Карл Брюллов Последний День Помпеи Описание Картины

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»).

Каждый образ на картине уникален.

После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Именно в этот момент застал художник своих героев. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные — юноши»96.

При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. На картине вам не удастся найти главного героя. 7. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Священник — «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»101. Рим смотрит с признательностью на него и мы полагаем, что сей результат его просвещения порадует и всех соотечественников». Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне — в Новгородском музее-заповеднике)102103. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »51.

Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова — будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. В этом Гоголь видел главную идею картины. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением — «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать».

Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Его там просто нет.

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи.

Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории.

Толпа беглецов. Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. В 1851 году картина поступила в Эрмитаж19, а в 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей)12.

В Государственном Русском музее хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Они на грани жизни и смерти и не могут уже что-то изменить. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья— и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле.

Описание картины 
последний день помпеи

Описание картины последний день помпеи

Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Трагически мрачен день катастрофы.

Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Эжена Делакруа56 и другие. Пустоты, которые образовались в лаве, сохранили контуры некоторых тел: вот с колесницы упала женщина, вот дочери и мать, вот молодые супруги. Доминирующий цвет на картине – красный.

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

В ранних вариантах композиции мать, поднявшая руку к небу и её дочери находились на заднем плане и были показаны со спины. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Брюллов вынужден был зарабатывать исполнением акварельных портретов. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18.

Тем не менее, наряду с эскизами, эти наброски дают дополнительную информацию о работе Брюллова над композицией полотна, а также над расположением отдельных групп109. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре.

Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «избражает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»106. Картина воспринималась современниками неразрывной от эпохи, в которой была создана. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии.

Много труда и подлинного вдохновения вложил он в свое творение. Вокруг рушатся здания.

По свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотоном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Магдалина Ракова отмечала, что изображение художника близко к датированному 1833 годом автопортрету Брюллова из Русского музея, причём не только за счёт внешнего сходства, но и с точки зрения характера интерпретации образа. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. Отзывы критиков ошеломляли.

«Я ответил, что спасусь только вместе с ней беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», – рассказывал Плиний. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»124.

Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова — «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства».

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Художник словно бы откликался на слова Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво» Заканчивая картину, художник особо заботился об ее исторической достоверности. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе60.

Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»43. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать.

«Последний день 
Помпеи»: классический 
шедевр русского

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне3439. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Почему. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю.

Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения.

Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени61 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года62). Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. В письме к Анатолию Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Христианский пастырь в красных одеждах, не выпускающий из рук кадила, бесстрашно и ужасающе спокойно смотрит на падающие статуи языческих богов, словно видит в этом Божью кару.

История одного шедевра: 
«Последний день 
Помпеи» Брюллова

История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова

Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»4950. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях65.

29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Картина принесла Брюллову мировую известность.

Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно5914. Оплакивающий ее младенец – это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830 г. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»447. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины.

Работа вымотала художника и вскоре он заболел. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники70. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. Картина была подарена Демидовым Николаю I, который ненадолго поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

1799 – Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло. 1809 – 1821 – Учился в Академии художеств. 1822 – На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию. 1823 – Создал «Итальянское утро». 1827 – Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную».

На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), в также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком.

Брюллов учился живописи в Италии. Люди бессильны перед стихией. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе».

Среди них — один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Автор в картине отказался от многого, что было ему дорого в ранних эскизах. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. И лишь немногим удалось спастись.

Описание картины 
Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»

Не случайным мне кажется и изображение самого художника. Например, разрушения Содома или египетские казни. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Это называется «КЛАССИЦИЗМ».

Нам открылась откопанная часть сего несчастного города. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом26. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем.

Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развите человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей — художник попытался изобразить народ. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»46. Люди остаются людьми, мужественными и милосердными, даже в таком ужасном положении.

Группа Плиния с матерью была одной из самых ранних, появившихся в рабочих альбомах художника. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Прибывшие туда картины и другие эспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»66. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью.

Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то абсолютно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом». Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника — в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»116117. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод — «Новая фаза в русской литатуре»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания.

Сочинение по картине 
Брюллова Последний 
день Помпеи (описание)

Сочинение по картине Брюллова Последний день Помпеи (описание)

Мы видим как все люди равны перед стихией, как все они обречены. 3175)111. Паникаи отчаяние перед величием природы отражена в глазах персонажей картины. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»3481.

В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено.

Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Популярность картины и её автора стремительно росла: писатель Николай Рожалин сообщал, что в Риме «важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии», «весь город стекался дивиться ей»9. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»2728. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Вспышки молний освещают лишь передний план.

Картина Брюллова 
«Последний день 
Помпеи»

Картина Брюллова «Последний день Помпеи»

Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»33 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины34.

Ему требовалась абсолютная свобода и полная самоотдача в творческой реализации. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина — чудо. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение.

Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)76.

Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. Люди пытаются унести с собой самое дорогое: языческий жрец – треножник, христианин – кадило, художник – кисти. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти.

Три года велась работа над огромным полотном. Критики дружно бранили Брюллова. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Такие акварели в основном воспевали Италию с её прекрасной природой и представляли итальянцев народом, генетически сохранившем античную красоту своих предков. Мать стремится укрыть детей.

Клоны любимой: занимательные 
факты о самой известной 
картине Брюллова

Клоны любимой: занимательные факты о самой известной картине Брюллова

Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»121. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Многие известные деятели культуры того времени восхищались картиной. Каждый большой художник нарушает существующие правила.

Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12.

Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи.

Композиция картины: 
сочетание романтизма 
и классицизма

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Упавших затаптывали идущие следом. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

Искусствовед Алексей Савинов писал, что «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»53. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Какой-то крупный купец увез Брюллова в Милан и долгое время там лечил.

У него совсем не такая толпа, как на улице. Они хотели жить, любить, творить, но смерть неизбежна. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой54 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»55. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому.

Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «по правую сторону упавшей женщины — жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»8891. Рядом мы видим христианского священника с крестом на шее, держащий в одной руке факел а в другой кадило, в испуге он обращает свой взор на рушащиеся статуи языческих богов.

В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова32. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Фото шедевра в статье детально показывает, как молодой отец воздевает в мольбе руку к небу. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью.

Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)25, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санкирико26. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Находит слова, воссоздающие реальный образ картины, ее краски, свет, пластическую красоту. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло.

Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. 13 Мать Плиния Младшего.

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. А где, как ни в Италии этим заниматься.

В июле 1827 года в путешествие из Рима в Неаполь отправился Карл Брюллов4. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»4041.

В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»45. 2. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года38: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи».

Вместе с тем, желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к дарованиям сего художника, его величество пожаловал Брюллова кавалером ордена св. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

Описание настроения 
картины Последний 
день Помпеи

Описание настроения картины Последний день Помпеи

В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Так, в 1834 году была опубликована статья Гоголя, посвященная картине.

1827. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми.

Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Под кистью художника возникает образ его любимой модели Юлии Самойловой, то в виде девушки, то в виде матери. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была только прерываема какой-нибудь ящерицей, был наполнен народом. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры.

Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»3481. Они заглушают его своею красотою». Гоголь назвал Брюллова «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства», картину же его считал «одним из ярких явлений XIX века» и связывал именно с ней «светлое воскресение русской живописи». Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас93. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Страстный вулканолог, он был буквально влюблен в Везувий и даже построил на склоне вулкана виллу, чтобы с комфортом любоваться извержениями.

Последний день Помпеи убеждает в том, что главная ценность в мире – это человек. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Так художник начал работать над «Последним днем Помпеи». Кроме того, прислушиваясь к голосу романтизма, он изобразил массовую народную сцену, нарушив классический принцип барельефности.

Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминается в письме Карла Брюллова к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»112. Молнии вспыхивают желтым, даже лимонным, холодным цветом, превращая горожан в живые мраморные статуи, а кроваво-красная лава потоком накрывает мирный рай. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели.

Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Рядом с лошадью расположилась толпа. По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме». Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского7172. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Хотя систематические раскопки Помпей начались в 1748 году, они продолжались и в начале XIX века24.

Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Россия торжествовала. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) – в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах.

Паникаи отчаяние перед величием природы отражена в глазах персонажей картины. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»57. Матери, прижимающие своих детей, которые не совсем понимают что происходит, хотят укрыть их от этой катастрофы. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»101. Второй рисунок описан как эскиз-вариант (бумага, тушь, кисть, перо, 17, 5 24, 4см инв. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»29.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель.

А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Описывая эту группу, в письме к своему брату Фёдору художник писал: «я ввожу случай, происшедший с самим Плинием: мать его, обременённая летами, не будучи в состоянии бежать, упрашивает сына своего спастись, сын же употребляет просьбу и силу всю, чтобы влечь её с собой. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.

Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. 1828 – 1833 – Работал над полотном «Последний день Помпеи». 1832 – Написал «Всадницу», «Вирсавию». 1832 – 1834 – Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1835 – Вернулся в Россию. 1836 – Стал профессором Академии художеств. 1839 – Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся. Солнце над мертвыми городами – Помпеями, Стабией, Геркуланумом и Октавианумом – показалось лишь 27 августа. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень63. Гоголь восторгается этим произведением.

Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»8891. Он посещает раскопки.

Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины — упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»8881. Не случайным мне кажется и изображение самого художника. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают.

По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»52. Он настолько переживал гибель народа Помпеи, что поместил себя в сюжет с самым драгоценным, что у него было принадлежностями для рисования.

История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Описание картины кратко можно охарактеризовать так, что в композиции мастер не стремился все заключить в классические треугольники. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе.

Казалось, что город скрылся с лица земли. Помпея была так хороша, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве.

Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Им некому помочь. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми23. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Это весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников» и они лишают Брюллова стипендии. Искусствовед Светлана Степанова отмечает, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства».

Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. 15734, также из собрания Остроухова). Летом 1834 года картина «Последний день Помпеи» была отправлена из Франции в Санкт-Петербург14, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения151617.

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. На верхней площадке — там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»105. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»10081. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы».

По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монуменальной эпопеи»13. Брюллов так вспоминал свои первые впечатления от посещения Помпеи: «. В 28 лет у него возник замысел величественного полотна, посвященного трагической гибели целого города во время извержения вулкана.

Интересные сочинения 
по картинам

Интересные сочинения по картинам

Извержение Везувия. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Обилие красок освещает ужас всего происходящего.

Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Только к осени 1833 года работа была завершена48. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Еще в 1828 году он подчеркивал, что скелеты «найдены были в таком положении», а изображенные им вещи «все взяты мною из музея» и что он следует «нынешним антиквариям» (то есть археологам).

  1. Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  2. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  3. 7 интересных фактов о «Последнем дне Помпеи» Карла Брюллова
  4. Центральная и левая часть холста
  5. На стыке классицизма иромантизма
  6. Брюллов-театральный постановщик
  7. О жизни и творчестве выдающихся художников

Мы видим как все люди равны перед стихией, как все они обречены. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»119. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год).

Древнеримская трагедия, 
ставшая триумфом 
Карла Брюллова

Весь город стекался дивиться ей»9.

Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Обилие красок освещает ужас всего происходящего. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Алесандрии»87. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»42. Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши.

Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе – Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев). Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона).

Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Утверждая, что живопись на протяжении конца XVIII и начала XIX века не произвела ничего «полного и колоссального», постигнув, однако, освещение, придающее силу и единство живописи, Гоголь называл картину Брюллова «полным, всемирным созданием». После этого художник начал изучать исторические документы. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом.

Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», находившаяся до этого времени в Академии художеств, поступила в Эрмитаж19, где она находилась в зале русской школы. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Отныне, впервые в жизни, он поистине свободен.

По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ64. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Они заглушают его своею красотою»116. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»93. Богатые римляне стали возводить здесь виллы и летние дворцы. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса.

Группа жениха с безжизненной невестой на руках относится к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию87. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ» могла быть другая графиня — Юлия Самойлова32. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Но кому именно они молятся. Дети, обнимающие мать, преклонили колени.

С одной стороны — рискующий своей жизнью сын, который не может оставить на гибель свою мать, а с другой — мать, которая умоляет сына спасти хотя бы его собственную жизнь4. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога.

Иванов писал Брюллову: «Любопыный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого художника — Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»26. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. На самой картине указанные мотивы представлены фигурой старца с крестом.

Были и исследования и ознакомление с работами археологов и с описаниями Плиния Младшего. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года — в частном собрании)114. Жених уносит бесчувственную невесту. Есть и отрицательные персонажи — языческий жрец, в страхе убегающий от стихии и вор, крадущий упавшие на землю драгоценности83. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья.

Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Ж-5081). Неподалёку от них стоит христианский священник.

В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство. 1840 – Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала. ». 1849 – 1850 – Уехал на лечение за границу. 1852 – Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо. Анны 3-й степени. Оба выжили. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых.

Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Сыновья, которые уносят своего отца. По поводу столь длительной и тщательной подготовки к написанию «Помпеи» художник Александр Иванов писал – «Долго зрела композиция в голове его, чертил он ее в альбомах своих и, наконец, решил ее в огромной величине.

Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ82. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13.