Караваджо Натюрморт
В ранних работах Караваджо неизменно присутствуют элементы натюрморта. Исследователи считают, что один из первых художников, написавших натюрморт как жанр, был Караваджо. Подобное пристальное внимание к натюрморту в своих работах Мастер демонстрировал зрителю еще не один раз: «Мальчик, укушенный ящерицей» 1595 г., «Вакх» 1595 г., «Ужин в Эммаусе» 1601 г. Караваджо в своих творениях не простой созерцатель природы, он создатель ярчайшего живописного языка, своим творчеством изображающий борьбу жизни и смерти ищущий правды и справедливости. Натюрморт «Корзина с фруктами» Микеланджело да Караваджо написал, когда ему было всего 23 года.
Тогда же, в 1596 году, Караваджо пишет полотно Корзина с фруктами, которое считается абсолютным шедевром и является первым натюрмортом в истории итальянской живописи.
Таинство жизни и смерти в натюрмортах Караваджо
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Некоторые исследователи утверждают, что революционное манипулирование светотенью в картине «Ужин в Эммаусе» является поворотным пунктом в истории живописи. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Ослепительный свет пролился с неба и раздался голос, вопрошавший: «Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня. » Хотя в самой Библии не указывается, каким образом путешествовал Савл, традиция предписывала изображать его упавшим при виде божественного явления со своей лошади. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Караваджо пришлось бежать из Рима.
Жизнь завертелась — только поспевай. Успех не заставил себя долго ждать. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте.
- Корзина с фруктами, Караваджо, 1596
- Описание картины «Натюрморт с фруктами»
- Караваджо: 10 знаменитых картин плюс любопытные факты о художнике
- Картина Микеланджело да Караваджо Корзина с фруктами
- Восемь интересных фактов из жизни великого художника Микеланджело да Караваджо
Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Согласно Беллори, Караваджо в начале своего пути сильно увлекался портретной живописью. Из всей этой серии меньше всего нарочитости в «Юноше с корзиной фруктов» (1593 г. ): на ней изображен мальчик лет шестнадцати, держащий корзину с горой фруктов. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов.
Матфея для часовни Контарелли. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Она написана в характерной для мастеров XVII века технике лессировки. «Корзина с фруктами» – первая в истории европейской живописи картина, написанная в жанре натюрморта, вот таким образом Караваджо принято считать основоположником этого жанра.
Причина смерти художника остается неясной. Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Время было за полночь и так как поступивший больной был в критическом состоянии и не приходил в сознание, ночные сторожа поместили его в подвальном помещении рядом с мертвецкой. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Это была ранняя его работа, выполненная в 1596 году. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Бывший ученик, успевший к тому времени набраться опыта, вернулся на родину, где открыл собственную живописную мастерскую.
Переехав в Рим, он поступил в мастерскую Джузеппе дАрпино. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. От картины веет лёгкой грустью, хотя жизнь с её суровой поступью требовала от художника иных более динамичных решений и каждодневно давала о себе знать, заставляя действовать с полной отдачей сил и бороться, дабы выжить.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочьАртемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652). «Корзина с фруктами», 1596 г. Эта самая корзинка с фруктами очень скоро окажется незаметным, но очень значительным «персонажем» в серьезной, глубокой картине Караваджо, написанной в 1599–1602 годах. В этой ранней работе Караваджо уже экспериментирует с «подвальным» (как называли его современники) освещением, когда глубокие, мрачные контрасты теней моделируют форму. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились.
- Биография Микеланджело Меризи да Караваджо
- Караваджо: великий художник и скандальный бунтарь
- «Лютнист» Микеланджело да Караваджо
- Караваджо Микеланджело (1571- 1610)
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Караваджо – великий художник эпохи барокко
- Натюрморты коллекции Амброзианы
- Микеланджело Меризи да Караваджо ()
Он ценил эти тихие вечера. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Итальянец Караваджо оказался не согласен с мнением современников.
Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Единственно, к чему он часто прибегал, — это запалить свечу перед образом Богоматери и истово помолиться. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Но любил ли он её, трудно сказать.
Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Подобные «зеркальные» опыты, когда рама зеркала вставляется в раму картины, приводили к эффекту искусственной натуры, выхваченной из окружающей среды. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Его искусство — это драма света и тьмы.
- Натюрморт с фруктами (Караваджо)
- Микеланджело Меризи да Караваджо
- Музыка для души: Джон Дауленд, ренессансная лютня
- Все Картины Караваджо по алфавиту
- Начало творческого пути Караваджо
- Еще по теме Известные итальянцы и итальянские марки
Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. Эта картина существует в трёх вариантах. Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Как сообщает Д. Беллори, Караваджо считалэту картину своей лучшей работой.
В 13 лет своими работами он смог поразить художника Симоне Петеранцо, который взял подростка на обучение в свою мастерскую в 1584 году. Здесь игра света и тени нервна и взволнованна. Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
Судьба Караваджо была поистине непростой. Чаще всего это святой Франциск, святой Иероним и святой Иоанн Креститель. Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. 1597 г. ), написанная спустя четыре года после «Мальчика с корзиной фруктов». Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея и говорит ему: следуй за Мною.
Чтобы несколько замаскировать откровенную чувственность своих моделей, художник окружает их самыми разнообразными атрибутами – бокалами и графинами с вином и пиршественными венками («Вакх»), музыкальными инструментами («Лютнист», «Музыканты») – всё это позволяло трактовать картины как жанровые сцены, а не просто портреты привлекательных юношей, которых, по всей видимости, Караваджо находил среди своих уличных знакомых. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Мария здесь показана действительно умершим человеком, а не прекрасной женщиной, как бы уснувшей перед тем как переместиться на небо (именно такого изображения требовали существовавшие каноны).
На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. Это самая значительная из картин, написанных Караваджо на Мальте. С приходом Караваджо все изменилось.
- Картины по стилям и направлениям
- 5 фактов о Караваджо, которые должен знать каждый ценитель искусства
- Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко
Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. Он отучился в художественной школе в Милане. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья.
В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров:Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) иДирка ван Бабюрена (1595–1624). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Она наполовину свисает со стола, как бы готовая упасть к нам в руки, будто предлагая нам сесть за ужин. Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур. Пик их деятельности пришелся на промежуток с 1500 по 1564 (год смерти Микеланджело), а основным центром стал Рим, куда папа Юлий II приглашал лучших художников, скульпторов и архитекторов, создавших Риму славу новых Афин эпохи классики. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.
Его картины Караваджо, несомненно, видел. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Наверное, такая драматическая жизнь немало поспособствовала его ярко выраженной, экспрессивной живописи. Все детали, даже второстепенные, прорисовывались крайне тщательно, что создавало эффект реальности, «осязаемости».
В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Он заявил, что уверует, только если собственноручно удостоверится в наличии ран на теле воскресшего учителя. Неутешно рыдающая на переднем планекартины женщина — Мария Магдалина. Она несколько особняком стоит в ряду других работ художника.
Мы присутствуем при немой сцене узнавания. Полотна, подобные «Музыкантам», ок. Вся жизнь и все творчество Караваджо — это игра со смертью, а потом и борьба с ней. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
То есть, сами формы искусства барокко тяготеют к движению во времени. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». Этот прием позволяет сделать светлые места очень рельефными и конкретными. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур.
Во-вторых, это единственная его подписанная картина. Период творческой зрелости (конецXVI — первое десятилетиеXVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященныхсв.
Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана. Аннучча была признательна ему за заступничество. Позже, в других полотнах художник включает натюрморт в обширные композиции и сюжеты.
Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5. Среди подручных в мастерской выделялся старательностью и серьёзным отношением к делу один парень по имени Марио Миннити, с первого же взгляда поразивший Караваджо своей горделивой осанкой и редкой красотой. В отличие от чуть ли не мистического преклонения маньеристов и работавших в Риме фламандцев перед мелкими деталями Караваджо добивается органичного единства зрительного восприятия, хотя ни одна мелочь не ускользает от его внимания, а кажущиеся незначительными некоторые подробности на самом деле усиливают эффект присутствия, создавая тем самым прочувствованный образ достоверности воспроизведённого на полотне куска реального мира.
Им написаны также «Экстаз св. Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму.
С нездоровым выражением лица контрастирует ярко освещённый торс с развитой мускулатурой молодого тела, почти не тронутого болезнью, нагота которого прикрыта простынёй, схваченной на бёдрах коричневым кушаком с завязанным бантом. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее.
На стене мятущиеся тени создают настроение радостной взволнованности. Первое время он, как и многие провинциалы, приехавшие в столицу на заработки и учебу, не имел регулярного источника дохода, недолго проработал в мастерской Джузеппе Чезари — любимого художника папы Климента VIII (впрочем, ушел он не в последнюю очередь от нежелания быть у кого-то в подмастерьях), а кроме того, не понаслышке узнал жизнь улиц, харчевен и ночлежек. Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия.
Потом он направился на Мальту, продолжал там работать. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. В убийстве обвинили Караваджо. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность.
Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Ранние картины Караваджо имели очевидный эротический подтекст. Юноша держит корзину с фруктами.
Стиль Караваджо повлиял на развитие искусства фламандского и голландского барокко итальянской живописи. Микеланджело обвиняли в убийстве. На него сыплются многочисленные заказы, но внезапно все заканчивается. Это не бесплотное существо, сошедшее с небес, а реальный подросток с изысканно красивыми линиями полуобнажённого тела, контрастирующего с ярко-красными, коричневыми и оливково-зелёными тонами одежды путников. Он выступает посредником между Небом и Землёй. Иногда своими заказами с Караваджо делился художникАнтиведуто Граматика.
С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Картина несет на себе самые характерные черты «фирменного» стиля Караваджо. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя.
Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Натюрморт на столе ярко освещен. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться.
Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. Но увидев, как парень схватил Аннуччу за волосы и потащил к выходу, Караваджо не выдержал и вмешался, силой вытолкнув пьянчугу из таверны и опять же никто не придал этому никакого значения. Такое представление о времени утвердилось в эпоху барокко. Андре Фелибьен де Аво (1619-1695) французский историк искусства критиковал творчество Караваджо за идеальное копирование натуры и в то же отсутствия собственных идей. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения.
Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя. Асейчас плющ рвется вверхнад чашей винограда. А поклёвка на яблоке. Прореха на рукаве Клеопы показана не только в целях создания более приземленного образа. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Иисус — юный, безбородый — не преломляет, а благословляет хлеб.
1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Именно так испанец Хусепе Рибера рисовал апостолов, святых и героев античной мифологии.
Наконец, третья специфическая черта стиля Караваджо — это знаменитый «подвальный» свет. Поза у Вакха неудобная. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. У левого глаза припухлость от ушиба.
Но тут же: условный фон, резкая тень, неясное пространство, опора, среда. Святой Павел (до обращения его звали Савлом) был поначалу ярым гонителем христиан, но во время своего путешествия в Дамаск пережил встречу с самим Христом. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Корзинка с фруктами помещена на обращенную к нам пустую сторону стола.
Как полагают, сам Караваджо был бисексуалом (при этом больше склоняясь к гомосексуализму). Такое обращение было общепринятым среди рыцарей Мальтийского ордена (а Караваджо, как мы помним, посвятили в рыцари в 1608 году).
Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Натурализм Караваджо в сочетании с выразительным светом очень хорошо подходил для изображения мученичеств и экстаза (два излюбленных сюжета эпохи барокко).
Караваджо прекрасно понимал, что присущая юному другу одухотворённость никак не подходит для образа развесёлого гуляки и выпивохи Вакха. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца.
Рождалось представление о трагической необратимости исторического времени. Луч света, как внезапно вспыхнувшая надежда, еще только начинает разгораться. Прекрасное лицо Саломеи повернуто в сторону, ее глаза полны страдания: совет матери Иродиады выбрать именно такую награду вылился в слишком страшное действо. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта.
Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании. К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати.
У Караваджо существует целый ряд работ с образами отдельных святых. Во-первых, это глубоко реалистическая трактовка традиционных сюжетов и образов. Картина была по-разному датирована между 1601 и 1605 (ученый Караваджо Джон Т. Спайк одобряет более позднюю дату в своем исследовании 1996 года художника). Святое семейство утомилось на пути в Египет – Дева Мария и младенец уснули под музыку ангела, а Иосиф держит ноты.
С них призывно смотрели пухлые, женоподобные мальчики. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Один из них находится в Эрмитаже. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним.
Палач, опускающий голову Крестителя на блюдо в руках Саломки. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини.
За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. Эротический подтекст этого произведения очевиден. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. По собственным его словам, ничего лучшего он не написал больше никогда.
Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Оно пользовалось успехом среди римских эрудитов и была даже попытка переложить его на музыку. Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. Трактовать данное написание можно двояко: или как латинское «еа1» соответствует русскому «создано» это слово часто появляется в работах тогдашних художников) или же как «брат Микеланджело». Плоды свежи и округлы и лишены какого-либо изъяна.
Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Он написал натюрморт в чистейшем виде – «Картина с фруктами». В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы. Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря.
Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. И это самое ценное в картине. Необычен и строго фронтальный ракурс: корзина как будто находится ровно на уровне глаз зрителя. Без всякого зазрения он заглядывает через плечо в карты соперника, показывая на пальцах в рваных перчатках, чем надо крыть нетерпеливому компаньону с неприятным лицом грызуна.
Жест, выражающий удивление безымянного ученика, повторяет положение рук Христа на кресте. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Караваджо Микеланджело (Caravaggio).
Натюрморт с корзиной фруктов появляется еще раз почти в том же виде в творчестве Караваджо, в картине «Ужин в Эммаусе». На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Первоначальной резиденцией ордена был иерусалимский госпиталь святого Иоанна (отсюда и название), а сам Иоанн Креститель почитался как его небесный покровитель. Жестокая болезнь и тяжелая нужда в годы ученичества привели к разрыву с учителем. Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе.
Джордано Бруно, погибший на костре, Галилей, вынужденный под угрозой пытки отказаться от учения Коперника, Кампанелла, томящийся в тюрьме, открывали современникам, что Вселенная бесконечна, что природа находится в вечном движении, что людям не хватает «насмешливого разума», чтобы доискаться до «причин» и «начал» всего существующего в природе. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Ее обычно упоминают, как человека, близкого к Богоматери.
Первой такой работой была «Ваза с цветами». Создавая картину, художник использовал свой излюбленный прием, называемый по-итальянски «тенеброзо» — «погребной свет». В это же время, на рубеже XVI и XVII веков, живут Шекспир и Сервантес, родились Рембрандт и Веласкес.
Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Персонажи его картин, залитые светом и чёткими, глубокими тенями, поражают своей монументальностью, пластикой и ощутимостью. Эта корзина, вероятно, самый крупный и главный натюрморт Караваджо просто-напросто потому, что больше «чистых» натюрмортов он практически не рисовал. Картина написана в конце 16-го века. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Постепенно этот совет приобрел характер незыблемого правила.
Джордано Бруно много размышлял об изменчивости времени, которое «все создает и все разрушает». Его ранние работы Д. Беллори описывает как «гладкие, чистые, абсолютно лишенные теней».
Это изображает плетеную корзину, нагроможденную с различными фруктами и овощами, сидящими на каменном столе, пойманном в обычной сильной все же спелой шахте Караваджо света, падающего от верхнего левого, «как будто через отверстие в потолке». Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Нельзя не отметить и еще одного факта. Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом.
Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника.
Белая скатерть в «Ужине в Эммаусе» лишена красивых складок. В винограде твоём уныло бродитГорний свет, замешанный на страсти полунощной. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», художник прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др. Великий Леонардо да Винчи, в частности, в своем «Трактате о живописи» (1490—92) писал, что «тени, которые появляются при слишком ярком свете, нехороши» и предлагал избегать резкого освещения.
Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли.
Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Исследование в рентгеновских лучах картины «Мученичество апостола Матфея» подтверждает это, показывая следы многочисленных переделок и поправок. Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света.
Не гоже старикам смотреть на дев. Порок молодость пятнать не гоже. Но он не слышит. Исключение — «Корзина фруктов» (ок. Караваджо внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта, ранее относившимся к «низким» жанрам. Это мы бежим в страхе и отчаянии из Иерусалима. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером.
Первое очень часто уподобляется, сравнивается со вторым и в живописи (сцены в садах, на фруктовых рынках) и в литературе: кожа как персик, губы как земляника, щеки как яблоки Только вот объектом восхищения и таких цветистых сравнений всегда выступала женщина. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину.
Очень выразительно о мироощущении барокко сказал один современный художник: «Мы стоим неподвижно в пространстве храма, а стены вокруг мчатся». Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Самые ранние его портреты, дошедшие до нас, представляют собой небольшие по размеру картины, написанные на заказ.
Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». На столе мы видим жареную птицу, хлеб, вино, воду и фрукты. В 1606 году после жуткой ссоры и последующей за этим дуэли, он убил своего противника и был вынужден бежать в Неаполь. Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии.
Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. Подобно еще двум картинам Караваджо, полотно было отвергнуто священнослужителями по причине «недостойного изображения». Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Таким образом, этот мальтийский сюжет Караваджо нельзя считать случайным. Вода в графине приобретает зеленоватый оттенок от рядом стоящего кувшина, в то время как вино в стакане выглядит мутно-оранжевым.
То есть самобытный стиль Караваджо сформировался далеко не сразу. Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Примером может служить известное произведение Караваджо «Юноша с корзиной фруктов» (1653 – 1654 гг. ). Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц.
Итальянский художник. В результате его арестовали. Микеланджело Караваджо. Его, говоря о творческом становлении художника, обычно даже не принимают в расчет (тем более что сам Петерцано в основном занимался фресками, а Караваджо писал исключительно маслом). Творческий путь Караваджо был трагически коротким. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов.
Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства. Детали изображенные в реалистической манере, являются вместе с тем очевидными символами. Это мрак ночи, погребения и смерти. С его картинами сверялись, его картинам подражали.
Тут было над чем призадуматься. Братство иоаннитов (госпитальеров), ставшее этим орденом, возникло еще в XI веке, в те времена заботясь в Иерусалиме о захворавших пилигримах. Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом.
Решив все же посмотреть ее, Федериго Цуккаро в моем присутствии спросил: «Из-за чего подняли такой шум. » Осмотрев все внимательно, он добавил: «В образе апостола я вижу лишь мысли Джорджоне, не более». Убив своего соперника во время поединка, он вынужден был покинуть Рим. Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Родился 28 сентября 1573 года. Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом.
Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Сумев удачно продать работу, Караваджо не изменял своей привычке, считая, видимо, что, потрудившись с толком, он вполне заслужил право немного развлечься вместе с драчуном и выпивохой Лонги. «Мальчик с корзиной фруктов» (1593–1594): продавец фруктов, смуглый, черноволосый и черноглазый итальянский юнец, самобытная, свободная, непокорная натура интенсивная, хотя и не сложная внутренняя жизнь юного здорового существа, опьяненного радостью бытия. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. Она скорее смирилась с порочной жизнью из которой уже не в силах вырваться, о чём говорит её скупая слеза по щеке.
В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). И вот перед зрителем ранние произведения Караваджо, где радость жизни так и брызжет.
Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. Лишь справившись в 1599—1600 годах со своим первым большим заказом — картинами «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» для капеллы Контарелли, — художник поменял приоритеты. Это было не простой сменой главной темы, но и свидетельством перемен, происходивших с самим художником. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию.
Легко предположить, что фрукты, лежащие в этой корзине были еще утром куплены на ближайшем рынке, часть из них уже съедена (вот откуда порезанный гранат), а остальные будут съедены после завершения сеанса позирования. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Такую живопись называют часто еще многослойной.
Говорят, что неоднократно к нему приходил на помощь французский посол. Один их вид вызывает во рту оскомину. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии.
Так появилась на свет одна из ярких жанровых работ, вызвавшая большой интерес коллекционеров, а близкие друзья сочли, что это самая удачная картина Караваджо. Там он продолжал работать над крупными заказами его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. Каждый плод, каждый лист изображен так, как будто на картине больше ничего нет: все фрукты, лежащие в корзине, прекрасно видны: персики, три вида винограда, разломанный гранат инжир с лопнувшей кожурой, несколько яблок (одно чуть побитое). Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту.
У обеих корзин много общего: похожий набор фруктов, похожая компоновка (фрукты в окружении листьев). Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. Дописывая картину по памяти, Караваджо ещё долго ощущал терпкий аромат полевых трав и цветов исходивший от юной монахини, к которой он успел прикипеть душой.
Караваджо был простым каменщиком. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Караваджо выпало жить в эпоху, когда изменилось отношение к времени. Ни болезнь, ни нужда не смогли приглушить свойственной юности любви к жизни, красоте мира. Писал Караваджо и образы женщин-святых – например, «Кающуюся Магдалину», 1593-94. Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления.
Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Его отличало (по определению Д. Бальоне), прежде всего, пристрастие к фигурам элегантным и изысканным, но вымышленным. Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу. Поначалу он бедствовал, работал по найму.
Речь идет об «Ужине в Эммаусе», о ранней его версии, находящейся в Лондоне. И все сработано им с редким прилежанием. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. Святого Франциска традиционно изображали в образе молящегося аскета, однако на картине Караваджо «Экстаз святого Франциска»он показан в момент об решения ран Господних на своем теле. Пришлось завести кошку.
Эти образцы практически не сохранились. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Многие видевшие её люди задавались недоумённым вопросом: неужели эта простолюдинка и впрямь Мария Магдалина.
Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. А было ли ему свойственно такое чувство. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески). Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо.
Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Никому ранее не удавалось передать с такой убедительностью и достоверностью на холсте неуловимый миг движения. Картина не была принята единодушно. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты.
Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. Свет на полотне падает сверху слева, образуя подобие нимба, окружающего голову Христа. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть.
Ответить трудно. (Караваджо примерно в это же время предъявила иск владелица за то, что сократил отверстие в потолке комнат, которые он арендовал, по-видимому чтобы создать его освещение особенности). Очень скоро он порывает с маньеризмом и вступает на путь собственного творчества. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев.
Лицо юноши румяно и свежо и как бы венчает этот цветущий натюрморт, оживотворяя его. Д. Бальоне пишет, что картину с возмущением отклонили ибо Караваджо «изобразил тело Богородицы распухшим и с босыми ногами». Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Эхо влияния Караваджо прослеживается даже в работах Рембрандта и Веласкеса, но только в «Мальчике с корзиной фруктов» его неповторимый стиль воплотился во всей полноте, с мерой и гармонией, которую можно найти только в картинах эпохи Высокого Возрождения. Его истоки определить довольно сложно.
В картине поражает сочетание высокой патетики и грубоватой простонародности персонажей. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Всем известно это великое евангельское событие.
Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко. Муцио был одной из первых моделей Караваджо, запечатлевшихся в его памяти и для него не составило особого труда вспомнить и воспроизвести черты друга. Эта работа относится к последним годам жизни художника.
Перед ним лежат ноты мадригала, начинающегося словами: «Ты знаешь, что я люблю тебя». Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи.
Полное, чувственное лицо Вакха увенчано шапкой густых черных волос, украшенных листьями. Она позволяет открыть белую нижнюю рубашку, тем самым усилив художественный эффект. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ».
Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья.
Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Других натюрмортов Караваджо до нас не дошло, они присутствуют только как вспомогательный элемент на картинах «большого жанра», например на «Ужине в Эммаусе» (1601—1602, деталь). Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. Хозяин стоит, не понимая происходящего, но чувствуя значительность момента. Картина великолепна по композиции и обнаруживает в Караваджо замечательного портретиста и мастера натюрморта.
Научные открытия вторгались в привычные представления о Вселенной и порождали скепсис. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция».
Д. Беллори отмечает, что тело Богородицы выглядит «вздутым трупом обычной женщины», а Д. Манчини в своей книге приводит и вовсе невероятный факт – будто бы Караваджо писал фигуру Богородицы с трупа проститутки, утонувшей в Тибре (и этот факт подтверждают другие источники).
Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Очень часто в такой технике цветовой колорит достигается именно за счет лессировок. Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо.
С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Картина называлась «Смерть Марии». Так появился «Юный Вакх» (95x85). Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Вот таким образом Марио у него совсем не похож на себя в обличье женоподобного и пышнотелого Бахуса с густой копной волос, скорее смахивающей на парик, с небрежно нацепленным на голову нелепым венком из пёстрых виноградных листьев.
О судьбе портрета ничего не известно. Как и всякий здравомыслящий человек, он сознавал греховность некоторых своих поступков, однако не очень-то задумывался над ними, что свойственно многим молодым людям. Эта серия сделала юного (ему не было и тридцати лет) Караваджо первым живописцем Рима. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя.
Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии дэ Ораторибус». Его охватило волнение.
«Юноша с лютней», ок. Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. Сложный характер художника далеко не раз приводил к печальным последствиям.
Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. Но в этом единственном своем натюрморте Караваджо отказался от резкого, освещения и яркого колорита, «Корзина», благодаря своему мягкому коричневатому колориту, кажется скорее фреской, чем живописным полотном. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Это одна из них (вторая -«Распятие апостола Петра»). Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде.
Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани. Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо». Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования.
Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. В убийстве был обвинён Караваджо. 1595, написанный по заказу кардинала, больше похож не на мальчика, а на молодую обворожительную женщину. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Что может быть естественнее сочетания юной красоты и свежести модели и свежести фруктов. Его кисть без нанесения какого-либо контура выхватывает на плоскости холста определённый кусок и посредством светотеневых переходов моделирует фигуру.
Он еще трепетен и хрупок, но акцентирует самое главное — лик Христа, лица присутствующих. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио.
Её официальное название «Кающаяся Магдалина». На столе, покрытом белой скатертью, скромный ужин: хлеб, графин с вином, блюдо с птицей и знакомая нам корзинка с фруктами. Еще один возможный автопортрет — «Юноша, укушенный ящерицей» (1595). Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого«Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт. Был он знаком и с венецианской школой живописи, с полотнами современных ему художников, работавших в Бергамо и Брешии.
Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). На первом плане стояли не впечатления, полученные от знакомства с реальной жизнью, а художническое воображение и ориентация на образцы, принадлежащие другим видам искусства. Караваджо стал первым художником, решительно порвавшим с маньеризмом и обратившим свой взгляд на земных людей, созданных не из мечты, а из плоти и крови. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе.
Хлеб и вино здесь символизируют Причастие, - жареная птица и переспелые фрукты – смерть, - гранат — Воскресение (гранат обычно связывают с мифологической Персефоной, полгода проводившей в Царстве мертвых, но воскресавшей с наступлением весны). Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет). Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах. Фон светлее, чем на предыдущих полотнах, но сгущается к низу картины.
Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году. Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). А однажды Микеланджело привлекли к суду за то, что вместе со своими друзьями он написал и распространил по городу оскорбительные стихотворения в адрес другого художника Джованни Бальоне.
Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Это Саломея, получившая за свой волшебный танец страшную награду – голову Иоанна Крестителя.
Как раз в это время он как никогда раньше нуждался в подающем надежды помощнике, поскольку опаздывал с выполнением важного заказа для французской церкви Сан-Луиджи. Матфею (1599—1602, церковьСан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай.
Но в 1606 году художник в пылу ссоры во время игры в мяч совершил убийство и с тех пор был вынужден скрываться от полиции. О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Отец мальчика был зажиточным архитектором.
Караваджо стремится максимально приблизить событие к нам. Однажды, в 1606 году, он стал участником драки. Имя художника (точнее, его фрагмент) обозначено в лужице крови возле головы Иоанна Предтечи.
Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. На многих ранних картинах Караваджо можно увидеть привлекательных мальчиков играющих на музыкальных инструментах (музыка традиционно считается верной спутницей любви) или держащих в руках фрукты (символ сексуальной вседозволенности). 1595, демонстрируют гомосексуальные наклонности и Караваджо и его заказчиков. Однако визитной карточкой Караваджо этот прием стал лишь к концу 1590-х годов.
А покровители Караваджо были очень нужны, т. к. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. А вот юнцу Костантино позирование было в новинку и он терпеливо стоял перед мольбертом не шелохнувшись. Данный рейс не предусматривал заход в порт Ладисполи, где должен был сойти Караваджо, однако по определенным договоренностям поездка художника должна была состояться именно так.
Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания.
Во-первых, она превосходит остальные полотна Караваджо своими размерами. Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. Во времена Караваджо в живописи доминировал стиль именуемый маньеризмом. Оно было хорошо знакомо Караваджо, так как среди художников велось немало разговоров о нём как самом богатом человеке в Риме, сыне удачливого генуэзского банкира Джироламо Джустиньяни, чья финансовая империя своими щупальцами контролировала денежные потоки стран Средиземноморья, а его услугами постоянно пользовался мадридский королевский двор.
Как всегда, он поддавался манящему зову улицы, с головой окунаясь в мир азартных игр, сопровождаемых скандалами, заставив римскую полицию поближе к нему приглядеться. Но так продолжалось не всегда. Он себе рисует. Плющ, опаленный полднемзавтра станет трухою лёгкой, пылью. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу.
Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. И наконец, старуха-свидетельница, само воплощение смерти. Он мог так сидеть часами. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время.
На последние 10 лет из них приходится широкое признание художника. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Род существует до сих пор.
Натюрморт с Фруктами, возможно, легко был одним из них. Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Миланский учитель Караваджо, Симоне Петерцано, был вполне заурядным мастером.
Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. В мае 1606 года Караваджо ввязался в очередную драку, в ходе которой был убит один из участников. Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Сам Караваджо рассматривался им не иначе как объект извлечения выгоды, в чём ловкий торговец картинами преуспел. Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией. Фон картины однородный, нейтральный, молочно-бежевого теплого оттенка.
Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании. Этот натюрморт с фруктами создан в традиции trompe loeil (обманок), когда иллюзия реальности отточена до обмана. В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках.
Тогда его обвинили в убийстве. Одновременно он создавал и религиозные полотна, но поначалу они не играли первой роли. Первый слой после нанесения рисунка на холст – это светотональный разбор в подмалевке. Кажется, что мы можем дотронуться до стекла бокала, ощутить шероховатость розовых листьев, настолько они реальны. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом.