Картина Купчиха За Чаем Кустодиев

Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «купчиха за чаем» — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927). Картина «Купчиха за чаем» была написана Борисом Кустодиевым в 1918 году. Картина «Купчиха за чаем» заключает в себе все своеобразие творческого метода художника Бориса Михайловича Кустодиева.

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву. И это показательно. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021.

«Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа.

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».

«Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы. И такие молодцы проглядели революцию. Я. Билибин, 1901). Пейзаж его отличается спокойствием и умиротворённостью непрекращающейся бытовой и повседневной, медленно текущей уличной жизни, будто сошедшей с полотен Шагала или воплощённой в пьесах Островского. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Мечтая и тоскуя о яркой красоте и полнокровном обилии в 1918 году при разрухе, голоде и холоде, Кустодиев, однако, не лишил картину лёгкой иронии и беззлобной усмешки, которой наполнена вся русская классическая литература от Гоголя до Лескова и которая характерна для многих дореволюционных полотен художника, когда люди ещё и представить не могли себе мысли о том, как достать полагающуюся пайку хлеба, но скучали от тоскливого и однообразного купеческого существования30111532912.

«Купчиха за чаем» 
картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».

На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718.

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Сейчас же художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества, программной работой художника. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза».

И пользовалась спросом публики. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. И каждый раз, любуясь своими героинями их полнокровной жизненной силой, художник иронизировал над ними, а еще грустил —по безвозвратно уходящему прошлому. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»).

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Широкая во всех смыслах этого слова купчиха предаётся упоению чаепития, за довольно гедонистической атмосферой которого скрыта реальная жизнь этой чувственной и полной загадочности женщины, довольно эротичной и соблазнительной, но вместе с тем и наделённой улыбкой Моны Лизы3336. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку.

Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов.

Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. Купчихи в творчестве Кустодиева— это будто богини, выразительницы мечтаний народа о счастье, сытости и достатке. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1.

Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.

Конечно, основной темой выставки стала революционная. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Пейзаж городка отличается спокойствием и умиротворённостью непрекращающейся бытовой и повседневной, медленно текущей уличной жизни, будто сошедшей с полотен Шагала или воплощённой в пьесах Островского1130151331012272831. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.

Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы»— они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах. А кот.

Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину.

Купчиха за чаем, 
1918, Кустодиев 
– описание картины

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйского лица. Состоя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить. Холст, масло. Однако лица людей мало интересуют художника, главное для него — передать общее настроение летнего утра, легкого, спокойного и гармоничного.

При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Устроителем выставки выступил Фёдор Нотгафт, состоявший в 1919—1921 годах секретарём художественного отдела Дома искусств. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Уютом, благополучием и счастьем веет от ее дородной, пышной фигуры, круглого, розовощекого лица, коралловых губ, таких же пронзительно голубых, как и высокое небо, глаз.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»

Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Чем же была для Кустодиева данная работа. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Она была наслышана о своём соседе-художнике, охотно согласилась позировать для картины и даже гордилась этим.

Но через обыденность художник смог показать общение и единение душ двоих людей, создать сложные и внутренне богатые образы. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». Но тем живее работало воображение.

Описание картины «Купчиха за чаем»

С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей). Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26.

Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем».

А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома.

Купчиха выглядит старше и внушительней самой модели, более миловидной и в реальности обладавшей пышными, но всё же гораздо меньшими формами. Пышная, полная, сытая, белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком.

Загадка известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка известной картины Кустодиева: кем на самом деле была "Купчиха за чаем"

Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.

Концепция картины перекликается с групповыми композициями Огюста Ренуара, также наполненными светом и воздухом. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться. Одна из известнейших — «За чайным столом».

Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.

Картина Кустодиева 
Купчиха за чаем

Картина Кустодиева Купчиха за чаем

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516.

Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом. И такие молодцы проглядели революцию.

Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую. Вместе с тем, творчество Кустодиева более оптимистично, жизнерадостно и национально. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет.

Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество».

На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Картина была написана в проблемный для России год. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.

Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. 1918. Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности.

Купчиха за чаем 
— Борис Кустодиев

Купчиха за чаем — Борис Кустодиев

В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика». В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.

Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. В этом он находил свое спасение. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. На первый взгляд картина кажется вдохновенной поэмой о красоте России и русской женщине, но на самом деле она полна тонкой иронии, которая сквозит в деталях: необъятной широте тела русской красавицы, ее большой груди, румянце на щеках, пухлых пальцах, трущемся о плечо ленивом коте, гастрономической роскоши на столе.

Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта. Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза.

Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. Перед купчихой раскинулся роскошный натюрморт богатой трапезы, отличающийся звучным многоцветьем, художественной красотой и выразительностью.

К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Именно в ней и жили сюжеты и люди из того, уже ушедшего мира, не утратившего своего терпкого аромата9. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику. Рядом с самоваром стоит покрытый расшитым полотенцем расписной деревянный ларец с рукоделием, но он понадобится уже после чаепития. Подперев одной рукой локоть другой, в которой она держит фарфоровое блюдечко, купчиха чинно и по купеческой традиции пьёт из него чай, кокетливо оттопырив свой пухлый мизинец. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество».

Купчиха за чаем, 
Кустодиев – обзор 
картины

Купчиха за чаем, Кустодиев – обзор картины

Летом 1918 года Кустодиев приступил к исполнению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни. Она молода, красива, хорошо одета. «Купчихой» оказалась баронесса, а именно Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани и в ту пору студентка медицинского факультета. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай».

В этом он находил свое спасение.