Иван Никитин Портрет Напольного Гетмана

Описание картины «Портрет напольного гетмана»

ГРМ.

Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Природный ум и заботливость ясно запечатлены в его лице.

Действительно, почему Украина. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Родился в семье московского священника. Вывод. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.

Портрет напольного 
гетмана (1720-е 
годы), грм

Портрет напольного гетмана (1720-е годы), грм

В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны. История написания этого произведения неизвестна и остается неустановленным имя человека изображенного на портрете. Необычна его биография.

Они могут даже превосходить их. Основанием для титулования его послужила надпись на обороте холста, толкуемая по-разному: «Гетманъ наполно». И. Никитин «Портрет напольного гетмана». Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге. По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер. Безусловная идентификация изображенного затруднительна.

В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам». В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск. Определение авторства И. Н. Никитина впервые было сделано в конце XIX столетия, в дальнейшем не оспаривалось и было подтверждено технологическим исследованием.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Потом Учился в Петербурге у И. Г. Танауэра, для дальнейшего обучения был послан Петром I в Италию (1716-1719).

«Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Безусловная идентификация изображенного затруднительна. Никитин Иван Никитич (1680-е, Москва (. ) – не ранее 1742, (. )) Художник, портретист. Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование.

Русская портретная 
живопись века

Русская портретная живопись века

Уже в ранних портретах Никитин отходит от условных приемов парсуны, стремится точно передать характерные черты модели («Цесаревна Анна Петровна», «Царевна Наталья Алексеевна» – оба до 1716). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На портрете неизвестного предстает почти трагический образ, находящегося наедине с собой, думающего горькие думы человека. Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека.

Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» — автопортрет Ивана Никитина. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ.

Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Обратиться к Польше: польская армия имела напольных гетманов. Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716–1719).

Получившийся вариант можно было бы читать как полный – в рост – портрет, но никитинское изображение поясное, даже скорее погрудное. В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» – автопортрет Ивана Никитина. Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели. В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам».

НИКИТИН Иван – Портрет напольного гетмана

Портрет напольного гетмана. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова. Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге.

Яркая характерность достигается и колоритом, основанным на сочетаниях теплых золотисто-желтых, красных, розовых тонов. В портрете впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу.

Портреты впечатляют психологической достоверностью, реалистической убедительностью. Но все ли выяснено. Одной из лучших работ художника считают «Портрет напольного гетмана». 1720-е годы. Учился в Петербурге у И. Г. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I).

Глаза, привыкшие вглядываться в равнинные дали испытующе смотрят из-под чуть воспаленных покрасневших век. Гетман погружен не в мрак, но в пронизанную светом среду фон за его фигурой освещен, а темная одежда даже в теневых частях не теряет своей формы и не растворяется в темноте.