Иисус И Грешница Поленов
Христос и грешница (картина Поленова)
Первые эскизы были сделаны во время пенсионерской поездки в 1873 и 1876 годах. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Каждый, кто побывал на окружён людьми, но композиционно тельность и художественная правда. Басина, Ф. А.
Во время этих поездок он создал множество портретов, архитектурных и пейзажных этюдов. Иисус, восклонившись (четвертая вставка: « и не видя никого, кроме женщины»), сказал ей: женщина. В этом был ее смысл. яков.
Сюжетом этого полотна послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице (Евангелие от Иоанна, глава VIII. ) Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. Во всяком случае, очевидно, что Он имеет в виду нечто подобное. Представитель духовной цензуры – невысокого роста архимандрит, ученый от богословия – пояснил своему гражданскому коллеге, что Христос заключает в себе начала божественное и человеческое. Сын Божий ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень», на что люди, как говорится в Евангелии, «будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних». При работе над картиной Поленов совершил путешествие в Палестину, Египет, Грецию, присматриваясь к типам людей изучая архитектуру. Они родились в один день и, как это часто бывает с близнецами, один оказался слабее другого.
Иисус Христос лике Спасителя, есть своя привлека живописи. Вера Дмитриевна была хрупкого здоровья. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень. » – после чего молча продолжил писать на земле. Но дело было не только в этом. После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины.
В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». Иисус не говорит, что оправдывает её, а лишь подтверждает тот приговор, который вынесли ей люди, выступившие было в качестве судей, но ни слова не сказавшие в ответ Иисусу и поспешившие уйти. То есть кто-то должен выступить от имени суда и привести приговор в исполнение. Кто из вас без греха, первый брось в нее камень, — ответил Христос разгневанной толпе во главе с книжниками и фарисеями, ведущими охваченную страхом изобличенную в прелюбодеянии женщину, на вопрос, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями.
Так название и осталось. Каждый, кто имел отношение к живописи, пристально следил за созданием картины долгих 20 лет и мечтали в будущем написать столь же шедевральную и наполненную глубоким этическим содержанием работу. У Поленова есть картина «Среди учителей», которая хранится в Третьяковской галерее. Да, лотно в своей коллекции. Моя личная оценка: замечательно и многообещающе. Тот же покой, нравственная сила исходят и от образа Христа.
И вопрос не просто в главном действующем лице этой картины – ведь у самого Антокольского есть скульптура «Христос перед судом народа» и стоит она в том же самом зале. Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, — «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым726. Безусловно, Поленова мучил вопрос, как объяснить, что этот «простой плотник» мог создать такое учение, которое на протяжении стольких столетий безотрывно держит людей. Картина сочетала строгую архитектонику академизма с жанровым реализмом передвижничества. Теперь поразмышляем о содержании этого текста.
«Христос и грешница»: Любопытные факты о картине Василия Поленова
Сюжет ее понятен: Мария и Иосиф, возвращаясь с праздника в Иерусалиме, теряют двенадцатилетнего отрока Христа, думая, что Он идет где-то рядом в толпе, среди людей, но не находят ищут три дня и, вернувшись в Иерусалим, находят среди учителей. Знаменитое полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами. добиться «правды среды и быта», соз и костюмы, чтобы воссоздать реалии Художник стремился к историче- дать образ Христа-человека. Поленов Василий Дмитриевич (1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ. )Художник. По подсчету Маймонида, существуют 36 преступлений, караемых смертной казнью: преступления против нравственности (как кровосмешение и прелюбодеяние) преступления религиозные (как идолопоклонство, подстрекательство к нему, человеческие жертвы Молоху, колдовство, лжепророчество от имени Бога, пророчество от имени языческого божества, богохульство, нарушение субботнего отдыха) причинение родителям телесного повреждения, произнесение проклятий по их адресу, дерзкое ослушание неподчинение власти Синедриона убийство и похищение людей (ср. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос.
Воплощение замысла далось непросто и заняло больше пятнадцати лет. Оно и не мое и не соответствует евангельскому рассказу». В декабре 1880 года тяжело заболела любимая сестра художника Василия Поленова Вера. Кроме того, подло жить в Европе, когда в России надо работать, особенно если здоровье не гонит вон». На этот сюжет В. Д. Поленов написал свое знаменитое полотно «Христос и грешница», хранящееся в Русском музее в Петербурге.
Мама занималась живописью и детской литературой. Да еще в таком колпаке. Затем он дал ответ «кто из вас без греха, первый брось на неё камень» и вновь продолжил писать на земле. Впервые картина была показана на XV выставке Товарищества передвижников в феврале 1887 года.
«Христос и грешница»: как Поленов видел Спасителя
Между тем слово «совесть» (по-гречески «сюнейдесис», а на латыни conscientia) вообще отсутствует и в Ветхом и в Новом Завете. творчества». Через шесть недель после приезда в Россию, Иванов заболел холерой и внезапно умер. Большинство толпы – равнодушные, повинующиеся только этому чувству, которое велит бить – будут бить, велит плакать – будут плакать, велит кричать «осанна. » и подстилать одежды – будут сами ложиться под ноги грядущего. Поленов очень много рассуждал о религии, его интересовала ее история, для него была важна истина — но истину он понимал как научное открытие, ему нужны были доказательства (так думал не только он, но и многие другие, кто был сбит с толку стремительным развитием науки и веру подменял попыткой научного объяснения всех тайн мира).
Она приближается к Иисусу и получает исцеление от своего греха. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Но было ли в самой картине ожидание такого разрешающего драматизм сцены исхода. Хороши, нечего сказать. » Спасение пришло оттуда, откуда меньше всего ожидали. Значит, эти люди идут по пути вражды, по пути наращивания конфронтации.
Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). У них было замечательное детство.
Описание картины Василия Поленова «Христос и грешница»
Крупноформатное полотно «Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизнь Христа», было завершено 1888 году в Москве и выставлено на передвижной выставке в Петербурге. «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». В 1881—1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница». Дело в том, что Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса.
Толпа передана художником живою. Историческая достоверность – один из главных столпов, на которых должно было держаться полотно. Он спрашивает ее – не утверждает, а именно спрашивает: «Никто не осудил тебя. У художника Александра Иванова, автора картины «Явление Христа народу», не было возможности отправиться по местам жизни Спасителя, его пейзаж был написан в Италии — но тем не менее он показал нам духовную Палестину. Путешествие на Восток было необходимо художнику, чтобы вжиться в атмосферу библейского повествования, проникнуться его духом, создать в картине исторически достоверную обстановку.
Они взяла с Поленова обещание закончить работу над картиной. Прелюбодействующая парочка, если женщина при этом была замужней (естественно, за другим), действительно подлежала смерти. И ему удалось это сделать. Но Вы тем не менее — евангельский сын, который сказал: «не пойду», а сам пошел.
Христос и грешница – художник Поленов
Осознавая более четверти века – на свет поя- дружеский художественный кружок, вится картина «Христос и грешни- вошедший в историю как «мамонтов- необходимость наполнить истори ческую картину достоверностью об ца». Таков высокий флегматик, держащий преступницу за плечи и ведущий ее перед собою. И с тех пор Поленовы жили ожиданием приезда автора «Явления Христа народу» в Петербург. Некоторые армянские рукописи и старогрузинские переводы тоже опускают это место.
По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями»3. Есть суд человеческий, но есть и Судья. Неффа (1863-1871). Но Поленов не был доволен результатами. Нет, мораль, прописанная в Торе и Талмуде, вполне сурова к нарушителям заповедей. Человеческий. Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же»37.
Потом – голод, террор изъятие церковных ценностей. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Вспоминали детские годы. Она написана столь правдоподобно, что исчезает всякая возможность предположить такое чудо.
И. Е. Репин отмечал, что ведью или нарушило бы иудейский Поленова – Н. Н. Ге, И. Н. Крамского Поленов всё Божественное и церков- закон: если Он согласится с требова или В. Г. Перова. На большинстве эскизов и этюдов, выполненных для картины, Христос изображён в белой шапочке. ». Поленов же изображает этот сюжет абсолютно иначе. где твои обвинители. Полотно вызвал довольно много споров среди критиков.
В семье был настоящий культ Иванова. Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком. Справа за стенами храма, под точных тканей и женских украшений. Восторженно рассказал об удивительном труде этого этого гениального художника. Драматургию сюжета составляет противостояние толпы и Христа.
Этюды к картине Христос и грешница
Но есть и Судья – Бог. А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что абсолютно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие36. При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма — на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя.
Иисус обратился к их сердцам – и сердца проснулись. Интересная история названия картины. Но Поленова остановила цензура.
Простота, обы- взыскать и спасти погибшее, а Сам (столь необходимые для драматургии денность в трактовке сакрального же это погибшее осуждает на побие исторического полотна) – в противо- персонажа вызывала наибольшее ние камнями». Восьмая глава Евангелия от Иоанна (К) начинается с рассказа о грешнице – женщине, схваченной во время ее свидания с любовником. Последняя картина — «Возвестила радость плачущим», где уже Мария Магдалина, увидев, что гроб Христа отверст и пуст, возвещает плачущим: Христос Воскрес.
Христос и грешница (Василий Поленов)
Вот что в высшей степени смущает собеседников Христа. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком. Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи»71.
Иисус ориентирует людей не на закон, не на канон, а на их сердце. Толпа занимает на полотне правую сторону. Поленов стремится окунётся в природу этого края, в жизнь уже на другом холсте. » Она отвечает: «Никто, Господи».
Примечания для Христос и грешница (картина Поленова)
Холст, масло. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях12. Облик Его подчёркнуто тельно – к другим. В семье был настоящий культ Иванова. Умирает его сестра Вера Дмитриева, с которой они очень дружили. В Вульгате – латинском переводе Библии, выполненном в конце IV в. св. А это что, его ученики. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница».
Она отвечала: никто, Господи. С 1881 года художник полностью отдается работе над полотном. Наверное, мы правы, когда нам так кажется, так как мы тогда вспоминаем или молитву Симеона Богоприимца «Свет к просвещению язычников» (Лк., 2:32) или пророчество Исайи «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис, 9:2) или многие другие библейские тексты – из псалмов из пророческих книг. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши». Христа он написал не – не как Бога, а как странника, мудреца и философа.
Он постоянно повторяет слова io vidi – «я увидел», осознавая, что теперь он владеет новым опытом – почувствовать Бога не как-то по-другому, но именно через зрение, глазами, увидеть Его по слову Иисуса из Нагорной проповеди «блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят». где твои обвинители. Пенсионер Академии в Германии, Франции и Италии (1872-1876), участвовал добровольцем в сербско-черногорско-турецкой войне (1876) и как художник-корреспондент в русско-турецкой войне (1877-1878). Любовь Христа исполнила и смертоносную букву, призванную страхом смерти удержать других от развращения – грех этой женщины Спаситель взял на Себя.
И опять, наклонившись низко, писал на земле. И это истори Евангелия, столько проливает света образ» Иисуса Христа, сложившийся чески достоверно, поскольку во вну и столько даёт теплоты, что я давно позднее, он отсекает от первообраза тренний двор храма («двор Израиля») не испытывал таких живых впечатле- метафизическую, сакральную состав- не смел проникнуть иностранец, языч ний от чтения книги ты абсолютно ляющую (Сына Божьего), стремясь ник и повседневная жизнь протекала переносишься в далёкое прошедшее, в эту тёмную минуту, где происходит Василий Поленов. В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию23. Поленов даже не пытается показать и деликатности поленовской трактов Этюд «Олива в Гефсиманском саду» изменения в людях под воздействи- ки, в человечности той ноты душевной сделанный для этой части картины, ем слов Спасителя, дать намёк на их усталости, которая чувствуется в об принадлежит к шедеврам пейзажной духовное прозрение.
Ссылки на Христос и грешница (картина Поленова)
Нет, не стал: дух закона соблюден – женщина раскаялась так глубоко, что больше не будет грешить. По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной»10. Если можно еще как-то оправдать язычника, то самарянин, который вроде бы и верует в Бога, но не так, как нужно, – хуже любого язычника.
Стало быть, это абсолютно удивительный рассказ о том, как в человеке пробуждается человеческое, как благодаря встрече с Иисусом сознание людей, замутненное правилами и требованиями писаных канонов, очищается от этой замутненности. Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь). Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. К счастью Так как корабль, который должен был отправить картины Поленова на другой конец света, носил название «Титаник». Блаженство вечной жизни, по мнению Данте, о чем он говорит в заключительных строках своей «Монархии», «заключается в наслаждении от видения Бога (in fruitione divi – ni aspectus), до которого собственная добродетель человека может подняться не иначе, как при содействии божественного света».
- ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА ХУДОЖНИКА ПОЛЕНОВА
- Размышления о Евангелии от Иоанна
- Русский музей Дополненная реальность
- Записки переводчика с Андреем Десницким
Они же, услышав то (дальше – вторая вставка из позднейших рукописей: « и будучи обличаемы совестью»), стали уходить один за другим, начиная от старших (третья вставка из позднейших рукописей: « до последних и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди»). Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой. А если бы в законе это не было оговорено, они бы вообще не обратили на нее внимания. И только потом мы спускаемся ниже и видим Спасителя. Так в Книге Иова есть фраза «Ибо Ты пишешь (катаграфеин) на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей» (Иов. 13:26). В нем не было ни напряженной драматичности Н. Н. Ге («Тайная вечеря», 1863), ни внутреннего борения И. Н. Крамского («Христос в пустыне», 1872), ни величайшего «томления духа» В. Г. Перова («Христос в Гефсиманском саду», 1879). гениального художника.
Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения. с идолами других народов. событие, последствия которого неис числимы для человечества».
Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Конечно, основанной на взглядах тех мыслителей, которые импонировали его собственному восприятию евангельских событий. В картине нет напряжения, тал, что картина «даёт такого Христа, дом, главная цель – спровоцировать драматизма и внутреннего борения, каким мы Его теперь только и можем проповедника на принятие решения, сравнимых, скажем, с произведения- мыслить, – не Бога, а человека с огром- которое расходилось бы с Его пропо ми на тему Христа современников ной душой». Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м, на которые их наматывали. Поленовского Христа трудно представить себе «изгоняющим торгующих из храма». В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности».
- «Ваша миссия в веках Вам не понятна»
- «Религия — тот же творческий акт»
- О том, как время все расставило по своим местам
- Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке
- Словари и энциклопедии на Академике
Зрителям хорошо известны из Евангелия события, которые должны были воспоследствовать за изображенной сценой. И Василий Дмитриевич Поленов тоже эту идею приветствовал. Специально к этой дате в музее Поленова устроили выставку и большую ее часть составили репродукции евангельских картин «Из жизни Христа». Поленов участвовал в создании нескольких храмов. Торопился, чтобы успеть к ее выздоровлению завершить хоть первую часть. Почему он это сделал. Ибо Ваша миссия в веках Вам не понятна, но Вы служите по слову Того, Который сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк 13:31)». Последним его желанием было побывать в Эрмитаже и Лувре, посмотреть на картины любимых художников.
Художник ет её в таком виде, а картину пишет считал истинным. Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова60. А Иисус у Поленова максимально приземлен: спокойно сидит в немного усталой позе, одет, как обычный человек (знакомый художника, которого он встретил на Востоке). Когда мы смотрим на икону, где изображен Спаситель с раскрытым Евангелием, на котором написано: «Аз есмь свет миру», – мы радуемся. Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на «Христос и грешница». У Иванова никого не было в столице.
Согласно Евангелию, люди, обличаемы совестью, разошлись. Иероним ввел его в Вульгату, у него были на это веские основания. режиссер: Окунцов В. Ф.
Зло истреблено. Когда мы слышим, как Иисус говорит: «Я свет миру», – нам иногда все-таки прорывающимся сквозь путы законничества, эти слова кажутся замечательными, удивительными. Вот таким образом дело в том, чтобы и в ис- светом и воздухом, создаёт на полотне и были вечера, когда супруги, по сло- кусстве дать этот живой образ, каким живые и конкретные типажи вам художника, «чуть не захлёбы- он был в действительности». Вспоминаем и новозаветные тексты, например Иоанна Богослова, который прямо говорит: «Бог есть свет». Было решено, что он остановится у них.
То рисунок, то стихи В этот раз он стал писать симфонию. Есть он и в других западных латинских рукописях IV – V вв. Им нечего сказать Иисусу в ответ, вот таким образом они Его просто оскорбляют. А утром опять пришел в храм и весь народ шел к нему. никто не осудил тебя.
Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. А президент Академии художеств великий князь Владимир сказал: «Конечно, для нас картин интересная, но для народа она вредна». Эта картина разрушила традиционные принципы художественного образа Иисуса. Он ожидает Он знает, что ничего доброго у Него не спросят, что предводители столько же и еще более, хотят Его крови, как и крови преступившей закон Моисеев.
О благодати, о Божественной сущности Христа речи нет. Такое постановление привело к почти полному упразднению смертной казни. слова из Йехезкеля, как буд-то бы свидетельствует в Вашу пользу – полюбовники грешницы именуются им как «чужие».
Вера Дмитриевна была хрупкого здоровья. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». Они с женой Натальей Человеческий, как Он постоянно Сам временные обитатели палестинских изучали земную жизнь Христа и ар- Себя называл, а по величию духа – земель сохранили исторические черты, хеологию Иерусалима, читали «Vie Сын Божий, как Его называли дру- Поленов пишет пейзаж, наполненный de Jеsus» («Жизнь Иисуса») Ренана, гие.
») никто не осудил тебя. Пройдёт чуть И уже тогда стал формироваться его на ближайшие годы. В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница»58.
Он сел и учил их. Христос Поленова очень красив, очень умен и очень спокоен. Его роль еще не началась. Но нельзя не отме черу. Они подолгу разговаривали, когда он сидел с возле Вериной кровати. У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей20. Действительный член Академии художеств (с 1893).
Вот почему эти люди уходят. Вот пример апелляции к сердцу. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Потом была первая мировая война. Ведь Паленов сумел сосредоточиться, прежде всего, на его человеческих качествах.
В частности, лучше пользоваться переводом Нового Завета под редакцией епископа Кассиана (Безобразова), хорошо передающим стилистику оригинала и – это главное – основанным на солидной рукописной базе: надежных современных изданиях и древнейших рукописях. Возможно, она так и осталась бы незаконченной, если бы в 1881 году не случилось несчастье. Он сел и учил их. Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года32. Провокационный характер вопроса очевиден. Когда Верочка хворала, Василий всегда делал для нее что-нибудь приятное.
И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно9. В литературе часто встречается арамейское выражение: «Есть суд, но есть Судья». Им с Верой было по тридцать шесть.
