Картина Новая Москва Пименова
«новая Москва»— картина советского художника Юрия Ивановича Пименова, написанная в 1937 году, в разгар реконструкции советской столицы. Картина Юрия Пименова Новая Москва: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина «Новая Москва» Пименова олицетворяет юность и жизнеутверждающую творческую силу, неразрывно связанную с преображенным обликом столицы. «новая Москва»— картина советского художника Юрия Ивановича Пименова, написанная в 1937 году, в разгар реконструкции советской столицы.
Работая над картиной Пименова «Новая Москва», хочется в своем сочинении отметить и легкость картины, ее воздушность, живость.
История одного шедевра: «Новая Москва» Пименова
Меньшинство лишь слегка опережает время. Атмосфера картины «лирична» – жизнь уже комфортна для представителей номенклатурного меньшинства. В совмещении эстетики реализма (в широком смысле) и принципов идеологической (коммунистический) утопии присутствует скрытое противоречие: если утопия требует отказа от настоящего, то реализм изначально есть свидетельство именно о настоящем. Впереди них — окраины городка с развалинами костёла36.
Этот образ воспринимался современниками как символ новой жизни2. Невидимость женского лица оборачивается в «Новой Москве» универсализацией образа Женщины как таковой. Размер— 140 170 сантиметров. Пение ветра в лесах новостроек и смех девушек – штукатуров и маляров.
Художник Юрий Пименов иего картина «Новая Москва»
Однажды он прочел мне отрывок из Блока: «Писатель – растение многолетнее. Художник практически всегда писал именно её, а не профессиональных натурщиц. Тем самым импульс индивидуальной, эротической чувственности вступает в игру символических соответствий с миром «идеологического долженствования» и эротизм индивидуального инвестирует себя – благодаря такой игре – в сферу социально значимого, усиливая тем самым чувственную притягательность этой сферы. И эта искренность дала егоработам долгую жизнь. Автор картины Пименов Юрий Иванович в работе «Новая Москва» изобразил и соединил в одно целое бытовой жанр с городским пейзажем.
Цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи. В первый раз Пименов обратился к изображению причёски жены со спины в этюде «Золотое платье» (1936, холст, масло, 55 х 45, собрание М. Г. Пименова)23. Думаю, многие оборачивались, чтобы посмотреть на это явление. Аромат фиалок и душное дыхание солярки.
Иначе и быть не может. Звонок телефона, обещающий разлуку. С одной стороны, ничего особенного на картине нет. Женщина за рулём машины – это есть по сути центральный образ картины.
Вместе с тем, отдельные искусствоведы обвиняли полотно в формализме за дробность мазка, характерную для импрессионистов12. Отец мальчика был юристом. Они пронизывают цветовую поверхность картины, создавая ощущение единой атмосферы.
Картина Новая Москва Юрия Пименова
Реальный факт размывается в идеологической конструкции. Волосы женщины отливают «золотой рыжиной», дополняются бледно-лиловым цветом платья2.
«Движение в будущее — естественно и даже в чём-то обыденно». Третий раз Юрий Пименов возвратился к этой теме в 1960 году, когда ему была заказана копия картины «Новая Москва». Пространство в этой картине лишено непрерывности. Радость зимнего вечера, синего, синего, манящего теплыми огнями окон.
Пространство картины «Новая Москва» стремительно сужается к центру, что заставляет зрителя, не задерживаясь на переднем плане взглядом, перевести его на второй план — на постройки новой Москвы. От этого полотна веет радостью и мало найдется художников, кто бы с такимупоением на протяжении всей жизни пел славу родному городу и его жителям. Его работа своеобразна.
Закончив ВХУТЕМАС (заэтой аббревиатурой, которыми так славился Союз 1920-х, скрывается Высшие художественно-технические мастерские), онвместе сединомышленниками учредил Общество станковистов. Творчество Ю. И. Пименова было высоко оценено современниками. Сергей Иванников попытался определить социальную принадлежность героини картины. Личный автомобиль в 30-е годы – привилегия верхушки партийной и советской номенклатуры.
И если идеология говорит, что настоящего нет, оно растворено в грядущем будущем, то реализм это настоящее демонстрирует непосредственно реалистическое изображение само по себе есть изображение ситуации, развёртывающейся в режиме «здесь и сейчас». Вместо солнечной и мирной Москвы на полотне предстаёт зимняя дорога. Советская идеология 30-50-х имела дело с ПРАВИЛЬНЫМ НОВЫМ: с тем, что меняло жизнь людей в соответствии с идейными установками и, в то же время, было символом-обещанием «новой жизни» – предвестником грядущего абсолютного общества. В «Новой Москве» (как и в большинстве других картин Ю. Пименова) господствует вертикальный разворот пространства с очень высокой панорамной точкой зрения, в то время как каждая отдельная фигура изображена как бы параллельно целому. На заднем плане высятся новые здания гостиницы «Москва» и Дома Совнаркома СССР26. Когда Наталья Константиновна позировала своему мужу для картины «Новая Москва», она ждала ребёнка. Машина наполовину срезана нижним краем холста, она стремительно «въезжает» в картину.
Возможно именно так, Пименов, хотел показать солнечную погоду, в которой переливаются блики солнца, отражающие от транспорта и вдали стоящих зданий. Пейзаж площади Свердлова в Москве, запруженной машинами и пешеходами. Доказательства этого он видел в «московской повадке» героини и в том, «как чуть-чуть набок надета ушанка, как уложены волосы на затылке, в том, как складно сидит на ней военный полушубок»37. Этот приём дает возможность создать атмосферу беспрерывного на столичной улице. Так как при езде, всё вокруг, кажется размытым.
Художник использовал в построении композиции пропорции золотого сечения. Этот образ воспринимался современниками как символ новой жизни. Видно, что она уже привыкла водить машину. Метафоричность языка Пименова – это цепь открытий длиной в полвека. «Размытое видение» из-за недавно закончившегося дождя делает образ будущего не вполне конкретным (образ коммунизма в советской идеологии также не был конкретен)28.
В 1944 году художник снова запечатлел девушку водителя спиной к зрителю на картине «Фронтовая дорога» (Государственный Русский музей). Элемент жертвенности и трагичности в картине отсутствует. Мы не видим её лица. А это нелегко.
На переднем плане автор изобразил кабриолет, за рулем которого сидит молодая женщина. В глубине в центре — Дом Совнаркома СССР (1932—1935, архитектор А. Я. Лангман, некоторое время там располагался Совет труда и обороны)27. И зрители это чувствуют. Главный хранитель Третьяковской галереи Т. Городкова считает, что изображение женщины со спины даёт основание считать её с полным правом «Незнакомкой» советского периода. Она предполагала, что подразумевается некая реальная советская женщина, одной из первых водившая автомобиль по Москве. Логинова считает, Пименов создаёт на полотне несколько крупных цветовых пятен, но это не ровно окрашенные одной краской плоскости, а богатые по оттенкам и цвету живописные фрагменты, которые связаны между собой общими красками — синим и холодным жёлтым. Она осуществляет связь между миром Будущего и сферой Желания в подсознании зрителя.
Просто автор так изобразил свой шедевр в не ком воодушевленном смысле. Ширится улица, по сторонам которой высятся новые огромные здания. Формально соответствуя ряду идеологических постулатов, «Новая Москва» убеждает зрителя в том, что роскошь, недоступная социальному большинству сегодня, станет ему доступной завтра и в то же время происходит скрытая легитимация реального неравенства возможностей: то, что сегодня доступно немногим, – это лишь (малая) часть того, что завтра будет доступно всем. Особенно страшно равнодушие, рождающее серость.
«Новая Москва» Юрия Пименова: Госпропаганда или вера в светлое будущее
Слева — гостиница «Москва» (архитекторы А. И. Савельев, О. А. Стапран и А. В. Щусев, 1933—1935). А возможно, художник, хотел сделать картину, от лица девушки ехавшей в автомобиле. С идейными стратегиями соцреализма его объединяет, пожалуй, установка на фиксацию нового. Станковая, реалистическая живопись Пименова предельно проста. Общество ориентировано на удовлетворение по сути простейших жизненных потребностей соответственно и «потребительская корзина» этого общества ограничена набором весьма простых продуктов потребления. Шепот притихшего зала.
Женщина кокетливо смотрит на зрителя через зеркало заднего вида36. Воронович отмечала сходство композиции картины с кадром из фильма «Светлый путь» Григория Александрова (1940) — советская Золушка в исполнении Любови Орловой на автомобиле взмывает в небеса и парит над Москвой13. Его холсты помогают нам понимать поэзию прозы. Художник писал о своём желании передавать «большие события жизни в обыкновенных прозаических положениях», «расширять границы поэтического, улавливая то новое, что приносит время и что долго остается неосознанным и незамеченным»10.
В определённый срок комиссии представлялась картина. Картина Юрия Пименова «Новая Москва» написана в 1937 году в стиле классического реализма. Произведения Ю. И. Вздох актрисы и колдовской свет рампы. И абсолютно необязательно это восприятие будет граничит с пробуждением «позитивного» чувственного импульса: отнюдь не каждое лицо порождает Желание. С заднего сиденья нам виден только задний силуэт девушки, одетой в голубое платье. А неясные образы и слегка размытые силуэты придают чувство безвременности и легкости. В такой связи «настоящее – будущее», в которой настоящее, по сути, не имеет собственного содержания, – содержится (содержался) тот мобилизационный потенциал, который выгодно отличает советскую утопию от утопии неолиберального типа с её темой Конца истории и замыкании реальности на настоящем.
Но номенклатурный мир в 30-х годах — мужской. Вот таким образом картина написана счастливым человеком, который влюблён в жизнь4. Может сегодня никого и не удивит женщина за рулем, но в то время это был настоящий фурор.
Описание картины «Новая Москва»
Все такое размытое, нечеткое, много вертикальных линий и зеркальное сияние асфальта. Справа остаются сквер Большого театра, Дом Союзов, Дом Совета Министров слева — гостиница «Москва». Особое восхищение вызывали у него «мягкие каштановые волосы». Среди машин едут автобусы. За счёт своей композиционной близости к «точке наблюдения» эта мысль обладает мобилизационным потенциалом.
В 1936—1939 годах художнику было поручено создать панно для экспозиции СССР на Всемирных выставках в Нью-Йорке и Париже. Это – психология Пименова, смысл его художнической судьбы. Произведения Ю. И. Сам мастер сформулировал свою главную художественную идею как показ «необыкновенности обыкновенного»: «Мир полон поэзии и красоты, которую мы подчас не замечаем.
Новое, впрочем, бывает разным. Их подолгу можно рассматривать, хотя в них ровным счетом ничего не происходит. Пименов располагает «новое» (современные высотные здания) за зданиями старыми – но «помеченными» революционной атрибутикой. Пейзаж площади Свердлова в Москве, запруженной машинами и пешеходами. И это не только красивые слова. Сюжет картины— женщина за рулём автомобиля— довольно редкое явление для тех лет.
В произведениях этого выдающегося художника есть точность деталей, новизна чувств. Позднее Пименов очень увлекся темой женщин и детей. Одной из главных особенностей этого образа отсутствие изображения лица героини. Сюжет картины— женщина за рулём автомобиля— довольно редкое явление для тех лет. Словом, как это ни грустно, такова логика жизни.
Сочетание теплых и холодных цветов привносят в композицию желанную гармонию. Здание слева — бывшая гостиница «Континенталь» (открыта в 1887 году в здании, перестроенном архитектором А. П. Белоярцевым она была снесена в конце 1960-х — начале 1970-х). Красный цвет плакатов указывает силу, разрабатывающую этот проект.
Но, с другой стороны, эту картину хочется рассматривать долго и пристально. Но, глядя на первый план этого шедевра, можно убедиться, что, девушка, сидящая за рулём импортного автомобиля, совершенно сухая. Это художественное кредо Ю. И. Пространство в этой картине лишено непрерывности.
Героиня ведёт машину, пассажир (он на голову выше её) полностью полагается на её мастерство шофёра. А люди, благодаря суете, создают мерцающие частицы на картине. Многозначительным и характерным явлением «Новой Москвы» (как вообще новой жизни) становится и женщина за рулем.
Именно по направлению к ней с площади Свердлова (ныне — Театральной) направляется легковой автомобиль. себя участником движения еще и потому, что он, как и женщина за рулем, можетвидеть одновременно улетающую назад дорогу в зеркальце кабины и стремительнонадвигающуюся впереди улицу. В "Новой Москве" (как и в большинстве других картин Ю. Пименова) господствуетвертикальный разворот пространства с очень высокой панорамной точкой зрения, в товремя как каждая отдельная фигура изображена как бы параллельно целому. Пространство в этой картине лишено непрерывности. Снежная поземка на затемненной улице. Художник освобождает пространство перед машиной, открывая от края до края широкий простор.
Ведь, по словам художника «мир полон поэзии и красоты, которую мы подчас не замечаем». Это художественное кредо Ю. И. 1900—2000» в 2004—2005 годах в столицах двух государств14. Перебегают улицу звонкие трамваи и манит глаз алая буква «М». Пестрит людская толпа.
Репродукция картины "Новая Москва (Юрий Иванович Пименов)"
По его мнению, художник оказывается инструментом этого самоутверждения. Тема ВКП (б) здесь лишена эффекта «избыточного присутствия» – улица, на которой ПРОСТО РАЗМЕЩЕНЫ плакаты красного цвета САМА свидетельствует о «руководящей и направляющей» силе советского общества. Достойным творческим работником Отечества. Сам Юрий Иванович называл собственную главную художественную идею — показ «необыкновенности обыкновенного». Что, собственно, особенного, в сюжете «Новой Москвы».
В книге «Земное искусство» он отмечал: «В моей жизни жена всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то её фигуру, то её волосы или руки». Среди возможных вариантов она называла Лилю Брик, которая получила первой из советских женщин водительские права в 1929 году31, но её автомобилем был «Рено», Любовь Орлову или одну из балерин Большого театра (автомобиль проезжает как раз мимо него)4. Она уверенно держит руль и с профессионализмом управляет машиной. Он делает машину и сидящую за рулем молодую женщину смысловым центром полотна.
Это придает картине гармоничного сочетания. Угар и грохот московского лета. В Новой Москве (как и в большинстве других картин Ю. Пименова) господствует вертикальный разворот пространства с очень высокой панорамной точкой зрения, в то время как каждая отдельная фигура изображена как бы параллельно целому. По аллеям проходят толпы жителей изображенных в виде нечетких теней далеко впереди. Реализм изображает настоящее.
Зритель недолго задерживается на первом плане полотна, главное для него – новая Москва второго плана. Можно только догадываться, какой фурор производила женщина-водитель в начале XX века. Рисунок, цвет, композиция ясны. Вот, казалось бы и все.
Это автомобиль ГАЗ-А, производившийся по лицензии американской компании «Ford» с января 1932 года по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе4. Охотный ряд уже не старый, он обновленный. После первого плана, мы переключаемся на второй план и вот он для автора важнее, ведь и название картины не девушка в кабриолете, а «Новая Москва». Сам Иванников отмечает, что героиня «Новой Москвы» вряд ли доживёт до конца года в своей московской квартире в разгар сталинских репрессий30. Он всегда увлекался всем новым, нет — новейшим и наисовременным. Эскиз утверждался комитетом по подготовке выставки.
К нему пришло признание. Учат нас замечать и любить прекрасное, столь обильно заключенное в мире, окружающем нас. Девушка-водитель изображена сзади. Сама улица говорит о «руководящей и направляющей» силе партии.
О картине «Новая Москва» Юрия Пименова
Неоднократно картина демонстрировалась на крупных международных выставках, в частности на XXVIII Биеннале в Венеции в 1956 году13, на выставках «Коммунизм— фабрика мечты», которая проходила во Франкфурте и «Россия», в Музее Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке4, на выставке «Warszawa— Moskwa / Москва— Варшава. Полотна Пименова, полотна-новеллы, таят в себе свежесть неуставшей души художника, тонкость и в то же время широту обобщений. Этот образ будущего на картине Ю. Пименова оказывается «идеологически правильным» и ещё по ряду параметров: дорога к нему оказывается открытой и прямой, что позволяет интерпретировать её как результат РАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА в данном случае такая рациональность оказывается своеобразным «гарантом надёжности» – «мы знаем, как это будущее строить», – а красный, революционный цвет плакатов указывает и на силу, разрабатывающую этот проект. Женщина изображена со спины, но легко узнаваема. При этом, плавные ритмы полотна сообщают ему покой и уверенность24. Героиня сидит за рулём открытой машины типа «Фаэтон».
Галина Кириллова отмечает, что для картины характерна демонстративность, словно художник «широким жестом гостеприимного хозяина решил показать нам город». Справа расположился Большой театр, Дом Союзов, слева – гостиница «Москва». Пименов Ю. «Новая Москва». Юрий Иванович Пименов был счастлив в творчестве. Развивающейся волосы девушки, говорят о сухом и волнующем ветре, на улице. Самая простая, подчас будничная ситуация изображённая на картине, открывает целый мир. Пименов ищет именно новые явления советской жизни, а кто ищет – тот, как правило, находит.
Их подолгу можно рассматривать, хотя в них ровным счетом ничего не происходит. Но есть в «Новой Москве» «подтекст», который заключает в себе патриотизм Ю. Пименова — старого москвича — и гордость его за дела и свершения своей страны. Множество хорошо различимых мазков кисти создают впечатление вибрации воздуха11. Угол дома справа (на нём большая белая буква «М») — наземный вестибюль станции метро «Охотный Ряд», открытый в 1935 году в перестроенном по проекту архитектора А. Н. Чечулина старом доме.
Ключевым элементом официальной интерпретации полотна стало слово «новое», вынесенное в название картины. Она уверенно держит в руках руль. Тогда и самих машин было сравнительно немного. Она сравнивает её с натюрмортами Ильи Машкова, которые представляют предметы на «обозрение» зрителя. Дорога с движущимся транспортом привлекает совершенной чистотой и даже зеркальным блеском. Так создаётся ощущение радости, свежести и весеннего настроения.
Для партийной номенклатуры «прыжок в «завтра» уже состоялся. Картина сразу привлекла к себе внимание и получила широкую известность11. Вы легко ощутите себя пассажиром кабриолета, взору которого открывается обновленная Москва и именно вас экскурсирует по ней милая женщина за рулем. На переднем плане картины изображена машина, за рулём которой — девушка. После этого художник получал аванс и начинал работать.
Описание картины Пименова Новая Москва
В 1931 году здесь был открыт кинотеатр «Востоккино». По-видимому и в этой теме для него своеобразно воплотилось стремление понять будущее (ведь женщина и ребенок — это действительно будущее особенно ребенок — все в нем неизведанно, все — обещание и надежда) это будущее художник всегда видит радостным, светлым, надежным. Картина создавалась летом 1937 года для выставки «Индустрия социализма», которая должна была открыться 8 ноября 1937 года к 20-летию Cоветской власти и к окончанию II пятилетки. Лицо конкретизирует образ, сфера Желания оказывается зависимой от случайных обстоятельств. В этом сила настоящего искусства.
Он родился 13 (26) ноября 1903 года в Москве. Выставка открылась с полугодовым опозданием 18 марта. Художникам предоставлялся cписок тем для ознакомления, они могли выбрать понравившуюся. Елена Воронович видит в картине сочетание модерна (использование средств кинематографии в композиции — камера словно закреплена на заднем сидении автомобиля) импрессионизм (образ беспечной радости бытия) и социалистический реализм (изображение действительности в её революционном развитии)32.
Так создаётся ощущение радости, свежести и весеннего настроения. Ибо наблюдатель, поэт и художник, живущий в каждом из нас, пока мы бываем детьми, потом, с годами, с превеликим тщанием изгоняется нами самими.
«Новые воздвигающиеся здания, быстрый бег автомобиля, светлые краски, обилие воздуха, широта пространства и кадровость композиции— все проникнуто оптимистическим мироощущением, характерным для того времени»1. Будущее для неё уже наступило («Новая Москва», правда, убеждает массового зрителя, что роскошь, доступная пока только номенклатуре, станет доступной и ему в будущем). На выставке «Искусство и техника в современном мире» (1937) в Париже Юрий Пименов получил Золотую медаль7. Одной из главных особенностей этого образа оказывается невидимость лица.
Техника исполнения картины масляная живопись по холсту. «Новая Москва» поступила в Третьяковскую галерею в 1945 году и с тех представлена в постоянной экспозиции. Юрий Иванович Пименов — талантливый русский художник XX века. Половина комитета по организации выставки за это время была репрессирована по делу «право-троцкистского блока». Пименов решает проблему композиции картины новаторски. Сюжеты картин Ю. Пименова очень своеобразны.
Сочинение по картине Пименова Новая Москва 3, 8 класс
У Пименова мы не чувствуем напряженностиитайной тревоги. Самое интересное в данной работе, это размытое изображение, которое напоминает дождь. Когда же лицо не видно зрителю, то происходит универсализация образа Женщины28. В «Новой Москве» линии горизонта нет. Инвентарный номер в коллекции Третьяковской галереи— 277071. Сувеличением населения унас город вырастет до5 миллионов, сбыстрым ростом вгороде числа автомобилей идругих видов городского транспорта жить будет невозможно, если неперепланировать город, нерасширить ивыпрямить улицы, несоздать новые площади».
Свежесть цветущего сада. Запах дождя и горячего асфальта. Шелест новых платьев. Что, собственно, особенного, в сюжете Новой Москвы.
Юрий Пименов: картина «Новая Москва»
Но это сложная простота. О. М. Бескин считал, что художник изобразил на этой картине ту же женщину, которая стала героиней картины «Новая Москва». Показать красоту ежедневное (tm), прелесть простых вещей, обаятельность человека в труде и быту – моя цель художника. Иванников сопоставляет картину с идеей Л. Д. Троцкого о «высшим классе» в СССР как «новой буржуазии» и считает, что на на картине Пименова представительница этого класса и является «культурным» героем – потребление роскоши является актом демонстрации и самоутверждения29. Широкая улица, мокрая дорога.
Кем был Юрий Пименов. Силуэты прохожих, автомобилей и автобусов, создают впечатление спешки, скрыться от дождя. Сюжеты картин Ю. Пименова очень своеобразны. Впереди распростерта широкая дорога, на которой разъезжает масса других автомобилей. Идёт улица как улица инеожиданно посредине стоит нелепый дом: какому-нибудь Тит Титычу взбрело наумвзгромоздить свой дом как раз посредине улицы или оттяпать уулицы покрайней мере добрых 510 метров навыступы своего особняка. Вот, казалось бы и все.
Выразительно видны лишь здания и транспорт, ехавший по этой широкой улице. «Новые воздвигающиеся здания, быстрый бег автомобиля, светлые краски, обилие воздуха, широта пространства и кадровость композиции— все проникнуто оптимистическим мироощущением, характерным для того времени». Тишина и томление весны. Он использовал почти прозрачные оттенки цветов, перемешивая холодные и теплые тона. Натурщицей для художника стала его супруга Наталья Константиновна. После того как художник выбирал тему и эта тема утверждалась, он представлял эскиз. Машина едет за грузовиком в сторону передовой.
Прелесть осеннего утра, убранного каплями росы. Художник запечатлел площадь Свердлова, на заднем плане – силуэты гостиницы «Москва» и дома Союзов. Он показывает нам жизнь искренне, такой, какой видит и ощущает ее. Первые звуки оркестра. Картина получила название «Москва 1960 года» (Национальный музей Таджикистана, Душанбе, холст, масло, 140 х 170). Но именно тогда стали появляться прелестные девушки, уверенно сидящие за рулём автомобиля.
Он был настоящим художником современности.