Картина Иеронима Босха Сад Земных Наслаждений
Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений».
Сад земных наслаждений (триптих Босха)
Такими они считаются и сегодня. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток.
Земляника – знак праведности и трудолюбия. Это вообще был тренд в то время. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование.
«Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха
Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Тема смерти пронизывает все творчество того периода — в этом плане Иеронима Босха, творившего для своих современников, сложно назвать выбивающимся из общего ряда. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Завороженно вглядываясь в причудливые создания, собранные Босхом из всех мыслимых материалов, в его зверолюдей, древорыб и птицекораблей, размывающих границы между живой и неживой природой, животными, растениями и человеком историки часто их интерпретируют по принципу конструктора.
Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом
Они считали все материальное проявлением зла. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет.
Антония». Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны.
Это – третий день творения. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. – М. : Белый город, 2007, стр. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником.
По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Приблизительное время написания — 1500-1510 годы. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо.
Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра
Блажен народ, у которого Господь есть Бог. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Впрочем, невсе сэтим согласны.
судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Но что. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей.
История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха
Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте.
Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.
ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты).
Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Период, когда он был написан, отличался снижением уровня религиозности населения Европы и, в частности, Нидерландов, первым расцветом капитализма после отмены гильдий. Эрмитажный Сад земных наслаждений теперь может увидеть каждый.
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании.
Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Босх же смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.
Сад земных наслаждений, Иероним Босх
Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы.
Выколотые глаза, царапины, замазанные части тела – всё это очень наглядно показывает, как относились к живописной манере Босха те, кто жил значительно позже него. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Работа представляет триптих только формой.
Скрытые символы и загадки триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»
Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию.
Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Обратимся к ним. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Триптих нидерландский художник посвятил греху, религиозным представлениям относительно устройства мироздания.
Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Дерево, масло, 389220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха. Босх— воистину великий комбинатор.
Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. По бокам находятся другие сюжеты. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Почему. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов: гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия и зависти. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов.
10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»
Это будет один из переходов от Рая к греху. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю.
Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи.
Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
Картина «Сад земных наслаждений»
Он повелел и все создано». Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. «Сад земных наслаждений» — одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516). В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений».
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Так, вишню иногда называют райской ягодой, ее сладость символизирует мягкость натуры доброго человека. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику.
«Сад земных наслаждений» Иероним Босх
Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться.
В центре картины небольшой Остров Рай с ангелами. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.
И выяснить, кто же всё-таки автор этого полотна. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира».
Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Босх.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку.
Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Они хотят отыскать боковые створки триптиха последователя Босха, если они, конечно, есть. Ночто.
Три версии расшифровки нотной записи с ягодиц грешника на картине Иеронима Босха
Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.
Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Дьявольский механизм— вычлененный из тела орган слуха— составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине.
10 символов, зашифрованных в знаменитой картине Сад земных наслаждений
Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Логика вцелом здравая, нопорой заводит слишком далеко, так какдва плюс два невсегда равно четырем. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой.
Возьмем один случай. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Ведь им вполне может оказаться другой великий нидерландский художник – Питер Брейгель. Возьмем один случай. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть.
Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Как он не попал на костер инквизиции, которая в его время набрала полную силу, особенно в Испании. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления.
Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). А у специалистов появились новые цели. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. – спрашивает он. На правой створке изображён ад. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим.
Триптих «Сад земных наслаждений»
На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора.
Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой.
В Эрмитаже представили копию «Сад земных наслаждений» Босха
Однако сова, занимающая важное место практически на всех картинах Босха, может быть истолкована по-разному. Оно символизирует одну из фаз алхимического процесса, когда при повышенной температуре происходит соединение элементов с противоположными свойствами. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Вероятно, Босх радел за то, чтобы полотен с изображением дьявольских образов, устрашавших простых смертных, было как можно больше, чтобы люди держали в узде свои страсти не грешили.
Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть.
Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха
В центре находится гротескная фигура монстра. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство.
Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Место расположения—Музей Прадо (Мадрид). Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь творчества Босха Шарль де Тольнай: «Главная цель художника – показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.
Картина «Сад земных наслаждений» Иероним Босх
Босх вышел из этой ситуации специфически. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. На нем нет ни людей, ни животных.
В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Обусловлено это тем, что задница была едва ли не главной героиней средневекового нидерландского фольклора. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. 2.
Сад земных наслаждений (триптих)
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что кувшины на ногах Кроноса – это котурны, как у актеров игравших в греческих трагедиях.
Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см.
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
Часть из них стала демонами. Долгое время считалось, что большинство работ Иеронима Босха предназначены для церквей, —на это указывал как формат триптиха, так и форма складня, которая считалась наиболее удачной для алтарей.
Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Босх – воистину великий комбинатор. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники.
В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей.
Мораль Босха через призму Сада земных наслаждений
Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Возможно, под влиянием заказчика Иероним Босх демонстрирует знакомство с представлениями Эмпедокла – древнегреческого философа, который утверждал, что материальный мир шарообразен: в Золотой век Вражда была снаружи, а Любовь – внутри затем постепенно в мир вошла Вражда и Любовь была изгнана в наихудшее время Любовь целиком оказалась вне шара, а Вражда – целиком внутри.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. По датам всё сходится. Вот таким образом люди грешили и боялись, боялись, но все равно грешили и жили в страхе Божьего суда и со дня на день ждали конца света. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней.
Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Уже зрелым мастером Босх создал Воз сена (1500-1502 гг. ) — трехстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин.
- 15 малоизвестных фактов о самом загадочном триптихе Иеронима Босха
- Популярные трактовки некоторых образов
- Гигантская земляника, свинья-монашка и птица на коньках: как расшифровать символику Босха
- Разгадана тайна китайской Терракотовой армии
- Во Франции обнаружили эскиз обнаженной Моны Лизы
Однако, даже если Диксон права иэтот мотив взят изсимволики алхимии, есть вероятность, что Босх воспользовался им для создания экзотического антуража, авовсе недля прославления тайной мудрости. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Долой усталость.
На этой картине то, что было лишь намеком в Раю, приобретает зримую явленность, выпуклую телесность, рельефность греха. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят.
- Самые страшные женщины на земле: девы-воительницы государства Дагомея — откуда они взялись и куда делись
- Фальшивка на миллионы: знаменитые свитки Мертвого моря оказались поддельными
- В аэропорту Мюнхена продают блюда из лишних продуктов
- Куда поехать в 2019 году: лучшие идеи для путешествий от
- Наедине с Санта-Клаусом: самые идеальные рождественские города Европы без толп туристов
- Об этом лучше молчать: пилоты рассказали правду о полетах
Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и— прежде всего— открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
В центре композиции поднимается Источник Жизни— высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями.
- Самый путешествующий человек в мире, посетивший 195 стран дважды
- ВИДЕО: Человек-паук задержан после покорения небоскреба в Лондоне
- Университет Сороса из-за давления властей готов переехать из Будапешта в Вену
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
- Жизненный путь, алтарь Воз сена
- Земной Рай, композиция Видения загробного мира
- композиция Видения загробного мира
«Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет.
Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее.
- Аллегория чревоугодия и любострастия
- Странные прозрачные и непрозрачные сосуды
- Самое интересное в виде мозаики
- Человек-дерево с крысино-рыбьим хвостом
- Словари и энциклопедии на Академике
- Правая створка («Музыкальный Ад»)
- Человек-дерево скрысино-рыбьим хвостом
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным.
Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Долой печаль. Впрочем, не все с этим согласны. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. И, по идее, должна не ведать стыда. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. – М., 1992.
Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Ее значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.
И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. На замерзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Его способность к визуализации воображаемых пейзажей сделала его таким же популярным, как стал три столетия спустя Сальвадор Дали, который тоже был виртуозным визионером.
Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Завтра – поздно». Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. По мнению Френгера, элитарное религиозное сообщество Богоматери в Хертогенбосе, к которому принадлежал художник, на самом деле было Адамитами и заказанный ими алтарь, особенно центральная часть, – ни что иное как пересказанная изобразительными средствами доктрина и программа секты.
Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. 6.
Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Она смотрит прямо на зрителя. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.
По средневековым представлениям, бабочка – знак ветреного желания, утка – разврата, поскольку погружается в грязь по самые глаза. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Все же это были люди другой психологии. «Извлечение камня глупости»). Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.
15. Ею не украсить церковный алтарь. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Сколько людей – столько и мнений.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию.
В третьей части трптиха Босха, художником в беспощадной, мрачной реальности показаны различные виды мучений «умноженных» законопреступников, тела которых проглатывает Птица-Сатана, восседающая на троне. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Босх.
Впрочем, они не смогли настолько повредить полотно, чтобы его невозможно было восстановить. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей.
В центре мы видим некое причудливое сооружение. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Пусть сердце горит негой.
Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц (Искушение святого Антония триптихи Сад наслаждений и Поклонение волхвов Корабль дураков), сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.