Иллюстрации Бенуа К Поэме Медный Всадник
Презентация к уроку Поэма Медный всадник
Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. Кроме того, Бенуа планировал размещать по одному рисунку на каждую страницу, к соответствующему ей участку пушкинского текста, а в «Мире искусства» иллюстрации то врывались между фрагментами текста, то находились над ним.
В иллюстрации Бенуа решает эту задачу следующими образом. 3, СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1909)15. в моей крови сразу несколько (столь между собой завраждовавших) родин — и Франция и Неметчина и Италия.
Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900) изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Машкова, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на живописном отделении (1908—1910) и после перерыва на скульптурном (1915—1918). А в 1934 году в своих «Воспоминаниях» признается в отсутствии у него всякого патриотизма и пишет: «. Именно «современность» иллюстраций Бенуа не менее существенна в данном издании, чем свойственные художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие. Бенуа ожидал выхода книги к концу года, но «Кружок любителей», в лице бывших «лицеистов», знавших Пушкина лично, несмотря на, в целом, благосклонную оценку его работы, потребовал переделки изображения поэта, которого художник изобразил с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости.
Фантазия на тему итальянской комедии (1906, ГРМ), «Итальянская комедия» (1901, ГРМ. Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией».
Значение иллюстраций Бенуа к «Медному всаднику» далеко не исчерпывается их чисто графическим качеством. Начало XX века наполнено предчувствиями потрясений. Исполненные тушью и акварелью, рисунки имитировали цветные гравюры на дереве. Отметим также и наводнение, случившееся в Петербурге осенью 1903 года.
Описание и анализ иллюстраций к медному всаднику в изданиях 1903-23 г одов
«Прошло сто лет » читаем мы в Пушкинском тексте и следующая иллюстрация — это панорама города, восходящая, по наблюдению Н. Лапшиной, к пейзажным работам замечательного живописца Александровской эпохи Ф. Алексеева. Далее следуют дамы и кавалеры в пышных нарядах и пудреных париках. Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования. При анализе многочисленных произведений А. Бенуа: «Арлекинада.
В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей гг. Бенуа много работал с книгой. Приложение I, рис. Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса». Он не мог иначе.
Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И. живописи, скульптуры и архитектуры». Он встаёт, торопливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные изваяния львов с поднятыми лапами и «над ограждённою скалою» на бронзовом коне сидит всадник с простёртою рукой.
Именно в ней лежат истоки смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства» и А. Бенуа лично. В конце книги была помещена «Справка об иллюстрациях к Медному всаднику», где кратко излагалась история создания этой графической серии. В иных случаях кукольные персонажи композиций Бенуа вырастают, оборачиваются к зрителю и, подавляя собою пейзаж, начинают играть в картине доминирующую роль («Король»). Художник, помимо иллюстраций, разработал к будущему изданию обложку, заставки, концовки. Она находится ближе к зрителю.
Бенуа Александр Николаевич (иллюстрация к поэме «Медный всадник»)
Филигрань – «Печать Императорской академии живописи, скульптуры и архитектуры» с двуглавым орлом. Словно на сцене театра проходит перед зрителем шествие. Можно утверждать, что глубина проникновения в текст, его истолкования зависят от величины художественного таланта, коим в полной мере обладал Бенуа. Об этом — картины «Фантазия на версальскую тему» и «Прогулка короля». Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи».
«До сих пор на Петербург принято смотреть как на что-то вялое и бледное, лишенное собственной жизни. Издание «Медного всадника» с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики. Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт. Но, несмотря на отрицание всякого патриотизма: «Только родина, Петербург и проч. Подобным образом рассуждает в своей работе Виппер: «.
Каждый представитель семейства Бенуа имел отношение к искусству и Александр не мог не связать свою жизнь с искусством: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к «знаточеству», стал проявляться с очень ранних лет. В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет». 23 ноября 1905 года, он пишет в своем дневнике: «Компоновал «Медного всадника». Другие провозгласили новые иллюстрации Бенуа как «самую высокую среди попыток иллюстрировать Пушкина»18. «Кумир на бронзовом коне» возвышается над Невой «в неколебимой вышине».
Александр Бенуа – хранитель русской культуры
Это послужило несомненному успеху цикла, поставив его на вершину не только творчества самого Александра Бенуа, но «искусства книги» вообще. Третьи упрекают художника в отсутствии в книге равновесия между шрифтом, текстом и рисунками, высказываясь в пользу издания в «Мире искусства», а то и в пользу издания иллюстрированного другим художником. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.
Иллюстрации приобрёл С. П. Тираж 1000 экз. Издание выполнено на бумаге ручной выделки изготовленной еще до революции. Сам Бенуа говорит о своем происхождении: «родины у меня никакой нет»6. Голике и А. И.
Публицистика Бенуа: книги, статьи, письма
В иллюстрации «На берегу пустынных волн» Петр смотрит вдаль исполненный «великих дум», следующим кадром мы видим как бы образ его мыслей, возникший город Император, обращенный взглядом в сторону Биржи, а затем ростральная колонна, с обрушивающимися на нее громадами волн Евгений, сидящий верхом на льве, размышляет о Параше и в следующей иллюстрации мы видим затопляемый волнами дом на острове. Петербург есть нечто, действительно, драгоценное для всей русской культуры». Издание оформлено выдающимся художником-акварелистом, талантливым искусствоведом Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960), создателем и вдохновителем знаменитого художественного объединения «Мир искусства».
А пока Павел I, восседая на белом коне, командует парадом войск. Иллюстрации должны служить «украшением в смысле подлинного оживления текста, в смысле его уяснения. ». По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из Дон Жуана. Люди почти полностью растворились в окружающем пейзаже, стихии гранита и воды.
Их место в пространстве книги также горячо обсуждалось. Обозначим дополнительно ряд художественных особенностей иллюстраций. Для многих Петербург к тому времени представлялся средоточием духа чиновничества, бюрократии современные постройки нарушали целостность архитектурного ансамбля. Однако ж, под облаками, орошенное звуками его стихов издыхает все живое. Кроме того, художник пытается найти новые формы для продолжения цикла к «Всаднику». Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»17.
Обратимся к иллюстрации с Евгением на льве («на звере мраморном, верхом, без шляпы, руки сжав крестом»), которая является завязкой драматического конфликта. В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Как отмечает Н. Лапшина: « круг интересов «Мира искусства», особенно его крупнейших представителей, был необычайно широк и разнообразен. Они имели две основные публикации: в журнале «Мир искусства» в 1903 году и в отдельной книге только в 1923 г. Иллюстрации получили высокую оценку критиков и знатоков книги, так и не сошедшихся во мнении, которому из изданий отдать пальму первенства. Мысли Евгения внезапно проясняются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой / Под морем город основался». «Париж был подлинно пьян Бакстом», — писал позднее Левинсон. Мы понимаем, что перед нами не обычный человек. Среди его работ – знаменитая «Азбука в картинках» и неосуществленное издание «Последнего из Могикан» Фенимора Купера.
Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис. Дягилев писал по этому поводу в одном из номеров «Мира искусства»: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства». Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Евгении. Для Бенуа особенно важно живописное и поэтическое равновесие композиции.
Вот таким образом возникновение конфликта переносится на следующую страницу в виде графической заставки, сообщая мифический характер грядущим событиям. В 1905 году художник, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику» — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св. Петр же — гений этого города и фальконетовский монумент является его олицетворением. Любопытно, что Бенуа «очищает» горизонт от Пушкинских образов «бедный челн», «чернели избы». Лишь Евгений не устоял против потрясений. 35x27 см.
Галерея: картины, эскизы, портреты, декорации
Вообще своего рода «культ Пушкина» был свойственен многим мирискусникам. Бенуа наряду с Сомовым, Бакстом, Добужинским был одним из его основоположников. Техники акварели, пастели, гуаши были излюбленными в творчестве художников «Мира искусства», они служили воплощению таких важных для художников ощущений как «эфемерность бытия, хрупкость мечты, поэтичность переживаний». Сочинения» (т. Здесь можно упомянуть блоковую книгу, где текст и иллюстрация печатались с одной доски.
В 1894 году впервые участвовал в выставкеОбщества русских акварелистов. Всадник, скачущий за Евгением — не ожившая скульптура, а запечатленный монумент Фальконе. Вот таким образом изображения несколько «потерялись» на просторных журнальных страницах. «Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций.
Верещагина А. Н. Он достиг замечательной достоверности в передаче духа Александровской, пушкинской эпохи, глубины психологического противостояния, трагичности противоречия между величием дела Петра и печальной судьбой «маленького человека». Бенуа сделал несколько иллюстраций к «Пиковой даме» для трехтомного собрания сочинений А. С. Пушкина, вышедшего к столетию поэта в 1899-году, ряд иллюстраций к «Капитанской дочке» в 1904 году. Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. ».
Сияющий отблеск луны на челе монумента усиливает впечатление фантастичности происходящего. Прототипом статуи послужила статуя, найденная при раскопках на Акрополе. Он работал в Мариинском театре в Петербурге, в парижской Гранд-Опера, миланской Ла Скала, сотрудничал с другими оперными и драматическими театрами России и Европы.
Как в «Игрушках», так и в «Азбуке» сюжетно-образная система иллюстраций лишена назидательности: основу ее надо искать в области лирического, в воспоминаниях художника о собственном детстве, о детских играх, радостях, праздниках. Принципиально новый подход к книжной иллюстрации объявил Александр Бенуа, он ввел само понятие «искусство книги», хотя обратили внимание на этот термин только в 1922 году, после выхода книги А. А. Сидорова, будущего известного русского ученого-искусствоведа и библиографа, которая так и называлась «Искусство книги». Большая часть тиража была отпечатана на желтоватой бумаге, остальная — на белой бумаге с водяным знаком изображающим двуглавого орла, с надписью вокруг него: «Печать Ими. Актеры здесь живут, полностью погруженные в свою игру. Тот же мотив повторяется несколько раз. Приложение I, рис. Был женат на Елизавете Владимировне Гиацинтовой (1888—1965), дочери искусствоведа Владимира Гиацинтова и сестре актрисы Софьи Гиацинтовой.
Наблюдая уничтоженного безумием Евгения в последней сцене на фоне памятника, мы видим тот же памятник, неколебимо возвышающийся среди волн наводнения. В год выхода книги исполнилось 20 лет с начала работы над этим циклом. Эскизы декораций, костюмов и бутафории: «Эскиз декораций к первой, второй, третьей картинам балета «Петрушка» (все – ГРМ), эскизы бутафории: «Лошадь», «Самовар», «Качели», «Карусель» (все – ГРМ), а также эскизы костюмов (ГРМ, ГЦТМ) рождают контрасты цвета, эмоций, образов.
Для несохранившейся кисти руки позировала жена Бакста. В 1920-е гг. Петербург смело можно отнести к героям произведения.
Евгении Красного Креста. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Выполнены они на протяжении 1907—1910 годов по заказу книгоиздателя И. П. Кнебеля, выпускавшего интереснейшее издание «Русская история в картинках» с участием Серова, С. Иванова, Лансере, Кустодиева, Добужинского, Кардовского, Рериха. Вторая редакция иллюстраций была выполнена Бенуа в 1905 году. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.
Продавалось издание достаточно дорого — по 15 рублей. Его все ещё оглушает внутренняя тревога.
Реферат: работа студентки курса вечернего отделения
В разных местах мы наблюдаем приемы кадрирования. Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета. Два наброска), «Фигуры для итальянских комедий» (1901, ГРМ), «Арлекинада» (1906, ГТГ), «Итальянская комедия.
Критики говорили о навязчивости Петербурга в последнем издании. Здесь как нигде чувствуется страх героя, уже потерявшего рассудок, перед «Всадником»: прислонившись к стене и широко расставив ноги, чтобы сохранить равновесие, он прижимает к груди правую руку, стараясь унять сердцебиение, прислушиваясь к неизбежно приближающимся медным ударам копыт о неровную после потопа мостовую. Книжные иллюстрации представляют собой вид сопроводительной графики.
Иллюстрации Александра Бенуа к поэме Медный всадник
Т. е. Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь». Первая редакция иллюстраций к «Медному всаднику» была создана в 1903 году в Риме и Санкт-Петербурге. Россия стояла накануне великих перемен. Сцены приближения Евгения к монументу, погони имеют кинематографический характер. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком.
В отличие от редакции 1903, в которой Петр занимает центральную часть рисунка, обращен к зрителю «en face», на рисунке 1916 года Петр стоит в отдалении и обращен к зрителю боком, почти спиной. На это работает и пластика самого монумента Этьена Фальконе. Медный всадник» (СПб. : Общество грамотности, 1912) «А. Куда больше его занимает эстетика, настроение и атмосфера, поэзия эпохи.
Описание основной иллюстрации к Медному Всаднику
Также иллюстративный материал богат пластическими связями, повторами. Мы видим то приниженно-робких, то надменных и чопорных придворных. Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды» В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды. Эта серия так и не была напечатана. Бенуа сам подчеркивает свою увлеченность именно этой характерной чертой: « именно эта поэма меня пленила, трогала и волновала своей смесью реального с фантастическим. ». Он ложится, но не может заснуть, развлечённый мыслями о своём положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу.
входил в состав художественного объединения «Маковец». Даже тучи, только намеченные линией, кажутся тяжелыми (см. В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В начале издания, на титульном листе, Медный всадник на своем постаменте, вставший на дыбы и устремленный на нас, как бы приветствует читателя (зрителя), но его приветствие носит скорее тревожный, угрожающий характер. Здесь мы наблюдаем отход от образного строя поэмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Их следует искать вовсе не в западноевропейской графике, как может показаться, если верить легенде о «прозападной» ориентации мастера, а в русском народном творчестве — в народной игрушке и лубочной картине, в представлениях ярмарочного театра и кукольного театра «Петрушки». Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой «семейной заразы», что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Работу над «Всадником» Бенуа возобновил только спустя десятилетие по заказу Комиссии художественных изданий при общине св. председателя Кружка В. А. Издание вышло в иллюстрированной обложке и суперобложке.
Он принадлежал к обрусевшему французскому роду. Эту особенность также необходимо учитывать книжному иллюстратору. Однако, мнения критиков по этому вопросу очень неоднозначны. Стремясь создать композиционную гармонию рисунка и текста, художник тщательно продумал макет книги. Критики справедливо отмечают непосредственность в ранних иллюстрациях.
«Эскиз иллюстрации к поэме Пушкина «Медный всадник»» (2)
Художник пишет: «. Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата. А один из них изображающий преследование Евгения «Всадником», вошел в известное издание 1923 года.
Что еще могло быть более подходящим для передачи духа Петербурга, «самого умышленного и отвлеченного города», его призрачности, эфемерности. Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. Он скитается по городу, полный мрачных дум и в ушах его все время раздаётся шум бури. Экземпляры нумерованы издание отпечатано на бумаге верже. Кроме того, разработал макет издания, после чего отдал рисунки в типографию. Эфрос писал: «О Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили.
«Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет. С. Пушкин. Реальный пейзаж Версальского парка становится здесь основой, в которую воображение художника «инкрустирует» острые, нервные силуэты: король, придворные, слуги. «Венец петербургской иллюстрации», «самая примечательная книга Комитета» изданий это было задумано ещё Кружком любителей русских изящных изданий: в 1903 году по заказу.
