Картина Грачи Прилетели Описание
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Саврасовъ. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Вторым главным мазком является – талая вода именно она кричит нам о наступлении весны.
Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Там он и создал первые этюды, легшие в основу «Грачей». Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Затем в 1882 году его уволили с работы. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316.
В первый год в Поволжье, с 1870-го по 1871-й, художник написал сразу несколько картин, включая масштабное полотно «Волга под Юрьевцем», за которое он получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1871 году. Птицы вернулись в родные края и обживают свои гнезда. Но Саврасов смог с удивительной любовью и трепетом рассказать о весне, когда природа оправляется от зимних холодов. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии).
Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Также на них заметны птичьи гнезда. Грачи прилетели. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8.
Описание картины «Грачи прилетели»
Всегда ему был по душе этот старинный русский город. Итак, начнем работу над сочинением. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего.
Скорее всего именно такие горькие размышления послужили причиной алкоголизма, который развился у художника. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя.
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
А потом все-таки сбежит. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Прочитайте, какое описание дала ей искусствовед Н. Борисовская.
Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Для чего даются подобные творческие задания. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Какая простота.
«Ступайте писать – ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают – хорошо. Купил ее в свою коллекцию Третьяков. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». В центре – высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли. Поездки оставляли глубокий след в его душе.
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Это было настоящей трагедией для него. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. – О чем вы будете писать вовступлении. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна.
По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Но я пришел и сонм грачей Взлетел, крича и весь он ожил. Попробуем представить пейзаж без грачей.
Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег.
Детали картины Алексея Саврасова "Грачи прилетели"
Одна из птиц на земле держит в клюве веточку и собирается строить гнездо. Вчера еще все кругом было печальным и хмурым, а теперьПришла весна.
Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано.
Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание
А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Обратим внимание на птиц, которые послужили основой сюжета. В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Но вдруг он решает поднять глаза и тут понимает, что природа и все вокруг него сильно изменилось. Но верхушки храма и колокольни темные. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Птицы символизируют жизнь. А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома.
В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Работа художника является своего рода гимном русской природе, ее богатству и красоте. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Об этом говорит и одинокий дымок, который вьется над избой. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома.
Сколько звуков в этой картине. Это были деревенские мотивы. По этому поводу высказывались разные версии. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области)789. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд.
Художник сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы.
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2 класс (описание)
Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. Но знакомые отмечали, что он часто бывает печальным и угрюмым: вероятно, он думал о своей странной творческой судьбе. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69.
Саврасов настежь распахнул створки окна. (Вступление, основная часть, заключение). Около них расположена старенькая, но работающая церковь. В нем уже ничего не осталось от зимнего великолепия и белоснежной пышности.
Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.
За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Иным грачей несносен крик А я его люблю, напротив. Непостижима без грачей Страна дубов и чернозема. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу.
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс
Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. Описание картины Грачи прилетели начнем с композиции. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв.
Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Слева – рыхлый, талый снег со следами животных и птиц. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием».
Саврасова «Грачи прилетели» мы видим уголок русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. На среднем плане мы видим серое пятно. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Весна началась недавно и весеннее настроение просыпается в нас, словно оттаявшая земля, которая, наконец, начинает оживать, освобождаясь от долгого зимнего сна и впитывать в себя первые лучи весеннего солнца.
«Грачи прилетели» картина Саврасова
Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. РЖ-627)90. Один из учеников Саврасова в Училище живописи, Константин Коровин, вспоминал, как молодые художники, воодушевленные словами своего преподавателя, гурьбой шли в Сокольники, где «фиалки уже распустились», в Останкино – изучать природу, проникаться ею и писать этюды. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Все еще низкое серое небо покрыто облаками.
Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Художник воспринимает природу как живое существо. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт.
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13.
Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32.
Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Рассмотрим ее внимательно. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Кстати, пейзаж написан с натуры в Костромской области и эта церковь до сих пор стоит на том же месте, на котором видел ее художник.
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало.
В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Солнышко уже не только светит, а и начинает прогревать землю. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.
При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Ступайте писать, пишите этюды изучайте, главное – чувствуйте», – говорил художник. В марте 1871 года Саврасов поехал в Костромскую губернию34, где он сначала посетил губернский центр. Несколько голых берез – кривых и изломанных. Но «обещание» весны сквозит в каждой детали картины.
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
Чтобы ее изобразить, художник стал искать ту самую точку, где бы она была видна наилучшим образом. На хмуром, мрачном, сером небе проплывают белые с голубоватым оттенком тучки. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Над рощей долго в шумной свалке Стоял грачей басистый гул, И звонко вторили им галки. Ученик должен увидеть глубокий смысл, который скрывается за простотой сюжета.
Прилетели первые вестники весны — неугомонные грачи. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). За ними виднеется черное поле, серый горизонт.
В Ярославле Саврасов вел «тихую и сосредоточенную жизнь», которую нарушила болезнь жены и смерть новорожденной дочери. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. – что мы напишем взаключении.
«Грачи прилетели» : описание картины
– Грачи прилетели. Это достигается через общий светлый колорит картины, включающий в себя голубизну просветов неба, тёплые светло-коричневатые проталины на полях, а также холодные сине-серые тона тающего снега27, который написан с использованием множества оттенков сиреневого, розового и голубого цветов62. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11.
В центре – высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Они летают над деревьями, хлопочут о жилье.
Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Несмотря на понятный на первый взгляд сюжет, описать эту картину не так уж и просто. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546.
Первый план полностью отдан изображению весенней природы. Картина называется Грачи прилетели и это дает нам ключ к пониманию картины.
Сочинение по картине Грачи прилетели Саврасова 2 класс
Я помешал я их спугнул. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. А. К. Саврасов использовал такой прием не только в этом пейзаже, но и в других работах. Взять хотя бы большую лужу справа с отражением небольших облаков. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Однако, это лишь поначалу. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27.
Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Еще не весь снег растаял и немного напоминает о холодных зимних днях. Сразу понятно, что от этой приметы холодного времени года скоро не останется и следа. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда.
Вдалеке светлеют храм и колокольня. В работе над «Волгой» Саврасову помогал Перов, с которым он близко общался и преподавал в Училище живописи. А пока голые ветви деревьев облюбовали грачи. Тихо здесь после Москвы и так легко, так свободно дышится.
Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Приход ничей Его покуда не тревожил. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины.
Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саврасова для 2 класса
В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Понять, что наступила весна, можно по проталинам на снегу. До воли обыденный пейзаж мы видим – свежесть и пробуждение природы. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Помимо этого, от московских пейзажистов были представлены картины Льва Каменева, Сергея Аммосова и Владимира Аммона51.
Лишь самки не сдвинутся с места: они будут оберегать свои гнезда, время от времени поворачивая головы то вправо, то влево. Друзья родной земли моей, Они, как я, здесь летом – дома. Лишь самки не сдвинутся с места: они будут оберегать свои гнезда, время от времени поворачивая головы то вправо, то влево. От нее словно веяло пробуждением природы. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели».
Описание настроения картины Грачи прилетели
Необычное название села понравилось художнику и он подтвердил, что именно туда, а когда крестьянин предложил его подвезти, то согласился40. Но эта заурядность кажущаяся. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Центральная группа берёз является основой композиции. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48.
Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. На переднем плане – рыхлый грязный снег. Весна вступает в свои права и символом ее победы стали грачи. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. – Как перейти от вступления косновной части – описанию картины.
Художник сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Они символ весны. Началось. У Саврасова получилось передать грусть от уходящей зимы и счастье от наступающей весны.
Это скорее эскиз по памяти. На самом же деле эта обыденность мнимая. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. Я с детских лет к грачам привык, Себя их слушать приохотив. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося.
Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. А посередине преобладают коричневые тона. «В композиции картины выделяется». Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Передний план выглядит так, будто художник писал картину находясь близко к земле.
Цели и задачи сочинений по картине
И в 1872 году именно она выставлялась на Всемирной выставке в Австрии. Позади какие-то угрюмые дом, часовня, церковь, мокрый усталый забор и черно белые поля. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Вот оно.
Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Обычный весенний немного сероватый день. Деловитый грач под берёзой несёт в клюве веточку. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. А. Жемчужников «ГРАЧИ» Лесок дремал.
Пейзаж изображает серую грязноватую весну. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65.
Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Это первые предвестники и глашатаи весны. Солнечный свет падает с левой стороны и тени от берез мягко ложатся на подтаявший снег. Конечно, мы не слышим звуков, но кажется, они оглушают нас.
Эта равнина придает картине ощущение бесконечности и пространственности. Краевед Николай Зонтиков считал эту версию более правдоподобной— в том смысле, что Саврасов вряд ли отправился бы в такое отдалённое место один, без знакомых, — но при этом отмечал, что вряд ли целью этой поездки был осмотр сусанинских мест, которые находились не в Молвитине, а в районе села Домнино, деревни Деревеньки и Исуповского болота43. Справа снег уже превратился в весеннюю проталину, наполненную прозрачной, холодной водой. В русской живописи особое место занимает известная картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Еще несколько птиц вокруг берез. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели».
Птицы – символ весны в сочинении по картине Грачи прилетели
Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. – о чём напишем дальше. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника.
Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Это можно определить по тени на картине под деревьями. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев.
А. Саврасовъ»3. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Но не только критики и художники оценили по достоинству картину. Мы можем заметить, что грачи несколько больше по размеру, чем в реальности. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.
На переднем плане полотна – снег. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился.
Зима пока в силе. Посмотрев на данную картину, пахнет весной и свежим легким воздухом. На земле, на дальнем плане, видны уже нагретые солнцем деревянные части строений их кровли. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Но знакомые отмечали, что он часто бывает печальным и угрюмым: вероятно, он думал о своей странной творческой судьбе.
Звук и свет льются из-под бесконечного купола небес. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». По краям картины справа и слева ветви деревьев, которые не вошли в пейзаж, но, благодаря им, уравновешивается центральная часть. Грачи прилетели и пробудили природу. Но тогда горизонт был бы ниже, хотя на пейзаже находится по центру холста. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Центр композиции – несколько берез на переднем плане. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв.
Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом. С конца XVII века только колокольня не претерпела особых изменений, сам же храм неоднократно перестраивался— последние значительные изменения перед тем, как его запечатлел на своей картине Саврасов, датируются 1855—1857 годами.
«Грачи прилетели»: описание картины
Это было настоящей трагедией для него. Можно догадаться, что погода солнечная, но солнышка мы не видим. Вот так жил и творил Саврасов. Тогда в картине не будет той динамики, которая есть сейчас. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег.
Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Для изображения взят задний двор церкви.
Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины
Напишем о своем впечатлении от картины, о том, какие чувства она у нас вызвала. Продолжим осматривать картину. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Как он изменится.
Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. На этой картине весна только началась, а уже вовсю дает о себе знать.
- Творчество, заказы известных людей
- Работа и страсть к путешествиям
- Алкоголизм и увольнение с работы
- Эффект бескрайнего пространства
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Другие варианты этого сочинения
В 2005—2006 годах она экспонировалась на выставке, посвящённой 175-летию со дня рождения Саврасова, которая проходила в Инженерном корпусе Третьяковской галереи3165758. Однозначно ответить нельзя. Он никогда не был строг к студентам и зачастую делился с ними собственным опытом, много рассказывал о природе. Воздух как будто кипит, взбудораженный взмахами их сильных крыльев. Вдалеке раскинулось черное поле. В «унылом» колорите картины проглядывают, подобно первому весеннему лучу, оттенки розового, голубого, сиреневого, золотистого цветов, которыми выписаны бескрайние дали, высокое небо и возносящиеся к нему ветви деревьев.
Но главное – птицы. – Из скольких частей он состоит. – Чемзакончимсочинение.
На переднем плане художник изобразил молоденькие голые березки, кажущиеся беззащитными и хрупкими. Всегда ему был по душе этот старинный русский город. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. (подробнее опишем пейзаж, передний и задний вид картины, затем перейдём к описанию грачей).
Это были не итальянские виды, не руины Рима, не заграничные пейзажи, которые ценились любителями живописи. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни.
История написания картины. Необходимо заметить, что Коровин и Левитан были учениками Саврасова, они восхищались своим преподавателем и всю жизнь были ему благодарны. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Молвитино»36. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930.
На картине мы видим окраину деревни или небольшого села. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. Время их расцвета еще впереди. Передний план завораживает, пленяет. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу.
Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Коровин вспоминает наставление Саврасова: «Надо почувствовать, надо чувствовать – как хорошо в воздухе чувствуется весна».
– напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. И вот он на Волге, в Костроме. С. Молвитино. На картине А. К. Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки.
Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Но уже весной 1871 года художник, окрыленный успехом картины «Волга под Юрьевцем» и охваченный творческим экстазом, отправился на поиски пейзажа, которые привели его в село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. Ощущение борьбы темного и светлого.
Еле заметны следы птиц на снегу среди обломков маленьких веточек. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого.
В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Необходимо основательно к этому подготовиться. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно.
Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид.
Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Но уже играет на воображении и заставляет улыбаться. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Затем в 1882 году его уволили с работы. По мутному пепельному небу плывут облака.
Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. О художнике Саврасове как о родоначальнике русского лирического пейзажа.
«Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Ожидание весны передано и красками. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». И вот он на Волге, в Костроме.
Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. – Оденешь его – опять пропьет все. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23.
Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Он тусклый и потому не дает блики на свету. Алексей Кондратьевич Саврасов, создавая картину Грачи прилетели, совершил настоящую революцию в искусстве изобразив новое видение мира.
Пейзаж получил множество восхищенных отзывов. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. В нижней части этюда была подпись: «А. Тихо здесь после Москвы и так легко, так свободно дышится. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что именно возникшее в результате этой трагедии подавленное состояние художника привело к его живой творческой реакции на явления, предвещавшие приход весны. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный».
Соответственно чувствуется, что зима не хочет покидать свои временные владения. Они летают вокруг берез, вокруг своих гнезд, в которых будут вылупляться птенцы. Вся мастерская с первыми весенними днями отправлялась за город. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39.
27192)386. Если обратиться к истории создания полотна, то стоит сказать о том, что Саврасов давно хотел изобразить церковь. Так можно закончить сочинение-рассуждение по картине Грачи прилетели. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли.
Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка.
Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу. Снег ещё лежит в некоторых местах, но уже понятно, что скоро весна полностью войдёт в свои права. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями.
Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Чтобы усилить ощущение пространства, художник чуть изменил перспективу. Она изображена на картине в небольшой низине, что дает точное чувство – снег тает медленно, постепенно. Он был приобретён галереей в 1984 году7677.
Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71.