Несложно понять, что это заглавие противоречит первоначальному замыслу Поленова. Она отвечала: никто, Господи. Слева от ступеней храма – Христос с учениками. Иисус в довольно жесткой форме выражает мысль о таком суде: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Многие, быть может и не знают, кого ведут и за что будут бить.
Он умрет за нее на Кресте Именно в этом для Поленова – продолжение дела Иванова, который избрал для «Явления Мессии» слова Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Ведь все мы грешны. И тут Иисус впервые произносит слова «не осуждаю»: «И Я не осуждаю тебя». Отец познакомился с ним в Италии. Этот рассказ отсутствует в лучших греческих рукописях: p66, p75,, B, L, N, T, W, X,,, 33, 157, 565, 892, 1241, в семье 1424 и т. д. Кодексы A и C имеют в этом месте лакуну, но высока вероятность, что этой перикопы они не содержали, так как на утраченных листах для нее не хватило бы места. Постепенно люди стали расходиться и ни один камень не был брошен в женщину.
Святой земле, оценит поразительную Его фигура кажется отстранённой от «Книга из которой я черпал содер точность в передаче солнечного света спутников, что подчёркивает отре- жание моих работ, – писал художник и красок этих мест. По-вашему любовная связь с родными – это не прелюбодеяние, а что-то иное, а мое мнение противоположно - любая связь (вне своего мужа) есть прелюбодеяние. Однако главное место в творчестве Поленова занимает огромное полотно «Христос и грешница (Кто без греха. )» (1888), в котором автор стремился рассказать библейскую историю как реальное жизненное событие. Приехал. По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств61, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля62. В настоящее время картина «Христос и грешница» выставлена в Государственном Русском музее, в зале 32 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся другие произведения Василия Поленова.
Этот образ он пути побывают в Греции. Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно». Возьмем первую вставку. Иисус отвечает им: «Во Мне беса нет», – и они хватаются за камни.
Суд какой. Торопился, чтобы успеть к ее выздоровлению завершить хоть первую часть. эта женщина взята в прелюбодеянии а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь. Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года78. Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах.
По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника»41. И ему удаётся архитектуру, домашнюю обстановку доме на Садовой-Спасской. Приехал. Но император Александр III, на и нищие. Сам Поленов не видел жизни вне творчества. Это не удается им ни в первом, ни во втором случае: они терпят крах. Высказывались разные мнения, предположения, но никто не сумел дать ответ на этот вопрос.
Если Иисус, «наклонившись низко, писал перстом на земле», то само собой разумеется, что Он не обращал внимания на пришедших. Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее59. После написания в 1837-1857 А. А. Ивановым монументального полотна «Явление Христа народу» следующее поколение художников (к которому и принадлежал Поленов) по-своему переосмыслило Священное Писание. Вс-вышнему, с «чужими», т. е. Осознанное внесение этой неточности можно было оправдать символическим значением и важностью Елеонской горы в контексте того периода деятельности Иисуса38.
Автор картин на исторические и бытовые темы, пейзажей. 7:4 9:1 11:1).
Вспоминали детские годы. 6Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Работу он на время отложил. Иордана (1859-1861), в Академии художеств учился у П. В.
Брал уроки у П. П. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши. В тексте место традиционного греческого «графеин» (писать) употреблено «катаграфеин», что может означать перечень чьих-то проступков, грехов. С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти.
Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа. Давайте посмотрим на работы Поленова из евангельского цикла: по хронологии событий первая из них — «Мария пошла в Нагорную страну». Природа дышит покоем и умиротворенностью.
После грандиозного успеха России почти весь цикл «Из жизни Христа», включая картину «Христос и Грешница», решили отправить на выставку в Америку. (в позднейшем варианте: « где твои обвинители. и от садистских методов казни. Но проповедь его прерывают иудейские священники – фарисеи. И с тех пор Поленовы жили ожиданием приезда автора «Явления Христа народу» в Петербург. На этом глава кончается.
Библейский сюжет становится лишь частью жизни палестинского города две тысячи лет назад. Василий Дмитриевич впал в такое состояние, будто заболел он сам. Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами19. Сначала это их просто настораживает, затем раздражает и в конце концов вводит в соблазн. 10Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882-1895).
Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно33. Но на самом-то деле – нет, не свидетельствует. Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. Поэтическое начало, столь сильное в пейзаже картины, помогает художнику придать всей сцене возвышенность и человечность. В зале 32 представлены и работы скульптора Марка Антокольского, вокруг имени которого «скрестились мечи» демократической критики и апологетов академизма.
