Картина Ида Рубинштейн

На картине изображена известная балерина Ида Рубинштейн. Поза, в которой сидит Ида Рубинштейн, является одновременно сложной и гармоничной, что напоминает картины многих гениев эпохи Возрождения.

Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Александрович Серов: описание картины

Балерина выразила гнев одним скупым движением. Париж Иде понравился. У него было двое сыновей – Леон (Лев) и Адольф.

В качестве «звезд» труппы ехали Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Михаил Фокин, выступавший не только как танцор, но и как балетмейстер всех постановок, – весь цвет тогдашнего русского балета. После долгих споров было решено везти одноактные балеты «Павильон Армиды» Николая Черепнина, «Сильфиды» на музыку Фридерика Шопена, «Пир» (сюита по произведениям русских композиторов) и «Египетские ночи» Антона Аренского по поэме Пушкина. Ида больше никогда не возвращалась в Россию – теперь Париж стал ее настоящим домом. В поисках монументального стиля был написан портрет Иды Рубинштейн. Однако их противостояние длилось недолго: в августе 1929 года Дягилев скончался в Венеции.

Одно велико, другое безгранично. И тогда Фокин посоветовал взять свою ученицу Иду Рубинштейн: «Она высокая, красивая, пластично движется: мне кажется, она прекрасно подойдет». Еще до знаменитой Айседоры Дункан она внесла в балет элементы эротизма, когда танцевала «Саломею» и в т. н. Сама гордыня и сеет вокруг себя гордыню», – говорил он.

В 1912 году он написал для дягилевской труппы балет «Дафнис и Хлоя». Валентин Александрович приехал в Париж вместе со своей старшей дочерью Ольгой. Она не любила говорить о своем происхождении. Дягилев рвал и метал: в Иде он увидел сильную конкурентку. Единственная загвоздка была в отсутствии достойной исполнительницы на роль Клеопатры. Когда Вале было 6 лет, отец скончался. Она сама себя подняла на вершину, где она не подвластна смерти.

Описание картины 
Валентина Серова 
«Портрет Иды Рубинштейн»

Описание картины Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн»

Она оказала сильнейшее влияние на Европу, вызвав необычайный интерес к восточной культуре и искусству. Но ужас и страх ей неведомы. Эта броская внешность, выразительность, ее пластика, ее великолепие – все отразил Серов. Серов писал ее по нескольку часов в день несколько недель подряд. Премьеры следовали одна за другой.

А потом поднялась буря восторгов. Расходы Иду не смущали – средств ей хватало на все. Развод был оформлен так же быстро, как и брак. Париж. Дягилев рвал и метал: в Иде он увидел сильную конкурентку. Он сделал фон и тело одного цвета.

Она величава. Что же по этому поводу думают остальные, меня интересует меньше, чем вы можете думать. Некоторое время она занималась у известного актера и педагога Александра Павловича Ленского, который с гордостью говорил: «Моя новая ученица – будущая Сара Бернар. » В конце концов Ида согласилась на предложение поступить в театр Веры Комиссаржевской, где ей предназначалась главная роль в спектакле по скандальной пьесе Оскара Уайльда «Саломея».

Самое интересное 
в виде мозаики

Самое интересное в виде мозаики

Богачка с причудами, героиня светской хроники. Она задумала на свои средства поставить трагедию Софокла «Антигона» и сыграть в ней главную роль. Спасаясь от нацистов, она бежала в Лондон, где на свои деньги открыла военный госпиталь.

Картина явила обобщенный образ женщины эпохи декаданса. Он посадил натуру спиной к себе. Вход в гостиную был обрамлен тяжелым занавесом с золотыми кистями, стены были задрапированы экзотическими тканями, везде японские статуэтки, африканские маски и древнегреческие бюсты – трофеи из зарубежных поездок.

Валентин Александрович 
Серов, картина: 
портрет Иды Рубинштейн

Валентин Александрович Серов, картина: портрет Иды Рубинштейн

В одном из интервью она говорила: «Вам угодно знать про мою жизнь. Положив на расставленные табуретки чертежные доски, Серов набросил на них синюю ткань. Она действительно происходила из одной из богатейших семей России. Гиннесс, как и Ида, обожал путешествия, экзотику и красоту.

Пришлось повторить почти половину танца. Ей захотелось поставить пьесу какого-нибудь модного драматурга, написанную специально для нее и сыграть в ней главную роль. Ида в совершенстве знала четыре языка – английский, французский, немецкий и итальянский.

  1. Скандальный «Портрет Иды Рубинштейн»: почему Серова обвинили в надругательстве над красотой
  2. История одного шедевра: «Портрет Иды Рубинштейн» Серова
  3. Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910
  4. Причуды Саломеи (Валентин Серов – Ида Рубинштейн)
  5. Ида Рубинштейн: гениальная бунтарка
  6. Художники / Живопись / Калинкина Дина Дмитриевна / Картины художника / Ида Рубинштейн)
  7. Официальный блог Государственной Третьяковской галереи

В финале танца Саломея раздевалась почти догола, оставаясь в одних бусах. Единственная загвоздка была в отсутствии достойной исполнительницы на роль Клеопатры. В конце концов Ида согласилась на предложение поступить в театр Веры Комиссаржевской, где ей предназначалась главная роль в спектакле по скандальной пьесе Оскара Уайльда «Саломея».

Им же принадлежали несколько банков, сахарные заводы, пивоваренный завод «Новая Бавария». Равель начал работать для балета еще в 1909 году, сотрудничая с Дягилевым. Поругавшись с Дягилевым, Ида создала во Франции собственный театр. Ида Львовна Рубинштейн родилась в Харькове (разные источники называют то 1880, то 1883, то 1885 годы), жила в Киеве, рано осиротела.

Это была тоже очень состоятельная семья. Конечно, во многом это произошло благодаря сценографии. Она стала первой непрофессиональной танцовщицей в Русских сезонах Сергея Дягилева. Лаконизмом цвета и рисунка картина напоминает плакат или стенную роспись. – восклицал художник.

Лев Бакст писал, что после дягилевских сезонов, особенно после «Клеопатры» и «Шехеразады» изменилась даже французская, а следовательно – и мировая, – мода. Его единственная дочь (разные источники называют годом рождения Лидии то 1880, то 1883, то 1885 год) росла и воспитывалась, как принцесса крови. Конфликт был улажен только много лет спустя, перед самой смертью дАннунцио. Разрезы на платьях были отзвуком греческих и египетских костюмов цветные парики – память о синем парике Клеопатры яркие краски, шаровары, бюстье, цветные тюрбаны, любимые поколениями оранжевые абажуры – непреходящее влияние сценографии «Шехеразады». Своей библейской внешностью она как никто подходила для этой роли. Без этого я не могла бы вовсе жить. Леон и Адольф Рубинштейны были прекрасно образованными людьми, они стояли у истоков харьковского отделения «Русского музыкального общества», в их домах регулярно собиралась интеллигенция Харькова.

  1. Русский музей Дополненная реальность
  2. Серов Валентин Александрович (художник)
  3. Добавить комментарий Отменить ответ
  4. Приезд Валентина Серова во Францию
  5. «Чаровница, гибель с собой несущая»

Плюс необыкновенно высокий рост: в газетах писали – длинная, как день без хлеба. Помог ему это сделать Восток. Рисуя портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов (1910) отказался от привычных академических приемов. Она выросла имея яркую необычную внешность, была высокой и худощавой. Пьесу приняли к постановке в театре Комиссаржевской, но роль Саломеи Иде не дали. Художник увидел ее во время своего пребывания в Париже в постановке «Клеопатра», поставленной по пьесе Пушкина «Египетские ночи» и был — как и все зрители — абсолютно очарован ею.

Зал не мог дышать, а затем буквально взвывал от восторга. Ида унаследовала огромное состояние. Писать портрет обнаженной танцовщицы Серов решил в храме Шале в Париже. После войны бывшая танцовщица работала переводчицей в ООН.

Поругавшись с Дягилевым, Ида создала во Франции собственный театр. Возможно, это нимб, как в работах художников Раннего Возрождения. Не избежал этого очарования и Серов. В Париже исполняла партии Клеопатры и Зобеиды («Шехерезада») в постановках Михаила Фокина. Ида родилась в Харькове 21 сентября 1883 года. «Танце 7 покрывал» сбросила с себя одежды и осталась обнаженной.

  1. Коллекция Государственного Русского музея
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Литературный портфельчик Искуссницы
  4. Общееколичествопросмотровстраницы
  5. ИДА РУБИНШТЕЙН – ЖЕНЩИНА-ЗАГАДКА
  6. Картины по стилям и направлениям

Последний в жизни Иды Рубинштейн Это было в 1935 году. Так начал художник портрет Иды Рубинштейн. Портрет принадлежит к числу выдающихся образцов русского модерна. И она вернулась к своей идее стать трагической актрисой. Во время подготовки к одному из них – балету «Истар» Венсана дЭнди – в декабре 1924 года скончался верный Лев Бакст.

Под обаяние Иды Рубинштейн попадали все, кто видел ее в те годы. В конце концов Ида заявила о своем непоколебимом желании пойти на сцену и для углубления своего театрального образования она уехала в Париж. После освобождения Парижа она вернулась в любимый город, но остаться там не смогла. В парижском доме жила ручная маленькая пантера, которую слуги иногда выводили к гостям, но легенда гласит – вокруг дворца свободно бегали дикие леопарды.

  1. Звезда из прошлого – Ида Рубинштейн (1883–1960)
  2. Напишите отзыв о статье Портрет Иды Рубинштейн
  3. Отрывок, характеризующий Портрет Иды Рубинштейн

Она училась в одной из лучших частных гимназий столицы – гимназии Л. С. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Она исполняла его на столе «барселонской таверны» в окружении 18 танцовщиц, вокруг стола теснились пирующие гуляки. Если внимательно посмотреть, то в композиции виден еще один треугольник.

Специально зубрила древнегреческий язык, чтобы играть Софокла и Еврипида. В последний раз Ида Рубинштейн вышла на сцену в 1938 году в оратории «Жанна дАрк на костре». Был нанят и учитель танцев но к танцам Ида оказалась неспособна. После смерти автора, публика взглянула на произведение по-новому.

На ее памятнике выгравированы лишь две буквы: I. R. Вот какие бывают скандалы, – писал Серов в одном из писем за три недели до смерти. Конечно, надо писать эту необычную молодую женщину. Спектакль, воспринятый как антифашистский протест имел неожиданно шумный успех.

Портрет Иды Рубинштейн (1910) одновременно пронизан лирикой, тонкой и грустной. Теперь Ида, разведенная и богатая, была свободна и могла полностью распоряжаться собой. Они приумножили отцовские капиталы, занявшись крупнооптовой торговлей, в основном сахаром. Ее облик и стиль жизни до карикатурности соответствовали модному словечку декадентство. Она мечтала исполнить роль Саломеи в пьесе Оскара Уайльда. Едва увидев Рубинштейн в роли Клеопатры, Серов загорелся писать ее. Смерть подошла к ней совсем близко.

Последние годы жизни она провела в одиночестве в маленьком французском городке Ванс. Восток к тому времени давно превратился в соблазн европейской цивилизации. Ее героине была уготована душистая смерть – задохнуться в букетах роз.

Она рано осиротела и ее забрали родственники, жившие в Санкт-Петербурге. Она устроилась в Театр имени Веры Комиссаржевской. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией. В барельефах.

Скандальный «Портрет 
Иды Рубинштейн»: 
почему Серова обвинили

Там она и прожила до конца своей жизни – тихо, скромно, практически ни с кем не общаясь. Однако настойчивость девушки сломила все преграды. Разрешение на портрет Иды Рубинштейн Валентин Александрович Серов получил быстро. Она нарисовала образ самыми экономными средствами, предельно лаконично. В Петербурге Ида окончила гимназию. Ида продумала и прочувствовала каждую линию.

Мальчик так много времени проводил у учителя, что практически считался членом семьи. Мне необходима смена и полная смена впечатлений иначе я чувствую себя больной». Она действительно происходила из одной из богатейших семей России. Некоторое время она занималась у известного актера и педагога Александра Павловича Ленского, который с гордостью говорил: «Моя новая ученица – будущая Сара Бернар. ». (Впрочем, спектакль вскоре запретила цензура и до премьеры дело не дошло. ) Сглотнув обиду, Ида благоразумно решила еще поучиться у профессионалов.

Особую любовь члены состоятельного семейства питали к музыке, которой и «заразилась» юная Ида. И с тех самых пор женщины, подражая Иде Рубинштейн, полюбили возлежать в томных позах среди наваленных на диване подушек. Ида просто просилась на фото, но позже будет написан портрет Иды Рубинштейн. Но тогда этого слова и в помине не было. Сама гордыня и сеет вокруг себя гордыню», – говорил он. Дед Иды Рувим (Роман) Осипович Рубинштейн сколотил огромное состояние на торговле ценными бумагами и основал известнейший банкирский дом «Роман Рубинштейн и сыновья».

В конце концов турецкие власти распорядились отбуксировать корабль в открытое море на следующий день после буксировки, 24 февраля 1942-го года, «Струма» погибла в результате взрыва. Лишь один раз ему пришлось сделать перерыв, на время поездки Иды в Москву. На картине изображена русская виртуозная балерина Ида Рубинштейн.

Хотела строить в Питере грандиозное здание нового театра из розового мрамора. «Танец семи покрывал» для Иды Рубинштейн поставил Михаил Фокин. Она же недвижима.

Изнеженная богачка молча выдержала все – и прохладу и пристальный взгляд художника, который не переносил никто, даже его родная мать. В 1909 году окончательно эмигрировала из России во Францию.

Модель по существу слаба и беззащитна. Музыку к спектаклю написал Клод Дебюсси, декорации создал все тот же преданный Лев Бакст. Учился у И. Е. Ида осталась одна. Ее восточная красота очень подходила для этих ролей. Напротив, художник выявляет и подчеркивает угловатую, резкую пластику ее тела.

Центром постановки в театре Комиссаржевской должен был стать «Танец семи покрывал», на музыку, специально для спектакля написанную Александром Глазуновым и Ида решила разучить и исполнить его самостоятельно. Они приумножили отцовские капиталы, занявшись крупнооптовой торговлей, в основном сахаром. Как похожа она на тюльпан, дерзкий и ослепительный. Он все время был в исканиях, – заметил о Серове в своих Воспоминаниях М. Добужинский.

ВойтиLiveПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласLiveСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиКиноПерсоныАктер киноПерсонаИда РубинштейнГоды жизни: 03 октября 1883 — 20 сентября 1960Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Актер кино, ТанцорПреподаватель танцовщицы Иды Рубинштейн Александр Ленский называл ее «будущей Сарой Бернар», а художник Лев Бакст — «мифическим существом». Портрет принадлежит к числу выдающихся образцов русского модерна.

Однако по замыслу Иды Рубинштейн в центре сюжета оказался танец главной героини. Сама Ида мечтала о карьере актрисы и сделала попытку выступить в главной роли в спектакле «Антигона». Труппа Иды Рубинштейн осталась в Европе ведущей балетной антрепризой.

Разрезы на платьях были отзвуком греческих и египетских костюмов цветные парики – память о синем парике Клеопатры яркие краски, шаровары, бюстье, цветные тюрбаны, любимые поколениями оранжевые абажуры – непроходящее влияние сценографии «Шехеразады». Монументальность есть в каждом ее движении – это просто оживший архаический барельеф. Лев Бакст потом писал, что «это была не хорошенькая актриса в откровенном дезабилье, а настоящая чаровница, гибель с собой несущая». Вероятно, многих удивит такая безалаберная, кочующая жизнь, при которой я не знаю, что будет со мной через неделю.

Все проекты Иды, начиная с ее Антигоны (1904), были направлены на прославление одного человека – себя. Последний в жизни Иды Рубинштейн. Оформлял спектакль Бакст: его декорации сочных контрастных цветов и яркие экзотичные костюмы произвели необыкновенное впечатление на зрителей. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Что у каждой эпохи свои эталоны.

Вскоре в театре был поставлен спектакль под названием «Саломея» и несмотря на то, что его запретил к показу Священный Синод за аморальные элементы, Ида сыграла в нем главную роль, что и принесло ей скандальную популярность. Кстати, на афише стояло только имя Бакста, что очень обидело Бенуа. Леон Бакст нарисовал для нее эскиз платья.

После «Антигоны» она обошла все крупнейшие театры обеих столиц, предлагая свои услуги в качестве актрисы и везде она производила фурор одним своим появлением. Даже в интерьерах появились детали из декораций к спектаклю. После долгих споров было решено везти одноактные балеты «Павильон Армиды» Николая Черепнина, «Сильфиды» на музыку Фредерика Шопена, «Пир» (сюита по произведениям русских композиторов) и «Египетское ночи» Антона Аренского по поэме Пушкина.

Европа хотела говорить об Иде Рубинштейн и Ида позволяла говорить о себе. Я то уезжаю в далекие страны, то подымаюсь в заоблачные сферы, по крайней мере мне лично так кажется. Успех антрепризы подвигнул Иду набрать постоянную труппу – из французских и русских танцовщиков. Звезда Иды Рубинштейн засияла над Парижем. Ярко выделяются только пышные черные кудри.

Балерина вошла в труппу С. Дягилева, принимала участие в знаменитых «Русских сезонах» в Париже. Она купила там особняк и принялась поражать французов эксцентричными выходками. Разрезы на платьях были отзвуком греческих и египетских костюмов цветные парики – память о синем парике Клеопатры яркие краски, шаровары, бюстье, цветные тюрбаны, любимые поколениями оранжевые абажуры – непроходящее влияние сценографии «Шехеразады». Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. В 1912 г. – Елена Спартанская по поэме Эмиля Верхарна. Она унаследовала все лучшие качества Рубинштейнов – хватку, напор, энергию, а главное, артистические наклонности и волю к победе.

(Ревнивый Дягилев никогда не простил ей этого и до самой смерти чернил конкурентку в интервью и частной переписке. ) В мистерии Мученичество святого Себастьяна на музыку Дебюсси (1911) Ида сыграла роль мученика христианской церкви, юного отрока в тунике и доспехах, казненного римлянами. Завораживали движения, полные страсти. Спустя два года Ида Рубинштейн участвовала в первых Русских сезонах Сергея Дягилева. Эти спектакли не только остались в истории мирового балета, но и повлияли на модные тенденции того времени: Францию захлестнула волна интереса к Востоку.

