И Репин Картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

В мае 1899 года в поселке Куоккала Репин на имя своей жены приобрел дом и участок земли около двух гектаров, буквально на следующий день у ворот дома появился шест с табличкой «Villa Penates». Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Вернувшись из поездки, Репин не отходит от холста, мало спит, не откликается на письма.

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Судьбы детей Репина сложились по-разному. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.

Костомаровым, летописцем запорожского казачества Д. И. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».

В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.

Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.

Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Окружившие их запорожцы — профессор Петербургской консерватории Рубец, художник Кузнецов, коллекционер Тарновский и др. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву.

И первым делом ново образовавшееся финское государство закрыло границу с Россией. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Традиционно считается, что картина изображает крестный ход, сопровождающий чудотворную Курскую Коренную икону Божией Матери, переносимую ежегодно, в 9–ю пятницу по Пасхе из Знаменского собора в Курске в Коренную пустынь, где икона пребывала до 12–го (24–го) сентября, после чего возвращалась в Курск. В 1864 году его принимают в Академию, там Репин сближается с И. Н. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Стала болеть и слабеть правая рука.

Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища.

Думаю, что нет. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Комната небогатой интеллигентной семьи. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.

«Роковой» художник: 
мистика и мифы, 
связанные с картинами

«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина

Вы молодые, шутливые, вам всё легко. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».

Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Поездка в Палестину предваряла работу над картиной «Искушение Христа» («Иди за мной, Сатано»). Начало знаменитым репинским «средам» было положено 18 августа 1904 года.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Здесь он встретил свое тридцатилетие и создал одно из лучших произведений своей молодой поры «Нищая». Менее чем через год, 8 мая 1865 года, эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» приносит ему серебряную медаль и соответственно звание свободного художника избавляющее от податного состояния военного поселянина.

Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. В широком смысле, вязкая жара, хорошо переданная художником (разумеется, все крестьяне и помещики в процессии надеются на то, что икона пошлет им дождь, необходимый для урожая) и есть следствие видимого нами вырубания леска. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).

Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. В его взгляде осуждение и тревога. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.

Стасовым. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва).

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Но родные «Пенаты» не отпускали Репина, сюда съезжались гости – писатели, музыканты, художники, ученые, представлявшие широкий круг российской интеллигенции. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. У городской черты отчаливало и курское духовенство. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.

Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Истинное наслаждение испытает И. Е. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.

Вся прочая сельская полиция — нечто вроде дружинников, которых привлекли к охране правопорядка принудительно — от выбора в сельские старосты и сотские нельзя было отказаться, а сотским часто даже и не платили, а вот распоряжения полиции (например, явиться для сопровождения церковной процессии) они были обязаны выполнять. Репин проживет в «Пенатах» сначала осень, потом зиму. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.

Поставленная перед художником задача была очень трудной. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.

Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.

Илья Репин – биография, 
фото, личная жизнь, 
картины художника

Илья Репин – биография, фото, личная жизнь, картины художника

Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Глаза ясные и добрые. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.

Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Полиция на картине — отличная иллюстрация принципа правда жизни не есть правда искусства. Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. Однако у академиков на этот счет имелись свои взгляды. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Стасов присылает ему все, что он просит.

Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.

Сколько раз видел 
эту картину, но 
никогда не задумывался,

Сколько раз видел эту картину, но никогда не задумывался, почему этот казак без рубашки

Это не Андрей Рублёв и даже не Брюлов. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.

Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ».

  1. Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  2. Илья Репин: биография и факты из жизни
  3. Персоны и личности (интересное о известных)
  4. Загадочный Репин — 10 интересных фактов

Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Портрет Веры Ильиничны Репиной. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. «Villa Penates» стала этаким райским островком для художника. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.

Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Засим, не говоря уже о выборе типа, лица и фигуры барыни, несущей самый образ, выборе, сделанном тоже с явным намерением дополнить «идею»: такая, мол, надменная безобразная рожа, видимо, почетная личность в городе, пользуется высокой честью нести в своих руках святыню. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Так ли это – судить зрителям.

Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.

Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Он идет прямо к матери. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.

1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Америка—Франция—Россия. За окном летний день.

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Он отправляется туда в октябре 1873 года и живет во Франции в течение трех лет изучая творчество Дюрана, Коро, Добиньи, Лорана, Курбе, патриарха исторической французской живописи Делароша. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников.

  1. Все Картины Илья Репин по алфавиту
  2. Топограф иконописец, студент Академии художеств
  3. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  4. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  5. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  6. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

Во время поездки Репин знакомится с историком Н. И. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.

Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Мужики, несущие икону, выглядят уже достойно.

Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Репин, приехав в Нормандию, в приморский городок Вёль.

  • «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  • Картины Репина (фото) с названиями
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Путешествие по России: Самарская область
  • «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
  • «Торжественное заседание Государственного совета»
  • Портрет премьер-министра Столыпина

Весь июнь и июль 1898 года Репин путешествовал по Востоку. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.

В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.

  1. «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Краткая характеристика творчества
  4. Биография художника Ильи Репина
  5. Жизнь и творчество художника Ильи Репина, описание

Серьезно, есть ли среди финнов более известный художник. Репин встречал их по средам. Критики называют Репина «виртуозом разных техник», немало его наиболее удачных графических работ исполнены углем или графитным карандашом. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.

Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Пятый факт. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.

Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. О, это чувство, когда засыпаешь в одной стране, а просыпаешься в другой.

  1. Репин, ноги на портретах и Толстой
  2. Почему Репина не пускали в «Третьяковку»
  3. Сталкеры пишут письмо Григоровичу
  4. Когда поставили плюсик в заминусованный комментарий
  5. Когда США случайно попали по базе ИГИЛ
  6. Словари и энциклопедии на Академике

В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. 3.

Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Вернувшись в Петербург, Илья Репин продолжил писать картины, ставшие позднее классикой русского искусства.

Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.

Картины Репина с 
названиями история 
создания, сюжет

Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. 25 ноября 1893 года И. Е. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.

В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.

Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Внимание художника тяготит их. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Портрет производит яркое и сильное впечатление. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.

Казалось, она спит. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Художник готов был немедленно приступить к полномасштабному осуществлению замысла.

На моих друзей она производила то же впечатление. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Л. Н. Толстого». Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.

За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Репин никуда не делся. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ».

Возвращается в Россию летом 1876 года. Вегетарианцем стал и сам Репин. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Курский архиерей не сопровождал икону даже до городской черты Курска.

К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Общение с прежними друзьями было только заочным. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.

В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

О чем эта история. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.

Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Художник напишет несколько замечательных портретов Натальи Борисовны.

В общем, перед нами полотно, сочетающее великолепие живописной техники и традиционное передвижнически–народническое отношение к изображаемому: очевидно, что автор в бога не особенно верует (во всяком случае, не считает нужным таскаться огромной толпой за иконами), а социальное расслоение его расстраивает. Третьяков. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. И только у самого монастыря крестный ход встречала братия с архимандритом. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Учился в Высшем. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

4. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Лес. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Это не то. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.

Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.

По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.

К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Горбун, отгоняемый от иконы, вызывает сочувствие. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.

Она ушла из жизни в 1931 году55. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.

Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. В полумраке комнаты испуганно жмется к стене одетая в черное девочка-послушница, прислуживающая Софье. Картина кажется переполненной полицейскими, которые кого–то бьют, стращают и не пущают.

Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.

Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.

По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.

А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Получилось действительно впечатляющее произведение, которое, впрочем, не все посетители Третьяковской галереи, где оно было выставлено, воспринимали адекватно. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.

Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

Это было мучительное время поисков. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.

В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Тут же у него перенимали опыт будущие классики Кустодиев, Бродский, Куликов, Малявин. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Вот, по–моему, точка зрения художника. Рассмотрим "ближний круг". Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.

Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.

Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. К творческой удаче можно отнести многое из того, что было создано Репиным в последующие годы, в частности, полная драматизма картина «Дуэль». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Репин дважды подавал прошения об отставке. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В его глазах читается печаль, тоска.

