. В творчестве абстракционистов нет стремления понять и объяснить мир, в нём нет мысли и чувства, хотя глашатаи этого искусства иногда и пытаются доказать, что им не чужды какие-то «идеи».

Интересно, что восприятие М. Чюрлёниса обладало свойствами синестезии. Тогда же Чюрленис написал свои первые музыкальные произведения. Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры.

  1. Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
  2. ЧЮРЛЕНИС Микалоюс Константинас (часть 1)
  3. Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911)
  4. Волшебная живопись Микалоюса Чюрлениса

датируются почти все картины художника. Дальше – болезнь, о которой поговорим более подробно. Буду получать жалованье, приобрету приличную одежду, квартиру, соответственно сытый обед. Но он тосковал по родной Литве.

Чюрлёнис, Микалоюс 
Константинас

Иду иду». Тот же таинственный шепот сосен, звуки ветра, похожие на переборы арф. Чюрлёниса приглашают участвовать в выставке «Союза русских художников». – Я решил все свои прежние и будущие работы посвятить Литве".

Солнце превращается в черный шар. Малейшее дуновение – исчезнут и они. Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери. И ничего не кажется тебе таким понятным, как этот шёпот. Он был из тех, кто пытался такой язык создать.

В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать. Институт закончил с дипломом по специальности композиции.

Его музыка – игра цвета и поэзии. Его стихи музыкальны и красочны. В десять лет "Николай-Константин Константинович Чурлянис из крестьян. Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью). Литовский поэт Эдуардас Межелайтис как бы подслушал мысли Чюрлениса, решавшего круто изменить свою судьбу: «Кровеносные сосуды художника перенасыщены звуками, красками, ритмами, чувствами. Первое свое живописное сочинение он назвал «Музыка леса».

Это произведение, с которого начинается история литовской профессиональной музыки. К сожалению, дружбе Марии и Микалоюса не было суждено завершиться женитьбой. Мы не ищем причин, почему Богом дарованная возможность превзойти страдания не была использована художником мы говорим лишь о том, что нет человека (за исключением святых Божиих) который не причастник и (или) не виновник зла в мире.

Он уже тогда начал исчислять его галактическими мерами. Микалоюс Чюрлёнис в одиночестве снова возвращается в Петербург, находит одного (. ) ученика. Картинаприобретает драматическое звучание, когда задумываешься над тем, как ничтожномал человек перед вечным безмолвием.

Легко раскроется и лучезарный смысл «Дружбы», н удивительная извечная живительная сила, хрупкость и теплота циклов «Весна» и «Лето». Картина обладает очень большой декоративной силой. Всю свою жизнь он испытывал сильное влияние Словацкого, а также поэтов «Молодой Польши».

И хотя первой работой Чюрлениса была «Лесная музыка. Дипломной работой была Кантата для смешанного хора и симфонического оркестра «De Profundis». Его первым языком был польский. Возможно, тогда вы сами услышите и плеск волн и лёгкий звук взмахов мельничных крыльев и шорох кузнечиков в траве и звук падающих на воду капель. Фантазия художника безгранична и тот образ, который лежал в основе «зримой музыки», в общем-то не имел для него решающего значения. Достаточно всмотреться в его «Сонату моря», чтобы понять, что это произведение напоено музыкальной гармонией: тихие и светлые гармонические сочетания в первой картине – Аллегро пронизанная мягким солнечным сиянием (воспоминания о потонувшем корабле, лежащем на ладони морского царя) вторая картина – Анданте и вздымающийся огромной музыкальной волной Финал. А. Бенуа назвал его картину «Всадник» «самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей», но врачи запретили Чюрлёнису заниматься музыкой и рисовать.

Где истина, Господи. В первых шести листах серии – холодный космос. Пляшут, пляшут пока что кораблики и, быть может, спасутся.

Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми. Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрлёнис едет в Петербург. В детстве он освоил орган и с шести лет заменял на службах отца. Затем молодой Чюрлёнис учился в Варшавском музыкальном институте (материально ему очень помогал М. Огинский), а затем в Лейпцигской консерватории.

Облака приобретали сложные антропоморфные очертания, сталкивались в напряженной борьбе ("Роща"), несутся в стремительном полете ("Контрфорс") или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев ("Колокольня"). Живописное творчество Чюрлёниса называли «музыкой на мольберте». Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части. Перед третьей – «Финалом» – можно было стоять онемело.

С отличием окончив в 1899 г. институт, он поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. Дорога проходила по берегу Терека, а мы взбирались на Казбек.

И эта другая захватывает белоснежные крылья стоящего на алтаре, оставляя на них темные струящиеся блики и ложась черными неумолимыми земными знаками. Картины Чюрлениса утверждают последнее. Это другой, фантастический мир. В своё время многие буржуазные литовские критики искусства возмущались «непонятностью» творчества Чюрлёниса. Одновременно с этим медленно и верно начинают двигаться по «коридору» вверх созданные им миры и человек (который так похож на самого Творца), для того чтобы, достигнув ног Rexа, стать вровень с ним и продвигаться уже вместе с ним туда, где открывается новый «коридор», увенчанный новым, более высокого уровня Творцом.

Многие из них польский язык знали лучше, чем литовский. И все же его специфическое литературное творчество сложно отнести к романтизму или литературе «Молодой Польши». Мир начинает жить, сверкать, цвести.

«Любопытночто-то знаете в этом естьувлекаети колорит хорошно очень уж необычно» Так отзываются другие. Объединение слова и мысли должно рождать новые образы». Мы шли тогда пешком и эта дорога, как сон на всю жизнь останется в памяти. И — при несомненной общности носившихся в этом воздухе задач — не был похож ни на кого.

Трагические, мрачные мотивы цикла «Похороны» (1904-1906) могли быть не только реминисценциями из творчества Эдгара По и Л. Андреева, но и образами, родившимися непосредственно из воспоминаний о 1905 годе и о последовавшей за ним реакции. Звуками. Поезда ходили нерегулярно их грабили и нередко пускали под откос.

Он остался неоконченным. Но надежд на серьёзную школу нет. Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце.

Живопись также может иметь такую же архитектуру, как и музыка и в красках выражать звуки. «Соната звезд» (1908 г. ), состоящая из двух частей «Аллегро» и «Анданте», – философская вершина его художественной мысли. В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи у Й. Каузика, а в 1904-1906 гг. До моей поездки в Каунас о Чюрленисе я ничего толком не знала, а только слышала. Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни. Не сможет волна поглотить эти стойкие корабли, кажущиеся такими беспомощными перед разбушевавшейся стихией, не уничтожит и его имя Его творения переживут века. Остановимся наконец на многообразных интересах Микалоюса Чюрлёниса.

Прежде всего – романтизм Чюрлёниса. Ему близки произведения романтиков, рисующие героическое прошлое литовского народа – «Гражина» и «Конрад Валлеирод» А. Мицкевича. Воспитанный в культе польской литературы (он обожал Словацкого) и большую часть жизни не знавший литовского языка, Чюрлёнис под влиянием набирающего силу литовского национального движения решил посвятить себя созданию национального литовского искусства. На первой, левой картине – огромная гора, уходящая круто ввысь.

(Уайльд, как и Бердслей, например, так и остались чуждыми М. К. Чюрлёнису). Художник меняет размеры этих пространств и угол их обозрения. Ему предлагают должность директора только что основанной музыкальной школы в Люблине.

Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. Одну за другой пишет картины: «Насладился я временем великолепно, так как написал что-то около 20 картин, которыми иногда недоволен, а иногда расставляю, всматриваюсь и радуюсь» «Писал по большей части с 9 утра до 6—7, а потом меньше, только из-за того, что дни стали короче». Когда он уезжал, его душа – душа под чинного художника – томилась по родине.

В семье было пять сыновей и четыре дочери. Его самые знаменитые музыкальные произведения — симфонические поэмы «В лесу» и «Море».

Они сделаны по рисункам с натуры. Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное. почему они не смотрят. В то же время упомянутые диссоциативные расстройства обычно не продолжаются столь долго. Обращает на себя внимание его противоречивое отношение к собственному творчеству. Может быть, Икар.

Желание «понять» живопись Чюрлёниса, как и его музыку – наивно. Намеченная здесь тема получает развитие в картине "Жематийское кладбище". В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа. Другой основной начальный симптом болезни – беспрерывное, в том числе ночное, рисование.

Оговоримся сразу, что не нужно, едва увидев под картиной Чюрлениса слово «фуга» или «соната», немедленно начинать поиски зримого «изображения музыки». учился в Лейпцигской консерватории (изучал контрапункт у С. Ядассона и теорию композиции у К. Рейнеке). Но сама информация была расплывчатой, неопределенной и во многом противоречивой. О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие.

Подобно другим представителям интеллигенции литовского происхождения, Чюрленис также начинает идентифицировать себя как литовца уже не только этнически, но и в культурном и в общественно-социальном отношении. Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». Позже в письмах мы всё чаще встречаем упоминания о новых произведениях – обложках для книг, рисунках пером и тушью (письма 1904 года), а в письме брату Повиласу в конце апреля 1905 года он уже даёт длинный перечень своих новых живописных работ, среди которых мы находим и такие, ныне широко известные, как триптих «Рекс», «Тишина», «Да будет» (цикл из 13 картин) и др.

Однако цены на свои картины назначает непомерно высокие, мечтая о помещении их в будущем в созданном «Вильнюсском национальном дворце». В последние годы жизни мечтания усиливаются. Случай Чюрлёниса не уникален, похожий выбор национальной идентичности сделали многие деятели литовского возрождения, в частности, Станислав Нарутович и Оскар Милош. Над этим Миром огненной Красоты нездешнего Света стоит солнце, возникшее как бы из малых солнц Тонкого Мира. Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского в г. Плунге, где играл на скрипке в придворном оркестре (1889-1893). И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил. В Лейпцигской консерватории М. К.

– пишет он в письме брату в разгар январского варшавского восстания 1906 года. Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира. –. Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось.

Но Валерия Константиновна довезла все картины в целости и сохранности. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние.

Если бы ты знала, как приятно так упорно и беспамятно, без передышки писать». В Гевандхаузе и в Лейпцигском театре слушал любимые произведения Г. Ф. Вот таким образом и от нас, зрителей, требуются прежде всего чуткая душа и открытое сердце. Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». Так произошло и с упомянутым выше чиновником и с Чюрлёнисом, «забывшим» о бедности. Во время каникул рисовал. Не менее поразителен и «Рай», где у края большой воды, отражающей сказочные облака и сказочных птиц, на покрытом цветами лугу ангелы собирают цветы, а другие по широкой белой лестнице спускаются вниз.

А дальше при помощи стремянки происходило самое сумасшедшее рисование. Это ее ступни составляют верхнюю часть центральной картины триптиха. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). По нему, как по заданной орбите, над Новым миром движется крылатая фигура. Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый, зажигательный марш. Растворятся и буквы МКС, каким-то чудом появившиеся на волне, образованные клочками пены.

Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву. Современники, не знакомые с космическим мировоззрением, не могли понять, «фантазий» не совсем нормального художника. Петерса самостоятельно изучал принципы инструментовки Г. Берлиоза, Р. Штрауса. Отражается, но в реальности не присутствует. Над горизонтом восходит розовое солнце и мир вспыхивает небывалой Новой Красотой, похожей на диковинные фантастические цветы.

Это «Кладбище» – солнце ушло, на желтом небе силуэты крестов, часовенки, деревья. Здесь мы переходим к житейской непрактичности Чюрлёниса. Он был гениален во всем совершенно». Чюрлёнис «Скерцо» (1908)Скерцо (итал.

Фигура высится на краю ступенчатого алтаря, в зеркальных плоскостях которого отражается звездное небо. «шутка») – часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с выраженным ритмом. Но вот что важно знать. Генделя, П. Чайковского, Р. Вагнера, Ф. Листа. Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства».

С самого раннего детства Кастукас освоил игру на органе и мог даже замещать своего отца во время воскресной службы. Особенно характерны циклы картин Сотворение мира, Зима, Зодиак. Чюрлёнис «Потоп» (1904)После смерти князя Огинского Чюрлёнис вынужден был прервать учёбу. Выставленные в Салоне картины Чюрлёниса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников». И то, что он сделал в течение этой жизни, так не соответствовало ни ее обстоятельствам, ни ее бытийной, земной наполненности. Однако и сейчас нас восхищают и волнуют не только талантливые музыкальные произведения М. К. Чюрлёниса, но и его большое (около 300 картин) художественное наследие, необычайно свежее, оригинальное, подчас противоречивое, полное трудно выразимого словами своеобразия, красочности и прелести, пронизанное музыкой, насыщенное напряжёнными исканиями и страстью.

В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни.

Чюрленисы жили в Друскининкай. Первый раз – от должности директора музыкальной школы в Люблине (Польша), второй – от места преподавателя Варшавского музыкального училища. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки. ".

Таким же настроением пронизан и цикл «Буря», в котором победа тёмной силы выражена в образе сломанного креста и «Видение», от которого также веет мрачной символикой. Известный художник Остроумова-Лебедева вспоминала: «Мне они (картины Чюрлёниса. У него и картины имеют музыкальные названия — прелюдии и сонаты. Известно 13 рисунков темперой. И настроение вот таким образом радостное, приподнятое. И все. Не только в наиболее реалистических пейзажах художника («Райгродас», «Жемайтийские кресты», «Жемайтийское кладбище»), но во всех его лучших картинах нас поражает очень глубоко, очень тонко выраженная специфика литовской природы.

Художник писал брату: «Цикл еще не закончен. В Плунгянах он играл в оркестре князя Огинского, с чего началась его музыкальная карьера. «Маргер» Л. Кондратовича-Сырокомли. Над этим же думали тогда по всей Европе символисты. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Музыка как бы пронизывает всю живопись Чюрлёниса. Гениально предчувствовал этот художник наступление космической эры.

Он увлекался шахматами, математикой историей. Он рисует набросок самой жуткой по настроению картины: «Баллада о черном солнце», некоторые именуют ее проще – «Черное солнце». В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Сначала помог случай.

Творчество Чюрлениса – порождение определённой эпохи, с которою оно и завершается. Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки. Поступает приглашение участвовать в выставке за границей – в Мюнхене.

Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ. Чюрленис дал объявление в газету о том, что может обучать игре на фортепьяно и музыкальной теории и увлеченно занялся изучением традиционного народного искусства, фольклора. Он негодовал: «. – Авт. ) казались музыкой, прикрепленной к холсту красками и лаками».

Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Симфоническая поэма "Море" (1907) – теперь гордость литовской симфонической музыки. 10 апреля 1911 года художника не стало. В этом же направлении действовало и польское духовенство1. От них, словно нити с жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся пузырьков.

В набросках ненаписанных картин этого цикла мы видим полчища допотопных зверей, устремляющихся вперёд и стаи птиц в небесных просторах. Рисует занавес для литовского театра в Вильнюсе: «Радость невероятная. Прежде чем повествовать о болезни, мы должны остановиться на двух моментах. Живописные «Сонаты» Чюрлениса, как и обычные музыкальные имеют отдельные части-картины.

В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Чюрленис «очеловечивает» природу, решая при этом сложнейшие задачи художественной выразительности. Ему предшествовал, ныне утерянный цикл работ, выполненных пастелью на ту же тему с символическим призывом в названии: «Да будет. ». Позже в натурные мотивы все сильнее вторгалось воображение художника. Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом». Только поверхность картона, до которого художник как будто не дотрагивался.

К тому же органная музыка (отец его был органистом) звучные песни южных литовцев – дзухов, народные сказки и легенды, – всё это с малых лет близко чуткой душе Чюрлёниса (на тему легенды о Юрате и Каститисе он даже мечтал написать оперу).

Стихия разыгралась вовсю. М. К. М. К.

– Варшавскую художественную школу. Они беззащитны – их вот вот не будет. Чюрлёнис «Ангел» (1904)Просто всматривайтесь в его картины. Но мы знаем, что художественное образное мышление опережает философскую мысль.

Этот мыс на Земле Франца Иосифа был назвал именем Чюрлениса. Музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру. в будущем. Вскоре после рождения Константинаса (так будущего художника и композитора звали дома) семья переехала в деревню Друскининкай. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства.

Первые известные нам картины Чюрлёнис написал, вероятно, в 1903 году. Мы не сможем оторвать глаз от картины «Цветы», где в наступающих вечерних сумерках на поверхности озера такими живыми всплывают цветы белых водяных лилий. Звуками. Белая тень чайки ложится на воду.

От него веет страшным, гнетущим, тёмным настроением. Пронзительно-зеленые просветы, возникшие сквозь покрытое тучами небо. Он ощущал в них властную руку Творца или Короля. В Варшавском музыкальном училище (1894-1899) сперва обучался игре на фортепьяно у Т. Брзезицкого и А. Сигетинского, позже посещал и закончил класс композиции у З. Носковского.

Это очень важное обстоятельство, которое следует учитывать при изучении его творчества. Философские, отвлечённые темы в картинах «астрономической» (в «Сонате звёзд», «Рексе») или «египетской» тематики в цикле «Соната пирамид», не говоря уже об упоминавшейся выше «Сонате ужа», уводили художника от национальной формы, а тем самым снижали оригинальность этих произведений, непосредственную теплоту выражения и силу впечатляемости. Аллегро. Она подобна воздушному разведчику, направляющему битву волн с берегом.

Литовские окончания появились позже. На первой картине диптиха из быстрого и беспорядочного движения сверкающих звезд, светящихся туманностей и вращающихся сфер возникает конус энергетического эволюционного «коридора», увенчанный фигурой крылатого Rexа-Творца. Шелест леса» (1903–1904), эта стилистика начинается с картины «Истина», которая как бы служит символом всего чюрленисовского художественного ряда, завершающегося его знаменитым и таинственным «Rex» 1909 года. М. К. Чюрлениса-художника чуть ли не полностью отрицают, а с другой стороны – пытаются оживить прежние буржуазные взгляды, согласно которым Чюрленис – это воплощение всё того же «духа нации» и какое-то непонятное, оторванное от своего времени явление в искусстве, явление, которое часто характеризуется одними лишь хвалебными прилагательными в превосходной степени.

Весь цикл – это образный рассказ не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Это пространство, связывающее «верхний» мир с «нижним», является как бы областью преображения материи, превращения ее в иное состояние, увенчанное Новой Красотой иномирных форм. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира.

У каждой части триптиха как бы свой мир, но все они связаны между собой, а над ними стоит фигура Короля или Владыки, который властвует над этими мирами. Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы. Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Эту обетованную страну художник нарисовал в своей картине в образе мечты, сказки. Б. Леман считал, что «он (Чюрлёнис) слишком ясно видел и слишком много знал».

Это – новый духовный континент. Две струи дыма, белого и черного, одна из которых устремилась в Небо, а другая тяжело и неотвратимо оседает на Землю. От объективной спокойной фиксации пейзажа к драматизации природы лежал путь Чюрлениса.

Писал он в основном на польском языке, которым владел лучше, чем литовским. К «литовскости» они приходили постепенно, зачастую отвергая национальную идентичность, выбранную их дедами и родителями. Многие современники художника (в широком смысле – творца) отмечали его особенность: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой».

Временами он уходил в прошлое изображая исчезнувшие под землей и водой древние развалины. Однако крестьянин сказал: «Не надо, тут я и сам понимаю. Две струи дыма, белого и черного, одна из которых устремилась в небо, а другая тяжело и неотвратимо оседает на землю. Тот стоял перед триптихом «Путешествие королевны».

Мы отсчитываем время своей земной меркой. Спустя некоторое время София живет в Литве и ждет ребенка. Его и по сей день нет, а уж во времена Чюрлёниса не было и подавно. Иначе сердце не выдержит Создать образ мира.

Он горит жаждой творчества. В его работах слышны отзвуки миров, которые тогда не мог увидеть человек своими глазами. Варшавская художественная школа решила показать свои достижения в столице. На выставке "Мира искусства" выставляется одна из его работ. К шедеврам среди пейзажных работ этого периода принадлежит «Тишина».

Он поистине «синтетическая» личность. У Чюрлениса проявляются приступы душевного расстройства. Она молча коснулась моей руки и я почувствовала легкое и теплое пожатие. Лесок редеет, уже сквозь ветки поблёскивает озеро. ». Первые его произведения – небольшие пьесы для фортепиано.

Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным. И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь. В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. если правда, что благодаря пылающему горячечному мозгу гениев народы и времена прозревают свое будущее и тогда рвутся к нему, то Чюрленис был для своего народа именно таким художником, был предтечей, возвещенным из грядущей космической эры». В сказке «Путешествие королевны» на вершине горы – одуванчик беззащитный в своей хрупкой красоте. Островок этот носит романтическое название – «остров любви». Гораздо ближе к истине, пожалуй, будет утверждение, что Чюрлёнис, музыкант большого таланта и обширных знаний, глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе и вот таким образом ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой.

Одно противоречило другому. В реальном мире он родился в г. Ораны, на юге Литвы, которая в то время входила в состав Российской империи (Варшавская губерния). К. Рейнеке, а контрапункт – у С. Ядассона. Отражается, но в реальности не присутствует. Об этой картине говорить труднее, чем о других, по той причине, что само изображение, то есть «нарисованное» на ней, почти не занимает места: на не наполненном краской обычном тускло желтоватом прямоугольнике картона посередине, чуть ниже центра, светятся три маленькие серебристые головки одуванчиков.

Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии. Огненные цветы вырастают из темного хаоса и тянутся вверх. Часовенки, деревья. Это сотворение мира, которое отличается от библейского.

Глубоким сном заснули волны. В январе 1909-го женится на Зосе и едет с нею в Петербург. Пронзительно-зеленые просветы сквозь покрытое тучами небо. Это произведение состоит из трёх картин —Аллегро, Анданте, Финал.

Детей уже к этому времени было четверо, семья вела более чем скромное существование. Владимир Ильич счет возможным принять сестру художника лично.

В произведениях его подчас глубоко отражался трагизм эпохи. Он должен разгрузиться. Последняя считается психологическим, а не психиатрическим феноменом. Вернувшись в Варшаву, он занимался рисованием и художественным творчеством.

Чюрленис – художник непосредственных, живых чувств, певец мира гармоничного и драматического, он всегда поэтичен, ему чужда холодная, сухая рассудочность. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Должен освободиться. Чюрленис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой. В ритмах творимого мира начинает звучать музыка, в звуках которой рождаются и светятся еще не устоявшиеся формы. В Анданте морская стихия утихомирилась.

Вся его публицистика (в том числе и письма) отличается ярким словом, точностью изображений, которые выдают огромный потенциал чувств, воображения, стиля, свойственных настоящему художнику. Нет, это не битва — скорее, спортивное состязание между двумя друзьями-соперниками. scherzo букв. Интересовался языками, особенно «мертвыми»: халдейским, ассирийским, финикийским. получу какое-нибудь место. Чюрлёнис не то чтобы был одним из них — скорее нет, но он дышал тем же воздухом. Ландсбергис). Она как бы объединяет в одно целое «Сонату звезд» с несколькими другими полотнами, такими как «Ангелы.

Пронзительно-зеленые просветы сквозь покрытое тучами небо. Вот он источник эмоционального стресса – первого шага к болезни. Биограф Чюрлёниса Радослав Окулич-Казарин на основании сохранившихся фрагментов «Записок выздоравливающего» предположил, что Чюрлёнис собирался войти в польскую литературу как автор гротескных произведений.

Письмо к другу, Э. Моравскому: «. Чем ближе к концу, тем жизнь Чюрлёниса всё насыщеннее, даже счастливее. «. Литовский мастер воспринял совет художника-романтика и по-своему претворил его в картинах. Эта поэма остается в числе лучших достижений литовской музыки.

"Известно ли тебе литовское движение. Ленина, у которого в это время было много других важных дел. датируются почти все картины художника.

Микалоюс Константинас Чюрленис (10 (22) сентября 1875 – 28 марта (10 апреля) 1911), гордость литовского искусства, одним рывком сделавший его неотъемлемой частью искусства мирового, не отделял свое музыкальное творчество от творчества живописного. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы. Позднее он сбегает из больницы в лес. А там, глядишь из-за большого листа цветок высовывает головку и улыбается солнцу. Море кипит, беснуется.

Чем дальше, тем больше он будет вглядываться в едва различимый для привычного культурного зрения незримый мир, для разговора о котором, собственно, нет адекватного, а тем более общепринятого и общепонятного языка. Он приносит радость младенцу, который доверчиво тянется к нему ручонкой. Хочу сделать цикл, по крайней мере из 100 картин, не знаю, сделаю ли». Второе – личность Чюрлёниса.

Было бы неправильным отрицать воздействие на художественное творчество Чюрлёниса удушливой атмосферы общественного упадка, который так сказался и на творчестве многих художников других народов (русского, польского). (Очень серьёзное замечание для тех, кто пытался толковать этот цикл как нечто, связанное с библейской мистикой). Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд. Он пишет свой триптих, таинственный и странный и называет его «Rex» (1904–1905). Сходный сюжет во втором произведении: «Жемантийское кладбище».

Опять слышишь шёпот сосен, такой серьёзный, словно они тебе что-то рассказывают. В его искусстве усиливаются ноты тревоги. Этот мир еще не завершен, но он уже заявил о себе наступлением Новой Красоты. Осенью того же года с рекомендательным письмом М. Антокольского он едет в Петербург и вступает в тесное общение с членами будущего объединения «Мир искусства» – Добужинским, Бенуа, Рерихом, Билибиным и др.

Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба – циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие. Речь шла о поисках новой красоты, непостижимой "красоты таинственного". Интересно отметить, что о цикле «Да будет» в упомянутом письме брату Чюрлёнис пишет: «Последний цикл не закончен всю жизнь я намереваюсь писать его: конечно, несколько позже у меня будут и новые мысли.

В 1904 г. поступает в школу изящных искусств в Варшаве. Это красиво. Документированной истории болезни в своем распоряжении мы не имеем, однако большинство психиатров рассматривают болезнь М. Чюрлёниса как шизофрению (исходя из особенностей личности и творчества).

Отец Марии, заметив их чувства, поспешил отдать дочь против ее воли в мужья другому. Литовские сказки, а может быть – изучение религии и легенд Индии породили «Сонату ужа», которая вылилась в жуткие видения с очень затемнённым смыслом. Месяц на чистом воздухе, да ещё весна. Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен.

Тимоти Снайдер пишет, что литовские деятели на рубеже XIX-XX веков часто были выходцами из польскоязычной шляхты, которые «возвращались к своим корням», объединяясь с простым народом. Островок этот носит романтическое название – «остров любви». В 1907-1909 гг. Но доходов нет.

С 1901 г. Чюрлёнис придает живописи не меньшее значение, чем музыке. В это время его приняли в общество «Мир искусства». Еще один взмах ее крыльев и тоненькие пушинки одуванчика разлетятся по ветру. 22 сентября 1875 года Микалоюс Константинас Чюрленис родился в Варене в семье органиста Константинаса Чюрлениса и Аделе Марии Магдалены Радманайте–Чюрленене.

Ничего не останется. Как писал Чюрлёнис. На что бы мы ни смотрели – на «Сонату пирамид», полную красоты давно погибших цивилизации, на «Сонату звёзд» или на «Рекса» (эти картины возникли на почве занятий астрономией) на «Сказку королей» или па полные удивительного лиризма картины «Жертва», «Рай», «Жертвенник», «Знаки зодиака» – всюду мы найдём выраженное чутко, с большим проникновением музыкальное начало, всегда полное разнообразия, тонкое, бесконечно богатое созвучиями и настроениями.

Весна 1904 го Приблизительно к этому времени относится одна из наиболее популярных работ раннего Чюрлениса – картина «Покой». Завершив учебу, работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство.

Каково же соотношение болезни и творчества в случае Чюрлёниса. И никакой режим не в состоянии сломить волю таких подвижников. На этом языке он впоследствии писал письма, дневники и литературные сочинения. Литовский он начал учить довольно поздно (за 6 лет до смерти).

И тогда легко будет понять, что в «Сотворении мира» нет библейской мистики, а отображена победа жизни и света над хаосом и тьмой, что в этом цикле показано необыкновенное счастье, которое для человека кроется в бесконечном разнообразии природы. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Об этом очень интересно пишет жена Чюрлёниса. Через темы Аллегро и Скерцо все три мира связаны между собой, все три взаимодействуют друг с другом, вырастая один из другого и затем таинственно и неуловимо возвращая друг другу золотые нити запредельной энергетики. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба – циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие. «Неизгладимые воспоминания, впечатления на всю жизнь – это Нюрнберг, Прага, Ван Дейк. Как пианист выступал в концертах общества.

Он грезил путешествиями в Африку, Мексику, Америку, на Амазонку, на Цейлон разрабатывал планы поездок. За три последующих года художник сумел создать на своих полотнах мир нездешней Красоты. Например «Сотворение мира» («Да будет») – цикл из нескольких картин. В первые годы обучения, приступив к изучению контрапункта под руководством З. Носковского, Чюрленис начинает сочинять сам. Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису. Он жадно читает В. Гюго, Г. Ибсена и Ф. Достоевского, Эдгара По и Л. Андресва. Но со мной происходило что-то непонятное.

В стилизации цветов мне очень помогла Зося, так что работа просто кипела». С нового года написал 50 картин. » Письмо жене (которой никогда и ни на что не жаловался): «Пишу по 8–10 часов подряд. Чюрленис задумывает первое большое сочинение – симфоническую поэму "В лесу" (1900-1901). Натянул на стену холст шириной в 6, а высотой в 4 метра, сам загрунтовал. Догадываешься, наверное, что это моя невеста.

К этому времени он был уже автором симфонической поэмы «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. То есть как-то толковать, объяснять картины Чюрлёниса не стоит. Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность. А земля – обледеневшее кладбище – странствует в бесконечной ночи. В «Сонате пирамид. С 1905 г. участвовал в выставках в Варшаве, Вильнюсе, Санкт-Петербурге.

Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит». говаривал, что нет рубежей между искусствами. После окончания начальной школы, в возрасте 13 лет, Константинос поехал туда учиться. Рай», «Ангел. Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. 1905-1906 годы были в Российской империи временем мощных революционных потрясений.

Широко и размашисто, ровной ритмической грядой, одна за другой наступают на берег волны. Он посещает художественную студию. И подчиненная русскому царю Польша и никак не выделенная внутри остальной империи Литва оказались очагами сильных волнений. Чюрленис руководил хором, собирал и обрабатывал народные песни, писал публицистические и теоретические статьи, выступал за создание в Литве Народной консерватории и Народного дворца.

И еще, может быть, космонавт. И характерно, что творчество гениального художника, которое так долго не могли «понять» псевдоинтеллигенты, часто сразу понимали простые люди из народа. Надо браться за краски, браться за живопись». Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого. Чюрленис изучал композицию в классе проф.

Не будет ли это самым простым и правильным ключом к пониманию «тайн» Чюрлёниса-художника. Чюрленис писал эту картину в 1908 году, когда еще ничего не было известно ни об эволюционной энергетике Космоса, ни о конусообразных эволюционных «коридорах». С малых лет он глубоко чувствовал красоту литовской природы, полную очарования и нежных красок, всё её разнообразные оттенки. Замечательная красота для нас раскроется в картинах цикла «Зима», где ледяные сосульки и фантастические цветы, местами как бы перерастающие в условную декорацию, одновременно так живо напоминают настоящую литовскую зиму.

МКС — это инициалы художника, его подпись под живописными работами — Микалоюс Константинас Чюрленис (буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть А может быть и нет. Тогда нетрудно будет понять «Мысль» и «Корабль», в которых явления природы и человеческой жизни тесно связаны между собой – лучи света и тучи сплетаются с силуэтами людей и трудно отделить их друг от друга. Самые знаменитые из них — это «Соната моря» и «Соната звезд». Польский был языком универсального, языком самого бытия — недаром на одной из картин цикла «Сотворение мира» слова Творца «Да будет. » раздаются именно на этом языке.

Вторая часть диптиха, замедленное «Анданте» изображает сотворенную планету, вращающуюся в светящихся волнах Космоса, которые пронизывают пространство обеих картин, связанных между собой звездным поясом. Не менее значительна и его пространственная парабола, облипшая кометами, звездами, млечными путями. На картинах Чюрлениса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. Триптих «Rex» можно интерпретировать как три мира, входящих друг в друга. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла "Сотворение мира".

Чюрленис создал ее плакат и обложку для каталога. Это и впрямь Эолова арфа, звучащая от прикосновения воздушных струй. Холодным, мрачным настроением проникнуты некоторые другие картины художника, в особенности из цикла «Похороны», насыщенного печалью, скорбью, безнадёжностью. Растительный мир Литвы («Сотворение мира») причудливые облака, похожие на сказочных богатырей («День») или на огромные корабли, плывущие в поднебесье («Корабль») или на сказочного властелина природы, восседающего на престоле («Гимн») незамысловатые деревянные колокольни, распускающиеся ветви деревцев и мутные, бурные воды («Весна») разрисованные морозом узоры, полные фантастики и красоты («Зима») часто повторяющиеся мотивы морей, кораблей, плывущих рыб деревья, мосты и вертящиеся крылья мельниц, цветущие весенние ветви-свечи, распространяющие приглушенный свет и ароматный дым сказочные короли на фоне переплетающихся ветвей, держащие на руках сверкающий красотой литовский сельский пейзаж («Сказка королей») и наконец фантастические дворцы и замки, напоминающие пейзаж Вильнюса ранним весенним утром, когда ещё не рассеялся туман («Демон», «Прелюд всадника»), – во всём этом столько характерного для природы Литвы изображённой художником с беспредельной чуткостью и оригинальностью, что национальный характер его искусства не подлежит никакому сомнению.

Его детство и молодость прошли в Друскениках (совр. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины. Пишет он и стихи. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая. Однако весь синтез живописи и музыки, создаваемый им, нельзя выводить из синестезии. Умер М. К. Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда».

Тишина. За два дня сделал набросок углём. Итак, мы вплотную подошли к болезни, начавшейся за год с небольшим до его смерти.

Еще мгновение и все исчезнет. На этом фоне – замок, деревья, раскинувшая крылья птица.

В 1901-1902 гг. Это сказка. Но скоро красота будет развеяна: к цветку уже подлетела птица. Дальше палитра теплеет. Это – бесконечно красиво.

Она помогала ему выучить литовский язык, познакомила с литовской литературой.