Картина Куинджи Утес

Список картин Архипа Ивановича Куинджи

Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Ученики с благоговением молчали.

Там поселились семьи художников, граверов, натурщиков. Рисовал с детства, где только мог. Так было со мной, но я добился своего, а ведь другие погибают. Он заточается в своей мастерской и втайне даже от ближайших учеников и друзей отдается усиленной работе, новым исканиям. В 1868 году художник принял участие в академической выставке.

Архип Куинджи: история 
жизни впяти картинах

Архип Куинджи: история жизни впяти картинах

Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. Вся культурная Россия знала Куинджи. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога.

Многие хотели свою «Лунную ночь» — и художник иногда шел навстречу. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Другой ученик, пришедший вместе с Борисовым, оставался в мастерской недолго. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг.

«Снежные вершины», 
Архип Иванович Куинджи 
— описание картины

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

Во время затворнического периода своей деятельности Куинджи не оставляет поиски художественного воплощения своего мировосприятия. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Определяется и творческий метод художника. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя.

И это действительно было так – настолько необычной и, в то же время, до крайности правдивой казалась куинджиевская картина с ее темно-синим глубочайшим небом, стройными тополями, лунным светом на стенах хат, величаво-недвижным покоем, тишиной южной ночи и одиноким огоньком, теплящимся в окошке. Искрится легкая рябь на воде. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Неторопливо, спокойно ведет художник в своих картинах повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».

Крупнейшим творческим достижением Куинджи стала картина «Лунная ночь на Днепре». В северной природе царят гармония и покой. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского.

Художник много путешествовал. Петровская, 82). Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи солнцепоклонничество. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован.

Другие картины Архипа 
Ивановича Куинджи

Другие картины Архипа Ивановича Куинджи

Куинджи также стал руководителем пейзажной мастерской. Вот до чего доползла змея клеветы. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова.

«Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Страдания художника были невыносимы. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Привычным движением кисти Айвазовский дал ему полную оснастку.

  • Мастер пейзажной живописи Архип Иванович Куинджи
  • «Оскорблял традиционные святыни»
  • Штрихи к портрету: 6 забавных историй об Архипе Куинджи
  • Куинджи Архип Иванович – великий русский пейзажист
  • Архип Куинджи: пейзажная философия прославленного художника
  • Архип Куинджи – поэт ночного неба

В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. Похоже, эту инаковость во всем ему и не смогли простить ему коллеги. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.

Картина На севере диком. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли.

  • Картины — Куинджи, Архип Иванович
  • Архип Куинджи — художник, который был влюблен в Крым
  • Григорьев Валентин Иванович (список работ)
  • Он любил поэкспериментировать с химикатами и придумал концептуализм
  • Все Картины Архип Куинджи по алфавиту

А если вдруг и случится им закрепиться, тогда падет искусство искусства не будет вовсе. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Высокие нагорья увлекали мастера близостью к небу, давали ощущение единства мироздания. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников.

Льды, торосы, снежная пустыня с чумом да упряжкой собак. Как тут не вспомнить «Пощечину общественному вкусу» футуристов и все, что принес нам русский авангард, — однако опрокидывание устоев началось не с них. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Даже нападки делали это имя еще более значительным. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. Мы в перечне библиотечных блогов
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Словари и энциклопедии на Академике

Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Айвазовский вошел спокойно, с гордой осанкой прославленного артиста. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи.

Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». — Пожалуйста, — согласился Куинджи, — чему сумею, научу, Иван Константинович.

Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Они не держали даже прислуги. — К чему.

Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Нет, надо помогать всем трудящимся России. Куинджи не стал чрезмерно затемнять пространство, но с помощью лунного света, несколько усиленного за счет отражения, сделал освещение более «качественным», придающим полотну эффектную изюминку. Он любил писать небо: с крыши петербургского дома из специального «гнезда» на дереве в Крыму, наблюдая движение облаков в степи. Они встречались и раньше, когда Куинджи пользовался наибольшим успехом.

В картине нет ярких световых эффектов. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». В следующий момент он уже взлетел вверх, попытался ухватиться за чьи-то плечи, вслед за тем испытал жуткое чувство падения и снова полет к потолку. Наконец Куинджи доставили на пол. — Безобразие, — добродушно ворчал профессор — как эт-то можно — взять и подбросить. Ах, как живо помню я его за этим процессом. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15.

Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Знают как строгого критика и в глубине его часто резких суждений было искреннее желание успеха всему достойному. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга.

Страдания художника были невыносимы. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Для многочисленных эскизов характерен его общий творческий подход к живописной работе – домысливание, досочинение того, что он видит или пишет зачастую по памяти.

«Украинская ночь» — начало зрелости мастера. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев.

На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. В картине нет ярких световых эффектов. Впервые Березовую рощу Куинджи написал в 1879 году.

Мастер пейзажной 
живописи Архип Иванович 
Куинджи

Первое прикосновение к краскам и кистям. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Только, как помогать — другой вопрос. В черной комнате направил на картину луч электрического света, усилив таким образом эффект свечения и дав повод Репину написать: «Восторги зрителей переходят в какую-то молитвенную тишину». Тишина царит над миром. В. М. Так же и Вера.

В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Этот свет обволакивает, ласкает и превращает небо в подобие дорогого полотна из бархата. Архип Иванович учил живописи Н. К.

Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Куинджи был непохож на своих коллег еще потому, что был фактически самоучкой.

Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство». Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. Однако без влияния Айвазовского точно не обошлось — первые картины Куинджи конца 1860-х, о которых до нас дошли лишь обрывочные сведения, назывались «Буря на Черном море» и «Рыбачья хижина на берегу Черного моря».

В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Формально поводом для выхода из содружества стала анонимная публикация в газете «Молва»: автор — позже выяснилось, что это был барон Михаил Клодт, художник-передвижник и племянник знаменитого скульптора, — упрекал живописца в злоупотреблении особым освещением и страстью к дешевым эффектам, называя Куинджи то дикарем, то «мудрым Греком». А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.

В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками.

Мелкий сеющий дождь размывает очертания предметов и повозки на заднем плане сливаются в единый поток. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Сам художник ревностно относился к своим живописным находкам.

Пытаясь заработать минимальную сумму денег, дающую возможность совершенствоваться в живописи и рисунке, юноша вспомнил свою прежнюю профессию ретушера. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Нет. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе.

Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи. Тем более это относится к серии «гор». – восклицал Репин. Звание профессора Шишкин получил еще в 1873 году за картину Лесная глушь. Мир, полный неги, красоты и покоя.

В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Умер Куинджи 11 июля 1910 года, прожив после образования общества всего пять месяцев. Менделеевым – хорошим знакомым художника.

Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Раздумье», 1876-1890 «Сумерки», 1890-1895). Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер.

Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Этот свет обволакивает, ласкает и превращает небо в подобие дорогого полотна из бархата. Куинджи рискнул устроить выставку одной картины и «Лунная ночь на Днепре», впечатление от которой усиливалось электрическим освещением, произвела подлинный фурор. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И.

Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Сначала Архип Иванович пытался собрать хоть небольшую плату за квартиры, чтобы из этих денег помогать другим, потом махнул рукой — было тяжело смотреть, как нищенски живут в этом доме, где он собирался завести особые традиции гуманности. Еще задолго перед тем как Куинджи стал профессором академии, он активно участвовал в различных финансовых операциях, покупал, ремонтировал, продавал дома и наконец стал богат, очень богат. Она не понята была даже Крамским.

Простите, я не хочу обидеть лично вас, но вы меня не поняли, да вам и не понять, а вот таким образом и не помочь, как следует. Куинджи долго еще с обидой думал: «Я не понял — пусть, но что я могу, то делаю». Став профессором преобразованной академии, он купил на средства, скопленные им, небольшой участок земли в Крыму, чтобы построить там дачу: «Ведь хорошо ж будет, когда художники соберутся летом на юге, будут вместе писать и ходить на этюды в горы и к морю». Его участок пока был оголенным, диким пустырем на побережье. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет.

Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Эта история стала мифом при жизни художника. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Мальчику не удалось получить образования. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств.

Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. — Помощь бывает разная.

В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди.

Тем более что это произведение относится к серии «гор». Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Куинджи отошел в сторону. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы.

Был членом «Товарищества передвижников». В тот же день в «Новом времени» появилась заметка с опровержением, гласившая, что «первенство в обработке мотива действительно принадлежит г. Куинджи». Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году.

С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Картину На севере диком. Куинджи подумал: «Совсем еще бодрый, что это мне вчера показалось. »Приветливо улыбаясь, кивая всем сразу, Иван Константинович прошел по мастерской, посмотрел работы учеников. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной».

«Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Рериха. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо.

Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. И когда успех «Лунной ночи на Днепре» превзошел самые смелые ожидания 38-летнего художника — картину, хранящуюся в Русском музее, еще до ее окончания приобрел за немыслимые по тем временам для пейзажа пять тысяч рублей великий князь Константин Константинович (она хранилась у него в Мраморном дворце и даже была взята с собой в кругосветное морское путешествие), — автор повторил ее не раз и не два, в полноразмерной и уменьшенной версиях. Предусматривалось также строительство выставочных помещений.

Это непривычное еще для русской живописи качество сразу же было отмечено критиками, воспринявшими его вначале как творческий недочет. Но в первую очередь завидовали независимости, подкрепленной солидным состоянием, которое умудрился сколотить этот «неуч», «выскочка», автодидакт. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли.

«Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов.

Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Друзья не понимали причин, волновались. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию.

Туман», 1890-е «Пятна лунного света в лесу. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду.

Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Ну, вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. «Березовая роща» – идеал природы. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Деньги шли на поощрение молодых талантов.

Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Любимый с деревенского детства. Зеленью прописаны белые мазанки и фиолетовый ручей, дабы выдержать цветовые отношения на плоскости полотна и не прервать его резким цветом.

Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. По завещанию Куинджи весь его капитал и все художественное наследие были переданы обществу, носившему имя художника. Крым», 1880-е «Кипарисы на берегу моря. Пантеистическое чувство, которое пронизывает эти произведения, еще более ощутимо в картинах «Радуга» (1900-1905) и «Дубы» (1900-1905). Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей.

«Словно вещает. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья», «Москва.

«Забытая деревня» — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы.

Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Одновременно с работами, в которых преобладает декоративное начало, мастер написал «Туман на море» и «Ночное» (обе — 1905-1908), созданные в абсолютно другом стиле. Двадцать мужских голосов с увлечением, но тихо подтягивают. Среди поздних картин Куинджи, посвященных «небесной» теме, выделяется неоконченный пейзаж «Облака» (1900-1905).

Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. До выставки такая параллель вряд ли бы кому-нибудь пришла в голову. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей.

В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь».

Куинджи пел о природе только великий Н. В. Картины нищего российского села с невесёлым пейзажем, «Чумацкий тракт» с увязшими в грязи волами, были одобрены и передвижниками и прессой. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев.

Наступили долгие годы молчания. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников.

В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. В картине «Ладожское озеро» (1871) Куинджи использовал мотив прозрачной воды. Песня звучит, разрастается, крепнет, далеким гулом отзывается в высоких каменных сводах академического здания. «Вот она, своя мастерская, молодые художники, опоры, вдохновение, творчество. »Куинджи вспомнился недавний разговор с профессором Айвазовским. Штиль», 1885-1890).

— не удержался Химона. Десятки сильных рук протянулись к Архипу Ивановичу. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. – восклицал Репин. Я совершенный дурак перед этой картиной. Моросит дождь. Куинджи не стал чрезмерно затемнять пространство, но с помощью лунного света, несколько усиленного за счет отражения, сделал освещение более «качественным», придающим полотну эффектную изюминку. Это я слилось, спаялось с искусством. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину.

Выковав к 40-летнему возрасту свою славу и достигнув ее вершины при огромном спросе на его картины, при небывало напряженном интересе к нему публики, – он внезапно порывает всякое общение с нею. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. 11.

Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. испытала заметное влияние куинджиевской декоративной пластики. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами— преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов («Лунная ночь на Днепре»— один из самых ярких примеров, также как и «Березовая роща» и «Украинская ночь»). Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. подумать только, ведь ему уже восемьдесят лет».

Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех — это «Украинская ночь». Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. В него вошли Н. К. Рерих, А. А. Рылов, А. А. Борисов, Н. П. Химона, В. И. Зарубин, В. Е. Маковский, В. А. Беклемишев А. В. Щусев и другие.

Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета — от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. На рубеже веков художник часто писал горные пейзажи Кавказа («Казбек вечером», «Эльбрус днем»). Эта, казалось бы, выдержанная в законах пейзажного жанра работа, повествующая об унылой жизни русской деревни, наполнена той же болью, которая пронизывает лучшие произведения передвижников, посвященные крестьянской теме. О ее цене осведомился морской офицер.

Толпы людей часами простаивали у этого полотна. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи».

В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». С 1866 года Куинджи – в Академии. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. И в этом огромная заслуга widthraquo — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе.

А потом упорно из года в год все делал новые попытки. По легенде, прославленный маринист доверил юноше красить забор. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла.

Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Отец Куинджи был сапожником. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Архип Иванович внимательно рассмотрел его рисунки: «Кажется, были способности. » Но постепенно он потерял и вкус и цельность восприятия, работал для денег, пополнял чужие, ничего не дающие для мастерства заказы. В первую же неделю, заметив на нем развалившиеся ботинки, профессор подошел к Борисову и как-то виновато попросил, протягивая ему деньги:— Вашему товарищу на ботинки, только вы уж как-нибудь поделикатней, чтобы не обидеть человека. На собраниях, на выставках, на вечерах, как только вокруг Куинджи собиралась группа профессоров, друзей, он начинал говорить о необходимости помогать начинающим художникам. — Что же такое.

Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Разве я голодаю и бедствую.

В 1904 году передал Академии художеств 100тысяч рублей для выдачи 24 ежегодных премий лучшим студентам, в 1909-м пожертвовал Императорскому обществу поощрения художников 11, 7тысячи рублей для премии по пейзажной живописи, а созданному им Обществу художников имени Куинджи (он вполне осознавал свое величие) отписал все оставшееся состояние — 150тысяч рублей и имение в Крыму. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Его искания ярко проявились в произведениях, решенных с помощью декоративных пятен, обобщений и цветовых контрастов («Осень», 1890-1895 «Крым» 1900-1905). Просили люди, которым необходимо было помочь: у одного заболела жена, другой умирал от чахотки, не дописав большого полотна, на которое ушли здоровье, сила, ушла вся жизнь. Куинджи думал: «Если не помочь им, то ведь конец, ведь никто не поможет, так я один буду помогать иначе что же. » Деньги уходили, но осчастливленных не прибавлялось. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками.

Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Пейзаж стал необратимо темнеть. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. Нет больше выставок Куинджи. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы.

Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». «Христос в Гефсиманском саду» — произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. «Сами по себе луна и солнце, — писал Крамской, — не предмет для живописи». Но как ни многообразны были произведения последних лет, они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики.

Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько».

Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Пейзаж нельзя было назвать удачей. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов.

Краски горят на белых стенах хаты. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Упреки не были беспочвенны, хотя очевидно, что истинной причиной была зависть. Он становится владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, покупает участок земли в Крыму.

Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. «Он шел от своего природного ума, верил только в свои личные воззрения на искусство и влиял на товарищей менторски», — писал о нем Репин, тут же дополняя, что «варварски не признавал никаких традиций (), ломил вовсю и даже оскорблял иногда традиционные святыни художественного культа, считая все это устарелым». Солнца и моря сколько угодно. Берег моря», «Красный закат», обе — 1900-е «Закат в степи на берегу моря», 1900-1910). Так, значит и не видели, как настоящие студенты живут. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение.

Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др. Крамским – идеологом передовых русских художников. он обсуждал с Куинджи детально, строя композицию и намечая цветовые решения.

В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру.

Анахорет-демократ, расходующий гроши на личную жизнь, – и щедрый жертвователь на дело искусства. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи.

Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль.

Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Эта картина отличается от большинства картин Архипа Куинджи. Его первые работы производят впечатление на искушенную петербургскую публику, как и на его коллег-художников и в 1875 году его принимают в члены Товарищества передвижников, в котором, правда, он не задержался долго, поскольку уже через год порвал с ним из-за одной анонимной статьи, где художника критиковали и упрекали во всех смертных грехах (разумеется, творческих) и выяснилось, что статью написал один из членов Товарищества – Михаил Клодт. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтоб не осмеяли. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства.

Художник сумел избежав театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этого слова. Васнецовых.

«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Своему детищу – Обществу им.

В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). «На острове Валааме» — первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».

Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. В том числе две с одним названием. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи.

«Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Рассказывают, что однажды Д. И.

Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Но вчера Архип Иванович был взволнован встречей со старым художником. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Ни одно из этих произведений не пользовалось такой популярностью, которая выпала на долю знаменитых пейзажей 1881 г. Художник, встав перед нелегкой проблемой — продолжать бесчисленные повторения уже найденной схемы или искать новые пути, предпочел закрыть двери мастерской почти на тринадцать лет.

Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Он пришёл к людям через своих учеников, величайшим среди которых стал Н. К. Рерих. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием.

«На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Его березовые рощи, освещенные ярким солнцем, тихие лунные ночи на Днепре, солнечные закаты и зори поражали зрителей своей поэтичностью, натуральной, доходящей до иллюзии передачей света, особыми лучезарными красками. Однако надежды на совместное обучение не оправдались.

Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Для современников художника его картины были радостным откровением. Его мастерская была лабораторией исследователя. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова.

Неужели это художественное впечатление. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.

Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Противоположный берег тонет во мраке ночи. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника.

Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Скорее он видел в пейзаже повод, содержанием его творчества были собственно процесс смешивания красок и способ, которым они клались на холст, в большей степени, чем условная «похожесть», реальность происходящего. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя.

Художник кончил, сделал шаг назад, взглянул попристальнее и подписал картину. — Как легко. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Куинджи же сам объяснял так:. В начале 1870-х многих художников привлекал своей суровой и прекрасной природой остров Валаам на Ладожском озере. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр.

И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки.

Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Но то же очарование света.

Темпераментная живопись неба, передающая мощь грозовой стихии, сочетается в картине с поэтической проникновенностью деталей – прежде всего изображения мирно пасущейся у реки каурой лошадки (анималистические элементы у Куинджи вообще очень выразительны)». Первым стал устраивать выставки одной картины, заранее возбуждая публику — так были представлены, помимо «Лунной ночи», «Березовая роща» (1879) и «Днепр утром» (1881). От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны.

Не был принят художниками и «Вечер». Выбиваясь в профессиональные художники, он так и состарился, не кончив курса. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Учащиеся столпились вокруг, заговорили все разом. — Качать батька профессора. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Кстати, через два года Куинджи уволили от должности за сочувствие студенческим волнениям. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света.

Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. К счастью, он был зачислен вольнослушателем, но систематического образования не получил. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.

Для современников художника его картины были радостным откровением. Картину приобрел великий князь Константин Константинович. Публика больше не видела его картин, а самому художнику нередко приходилось преследовать мошенников, которые сбывали подделки, выдаваемые за «нового Куинджи». «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи.

В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения.

Таков был этот оригинальный человек. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу.

После двух месяцев проживания в Феодосии, Архип Иванович возвращается в Таганрог, а затем уезжает в Санкт-Петербург. Профессор, ведь вы не откажете. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма.

«Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Он отказывается от выписанности, детализации, обобщает предмет, делая главным в композиции цветовое пятно.

Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».

В знак благодарности Айвазовский наклонил голову и вышел из мастерской. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.

Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. — опросил он тихо у молодого человека, пришедшего вместе с Иваном Константиновичем. — У дедушки бывает так, когда он сердится или говорит о новом искусстве, — скрывая добродушное лукавство, ответил тот. И теперь, лежа на своей кушетке в мастерской (сердце что-то стало пошаливать, долго сидеть или двигаться больше не мог), Куинджи думал о своем длинном жизненном пути, начиная от прихода в студию Айвазовского до последней встречи с прославленным маринистом. Песня, которую пели ученики, затихла. В жизни, как и в живописи, Куинджи был мастером жеста и позы. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу.

В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Любимый с деревенского детства. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько».

Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Даже нападки делали это имя еще более значительным. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному.

Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). С шести лет он уже пас гусей, с одиннадцати – работал на постройке церкви (подавал кирпичи), потом стал «комнатным мальчиком» у хлеботорговца Амаретти: чистил хозяевам обувь, убирался, прислуживал за столом, был «на побегушках». Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Для современников художника его картины были радостным откровением.

А в 1898 году в Париже даже рискнул подняться вместе с учениками на воздушном шаре. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. В вертикальной композиции холста большую часть занимает изображение высокого светлого неба, написанного динамичными густыми мазками. Выставка 1882 года была последней для художника.

Искрится легкая рябь на воде. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее».

Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Ляпунов же, обладавший самой большой коллекцией Куинджи, купил картину в 1917-м и повесил у себя на Солянке в не менее знаменитом, чем эта картина, особняке с атлантами, где в ближайшее время — и это никак не граничит с выставкой — обещают начать реставрацию. Разве каждый шаг, каждое движение и даже внешность и манеры: этот острый и прямой взор, эта закинутая назад большая львиная голова, эта твердая поступь коротких ног не свидетельствовали все о том же – об уверенной в себе силе его я, о целостности, о натуре, неизменно верной себе. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя.

В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Когда в 1879-м Куинджи вышел из Товарищества передвижников, было очевидно, что это продуманное решение: общие правила его тяготили, а в популяризации своих работ на выставках передвижников он не нуждался — картину «На острове Валаам» (1873) имевшую бешеный успех в Вене, сразу купил Третьяков, «Снег» (1874) получил бронзовую медаль на Международной выставке в Лондоне, на Всемирной выставке в Париже в 1878-м адепт импрессионизма Эмиль Дюранти назвал Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами», отметив при этом «оригинальную национальность», которая чувствуется в живописи. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Был членом «Товарищества передвижников».

Это была целая «сюита» произведений («Закат зимой. 04. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень.

Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию.

Передний план погружен в тень — так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. «Но, — говорил он о произведениях Куинджи, — глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Художник света – так называют Куинджи, одного из самых необычных мастеров пейзажной живописи 2-й половины 19-го века. Крым», 1887 «Крымское побережье.

Имя Архипа Ивановича должно войти в историю русского искусства как имя художника-новатора, затем учителя, создавшего целую плеяду выдающихся художников и наконец, как имя общественного деятеля на пользу художественной молодежи и родного искусства вообще. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени.

В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Влажный, пропитанный солью морской воздух, безусловно, отрицательно повлиял на состояние красок.

Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. 2008, Sotbeys). У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. И оно пришло, но в следующем столетии. Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии.

Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Менделеевым – хорошим знакомым художника. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. На волне успеха после выставок картин «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», которые сразу же полюбились публике, Архип Куинджи неожиданно для всех уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, больше не появляется на публике и не выставляет новых работ.

В конце 1890-х-начале 1900-х Куинджи много работал над мотивом заката. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. И когда спустя двенадцать лет такой же прием использованный Р. Г. Судковским в картине «Тишь на море», был назван в одной из статей газеты «Новое время» «новым словом» в искусстве, Куинджи разыскал владельца произведения и отвез к нему издателя газеты А. С. Суворина. Зима», 1900-е «Лунная ночь. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника.

К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной».

Ну, вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20.

Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще.