Как Описать Картину Саврасова Грачи Прилетели
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Эта церковь расположена в Костромской области и до сих пор находится на том же месте, где видел ее автор картины. В первый год в Поволжье, с 1870-го по 1871-й, художник написал сразу несколько картин, включая масштабное полотно «Волга под Юрьевцем», за которое он получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1871 году. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. В серых тонах художник изобразил и избушки. Вдалеке светлеют храм и колокольня.
Итак, начнем работу над сочинением. Рядом с березами мы видим воду, которая появляется в низинах из-за таяния льда и снега. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины.
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. Кажется, что они мокрые от таявшего снега. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны.
Саврасов настежь распахнул створки окна. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Картина нарисована в темных тонах, так как весна наступает медленно, размеренно.
Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Вдалеке раскинулось черное поле. Пейзаж получил множество восхищенных отзывов.
При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. У Саврасова получилось передать грусть от уходящей зимы и счастье от наступающей весны. Эта равнина придает картине ощущение бесконечности и пространственности.
Грачи прилетели и пробудили природу. 27192)386. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. В стороне бежит грач, держа в клюве веточку. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819.
В Ярославле Саврасов вел «тихую и сосредоточенную жизнь», которую нарушила болезнь жены и смерть новорожденной дочери. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Сейчас в церкви расположен музей Ивана Сусанина.
Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. На заднем плане художник изобразил деревню, обнесенную высоким забором.
Описание картины «Грачи прилетели»
Передний план завораживает, пленяет. А. Саврасовъ»3. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области)789. У известного русского композитора Петра Ильича Чайковского есть замечательное произведение «Времена года».
Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Но уже играет на воображении и заставляет улыбаться. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
Детали картины Алексея Саврасова "Грачи прилетели"
Картина называется Грачи прилетели и это дает нам ключ к пониманию картины. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал.
Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Вторым главным мазком является – талая вода именно она кричит нам о наступлении весны. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656.
Обычный весенний немного сероватый день. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, который называется «Март», посмотрим на прекрасные весенние пейзажи А. К. Мы можем заметить, что грачи несколько больше по размеру, чем в реальности. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Художнику по моему мнению, удалось точно передать настроение того времени года.
Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Приметы весны наблюдаются на этой картине повсюду. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. Сдержанная, но насыщенная светом цветовая гамма позволила художнику наполнить картину тонко выраженной эмоциональностью59.
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2 класс (описание)
На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. До воли обыденный пейзаж мы видим – свежесть и пробуждение природы. Позади деревьев мы видим мокрый обветшавший забор и какие-то деревянные строения. На среднем плане мы видим серое пятно. Птицы обустраиваются всерьез и надолго, о чем говорят их гнезда, которые эти маленькие труженики уже начали сооружать.
Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Понять, что наступила весна, можно по проталинам на снегу. А потом все-таки сбежит.
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс
Описывая её сюжет, Левитан писал: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько берёзок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только. Снег постепенно сходит с них, образуя проталины и открывая влажную землю. В русской живописи особое место занимает известная картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650).
А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Как он изменится. – Оденешь его – опять пропьет все. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Она оживает и кажется, что наступит завтра и будет лето. Из-за забора ясно виднеется купол церкви, которая в деревнях считалась центральным местом. Но верхушки храма и колокольни темные. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое.
Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу. Из-за берез невдалеке видна церковь и колокольня, типичные для русской местности. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский.
Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Несмотря на понятный на первый взгляд сюжет, описать эту картину не так уж и просто. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Именно вот таким образом им создано так много весенних пейзажей.
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
Центральная группа берёз является основой композиции. Взять хотя бы большую лужу справа с отражением небольших облаков. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Купил ее в свою коллекцию Третьяков.
Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Позади какие-то угрюмые дом, часовня, церковь, мокрый усталый забор и черно белые поля. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Это были не итальянские виды, не руины Рима, не заграничные пейзажи, которые ценились любителями живописи.
Второй план занимает изображение деревни. Можно догадаться, что погода солнечная, но солнышка мы не видим. От земли идет легкий пар, хотя снег еще не совсем сошел. Еще несколько птиц вокруг берез. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок».
Солнечный свет падает с левой стороны и тени от берез мягко ложатся на подтаявший снег. Так можно закончить сочинение-рассуждение по картине Грачи прилетели. Если обратить внимание, то картина нарисована в темных тонах и на первый взгляд может показаться мрачной, однако посмотрев на нее некоторое время, на душе становится тепло.
Он почернел, покрылся легкой корочкой, во многих местах растаял. В том же году картину купил Павел Третьяков – основатель Третьяковской галереи и коллекционер. На них с шумом и граем опускается стая грачей. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60.
Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Ученик должен увидеть глубокий смысл, который скрывается за простотой сюжета. У березок на снегу много птичьих следов. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Художник увидел весну с другой стороны, с которой ее не рассматривал никто до него, вот таким образом картина меня просто покорила.
В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. И в 1872 году именно она выставлялась на Всемирной выставке в Австрии.
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Каждый художник изображает весну по-своему, но мне понравилась картина Саврасова «Грачи прилетели». Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Сколько было таких сел в России. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны.
На самом же деле эта обыденность мнимая. И становится тепло и весело на душе. На картине также изображена часовня, только не понятно работает она или заброшенная. Тогда в картине не будет той динамики, которая есть сейчас. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798.
В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Но эта заурядность кажущаяся. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. На этой картине весна только началась, а уже вовсю дает о себе знать. Это – пока еще не настоящая, цветущая весна, а лишь намек на ее начало. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы.
Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. За ней виднеются пашни. За ними виднеется черные дали полей и болот с водой, серые облака у самого горизонта. На переднем плане полотна – снег. Поездки оставляли глубокий след в его душе.
«Грачи прилетели» картина Саврасова
Для чего даются подобные творческие задания. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. В 2005—2006 годах она экспонировалась на выставке, посвящённой 175-летию со дня рождения Саврасова, которая проходила в Инженерном корпусе Третьяковской галереи3165758. От нее словно веяло пробуждением природы.
По такому этюду не сделаешь картину. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Вот справа от березок образовалась громадная лужа талой воды. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39.
По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Затем в 1882 году его уволили с работы. Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Но тогда горизонт был бы ниже, хотя на пейзаже находится по центру холста. Можно даже разглядеть поля и представить, что на них совсем скоро засеют пшеницу. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка.
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели
Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения.
По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях.
Обратим внимание на птиц, которые послужили основой сюжета. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. На хмуром, мрачном, сером небе проплывают белые с голубоватым оттенком тучки. В работе над «Волгой» Саврасову помогал Перов, с которым он близко общался и преподавал в Училище живописи.
Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Они символ весны. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней».
Сочинение по картине Грачи прилетели Саврасова 2 класс
Однозначно ответить нельзя. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. А еще этот пейзаж как бы наполнен свежим и теплым воздухом, дыханием вешнего ветра. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. Описание картины Грачи прилетели начнем с композиции. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению.
Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. В низинах много талой воды. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Первыми как правило прилетают грачи именно они и являются предвестниками потепления. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно.
Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саврасова для 2 класса
В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Еле заметны следы птиц на снегу среди обломков маленьких веточек. Полотно Саврасова «Грачи прилетели» – это уникальное творение, которое не похоже ни на одно другое произведения искусства. Центр композиции – несколько берез на переднем плане. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316.
Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68.
Описание настроения картины Грачи прилетели
Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд.
Звук и свет льются из-под бесконечного купола небес. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». В ней отражается серо-голубое весеннее небо и бегущие по нему беспокойные облака. По серовато-голубому небу плывут легкие белые облачка. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины.
Грачи и березы выдвинуты автором на первый план не случайно. Наступила весна. Продолжим осматривать картину. Весна вступает в свои права и символом ее победы стали грачи. Оно расположено на конце высокой горы, выдающейся в долину в виде мыса, между двумя реками, которые под Молвитиным соединяются между собой»38. Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла.
Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова.
Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: "Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Ощущение борьбы темного и светлого. Дописывал картину художник уже в Москве, в своей мастерской.
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
На картине нарисован обычный день, судя по всему время года, весна. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Мне очень понравилась эта картина, она пропитана жизнью. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи.
Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Птицы символизируют жизнь. Но уже весной 1871 года художник, окрыленный успехом картины «Волга под Юрьевцем» и охваченный творческим экстазом, отправился на поиски пейзажа, которые привели его в село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.
«Грачи прилетели» : описание картины
В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Они очень созвучны с произведениями русских композиторов. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Немного дальше старая часовенка с облезлой крышей.
Соответственно чувствуется, что зима не хочет покидать свои временные владения. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Снег стремительно тает и начинают прилетать птицы из теплых стран. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13.
Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Конечно, мы не слышим звуков, но кажется, они оглушают нас. Картина Саврасова с поразительной точностью передает атмосферу весны. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Необходимо основательно к этому подготовиться.
РЖ-627)90. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв.
Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. Но главное – птицы. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Вот так жил и творил Саврасов. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»).
По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Церковь в русской живописи всегдаявляется олицетворением добра и света. Снег ещё лежит в некоторых местах, но уже понятно, что скоро весна полностью войдёт в свои права. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93.
Цели и задачи сочинений по картине
На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Воздух как будто кипит, взбудораженный взмахами их сильных крыльев. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655.
Один из учеников Саврасова в Училище живописи, Константин Коровин, вспоминал, как молодые художники, воодушевленные словами своего преподавателя, гурьбой шли в Сокольники, где «фиалки уже распустились», в Останкино – изучать природу, проникаться ею и писать этюды. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Передний план выглядит так, будто художник писал картину находясь близко к земле. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930.
Птицы – символ весны в сочинении по картине Грачи прилетели
Через несколько дней новорождённая девочка умерла. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Началось. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Рассмотрим ее внимательно. По мутному пепельному небу плывут облака.
Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна. Церковь была построена в конце XVIII века. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился.
Солнышко уже не только светит, а и начинает прогревать землю. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Однако, это лишь поначалу.
— познакомить учащихся с творчеством художника, с историей создания картины
Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу.
Она немного хмурится и потягивается в своей пуховой постели. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь.
- Творчество, заказы известных людей
- Работа и страсть к путешествиям
- Алкоголизм и увольнение с работы
- Эффект бескрайнего пространства
- Другие варианты этого сочинения
Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. Это скорее эскиз по памяти". На них грачи вьют гнезда. Какая простота.
На переднем плане можно заметить двух крупных самок, которые деловито уселись на яйца и согревают их теплом своего тела. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Ступайте писать, пишите этюды изучайте, главное – чувствуйте», – говорил художник. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах их невидимых обитателей, купола церкви. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа».
- — формировать умение строить текст в определенной композиционной форме
- — формировать умение отбирать речевые средства, работать с антонимами, синонимами
- — учить выражать в слове свои впечатления, представления
- лирический — поэтический, взволнованный, задушевный
Воздух чист и прозрачен, как хрусталь. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Все еще низкое серое небо покрыто облаками.
Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Именно та весна, когда уже чувствуется, что скоро наступит лето. Зима пока в силе.
Это были деревенские мотивы. Это несколько голых берез, часть из них— кривые и изломанные.
Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. Работа художника является своего рода гимном русской природе, ее богатству и красоте. Попробуем представить пейзаж без грачей. Кажется, что смотришь на нее и она оживает.
Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Кажется, что эта молодая красавица просто плохо выспалась. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Произведение художника не показывает весну прямо, оно как бы намекает о ней: мы чувствуем начало этой поры года буквально в момент первого взгляда на полотно. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Там он и создал первые этюды, легшие в основу «Грачей».
Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». А. К. Саврасов использовал такой прием не только в этом пейзаже, но и в других работах. Одна из птиц на земле держит в клюве веточку и собирается строить гнездо. Это было настоящей трагедией для него. «Грачи» в свое время стали открытием в живописи благодаря подвижности изображаемого сюжета и наполненности воздухом изображаемого пространства, после монументальных и практически статичных пейзажейАрхипа Куинджи и Ивана Шишкина. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести.
На переднем плане несколько старых, кривых березок. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. На заднем плане, за домами и часовней, расстилаются поля. Снег еще не везде сошел, но в воздухе уже носится предчувствие тепла.
Еще не весь снег растаял и немного напоминает о холодных зимних днях. А посередине преобладают коричневые тона. Вот оно. Береза всегда имеет свой рисунок. Картина слабо освещена пока еще робкими, но уже горячими лучами солнца.
Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, вот таким образом картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75.
Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Об этом говорит и одинокий дымок, который вьется над избой. Это скорее эскиз по памяти. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46., стоит внимательнее вглядеться, например, хотя бы в изображения ветвей деревьев, то радостно тянущихся к весеннему голубому небу, то печально застывших и поникших. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22.
Эти маленькие озера долго будут питать своей влагой выбивающуюся на поверхность траву и помогут деревьям набраться живительной силы. Это можно определить по тени на картине под деревьями. В нижней части этюда была подпись: «А. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Посмотрев на данную картину, пахнет весной и свежим легким воздухом. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя.
По этому поводу высказывались разные версии. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Также на них заметны птичьи гнезда. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59.
Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. А сегодня на уроке нам задали написать сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Саврасовъ. «Ступайте писать – ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают – хорошо. Вся мастерская с первыми весенними днями отправлялась за город.
Коровин вспоминает наставление Саврасова: «Надо почувствовать, надо чувствовать – как хорошо в воздухе чувствуется весна». С. Молвитино. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Чтобы усилить ощущение пространства, художник чуть изменил перспективу.
Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Но не только критики и художники оценили по достоинству картину. Они летают вокруг берез, вокруг своих гнезд, в которых будут вылупляться птенцы. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516.
За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. Молвитино»36. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера.
Для изображения взят задний двор церкви. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. Одновременно, самую большую часть картины занимает именно снег, нежели растаявшая весенняя вода. Грачи изображены художником на переднем плане, они присели на березки.