325 х 611 смКартина «Христос и грешница» представляет событие жизни Иисуса Христа, описанное в Евангелии от Иоанна. Мирно расположился Христос с учениками в тени раскидистого дерева у стены древнего храма. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница». Поленов отказать сестре не мог и вначале 80-х вновь приступил к работе над этим сюжетом. Первые шаги к написанию задуманной картины Грешница и Христос исполненной воспитательного значения, художник Поленов сделал во время учебных поездок за границу в начале 70-х годов (1872 и 1876). Они горят не своим огнем все дало им общее возбуждение как стадо овец, они готовы шарахнуться за первым, на кого более других подействует внешняя причина. В этот момент Данте сравнивает себя с человеком, который пришел в Рим откуда-то издалека, например из Хорватии, специально чтобы увидеть (а veder) Плат Вероники и, увидев его, мгновенно понял, что видит именно видит своими собственными глазами подлинный лик Иисуса.
Поленов Действие картины происходит в вались от настроения». Таким образом, в 1883—1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме. Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года. Художник мастерски рас- «Для меня Христос и Его проповедь меревавшийся создать музей русского ставляет композиционные акценты, – одно, а современное православие – искусства изъявил желание иметь по раскрывая сюжетную линию, убеди- другое», – признавался Поленов.
где твои обвинители. И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. В. В. Вересаев счи- ослеплённой толпы была лишь пово его стен. 8И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они подолгу разговаривали, когда он сидел с возле Вериной кровати.
О людях, которые привели грешницу к Иисусу, можно сказать, что в них сердце заговорило. Думается, в этом и заключен главный смысл восьмой главы.
Тогда известный русский художник Василий Поленов сделал первые эскизы и зарисовки. Одной из тем живописного наследия Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) являются его евангельские сюжеты. » В греческом тексте на первом месте стоит местоимение «Ты», которое грамматически не так уж необходимо. Картина была закончена в 1887 году.
Иисус уходит из храма, «пройдя посреди них». Глава заканчивается тем же, чем и начиналась. Во время Великой Отечественной войны часть картин из собрания Государственного Русского музея была эвакуирована в г. Молотов (Пермь).
А кто такой самарянин, с их точки зрения. И наконец, эта женщина – грешница. Для этого ему недостает страстности. где они. У них было замечательное детство.
Через шесть недель после приезда в Россию, Иванов заболел холерой и внезапно умер. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле (далее идет вставка из самых поздних рукописей: « не обращая на них внимания»). Спор же у нас только о том, входит ли в это понятие связь с мужчинами-родственниками.
Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова. Идея картины «Христос и греш ница» обретала форму и образ, рабо та над ней стала насущной потреб ностью: «Жизнь у меня идёт очень однообразно Я всё утро, т. е. Потом революция. 1Иисус же пошел на гору Елеонскую. Христос у него – не Бог, а странник, мудрец, гуманист.
В их числе был и молодой художник Василий Поленов. Это человек, хуже которого и представить себе нельзя. Они хватаются за камни, чтобы побить Его. Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником. Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04073250 фунтов или примерно 05381742. 05381742 долларов (холст, масло, 118 239см).
На что Христос ответил: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:4-7). Он говорил, что пришёл происходящего. «В первых повествова- ле: это «Иерусалим» Луи де Сольси, красочными созвучиями, станут под- ниях о Христе личность Его является «Иерусалимский храм» Вогюэ, его линным откровением и открытием чисто человеческой, со всеми чело- же «Сирия, Палестина и гора Афон», пленэрной живописи. Иеронимом, – он присутствует.
Если св. Потому так важно для него было ее название. никто не осудил тебя. Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью».
В декабре 1880 года тяжело заболела любимая сестра художника Василия Поленова Вера. Блаженный Августин говорит по поводу этой сцены: «несчастная – и милосердие», несчастная женщина и Иисус – воплощенное милосердие – остаются вдвоём. Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице». С другой стороны, простая Да, они достойны осуждения за своё прелюбодеянии. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Вышел из состава Императорской Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905. Так название и осталось. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина.
Чистякова и Ф. И. Некоторые заключения и выводы в ней звучат несколько наивно: «Я с давних времен интересуюсь историей религии посетил все страны, где она зарождалась: Египет, Грецию, Палестину и пришел к выводу, что религия — это тот же творческий акт человека». Оно и не мое и не соответствует евангельскому рассказу».
На Тивериадском озере. Как это возможно. Первые эскизы были сделаны во время пенсионерской поездки в 1873 и 1876 годах. Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10 м, на которые их наматывали. Лето Поленов проводил с топором и пилой в лесу, с веслами и парусами на реке.
Как видим, в восьмой главе от начала ее до конца присутствует тема побивания камнями. Действие разворачивается на площадке перед величественным древним храмом.
Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит»4552.
Они пришли жестокосердными и же-стоковыйными, злобными и разъяренными – и прозрели. Ранней осенью и весной писал этюды. В итоге сошлись на нейтральном – «Христос и грешница».
Для него важна была эстетика и в какой-то степени традиции. Мы осуждаем их, на самом же деле нужно подумать о том, что Иисус одержал победу. Таков святоотеческий взгляд на эту проблему. Ещё минуту назад сох. И зритель тоже начинает воспринимать толпу как нечто «лишнее».
А почему возникают подобные страхи. 11Она отвечала: никто, Господи. Эта работа художника «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа. Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию»22.
Вначале они хотели побить камнями женщину, но этого не случилось: произошло чудо. Бруни, Т. А. Иди и впредь не греши». замыслу, который полностью захватит путь среди народа». И совсем иной – фарисейский. Над этой картиной художник работал почти 20 лет. официальной Церкви.
Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, тема христианства, долгое время находившаяся под запретом для общества и не входившая в искусствоведческий оборот (многие искусствоведы не касались анализа произведений, связанных с христианством), становится наконец доступной. Кстати именно парочка, а в рассказе и, соответственно, в картине фигурирует приговоренной почему-то только женщина, но не будем ловить таких тараканов (коих тут и не один этот) ибо есть здесь вещи посущественней. Слева – сидящий у и мудрая человечность, заключённая лицемерие.
Восторженно рассказал об удивительном труде этого этого. Слова Иисуса «Я свет миру» приводят Его слушателей в ужас, так как для них жизнь ограничена ритуалом, для них нет ничего важнее строгого соблюдения правил. Но все же эта картина наиболее ярко и красочно оживляет древнюю евангельскую легенду. Такое рационалистическое решение темы вполне соответствовало этическим исканиям того времени, во многом определявшимся книгами Э. Ренана и религиозным реформаторством Л. Толстого (хотя сам писатель язвительно назвал поленовского Христа «полотером»). Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца.
Народный художник РСФСР (1924). Родился в Петербурге. Потому так важно для него было ее название. Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее». Такая «правоверность» ничего общего не имеет с христианством, как не имела ничего общего с подлинной библейской религией.
никто не осудил тебя. И продолжил писать, не проронив больше ни слова. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши. Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе «Христос и грешница».
Старосирийский (Syrs, c) перевод и арабская редакция «Диатессарона» Татиана не обнаруживают знания этого отрывка, равно как его не содержит его и Пешитта. Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев21. Современников же Иисуса это пугало: они боялись кощунства. Художник изо- шённость от происходящего, созерца- – учит нас милости и прощению, а не бражает кульминацию события: толь- тельное спокойствие и внутреннюю осуждению и нетерпимости, она учит ко что Христос произнёс слова «кто сосредоточенность проповедника и относиться строго к себе и снисходи из вас без греха» – и толпа застыла Учителя. А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что абсолютно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. Слово «чужие» тут не означает «не родственники», а имеет только самое общее значение – все объекты поклонения, не являющиеся Вс-евышним и все. По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения»23.
Поленов взял всю сцену, как она, по его представлению, должна была быть. Им с Верой было по тридцать шесть. Когда эта картину приобрел император Александр III для личного музея, то в нем она выставлялась под названием «Блудная жена». Слова 30-го стиха оказываются ключевыми на протяжении двух этих глав. Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. «Ну, разве что так», – согласился гражданский цензор и подписал разрешение.
Он взят из Нового Завета и повествует о том, что как-то мимо Христа, сидевшего со своими учениками невдалеке от Храма, процессия евреев тащила на казнь (побиение камнями) молодую женщину, уличенную в прелюбодеянии. Когда цензура, наконец, явилась, военный щелкнул шпорами и пожал плечами – сцены «Из жизни Христа» не являлись военной угрозой. Отец познакомился с ним в Италии. Занимался иллюстрацией. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). А прозрев, ушли.
Над этим по- воссоздать «фактуру» исторического и восточный быт его обитателей, он лотном Поленов работал в кабинете евангельского времени: место дей будет изучать палестинский пейзаж и С. И. Мамонтова в его московском ствия и его участников. Конфликт и контраст проповедником». 2А утром опять пришел в храм и весь народ шел к Нему.
Недаром художник развернул действие на фоне повседневной жизни восточного города. На Западе этот рассказ отсутствует в готском переводе и некоторых старолатинских рукописях (a, f, l, q). Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа.
В то время было модно события из прошлой истории рассматривать на одной параллели с происходящими в современности истолковывая их как постоянное повторение полной драматизма жизни страдающего человека. Реакцию молодежи точно иллюстрирует оценка В. Вересаева: «Картина дает такого Христа, – писал он, – каким мы Его теперь только и можем мыслить, – не Бога, а человека с огромной душой». За это время Василий Поленов ский» или «абрамцевский». И люди, «будучи обличаемы совестью», как поясняет позднейшая вставка, расходятся. Эта картина разрушила традиционные принципы художественного образа Иисуса – ведь Поленов сумел сосредоточиться, прежде всего, на его человеческих качествах.
Было решено, что он остановится у них. Сам Поленов говорил, что назвал работу «Кто из вас без греха. » – такова была основная, цементирующая идея картины. веческими чертами и несравненно четырёхтомное исследование Гавета Но во время первого путеше- более для меня привлекательной, «Христианство и его происхождение».
Санх. В этом был ее смысл. По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме». И вправе ли судить мы. В размеренный быт восточного города и вписан основной сюжет: толпа людей привели к Христу, беседующему с учениками, женщину, уличенную в грехе прелюбодеяния и спросили его: «Что же делать с ней. » – ведь Моисей учил таких грешников бить камнями.
несчастную женщину, уличённую в тёром»). Как ни хороша Европа, а Россия мне милей.
Взбудораженные горожане, приведшие преступницу на суд, готовы забросать ее камнями, однако сидящий в окружении своих адептов Христос мудрым взглядом озирает толпу разгневанных жителей и женщину, стоящую с видом загнанного зверька. Для Евангелия характерна лапидарность, краткость, некая недоговоренность в нем всегда что-то словно недосказано, всегда много воздуха. Какова их природа. Но в целом обрядовую сторону религии он не соблюдал. Работа вызвала жаркие споры. Но где же у Поленова Воскресший Господь. Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь»42. Христос Поленова – спокоен и самоуглублен.
Мама занималась живописью и детской литературой. Во-вторых, с точки зрения содержания он блестяще вписывается в третье Евангелие. Совершил путешествия по Ближнему Востоку, Греции (1881-1882, 1899, 1909), побывал в Италии (1883-1884, 1894-1895). Этим мечтам не суждено было сбыться.
В основу сюжета картины было положено изречение Христа Кто из вас без греха. То рисунок, то стихи В этот раз он стал писать симфонию. У Иванова никого не было в столице. Только концовка приведенной цитаты, т. е.
Она отвечала: никто, Господи. Она – в нечувствии к окружающим людям, в равнодушии к их судьбе. В основной своенй части она ничего не добавляет ибо нет разногласия в том, что термин «прелюбодеяние» в русских переводах Торы и ее комментаторов относится к незаконным связям именно замужней женщины (или хотя бы обрученной). Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». Но можно ли ждать чуда нравственного преображения от толпы людей, обезображенных гневом.
Название это показалось чиновникам неподходящим для каталога выставки. В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях.
Его нет. Судя по розовым тельно передаёт характерные особен- визуальная достоверность обстановки отблескам на стенах, длинным теням ности облика восточных людей их подавила сакральные смыслы еван на земле, время суток – ближе к ве- одежд и головных уборов, красоту вос- гельского события. По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма»69. Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. Не эту ли фразу пишет Иисус на песке. Христос сказал им известную фразу: «Кто из вас без греха пусть бросит первый камень».
Василий Дмитриевич впал в такое состояние, будто заболел он сам. понятия "прелюбодеяние", на иные (не сексуальные) человеческие взаимоотношения.
Низко наклонив голову, Он молча что-то пишет на земле. Что скажет Судья. 1888.
В том значении, в каком мы употребляем слово «совесть», в Ветхом Завете употребляется слово «сердце». Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши» (Ин., 8:5-11). Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. В письме Илье Семеновичу Остроухову, другу Поленова, супруга художника описывала последние дни Василия Дмитриевича (художник умер в глубоко преклонном возрасте): как было страшно, с одной стороны, смотреть на муки близкого человека, но с другой, ее восхищало, что умирая физически, он продолжал мыслить и творить.
(Иоан. 8:3-8). Во многом опорой для них стала книга Э. Ренана «Жизнь Иисуса», где Спаситель предстал в образе обыкновенного человека, не наделенного божественным ореолом. С 1917 жил в усадьбе Борок (ныне Поленово, Тульской обл., где с 1939 открыт музей-усадьба). Таким образом, он максимально приближается к простому человеку. Его можно предугадать, пожалуй, в красоте живописи кар тины. Из Рима он С. С. Абамелек-Лазаревым.
Иисус молчит, потом «восклоняется» (поднимает голову) и произносит: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Этот текст – о людях, которые (вспомним еще раз картину Поленова) привели женщину, упирающуюся и жалкую, чтобы совершить над ней праведный, как им казалось, суд на основании закона и которые в течение нескольких минут встречи с Иисусом прозрели. Так как считал, что лучше построить церковь, чем что-то увеселительное.
По первоначальному замыслу, название картины было иным – «Кто из вас без греха. ». Затем следует десятилетний перерыв, а в 1881-1882 гг. На что Христос ответил: «Если среди вас есть безгрешный, то пусть он бросит в нее камень». Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин. В своей усадьбе по просьбе крестьян он построил церковь.