Крамским, критиком В. В. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. И вот уже перед нами не царь, а отец. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.

Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.

После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

Центральная группа словно недовольна своей ролью. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. После городской суеты, среди сосен и берез, внутри тишины, окутанной шелестом морского прибоя, появлялись силы и вдохновение. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Вся центральная часть написана самим Репиным. Очень мало полиции.

Картина — не фотография. Она была закончена только в 1891 году.

Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Первый факт. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.

Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Содружество это продлилось недолго: после появления в данном журнале статьи, порочащей имена художников Верещагина и Маковского, Репин разорвал всякие отношения с «доморощенными декадентами». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.

М. Бунакову. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.

Репин был очень дружен с Мамонтовым. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.

Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». В эту минуту в комнату вошел Христос.

Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Они словно противопоставлены друг другу. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».

Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину.

С 1913 – академик. Убийство свершилось. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.

Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. Чем проще персонажи картины, тем они симпатичнее Репину. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Репин считал сам эту картину красивой.

С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.

И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Финляндия впервые стала независимым государством. Дескать, не стоит вскрывать эту тему. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Все заняты.

Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.

В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Публике картина понравилась.

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Так, моделью для войскового писаря стал историк Яворницкий, атамана Серко — генерал Драгомиров. Работал в плакате и в книжной графике. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Илья Ефимович давно нуждался в отдыхе и мечтал оказаться где-нибудь в деревенской глуши.

Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. С того дня, по словам Стасова, от Репина все стали ждать «чего-то необыкновенного: так были поразительны этюды масляными красками, привезенные им с Волги».

Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым.

Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Там быстро отметили способного юношу и уже через несколько лет он переехал в Санкт-Петербург – профессионально учиться живописи. Желание быть в курсе новых художественных течений заставило Репина сблизиться с декадентским объединением «Мир искусства» и дать согласие на сотрудничество с одноименным журналом. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.

В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).

В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Каждый персонаж переживает что-то своё. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.

Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Ежедневная творческая работа, преподавание – Репин в период с 1894 по 1907 год руководил мастерской, затем стал ректором Академии художеств, одновременно ведя курс в мастерской Тенишевой, – посещение театров, чтение, писание огромного количества писем, казалось, не изнуряли его.

Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.

На самом же деле на всю огромную толпу приходится четыре чина полиции: становой пристав, его помощник и два урядника (это нижние чины). Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.

Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.

Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.

Третьяков»109., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».

Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.

Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.

Сюда лучше не лезть. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках. Работал весь день, не замечая времени. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Летний сезон 1892 года знаменателен появлением серии рисунков: Лодки у берега, Лодки на Двине, Косцы в поле, а также картины Осенний букет. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.

Действительный. Действительный член Академии художеств с 1903. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний.

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. 2. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Эта история получила название «бунт 14». Духовенство поразбежалось.

Для конкурсной работы на большую золотую медаль была определена единственная тема – «Воскрешение дочери Иаира». Жил в Италии и Франции (1873–1876). Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». » Гость ушел и отец рассказал сыну легендарную историю из жизни Запорожской Сечи.

В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Сельское население быстро росло и крестьяне, остро нуждавшиеся в земле (равно как и помещики, остро нуждавшиеся в деньгах), приступили к бесхозяйственному и вредоносному уничтожению лесов с последующей распашкой земли. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.

По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Берег Волги.

Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Этюд получился превосходный. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.

Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились., Остроумова-Лебедева. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Не доносчик ли. «Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России.

Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Крестный ход в Курской губернии (1880–1883) — одна из самых знаменитых картин Ильи Репина. 1.

Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Много учился на написании портретов близких и друзей. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны.

Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).

Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).

Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.

Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Охрана свирепствует. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.

Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким.

Репин забыл о конкурсе, об Академии. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.

Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Яворницким, дружбу с которым сохранит до конца своих дней. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.

Мальчик очень рано обнаружил талант к рисованию, но бедность не позволяла ему учиться живописи, вот таким образом мать отдала сына в чугуевскую школу топографов. Мне минутами становилось страшно. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.

Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.