Илья Глазунов Мистерия 20 Века Картина
«Мистерия века» – самая сенсационная картина Ильи Глазунова (11 фото)
Выбирай любой. Всем удачи. Это заслуживает уважения. Спасибо за подробный пост о нём.
Бабушка часто ходила в Матвеевскую церковь, пока ее не взорвали в 30-е годы. Периодически разыгрывались полускандальные, полурекламные кампании с антисоветскими полотнами Глазунова, вроде «Мистерии XX века». Еще смелее «Четыре возраста» — четыре автопортрета изображающие жизненный путь художника, где ему сопутствуют в качестве символов голова Аполлона и шапка Мономаха.
Картина недели: «Мистерия ХХ века» Глазунова
До сих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг ленинградского Манежа на его выставку. Порой движения мизинца на левой руке хватало, чтобы стереть человека в порошок. Он популярный, модный (особенно у сильных мира сего), берущий за каждый заказ несусветные деньги. Как будто и спорить не о чем. Иностранные журналы запестрели заголовками: «Картина, которую никогда не увидят русские».
Обыватель, естественно, пытался восхищаться — что еще ему оставалось делать. Написанная в 1978 году Ильёй Глазуновым первая версия картины «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. — Как странно, что ваш первый вопрос именно об этом. Писатель О. Волков писал в журнале «Наш современник» в связи с выставкой в Манеже 1978 года: «Искусство Глазунова задело за живое, царапнуло сердце, взбудоражило совесть.
Но вряд ли подражания Поллоку и Пикассо что-нибудь говорили его душе. Но деньги для художника— это еще не все. Правда, через пять дней ее со скандалом закрыли.
И происходит чудо воздействия подлинного искусства». Живописные и графические портреты Глазунова предстают старательными «постановками» академической школы, только лишенными того профессионального умения, которым обычно владели выпускники Академии художеств. Чтобы прокормиться, я устроился грузчиком.
Аргументом был довод: Зачем нам снова и снова плодить диссидентов. Он так и не открыл свою выставку. Пушкин Большое Вознесение у Никитских ворот, где я встретила Илью Сергеевича Глазунова. Он советовал: «Всегда проси что-то конкретное. Для меня это важно, т. к.
Мой собеседник удовлетворенно взмахнул руками: «Пожалуйста. » На следующий день с разрешения посла Абрасимова я подписал с театром контракт. Никогда не думал оставаться на Западе. Второй вариант "Мистерии ХХ века" Глазунов написал в начале в 1999 году. Не объяснять же, в самом деле, человеку с высшим, пусть и художественным образованием, что все он врет, что и колонии были и рабовладение и кто кого просвещал еще неизвестно и кого только при этом не завоевывали, так что от кое-кого и следа не осталось.
«Мистерия века» Ильи Глазунова: картина-пророчество, «которую никогда не увидят русские»
По возвращении, зная успех советского художника в Риме, министр культуры Фурцева разрешила организовать мою выставку в служебном помещении Манежа, который находился в подчинении Министерства культуры, а не Союза художников СССР, членом которого я не был. Газета отрекомендовала Мастера как монархиста исповедующего идею русской соборности и пишущего в стиле «эмоционально-философского реализма». Продолжая пополнять собственную галерею, художник создал ряд портретов исторических персонажей – «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Князь Олег и Игорь», «Иван Грозный», «Дмитрий Донской». Так вот, Глазунов его лишен начисто. Как в жизни.
Что делать. Может раньше имел – а сейчас не имеет, нужда отпала. Горбачев хитро прищурился: «Лукавишь, Илюха. Это было продиктовано необходимостью художественно и философски осмыслить глубинную суть событий последней четверти минувшего века (перестройка, крушение СССР, приватизация и воцарение демократии в России), что естественно, потребовало и увеличения размера картины. Лишь когда началась война и мы под немецкими бомбежками возвращались в Ленинград с дачи в Вырице, мама неожиданно сказала: «Илюша, помни, ты крещеный, православный».
: «Мистерия века» Ильи Глазунова: картина-пророчество, «которую никогда не увидят русские»
И тогда он в знак протеста отказался от ее проведения, что вызвало невероятный скандал в официальных и художественных сферах, а картина на целое десятилетие стала узницей мастерской. Он дал ей вульгарность. Может раньше имел – а сейчас не имеет, нужда отпала. Мистерия (от латинского «церемония») – это жанр средневекового театрализованного представления, основанный на религиозных мотивах.
Вполне респектабельная публика реагировала на эти олеографические сласти с восторгом. Лучше даже заранее заготовь бумагу, чтобы оставалось лишь подписать ее». И. Е. Репина. Вся психологическая драма Бориса, с такой силой переданная Пушкиным, переведена в чисто иллюстративный план, сведена к откровенно-театральному эффекту — ив нарочитой позе царя, с ее аффектацией чувств и в изображении (вполне реальном) царственного привидения. Все-таки славу себе Глазунов создал как художник. Напротив, его вклад громаден и значителен, эпохален. Дней десять назад я разбирал архив и случайно наткнулся на рисунок, сделанный более шестидесяти лет назад в Киево-Печерской лавре.
Но сегодня. Вот как показывает это явление известный писатель-эмигрант Марк Алданов на примере одного из красных палачей, начальника петроградской «чрезвычайки» Урицкого, опьяненного безграничной властью над жизнью миллионов людей. На деле же выходит то, что здание громоздится из карт, а кругозор составляют миражи, призраки разгоряченного воображения. Только там китч-мен стал самим собой — потребителем китча. Словом, расстались если не единомышленниками, то людьми, хорошо понимающими друг друга. Китч доводит эту эпигонскую тенденцию до максимума. Это была картина «Мистерия XX века» (1977г. ), в которой он выразил свой самобытный взгляд на трагичный апокалипсический век.
Они такие няшки и так сильно отличаются от настоящей живописи, что тебе все станет ясно. Меня никуда не брали, все отвернулись. Изаменьшие грехи людей сосвета сживали. К концу поездки у меня накопилась стопка листов с такими вот странными персонажами. За первый эпизод благодарен Андрею Громыко, доверившему проект посольства в Мадриде.
Краснеть будешь, как пачка американского «Мальборо». Я недоуменно поднял брови, не понимая, что должен сделать. Узнал этих людей, эти купола, эти имперские артефакты, этих душегубов.
Все-таки славу себе Глазунов создал как художник. Глазунов всецело пользуется этим методом. Я позволил себе пошутить: «Как говорит мой друг Кобзон, люблю Россию без памяти» Потом мы обсудили изданную в Австралии и запрещенную в СССР книгу Сергея Лесного «Откуда ты, Русь. ».
В СССР у меня была slave price— плата раба. Спрос рождает предложение. — Он очень рано, с самого начала творческого пути сделался деятельным и убежденным противником «новаций», уводящих в тупики абстракционизма, всей своей работой доказывая жизненность и незаменимость реалистического искусства. Клетушка составляла два метра в длину и столько же в ширину. И Глазунов разыграл свою игру с блеском, представ в качестве «реалиста», «гуманиста», «единственного русского художника». Вот описание, сделанное О. Волковым, картины «Город». Когда мозг знает, что его пугают специально, ему не так страшно.
«Мистерия века» Ильи Глазунова: картина-пророчество, «которую никогда не увидят
В «Мистерии» развертывается панорама некоего всемирного кровавого балагана, заставляющая вспомнить о классической традиции рассмотрения явлений жизни с позиции «мир – театр». А ведь я в какой-то момент даже преподавал историю искусств в академии МВД. Китч не требует ничего. когда идет расчленение трупа некогда великой России, мы тем более должны служить добру. ».
Вас командируют». Причем все и правые и левые. Только теперь историю искусств придется объяснять и с самого начала. Вообще он, как никто, — тут надо отдать ему должное — знает психологию обывателя и умеет ею пользоваться. Михаил Сергеевич принял меня на Старой площади на удивление радушно, как хорошего знакомого: «Привет, Илья. » И тут я допустил ошибку, ответив в той же тональности: «Добрый день, Миша. » Никто из больших начальников — коммунистических или демократических, значения не имеет — не любит, когда люди ниже рангом держат себя с ними на равных, апеллируя к прошлым отношениям.
Ощущали несовпадение между приходящим сверху «социальным заказом» и усвоенными во время обучения художественными традициями и навыками. После обеда мы шли в специально оборудованный зал, где смотрели кино. Рядом с ещё молодым Глазуновым – падение империи, Столыпин, Николай Второй, Распутин. Главарь за столом пьет хозяйское вино, его молодчики тащат награбленное добро, привязанный к креслу отец-боярин корчится в отчаянии и т. п. Или — в еще большей степени — как «Чудо святого Александра Невского» Горелова: лежащий в гробу князь простирает руку за листком с молитвой, что вкладывают покойнику при отпевании колеблются огни церковных светильников, священники вздымают очи и руки к небесам, бояре в ужасе закрывают лица и пр.
Гигантские картины Ильи Глазунова
Олег, "красиво" не должно быть "во что бы то ни стало" и даже "просто так". Все, на что способен потребитель, это пассивно «заглотать» то, что подсунуто ему в рот, само «плывет» в глаза. В поединке с бесчисленными «измами», как правило, зарубежного происхождения, победа досталась «русскому художнику», каким прослыл за пределами своей Родины Глазунов». Пускай едет в Сибирь, на БАМ и как можно дольше не возвращается оттуда. И даже ни у кого из советских. Об этом, правда, тогда никто не узнал. Картину Мистерия XX века по своему действию можно сравнить со взрывом атомной бомбы. Произвел он на меня очень приятное впечатление и оставил в душе теплый отклик.
Достоевский в те годы считался реакционным писателем. В 1956 году создает картины «Ф. Надо полагать, портрет ему понравился, поскольку потом Борис Николаевич дал фотокарточку мамы и попросил нарисовать ее: «Сделай, Илья» Снимок был крошечный, видимо, с паспорта. И в самом углу внизу картины, в противовес социализму, выступает «Week- end», КАК ТОРЖЕСТВО ЗАПАДНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ с его роскошью, красотками и лимузинами. Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы.
Вот и Глазунов разыграл на своем полотне целое театрализованное представление со знакомыми всем событиями и персонажами, которые сломали судьбы народов и наций и довели землян до апокалипсиса за последние 100 лет. Потомок Сервантеса великодушно пустил нас с Ниночкой туда на постой. Вся эта клюква при том чрезвычайно многозначительна и патетична. И, наконец в новом варианте автор написал свой портрет уже справа в соответствии со своим возрастом (в 2000 году И. С. Глазунову исполнилось 70 лет).
И действительно, можно вспомнить массовые театральные инсценировки мистериального плана, разыгрываемые на площадях городов в первые годы революции, темой которых являлась «всемирная история освободительной борьбы угнетенных». И функционеры Академии Художеств и гонимые авангардисты. Во всяком случае, художник сделал свой двойной автопортрет – в молодом возрасте (слева) и уже в преклонном возрасте – справа. Не на китч-мена, китч-мен всегда останется при китче, но на серьезных думающих зрителей.
Описание картины Ильи Глазунова «Мистерия 20 века»
В первый раз после моего возвращения из триумфальной поездки по Италии, куда в апреле 1963 года меня пригласили Феллини, де Сантис, Висконти, Лоллобриджида. И, наконец в новом варианте автор написал свой портрет уже справа в соответствии со своим возрастом (в 2000 году И. С. Глазунову исполнилось 70 лет). Как в жизни. Сейчас за спиной Глазунова – пустота и тень его учителя Иогансо-на. Публика – или, скажем, массовая публика – боготворила.
В воюющий Вьетнам я полетел, поскольку другие художники отказались ехать в горячую точку. Сейчас за спиной Глазунова – пустота и тень его учителя Иогансо-на. Сейчас Исачев стал знаменит. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован общественностью. Это перестало что-либо значить. В самом центре над этим всем хаосом – Христос, занесший руку для благословения.
картина-пророчество, «которую никогда не увидят русские» — Смотрим с оптимизмом
Святитель Феофан (Мф. М. Достоевский в Петербурге», «Князь Мышкин», «Рогожин», «Настасья Филипповна». Кое-кто ее успел увидеть, но открытие так и не состоялось: художник отказался выполнить требование начальства снять картину «Мистерия XX века». Непрофессионалы-интеллигенты ненавидели тоже.
В новом жилище я мог работать, хотя требовалась настоящая, полноценная мастерская. Он дал ей вульгарность. «Бешеная жажда игры, лицедейства, позы» захватила и литераторов и людские толпы и особенно революционных вождей. Запечатленный с лагерным номером, он как бы составляет основание известной скульптуры «Рабочий и колхозница» – ставшей официальным символом «свободного, раскрепощенного, социалистического» труда и «монолитного союза» двух основных классов нового общества – рабочих и крестьян. Важным источником в творчестве Глазунова послужили литературные мотивы (серии работ на темы романов Ф. М. Достоевского и др. ).
Масса искреннего религиозного чувства – и никакой художественной культуры. Вытаращенные глаза, вздыбленные волосы обозначают ужас или религиозный экстаз, розовые телеса, голубые глаза, золотые локоны — красоту, театральные жесты — все возможные эмоции от восторга до негодования. С картиной «Мистерия ХХ века» можно совладать, держа в голове её реперессивную направленность. В последний раз буквально за день до отставки. Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции.
Аргументом был довод: Зачем нам снова и снова плодить диссидентов. Статью удалось напечатать только в 1990 году в журнале «Искусство кино». В подсобном помещении Манежа. Когда рандеву все же состоялось, Яковлев объяснил причину задержки: «До меня доходили сведения, будто вы, товарищ Глазунов, являетесь основателем общества «Память», объединяющего наиболее ярых националистов и шовинистов.
Феерическое зрелище. А если и говорят, то грубо. Художник был тверд до конца. Но как решить столь сложную проблему — в одной картине отразить масштаб многовековых свершений более сотни народов и народностей, населяющих территорию бывшей Российской империи, а тогда СССР, раскинувшейся на шестой части Земли. Илья Глазунов и Клаудиа Кардинале (позирует) 1967Художник создал несколько десятков работ, среди которых, в частности, серия картин на темы основных произведений Федора Достоевского (триптих «Легенда о Великом Инквизиторе»), панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980 год). Также написал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей и людей искусства — индийского политика Индира Ганди итальянского режиссера Федерико Феллини итальянской актрисы Джины Лоллобриджиды, российского актера Иннокентия Смоктуновского, оперной певицы Елены Образцовой, космонавта Виталия Севастьянова, Леонида Брежнева. Такие портреты нельзя показывать людям». Царствия Небесное рабу Божьему Илье.
Один из преподавателей, брызжа слюной, кричал: «Глазунов, что себе позволяешь. Об этом, правда, тогда никто не узнал. Кому что нравится.
«Мистерия века» Ильи Глазунова, картина-пророчество
В 1951 году становится студентом Института живописи, скульптуры и архитектуры им. В 60-70-80-е годы Глазунова дружно ненавидели коллеги-профессионалы и художники и искусствоведы. А недавно мне попалось в руки постперестроечное интервью Глазунова сыктывкарской газете «Красное Знамя». Глазунов создает в картинах мир по законам собственной поэтической логики.
Вполне респектабельная публика реагировала на эти олеографические сласти с восторгом. Художник был тверд до конца. Но есть другой Глазунов: художник, в котором зрители ищут и находят такую глубокую духовность и психологизм, каких они не видят во всем советском искусстве мастер, задевший в душах этих зрителей, какие-то очень чувствительные струны. Газета отрекомендовала Мастера как монархиста исповедующего идею русской соборности и пишущего в стиле «эмоционально-философского реализма».
Искусство Глазунова — китч высшей марки, китч в своем чистом проявлении. Кончилось дело тем, что он сделал трафарет и поставил дело на поток). До сих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг Манежа на его выставку. И ради этого факта тысячи зрителей — серьезных зрителей — идут в Манеж и Дворец молодежи. Автор: И. С. Глазунов. Написанная в 1978 году Ильёй Глазуновым первая версия картины «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. После "любования" постимпрессионистами, пост- модернистами, кубистами и прочими "истами" из когорты неудачников, работы Глазунова возвращают уверенность, что живо еще изобразительное Искусство, могут немногие (это нормально) ПИСАТЬ ЖИВО.
Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы. Почерк его узнаю во всех портретах – Клаудиле Кардинале ли, Образцовой ли. Эйнштейн, Армстронг, Чаплин.
Россиискую публику отучили от вкуса, как крестьян от земли. Первый тот которого знают профессионалы, — художник и график, возведший в принцип полную и абсолютную творческую беспринципность. Его многозначность поддельная, сфабрикованная, за ней ничего нет, кроме трюизмов. Мне приглянулась башня дома Моссельпрома недалеко от Арбатской площади. С остальным все не столь здорово.
Даже больше. Рядом с фигурой царя – люди, чьи имена в предреволюционные годы были на устах у всей России: Лев Толстой как «зеркало русской революции», по определению ее вождя Петр Аркадьевич Столыпин, великий национальный реформатор, признанный на Западе выше Бисмарка, павший жертвой революционного террора ибо успех его реформ означал бы конец революции Распутин – олицетворение темной, до сих пор до конца не разгаданной силы, сыгравшей свою роль в крушении царского престола (хотя ныне его личность в ряде исследований трактуется по-иному). Но что, собственно, несет с собой это понятие, в чем суть китча как мирового явления. И за меньшие грехи людей со света сживали.
По воспоминаниям Станислава Куняева, Илья Глазунов перестал сотрудничать с «Нашим современником»40 и диаметрально изменил мнение о Вадиме Кожинове41 после публикации в журнале следующего заявления последнего: «Картины Ильи по-своему хороши и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен. » и неосторожного замечания, что некоторые «работы художника последних лет— это китч»42, до этого момента Глазунов тепло отзывался о Кожинове и приглашал читать лекции в Суриковский институт43. ее первый вариант был написан в 1977 году, когда советское искусство захлебывалось от верноподданнической любви к Ленину, Хрущеву, КПСС и было строго ограничено рамками лжи социалистического реализма. Не возникало – да и сейчас не возникает – повода для дискуссий. — Да, впервые я встретился с Михаилом Сергеевичем полвека назад. Напротив, его вклад громаден и значителен, эпохален.
Так проще получить положительный ответ. Сейчас Исачев стал знаменит. Не зарывай талант в землю. Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы. Китч-мен получил китч.
Короче: характер нордический из порочащих связей до последнего времени не вылезал. У нас была его выставка, немногочисленная, людей, когда я был на ней, в залах было мало. Этот комплекс ощущается почти у всех. Ни одной премии. Вся эта клюква при том чрезвычайно многозначительна и патетична. Причем все и правые и левые.
А тогда, в институте, мне запретили представлять «Дороги» в качестве дипломной работы, вынудив защищаться с картиной, сделанной на первом курсе. Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции. Он был удостоен огромного количества наград, в том числе звания Народного художника СССР, лауреата Госпремии России, ордена «За заслуги перед Отечеством» всех возможных степеней. Итак все ясно.
Периодически разыгрывались полускандальные, полурекламные кампании сантисоветскими полотнами Глазунова, вроде «Мистерии XXвека». Не возникало – да и сейчас не возникает – повода для дискуссий. Вернулся в Москву, пришел к Лебедеву, показываю работы. «Мистерию XX века» сразу начали выставлять в разных галереях Германии.
Забегая вперед, скажу, что через короткое время он покончил жизнь самоубийством. Говорят, в годы войны в подвале дома даже располагалась секретная лаборатория. Тут тебе и религиозная символика и славное прошлое России и злодеи и гении и звезды и свастики – все, что может возбудить и без того взбаламученную перестройкой психику российского жителя.
И даже ни у кого из советских. Архитектор перестройки упорно уклонялся от встреч. Две главные особенности вырисовываются достаточно ясно: во-первых, китч — сфера поддельности, не-подлинности, во-вторых — это «мир плохого вкуса». Я настойчиво добивался встречи с ним и имел на то вескую причину.
картина-пророчество, «которую никогда не увидят русские»
Такое мог состряпать лишь духовный власовец. И не о живописи, а о самом Глазунове. Интересно все-таки попытаться распутать клубок брезгливого недоброжелательства, связанного с именем Мастера. Образ-метафору, образ-символ. Или смеяться. Та же тема получает развитие и в образе представителя новой советской интеллигенции – писателя Солженицына с героиней его рассказа «Матренин двор». Они воздействуют на зрителя теми же средствами и приемами, какими воздействовали какие-нибудь «Опричники, разоряющие боярский дом» круга Константина Маковского: на первом плане в эффектной позе лежит бездыханная барышня, обнаженная, в растерзанной розовой одежде изнасилованная опричниками.
Ганс Пишнер при этом спросил: «С кем из советских режиссеров предпочли бы работать. » Я назвал Покровского. Его репутация состоит как бы из нескольких слоев. Ни богатства, ни наград». И даже ни у кого из советских.
- Картины Ильи Глазунова с названиями и описанием: Вспоминаем знаменитые работы мастера
- Илья Глазунов – современная живопись (8 работ)
- Илья Глазунов: «Русский тот, кто любит Россию»
- Памяти Ильи Сергеевича Глазунова
- Художник скончался в ночь на воскресенье на 88-м году жизни
- Если наш сайт оказался вам полезен, вы можете поддержать его развитие
- Гений Ильи Глазунова как творца
Причем все и правые и левые. Все генсеки ЦК их соратники по соцлагерю и, конечно, первый президент России, приветствуемый ликующим народом, а также правители и политические деятели, до некоторого времени, враждебных стран Все эти герои — главные действующие лица трагической мистерии, приложившие руку к падению великой империи, забвению религии, уничтожению миллионов человеческих жизней, развалу великой страны, продвижению нацизма. — Тет-а-тет мы общались лишь дважды. Просил об одном: о звонке с партийного телефона. Многие ломались, но не все. Плохой художник и примитивный шовинист.
По какому праву издеваетесь над товарищем Лениным. Начавший когда-то с действительно неофициозных тем, в дальнейшем ставший художником Министерства иностранных дел, Глазунов в течение всей своей творческой деятельности в одно и то же время, одними и теми же средствами и приемами писал портреты президентов и комсомольцев-строителей Ну-рекской ГЭС и БАМа и Брежнева и «Возвращение блудного сына» и светских дам и трагедию Чили и «Мистерию XX века» и голую «Грешницу» и святых великомучеников. «На одной из самых трагических картин «Город» — теснящиеся под угрожающим небом громады домов с беспокойными пятнами освещенных окон и — крупным, планом изображенная женщина с распущенными волосами, прикрывающими ее наготу. Это было продиктовано необходимостью художественно и философски осмыслить глубинную суть событий последней четверти минувшего века (перестройка, крушение СССР, приватизация и воцарение демократии в России), что естественно, потребовало и увеличения размера картины. В 1964 году состоялась выставка Глазунова в служебном помещении Манежа.
Глазунов тоже когда-то объявил себя главным художником России и это сработало. Картина насчитывает 2342 образа и символа имеющих свою роль в исторической мистерии. " И пошла я в филологиПравда, никогда не пожалела об этом.
- Глазунов Илья Сергеевич, художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Илья Глазунов: последние новости
Что Глазунов – это эпоха, это история России – не спорю. Сафронов, что о нем сказать. Нет особой надобности видеть, скажем, «Возвращение блудного сына» — достаточно узнать, что на картине изображен современный парень в джинсах, стоящий на коленях перед Христом что за спиной Христа окутанные неким голубоватым облаком, отделяющим их от всей остальной картины, предстают целой группой великие русские деятели, писатели, святые, среди которых можно узнать Достоевского, Соловьева, почему-то Николая Первого и «русскую красавицу» с картины самого Глазунова что за спиной парня в джинсах тянется вплоть до переднего края картины стол, залитый то ли вином, то ли кровью и заваленный трупами, на самом переднем плане — огромные страшные свиные морды, в глубине композиции — избы с ободранными крышами, церковь со сбитым крестом, памятник Павлику Морозову и космическая ракета, окутанная красным знаменем, а справа уходит за край картины некий таинственный господин с отталкивающей физиономией и гнусной ухмылкой — то ли дьявол, то ли кто-то другой, виновник всего этого кровавого пира. Расчленение трупа, надо думать, это распад империи. Впрочем, сегодня это уже несуть важно. Там я зарабатывал право на жизнь здесь. А недавно мне попалось в руки постперестроечное интервью Глазунова сыктывкарской газете «Красное Знамя».
Так я оказался в рязанской глубинке. В 1978 году начинает преподавательскую деятельность в Московском художественном институте. Иди, учись, борись со злом, утверждай правду. Проходи, Царствие Небесное прямо и налево.
Так— значит так. Вот исчерпывающая, на мой взгляд, характеристика, предложенная К. Келлером, — я привожу ее изложение, сделанное Н. А. Дмитриевой в статье «Китч»: «Китч — означает бегство от истинного решения жизненных противоречий посредством сублимации чувства в неподлинном. Почему, например, Эйнштейн изображен с высунутым языком.
Связях, обеспечивающих его карьеру. В натуре (не в репродукциях) посмотрела работы И. Глазунова в Манеже, когда там была выставка ТОЛЬКО его картин, ещё в советское время. Она воспринимается как воплощение порока, гнездящегося в многотысячном скоплении людей. Таково восприятие профессионалов. О том, как сложилась судьба «Мистерии XX века» и ее автора и пойдёт речь в этом обзоре.
В начале поста упоминается Индира Ганди, это женщина. Она уточнила для проформы: «А помещение не занято. » Так в виде исключения я получил персональную мастерскую, хотя они полагались только членам Союза художников, в котором я, понятное дело, не состоял. Ценили Глазунова и за рубежом. Публика – или, скажем, массовая публика – боготворила.
В центре композиции «Мистерии» – образ необычайной выразительной силы, развивающий тему революции и концентрирующий основные коллизии мировой истории на переломе века. По слухам, пошел в топку. Публика— или, скажем, массовая публика— боготворила. И мою выставку Екатерина Алексеевна разрешила. Рано или поздно нечто подобное должно было случиться.
О том, как сложилась судьба «Мистерии XX века» и ее автора и пойдёт речь в этом обзоре. Господин Пишнер скривился, словно проглотил лимон без сахара: «Только не это. За всю жизнь ко мне обратились лишь дважды. Непрофессионалы-интеллигенты ненавидели тоже. Качества, порожденные брежневской эпохой, — цинизм, падение общественной нравственности, торжество «вещизма» и стяжательства — обыватель привнес и в отношение к искусству, в требования и запросы, которые он предъявляет к художнику. Именно на нее я и надеялся.
Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Создает серии портретов деятелей мирового искусства. Я был выключен из жизни, жил рядом с Рижским вокзалом и работал на нем грузчиком. Все это не могло не вызвать шума, множества разговоров, домыслов и предположений. Ощущали несовпадение между приходящим сверху «социальным заказом» и усвоенными во время обучения художественными традициями и навыками.
А взгляды – замечательные. Он, например, отлично учитывает то невысокого пошиба любопытство, которое заставляет толпу жадно глядеть на похороны, смаковать несчастные случаи, убийство и заполняет композиции трупами, отрезанными головами, перерезанными глотками, доходя до почти комического эффекта в «Былине», где плоскодекоративная аппликационная фигура святого, держащего в руке собственную голову, сочетается с физиологическим, словно из мясной лавки изображением обрубка шеи. А коли этого не произойдет, Глазунов еще долго не сойдет со сцены.
Имя громкое, слава всемирная, личность глобальная, а говорить не о чем. Я и сказал Екатерине Алексеевне: «Калашный переулок, 2/10». Ей можно ввернуть все, что угодно. На ретроспективных выставках хорошо видно, как молодой художник перепробовал все направления, появившиеся со времен оттепели в советской живописи, пока не остановился на своем стиле, легко узнаваемом и очень нетрудоемком.
Мы посмеивались над «охотниками за сенсациями», но пока ажиотаж вызывали действительно прекрасные. выставки, не считали нужным беспокоиться и даже радовались тому, как велики очереди, как много людей жаждет приобщиться к настоящему искусству. Не так как Глазунов, но все-таки. Объяснить это можно только общей культурной деградацией. Здание архитектора Баженова делили между собой два десятка советских контор и организаций. Написанная в 1978 году Ильёй Глазуновым первая версия картины«Мистерия XX века»должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. С конца 70-х годов мастер обращается к масштабным полотнам и создает всемирно известные эпические картины – «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в Пасхальную ночь». Периодически разыгрывались полускандальные, полурекламные кампании с антисоветскими полотнами Глазунова, вроде «Мистерии XX века». Стоило какому-либо явлению искусства возбудить шум, в силу ли того, что оно привезено из-за границы или почему-либо получило репутацию «одиозного» или оказалось труднодоступным, — словом, едва только оно приобретало характер «дефицита», как потребители немедленно выстраивались в очередь, не справляясь, соответствует ли оно их вкусам.
– что Мастер руководит сейчас целой группой подмастерьев. Впрочем, нельзя сказать, что Глазунов ничего не дал русской живописи., единственной страной, не знавшей колоний – мы не торговали чукчами, как Америка неграми. Когда он громил выставку в Манеже и орал на Эрнста Неизвестного, я был за границей. Он так и не открыл свою выставку. Ельцин остался доволен, неоднократно благодарил.
Но сегодня. В поездке за мной приглядывал глава района. Но ему хоть не говори. Китч заменяла для него любая художественная сенсация. Антисоветчину удумали разводить.
Да и имя носишь обязывающее: Илья— Богом избранный. Он также был удостоен двух орденов Русской православной церкви — Преподобного Сергея Радонежского в 1999 году и Преподобного Андрея Рублева в 2010 году. Планировали уйти от казенных интерьеров, выбраться на подмосковную природу, а в итоге все закончилось тем, что Ельцин позировал в кремлевском кабинете.
Учился в ИЖСА (1951-57) у Б. В. Иогансона. И вот вместе с эскизами я переправил в Германию «Мистерию». В «Мистерии XX века» Глазунов идет еще дальше. Мы с ним поздоровались и перекинулись парой слов.
Видимая простота Его помешала назареянам прозреть невидимую славу и божество. Его репутация состоит какбы изнескольких слоев.
Горбачев, надо отдать должное, с ходу поддержал идею. — Не скажу, будто мы много общались. Его творчество по существу лишь иллюстрация взглядов.
И. Е. Репина Академии художеств СССР мастерской профессора Бориса Иогансона. И функционеры Академии Художеств и гонимые авангардисты. Всех своих детей не помнит.
На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой. Коллажи, аппликации, наклейки — новация по сравнению с методами старого салона. Удалось спокойно рассмотреть картины. Как можно видеть, абсолютно другой, прямо противоположный подход к Глазунову. Михаил Сергеевич в самом деле взял трубку, начал разговор и лицо его вытянулось: «Что. — Объясню.
СПАЛ БЫ СЕБЕ СПОКОЙНО. Оттого и нет желающих дискутировать с Глазуновым и о Глазунове. Впрочем, сегодня это уже не суть важно. С вокзала отправился в Софийский собор, оттуда в Лавру.
Для Советского союза это было новое имя. «Рождение теленка» членам комиссии показалось более безобидным, хотя и в нем они узрели клевету на советское крестьянство.
Мы драпаем от немцев и это, по-твоему, дороги войны, да. Олеография знала свое место. Получают известность первые значимые полотна автора – «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж», цикл «Поле Куликово».
Картину Мистерия XX века по своему действию можно сравнить со взрывом атомной бомбы. Любой творец желает долгой жизни своему детищу. А перед ним -девственная публика, верящая в колдунов и Кашпиров-ского. Художник, чье творчество целиком укладывается в эстетику олеографических картинок — какой-нибудь разрекламированной в «Ниве» знаменитой аллегорической картины в красках «Под шепот грез», — представляется глубоким психологом, реалистом, более того, чуть ли не единственным духовным наследником русского искусства от древнерусской иконописи до Нестерова и Васнецова. Создание «Мистерии», положившей начало величественному триптиху, обозначило новый этап и уровень творчества художника.
Это сделали по настоянию генерала Востокова, начальника Главного политуправления, который помнил не только победный май 45-го, но и тяжесть поражений лета 41-го, кровопролитные бои под Сталинградом, Курском, Варшавой и Будапештом Мне заплатили за картину три тысячи рублей, огромную по тем временам сумму. Олеография знала свое место. Мы пробовали ставить оперу Мусоргского, получилось ужасно. Так мне показалось. Проще говоря, — комментирует Дмитриева, — люди хотят получить соответствующие переживания (и тем скрасить жизнь) наиболее легким путем, походя, не поступаясь ничем в практической жизнедеятельности (она идет своим чередом) и не платя усилиями собственного интеллекта и эстетического чувства, которых всегда требует от воспринимающего подлинное искусство. Что подтверждает слухи – опять слухи.
Говорю: «Сочту за честь, но кто же меня отправит. » Владимир Семенович только рукой махнул: «Дам указание Союзу художников. Я знал: в ЦК партии были те, кто считал, что Глазунова надо раздавить. Феерическое зрелище. ", - эти слова публициста Дмитрия Хмельницкого четко дают определение художнику и его творчеству. Подлинное искусство тем и опасно ему, что оно заставляет «поступиться» — мешает, беспокоит, требует каких-то активных движений души. когда идет расчленение трупа некогда великой России, мы тем более должны служить добру. ».
Есть даже знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича. Рисовал их портреты и возвращался домой, чем повергал многих в шок. Аесли иговорят, тогрубо.
Глазунов Илья Сергеевич (р. Царство Небесное Илье Глазунову. И небольшое замечание. Как всегда у патриотов, набор шовинистских клише не рассчитан ни на какое обсуждение. С этого же года Илья Сергеевич возглавил клуб патриотического воспитания «Родина», через год участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. "Такой фантастической репутации не было ни у кого из русских живописцев. Борис Николаевич заметил меня среди гостей, подошел, обнял и сказал: «Илюша, спасибо. Это окрыляет. Не узнал — ты неотесанная скотина.
Словом, Ганс Пишнер, а именно так звали человечка, который, как я выяснил позже, возглавлял Берлинскую государственную оперу, не теряя времени перешел к сути: «Назовите любое произведение русского композитора — и будете его оформлять». И что трудяга неимоверный – это видно. Я сказал: «Воля ваша, звоните». Вместе с единомышленниками создал альбом, посвящённый «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства.
По крайней мере при мне. А служить добру, значит распада не допускать.
К своей последней в ХХ веке московской выставке Илья Сергеевич завершил работу над новым вариантом всемирно известной «Мистерии» Это было продиктовано необходимостью художественно и философски осмыслить глубинную суть событий последней четверти минувшего века («перестройка», крушение СССР, приватизация и воцарение демократии в России), что естественно, потребовало и увеличения размера картины. Я увез ее из Ленинграда в Москву, где «Дороги» вскоре купили для Центрального музея Вооруженных Сил. С официальными заказами от родного государства и того хуже. Всегда понимал умом и чувствовал сердцем разницу между страной пребывания и Отечеством.
". Классический номенклатурщик. И не сложно догадаться какая идеология взяла верх в этом жестоком противостоянии. Но в Россию картина всё же попала.
И не сложно догадаться какая идеология взяла верх в этом жестоком противостоянии. Ну зачем же такие крайности, Алексей, "по глазам ножичком. Светлая память Илье Сергеевичу. А Вам, Пчелка Мая, особое спасибо за смелость. Фрагмент полотна «Мистерия XX века». Они полностью свободны от совести и вкуса. Он заговорил на такие темы, на которые «большое искусство» или не говорит вообще или говорит настолько завуалированно, смутно, сложно, что его голос доходит лишь до узкого слоя знатоков.
Андрей Андреевич всем интересовался. Все решилось моментально. «Не совсем понятно, – недоумевал корреспондент газеты «International New York Times», посетивший тогда мастерскую художника, – зачем понадобилось Глазунову рисковать своим трудно заработанным успехом, посвятив два года своей жизни написанию монументальной работы, пока не принесшей ему ничего, кроме официального порицания». Вторым обязан Павлу Бородину, позвавшему реконструировать Большой Кремлевский дворец. Павел Гусев, мой старинный друг и главный редактор газеты, не убоялся.
А нужно было, как и известная тройка, в менеджменте. Увы, «Дороги войны» никогда не выставлялись в музее. И так все ясно. В России напечатать «Мистерию» первым решился «Московский комсомолец». Как будто и спорить не о чем.
А перед ним -девственная публика, верящая в колдунов и Кашпиров-ского. Преувеличенная тривиальность отвечает потребности в «сублимации в неподлинном»: ведь тривиальное содержание не требует усилий для своего восприятия и вообще ничего не требует от зрителя, а преувеличенность выражения меж тем создает тонизирующую иллюзию какой-то необычности, выхода за пределы будничного. Уэст сегодня, пожалуй, самый тщеславный исполнитель, давно объявивший себя гением и настолько искренне в это верящим, что поверил и весь мир.
Косвенных доказательств тут – хоть пруд пруди. Полотна Глазунова о-о-чень красивы идеологически насыщены, понятны всем и зовут к борьбе. Объяснить это можно только общей культурной деградацией. Ныне уже ни для кого не секрет, что революция в России как великий социальный эксперимент была выношена Западом, свершалась по выработанной там коммунистической программе, цели которой осуществлялись совместно с российскими революционерами – уничтожение России, как великой державы, русской православной культуры и ее творца – русского народа, – и мечты их зарождались «в парижских и женевских конспирациях». Его репутация состоит как бы из нескольких слоев. А в то же время он выдает набор самых животрепещущих сюжетов, эпатирует своей неортодоксальностью — чего стоит та же картина Глазунова «Возвращение блудного сына» с ее идеей возвращения к Христу, с ее намеками и загадками, вызывающими жгучее любопытство.
Нормальная реакция. Непрофессионалы-интеллигенты ненавидели тоже. И неслучайно символом разрушения классической культуры, последовательно творимого революционными новаторами не только в искусстве, но и в области морали, принесшими этот вирус распада и на Запад (ибо Кандинский, Малевич и другие стали там основоположниками главных модернистских течений), видится фигура поверженного героя из разрушенного алтаря Зевса в Пергаме, считавшегося некогда одним из семи чудес света.
Вот так, не больше и не меньше. 1930), советский художник и график. Это могло длиться часами. Оба течения вполне уживаются в его творчестве, дополняя и поддерживая друг друга. Феерическое зрелище. Все это насилие над природой и есть дыхание апокалипсиса» – заканчивает Глазунов.
Мне выдали справку и отпустили на все четыре стороны. Достоевского. Россиискую публику отучили от вкуса, как крестьян от земли. Конечно же, для социальных потрясений в России имелись и свои внутренние причины.
Сорокаметровый чердак идеально подходил под мастерскую. Во всех областях жизни и искусства утверждалась строжайшая регламентация.
Борис Николаевич шел мимо расставленных вдоль стен стендов и забраковывал один за другим: «Говно Говно Говно» И вдруг остановился: «О. Что подтверждает слухи – опять слухи. Преподаёт в МХИ (с 1978). Не надо платить. Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции.
Не пройдет. Скандал, поднятый «Мистерией XX века», разгорелся до небес. Выступление же Глазунова не имело других последствий, кроме переноса экспозиции в Манеж, правда без «Мистерии XX века».
Инеоживописи, аосамом Глазунове. Фрагмент полотна «Мистерия XX века». Можешь хотя бы на MAIL /RU глянуть поздравительные открытки, особенно животных. Может раньше имел— асейчас неимеет, нужда отпала». Автор: И. С. Глазунов. Написанная в 1977 году Ильёй Глазуновым картина «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. Он как бы над всем этим, кротко взирает вниз и возносит руку для крещения.
Во всем этом нет ни грана художественности: результатом такого метода оказывается то, что исторические трагедии, события, полные высокого драматизма, низводятся до уровня банальности. Как будто испорить неочем. В наиболее законченном воплощении этот метод выразительности проявляется у художника в «Мистерии XX века» и других частях триптиха. Его творчество по существу лишь иллюстрация взглядов. И за меньшие грехи людей со света сживали.
Всё что находится между ними – история. Зритель словно попадает в подземное царство оживших мертвецов. И даже когда привозили Ган Гога или «Джоконду» не рвались такие толпы людей, как на выставки Глазунова. Рисую, как есть, в лучших традициях реализма. Хочу обсудить серьезный вопрос» И изложил суть проблемы, связанной с училищем. Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию. Публика – или, скажем, массовая публика – боготворила.
А если и говорят, то грубо. Решетов, умный, тонкий, глубокий, всякий раз делал вид, будто не понимает, о чем речь: «Что это значит, старик. » Я терпеливо растолковывал: «Тебе же не составит труда набрать номер Союза художников и вежливо поинтересоваться, почему твоему другу не дают заказов, не разрешают проводить персональные выставки. » Петя отвечал: «Так-то оно так, но» Это сегодня все решают деньги, а раньше многое зависело от мнения высокопоставленных товарищей. Взяв секундную паузу, я произнес: «Борис Годунов». Так мы поставили сначала «Князя Игоря», а потом «Пиковую даму». Итак, о живописи. В восьмидесятые годы по рукам ходила замечательная, самиздатс-кая, разумеется, статья Марии Чегодаевой, называвшаяся, кажется, «Феномен Глазунова и китч в современной советской живописи». Но суровым экзаменаторам очень уж не понравилась моя картина «Дороги войны».