Абсолютно неожиданно даже для Дягилева «Шехеразада» стала главным событием сезона. А парижский архиепископ выразил возмущение тем, что католического святого играет женщина. Дед Иды, Рувим (Роман) Осипович Рубинштейн сколотил огромное состояние на торговле ценными бумагами и основал известнейший банкирский дом «Роман Рубинштейн и сыновья».

Пришла очередь балетов. Ида никогда не отмечала дней рождения, никогда не вспоминала о своем родном городе. Музыку к спектаклю написал Клод Дебюсси, декорации создал все тот же преданный Лев Бакст. Ее долго не отпускали. Перед премьерой спектакль тоже запретили. Лаконизмом цвета и рисунка картина напоминает плакат или стенную роспись. Однако ж недаром любители считают эту картину одним из лучших созданий мастера. Знаменитая танцовщица представлена обнаженной, без всякой идеализации формы.

Поселилась Ида на Французской Ривьере, в городке Ванс, где купила небольшой особняк. Шахрияр, уезжая, оставляет свой гарем и любимую главную жену Зобеиду. Для усиления наготы фон практически совпадает по оттенку с кожей Иды.

Нет ни единого движения. Фокина поддержал Лев Бакст, оформитель этого балета. А когда ей было десять и возникли разговоры о хорошем образовании, Иду (на имя Лида она больше не отзывалась) отправили в Петербург, к тетушке Анне Петровне. Наиболее ретивые отрицатели требовали удаления картины из музея Александра III.

Балет поставила сестра Вацлава Нижинского, Бронислава. Ида Рубинштейн скончалась от сердечного приступа в 1960 году. Девятилетнюю девочку забрала к себе в Петербург старшая двоюродная сестра. Она мечтала об уайльдовской Саломее.

У него было двое сыновей – Леон (Лев) и Адольф. Мечта стать актрисой преследовала ее. Но критики дали отрицательные отзывы о начинающей актрисе.

Звезда Иды Рубинштейн засияла над Парижем. Он сломал перспективу.

Последний раз Ида вышла на сцену в драматической оратории Онеггера «Жанна дАрк на костре». «Это существо мифическое Как похожа она на тюльпан, дерзкий и ослепительный. Мать, осознав, что сын увлечен рисованием, отправилась с ним в Париж, где тогда жил Репин. Здесь планировалась премьера «Саломеи» по одноименной трагедии Оскара Уайльда и Рубинштейн должна была сыграть главную роль. Она могла наполнить танец змеиной пластикой или изломанными графическими линиями. Оскорбляла критиков портрета не нагота героини, а надругательство над красотой.

Ида, которая всю свою жизнь была более чем равнодушна к религии, приняла католичество. Лишь говорили – кажется, родилась в Петербурге, то ли в 1880-м, то ли в 1885-м Утверждали, что при рождении ей было дано имя Лидии или Аделаиды. Абсолютно неожиданно даже для Дягилева «Шехера-зада» стала главным событием сезона. Ида больше никогда не возвращалась в Россию – теперь Париж стал ее настоящим домом. Ида была изменчива и непредсказуема.

Она застыла, как каменная статуя. По этому образцу – идол и толпа – «Болеро» впоследствии будут ставить великие хореографы двадцатого века. Теперь Ида, разведенная и богатая, была свободна и могла полностью распоряжаться собой. А до маленького Вали руки особо не доходили. А голову Серов сложно развернул в полупрофиль. И она вернулась к своей идее стать трагической актрисой.

И роль, которую она себе «выбила», всех повергла в шок. Она резко отвернулась от мужа, подошедшего к ней для поцелуя. Ее вера, как вспоминают немногие видевшие ее в то время, была не истовой, но глубокой и искренней. Из досок и табуреток в церкви Шатель было сделано ложе, накрытое желтым покрывалом. Танцор становился плоским, как бы двумерным.

Чистякова (1880-1885, не окончил). Вернувшись ненадолго обратно в Россию, выйдя замуж за двоюродного брата и поменяв иудаизм на православие, Ида решила покорить столичную сцену, поставив на собственные средства произведение «Антигона», авторство которого принадлежит греческому классику Софоклу. Как она нетерпелива и страстна. Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905.

Она впервые выступила на публике в «Танце семи покрывал». Во время подготовки «Египетские ночи» переделали, музыку Аренского дополнили фрагментами партитур других композиторов, дописали финал получившийся балет был назван «Клеопатра». Спектакль, воспринятый как антифашистский протест имел неожиданно шумный успех.

Но он никак не может приказать, чтобы зарезали его любимую Зобеиду. Таганцевой. Иду Рубинштейн — знаменитую танцовщицу, которая стала звездой «русских сезонов» и покорила Париж своей необычной красотой и пластикой, художник впервые увидел на сцене в роли Клеопатры.

Как бы ни оценивать спектакли этой труппы, она собирала полные залы. Вся французская столица без ума от дягилевских сезонов. Центром постановки в театре Комиссаржевской должен был стать «Танец семи покрывал» на музыку, специально для спектакля написанную Александром Глазуновым и Ида решила разучить и исполнить его самостоятельно. Премьеры следовали одна за другой. Случайная цитата о Серове: «Баба в телеге» прошла на выставке незамеченной и, правда же, нельзя винить публику за то, что она проглядела этот шедевр, так как трудно найти что-либо более скромное, тихое и незатейливое по эффекту.

К сожалению, в нем нет музыки». Такой, с отточенными движениями, полной затаенного чувства, ее увидел В. Серов. Балет поставила сестра Вацлава Нижинского, Бронислава. Затем «мумию» постепенно разворачивали, пока Клеопатра не представала во всем блеске – в голубом парике и великолепном египетском костюме, больше открывающем тело, чем скрывающем.

В исполнении этой дерзкой идеи ей помог случай. В дальнейшем, когда и Репин и Серовы вернулись в Россию, они возобновили занятия. Лев Бакст потом писал, что «это была не «хорошенькая актриса в откровенном дезабилье», а настоящая чаровница, гибель с собой несущая». Серова.

Премьера состоялась в 1904 году, однако публикой постановка была принята очень холодно. Напротив, художник выявляет и подчеркивает угловатую, резкую пластику ее тела. Артистку похоронили согласно завещанию — тайно и безо всякой огласки. Ида Рубинштейн обратилась в несколько крупных театров Петербурга в поисках ролей. Во время подготовки к гастролям «Египетские ночи» сильно переделали: музыку Аренского дополнили фрагментами партитур других композиторов, дописали финал получившийся балет был назван «Клеопатра». И снова невероятный успех – который, по свидетельству очевидцев, был во многом вызван тем, что во время действия было совершеннно невозможно понять, какого же пола исполнитель роли Себастьяна. После освобождения Парижа она вернулась в любимый город, но остаться там не смогла.

Да не в какой-нибудь, а в самый современный, о котором все говорят идущий против течения. И тогда Фокин посоветовал взять свою ученицу Иду Рубинштейн: «Она высокая, красивая, пластично движется: мне кажется, она прекрасно подойдет». Однако Священный Синод запретил спектакль, сочтя его чересчур откровенным. Ее танцует Ида Рубинштейн.

Участвовала в двух первых Русских сезонах С. П. Дягилева. Он хотел, чтобы действие разворачивалось на открытом воздухе и героями массовых сцен стали заводские рабочие — аллюзия на оперу Жоржа Бизе «Кармен». На ее глазах свершается кровавая бойня. Это было в 1935 году. А длиннейшие ноги обвиты зеленым шарфом. После гибели «Струмы» подпольная еврейская организация «ЛЕХИ» поставила цель отомстить британскому руководству.

Она не на шутку рассердилась на этот отъезд. В качестве звезд труппы ехали Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Михаил Фокин, выступавший не только как танцор, но и как балетмейстер всех постановок, – весь цвет тогдашнего русского балета.

Репин назвал Иду гальванизированным трупом (оговорившись позже – в цикле его работ это вещь неудачная, но как она выделялась, когда судьба забросила ее на базар декадентщины), а Суриков- безобразием. Им же принадлежали несколько банков, сахарные заводы, пивоваренный завод «Новая Бавария» Состояние Рубинштейнов было невероятным. Ида молчала: быть женщиной-загадкой ей необыкновенно нравилось. Труппа Иды Рубинштейн осталась в Европе ведущей балетной антрепризой. Вот что берет все мое время. Училась истории искусств, назначая знакомым свидания в Эрмитаже. Ему требовалась модель.

Идет 1910 год. Томную Иду современники называли нездешней сомнамбулой. Задачей было донести аромат Египта в «Клеопатре». – И я рад ибо в душе – скандалист, -дайна деле, впрочем.

Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Леон и Адольф Рубинштейны были прекрасно образованными людьми, они стояли у истоков харьковского отделения «Русского музыкального общества», в их домах регулярно собиралась интеллигенция Харькова. Ей было 52 года.

Она задумала на свои средства поставить трагедию Софокла «Антигона» и сыграть в ней главную роль. Опора на руки, которые образуют равнобедренный треугольник. Однако их противостояние длилось недолго: в августе 1929 года Дягилев скончался в Венеции. Фигуру ставили лицом к зрителю на котурны. Игорь Стравинский написал для нее «Персефону» и «Поцелуй феи», Морис Равель создал «Болеро», то самое знаменитое произведение, о котором сам автор говорил: «Я написал всего лишь один шедевр – «Болеро», но, к сожалению, в нем нет музыки». Равель задумал создать произведение, в котором чувствовался бы «народный мотив обычного испано-арабского рода».

Серов был очень доволен портретом. Пирующие гуляки прислушивались, постепенно оживлялись, захваченные наваждением, возбужденно приближались к столу – и захлестывали танцовщицу. В исполнении этой дерзкой идеи ей помог случай. Внутренне чутье его не обманывало – эта работа стала переломной в истории изобразительного искусства. Русский музей был полон желающих взглянуть на картину. Зал не мог дышать, а затем буквально взвывал от восторга. Правда, работа у нее не пошла. Платья стали стилизовать под египетские костюмы, женщины носили цветные парики (в синем парике Ида танцевала Клеопатру), тюрбаны и шаровары. После этого постановку запретили.

Она не любила говорить о своем происхождении. Как бы ни оценивать спектакли этой труппы, она собирала полные залы. Так она пришла в балет. Конфликт был улажен только много лет спустя, перед самой смертью ДАннунцио. Рабыни постепенно разматывали двенадцать шалей.

Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)Художник, график. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Всюду, где появлялся этот портрет, вокруг него разгорались яростные споры. Ее дом был разрушен, никого из прежних друзей не было.

Весной 1904 года под псевдонимом Лидии Львовской Ида Рубинштейн дебютировала в «Антигоне» и потерпела крах. Потом были роли Маргариты Готье и Настасьи Филипповны из Идиота.

По правде говоря, данных у нее для этого было крайне мало. Успех антрепризы подвигнул Иду набрать постоянную труппу – из французских и русских танцовщиков. Дебютантка очень серьезно отнеслась к делу. Одна поза. Прохладные рецензии не остудили пыла Рубинштейн.

Курс истории русской литературы, уже по окончании гимназии, Иде читал на дому профессор А. Погодин, который оставил воспоминания о 18-летней девушке: «Она производила впечатление какой-то «нездешней» сомнамбулы, едва пробудившейся к жизни, охваченной какими-то грезами Уже тогда она изъездила чуть не всю Европу, отлично говорила на нескольких иностранных языках, знала историю искусства, отлично писала». Состояние Рубинштейнов было невероятным. Станиславский назвал ее бездарно голой, но исследователи творчества Ахматовой не исключают, что позднейшие строки вихрь саломеиной пляски навеяны в том числе и танцем Рубинштейн. Своей библейской внешностью она как никто подходила для этой роли.

Вызывающий внешний вид красавицы не оставил равнодушными многих сценических деятелей и сам великий Станиславский переманивал актрису к себе в театр. Впервые Валентин Серов увидел Иду Рубинштейн в «Шехерезаде» Н. Римского-Корсакова. Исключительно декоративная, с прекрасной мимикой и выразительными жестами, Ида с первого момента привлекала к себе основное внимание и не отпускала зрителя до конца. И, конечно, они отправились в Гранд-Опера, где давала балеты труппа Сергея Дягилева.

Ей было 52 года. Но Иде так понравилась идея быть первой русской Саломеей – персонаж, как бы сейчас сказали, культовый для эстетики модерна, – что она все же решилась выступить в этой роли, хотя и не в полноценном спектакле. Она дала согласие позировать Серову обнаженной, единственная из всех светских дам.

Ноги и тело извиты, как в позе йоги. В частности, в 1944 году организацией «ЛЕХИ» был выслежен и убит Уолтер Гиннесс. Ида никогда не отмечала день рождения, никогда не вспоминала о своем родном городе. Сиротку любили и баловали, но не забывали, что ее надо учить.

Был нанят и учитель танцев но к танцам Ида оказалась не способна. Премьера состоялась 22 ноября 1928 года. Ида заказала ему для премьеры своей труппы экзотическую композицию на испанские темы – и Равель написал для нее «Болеро». Но балерине это несложно. Дом на ушах стоял: к матери приходили нигилисты и революционеры, к отцу – писатели, скульпторы, музыканты, художники. Это и есть появившийся в то время стиль модерн.

Это было достигнуто в том числе тем, что Серов рисовал обнаженную модель. Фокина поддержал Лев Бакст, оформитель этого балета. После произошедшей в России революции средств стало заметно не хватать. Однако и это злословие со стороны мэтра сыграло на руку популярности восходящей звезды. Но чуткий Серов прекрасно понимал, что красота не есть нечто застывшее в веках.

Модель сливается со стеной. Эта эротика, полная таланта, станет ее фирменным стилем. Возродил в искусстве обстановочный портрет – портрет-картину. В 1909 году известный антрепренер Сергей Дягилев готовил свой очередной «Русский сезон» в Париже, куда впервые должны были войти балетные спектакли. Равель говорил про свой балет: «Я написал всего лишь один шедевр — «Болеро».

Когда Ида застыла в последнем па, зал ошеломленно молчал. Он боялся, что она не выдержит его взгляда, который проникает в самую сущность натуры. Непрофессиональная танцовщица Ида Рубинштейн, умевшая эксплуатировать образ роковой женщины, свела с ума парижан, спешивших на русские балеты Дягилева. Там она и прожила до конца своей жизни – тихо, скромно, практически ни с кем не общаясь. Последний раз Ида вышла на сцену в драматической оратории Онеггера «Жанна дАрк на костре».

Фокин буквально слепил из дебютантки невероятный образ. Лев Бакст потом писал, что «это была не «хорошенькая актриса в откровенном дезабилье», а настоящая чаровница, гибель с собой несущая».

Впоследствии Ида Львовна владела четырьмя языками. Ребенок рос замкнутым, угрюмым. Рубинштейн попыталась еще раз создать частный спектакль – ту же Саломею, на собственные средства. Парижская публика оценила ее обаяние, выразительную пластику и актерскую игру.

Вернувшись, шах узнал об измене и отдал приказ, чтобы всех его жен убили. Что из ее рассказов было правдой, а что вымыслом – никого не интересовало. Самые удачные роли Иды – Клеопатра и Шехеразада в Русских сезонах Сергея Дягилева. Сейчас мы бы это назвали стриптизом. Но Иде снова повезло. Иссиня-черные, а позже красно-рыжие густые кудри. Серов мечтал написать знаменитую танцовщицу и, наконец познакомившись с ней, спросил, согласится ли она позировать ему «в том виде, в котором венецианские патрицианки позировали Тициану», то есть обнаженной.

В этом же году ее приобрел музей Александра III (нынешний Русский музей). Тогда она уговорила Михаила Фокина давать ей частные уроки. Расходы Иду не смущали – средств ей хватало на все. После премьеры отзывов в прессе почти не появилось. Он скептически к этому отнесся, поскольку так поздно в балет не приходят.

Однако выступления Иды Рубинштейн обеспечили труппе настоящий триумф. А в следующий момент она вся дрожит, поджидая любовника. Театр по-прежнему оставался ее страстью. Но Ида была бесстрастна.

Спектакль поставили в апреле 1904 года. Прекрасной половине человечества портрет в большей степени пришелся по душе. Лишь говорили – кажется, родилась в Петербурге, то ли в 1880-м, то ли 1885-м.

Танцовщица и актриса, для которой работали великие художники, режиссеры и композиторы. Она никого не оставляя равнодушным. Развод был оформлен так же быстро, как и брак. 768 пассажиров судна (из них 103 – дети) погибли.

Хореографом была Бронислава Нижинская декорации выполнил Александр Бенуа. Ида унаследовала огромное состояние. Нервный поворот головы. И это в то время, когда в моде были пухлые, мягкие, большеглазые красавицы эпохи модерна. «Это существо мифическое.

Появление Рубинштейн на сцене было эффектно обставлено. Лев Бакст писал, что после «Дягилевских сезонов», особенно после «Клеопатры» и «Шехеразады» изменилась даже французская, а следовательно и мировая мода. Игорь Стравинский написал для нее Персефону и Поцелуй феи, Морис Равель создал Болеро, то самое знаменитое произведение, о котором сам автор говорил: Я написал всего лишь один шедевр – Болеро, но, к сожалению, в нем нет музыки. Последний уже был знаменит своими бурлаками, да и Валентина Семеновна хорошо его знала.

Я же нахожу в ней наибольшую прелесть. Тема «жизни напоказ» очень увлекла Серова в последние годы его творчества и образ Иды Рубинштейн как нельзя лучше подходил для раскрытия этой темы. Ида сходила с котурнов – полуобнаженная, нечеловечески высокая, с волосами, покрытыми голубой пудрой (кстати именно Рубинштейн ввела моду на цветные волосы). Художник отказывается от деталей изображения окружающей обстановки, сосредоточив все внимание на пластике, выражающей главное существо Иды Рубинштейн. Рубинштейн Ида Львовна (1880–1960), артистка балета, ученица А. П. Ленского и М. М. Фокина.

Как водится, все причуды и оригинальности тут же раздувались вчетверо: все преувеличено в ее посмертном мифе. Обнаженная, беззащитная модель распластана в пространстве.