Театр занимал отдельную, едва ли не главную страницу в его жизни. А. Бенуа иллюстрирует его много и охотно. «Эхо прошедшего времени» слышится в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века. Даже беглый просмотр костюмных эскизов: «Уличная танцовщица», «Цыганка», «Ряженый-маска», «Кормилица», «Кучер», «Купчиха», «Шарманщик», «Лавочник», «Торговец», «Фокусник» и др. Приложение I, рис.
Эту иллюстрацию можно купить в следующих форматах
Эти иллюстрации прошли долгий многоэтапный путь, прежде чем вышли в полноценном издании. С 1899 года жил в Петербурге. Все это наделяет книжную графику в XX-м веке особым, двойственным положением. Это Петербург, являясь в то же время и воплощением власти или ее продуктом, угнетает «маленького человека» Евгения.
стоит обратить внимание на повторяющийся мотив, включающий персонажей итальянского театра масок, с помощью которых художник передает действенный танец с огромной ролью мимики и жеста. Обратим внимание и на традиции, которые использованы автором. Стилистические особенности литографии служили раскрытию романтического облика поэмы. Изображённая женская статуя — тип архаической коры, которая улыбается загадочной архаической улыбкой и держит в рукахсинюю птичку (или голубя — символа Афродиты). Иллюстрации, если они хороши, будут хороши и вне текста (Дюрер, Бердслей, Гольбейн) высшая опасность там, где неизвестно — что к чему: иллюстрация к тексту или текст к иллюстрации но идеальная книга не нуждается ни в каких украшениях или ухищрениях типографского искусства»1.
Рисунок акварелью собирателя открыток
В 1916—1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Его дед переехал из Франции в Петербург почти за сто лет до рождения художника. Среди поздних работ выделяется серия литографических портретов деятелей культуры. 1).
И, конечно, его грандиозный цикл, его, по мнению многих современников, самая значительная работа – иллюстрации к «Медному всаднику», о которых пойдет речь в следующей главе. Они сугубо реальны — своей интеллектуальной энергией — созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А. А. Блока, М. А. Кузмина, В. И. Иванова, ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными. Но нужно сказать, что оба издания, безусловно, обладают высокой художественной ценностью и большим значением для русского «искусства книги», а также являются одними из самых цельных и объемных иллюстрированных изданий к произведениям А. С. Пушкина. Но существовали и другие мнения. Текст и иллюстрация (печатная графика), таким образом, представляются родственными явлениями и на первый план выступает их стилистическое единство. Учился в Москве, первоначально в студиях Ф. Рерберга и И.
Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом». В последние годы работал над мемуарами. Ее язык построен на переходах и умалчиваниях». Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа».
Галереи, серии картин, портретов
В то время Бенуа работал над материалами для «Мира искусства», посвященными Петру I и задумал проиллюстрировать «Медного всадника» А. С. Пушкина. Это сообщает Петру характер возвышенного, недосягаемого величия. Пространство организовано расширяющейся во все стороны перспективой. Это определило своеобразие жанра: речь идет о строго документированных картинах-иллюстрациях, «картинах для печати».
Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Ворт и Пакэн — законодатели парижских мод — стали пропагандировать Бакста» (М. Дед его и отец были архитекторами, прадед – композитором и дирижером.
Общееколичествопросмотровстраницы
Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. Вечно только одно искусство. Такой техникой была ксилография. В составе тиража были выпущены именные и нумерованные экземпляры.
Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простёртою рукою кумир на бронзовом коне». За Акрополем — освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Текст «Медного всадника» впервые был напечатан в окончательной редакции поэта, без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного ещё в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение). Анисимова.
До чего ты довел мою Россию. Остановимся на ключевых эпизодах поэтического и иллюстративного материала. Пустые улицы подчеркивают одиночество и отчаяние Евгения. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. Наблюдая монумент с разных ракурсов, мы как бы ощущаем его вещественность.
Гром-камень для Медного Всадника
Но главное место в этом списке занимает иллюстрирование А. С. Пушкина. Они получились схожи по сюжету, но их стилистика и характер – различаются. В довоенный период активно работал в области книжной иллюстрации, особенно к произведениям Л. Н. Толстого лучшей из этих работ Большая энциклопедия «Терра» называет литографии к повести «Холстомер» (1934 год, для издательства «Academia»).
Но императора остановили, сообщив о сне одного майора. Над этой серией, состоящей из шести больших листов, художник работал весной 1905 года (в Версале) и в ноябре того же года. Новые – упрекают в излишней «постановочности», появившейся у художника, согласно их мнению, после бурной театральной деятельности. Издание открывается фронтисписом изображающим сцену погони.
- СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
Пушкинисты сочли, что Бенуа «давит» Пушкина и, таким образом, не выполняет назначения иллюстрирования Поэта. Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока«Театр» и др. Таким образом, целостность восприятия «текст-картинка» была нарушена. Набор был выполнен еще в 1917 году в старой орфографии особым декоративным шрифтом.
4), то она кажется эмоционально бледнее. В рисунках Бенуа образы «петербургской повести» Пушкина окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия, что делает «Медного всадника» КПХИ исторически значительным изданием. 1). И хотя мнение критиков не было единодушным, всё же большинство соглашалось, что «иллюстрации к Медному всаднику до того дополнили произведение Пушкина, что графика и петербургская повесть явились неразрывным целым и в настоящее время немыслимы одна без другой».
«Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин). «Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени», однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства. А осенью 1903-го в Петербурге случилось наводнение, не достигнувшее, правда, тех масштабов разрушения, которые случились при наводнении 1824-го года, но живо напомнившее многим это событие, красочно описанное А. С. Пушкиным все в том же «Всаднике». В основу иллюстративного материала художественного издания поэмы «Медный всадник» 1923 года положена третья редакция рисунков Бенуа, выполненная им в 1916 году. Акварели и гуаши на историческую тему, как всегда у Бенуа, объединены в серию, но посвящены исключительно отечественной истории в них сильнее, нежели прежде, «звучит чувство родины».
Видимо, это и есть характерная «палитра» города, где белые ночи создают ощущение иллюзорности, призрачности окружающего пространства, где болотная почва рождает безумные видения. Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «. Спб. : Комитет популяризации художественных изданий, 1923.
Действие откровенно театрализовано, обращено на публику. Если вспомнить аналог этой иллюстрации, сделанной в 1903-м году (см. В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы. Бенуа выполнил 33 рисунка чёрной тушью, однако они были отвергнуты как «декадентские».
Вступительную статью к изданию написал известный пушкинист П. Е. Иллюстрации к поэме можно рассматривать в контексте общей художественной деятельности Бенуа по «реабилитации» художественного и культурного статуса Петербурга. Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу»19. Изображая скачущий памятник в виде силуэта, Бенуа подчеркивает его фантасмагорический, призрачный характер. Добужинский).
А работы 1905 года повторил почти без изменений. Островной пейзаж, разворачивающийся за спиной богини — это вид с афинского Акрополя. Слишком похоже на прежний»13. Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Вообще весь цикл выражает какую-то безнадежность.
В книгу вошло 37 рисунков Бенуа: фронтиспис, 29 цельнополосных иллюстраций (они сопровождали на развороте каждую страницу текста), 6 чёрно-белых заставок и концовок и сюжетная виньетка на обложке. С другой стороны, стремление к объединению различных творческих функций во имя эстетической целостности произведения надо отметить как тенденцию, вообще характерную для Бенуа (с особой силой она проявится позднее в его театральных работах). «Неудачу» книги 1923 года тоже признали наиболее серьезные критики: книга вызывала ощущение дисгармонии, неслаженности, случайности».
Изучая исследуя творчество А. Бенуа, следует рассматривать его художественную деятельность в контексте объединения «Мир искусства», явившегося одним из самых значительных культурных феноменов начала XX столетия. Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в 1870 году. Библиофильское издание, ставшее произведением печатного и художественного искусства. В 1917-м книгу набрали в типографии Р. Р. Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды — сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства».
В этих своеобразных «этюдах-картинах» маленькие фигурки иронически дополняют, оживляют пейзаж, делают яснее и нагляднее его ведущую тему. книжная иллюстрация должна быть одновременно и образом и орнаментальным знаком». Естественно, что он некоторым образом отличается от того, что было на двадцать лет раньше. Более поздняя серия иллюстраций хорошо работает на этот принцип. Это форма книги, особенности шрифтового и иллюстративного материала в организации пространства белого листа. С. Пушкин.
Пушкина. Акад. Известно, что формат журнала «Мир искусства» значительно отличался от задуманного художником для помещения своих иллюстраций.
В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая. Со временем получили развитие иные техники — резцовая гравюра, литография. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления»10.
Особое место занимают исполненные Сомовым графические портреты творческой интеллигенции. А. Осповат пишет: «Пустота спусковых полос и полей, которая возникла из-за разности в ширине текста и иллюстраций читается как рыцарский жест графики в сторону поэзии». Печаталась она в Государственной типографии им.
(1904. 73, с. : цв. Особенно излюбленной стала тема царских шествий. Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения», то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации.
Поза Петра в противовес его свите, буквально сдуваемой с ног, уравновешена и спокойна. У Александра Бенуа – это «Версальские пейзажи» на тему эпохи Людовика XIV, но его интересует не собственно историческая картина, хотя, как художник по костюмам и историк искусства, он уделяет историческим деталям большое внимание. Именно за счет этой двойственности и определялось развитие книжной графики того времени. ил., 1 л. фронт, (ил. ). Наверное, помимо чисто ремесленных особенностей именно реально-фантастический, романтический характер «Петербургской повести», самого города, которым был так увлечен Бенуа, обусловил выбор художника в пользу литографии. Такое решение, однако, все же несколько умаляет драматичность эпизода.
Тираж отпечатан в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии поставщиков Двора Его Императорского Величества Р. Голике и А. Вильборг – одной из лучших российских типографий) под наблюдением авторитетнейшего печатника первой четверти ХХ века В. И. Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. Щёголев. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ). Здесь Бенуа совместил все, что создал к «Всаднику» ранее.
Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра. А через неделю еще одна неприятная новость: «начальник Экспедиции, вместо заказанного мне «Медного всадника» принял другой»14. Волны как будто мирно стелются у его ног. Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада».
Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы. Первые работы, 1903 года, он перерисовал наново, с некоторыми изменениями. В ней он писал: «Украшенная» книга — вовсе не лучше от того цель иллюстраций — вовсе не украшать книгу, пояснять рассказ или вести собственный параллельно.
Книжные иллюстрации к поэме выполнены в технике литографии. Все люди смертны. Современники видели в художнике живое воплощение духа артистизма.
Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907) издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. В конце 1890-х годов, вместе с Сергеем Дягилевым они создают объединение «Мир искусства», в которое вошли друзья и соратники Александра Бенуа: Л. Бакст, К. Сомов, М, Добужинский, Е. Лансере и другие. Но он видит прямую связь между содержанием текста и иллюстрацией, призывает художников быть даже в большей степени «читателями», чем рисовальщиками. Бенуа сделал две иллюстрации к этим строкам (см. Любовная записка» (1905, ГТГ), «Итальянская комедия» (1919, НХМ), «Итальянская комедия» (1905, ИХМ), «Арлекинада» (ГМИИ) и др.
Бенуа выделялся систематичностью печатных выступлений, потребностью делиться с людьми всеми переживаниями, волнениями, он непрерывно что-то отстаивал и с кем-то спорил, восхищался, сомневался, негодовал. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. В иллюстрированной двухцветной издательской обложке. Здесь мы наблюдаем соответствие Пушкинскому «стоял Он», происшедшей замене имени на местоимение.