Сегодня уже не жалею. Многофигурные портреты напоминают фотографии на паспорт, собранные в некий коллажик. Народный художник СССР (1980).
Запрет лишь подогрел интерес желающих увидеть ее. Досих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг ленинградского Манежа наего выставку. Царь выбрал твой проект, комиссия его поддержала». Все это, несомненно имеет отношение к «парадоксу Глазунова», но не составляет предмета искусствознания. Этот комплекс ощущается почти у всех. Так вот, Глазунов его лишен начисто.
Прибывши в Назарет Господь не встретил там веры. Типично для национал-патриотов также соединение русского шовинизма с демонстративным православием, то есть «православие» без христианства. Свои художественные вкусы маэстро тоже объясняет причинами религиозными. Благословляю тебя, сын мой и буду молиться». Китч-мен потихоньку пробавлялся тем, что было ему доступно: на выставке сокровищ из гробницы Тутанхамона подсчитывал, сколько там золота, с удовольствием слушал истории о похищениях «Джоконды», но истинно свое, родное и близкое себе искусство получил толькй на выставке Глазунова. Такой фантастической репутации не было ни у кого из русских живописцев. Джины Лолобриджиды.
Не так как Глазунов, но все-таки. Масса искреннего религиозного чувства – и никакой художественной культуры. Невозникало— даисейчас невозникает— повода для дискуссий. Картины Ильи Глазунова увидел впервые в начале перестройки.
Идаже ниукого изсоветских. Вот мой отец (военный лётчик) мечтал, чтоб я получила настоящее художественное образование – ему очень нравилось, как я рисую. Вот что нужно. » Пал Палыч тут же позвонил: «Сергеич, поздравляю. Перед нами, как, впрочем, перед всем миром, встал вопрос о взаимосвязи китча и настоящего искусства — вопрос, в котором разобраться куда труднее, чем в элементарной, в общем-то, теме примитивного художественного мещанства. Много работает по фото.
Да-да, Сергей Михалков. Если нужна студия, говори не вообще, а называй конкретный адрес. Выполнил также сложные по замыслу и композиции живописные панно (Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию, 1980, здание ЮНЕСКО, Париж), театральные декорации (Сказание о невидимом граде Китеже Н. А. Римского-Корсакова, Большой театр Союза ССР, 1983). Форма мистерии была использована в построении первой советской пьесы – «Мистерия-буфф» Маяковского. Я не могу давать советов.
И, наконец в новом варианте автор написал свой портрет уже справа в соответствии со своим возрастом (в 2000 году И. С. Глазунову исполнилось 70 лет). Завтрак у тебя отберу и главному расскажу чтобы в культурные не записывал. 13, 44-54). Илья Сергеевич Глазунов — один из самых известных и талантливых русских художников современности.
Косвенных доказательств тут— хоть пруд пруди. Всякое отступление от официальной догматики немилосердно каралось. Так что, «философско-эмоциональный реализм» есть единственно верный художественный метод. Попробуйте оспорить. Как известно, эксцентричность поведения свойственна многим деятелям западной культуры. «Такой фантастической репутации небыло ниукого изрусских живописцев.
Я долго думал, колебался, но все-таки согласился. До начала 70-х годов китч-мен не имел у нас специально для него приготовленного искусства. Связях, обеспечивающих его карьеру. Что может болезненнее ударить живописца, чем невозможность показать зрителям новые работы. До сих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг ленинградского Манежа на его выставку.
Автор исполненных в графически стилизованной манере произведений, посвященные воспеваемой им и затрагивающей национальные чувства современников русской старине (циклы Русь, с 1956, Поле Куликово, 1980 и др. ), произведений на актуальные темы современной действительности (живописные и графические серии Чили, 1969 и 1973 Никарагуа, 1983), многочисленных портретов, в которых характерность модели сочетается с наглядно выраженными привлекательностью облика и идеальностью чувств. Об этом и сказал Фурцевой, когда представилась возможность. И художник, представив узнаваемые хрестоматийные образы великих ученых, деятелей литературы и искусства разных национальностей, а также плоды их творческого гения, проявившегося в разные времена, создал образ воплощенной мощи своего Отечества в протяженности исторического бытия. Это произведение Глазунова, вызвавшее большой резонанс мировой общественности, было передано советским правительством в дар ЮНЕСКО и заняло место в одном из холлов штаб-квартиры этой организации в Париже.
Впрочем, сегодня это уже не суть важно. Один из принимавших решение о моей командировке «удачно» пошутил: «Если Илью и убьют, не сильно жалко. Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы. Пчелка. — Бог миловал. Не то же ли бывает и с христианином.
Хотелось бы вот что сказать. Как, например, в средневековом мистериальном действе или у Шекспира («весь мир – театр, люди в нем – актеры») или у Блока в пьесе «Балаганчик». Может, выберете что-то другое. » Я не стал упираться: «Тогда — «Князь Игорь». О том, как сложилась судьба «Мистерии XX века» и ее автора и пойдёт речь в этом обзоре. Мои коллеги и друзья не верили, будто из затеи с возрождением училища что-то получится. Так вот, возвращаюсь к Андропову.
Борис Александрович согласился на участие в проекте. И это была чистая правда. 30 декабря 1999 года в Кремле проходил традиционный предновогодний прием. Вспомним его самую известную картину Мистерия XX века и как к нему всегда относилась либеральная шушера, – правильно, он же неудобный для них русский, вначале часть его интервью:Власти подвергали вас серьезному прессуВ те времена слушали «Голос Америки», «Дойче Велле», «Свобода», которые говорили про мою выставку, что она является «ударом ножа в советский соцреализм». Ифункционеры Академии Художеств игонимые авангардисты.
Косвенных доказательств тут – хоть пруд пруди. Мудрый Сергей Владимирович научил правильному диалогу с начальством. Я не могу давать советов. В 1942 году 11-летнего Илью после смерти его родных в осажденном Ленинграде вывезли по Дороге жизни в деревню Гребло Новгородской области. Нас, по сути, спас человек по имени Артур.
И вот тут-то вновь возникает поистине внушительная фигура Глазунова, возникает главный парадокс: китч, опережающий настоящее искусство. К тому времени я уже регулярно получал приглашения из-за границы. Правда, не сразу, а какое-то время спустя.
Красивое лицо с чувственными губами — так писали русские художники прошлого Магдалин. Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции. Однако в одном нам придется согласиться с Волковым: у нас нет сейчас ни одного художника, пользующегося такой славой, таким массовым признанием, как Глазунов (может быть, только А. Шилов).
После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без решения которого разрушения исторической застройки не могли быть допущены. "Бывают странные сближения" – написал Александр Сергеевич Пушкин. В ход шло буквально все: выставки импрессионистов, Фалька, сокровищ из гробницы Тутанхамона, «Джоконды». Буквально за два месяца мы подготовили необходимую документацию и начали работать.
На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой. Полотна Глазунова о-о-чень красивы идеологически насыщены, понятны всем и зовут к борьбе. Но если в блоковской пьесе мистерия оборачивалась шутовским маскарадом, лицедейством, народным балаганом, то в глазуновской «Мистерии» представлен истинно трагический балаган в мировом масштабе, в который вовлечены целые народы. На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой. Связях, обеспечивающих его карьеру.
На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой. Впрочем, такой ли уж противоположный. Он покорно шел на все, что в его кругу считалось необходимым увидеть подобно гоголевскому почтмейстеру «изображал на своем лице мыслящую физиономию», взирая на импрессионистов или на Фалька. Остается только ругаться. У них лучшие показатели по стране. Конец 70-х годов обозначил кульминацию «застоя» советской системы.
Причем все иправые илевые. А Наташа – готовый филолог. Вот позвоню сейчас министру культуры, он твои регалии и перечислит.
Звали короли, президенты, министры, артисты. Итальянская La Stampa опубликовала репродукцию, сопроводив ее заголовком: «Картина, которую никогда не увидят русские». Спасибо, Пчелка за пост.
Ни на выставку Ван Гога, ни даже на «Джоконду» не рвались такие толпы, которые осадили в 1978 году Манеж и, что самое главное, никогда не раздавались с такой отчетливостью восторженные зрительские голоса — на выставке Ван Гога потребители предпочитали помалкивать. Но не смотря на отталкивающие персонажи (хотя художественно они выполнены безупречно), вся композиция подчинена идее и далека от "красивости". Феерическое зрелище. Но порой Громыко рассказывал истории, которые прежде мне слышать не доводилось. Такой фантастической репутации не было ни у кого из русских живописцев. (В XIX веке ни один художник не позволял себе подобных «недостойных» приемов: все должно было быть написано и умение достигнуть полной иллюзорности составляло одно из требований, предъявляемых живописцу. ) Творчество Глазунова как искусство, как живопись попросту неинтересно так же неинтересно, как неинтересны эпигоны передвижников, пишущие вялые пей-зажики «под Шишкина», как неинтересны сделанные по договорам художественного комбината композиции на тему «В цех привезли станки новой марки».
Фото этой картины очень быстро распространились по всему Союзу. Вот его «Царь Борис». Не могу все же не сказать о его морально-этических качествах. А взгляды – замечательные. В самом центре – над историей – Христос.
Вдумаемся, что такое его «Блудный сын», «Мистерия XX века», «Сто веков». Танцующие колхозницы (вместо того, чтобы зарабатывать трудодни), ансамбль песни и пляски Советской Армии, пригорюнившийся и задумчивый Чарли Чаплин, Пикассо, как моряк в полосатой тельняшке и приветливо улыбающийся Мао Цзедун – это еще куда ни шло. И совсем безобидно на всем этом фоне выглядит символ «Плейбоя» – голова зайчика с ушками и сверкающий своими голыми выпуклостями стриптиз. А вот выпучившего от напряжения глаза Луи Армстронга, дующего в трубу, мне почему-то жаль. Меня не проведешь, легко могу проверить.
Французы тогда писали, что «молодой русский художник Илья Глазунов потряс публику Москвы проникновением во внутренний мир героев Достоевского». Будучи в отношениях, которые складываются у художника с его «Мистерией», он походит на другого хип-хоп-деятеля, но уже не на сопливого школьника, описанного выше, а самого Канье Уэста, который возомнил себя Апостолом Павлом (жаль, не Петром, стоящим на фэйсконроле в Рай, было бы совсем стройно). мы всегда несли свет и просвещение. Но, слава богу, на этот раз обошлось без топора, хотя это- один предметов, часто встречающихся на картинах Глазунова. В следующей интермедии Альберт Энштейн с высунутым языком и выпученными глазами. И как бы ни изображали его в учебниках, он получил Нобелевскую премию не за обезьяньи гримасы и ужимки., хотя он и оказал медвежью услугу всему миру своими открытиями. Более безобидно выглядит размахивающий руками и разглагольствующий Никита Хрущев. Массовый потребитель, клюющий на эту приманку, получил название «китч-мена» — потребителя китча, то есть «дешевки» («китч» по-немецки означает «дурной товар», «дешевка»), некоего духовного ширпотреба. Ступени Мастерства» с выставки в Санкт-Петербургском центре Манеж.
Может быть, на роду было соцреализму написано, что его стиль и метод обретут истинное воплощение в сочетании не с коммунистической идеологией, а с национал-патриотической. Тут мы касаемся еще одного слоя глазуновской репутации. Может вызвать некоторое удивление необычность изображения того или иного персонажа. Потом и он приказал долго жить. На Бранденбургских воротах покоится гроб продолжателя дела Ленина, омываемый морем крови загубленных в годы «революционной перестройки» страны и на фронтах Второй мировой войны. А Никита Хрущев усилил борьбу с религией. Статью удалось напечатать только в 1990 году в журнале «Искусство кино». Ну, посмотрим, посмотрим» Правда, потом продолжила: «И чем же вам помочь. » Если бы начал перечислять все, в чем нуждался, список вышел бы длинный, но я ограничился тем, что попросил выделить какой-нибудь чердак под студию и дать возможность провести выставку в Москве.
Помню, приехали в деревню Шилово, пришли к знатной скотнице. Из страны «Мистерию» я смог вывезти вместе с эскизами для берлинской оперы, куда меня пригласили в качестве художника-постановщика оперных спектаклей. Я постарался в точности передать на холсте простое русское лицо Клавдии Васильевны. Только работы, подобные «Арине, матери солдатской» и той же «Русской красавице», словами не изложишь: их надо видеть, чтобы убедиться в самой что ни на есть доподлинности деревянного резного оконного наличника, бисера на кокошнике игральных карт в руке «красавицы», синего в крапинку платочка и искусственных цветов в «Арине».
В этом есть что-то плакатное. И так все ясно. Вот так художник служит маленькому человеку проводником к создателю.
Все эпигонские течения, все «псевдо» отличались от своего первоисточника муссированием его свойств с утратой чувства меры. Вряд ли можно лучше сформулировать определение китча, нежели это сделала Дмитриева. Пускай едет в Сибирь, на БАМ и как можно дольше не возвращается оттуда. О том, как сложилась судьба «Мистерии XX века» и ее автора и пойдёт речь в этом обзоре. Влезали лишь койка да стол. Итак, о живописи. В восьмидесятые годы по рукам ходила замечательная, самиздатс-кая, разумеется, статья Марии Чегодаевой, называвшаяся, кажется, «Феномен Глазунова и китч в современной советской живописи». И новые советские фильмы и голливудские премьеры.
А Глазунов заговорил громко, шумно, доходчиво. Знает, как падки обыватели на дешевую «смелость», разного рода двусмысленности — и пишет «Гимн героям»: в гигантской композиции без особой связи между собой соединяются лежащий Прометей с отрубленной головой Голиафа, причем крыло орла, клюющего печень Прометея исполняет роль фигового листочка для обнаженной фигуры Давида Христос с башней Третьего Интернационала Татлина, словно бы вырастающей из Вавилонской башни, взятой с картины Брейгеля. Они полностью свободны от совести и вкуса. Артур привел меня к приятелю испанскому скульптору, жившему на улице Воровского, ныне Поварской.