Караваджо Юноша Укушенный Ящерицей
История одного шедевра: «Мальчик, укушенный ящерицей» Караваджо
О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом.
Никому ранее не удавалось передать с такой убедительностью и достоверностью на холсте неуловимый миг движения. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Кое-кто из знакомых дАрпино изъявил желание приобрести работу безвестного мастера, поражавшую своей оригинальностью и свежестью взгляда на мир. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини.
"Мальчик укушенный ящерицей" Караваджо
Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». В 1590-х, перебравшись из Милана в почтенный Рим, молодой художник сделал такой стоп-кадр – это она прямо сейчас его кусает, мы – на месте «преступления». Поза у Вакха неудобная. Роберто Лонги, а также работы из собрания ГМИИ им. Чернокудрый круглолицый красавец, характерный типаж для работ Караваджо, скривил мину, растопырил пальцы (под ними – виновница его страданий) и с такой заразительной экспрессией дернул плечом, что невольно пытаешься «про себя» этот жест повторить, «примерить».
Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Однажды прибежавшая Анна с радостью объявила, что хранивший инкогнито покровитель её подруги Филлиды изъявил желание лично познакомиться с мастером.
Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Теперь ведь можно воссоединить и прекрасную караваджистскую серию «Апостолы» Хусепе Риберы и работы еще нескольких художников, что хранятся в двух странах. Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Логично, что и на выставке придумана привязка к Караваджо.
Картину Мальчик, укушенный ящерицей покажут в посольстве Италии
С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Так, её лучшая подруга Филлида Меландрони живёт в прекрасной квартире в самом центре на улице Кондотти.
В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67).
Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Аннучча была признательна ему за заступничество. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно».
Описание картины «Мальчик, укушенный ящерицей»
Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей.
Узнав о случившемся, тут же объявился обладавший редким чутьём синьор Валентино, предложивший на время перебраться к нему. Но главный здесь, конечно, «Мальчик, укушенный ящерицей» Караваджо.
Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Муцио был одной из первых моделей Караваджо, запечатлевшихся в его памяти и для него не составило особого труда вспомнить и воспроизвести черты друга.
Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Да разве можно было забыть ту комичную ситуацию, когда неуклюжий Муцио ненароком угодил с моста в реку и как они потом смеялись над его падением. Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Если о хорошем, то самая простая связка – копия XVII века с картины самого Караваджо «Мальчик, очищающий фрукт». Судьба Караваджо была поистине непростой. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья.
Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника.
Её официальное название «Кающаяся Магдалина». Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Это далось ему с трудом, только благодаря содействию приора, благословившего Лючию на благое дело во имя искусства и, как он шутливо заметил, ради скорейшего выздоровления больного.
После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Выставка, заявленная как копродукция, порой походит на, простите, коммуналку. А было ли ему свойственно такое чувство.
И арсенал приемов Караваджо – вместе с укушенным – налицо. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). Однажды прибежавшая Анна с радостью объявила, что хранивший инкогнито покровитель её подруги Филлиды изъявил желание лично познакомиться с мастером. О судьбе портрета ничего не известно. Если у мальчика за ухом роза (похоже, что да, но трудно точно понять), так она была, в частности, атрибутом Венеры, ароматным цветком с шипами.
А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. В том же плане написана картина «Юноша с лютней», на которойКараваджо изобразил молодого человека, полностью увлеченного музыкой.
Мальчик, укушенный ящерицей — Караваджо
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо.
Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». «Бичевание Христа» он написал в Неаполе, где его приютили друзья.
Итальянский художник. Но свой «стоп-кадр» он вместе с тем делает еще и застывшей во времени аллегорией, которую, впрочем, трактуют по-разному. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Например, такие работы, как«Мальчик, очищающий фрукт», нарисованная словно этюд к большой композиции или картина«Юноша с корзиной фруктов», на которой изображен обычныйуличный мальчишка в довольно изящной позе, чуть запрокинув голову назад, в то время как его рубашка изящно свисает с плеча, мальчишка уверенно прижимает к своему телу корзину с фруктами и томно смотрит на зрителя. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Уже в этом раннем произведении наглядно видно, как глубоко Караваджо усвоил уроки ломбардской реалистической школы, основанные на научно разработанном великим Леонардо да Винчи методе живописи с натуры, когда все детали тщательно продумываются при выстраивании композиции и точно просчитывается соотношение фигуры и фона. И это самое ценное в картине. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа.
Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. вы можете запросить все в системе с коробкой. «Последователи» итальянца здесь – не только соотечественники (Орацио Борджанни), но еще испанцы (Хусепе Рибера), французы (Валантен де Булонь) и голландцы (Дирк ван Бабюрен, все перечисленные – из числа признанных караваджистов, но много здесь и других живописцев). О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно.
В Москве показали картину Караваджо "Мальчик, укушенный ящерицей"
Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
«Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным.
Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Только вот, появившись в названии экспозиции, не все «последователи» вписываются в караваджистскую линию и то и дело норовят рассыпать выставочную конструкцию, как карточный домик. Ответить трудно.
В Москве показали картину Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей»
С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII.
Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Лучшее тому подтверждение – самое тесное сотрудничество с крупнейшими российскими музеями. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. И все бы ничего, только манкие «последователи» из заглавия смешались с толпой тех, кого в караваджизме трудно заподозрить.
Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Выше: что вы искали.
Мальчик, укушенный ящерицей (Караваджо)
По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Тут было над чем призадуматься. Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях.
И это самое ценное в картине. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Отговорив Караваджо возвращаться в мастерскую Чезари дАрпино, распускавшего о нём самые гнусные сплетни, Просперино предложил пока устроиться в доме друга его старшего брата, некоего монсиньора Фантино Петриньяни, в приходе Сан-Сильвестро ин Jlaypo в самом центре города. О судьбе портрета ничего не известно.
Микеланджело Меризи да Караваджо — художник, укушенный ящерицей
Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Его знаменитый метод – "верь своим глазам". Одной из самых известных картинКараваджоявляется картина«Мальчик, укушенный ящерицей». На картине изображен мальчик с неоднозначным выражением лица. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца.
Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Его статьи всегда вызывали общественный резонанс. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя.
Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Вряд ли Караваджо знал о существовании того стихотворения, опубликованного в Венеции в 1590 году.
«Мальчик, укушенный ящерицей» и другие (ВИДЕО)
А зачем тут рокайльно-галантные школьные сценки Гаспаре Траверси – оттого что он был «живописцем реальности», а термин этот ввел Лонги. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях.
На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. В итоге выставочное повествование скачет и путается. А ящерицу связывают с одним из Семи свободных искусств – Логикой. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться.
В посольстве Италии продемонстрировали шедевр Караваджо – «Мальчик, укушенный ящерицей»
Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Один их вид вызывает во рту оскомину. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу.
Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Но на теперешнем показе тут не занавес, а отправная точка.
Напишите отзыв о статье Мальчик, укушенный ящерицей
Вопросов много. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Так появилась на свет одна из ярких жанровых работ, вызвавшая большой интерес коллекционеров, а близкие друзья сочли, что это самая удачная картина Караваджо. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты.
Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Обстановка бедная, Мария написана как простолюдинка она сидит на земле перед пастухами, которые пришли поклониться Христу. Тем не менее, Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или «Больной Вакх» и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как «Шулера». Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться.
Отрывок, характеризующий Мальчик, укушенный ящерицей
Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней.
Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Юноша с невообразимой легкостью перебирает струны и полностью отдает себя звукам музыки.
Успех не заставил себя долго ждать. Родился 28 сентября 1573 года. Эти картины неизвестного художника не заинтересовали ценителей живописи и перекупщиков, так как не соответствовали господствующим тогда вкусам, когда эталонными считались картины маньеристов. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов.
Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Мальчик укушенный ящерицей»
Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка.
Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь.
А. С. Судьба Караваджо была поистине непростой. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками.
Мальчик, укушенный ящерицей Информацию О
- Этот феномен на самом деле несложно объяснить. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию.
Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку.
Только она нередко дает сбои. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. В непроницаемом взгляде юноши угадывается удивительное душевное спокойствие, которого сам Караваджо был лишён, а потому предпринимал тщетные попытки проникнуть в этот неведомый ему мир. Что касается упомянутого рисунка, то если бы Караваджо мальчиком увидел и запомнил его, во что верится с трудом, невыразительность фигуры укушенного раком плачущего ребёнка, написанного художницей на бумаге углём и мелом, никак не могла бы заинтересовать столь темпераментную личность, как Караваджо с его открытой неприязнью к статичности любого изображения. Первой такой работой была «Ваза с цветами». Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им.
Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне.
Тридцать картин из Фонда Роберто Лонги, двадцать – из Пушкинского музея. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца.
Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Выставку «Караваджо и последователи.
- Мальчик Укушенный Ящерицей Караваджо – Скачать 3 бесплатно
- Караваджо — Мальчик с корзиной фруктов
- Караваджо Юноша Укушенный Ящерицей
- Последователей Караваджо в ГМИИ показали как детей лейтенанта Шмидта
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Она скорее смирилась с порочной жизнью из которой уже не в силах вырваться, о чём говорит её скупая слеза по щеке. Он отучился в художественной школе в Милане. Выставка «Караваджо и последователи», на которой будут представлены картины из собрания Фонда Лонги и ГМИИ им. Картина не была принята единодушно. Однажды, когда ему всё же удалось уговорить девушку слегка обнажить плечо под распущенными волосами, в коридоре послышался шум, дверь распахнулась и на пороге показался молодой парень, чьё выражение лица не сулило ничего хорошего.
Двойное название с «последователями» мешает, если просто хотелось показать живопись из двух уважаемых коллекций. Зачастую, художник представляетглавными героями полотен античных богов, святых и мучеников. Персонажи написаны настолько естественно, что остается только восхищаться особым видением и уникальным талантом художника. Но увидев, как парень схватил Аннуччу за волосы и потащил к выходу, Караваджо не выдержал и вмешался, силой вытолкнув пьянчугу из таверны и опять же никто не придал этому никакого значения.
Это голландские, французские и испанские художники. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. «Культурные связи издавна служат опорой двусторонних отношений между Италией и Россией. Как бы то ни было, видно, так и не попробовавший ягоды юноша чудо как хорош.
Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Здесь и натурализм изображения, почти физически ощущаемый и на скривившейся физиономии жовиальной модели (Караваджо корили, когда он даже святых показывал аки крестьян, не считаясь с канонически принятым благородством ликов) и в том, что, заглядываясь сперва на нежную кожу пресловутой укушенной руки, скоро замечаешь грязные ногти уличного мальчишки.
На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам.
Тут и контрастный, направленный сверху и сбоку свет, что динамизирует сцену уже за счет того, что пол-лица ярко освещено, а другая половина – в тени и что то самое выгнутое плечо оказывается как под прожектором, а второе «тонет» в погребном мраке. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Фигуры в его картинах наполнены контрастом. Тем не менее, Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или «Больной Вакх» и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как «Шулера».
Он выступает посредником между Небом и Землёй. (К слову, второй такой хранится в Лондонской Национальной галерее. ) Из одной этой работы могла бы выйти отдельная выставка (ее и представили накануне в посольстве Италии – по традиции предпоказов одной картины), еще раз напомнившая бы о славном мастере, который жил ярко, вздорно и коротко. Но и здесь его ждали приключения и неудачи.
Укушенный и имеет право. Но как ни разглядывай светлую, спокойную «Мадонну с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» академиста Гвидо Рени или огромную алтарную композицию Джованни Бальоне «Явление ангела святому Иосифу», также выполненную почти в пастельной гамме, тоже со спокойными, плавными жестами и пухлыми ангелами на вате облаков, обратный путь от них к Караваджо – если уж за основу берется стиль – видится непреодолимой кривой. Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления.
Необычным был и метод работы мастера, сторонника реализма, оптических неожиданностей и контрастов с реальностью: Караваджо не делал подготовительных набросков, а писал картину сразу, что можно увидеть на примере «Мальчика, укушенного ящерицей». Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха».
Болезненная синева проступает и на губах полуоткрытого рта с запечатлённой на них то ли гримасой, то ли плутовской улыбкой, словно художник подтрунивает над устроенным им маскарадом. Иисус только что родился, его прижимает к себе Дева Мария. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Пришлось завести кошку.
Так появился «Юный Вакх» (95x85).
Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Обо всём этом девушка с горечью поведала художнику, который старался как можно больше узнать о своей подружке и натурщице, которой он явно симпатизировал и она отвечала ему тем же.
Удержу в своих развлечениях он не знал, а алкоголь и вовсе лишал его самообладания. Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное.
К примеру, погребной свет и грубоватые, активно жестикулирующие герои Валантена де Булоня из двух вариантов «Отречения святого Петра» или «Оплакивание Христа» одного из первых караваджистов Орацио Борджанни тоже с драматичным контрастным освещением развивают манеру новатора-итальянца. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. У левого глаза припухлость от ушиба. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. Его работы нравились тем, кто тяготел к новаторству – например, голландцам.
Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Жизнь завертелась — только поспевай.
Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию.
Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. Караваджо. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться.
В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее.
Ядро экспозиции – знаменитое полотно Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика.
Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь.
В творчестве Караваджо есть множество картинс библейскими сюжетами. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. А так – да, мальчик Караваджо все равно главный. Уже в этом раннем произведении наглядно видно, как глубоко Караваджо усвоил уроки ломбардской реалистической школы, основанные на научно разработанном великим Леонардо да Винчи методе живописи с натуры, когда все детали тщательно продумываются при выстраивании композиции и точно просчитывается соотношение фигуры и фона. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Он мог так сидеть часами. «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596) Холст, масло.
«Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей.
Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Одной из подобного рода картин является картина «Отдых на пути в Египет», котораяопределенносоздает атмосферу созидания, покоя и умиротворения.
Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен.
Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Но любил ли он её, трудно сказать. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк.
Жизнь завертелась — только поспевай. Он ценил эти тихие вечера. Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. зрителей. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе.
Да и как можно было не согласиться принять участие в таком эксперименте. Его охватило волнение. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. Но всякий раз модель оказывала сопротивление, оставляя в художнике некое чувство неудовлетворённости и ещё пуще распаляя в нём неукротимое желание полностью овладеть ею и подчинить своей воле. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками.
Стоит отметить, что у художника много работ с изображениями юношей. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. Уделом слабых были задворки жизни, где неудачники топили горе в вине и теряли надежду на спасение, всё ниже опускаясь на дно и пополняя ряды римских borboni — бродяг. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Когда художник писал «Бичевание Христа», он уже был обвинен в убийстве и скрывался от смертного приговора и всякий, кто поймал бы его имел право лишить его жизни.
Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Однако его глубоко задела чёрствость братьев Чезари, особенно Бернардино, который считался чуть ли не его другом. Тогда 11 картин строптивого новатора от живописи за три месяца посмотрели 235 тыс.
Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Прежде всего, конечно, Караваджо, но и других художников начала 17 века.
«Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. Появляется фон как важная часть картины. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай.
В экспозиции более 50 произведений. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Ранняя работа, относится к первым годам пребывания Караваджо в Риме. Но начинается показ и вовсе со старшего современника Караваджо – Бартоломео Пассеротти, поскольку он в своих «Торговках птицей» «предвосхитил натурализм Караваджо» Кураторы (главный научный сотрудник ГМИИ Виктория Маркова, Мина Грегори и Мария Кристина Бандера – соответственно президент и научный директор Фонда Лонги) тянут на выставке сразу много линий, которые, складывается впечатление, «разрывают» ее в разные стороны. Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio).
В фигуре, стоящей в центре, узнаваем популярный римский персонаж театра комедии масок, любимец галёрки, наглец и пройдоха Ругантино, который готов ради красного словца продать родного отца. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения.