Художник Шаляпин В Шубе

Федор Шаляпин в роскошной бобровой шубе зимой 1921-го пришел к художнику Борису Кустодиеву. Такая шикарная шуба согрела не только великого певца, сохранив его великолепный голос, но и растопило душу художника, который решил запечатлеть в ней Фёдора Ивановича Шаляпина, зная заведомо, что портрет будет хорош, востребован и станет украшением выставок и галерей. Одним из самых известных портретов великого певца Федора Ивановича Шаляпина является работа художника Бориса Кустодиева, на которой артист изображен в шикарной шубе на фоне традиционной русской ярмарки.

Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)

Певец проводил много времени в мастерской художника, где создавались многие эскизы его театральных костюмов и шли беседы об искусстве. По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина. — Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. — Шуба-то хороша, да возможно — краденая. — Как краденая.

В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка». А хотелось, очень хотелось выполнить портрет Шаляпина не на маленьком кусочке холста, а на большом полотне. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила».

XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.

Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Цикл портретов, созданный А. Я. Головиным, является повествованием о творчестве артиста. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Шутите, Федор Иванович. — Да так, — говорю, — недели три назад получил ее за концерт. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.

По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Кустодиева. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак.

Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.

Экий я мерзавец — буржуй. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.

Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Шаляпин и Кустодиев 
— два гения иодин 
портрет

Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет

Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» — высота главного персонажа над остальным миром. Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович. Он ссорился с хором, с дирижером, с рабочими сцены, требуя от всех максимальной отдачи. Борис Кустодиев любил Шаляпина с юных лет.

Я отправился к нему с этой просьбой. Дни, когда Федор Иванович позировал художнику, были незабываемыми для Головина.

Помогите с описание 
По картине Кустодиева 
Портрет Шаляпина

Помогите с описание По картине Кустодиева Портрет Шаляпина

В этих портретах художник сумел передать жизнелюбие артиста, умевшего так же полно и самозабвенно отдаваться радостям жизни, как и творчеству. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Не мог выбрать похуже — выбрал получше. — Вот мы ее, Федор Иванович и закрепим на полотне. И. Шаляпину Б. Кустодиев 1921». Сохранились его работы Автопортрет, десятки портретов, рисунков, карикатур. Он пробовал себя и в скульптуре (скульптурный автопортрет). Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. В. Калмыкова (М., 2010) и другие.

Портрет мой был написан им в 1921 году зимой, а в 1922 году я уехал из Петербурга. У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Л. А. Ефремова (М., 2005), «Портрет в России.

ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА 
Борис Кустодиев

ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев

И начались репетиции. Художник преклонялся перед Шаляпиным, был его другом, высоко ценил его творчество. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. В своей автобиографической книге Маска и душа знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.

Написал быстро1. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Венцом летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина стал портрет, написанный Б. М. Кустодиевым.

Но, как бы ни называли эту картину история ее появления сама по себе уникальна. Вдобавок Кустодиева очень воодушевила мысль о работе с таким всемирно известным артистом как Шаляпин1718.

Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Если надо, репетировать следует целый день. Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.

У меня хотя и была тататка кенгуровая и шубы мне, пожалуй, брать не нужно было бы, но я заинтересовался. Кто лучше его почувствует и изобразит мир Островского. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Так оно и было в действительности. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. По задумке автора знаменитый бас Федор Шаляпин прибывает на гастроли в незнакомый провинциальный городок.

Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. Трудно было заставить позировать мопса у ног певца, пришлось привлечь на помощь кошку. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве". Федор Шаляпин внес неоценимый вклад в развитие оперного искусства. Предложили мне выбрать.

И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Быстро написал он также эскизы декораций и костюмов к «Вражьей силе».

В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. 1932. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.

Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. На пальце— перстень. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Работы А. Головина, посвященные Ф. И. Шаляпину, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-квартире И. Бродского (Санкт-Петербург), Театральном музее.

Серов, Л. О. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. В Свердловской картинной галерее находится портрет Марфы и Марины Шаляпиных (этюд к «Портрету Ф. И. Шаляпина», акварель). Редкая выносливость, поразительное терпение. Е. А. Панкратова (Л., 1973), «Русский портрет конца XIX-начала XX века», авт.

Пошел в магазин. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Тяжелая болезнь – паралич ног – приковала Кустодиева к креслу.

На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.

Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Париж, «Современные записки». И он рисовал, рисовал много. В этой стране живут грузные купцы либо в меховых шубах и шапках, либо в поддевках и цилиндрах, красавицы-купчихи. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка.

Портрет Шаляпина, 
1922, Кустодиев 
– описание картины

Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Пошел в магазин. На руках у Марины обезьянка. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Находится в собрании семьи Ф. И. Шаляпина в Париже.

Его Портрет художника И. Я. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Здесь же были созданы и шесть портретов Шаляпина в ролях. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Приятно ее написать. — Ловко ли. Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене.

Сохранились многие его работы, в том числе и Автопортрет. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Идут проводы зимы, возможно, Масленица, веселье, яркие краски. Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г. ).

Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30.

По неизвестной причине у него отнялись ноги. Также он пробовал себя и в скульптуре. Декорации к новой постановке были заказаны другу Шаляпина Борису Кустодиеву. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Альбом «Константин Коровин» (М., 2001). Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

Сообщество «Волшебная сила искусства»

Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной. Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для «Вражьей силы», заимствованной из пьесы Островского «Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит», — само собой разумеется, что решили просить об этом Кустодиева. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника.

«Ни на что на земле непохожий. Как художник, Б. Кустодиев сформировался в русле русской демократической культуры, под влиянием творчества писателей-реалистов XIX века и живописи передвижников. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город». К нему-то и отправился Фёдор Иванович в своей меховой обновке, которую трудно было не заметить. Естественно, что такая личность привлекала внимание многих художников.

Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». — говорю я ему. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился2. Недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Ведь как оригинально: и актер и певец, а шубу свистнул. Посмеялись и условились работать. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г. ) в одноименной опере, Олоферна (1908 г. ) в «Юдифи». Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях.

В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин. Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковской галерее (уголь, сангина, акварель, гуашь), Картинной галерее Армении (акварель и карандаш) и частных собраниях в Москве. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Так что барин в роскошной шубе он только внешне, внутренне он тот же крестьянский мальчишка, который начал петь из-за побоев отца. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Но многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физически беспомощный мученик-инвалид.

А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. По эскизам Б. М. Кустодиева декорации выполнены П. Дамбиным. И. Пружан, В. Князева (М., 1980), «Портрет в русской живописи», авт.

Шуба у вас больно такая богатая. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Работа продолжалась два года и была закончена в 1922 году. Отдел литературы по искусству располагает изданиями, в которых можно посмотреть портреты великого русского певца и узнать историю их написания. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Его «Портрет художника И. Я.

Давно ли они думали, что зимой у нас по улицам медведи бродят. Примечательно, что в СССР воспроизводились репродукции не с подлинника, а с авторской копии39. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка.

Что же получилось: автопортрет или, может быть, портрет России. Шаляпин связан со своим народом – он хоть и осматривается по сторонам, но находится в своей стихии.

Предложили мне выбрать. 1921 год, зима.

Федор Шаляпин ходил в краденой шубе6

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. После недолгого диалога вопрос с портретом был решён. Не только его великолепный голос восхищал публику. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16.

Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к «Вражьей силе». Отрывок из книги Ф. И. Шаляпина «Маска и душа (Мои сорок лет на театрах)». Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.

Глубоко я был поражен известием о смерти — скажу — бессмертного Кустодиева. Шикарная бобровая шуба досталась Шаляпину по случаю. Сложно коротко рассказать о всех известных и малоизвестных портретах Ф. И. Шаляпина. Интересна история создания этого портрета. Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковке из которых можно выделить отличный по мнению критиков рисунок головы Шаляпина5.

В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Серов изобразил открытое лицо певца. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16.

Возможно. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58.

Малоизвестные портреты 
Шаляпина

Малоизвестные портреты Шаляпина

Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа.

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году. Другой написан в 1911 году на французском курорте Виши и хранится в Русском музее. Художник вспоминал, что портрет был написан им с большим напряжением всего за одну ночь.

Певец озирается вокруг – Новгород для него город незнакомый, здесь будут гастроли, а вот его дочки с головой окунулись в народное гуляние. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов.

А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.

Обладая твердым штрихом, работал в технике литографии и гравюры на линолеуме. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде».

А написал эту картину художник Б. Кустодиев. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.

Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы с веселым катанием на санях, балаганами, каруселями, праздничными народными гуляниями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скуке прозаической жизни. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Недаром Федор Шаляпин говорил, «.

Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. «Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина», – говорил художник. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Экий я мерзавец—буржуй.

Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Левой рукой же, чтобы не поскользнуться на дороге, он опирается на трость из ценного дерева. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Стоит, как вылитый, по несколько часов».

Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (произведениям Лескова: «Штопальщик», 1922 «Леди Макбет Мценского уезда», 1923). Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Первоначальное название картины — «Новый город». Академик живописи.

Причем, он сам же эту пьесу и поставил. Да она такая, может быть и существовала только в его воображении, объединившем его разрозненные впечатления в единое целое. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24.

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью. Произведения отличались неповторимым ярким, праздничным стилем. Кустодиев пожелал присутствовать на всех репетициях.

Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. И вот не какой-то веселый, русский, но неузнаваемый город видим мы на портрете. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром.

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла. Кустодиев. Писал Кустодиев портрет, отлого наклоняя полотно над собою, неподвижным в кресле.

Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем над горами. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Это красочно иллюстрированные альбомы «Театральный портрет конца XIX-начала XX века», авт. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59.

Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. И писать его приходилось по частям, не видя целого. В 1977 году он экспонировался на выставке русского и советского искусства в музее Метрополитен в Нью-Йорке63. Парадокс. Не было в Мариинском театре человека, который серьезнее бы относился к своей работе.

В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Но наиболее известен хранящийся в Третьяковской галерее «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, также в графическом исполнении.

Это портреты артиста в жизни. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Чуть поодаль внимательный зритель разглядит афишу с именем великого баса: в этом новом городке Федора Ивановича Шаляпина ценят, любят и ждут. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2.

С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе. Альбом «Александр Головин», авт. -сост. Здесь духовный центр России.

Таким образом индивидуальность позирующего раскрывается через окружающий ее мир. Шаляпин обут в не предназначенные для зимней прогулки ботинки из серой замши и чёрного лака на пуговках— по последней моде, да явно не по погоде. Этим, конечно, Шаляпин не мог не раздражать людей. На дворе солнечное утро Масленицы и стоящему на пригорке певцу открывается чудесный вид на праздничный город.

Первый из них – в роли Мефистофеля в опере Гуно (1905 г. ). Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи.

Я занялся актерами. Пастернак, К. А.

Для публикации сообщений 
создайте учётную 
запись или авторизуйтесь

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Увидеть этот портрет можно в альбоме «Валентин Серов» (М., 2008). его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.

Обладал Шаляпин и литературным даром. Недаром Федор Шаляпин говорил:. На портрете надпись: «Ф. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Дворищина.

Так с ним рассчитались "натурой" за один из данных певцом концертов. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Написанный в 1922 году авторский (уменьшенный) вариант-повторение — в ГРМ. 2 Премьера спектакля «Вражья сила» состоялась 7 ноября 1920 года в б. Мариинском театре. Особенно близок Шаляпину был Константин Коровин. Костюмы и бутафория — по эскизам К. Б. Кустодиева.

Сайт о жизни и творчестве 
художника

Сайт о жизни и творчестве художника

А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. — Я рад, что могу быть вам полезным в такой чудной пьесе. Через два года Кустодиев и создал этот «зимний» портрет.

Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Должно быть, решение пришло в голову, когда он побывал в Лавре.

Этот портрет великого певца был написан дважды. Интересна история создания этой картины.

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

А пока что, ну-ка, вот позируйте мне в этой шубе. Певец стоит на пригорке – выходец из народа, гений оперы, разбивавший голосом граненый стакан возвышается над остальной массой. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».

В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. И. М. Гофман (М., 1981). Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Коровин, И. Е.

  1. Описание картины «Портрет Шаляпина»
  2. Краткое описание Портрет Шаляпина

Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. М. Г. Самой историей дышат могучие стены и башни Лавры, ее соборы и церкви. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Головин увидел Шаляпина в роли Ивана Грозного и с того момента был навсегда покорен голосом игрой и всем обликом гениального артиста.

Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Есть много интересных моментов при написании этого портрета. 1 Портрет исполнен в 1920—1921 годах. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.

Описание картины 
«Портрет Шаляпина»

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) – российский художник, портретист, театральный художник, декоратор. — Да как же это случилось. Один из них – «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, находящийся в Третьяковской галерее. Вершиной творчества художника Кустодиева является Портрет Федора Шаляпина. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы».