Картина Филонова Крестьянская Семья

Цель работы – на примере картины «Крестьянская семья (Святое семейство)» обозначить роль и значение творчества Филонова в российском искусстве ХХ века используя широкий контекст трактовок и фактов его биографии, теоретического материала, а также практических исследований его творчества. Крестьянская семья Филонова запоминается многокрасочностью, необыкновенным сиянием цвета в картине.

описание картины филонова семья крестьянина помогите

И если он, подобно кубистам, агрессивно вторгается в сокровенное материи, следя не за формой, а за тем, как она делается, то его отличает от них, прежде всего «русский генофонд» – воспаленная совесть и мучительные поиски гармоничного мира. Ф. Ковтун). В 1935 году Филонов написал портреты Сталина, Ворошилова, Тельмана для Клуба моряков. Неологизм «проросль» образован от слова «прорастать» и означает буквально «прорастание» или «расцвет». Геометризации (к чему стремился кубизм), не реализующей и малой доли тех свойств и процессов природы, которые могут быть пластически выражены, он противопоставляет принцип органического роста художественной формы. Идеи эти находятся между собой в сложных отношениях взаимного притяжения и отталкивания.

Вощев хочет «выдумать что-нибудь вроде счастья» и полагает, что «легче выдумать смысл жизни в голове» Прушевский «выдумал единственный общепролетарский дом вместо старого города» и Сафронов подтверждает, что тот «свою кровь портил, чтобы выдумать по всем условиям пролетарскую жилплощадь» а Пашкин жалеет, что пролетариат «обязан за всех все выдумать и сделать вручную вещество долгой жизни». Вера в мировой расцвет была связана с верой в бессмертие человеческой души. Нет денег, чтобы оплатить натурщиц, — пишет портреты сестер. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобно лучу месяца бешенством скорби». Кроме того, по выставкам и аукционам по сей день «гуляют» многочисленные фальшивки и подозрительные неизвестные работы. Мировое признание и место в пантеоне классиков-авангардистов XX века Филонов получил после выставки в музее центра Ж. Помпиду в Париже, которая продолжалась с конца 1989 по начало 1990 гг.

Видимо, предчувствуя уход на фронт, Филонов внутренне мобилизовался. Пышное царство растений, цветов, плодов окружает семью. И эта «музыка» начинается с каждого отдельного слова и особенно с тех необычных, типично платоновских словоупотреблений, которые и составляют душу его творчества. К тому же прямо на выставке Филонова предлагались отрывки из его теоретических работ —«Канон и закон», «Сделанные картины», которые дают возможность соотнести зрительское видение с авторским. «Все мертвые люди особенные».

Описание картины 
«Крестьянская семья»

Описание картины «Крестьянская семья»

Цветы — символ этого будущего — кристаллически множатся, устремляются ввысь, нежно пылают. Упорно и точно рисуй каждый атом. Сафронов объясняет Насте, что ей повезло: «какой-нибудь принцип женского рода угодил тебе, что ты родилась при советской власти» кафельный заводик закрыт ибо «советская власть сильна, а здешняя машина тщедушна, она и не угождает» а заморивший себя голодом «мужик в пустом гробу» сначала «закричал от горя смерти», а потом «замер, счастливый, что угодил власти».

Среди второстепенных «персонажей» сидящий на полу слева ассоциируется с Иовом, Иеремией или классическим Мыслителем. И не случайно результаты медвежьего усердия полностью совпали с классово-расслоечной ведомостью, загодя сочиненной активистом («кого в колхоз, а кого на плот»). Человек с лицом подвижника и «фигурой апостола». Художник верил, что то, что «рождается», не должно быть продано и что физические нужды необходимо подчинить требованиям искусства.

ФИЛОНОВСКИЕ картины буквально излучают физическое страдание. Способ изображения равнозначен предмету изображения.

Павел Филонов «Крестьянская 
семья»

Павел Филонов «Крестьянская семья»

С одной стороны, оно было объектом страстных споров, полемики, ожесточенных нападок со стороны АХРР, натуралистов, художников академического направления, предметом обвинения в формализме, штукарстве, отрыве от жизни, рабском следовании манере одного художника и т. п. С другой стороны, оно имело также и много поклонников, «адвокатов», защищавших новаторство ищущий дух, парадоксализм как цель, свойственный этому объединению. Он не мыслит пустого пространства, для него всякая частица бытия, будь то не только малая былинка, но и лучик света или «разорванный ветром воздух», – живой сгусток материи. Филонов всегда социален. Официально признана в 1927г. 7), а также евангельские цитаты в других его произведениях, хотя и менее явные.

Нам обещано не только то, что художник видит, но и то, что он знает. Дед-лесовик, женщина с чашей и воздающий хвалу — пред чудом цветущей жизни. Герои «Котлована» как бы примеривают на себя различные идеи, приглядываются к ним. Господа, а чего же ждать от маляра.

В Ленинграде в 1920-х годах существовало много художественных группировок. Филонов пытается удержаться, создавая группу «мастеров аналитического искусства» – МАИ. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. Эмоционализм остается внутренней окраской, тонусом этого преображенного интеллектом мира. По окончании выставки Филонов подарил государству две своих картины: «Мать» 1916 г. И «Победитель города» 1914-1915 г. В 1922 году Филонов предпринял попытку реорганизовать живописный и скульптурный факультеты в петроградской Академии художеств и прочёл курс лекций по теории аналитического искусства, логическим завершением которого стала «Декларация Мирового расцвета». В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне. (Изобретение новых форм в искусстве —дело обычное.

Свидетель незримого» состоялась в 2006 году в Санкт-Петербурге. Действует адекватно силе, «с какой действовал над собою мастер». Но несмотря на бедственное положение, он продолжал творческие поиски. Как я боялась, что он бросит работу или, продолжая работу, станет ругаться. В начале 20-х годов он был профессором Академии искусств и членом Института художественной культуры (ИНХУК), а в конце того же десятилетия его отовсюду выгнали, а учеников преследовали. Метафоризация пронизывает все повествование «Котлована» и движется oт метафоры-слова через метафору-образ и далее через метафору-символ к глобальной метафоре-идее. В семейный круг Павла Николаевича вошли и сыновья его жены, Петр и Анатолий Серебряковы и их беды.

Иногда, впрочем, кажется. Рано начал рисовать. Власть самодовлеющая и беспомощная, потерявшая свой смысл и свою цель. Францию. В «Пропевене» практически отсутствует пунктуация, ко многим словам добавлены авторские глагольные частицы в целом, язык поэмы необычен и малопонятен. И он, человек огромного творческого потенциала, сильной воли и развитого интуитивного познания, во всю мощь включился в «работу». Пушкина с 19 декабря но 11 февраля.

Она смотрит мимо сына, в грядущее. В «Крестьянской семье в частности. Ибо видящий время, понимающий силу тяжести его мертвого груза, воистину нуждается в утешении (добавим мы от себя). Холодом тихой кромешности отмечены иные картины Филонова.

Грубо говоря, активно занимается и анализом и синтезом в особо мелких/крупных масштабах. Мастер действует над собой, картина отражает эти действия. Это было уже в Петербурге, куда детей забрала старшая сестра, вышедшая замуж за инженера. В 1925 году Филонов вел занятия в Академии художеств и очень скоро вокруг него образовалось «ядро филоновской школы», а уже в 1927 году был официально утвержден коллектив Мастеров аналитического искусства.

Давайте все-таки вглядимся. Общепролетарский дом как раз и призван «организовать жизнь впрок для будущего неподвижного счастья», а Сафронов «счастье будущего представлял себе в виде синего лета, освещенного неподвижным солнцем». Он стал настоящим мастером авангарда. Этим достигаеТся «уникальная протяженность действия: возникновению фигуративного образа предшествует продолжительная беспредметная увертюра на уровне элементарных форм» (Е.

Художник Павел Филонов: 
картины, биография

Художник Павел Филонов: картины, биография

В «Законе и каноне» Филонов рассматривает два принципиально различных способа построения картины. Первые работы Филонова появились на выставке «Союза молодежи» в Петербурге в 1910 голу. Неподражаемый поэт, учитель мастеров аналитического искусства, возможно, самый талантливый и глубокий художник поколения, он был забыт современниками.

Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Свергались авторитеты, чуть не каждый день возникали новые направления и школы. О «Крестьянской семье» Александр Каменский писал: «В центре – три фигуры (отец, мать, дитя), в облике которых сплетены жанровые черты, далекие иконные отголоски, фольклорная сказочность. Брат выполнил пожелание сестры: сделал замечательный реалистический портрет. Семь из восьми рисунков-«беглецов» не так давно вернулись в Русский музей – дивным образом они оказались в Центре Жоржа Помпиду. Вокруг Филонова выросла стена непонимания.

Дар Е. Н. Глебовой». Ученик малярно-живописных мастерских. Около брата была его жена Екатерина Александровна и её невестка М. Н. Серебрякова.

Затем он был пересмотрен и издан в виде «Декларации» в 1923 году, когда Филонов Павел Николаевич был назначен преподавателем в Петроградскую Академию художеств. «Сделанность — это максимум напряжения изобретательной силы». «Художник написал пир мертвых. — замечал Хпебников о «Пире королей». — пир мщенья. «Организм» против «механизма» – так можно определить пафос филоновской позиции. И далее отмечает: «Он обучил живых понимать свой голос и «смастерил» для них поэзию, достойную создателей нового мира». Главным для «аналитического искусства» является органика, живая целостность картины.

Печатается это мелкими буковками, кроме специалистов, никто и не читает. В 1908–1910 вольнослушателем обучался в Императорской Академии художеств. Филонов декларирует: «Интересен не только циферблат, а механизм и ход часов». Последнюю критики относят к высочайшим образчикам поэзии русского кубофутуризма.

Критики встретили художника чрезвычайно тепло. Внося в работу «высшее, на что способен», пользуясь при этом «формой изобретаемою», автор выявляет в каждом атоме «преобразующие процессы» (П. Филонов близок к немецкому экспрессионизму, причем, к его первоначальному, можно сказать, классическому варианту группы «Мост», что для тех времен в среде проживающих в России художников было нехарактерно. К ним относятся принцип «органического» (от частного – к общему) и так называемый антикубизм. Наверное, он видел в них «ветхих» людей, подлежащих спасению-преображению в процессе творческого усилия, который считал сопричастным творящим силам самого Космоса.

Крестьянская семья 
 (Святое семейство)

Крестьянская семья (Святое семейство)

Это самая крупная персональная выставка художника с 1988 года. Велимир Хлебников, описывая художника (очевидно, Филонова), вкладывает ему в уста следующие слова: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Состоявшееся там вскоре знакомство с профессиональным революционером Н. Н. Глебовым, мужем младшей сестры Евдокии, переросло рамки семейных связей и во многом определило первоначальное возвышенно-доверительное отношение художника к новой власти и большевикам. «Я художник мирового расцвета — следовательно, пролетарий, — писал Филонов в 1920-е годы.

В автобиографии 1929 года он сказал о себе точнее всех: «Филонов Павел Николаевич, художник-исследователь». И пошли по партийным кругам — круги. Порой он работал, не переставая, в течение 18 часов. На пару с медведем-кузнецом ходит по «прочным, чистым» избам раскулачивать крестьян.

При всей неожиданности таких сравнений они сохраняют видимые очертания называемых предметов. Его ранние произведения — образцы «аналитического искусства», ярко противопоставленные строгому геометризму кубистских канонов. Здесь электричество и пролетариат, пророки и вожди, наука и природа сотканы в какие-то узоры, напоминающие персидские ковры или бабушкины одеяла из разноцветных клочков ткани. Объединившись вокруг Мастера, «филонисты», несмотря на общность мировоззрения и приемов, шли своим собственным неповторимым путем, подчиняясь только самым общим принципам и установкам филоновской теории, пользуясь живым творческим примером, советами и помощью своего руководителя. У этой картины есть и второе название – «Святое семейство», а это значит, что своих крестьян Филонов мыслил в рамках христианской мистерии. Под столом – собака и кошка, ожидающие лакомого кусочка. Объединение, о котором пойдет речь имело странную судьбу.

«Мировой расцвет» – название, данное художником собственной системе аналитического искусства, которое является результатом кубофутуристических экспериментов, предпринятых им в 1913-1915 годах. После этого он начинает успешную карьеру художника. Ах, вот в чем дело, понятно теперь, почему краски на его картинах и эскизах бесятся так, будто лошадь галопом промчалась по весенней улице, разбрызгивая грязь. Он занял уникальную в русском авангарде позицию. Вся артель смотрит, как волокут они «эти тесовые предметы по сухому морю житейскому».

Рекорды на аукционах, 
цена картин Филонова

Рекорды на аукционах, цена картин Филонова

К слову сказать, такая заполненность – непременное свойство всех картин Филонова. Рожденный в православной вере, Филонов в искусстве создал свою религию. «Странная музыка подчеркивает необычность картин», — заметил худрук Александринского театра Валерий Фокин. Постепенно вокруг художника воздвигается «берлинская стена» изоляции и отвержения.

Картина воздействует как хорал, как тысячеголосное пение «Оды к радости» Бетховена — Шиллера. откуда. ) Платонова больше всего занимает вопрос «куда» и меньше всего «где». Вторая крупная продажа датируется также 2006 годом. Наконец, в 1908 его приняли вольнослушателем в школу при Академии, но пару лет спустя он добровольно её покинул (по другим данным – был исключён). А между тем подобные высказывания универсального характера, так называемые «суждения всеобщности», претендуют на широкий oxват жизненных явлений, они призваны суммировать знания о действительности, вмещать человеческую мудрость.

Нарком Луначарский признал, что в будущем Филонов станет гордостью страны. Филонов). Некоторые идеи захватывали его настолько, что превращались в настоящую одержимость. Сложно, кто говорит, но ведь и жизнь не проста. А в штольнях жизни движутся крепкие фигуры рабочих — механическое, заученное. Подобный художественный метод заявлен в теоретических работах Павла Филонова, который призывал «выращивать целостный организм полотна из элементарных образований».

Экспертиза и продажа 
картин Филонова

Экспертиза и продажа картин Филонова

Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать. Остаются неразгаданными многие факты и обстоятельства жизни Мастера. Да, он мог, например, залив зеленью прекрасно выписанную фигуру натурщика, прорисовать краплаком вены по всему телу («содрал кожу», как кричал профессор, возмущенный упрямством Филонова). В 1918-м, вернувшись с фронта, он снова занялся исследованиями.

Младенец освещает всю картину, от него свет. Грандиозные просторы грядущих дней Филонов провидит трезво и причинно: «чтобы человечество вошло туда (в будущее. — В. Л. ) не таким кретином, каким оно является ныне». Две работы: «Мать», 1916 г. и «Победитель города». Филонов сочиняет «Декларацию мирового расцвета» и пишет цикл картин «Ввод в мировой расцвет». Художник, как спасатель. Присутствие гробов —символ хрупкости земного существования человека (решение общефилософского плана).

Но он отказался. Художник принципиально не выполняет работы на заказ, хотя живёт очень тяжело, даже голодает. Скорее, это утопия. что оно непонятно. Среди аналитических работ 1930-х, выполненных не по заказам, выделяется картина с портретами 11 учеников «Ударники аналитического искусства» (1933, ГРМ), работавшими с учителем до конца.

Описание картины 
Павла Филонова «Формула 
весны»

Описание картины Павла Филонова «Формула весны»

Чтобы заплатить за еду и кров, он расписывал стены в тех домах, где находил приют. Договор на создание картин составил его пасынок Петр Серебряков. Объединение приняло наименование «Коллектив Мастеров Аналитического искусства (школа Филонова)». «Он — совершенно космический», — восхищался альтист Юрий Башмет. Эта игра приходит в текст через высказывания персонажей (детей и взрослых) и затем незаметно сливается с авторской речью. Его призыв: «Художник имей идеологию в мировом масштабе, научное восприятие и его запросы» — подтверждает: он мыслил планетарно и думая о лучезарном будущем. Угластые коровы с осмысленным выражением глаз проявляют самостоятельность. Манифест стал первой и единственной печатной декларацией аналитического искусства.

Пусть учится и становится профессиональной певицей. Один из наиболее ядовитых критиков написал следующие строчки: «Общественно-политический гротеск с уклоном в патологическую анатомию — вот наиболее точное определение того, что выставила в Доме печати школа Филонова». В 1932-1933 гг. — Я называю свой метод натуралистическим. » Абстрактное начертание «атомистической структуры» изображенного несомненно. Продолжая работать, он очень внимательно слушал меня».

Описание картины 
Павла Филонова «Крестьянская 
семья»

Описание картины Павла Филонова «Крестьянская семья»

И наоборот. К числу первых, преданных филоновским идеям учеников, составивших «ядро» Коллектива, принадлежали художники Б. И. Гурвич, Т. Н. Глебова, М. П. Цыбасов, С. А. Закликовская, А. И. Порет, скульптор И. И. Суворов, позже присоединились художники Е. А. Кибрик, Д. П. Крапивный, А. Е. Мордвинова. А продавать Филонов готов был только своему, как он считал, родному коммунистическому государству – он себя называл коммунистом. Филонов примитивизирует фигуры, уплощает их, лишает деталей. Он жил впроголодь, это ему не мешало.

В конце второго года учебы его исключили за то, что «он своими работами развращал учеников». Дмитриева-Кавказского. После революции Филонову новой властью была доверена ответственная должность.

Кроме того, он относился к картинам как к детям – «а детей не продают». заявляя, что тот зашел в тупик «от своих механических и геометрических оснований». Люди приходят в пивную «парами, как женихи и невесты» Вошев рассмотрел всю девочку, «как в детстве он глядел на ангела на церковной стене» «люди валились, как порожние штаны» кухня, производя ужин, «шумела, как котельная». Через некоторое время Филонов возвращается в Петербург, чтобы стать, как он любил говорить, «чернорабочим от искусства». Поэт Хлебников остро воспринял сюжет, назвав его «пиром мертвых королей». Филонов считал, что нужно писать не только «вещи», но и свое отношение к ним, свое понимание и тогда «интуиция мастера изобретет для них абсолютно новые формы».

Описание картины 
Павла Филонова «Пасха»

Описание картины Павла Филонова «Пасха»

Он не получал официальной поддержки, отказывался от заказов. Познание мира — долг. Все, что он создал, должно было жить только в СССР. При этом Филонов бедствовал жутко. В этих аспектах его искусство можно было соотнести с экспрессионизмом (З. Он воспевает крестьянскую семью. Лишь вбирая интеллект, картина его же и излучает. Например, неподходящий в микроконтексте глагол «выдумать» оправдан макроконтекстом всей повести.

Все живет, все дышит, все соотнесено с некими высшими силами сущего. 13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». «Государственный Русский музей с 1978 года. Горные ландшафты художнику кажутся словами языка, на котором с человеком разговаривает высшая сила.

Именно ему, по мнению художника, должно было принадлежать будущее. К 1922г. Предчувствия Филонова и близких к нему поэтов-футуристов (В.

Стремление к свету предполагает резкое высветление мешающего. Фамилия «Филонов» была закреплена за ними уже после 1880 года. По разным поводам он как бы мельком замечает: «Мертвые тоже люди». Это вовсе не предполагает слепого подражания этим формам – подражать следует её методам. Цветы, как соединяющая поэзия жизни.

Людей он рассматривал какбиодинамические и органические конструкции. Попытка художника зрительно воссоздать параллельный природе мир, то есть уйти от реальности в изобретаемое, отвлеченное, несмотря на революционно-пролетарскую фразеологию Филонова, становится опасной утопией. 6). Если, глядя на «Крестьянскую семью» («Святое семейство») или на «Коровниц» и некоторые другие ранние картины, мы вместе с художником испытываем чувство радости от созерцания и идолоподобного петуха и умиленных взоров отца и матери младенца и проникновенных, почти человеческих взглядов лошадей и коров, если в «Востоке и Западе» и в «Западе и Востоке» образы героев рождают в нас восторженное чувство своей иконной архетипичностью, то созерцание поздних картин не вызывает радостных реакций, хотя они и доставляют эстетическое удовлетворение своей завораживающей сделанностью и самоценной органичностью.

Описание картины 
Павла Филонова «Первая 
симфония Шостаковича»

Описание картины Павла Филонова «Первая симфония Шостаковича»

Отказался от участия в выставках в Париже, Дрездене, Венеции, США. Величайшая сложность дыхания его искусства передает величайшую боль и страсть. Человечество — кретин «Кому нечего терять»: каменные надолбы города сминают одеревеневших людей-роботов. Сам факт заготовки «этих тесовых предметов» впрок, по росту, с учетом каждого крестьянина, включая детей, предрекает неизбежное вымирание крестьянства и эта, с позволения сказать, перспектива осознана мужиками (и, конечно, Платоновым) во всей определенности. В своей статье Филонов различает два пути создания картины: «Выявляя конструкцию формы или картины, я могу поступать сообразно моему представлению об этой конструкции формы, то есть предвзято или отметив и выявив ее закон ограниченного ее развития».

Зимой того же года, по словам самого художника, он написал «первую картину» – «Головы». Постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. относится попытка Филонова реорганизовать живописный и скульптурный факультеты Академии художеств в Петрограде— безуспешная идеи Филонова не находят официальной поддержки. Он сумел убедить профессоров Академии в искренности своих творческих поисков и их заключение о том, что Филонов «своими работами развращает учеников» было отменено, его восстановили. Но действительная причина — «непочтительное отношение» к великой княгине Марии Павловне, президенту Академии. Получив из рук директора Русского музея Владимира Гусева «книжку с картинками» — уникальный по качеству каталог работ художника, она быстро уехала. «Пир королей» считается программной и в некотором смысле пророческой работой. Из всех пространственных отношений (где.

  1. ГАРМОНИЯ НЕСОЧИТАЕМОГО В КАРТИНЕ «КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ (СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО)» КАК ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ФИЛОНОВА
  2. Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова
  3. Семь малоизвестных работ Павла Филонова
  4. О художнике Филонове (Школьные сочинения)
  5. Павел Филонов: биография художника
  6. Презентация на тему: Филонов Павел Николаевич

куда. В начале 1924 года Анатолий был арестован и сослан на Соловки на 10 лет.

Б. М. Эйхенбаум писал: «Художественное произведение есть всегда нечто сделанное, оформленное, придуманное — не только искусное, но и искусственное в хорошем смысле слова»). Он считал, что картины нужно «делать» и больше всего ценил хорошо сделанные вещи, чем не сделанные. В. Матюшин). Правда, так и не открылась, провисев год. Но уже в «Коровницах», где также рассказ о жизни на природе, с природой и в природе — резко усиливается мотив недоумевающей притчи.

  1. Коллекция Государственного Русского музея
  2. Картины художника-авангардиста Филонова
  3. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  4. О жизни и творчестве выдающихся художников
  5. Школа «Мастеров Аналитического Искусства» (МАИ)
  6. Все Картины Павел Филонов по алфавиту

И чтобы «работать над веществом существования», постигнуть его во всей многосложности, необходимы все способности человека все органы чувств должны быть задействованы для овладения этой трудноуловимой субстанцией. Актриса Е. Н. Гуэ. В лучших своих творениях Филонов этого мира достигает. Отсутствие явных параллелей в стилевой манере Андрея Платонова и Павла Филонова и других современных им художников и писателей (эти связи еще только предстоит устанавливать) обеспечивает безошибочную узнаваемое)ь этих авторов по любому фрагменту.

Филонов завещал все свои работы «подарить Советскому государству, сделать их выставку в городах Союза и в европейских центрах и сделать из них отдельный музей аналитического искусства». Его справедливо называли «самым потаенным и загадочным художником русского авангарда». Православное понятие Троицы полностью переосмыслено в этой картине – во главе стола трое обычных мужчин, чокающихся за здоровье, а вот ангелов всего два.

И ответил: да ни в жизнь, зачем. На этот раз на Sothebys состоялся уход холста «Нищие и беспризорники (Бедные люди)». И грациозный конь, готовый служить верному делу.

  • Аналитическое искусство Павла Филонова
  • Картины Павла Филонова – Художественная галерея
  • Картины Филонова, биография художника

Второе название картины — «Святое семейство». Фон картины – просто гобелен по своей прописанности и красоте, это – райские кущи. Многое в филоновском творчестве остается не выясненным и в более широком плане. В 1911 году художник отправляется в паломничество. Наконец я не выдержала и сказала, что буду ему помогать, но минут через пять он взял лопату от меня и сказал: «Вам не под силу».

И после всего этого глагол «обдумать» звучит как едкая ирония, когда в беспокойстве, что «масштаб дома узок» и получив руководящее указание разрыть «маточный котлован вчетверо больше», Пашкин, «пока шел по вестибюлю, обдумал увеличить котлован не вчетверо, а в шесть раз, дабы угодить наверняка». Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Выставка работ Павла Филонова «Очевидец незримого» пройдет в ГМИИ им. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914г. ), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923г. Не удивительно, что Филонов предпочитал называть себя «мастером», но не «художником». И как это пригодилось ему потом. По возвращении из Франции в 1912 году, Филонов был особенно продуктивен и создал многие произведения, ставшие программными для того периода и среди них картину и две акварели «Пир королей» (ил.

Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. «Сделанные картины»В 1914 году Павел Филонов объединился с художниками Д. Н. Что там, казалось бы, можно рассмотреть под лопатой, роющей почву вглубь.

ГАРМОНИЯ НЕСОЧИТАЕМОГО 
В КАРТИНЕ «КРЕСТЬЯНСКАЯ 
СЕМЬЯ (СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО)»

12). «Идеология аналитического искусства» была издана в 1930 году. В картину введены многочисленные символы-знаки — рыба на блюде (один из символов Христа), чаша страдания и т. д. Как это не раз случалось в биографии больших мастеров именно в трагический год «великого перелома» Филоновым было создано самое философское и жизнеутверждающее произведение. Родился в Москве 27 декабря 1882 года.

Ход повести повторяет трудности человека на пути познания и самопознания. Филонов пытается удержаться, создавая группу«мастеров аналитического искусства» (МАИ). Отвращение или спокойствие талантливого человека.

