Картина Ильи Репина

«запорожцы» (1891 год)Кроме того, в процессе работы над «Запорожцами», помимо сотен эскизов и карандашных набросков, Илья Репин написал три масляных варианта картины. И о том, что картина «Сыноубийца» не эскиз, как может показаться в начале, говорит почти стершаяся надпись «Илья Репин 1909 год». Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. На картине «Не ждали» Илья Репин изобразил момент встречи революционера, вернувшегося из ссылки и его семьи, которая отмечалась видеть его живым.

Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 – 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными. Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно. Так, Ф. А. Бруни, занимавший в то время должность ректора Академии художеств, назвал творение Репина «величайшей профанацией искусства», в то время как В. В. Стасов поставил его в один ряд с «самыми замечательными картинами русской школы». Картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин приезжал писать в прилегающую к Екатеринодару (Краснодар) станицу Пашковскую, так что чуть менее половины морд на полотне принадлежит кубанским казакам конца XIX века.

Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Замысел второй исторической картины появился у Репина в начале 1880-х годов под влиянием кровавых событий, захлестнувших Россию.

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Другой академией для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Убийство свершилось.

Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.

Посетителям воронежского художника музея им. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».

Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.

«Роковой» художник: 
мистика и мифы, 
связанные с картинами

«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина

Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. О чем эта история.

В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.

Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Комната небогатой интеллигентной семьи. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.

Черная энергетика 
картин Ильи Репина

Черная энергетика картин Ильи Репина

Стасов присылает ему все, что он просит. 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.

Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе.

Как Илья Репин изменил 
картину об Иване 
Грозном через 25

Как Илья Репин изменил картину об Иване Грозном через 25 лет после ее создания

В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.

Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Новое направление в живописи поразило и одновременно разочаровало художника: по его мнению, картины были интересны в технике написания, но лишены всякого смысла.

Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.

На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.

Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.

Описание картины 
Ильи Репина «Не 
ждали»

Описание картины Ильи Репина «Не ждали»

Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. С первого раза Илье не удалось попасть в академию и он стал учиться в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников, где познакомился с преподававшим там молодым живописцем И. Н. Крамским. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Для него важно показать всю сложную гамму чувств, владеющих заточенной в монастырь царевны, ее гнев и неистовое желание отомстить.

Америка—Франция—Россия. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Исследователи отмечают, как много в картине самых разнообразных оттенков смеха: заразительный хохот, мрачная ироничная усмешка, легкая веселая улыбка.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.

  1. Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  2. Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  3. Персоны и личности (интересное о известных)
  4. Картины Ильи Репина – мастерство художественного маэстро
  5. Все Картины Илья Репин по алфавиту

Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ.

В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.

  1. Топограф иконописец, студент Академии художеств
  2. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  3. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  4. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  5. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. За окном летний день. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией.

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.

  1. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  2. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
  3. «Торжественное заседание Государственного совета»
  4. Портрет премьер-министра Столыпина
  5. «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»
  6. Самое интересное в виде мозаики

Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Все заняты. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами).

Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Л. Н. Толстого». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде.

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Возвращается в Россию летом 1876 года. Он идет прямо к матери.

Третьяков»109. Общение с прежними друзьями было только заочным.

Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново. Репин дважды подавал прошения об отставке. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Картины Репина (фото) с названиями
  • Биография художника Ильи Репина
  • Краткая характеристика творчества

Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Он оказал значительное влияние не только на живопись, но и всю русскую культуру. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.

О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Казалось, она спит. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности.

По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Илья Ефимович был разносторонним художником, может именно в этом заключался его гений. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.

  • Путеводитель по Перми и Пермскому краю
  • Поездка за границу и жизнь в Москве
  • Жизнь и творчество художника Ильи Репина, описание

В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.

Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Много учился на написании портретов близких и друзей. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.

Она была закончена только в 1891 году. О картине появилось много статей в периодической печати. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

Картины Репина с 
названиями история 
создания, сюжет

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В то время была распространена практика, когда из государственного музейного фонда произведения отправляли в провинциальные музеи, чтобы усилить их коллекции. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.

Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.

В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Каждый персонаж переживает что-то своё.

у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.

В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Репин никуда не делся. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.

» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.

Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Публике картина понравилась.

Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.

Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. М. Бунакову.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Мне минутами становилось страшно. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична.

Эта история получила название «бунт 14». Музыка переносила его в мастерскую, к картине.

Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Не доносчик ли. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III).

С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.

Судьбы детей Репина сложились по-разному. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.

Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).

Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.

Такой подход к творчеству оценил не каждый. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Сначала она находилась в коллекции Рябушинского. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ).

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что абсолютно отвечает истории». Имя Репина стало широко известным. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.

В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.

2. Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.

В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».

Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Берег Волги. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.

В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. – Она написана на меньшем формате, в ней появились черты модерна, есть акцент на восточной роскоши. Она ушла из жизни в 1931 году55. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.

Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.

Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.

Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В эту минуту в комнату вошел Христос.

Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.

Репин стал очевидцем казни народовольцев. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Силу человеческого духа увидели в картине современники. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Репин забыл о конкурсе, об Академии.

Работал весь день, не замечая времени. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Так ли это – судить зрителям. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Они жили в Пенатах в течение двух недель. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.

Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Смирение в его стекленеющих глазах, в противовес неистовости отца, подчеркивает всю жестокость действительности, погубившей молодую жизнь. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.

Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему.

Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.

Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.

Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.

В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников.

Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.

С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.

Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко.

По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Репин был в восторге от смелого и дерзкого ответа запорожцев и сразу же сделал карандашный набросок.

На моих друзей она производила то же впечатление. И вот уже перед нами не царь, а отец. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Репин встречал их по средам.

«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.

Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.

В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В полумраке комнаты испуганно жмется к стене одетая в черное девочка-послушница, прислуживающая Софье. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины.

В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.

Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.

Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Современники поговаривали, что именно после создания картины об Иване Грозном и его сыне у художника начались проблемы с правой рукой и тогда он начал писать левой. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.

Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Этюд получился превосходный. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).

Репин считал сам эту картину красивой. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Немногие детали — растрепавшиеся волосы Софьи, ее расширенные горящие глаза, складка между нахмуренными бровями, сдвинутый стул и смятая скатерть, покрывающая стол, — говорят о том, что лишь минуту назад погасла вспышка ярости, охватившая царевну. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Вегетарианцем стал и сам Репин. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).

Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».

Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.

По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

Илья Ефимович Репин – самый влиятельный художник России на рубеже XIX – XX веков. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.