Картина Мистерия
Исторические события мистерии начинают развиваться линейно с левого угла картины: царь, держащий на руках убитого сына, его приближенные, разгром церквей, свергнутый герб – всё это символы падения великой империи. А затем художник решил потревожить души знаменитых покойничков и исторических деятелей всего мира, осветив мрак подземного царства ярко-красным заревом цвета крови на картине МИСТЕРИЯ ХХ ВЕКА. Мало ему было мрака на этом свете, так ему нужно было еще и разворошить подземное царство Аида и потревожить души известных людей и исторических деятелей России, собрав мертвое царство сначала на картине «Вечная Россия», а затем в Мистерии ХХ века.
На этом фрагменте картины "Мистерия XX века" художник изобразил Вторую мировую войну. Наш предыдущий разговор с Ильей Сергеевичем прервался на том эпизоде, когда над ним нависла реальная угроза высылки из Советского Союза за картину «Мистерия XX века», где среди прочих персонажей был изображен Александр Солженицын. 2 авторских варианта картины "Мистерия XX века" написал Илья Глазунов.
Исторические события мистерии начинают развиваться линейно с левого угла картины: царь, держащий на руках убитого сына, его приближенные, разгром церквей, свергнутый герб — всё это символы падения великой империи. Картина насчитывает 2342 образа и символа имеющих свою роль в исторической мистерии.
«Мистерия века» – самая сенсационная картина Ильи Глазунова (11 фото)
И это была чистая правда. Хочу обсудить серьезный вопрос» И изложил суть проблемы, связанной с училищем. Но если в блоковской пьесе мистерия оборачивалась шутовским маскарадом, лицедейством, народным балаганом, то в глазуновской «Мистерии» представлен истинно трагический балаган в мировом масштабе, в который вовлечены целые народы.
Как будто испорить неочем. Здание архитектора Баженова делили между собой два десятка советских контор и организаций. Словом, расстались если не единомышленниками, то людьми, хорошо понимающими друг друга. Вот позвоню сейчас министру культуры, он твои регалии и перечислит.
На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой. Подобная задача могла оказаться по плечу лишь художнику особого таланта, художнику-мыслителю и выразителю. Представьте, что Глазунов — не благообразный старик и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», а школьник-хулиган, который ловит другого, помельче и просит того ответить за прикид с широкими штанами и назвать десять рэперов, чтобы доказать хулигану, что он настоящий поклонник хип-хопа, а не ряженный какой-то. Изаменьшие грехи людей сосвета сживали. Здание архитектора Баженова делили между собой два десятка советских контор и организаций. Мы пробовали ставить оперу Мусоргского, получилось ужасно. В наиболее законченном воплощении этот метод выразительности проявляется у художника в «Мистерии XX века» и других частях триптиха. По какому праву издеваетесь над товарищем Лениным.
Будучи в отношениях, которые складываются у художника с его «Мистерией», он походит на другого хип-хоп-деятеля, но уже не на сопливого школьника, описанного выше, а самого Канье Уэста, который возомнил себя Апостолом Павлом (жаль, не Петром, стоящим на фэйсконроле в Рай, было бы совсем стройно). Мои коллеги и друзья не верили, будто из затеи с возрождением училища что-то получится. Аесли иговорят, тогрубо. Периодически разыгрывались полускандальные, полурекламные кампании сантисоветскими полотнами Глазунова, вроде «Мистерии XXвека».
Конец 70-х годов обозначил кульминацию «застоя» советской системы. В центре композиции «Мистерии» – образ необычайной выразительной силы, развивающий тему революции и концентрирующий основные коллизии мировой истории на переломе века. Досих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг ленинградского Манежа наего выставку. Рядом с фигурой царя – люди, чьи имена в предреволюционные годы были на устах у всей России: Лев Толстой как «зеркало русской революции», по определению ее вождя Петр Аркадьевич Столыпин, великий национальный реформатор, признанный на Западе выше Бисмарка, павший жертвой революционного террора ибо успех его реформ означал бы конец революции Распутин – олицетворение темной, до сих пор до конца не разгаданной силы, сыгравшей свою роль в крушении царского престола (хотя ныне его личность в ряде исследований трактуется по-иному).
В последний раз буквально за день до отставки. Вот, точно так же и Глазунов требует от зрителя исполнения культурной повинности. И неслучайно символом разрушения классической культуры, последовательно творимого революционными новаторами не только в искусстве, но и в области морали, принесшими этот вирус распада и на Запад (ибо Кандинский, Малевич и другие стали там основоположниками главных модернистских течений), видится фигура поверженного героя из разрушенного алтаря Зевса в Пергаме, считавшегося некогда одним из семи чудес света. Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы.
Как, например, в средневековом мистериальном действе или у Шекспира («весь мир – театр, люди в нем – актеры») или у Блока в пьесе «Балаганчик». Есть даже знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича. О том, как сложилась судьба «Мистерии XX века» и ее автора и пойдёт речь в этом обзоре. С картиной «Мистерия ХХ века» можно совладать, держа в голове её реперессивную направленность. Скандал, поднятый «Мистерией XX века», разгорелся до небес.
Рано или поздно нечто подобное должно было случиться. С официальными заказами от родного государства и того хуже. Эйнштейн, Армстронг, Чаплин. Это перестало что-либо значить. Борис Александрович согласился на участие в проекте. Ни богатства, ни наград».
Мистерия века: Об одной из самых известных картин Ильи Глазунова
Царь выбрал твой проект, комиссия его поддержала». Феерическое зрелище. Глазунов тоже когда-то объявил себя главным художником России и это сработало. Ганс Пишнер при этом спросил: «С кем из советских режиссеров предпочли бы работать. » Я назвал Покровского.
Так мы поставили сначала «Князя Игоря», а потом «Пиковую даму». Он как бы над всем этим, кротко взирает вниз и возносит руку для крещения. Всё что находится между ними – история. В России напечатать «Мистерию» первым решился «Московский комсомолец». Не пройдет.
«Мистерия века» Ильи Глазунова: картина-пророчество, «которую никогда не увидят русские»
Я постарался в точности передать на холсте простое русское лицо Клавдии Васильевны. Говорят, в годы войны в подвале дома даже располагалась секретная лаборатория. Может, выберете что-то другое. » Я не стал упираться: «Тогда — «Князь Игорь». О том, как сложилась судьба «Мистерии XX века» и ее автора и пойдёт речь в этом обзоре.
Вот как показывает это явление известный писатель-эмигрант Марк Алданов на примере одного из красных палачей, начальника петроградской «чрезвычайки» Урицкого, опьяненного безграничной властью над жизнью миллионов людей. Я долго думал, колебался, но все-таки согласился. За всю жизнь ко мне обратились лишь дважды. Проходи, Царствие Небесное прямо и налево. Даже больше. Косвенных доказательств тут— хоть пруд пруди.
«Мистерия века»: картина-пророчество, «которую никогда не увидят русские»
— Да, впервые я встретился с Михаилом Сергеевичем полвека назад. Борис Николаевич шел мимо расставленных вдоль стен стендов и забраковывал один за другим: «Говно Говно Говно» И вдруг остановился: «О. Горбачев, надо отдать должное, с ходу поддержал идею. Запечатленный с лагерным номером, он как бы составляет основание известной скульптуры «Рабочий и колхозница» – ставшей официальным символом «свободного, раскрепощенного, социалистического» труда и «монолитного союза» двух основных классов нового общества – рабочих и крестьян.
Да-да, Сергей Михалков. Может вызвать некоторое удивление необычность изображения того или иного персонажа. Но полотно это вызвало эффект взрыва атомной бомбы. Потом и он приказал долго жить. Рано или поздно нечто подобное должно было случиться. Говорят, в годы войны в подвале дома даже располагалась секретная лаборатория.
Она выставлялась в разных залах, пока коллекционер из Гамбурга по фамилии Винтер не предложил мне продать ему картину. Создание «Мистерии», положившей начало величественному триптиху, обозначило новый этап и уровень творчества художника. Форма мистерии была использована в построении первой советской пьесы – «Мистерия-буфф» Маяковского. — Не скажу, будто мы много общались. Идаже ниукого изсоветских.
Кто изображен на картине «Мистерия ХХ века» Ильи Глазунова
Завтрак у тебя отберу и главному расскажу чтобы в культурные не записывал.
Я позволил себе пошутить: «Как говорит мой друг Кобзон, люблю Россию без памяти» Потом мы обсудили изданную в Австралии и запрещенную в СССР книгу Сергея Лесного «Откуда ты, Русь. ». Ступени Мастерства» с выставки в Санкт-Петербургском центре Манеж. Причем все иправые илевые. наверное, могу не продолжать фразу, вы уже догадались. Так мы поставили сначала «Князя Игоря», а потом «Пиковую даму». Я настойчиво добивался встречи с ним и имел на то вескую причину. «Бешеная жажда игры, лицедейства, позы» захватила и литераторов и людские толпы и особенно революционных вождей.
За первый эпизод благодарен Андрею Громыко, доверившему проект посольства в Мадриде. Сегодня уже не жалею. Недоброжелателиже— ивэтом янеоднократно убеждался— часто просто отказываются говорить онем. Ельцин остался доволен, неоднократно благодарил. Связях, обеспечивающих его карьеру. Мои коллеги и друзья не верили, будто из затеи с возрождением училища что-то получится. Борис Николаевич заметил меня среди гостей, подошел, обнял и сказал: «Илюша, спасибо.
30 декабря 1999 года в Кремле проходил традиционный предновогодний прием. Ганс Пишнер при этом спросил: «С кем из советских режиссеров предпочли бы работать. » Я назвал Покровского. Даже больше. Может раньше имел— асейчас неимеет, нужда отпала».
ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ ХХ ВЕКА ИЛИ ВОТ ТАКАЯ ВОТ МИСТЕРИЯ (О картине Ильи Глазунова Мистерия ХХ ВЕКА)
Вторым обязан Павлу Бородину, позвавшему реконструировать Большой Кремлевский дворец. Мой собеседник удовлетворенно взмахнул руками: «Пожалуйста. » На следующий день с разрешения посла Абрасимова я подписал с театром контракт. Уэст сегодня, пожалуй, самый тщеславный исполнитель, давно объявивший себя гением и настолько искренне в это верящим, что поверил и весь мир. Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции.
Рядом с ещё молодым Глазуновым – падение империи, Столыпин, Николай Второй, Распутин. Да-да, Сергей Михалков. Лет в семь или восемь меня отвели на спектакль в Театр Ленинского комсомола, где когда-то пели Шаляпин и Вертинский, я долго еще потом бредил подмостками, рисовал в воображении декорации. Так вот, возвращаюсь к Андропову.
«Мистерия века» Ильи Глазунова: картина-пророчество, «которую никогда не увидят
К своей последней в ХХ веке московской выставке Илья Сергеевич завершил работу над новым вариантом всемирно известной «Мистерии» Это было продиктовано необходимостью художественно и философски осмыслить глубинную суть событий последней четверти минувшего века («перестройка», крушение СССР, приватизация и воцарение демократии в России), что естественно, потребовало и увеличения размера картины. Взяв секундную паузу, я произнес: «Борис Годунов». Надо полагать, портрет ему понравился, поскольку потом Борис Николаевич дал фотокарточку мамы и попросил нарисовать ее: «Сделай, Илья» Снимок был крошечный, видимо, с паспорта.
И не сложно догадаться какая идеология взяла верх в этом жестоком противостоянии. И, наконец в новом варианте автор написал свой портрет уже справа в соответствии со своим возрастом (в 2000 году И. С. Глазунову исполнилось 70 лет). Словом, Ганс Пишнер, а именно так звали человечка, который, как я выяснил позже, возглавлял Берлинскую государственную оперу, не теряя времени перешел к сути: «Назовите любое произведение русского композитора — и будете его оформлять». И до этого им было написано немало монументальных полотен – достаточно вспомнить знаменитый цикл, посвященный Куликовской битве. Вот так художник служит маленькому человеку проводником к создателю.
Всякое отступление от официальной догматики немилосердно каралось. Все генсеки ЦК их соратники по соцлагерю и, конечно, первый президент России, приветствуемый ликующим народом, а также правители и политические деятели, до некоторого времени, враждебных стран. И вот вместе с эскизами я переправил в Германию «Мистерию». А ведь я в какой-то момент даже преподавал историю искусств в академии МВД.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века». И действительно, можно вспомнить массовые театральные инсценировки мистериального плана, разыгрываемые на площадях городов в первые годы революции, темой которых являлась «всемирная история освободительной борьбы угнетенных». На Бранденбургских воротах покоится гроб продолжателя дела Ленина, омываемый морем крови загубленных в годы «революционной перестройки» страны и на фронтах Второй мировой войны. И вот вместе с эскизами я переправил в Германию «Мистерию». Мы пробовали ставить оперу Мусоргского, получилось ужасно. Как известно, эксцентричность поведения свойственна многим деятелям западной культуры. Из страны «Мистерию» я смог вывезти вместе с эскизами для берлинской оперы, куда меня пригласили в качестве художника-постановщика оперных спектаклей. В самом центре – над историей – Христос.
Не узнал — ты неотесанная скотина. Лет в семь или восемь меня отвели на спектакль в Театр Ленинского комсомола, где когда-то пели Шаляпин и Вертинский, я долго еще потом бредил подмостками, рисовал в воображении декорации. Меня не проведешь, легко могу проверить.
Ни одной премии. Узнал этих людей, эти купола, эти имперские артефакты, этих душегубов. Михаил Сергеевич принял меня на Старой площади на удивление радушно, как хорошего знакомого: «Привет, Илья. » И тут я допустил ошибку, ответив в той же тональности: «Добрый день, Миша. » Никто из больших начальников — коммунистических или демократических, значения не имеет — не любит, когда люди ниже рангом держат себя с ними на равных, апеллируя к прошлым отношениям. Ныне уже ни для кого не секрет, что революция в России как великий социальный эксперимент была выношена Западом, свершалась по выработанной там коммунистической программе, цели которой осуществлялись совместно с российскими революционерами – уничтожение России, как великой державы, русской православной культуры и ее творца – русского народа, – и мечты их зарождались «в парижских и женевских конспирациях».
Автор: И. С. Глазунов. Написанная в 1977 году Ильёй Глазуновым картина «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве. Борис Александрович согласился на участие в проекте. Антисоветчину удумали разводить. Господин Пишнер скривился, словно проглотил лимон без сахара: «Только не это. Из страны «Мистерию» я смог вывезти вместе с эскизами для берлинской оперы, куда меня пригласили в качестве художника-постановщика оперных спектаклей. Павел Гусев, мой старинный друг и главный редактор газеты, не убоялся. Господин Пишнер скривился, словно проглотил лимон без сахара: «Только не это.
«Такой фантастической репутации небыло ниукого изрусских живописцев. Конечно же, для социальных потрясений в России имелись и свои внутренние причины. Итак все ясно. Во всяком случае, художник сделал свой двойной автопортрет – в молодом возрасте (слева) и уже в преклонном возрасте – справа.
Сочинение-описание картины Глазунова «Мистерия 20 века»
В «Мистерии» развертывается панорама некоего всемирного кровавого балагана, заставляющая вспомнить о классической традиции рассмотрения явлений жизни с позиции «мир – театр». Когда мозг знает, что его пугают специально, ему не так страшно. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Вот что нужно. » Пал Палыч тут же позвонил: «Сергеич, поздравляю.
Может, выберете что-то другое. » Я не стал упираться: «Тогда — «Князь Игорь». Я сказал: «Воля ваша, звоните». Образ-метафору, образ-символ. И это была чистая правда.
Непрофессионалы-интеллигенты ненавидели тоже. Взяв секундную паузу, я произнес: «Борис Годунов». С остальным все не столь здорово. Горбачев хитро прищурился: «Лукавишь, Илюха. Я долго думал, колебался, но все-таки согласился. Его репутация состоит какбы изнескольких слоев.
«Мистерия века» Ильи Глазунова, картина-пророчество
Во всех областях жизни и искусства утверждалась строжайшая регламентация. На что Глазунов ответил отказом, рискуя при этом не только карьерой, но и головой. И уже не клюквенным соком, как у Блока истекают отдельные герои, а целые моря крови захлестывают картину. Публика— или, скажем, массовая публика— боготворила. Это была картина «Мистерия XX века» (1977г. ), в которой он выразил свой самобытный взгляд на трагичный апокалипсический век.
— Да, впервые я встретился с Михаилом Сергеевичем полвека назад. Когда рандеву все же состоялось, Яковлев объяснил причину задержки: «До меня доходили сведения, будто вы, товарищ Глазунов, являетесь основателем общества «Память», объединяющего наиболее ярых националистов и шовинистов. Потом и он приказал долго жить. Та же тема получает развитие и в образе представителя новой советской интеллигенции – писателя Солженицына с героиней его рассказа «Матренин двор». Краснеть будешь, как пачка американского «Мальборо».
Я настойчиво добивался встречи с ним и имел на то вескую причину. Михаил Сергеевич в самом деле взял трубку, начал разговор и лицо его вытянулось: «Что. Идеологическая цензура, которая свирепствовала в то время в СССР, настоятельно требовала от автора снять «крамольную» картину с экспозиции. Все решилось моментально.
Глазунов создает в картинах мир по законам собственной поэтической логики. Словом, Ганс Пишнер, а именно так звали человечка, который, как я выяснил позже, возглавлял Берлинскую государственную оперу, не теряя времени перешел к сути: «Назовите любое произведение русского композитора— и будете его оформлять». Фрагмент полотна «Мистерия XX века».
Мой собеседник удовлетворенно взмахнул руками: «Пожалуйста. » На следующий день с разрешения посла Абрасимова я подписал с театром контракт. Архитектор перестройки упорно уклонялся от встреч. Впрочем, сегодня это уже несуть важно. Невозникало— даисейчас невозникает— повода для дискуссий. И не сложно догадаться какая идеология взяла верх в этом жестоком противостоянии. Автор: И. С. Глазунов. Написанная в 1978 году Ильёй Глазуновым первая версия картины «Мистерия XX века» должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве.
Итальянская La Stampa опубликовала репродукцию, сопроводив ее заголовком: «Картина, которую никогда не увидят русские». Буквально за два месяца мы подготовили необходимую документацию и начали работать. Сегодня уже не жалею. Ифункционеры Академии Художеств игонимые авангардисты.
Почему, например, Эйнштейн изображен с высунутым языком. Инеоживописи, аосамом Глазунове.