Повествовательная ткань «Котлована» представляет собой своеобразное векторное поле, где к каждой точке приложены «направление и тенденция» развития. Eго наставления ученикам были лишены академического педантизма. В 1925-м вокруг него собираются «мастера аналитического искусства» — будущая «Школа Филонова». В нем Филонов настаивает, что кроме формы и цвета есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. И даже волк, оскалил зубы, смотрит не отрываясь. Он разбирает мир буквально до кварков, а потом собирает из них его снова.

Но понятие гроба тесно увязано с коллективизацией (социальный аспект). Оказывается, самым опасным в страшном ряду: Сталин. Лица обозначены благодарственным настроением. Его очень хвалили за «правильный рисунок», но независимость Филонова, резкая нетерпимость к «поучениям» раздражали педагогов.

До конца жизни художника его деятельность в искусстве считалась враждебной советскому строю филоновщиной. Его искусство— контрреволюционно». Платонов также полагает, что «своеобразная, непохожая на прежнюю поэзию форма» стихов Маяковского больше соответствовала современности, ее «пульсирующему кровообращению и сложному движению сознания». Непропорциональные, неуклюжие с точки зрения классической манеры, «Трое за столом» проникнуты тем же светом гармонии излучая созидающую энергию и сверхчувственную силу. В это время (20-30-е годы XX в. ) он создаёт многие свои шедевры: «Формула империализма», «Нарвские ворота», «Животные».

И вот что такое — неизмена себе. В ней художник выступал против Пикассо и кубофутуризма. Самая светлая композиция этого периода – «Головы. Ежов— является именно он— Ивасенко.

Вместе с тем добр, предан, мелких раздоров не любил. Каждая ячейка, каждый атом художественной ткани (будь то текст или картина) осознается не только как часть отдельного произведения, но как часть всего творчества в целом. В 1927 году филоновцы получили от Ленинградского Дома печати серьёзный заказ. Мертвецы величаво и важно едят овощи, озаренные подобно лучу месяца бешенством скорби». В «Святом семействе» он «окрестьянивает» икону, он объединяет вечное и временное, он приближает иконный канон к таким как я, не знающих его, но чувствующих красоту иконы. Учеба в Академии резко изменила его отношение к искусству.

Мировый расцвет», на обложке репродукция — филоновский «Пир королей»). До одиннадцати лет он был танцором в московских театрах. Но ведь овраг этот образовался не сам собой и не внезапно, а «неотлучное солнце безрасчетно расточало свое тепло на каждую мелочь здешней, низкой жизни и оно же, посредством теплых ливней, вырыло в старину овраг». Метафоричные образы художника отображают эфирные формы мысли и сознания. За этим последовало три неудачных попытки поступить в Петербургскую Академию художеств.

Добавить что-то к сумме, о которой мы договорились, я не могла, с собой у меня было только то, что я должна была отдать ему за работу и я сказала ему: «Если бы вы знали, для какого человека вы трудитесь. » И на его вопрос: «А кто он такой. » – рассказала ему о жизни брата, как он трудился для других, учил людей, ничего не получая за свой очень большой труд. Но в тот период Филонов прочел ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Следует отметить, что все основные работы Филонова находятся в ГРМ, согласно завещанию самого художника и благодаря сохранившей эти работы сестре Филонова, Глебовой Евдокии Николаевне (1888-1980). 11), а также «Мать» (1916 ил. По инициативе музея было возбуждено расследование, к делу привлекли ФСБ России.

Кроме этого, подробно анализируется картина Филонова «Крестьянская семья (Святое семейство)». Такая сенсорная общность постижения жизни позволяет разглядеть «туманную старость природы», учуять «вянущий запах сна», ощутить «точную нежность монументов», увидеть «полевой свет тишины» испытать «морщинистую мысль жалости», прикоснуться к «сырости неслышного ветра и высоты». И писателю и художнику не до красивостей, когда их окружает столь несовершенный мир.

Сестра художника Е. Н. Глебова (Филонова) так вспоминала об этом: «он лежал в куртке, тёплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак. И так же, как в поисках истины герои хотят воспользоваться конечным результатом, минуя процесс, так они и пользуются оврагом как «более чем пополам готовым котлованом». Он говорил: «Упорно и точно думай над каждым атомом делаемой веши. Рабочие у станка получали больше, но Филонов не был рабочим.

Он был аскетом, мало и бедно питался, отказывался от заграничных выставок. При таком подходе, замысел изображений П. Филонова всегда было трудно объяснить и понять. Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно. Как и в филоновских картинах, «форма сжата и развернута с невероятной силой, смело» (М. В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам – принципиально бесплатно.

И вдруг Настя заподозрила в них кулаков и велит Сафронову убить их. Изображения имеют многократные точки зрения (как в кубизме), но основываются и на принципе симультанности, характерном для футуризма. Так как «чрезвычайно горд и нетерпелив Всякую половинчатость он презирал». Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств в 1908 г. был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств из которой он «добровольно вышел» в 1910 г. Художник совершает поездки по Италии, Франции и в 1913 г пишет декорации для постановки трагедии В. Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка. Он сочетает несовместное, выявляя «закон»: образ матери включает в себя беспредметные фрагменты и иконный лик святителя на заднем фоне – мы также погружаемся в чистую глубину образа.

А Платонов описывает барак рабочих котлована: «Сельские часы висели на деревянной стене и терпеливо шли силой тяжести мертвого груза розовый цветок был изображен на облике механизма, чтобы утешать всякого, кто видит время». Философия художника была изложена в труде «Цветы мирового расцвета» 1915 года. Показанные на ней рисунки были предоставлены самим Русским музеем – и они оказались поддельными. Окончил в Москве начальную школу. Оно аллегорично иносказательно и развивает «вечные темы».

Продав одну из своих самых удачных картин «Головы», в 1913 году Филонов отправился в путешествие по Италии и Франции, по которым скитался изучая европейское и античное искусство. Вот что писали о ней: «Араратом на выставке выглядит Филонов. Например, в фигуре со скрещенными на груди руками («Трое за столом», 1914-1915 ил. Свой метод художник называл «аналитическим». Вернувшегося в 1927 году Петра Филонов запечатлел на двойном портрете с Е. А. Серебряковой. Сознательно не хотел.

Но они по разным причинам перестали ими быть максимум ко второй половине 20-х годов. Частные уроки рисования Павел Филонов брал у Льва Евграфовича Дмитриева-Кавказского, гравера на меди, офортиста и рисовальщика, посещая его «Мастерскую для учащихся». Густота, дробность, смещение реальных соотношений мира Возможно, следует отнести к этому ряду и «Масленицу», где, усыпанная цветами, веселая кутерьма людей, лошадей создаст ощущение праздника, происходящего по ту сторону сознания. И такие картины, как, например, «Волчонок», «Козел», «Голова, сапог и рыба», с сугубо приземленными названиями, сближаются в философском содержании и выразительной содержательности с картинами «Победа над вечностью», «Формула вселенной», «Человек в мире». Позже своим ученикам он говорил: «Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Утопия, конечно, но ею был пропитан весь авангард.

От тщательно проработанного, «до последней степени развитого» частного к «настоящему общему, какого и не ожидал». Его зэки, молящиеся на Ленина с лицом раннехристианского мученика («ГОЭЛРО») или звери с человеческими лицами, блуждающие среди безликих каменных строений (серия «Животные»), были чужды советской идеологии. Затем, за недоносительство на брата, арестовали Петра и выслали на поселение. «Совпали по времени и цели» его идеалистические устремления художника и революционные преобразования нового государства. Но когда сам Сафронов и Козлов погибают в деревне, никого не волнуют их реальные убийцы для этой роли сгодился первый попавшийся, которого Чиклин «закончил», а другой «смертельный вредитель» сам пришел, «лег на стол между покойниками и лично умер».

3), «Богородица с младенцем» и «Мать» (ил. На холсте изображена небогатая семья в момент праздничного пасхального ужина. Полотна Филонова, предъявляющие не внешний вид, а самую сущность вещей, вызывают в памяти картинку из повести «Котлован»: «Ласточки низко мчались над склоненными роющими людьми, они смолкали крыльями от усталости и под их пухом и перьями был пот нужды —они летали с самой зари, не переставая мучить себя для сытости птенцов и подруг».

Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени». За этим основным выводом следовали остальные: художник должен подражать не формам природы, а методам с помощью которых последняя «действует», передавать ее внутреннюю жизнь «формою изобретаемою», то есть беспредметно, противопоставлять глазу просто видящему «глаз знающий» истинный. Виктор Шкловский отметил «громадный размах, пафос великого мастера». Пребывание в 1910-1914 годы в среде новаторски настроенной петербургской творческой молодежи определило интеллектуальные предпочтения и стиль работ Филонова, его обращение к так называемой «заумной» поэзии.

Одичалость и оскудение людей проявляются грубо, физически, материализованно. Кстати, глагол «угодить» — тоже важное, ключевое слово. Через несколько лет были обнаружены подлинники они были переданы в ГРМ. 7 июня того же года в Мраморном дворце Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония по случаю возвращения в ГРМ филоновского рисунка «Головы».

Но есть в «Котловане» абсолютно аморфные, бестелесные уподобления: «Точно грусть, стояла мертвая высота над землей» «Но чувство грусти, как усталость, прошло по лицу Прушевского» и т. д. Читатель вправе задать вопрос: а что же здесь сравнивается с чем. «Пир королей» остался в этом смысле предпосылкой и все же современники считали это полотно главным творением мастера. Вымученно-бледный серенький колорит У «Дворников», восседающих у самовара, — лица осведомителей. Мотив святости и в другой картине — «Трос за столом». Поднимается знамя аналитического искусства как наиболее революционного. Тюрьмами смотрятся хаты, уродливые животные бродят по улицам. Предмет утрачен.

Виктор Шкловский приветствует художника, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». То, что происходит на страницах «Котлована», становится соотносимым с «лунной чистотой далекого масштаба», «вопрошающим небом» и «бескорыстной, но мучительной силой звезд». Сын прачки и кучера, Филонов с детства научился переносить лишения. Позднее, когда ушел от сестры, работал и для заработка — маляром. Первая симфония Шостаковича» (1935). Филонов со своими учениками участвует в различных видах художественной деятельности: участвуют в постановке «Ревизора»Гоголя иллюстрируют финский эпос«Калевала».

Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 года — учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева – Кавказского (1849—1916). Иерусалим — за кусок хлеба раскрашивал вывески и заборы.

Филонов не равен своим теоретическим выкладкам. В «Волах» художник откровенно объясняет: сцены из жизни дикарей. Так и поступал.

Филонов задумал вселенский дизайн, где торжествует единство физиологии и инженерии, живого и мертвого, электричества и религии. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. Они выполнили 22 картины и одну раскрашенную скульптуру и оформили постановку «Ревизора» Гоголя (режиссёром был Игорь Терентьев). В стремительном полете ласточек Платонов мог разглядеть «пот нужды» под пухом и перьями, услышать смолкнувшие от усталости крылья, угадать тяжелую птичью долю.

4). Кто в разоренной стране мог покупать картины. Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве, в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного» и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. Показывали картины неохотно. Вскоре он формирует теоретическую основу своего творчества. Полемизируя с авангардистами, он неустанно восхвалял реалистов Репина, Айвазовского, Верещагина, Сурикова, Савицкого, называя их картины подлинно «сделанными».

В 1897 году он переехал в Петербург, где стал брать уроки живописи. Их стоимость оценивается в полмиллиона долларов США. До конца своих дней он глубоко сожалел о том, как в 1919 году по рекомендации Луначарского продал несколько полотен отделу ИЗО. Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета»— наиболее важный документ аналитического искусства.

Своих работ он из принципиальных соображений не продавал. Игра (виртуозная, мастерская) в наивное сознание, детский подход к серьезным и нешуточным вещам. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле и т. п. В 1918 г он вернулся в Петроград и принял участие в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений — грандиозной выставке в Зимнем дворце.

Увидев нас, он сразу же спросил: «Почему же вы не уехали, почему до сих пор в Ленинграде. » Мы сказали, что уехать не можем, так как у нас на руках картины и рукописи брата. В 1929 году Русский музей собирался сделать персональную выставку художника. Иногда Филонов позволял себе только дописывать работы учеников (а последователей у него было много, пожалуй, больше, чем у других русских авангардистов) и выручал за это жалкие гроши. Страшен в своей пронзительной ясности и символ самой реки (льющей «свою мертвую воду» в море и дальше), по которой сплавляют «кулацкий эшелон в далекую тишину».

Приверженность своему кругу идей, проработка одних и тех же тем (тотальная связь и взаимопроникновение живого и неживого мира, освоение человеком вселенной ради самого человека, бесконечность самопознания) позволяет говорить, что Андрей Платонов всю жизнь писал одно огромное, цельное по замыслу произведение, а Павел Филонов создавал всю жизнь одну картину. Однако бранной славы теперь им с лихвой хватало на двоих. причащения человеческой кровью. В период с 1905 по 1907 художник много путешествовал по России, Кавказу, Европе, посетил Иерусалим. В 1910 году Филонов принял участие в выставке «Союза молодёжи», основанного М. Матюшиным, Е. Гуро и В. Матвеем.

Сентенции героев — эти микротексты, эти атомарные истины — в совокупности образуют целый свод знаний, нечто вроде «всемирного устава». Короли — идолы, которым мажут губы кровью. В 1916 году он был мобилизован и воевал на фронтах Первой мировой. Мастера аналитического искусства воспринимают любое явление мира исключительно в его внутренней значимости, объективно исчерпывающе, стремясь, поскольку это возможно, к максимальному видению и наивысшему изучению и постижению объекта, не удовлетворяясь пописыванием «фасада», «обличья» объектов, без боков и без спины, пустых внутри, как было до сих пор и везде происходит поныне в изобразительном искусстве, так как в искусстве принято и освящено веками любоваться цветом да формой поверхности объекта и не заглядывать в нутро, как делает ученый исследователь в любой научной дисциплине, чтобы узнать, «а что же там делается-то внутри». рожденное отвращением от злобной суеты мира.

Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Эта идея красивая, но вряд ли является реальной. А вот учителей практически не было, так как не было учеников. Уже тут, в этих начальных работах, видно, что Филонов сильно уходит от генеральной линии, по которой шло развитие раннего русского авангарда – все-таки он в большей степени ориентировался на французский авангардизм – кубизм с фовизмом – и, в меньшей степени, на итальянский футуризм. Позже Филонов курирует работу учеников (в том числе Павла Зальцмана) иллюстрировавших карело-финский эпос «Калевала». Сам Филонов не принимает заказов и преподаёт бесплатно он получает изредка пенсию, как «научный работник 3-го разряда» (или же — «художник-исследователь», согласно Филонову). Какие чувства владели им. Его крестьянское лицо – лик с иконы.

В 1978 году картина «Переселенцы» была контрабандой отправлена в Австрию и в ноябре была продана на аукционе Sothebys под названием «Бегство в Египет». А в 1920-е годы он создал МАИ — свою школу мастеров аналитического искусства, в которой за многие годы деятельности обучилось около семидесяти учеников. Активист колхоза воодушевился: «И правильно: в районе мне и не поверят, что был один убиец, а двое —это уж вполне кулацкий класс и организация». Слово «мировый» в заглавии следует понимать как «всемирный» или «всеобщий», «пропевень» произошло от глагола «петь» и означает допевание песни до конца. В период разброда, кризиса школы и освоения современного художественного языка, «адекватного новой революционной эпохе», в пору противостояния «левых» и «правых» художественных направлений, новаторов и «традиционалистов» группа молодых художников, живших в Ленинграде, объединилась вокруг яркой личности — замечательного художника, одного из идеологов «левых», Павла Николаевича Филонова.

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова эмигрировали, Велимир Хлебников умер. Он говорил: «Старинное, запутанное понятие слова «творчество» я заменяю словом «сделанность». Метафорические образы в «Котловане», как уже сказано имеют тенденцию разрастаться и создавать символический план повествования. Среди машинного ритма странно смотрится человек, прислоняющий руку ко лбу. В 1919 году в Зимнем дворце состоялась «Свободная выставка всех направлений». И что же это за счастье.

Стол донельзя беден – одинокое блюдо с рыбой, кулич, яблоко. Декорации изготовлялись совместно с И. Школьником, рисовать помогали сёстры Филонова. «связанное» движение фигур. Героями движут низменные эмоции, на уровне инстинктов: зависть, месть, злоба.

3) угадывается обращение к «Троице», в «Западе и Востоке» (1912-1913 ил. В 1919 году Филонов принял участие в выставке, проводимой в Зимнем дворце и продемонстрировал цикл «Ввод в мировой расцвет». Он бросается в бурное движение волн жизни, чтобы не дать исчезнуть биоэнергии в пучине времени. лечи жену, болеют бездельникиГости.

Филоновское различение «глаза видящего» и «глаза знающего» как раз и наталкивает на мысль о Платонове. Короли, вершившие мрачный обряд тризны по самим себе. Беспредметные композиции по напряжению, тревожному ощущению не уступают сюжетным. На траве пасутся деревенские волы, похожие на древних идолов, в городских джунглях танцуют андрогины: художник передает как буколическую умиротворенность духа, так и урбаническую похоть плоти.

Это было бурное время, с перехлестами, драмами, неистовством. В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал». Одно время шесть рисунков художника выставлял Центр Помпиду в Париже, но выяснилось, что они украдены из Русского музея и их вернули.

Некоторые суждения проходят двойную, тройную апробацию другие дискредитируются действиями персонажей — носителями идеи, либо развенчиваются за счет смерти своего приверженца (чем доказывается их заведомая мёртворожденность). Художник пытается зрительно воссоздать параллельный природе мир. В тексте Платонова именно так работает любое языковое средство. «Видящий глаз», по Филонову, передает лишь контуры предмета, его объем и цвет. В марте 1914 года П. Филонов, А. Кириллова, Д. Н. Какабадзе, Э. Лассон-Спирова (участница выставки «Союза молодёжи») и Е. Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков Сделанные картины» (пометка: «Изд. Она считается одной из самых крупных школ русских авангардистов. которого ни от кого, кроме себя, требовать нельзя. Два года спустя художник возглавил собственную группу учеников ИЗО, получившую впоследствии название «Коллектив мастеров аналитического искусства МАИ» («Школа Филонова»).

«Нужно идти не от общего к частному, а от частного – к общему», – провозглашает он. После третьего отказа ректор Эссен заявил: «Теперь Филонов придёт в Академию только через мой труп». В 1923 году Филонову как председателю Музея живописной культуры поручили написать Устав будущего Института исследования искусства. Конечным результатом была «Декларация «Мирового расцвета» – наиболее важный документ аналитического искусства. Действительно, мы, читатели, плохо себе представляем, где находятся разные обозначаемые автором предметы (барак, дороги, одинокие деревья, строения) друг относительно друга. — Ничего, если это ученики, могут и постоять или на полу полежать.

Филонов из этих из рисковых, хотя в его случае риск выглядит как углубленный анализ. Видно по ее глазам – грядет апокалипсис. За счет своей творческой интуиции в процессе создания картины мастер обязан улавливать скрытую жизнь явления, «угадывать направление и тенденцию роста этих образований».

Но то были просьбы и пожелания, в общем-то, касавшиеся только их двоих. Мог накануне выставки переписать работу, сделав фигуру натурщика сине-лиловой. Сын кучера. Картина имеет интересное происхождение и сложную судьбу.

Самозабвенное созерцание возносящихся, движущихся форм, волшебного мира цвета и света. В 1927 году эта группа филоновцев выставляется в Доме печати и участвует в постановке «Ревизора» Гоголя. Первая его выставка состоялась на выставке «Союза молодёжи» со своей главной картиной – Головы. «Мировый расцвет» и репродукцией Филоновского «Пира королей» на обложке. 6) – к теме «чудесного улова» и, наконец, недвусмысленное изображение поклонения волхвов в «Волхвах» (1914) и «Востоке и Западе» (1912-1913 ил. А губы напряжены, но не предупреждение не слетит с ее губ. Причем необычные — не значит непонятные. Что думал он, вырисовывая сталинские усы на портрете для клуба балтийских моряков.

Кроваво-красные тона цвета запекшийся крови и разложения. Но лекарства. Кажутся раскаленными каменные кресла. Думая о бывшей возлюбленной, Чиклин и Прушевский предполагали, конечно, что «небось уж она пожилой теперь стала, наверно измучилась вся и кожа на ней стала бурая или кухарочная». В 1916 году Филонова мобилизовали и отправили на Румынский фронт в качестве рядового 2-го полка Балтийской морской дивизии.

издательство «Академия» предложило Филонову проиллюстрировать новый перевод финского народного эпоса «Калевала». Например, выставка его картин, которая должна была состояться в Русском музее, была запрещена, после чего началась настоящая травля всего его коллектива, в результате чего МАИ была разогнано. О них вспоминали только во время скандалов: несколько рисунков художника, выставленных в Центре Помпиду в Париже, оказались краденными из фондов Русского музея (французы, после вмешательства МИДа, рисунки вернули, а директор Русского музея получил выговор).

Оттого так огромно уважение к «Всевидящему глазу» и «Знающему глазу». Ведь «бестолковое сердце» человеческое тянет все тело «в какую-то нежелательную даль жизни», да и сама жизнь человека волнуется «из самозабвенных впечатлений и, вставая, протягивает руки вперед к своей надежде». Влиятельный американский галлерист Баскервил называл Филонова «величайшим художником в мире». Этот не провинциал Запада. Если взять такие картины, как «Формула петроградского пролетариата», «Первая симфония Шостакавича», серию «Головы» и т. д., можно проследить как из хаоса линий, цветовых пятен проступают чёткие контуры людей, домов, конкретных предметов.

Образ медведя, например, при помощи которого происходит раскулачивание зажиточных крестьян (около чьей избы заревет, тот и кулак), символизирует подмену классового чутья звериным нюхом. Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета» — наиболее важный документ аналитического искусства. «Настанет день, – говорил он, – и Сталин войдёт в эту комнату». Собирали древности и изобретали «заумь».

В культурном интеллектуальном сознании всегда есть художники, слитые с эпохой, являющиеся ее выражением (Р. Фальк, К. Петров-Водкин, А. Рублев, К. Малевич, М. Шагал, А. Иванов). Какабадзе, Э. Лассон-Спировой, Е. Псковитиновым и А. Кирилловой. Филонов — открыватель новых путей, автор новой художественной системы, воплотившей, в глазах молодежи, синтез «старой» и «новой» живописи. Его темы, всегда философские имеют историко-социальный или космический характер.

Написанная накануне Первой мировой войны, она довольно точно предсказывает грядущие трагические события и гибель старого мира. К сожалению, в письменных документах – заметках, записях личного характера и дневниках Филонова – содержится мало сведений о годах становления художника, вот таким образом, когда пытаешься точно воссоздать его биографию, пробелы, появившиеся вследствие цензуры и самоцензуры времен сталинизма, неизбежно приходится заполнять сведениями из «внешних» источников. Оппонировал кубистам, утверждая при этом, что никогда не видел картин Пикассо.

В 1918 вернулся в Петроград, поселился у сестры Екатерины, продолжил занятия живописью. Работал очень много, много копировал: вначале акварелью, потом маслом. Поэт Хлебников остро воспринял сюжет, назвав его «пиром мертвых королей».

Картина «Натурщица» бесследно пропала, также не известно местонахождение портрета Карла Маркса и полотна «Две женщины и царь». Его слова импонируют той эпохе: «я разъяснил партийным кругам (читай: донес. — В. Л. ), что искусство Филонова отрицательное явление. — Мертвецы величаво и важно едят овощи, озаренные подобным лучу месяца бешенством скорби». И Вощев, сидя на телеге и опираясь спиной на гробы, смотрит в небо и ждет оттуда «резолюции о прекращении вечности времени», ведь именно он «тосковал о будущем, когда все станет общеизвестным и помешенным в скупое чувство счастья». Статика несет и как бы сдерживает в себе потенциальную динамику. Созданный им Устав одобрили.

Еще в 1930 году он был арестован как «германский шпион». Не потерялся, не растратился. Когда Мандельштам вызвал Хлебникова на дуэль именно Филонов «образумил их». Его отец, Николай Иванов, до 1880 года оставался бесфамильным, фамилия «Филонов» закрепилась за ним по приезду в столицу.

Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов. По возвращении в 1912 году, Филонов был особенно продуктивен и создал многие произведения, ставшие программными для того периода и среди них картину и две акварели «Пир королей». Работа велась с двух сторон одного холста.

Ягода. Когда в молодости путешествовал в Италию. — Лечись сам. Крестьянская Мария что-то предчувствует. Огромный холст занимал почти всю стену. Прекрасная жена восхищается ребенком. Художника обвиняли в создании непонятного, противного человеку искусства. Советская цензура не жаловала Филонова: его не было ни в музеях, ни в частных коллекциях.

Гитлер людоедски радовался: «Ленинград выжрет сам себя». В апреле 1910, вскоре после завершения выставки, последовало исключение из Академии. Картина — «фиксация интеллекта». Но вся эта работа еще далека от завершения.

Филонов оказывается в вакууме. Восьмой рисунок («Пропагандист», 1924—1925) до сих пор не возвращён. Другого, близкого Филонову человека — Велимира Хлебникова назовут «священником цветов». Он не судит человечество, а предлагает ему свою помощь: нет, — навязывает. Филонов различал несколько направлений в искусстве.

Павел Филонов — своеобразная, яркая, но и во многом загадочная фигура. Активист получает от Чиклина «ручной удар в грудь», а потом, «для прочности его гибели», Вощев «ударил активиста в лоб». Можно с уверенностью думать о каком-то религиозном настрое Филонова, заставившем его подняться к ощущению высшей реальности и размышлять о «формуле» космического бытия как о непрерывном цветении Вселенной. Иосиф стоит в иконной позе предстояния, руки разведены перед Божественной тайной. Но Филонов не продавал свои работы, считая их достоянием своей страны.

Павел Филонов родился 8 января 1883 года в Москве в крестьянской семье. Благодаря обучению там и «исключительно благодаря знанию анатомии» Филонов был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем и весной 1908 года начал заниматься там, это продолжалось до1910 г. Но после 2 лет занятий Филонов покинул Академию Художеств из-за принципиальных разногласий с профессорами. Нужны стулья для учеников.

Вышивал, как и его сёстры, полотенца, скатерти. В 1930-х годах жизненная ситуация изменилась в худшую сторону. Что-то утрачено, что-то забыто, где-то легенда подменила правду. На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет», в частности «Победитель города» (1914-1915 ил. Горбатится силой могучий апостоловидный муж — мужик. В 1966 году небольшим тиражом вышла посвящённая ему монография чешского искусствоведа Яна Кржиша. «Я был на войне 1, 5 года и, к счастью, меня выбрали в комитет и этим спасли меня» – признавался Филонов.

«Пир трупов, пир мести, — писал о «Пире королей» В. Хлебников. Но он только сказал: «За это время я вырыл бы три могилы». Характеризуется она очень детализованным и многогранным методом – картина создается от точки до общего образа («как прорастающее зерно») самой тонкой из кистей и острым карандашом на относительно плоской поверхности. В 1912-м Филонов сформулировал основополагающие принципы аналитического искусства в небольшой статье «Канон и закон», которая так и не была опубликована. Ленинград бомбили, в том числе — и зажигательными бомбами.

Точное сравнение вызывает дополнительный образ, рождает различные ассоциации. Стр. Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества.

Однако цепкий взгляд Платонова ухватывает множество незримых, казалось бы, деталей, а неожиданные эпитеты наделяют их к тому же удивительными свойствами: «Уже тысячи былинок, корешков и мелких почвенных приютов усердной твари он уничтожил навсегда и работал в теснинах тоскливой глины». Премьера прошла в декабре в петербургском театре «Луна-парк». Люди — вседержители земли. Так, в композиции данного произведения из глубины «единиц действий» на поверхность всплывают человеческие лица.

Постепенно вокруг художника воздвигается «берлинская стена» изоляции и отвержения. В 1913 Филонов создал эскизы декораций к спектаклю Маяковского «Владимир Маяковский». Отсюда огромная содержательность интеллектуальная напряженность его картин. Именно вот таким образом его произведения особо ценяться в кооллекционерской среде. Большинство подобных тезисов, вложенных Платоновым в уста персонажей повести «Котлован», представляются ущербными и с точки зрения смысла и с точки зрения формы: примитивные, корявые, банальные, непонятные, наконец.

Вот ключевое слово – «органическое». За неимением холста портрет написан на переднике дворника. Его руки вознесены — меж них парит ребенок.

Мертвые короли, мертвый шут, мертвый философ. Вместе с Вощевым и Прушевским он старательно вяжет плот, чтобы «кулацкий сектор ехал по речке в море и далее». Вот и получается, что «непопадание в слово» оказывается снайперски точным попаданием (особенно если брать сегодняшнюю оценку ситуации тех лет, когда истинное служение делу уже сильно падало в цене). Тем не менее, Филонов продолжил вести занятия до самой смерти в 1941 году.

О том же свидетельствует очевидно религиозное содержание многих его картин, в первую очередь дореволюционных, например «Святое семейство» 1914 года (позднее, после Октябрьской революции, переименовано в «Крестьянскую семью» ил. В её лице Филонов обрел друга, советчика, жену и «дочку» – так нежно он называл ее в письмах. Самым известным произведением Филонова дореволюционных лет оказалась картина «Пир королей», репродукция ее была помещена на обложке манифеста художника 1914 года. Однако уже следующей осенью учеба в Академии окончательно потеряла для него внутренний смысл и он покинул ее стены. Да, эти предметы не соотнесены в масштабе, не сориентированы в пространстве (вверх, вбок, наискось), но каждый из них воспринимается как органическая часть целого.

Бескорыстие солнца и теплота ливней — вот что работало над веществом существования, а теперь в овраге пахнет «умершей травой» и подземный водяной исток «вмертвую перехвачен глиняным замком». Екатерина» (ил. А в течение этих лет я была уверена, что пакет нёс кто-то, а я только шла с ними. В то время у него появилось множество учеников и приверженцев. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Филонов был известен как фанатичный трудоголик.

Жить-то надо. В этом смысле «творчество» есть организованная систематическая работа человека над материалом». Эта первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества, где провозглашается реабилитация живописи (в противовес концепции и методу К. Малевича, «живописному анекдоту» В. Татлина) — «сделанных картин и сделанных рисунков». Он, впрочем, не спорит. Помимо рисунка и живописи, преподавал языки (в своё время он самостоятельно освоил английский и французский, владел азами итальянского) и историю искусств.

Члены объединения поэтов «Гилея», вошедшие в «Союз молодежи» «будетляне» (русский аналог слова «футуристы») и художники искали своих путей в новом искусстве, они смело экспериментировали с формой, фактурой и смыслами. Приставка «анти» означает, что в отличие от кубистов Филонов не желает отказываться от природы, но, напротив, стремится к её постижению, анализирует её формы в процессе развития. С Филоновым произошли удивительные события. Иногда он даже фамилии учеников не спрашивал, а работал с ними по шесть-восемь часов. Зато тщательно выписаны крупные рюмки со спиртным в руках у каждого персонажа. Грандиозный потенциал его личности навсегда остался у тех, кто прикоснулся к его методу.

После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». В 1908 году после трех неудачных попыток, когда знал анатомию, по его словам, «как черт», он был принят вольнослушателем в Академию художеств. Писал тончайшей кисгочкой, миниатюрно. Одна из них, Евгения, впоследствии упомянула этот любопытный эпизод в мемуарах: «Хорошо помню, как мы трудились над какой-то огромной «слезой», что ещё мы делали теперь уже и не помню». Отзывы на постановку вообще и декорации в частности были разгромными. Филонов пытается удержаться, создавая группу «мастеров аналитического искусства» — МАИ в 1927 г. эта группа филоновцев выставляется в Доме печати и участвует в постановке «Ревизора» Гоголя.

Предреволюционная Россия. Группа издала манифест под заголовком «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» с пометкой «Изд. В 1927 году Филонов создаёт общество «Мастера аналитического искусства» (МАИ).

Декорации к ней и эскизы костюмов создал мало кому известный художник Павел Филонов. Близость эта, помимо чисто формальных проявлений, видна и в том, что Филонову тесно в рамках эмпирически постижимого и в том, что его волнуют фундаментальные темы жизни и смерти и в мрачной энергии и тяжеловесной символике «Королей». В букетах светло-розовых цветов (рисунок на ковре) художник изображает любимую сестру, кому выпало сыграть в его жизни охранительную роль. Еще ранее Филонов иллюстрировал «Изборник стихов» Велимира Хлебникова и теперь он выпустил свой поэтический сборник «Пропевень о проросли мировой». Филонов стал активным участником выставок Союза молодёжи и выставлялся вплоть до его развала в 1914 г. Художник начинает работать в смешанной технике из-под его кисти выходят первые серьёзные полотна: «Пир королей», «Мужчина и женщина», «Восток и Запад». Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием.

«Я знаю, анализирую, вижу интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия». Работ своих он никогда и никому не продавал, oт зарубежных выставок отказывался. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко вспоминала время, когда люди стояли в очереди на прошлую выставку Филонова. Кроме того, он считал необходимым для художников знание анатомии, композиции и всего того, что обязан знать любой профессиональный художник под «сделанностью» подразумевается техническое мастерство, доведённое до совершенства, возведённое в абсолют. На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет».

Но в начале 90-х некоторые знаменитые рисунки были похищены. Значительная ретроспективная выставка под названием «Павел Филонов. Тираж буклета был уничтожен и вместо него появилось гораздо более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, в которой доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой Стране Советов. Его экспозицию в Русском музее фактически запретили, а ученики и друзья покинули его.

Они не щадят читателя и зрителя: «Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряженного труда». При отходе начинаешь замечать оживление этой структуры, ее пространственное «дыхание», населенность мириадами каких-то существ, органических форм, подобий архитектурных фрагментов. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. В 1912 году Филонов написал статью «Канон и закон», не опубликованную до сих пор. «Не разрешается, дочка: две личности—это не класс», —отвечает ей Сафронов.

Предыдущая масштабная выставка была в 1988 году, а до этого — только в 1929-м. Трагедия называлась именем автора — «Владимир Маяковский». А это единообразное для всех и неизменное счастье, остановленное и окончательное. Мастерская стала получать заказы, ширился круг учеников. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени».

Изосволочь надежно ограждает его от выставок и от минимальных средств к существованию. Робот-мыслитель. Он взял и понёс вал, а я, оказывается, пакет, в котором лежало 379 работ.

«Знающий глаз» — а он требовал от учеников необычайно широкого кругозора, научных знаний — видит скрытые процессы, происходящие в теле человека, в цветке, в камне, дереве. человек во френче, спец по искусству, зам. Два одинаковых по размеру полотна «Германская война» (1914) и «Ввод в «Мировый расцвет» (1914-1915) приоткрывают зрителю путь художника к беспредметности. После выставки 1927 года, на которой присутствовало много знаменитостей (в частности, поэт Максимилиан Волошин), пресса зубоскалила и называла Филонова психически нездоровым. Художник-мыслитель, «провидец», удивительно владевший рисунком и цветом, мастер огромного творческого диапазона, стоявший одновременно как бы в двух мирах — в мире вещном, предметном, сугубо реальном и в условном иррациональном, абстрагированно-интеллектуальном. Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал.

У него же была другая опасность — слишком много времени потратить на образование, потеряться в чужих словах и мыслях. Одна из крупных школ русского авангарда. И несколько зим Филонов жил, не имея заработка, в нетопленой комнате.

Подземный огонь бликуст на фигурах королей. К нему приезжали из Москвы, Баку, Сибири. — Верно, но ее можно сшить самому. Я поднял против него советскую общественность.

В 1913 году молодой 20-летний поэт, дерзкий и фантастически талантливый, написал трагедию. «Первая симфония Шостаковича» – одна из знаменитых интерпретаций, отражающих творческие принципы живописи мастера. Отсюда смешение слуховых, зрительных, вкусовых ощущений: герою повести может стать «легко и неслышно внутри», он может говорить «горячим, шерстяным голосом».

И на всем лежит печать изумляющего и потрясающего душу первооткрытия. ». что впоследствии назвали утопией о братской жизни на земле. И учеников учил жестко: «Плачь, но рисуй».

Подобные фразы Платонова звучат как реализация филоновского манифеста об исчерпывающем видении, о восприятии любого явления в его Внутренней значимости, как словесное описание целой серии картин с единообразными названиями: «Живая голова», «Две головы», «Без названия (Голова)», «Без названия (Пять голов)», «Две мужские фигуры», «Люди» и т. д., где утрируется анатомическое строение тел и сквозь кожу проглядывает кровеносная система. Создана Филоновым в 1925г. На правой стороне Татьяна Глебова рисовала сюжет «Тюрьма», а на левой Алиса Порет работала над «Нищими». Она спасла его картины и подарила Русскому музею. Конечно, художникам, с младых ногтей пользующимся отцовыми библиотеками из детских своих комнат прислушивающимся к взрослым разговорам об искусстве и литературе, обучающимся у частных учителей музыке и живописи, легче было образовываться, воздух художественных салонов был им привычен и даже казался немножечко затхлым, но и опасность тут была немалая, опасность растерять себя в жеманстве, нарочитости, в непременном желании сказать свое слово, даже если оно еще и не созрело в душе.

Традиция владычества, тоже умирающая». Местом своего рождения Павел Николаевич считал Москву, где он жил до четырнадцати лет. Но, как говорится, действительность превзошла все их ожидания: они запомнили ее «легкой и горячей», с «колеблющимся грустным телом», а увидели «длинные, обнаженные ноги, покрытые густым пухом, почти шерстью, выросшей от болезней и бесприютности», какая-то «древняя сила» превращала ее в обрастающее шкурой животное». Как никто другой, Филонов оброс мифами. Но выдвигает встречное условие: почему она относится к своему прекрасному голосу, как транжир.

не находя в нем «революционного значения». Семья его была уже эвакуирована и он зашёл узнать, живы ли мы. Нам интересна его «Троица» – «Трое за столом» (ил. Номер 20. Один из исследователей считает даже, что «творчество мастера пока не введено в общий смысловой контекст отечественного искусства».

Мужик с желтыми глазами, который и сам-то жил нечаянно ибо «не жить он боялся», получил от Чиклина удар в лицо, а затем уж Чиклин «двинул ему механически в живот» (и не он, оказывается, виноват, что его «рука работает как кувалда»). Жизнь изменилась к лучшему, но Павел не хотел отвыкать от бедности. Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений их реакций, эманаций, бытия, генезиса известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг. ). Цепную реакцию зла осуществляют люди.

По рекомендации Матвейса Филонов вместе с небольшой группой студентов Академии, зимой 1910 Филонов стал членом объединения «Союз молодежи». Самому Филонову свойственно то. И потому истинную цену высказываниям можно назначить, лишь рассматривая их в контексте всей повести. Козлов, оказывается, желал писать «опорочивающие заявления и налаживать (. ) различные конфликты» исключительно с благой целью «организационных достижений», а колхоз, отправив «кулацкий речной эшелон» в отдаленную пропасть, ликовал, «не прекращая топчущейся, тяжкой пляски и покрывая себя песней». Огромный успех имели панно «Гибель капитализма», выполненные филоновцами под руководством мастера и показанные в 1927 году в Доме печати. Да именно неоформленность «вещества существования», его бесплотность, непроявленность мучительна и для самого Платонова и для егo героев.

Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки. Каждый дециметр полотна кажется сотканным из множества насыщенных цветом кристаллов. В 1915 г. Филонов пишет «Цветы мирового расцвета». Берия.

«Каждый человек мертвым бывает, если его замучивают». Вдохновение — штука неплохая, но не им сказано, что гений это труд им доказано. Может быть, «в даль истории, на вершину всемирных невидимых времен», куда рвутся бедняцко-середняцкие массы или, как «старичок кафельного завода», в лаптях «обратно в старину».

Филонов выразил свое отношение к войне, жизни и смерти еще до ухода на фронт. В темном и глубоком подземелье, вокруг стола-жертвенника, застыли деспоты – короли смерти. Его творчество служило примером высокого технического умения, культуры рисунка исключительной законченности («сделанности», как он любил говорить) художественного построения. Если обобщить — вдохновенный жрец бога Разума: «проламывать дорогу интеллекту в отдаленноебудущее». Убеждая его продать ему что-нибудь, Баскервил утверждал, – что у них в Нью-Йорке «Сорин берет за портрет по 5 и по 7 тысяч долларов, а Павлу Николаевичу платили бы по 25000».

Он всегда соседствует со словом «власть». Поистине космический размах сочетается с житейским, реальным планом изображаемого. Узнала я о том, что несла пакет, через двадцать пять лет. Филонов словно одновременно смотрит на мир и в телескоп и в микроскоп. Реализм, который признавал исключительно важным, общественно значимым примитивизм, натурализм и «аналитическое искусство». Как некогда Брейгель Мужицкий, наблюдал он забавы «простолюдинов».

В этот же период художник начинает разработку собственных искусствоведческих теорий («Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности») и через своего друга Михаила Матюшина издаёт «трансрациональную» поэму «Пропевень о проросли мировой». «Мертвых тоже много, как и живых им тоже скучно между собой». Именно таким образом он выстраивал картину — кристаллическими цветовыми ячейками.

В повести «Котлован» происходит своеобразное наращивание идей. Но ведь без одежды-то уж никак не обойдешься. Черкнул мимоходом что-то вроде завещания: уже сделанное и завтрашнее «отдать государству, чтобы из них (работ, — Э. М. ) был сделан музей аналитического искусства». Он приехал с фронта в командировку и сделать это надо тотчас же.

В разное время в состав коллектива входило до 70 художников. Невозможно не вспомнить также «Гимн солнцу» Франциска Ассизского по сходству ощущения синтетической мощи и философской полноты в представленной картине Вселенной. Собственно говоря, поиски истины, смысла жизни, поиски ответов на вопрос о месте человека в мире и составляют содержание «Котлована». Мы так и видим оставшийся единственным со времен покорения буржуазии «ватный желто-тифозного цвета пиджак» Чиклина нелепую попытку активиста с его «подручными товарищами» расставить пешеходов «в виде пятикратной звезды» «чистоплотные лица святых» в храме, которые глядели в «мертвый воздух» и на нечистоплотные деяния попа с его неподобающей сану «фокстротной головой», пишущего «скорописью» доносы на тайных прихожан. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Произведение создавалось с расчётом на чтение вслух. В конце 1989— начале 1990 гг. директора Русского музея.

В объяснительной записке ректору, Филонов впервые сформулировал свое понимание искусства. За всё время своего существования группа сделала четыре выставки работ. Позже Филонов курирует работу учеников иллюстрировавших карело-финский эпос «Калевала». «Я знаю, анализирую, вижу интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых или невидимых явлений их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия», – писал он. Успех цикла на выставке закрепил это наложение, срастание, его метафорических образов-утопий об эпохе «мирового расцвета» с социально-общественной грезой коммунизма о царстве равенства и братстве на земле. Мать Павла, Любовь Николаевна, работала прачкой – больше о ней ничего не известно. Портрет относится к самым «реалистичным» изображениям в творчестве Филонова – в этой манере были выполнены и другие семейные портреты родственников художника: певицы Глебовой, Азибера с сыном, А. Н.

Однако голод и холод победили.