Картина Портрет Напольного Гетмана
Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин
Щедрина, скульптора С. И. «Увенчанный лаврами Европы» и поставивший «имя русское в ряду классических живописцев», как позднее отозвался о нем Александр Иванов, Кипренский воплотил в этом автопортрете романтический идеал художника-творца. Шубин не боялся деталей. Но все ли выяснено.
Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Новые художественные принципы накладывались на традиционные. Они не мешали в его портретах главному — характеристике персонажа. Действительно, почему Украина.
Энергично и решительно он принялся наводить в ней порядок. После возвращения становится придворным художником. Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос. Коллекция работ Шубина в Русском музее — самая представительная в мире.
Описание картины «Портрет напольного гетмана»
В 1716 году вместе с братом он приехал во Флоренцию, где учился в Академии художеств. Сазонов, вольноотпущенный графа В. А. Румянцева, который отправлялся на средства покровителя. После возвращения становится придворным художником. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Его наследие невелико. Портреты Шубина не просто точны физиогномически.
Безусловная идентификация изображенного затруднительна. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ.
1972 Картмаксимум Живопись Никитин Портрет напольного гетмана
Среди петровских пенсионеров, отправленных в Италию, был Иван Никитин. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. К ним присоединился художник В. А. Весь облик производит на редкость целостное впечатление человека простого и мужественного, смелого и решительного.
Природный ум и заботливость ясно запечатлены в его лице. Глинку. Однако попытки связать с этим прекрасным портретам имена некоторых исторических деятелей до сих пор еще не увенчались успехом. Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге. Имя изображенного тоже пока установить не удалось. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.
Русская портретная живопись века
И. Никитин «Портрет напольного гетмана». Это одновременно портреты-характеры. После революционных событий XVIII века и во времена наполеоновских войн институт «пансионерства» в Петербургской Академии художеств был отменен. Скульптор Федот Шубин (1740–1805), сформировавшийся на севере, в Архангельском крае, через всю свою жизнь и творчество пронес любовь к народному искусству, особенно резьбе по кости, которой славились архангельские мастера. Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека.
А. Н. Положение с «пансионерством» изменилось с назначением в 1817 году президентом Петербургской Академии художеств А. Н. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Возобновились заграничные поездки русских художников. Обратиться к Польше: польская армия имела напольных гетманов.
НИКИТИН Иван – Портрет напольного гетмана
Вывод. В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» – автопортрет Ивана Никитина. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам». Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I).
Происходила ломка художественного сознания. Некоторым из них выпала честь учиться в Европе. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции.
Описание картины Ивана Никитина «Портрет напольного гетмана»
Не случайно творческие судьбы многих мастеров складывались в это время драматически. Гальберга и архитектора В. А. Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Оленин выделил трех выпускников, достойных представлять «три знатнейших художества» в Италии: живописца С. Ф.
Они могут даже превосходить их. Оленина. Среди них — Иван Вишняков (1699–1761), автор таинственных и притягательных портретов брата и сестры Фермор. Одна из лучших его работ — «Портрет напольного гетмана».
Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова. Почти семивековое господство иконы оставило глубокий след в художественной памяти России.