Картина Левитана Грачи Прилетели
Воспитатель на мольберт выставляет репродукции картин Саврасова А. К. «Грачи прилетели» и Левитана И. И. «Большая вода». Весна на картинах русских художников Творческий диктант по картинам Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Март» Урок развития речи в 6 классе (После. Конспект НОД «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А. К. «Грачи прилетели» и Левитана И. И. «Большая вода».
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Лишь к 1873 году полотно перестает «путешествовать» с одной выставки на другую. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые.
В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Художник создает новые эскизы и этюды полотна и довершает картину в Москве. Один из самых известных русских пейзажей – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало.
Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Но эта заурядность кажущаяся. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Отец умер А сегодня ему 90 лет.
Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. (Шишкин). И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Сходите в Третьяковку. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. По этому поводу высказывались разные версии.
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
И он стал носить свои творения в салоны, где продают картины. – Оденешь его – опять пропьет все. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). А потом побредёшь прочь, рыдая и улыбаясь и вновь рыдая. Несколько голых берез – кривых и изломанных. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». А потом все-таки сбежит.
Работа над полотном началась в Костромской губернии в деревне Молвитино (в современности Сусанино). Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»» Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе.
Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг и среди этой жизни — на пустыре, огороженном забором, — совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна.
Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Нашли, накормили, похмелили, отмыли, одели, сняли комнату – работай, Алексей Кондратьевич. Затем в 1882 году его уволили с работы. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии).
Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Такова краткая история написания картины «Грачей». Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем.
От первого варианта оно отличается чуть более насыщенным цветом. Тот воодушевлённо приступает к новой картине – но через неделю холст стоит недописанный, Саврасов валяется рядом и на все вопросы пьяно ревёт: «Никаких. » А там глядишь – он снова на улице, грязный, всё пропивший, с всклокоченной бородой у дверей дешёвого трактира шарит в карманах в поисках нескольких копеек.
И их не только брали на реализацию их покупали. Интересно, что церковь сохранилась до сих пор. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13.
Сколько было таких сел в России. Сохранился его печальный рисунок – могила девочки. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. По мутному пепельному небу плывут облака. Также на них заметны птичьи гнезда. Он был приобретён галереей в 1984 году7677.
«Грачи прилетели» картина Саврасова
Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что самые первые рисунки и этюды к задуманной картине могли быть исполнены художником в Ярославле или его окрестностях, незадолго до его поездки в Костромскую губернию1112. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера.
Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8.
В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. В таком скромном, но пленяющем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине – со своей вечной темой обновления жизни. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Какая простота.
Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Он потом подарил её мне на днюху. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. В картине воплотилось два начала – жизнь и смерть. Когда замрёшь перед развалинами сараев и покосившейся церквью.
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
Действительно, мировосприятию Саврасова, его работам была присуща абсолютно особенная музыкальность. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930.
По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Я помню. Но великая картина опять возродилась в памяти потомков и вот уже несколько лет не сходит с их уст. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Он никогда не был строг к студентам и зачастую делился с ними собственным опытом, много рассказывал о природе.
Это скорее эскиз по памяти». Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Вскоре картина «Грачи прилетели» (конец 1871 года) была впервые представлена публике в первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине.
Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Родимый русский пейзаж, от которого замирает сердце. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев.
На выставке, посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проходила в 1947 году в Москве56, были представлены два этюда, выполненные на красном дереве. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Саврасов быстро становится знаменитым.
Туда Саврасов вряд ли доехал иначе обязательно остались бы какие-то наброски, зарисовки. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Однозначно ответить нельзя.
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Картина «Грачи прилетели» (холст, масло, 62х48, 5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва) А. К. Саврасова, была написана в 1871 году. 27192)386. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении.
Все это привело к расколу в душе великого живописца и к пагубной страсти к вину Умер он в глубокой нищете, больным, в полном одиночестве. Это было настоящей трагедией для него. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка.
«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта.
Грачи прилетели, Алексей Саврасов – обзор картины
Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенко) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла). Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание.
Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Ведь куда мы все смотрим чаще всего. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля – все обжито и согрето сердечным теплом. Саврасов входил в Товарищество передвижных художественных выставок.
все о картине Соврасова Грачи прилетели
По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Центральная группа берёз является основой композиции. Родился Алексей Саврасов 12 мая 1830 года.
Молвитино»36. Есть воспоминания В. Гиляровского о Саврасове у «последней черты». Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Ранней весной 1871 года художник начинает рисовать этюды для новой картины. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Он тусклый и потому не дает блики на свету.
В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. РЖ-627)90. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. И так – много раз. Поездки оставляли глубокий след в его душе.
Описание картины «Грачи прилетели»
Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны. справку). Вот увидеть этот кусочек и есть счастье. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Все казалось таким обыденным, проще простого и, тем не менее, волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя.
Как меня от Грачей и Лосиного острова ещё в школе. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны. «Грачи прилетели» – назвал свою картину Алексей Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе.
Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве.
Исаак Левитан так отзывался о картине "Грачи прилетели": "Окраина
Кто знает, а быть может маленький скворец является самим Саврасовым. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. А Бенуа даже охарактеризовал самого мастера на основе этой картины: «Очевидно, в Саврасове, в этом скорее пустоватом, банальном художнике, ничем в прочих своих вещах не отличавшемся от разных Каменевых, Ясновских и Каменевых – от всего порядочного, но далеко не передового в искусстве, – жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам природы, до него никем еще из русских живописцев не расслышанным» Бенуа А. «История русской живописи в 19 веке».
Трудно описать какой успех имела в свое время эта картина. В картине.
Именно два чувства сложились в «духе» картины – ее ауре: это печаль и радость нового весеннего пробуждения. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Что с таким делать. Темный, золотистый купол церкви в полотне «Грачи прилетели» описанию картины добавляет надежду, словно сам Бог присутствует в пейзаже.
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов и барон Клодт и И. И. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Теперь она весит на моей стенке. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67.
Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Кроме этого, художник изобразил колокольню несколько более высокой по отношению к храму, чем на самом деле, а также уменьшил расстояние между колокольней и храмом. На среднем плане мы видим серое пятно.
Вот, дескать, ещё одно воплощение «немытой России». Но при таком ракурсе горизонт должен был бы находиться довольно низко, в то время как на картине он изображён примерно посередине холста, на уровне церковных главок. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Возможно, понимал – в традиционной живописи отца не превзойти, надо пробовать что-то своё. Картина «Грачи прилетели» и то на какое-то время забылась.
«Грачи прилетели», это маленькое полотно, становится возможностью художника открыть миру всю нежность и любовь к рано умершей дочери. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23.
«Грачи прилетели» : описание картины
А мне стоит чуть приподнять глаза и я вижу своего Отца. И первые вестники весны – грачи, деловито хлопочущие над своими гнездами. С. 319. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60.
Смешно, но и при жизни Саврасова и тем более в советские годы находились умники, всё пытавшиеся присобачить к «Грачам» какой-нибудь социальный подтекст. Береза всегда имеет свой рисунок. Картина «Грачи прилетели» – самая лучшая в его работах, но отнюдь не единственная. Для многих художник остался автором только одной картины. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд.
Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Один тоже известен как яркий художник, но другого направления – входил в объединение «Бубновый валет», потом был сподвижником Малевича (правда, в советские годы пришлось перейти на сугубый соцреализм). Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого.
Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Отец был небогатым торговцем-галантерейщиком. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал.
Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Там вся жизнь его.
Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. И вас вставит. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71.
Картина Саврасова Грачи прилетели, картина Саврасова, картина грачи, репродукция картины грачи прилетели
Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Может маленький грач разыскивает в талой земле корм, а может у него просто поломано крыло. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Обязательно он должен оторвать кусочек своей души и впечатать этот кусочек в холст. «Грачи прилетели» стала символом всего творчества художника.
Саврасовъ. На снежном бугре около забора легкий розовато-золотистый отсвет. Не изобразил ли Алексей Кондратьевич в лице маленького грачика собственную тоскующую душу.
Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны.
- ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
- Эффект бескрайнего пространства
- Творчество, заказы известных людей
- Работа и страсть к путешествиям
- Алкоголизм и увольнение с работы
- Последние комментарии (всего 7)
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. На переднем плане – рыхлый грязный снег.
Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Как Алексей Кондратьевич там оказался – тоже любопытно. Церковь была построена в конце XVIII века.
Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. Береза всегда имеет свой рисунок.
Выразительно и тоскливо полотно «Грачи прилетели», описание картины этой целое приключение, осознание чего-то большого, великого. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Это было единственное произведение на выставке, в котором Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое.
По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Саврасов считается основоположником лирического пейзажа в русской живописи, характерным образцом которого является и картина «Грачи прилетели». Одну-две в месяц за приличные деньги в 100-200 баксов.
Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Как Саврасов там оказался. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46.
Именно надломленность художника позволяет картине Саврасова «Грачи прилетели» получить неповторимую прелесть печали и тоски. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.
По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Через несколько дней новорождённая девочка умерла.
Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17.
Была у мастера такая привычка – постоянно что-то рисовал, набрасывал. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Не только потому, что вообще пришли времена новых исканий. Имеет философский смысл картина «Грачи прилетели». Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу.
И Саврасов горевал. Продолжим осматривать картину. В Ярославле сняли большую квартиру. Так в образе весеннего пейзажа выражена глубочайшая художественная идея. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485.
Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.
Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». Одним из таких отличий был горячий коричнево-золотистый колорит этюда, который, судя по всему, был написан в яркий солнечный день.
В Третьяковской галерее хранится одноимённый вариант-повторение 1894 года (бумага грунтованная тонированная итальянский карандаш, соус, растушка, проскребание, 33 23см инв. и эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно.
Но в феврале 1871 года умирает его дочь (третья по числу умерших детей в семье Алексея Кондратьевича). На них с шумом и гамом опускается стая грачей. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе.
По такому этюду не сделаешь картину. Именно передвижники сделали русскую природу основной темой своих пейзажей. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Это Алексей Моргунов (1884 – 1935).
За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам.
Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Кисти Алексей Кондратьевича принадлежат многие прекрасные полотна. Картина выгодно отличалась от других полотен художников – современников Саврасова. Увидел в Молвитино Воскресенскую церковь, радостную синеву пробивающегося сквозь облака мартовского неба, тающий снег извив речушки, берёзы, грачей, кружащих над гнёздами, – что ещё надо. То-то.
«Грачи» стали новаторством в живописи, при этом несколько статичные пейзажи Шишкина и Куинджи терялись на фоне работы Саврасова. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Фамилия по матери, Евдокии Моргуновой, ведь брак родителей не оформлялся. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью.
Многие любители живописи, которых поразила тонкая динамичность картины «Грачи прилетели», едут туда только для того чтобы сравнить церковь на полотне и материальный прототип. Третья смерть ребёнка в семье. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность.
Описано несколько встреч, но сюжет один: какие-то люди (друзья, сам Гиляровский, некий заказчик) решили помочь художнику. Картина была написана с величественного здания Воскресенской церкви. Это скорее эскиз по памяти. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Дмитрий Каракозов 4 апреля 1866 г. стрелял в Александра II.
На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Молвитино – это достаточно далеко от Ярославля. Свое творение Алексей Кондратьевич дорабатывал уже в Москве.
Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Мягкий свет от косых лучей солнца проходит по картине справа налево. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению.
Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Ему пожаловали дворянство (под именем Комиссаров-Костромской), дали пожизненную пенсию, в его честь учредили особую медаль, выходили плакаты-лубки с описанием подвига, поэты (включая Н. Некрасова) посвящали ему стихи, он ездил по стране с банкета на банкет Слава оказалась тяжким грузом: Осип мало-помалу пристрастился к пьянству.
Это же художник. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Всё шло замечательно – и вдруг удар: умерла новорождённая дочь. На переднем плане полотна – снег. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.
Сколько было таких сел в России. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. С. 282. Вспомните 200 баксов в начале 90-х.
Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Ведь он полотно назвал «Грачи прилетели. » – с восклицательным знаком, явно желая передать свои бьющие через край эмоции. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65.
Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32.
При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Да, действительно, больше всего одним полотном знаменит Саврасов. Но гениальная картина не сделала ее создателя счастливым. Могу похвастаться)) А вот своих Грачей он не смог отдать в магазин, носил два раза. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22.
Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Обычный весенний немного сероватый день. Но в общем-то ему проще было быстренько, «на автопилоте», сляпать, например, повторение «Грачей» и чуть ли не на улице загнать кому попало за бутылку.
В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Потому то и надо видеть подлинник, а не даже блестящую копию. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.
Между тем в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок южных краев, ничего такого, к чему приучены были тогда ценители «изящной природы» и «романтических ландшафтов». Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Сто великих картин мира.
Полотно не только поразило современников живописца, но и пронесло его славу сквозь года. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Перед вами авторское повторение 1879 года.
Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Здесь была показана особая глубина цвета, «хрупкость» деталей, озаренных неповторимыми полутенями. Родилось ещё двое сыновей.
Годом ранее он из поездки на Волгу привёз серию замечательных полотен («Волга под Юрьевцем», например, получила первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств). Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. По такому этюду не сделаешь картину. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах».
А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Посредством тщательно разработанной пластической характеристики пейзажных элементов художнику удаётся передать печаль уходящей зимы и радость весеннего пробуждения природы5927.
Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Осенью 1857 года женился Саврасов на Софье Герц. Береза всегда имеет свой рисунок. Именно тоска и потеря словно отразились в картине Саврасова.
«Грачи прилетели» показывает в полной красе прелесть России, не нагромождая в себе торжественность, как это было у Шишкина или романтическое приукрашивание оттенков, как делал это Куинджи. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе.
Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор. Однако, это лишь поначалу. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. На переднем плане, на потемневшем белом снегу, лежат легкие тени от деревьев.
О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Необходимо основательно к этому подготовиться. Стр.
Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Тяжело заболевает жена.
«Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Есть околица села Костромской губернии, холодный сырой март на дворе, когда еще стоит зима, но в воздухе, облачном небе с чистыми голубыми просветами уже повеяло предчувствием весны, почерневший снег с проталинами, березки – и то не «девицы-красавицы», а искривленные, но упрямо и жадно тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церковка с колокольней, равнина, мерно уходящая вдаль, к синеющей на горизонте полоске леса. И повесил её поверх телевизора.
В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Можно сказать, что именно картина «Грачи прилетели» Саврасова сделала его знаменитым. В конце 1870го попросил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где вёл пейзажный класс, отпуск до мая – и снова махнул с семьёй в полюбившиеся края. Жил в нищете и одиночестве Саврасов.
Но, в конце концов, чего гадать. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Своей трехмерностью, глубиной притягательна эта картина. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Ученик шляпника Осип Комиссаров (родом из Молвитина) подбил руку с пистолетом. На той же выставке присутствовали работы таких известных мастеров пейзажного жанра, как Алексей Боголюбов, Михаил Клодт и Иван Шишкин.
При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. То, что он пошёл иным путём, закономерно. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69.
Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». По такому этюду не сделаешь картину. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. «Грачи» – известный факт – запечатлели пейзаж костромского села Молвитино (см. Оно расположено на конце высокой горы, выдающейся в долину в виде мыса, между двумя реками, которые под Молвитиным соединяются между собой»38. Вот так жил и творил Саврасов.
Это скорее эскиз по памяти". Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. И не смог расстаться. В живописи обожаю не модернизм, где зритель угадывает – а чего автор мне сказал. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных.
156. С. Молвитино. Все казалось таким обыденным, проще простого и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. – а вот такие картины. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. На них с шумом и граем опускается стая грачей.
Жена от потрясения слегла. Церковь была построена в конце XVIII века. Это скорее эскиз по памяти».
В нижней части этюда была подпись: «А. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Когда в картине ДУША художника. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд.