Картина Разборчивая Невеста
Павел Андреевич Федотов в 1847 году представил своим почитателям новую картину Разборчивая невеста. Картина Павла Федотова Разборчивая невеста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Описание картины Федотова «Разборчивая невеста»
«Разборчивая невеста». Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Весьма сатирично и в то же время не без сочувствия характеризует он своих персонажей. Федотов показывает решающий момент объяснения.
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Перезревшая невеста, которая стоит, наконец, на пороге осуществления своей заветной мечты. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
Это сатира на ту форму брака, которая была принята в так называемом высшем обществе. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).
Крылова он ставил чрезвычайно высоко в собственных баснях подражал Крылову как мог. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. / Ой, стыд какой.
Описание картины «Разборчивая невеста» Федотова
Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
/ Ой, стыд какой. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Крылова он ставил чрезвычайно высоко в собственных баснях подражал Крылову как мог. Он взял известную басню «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:«Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Избран был тот решающий момент, который позволял все понять — и судьбы людей, объясняющихся друг с другом и суть самого объяснения и то, что вслед за этим последует. Персонажи на самом деле проживают столь важную для них ситуацию, всецело отдаваясь своим чувствам. Отсутствуют и другие делали: исчез замысловатый узор на скатерти, менее подробно выписаны висящие на стене картины и т. д. Федотов пытается снять перегружающие рассказ второстепенные подробности, чтобы сосредоточить внимание зрителей на главном и придать большую остроту представленной на картине ситуации57.
По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Девушка изображена за игрой на клавесине. Картина Федотова Разборчивая невеста изображает смешную сцену сватовства. Как она называется.
Описание картины «Разборчивая невеста»
К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Как она называется. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость.
На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Перед этим Брюллову были доставлены на квартиру картины Федотова «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки.
Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. ассигнациями в месяц». Он в который раз был обласкан великим князем. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.
Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем.
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. «Поздравляю вас, — сказал он Федотову, — вы меня обогнали». Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. ».
В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. Но как он ошибается.
Павел Федотов «Разборчивая невеста»
Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Крылова. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Действие происходит в роскошной комнате, стены которой украшены картинами в позолоченных рамах. Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5.
В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Горбатый жених, одетый со всей роскошью моды, с превеликим трудом опустился перед нею на колени, преподнося букетик цветов. Богатая гостиная обставлена по последней моде.
Картина Разборчивая невеста Павла Федотова
Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Родители, подглядывающие изза портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».
Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Родители, подглядывающие из-за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. В дверях ожидает майор, он явно не волнуется по поводу сватовства, ведь исход уже предрешен. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи.
Художники / Живопись / Ильдюков Олег Евгеньевич / Картины художника / Разборчивая невеста
И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12.
Считается, что образ майора дался художнику относительно легко— с учётом его творческого опыта и наблюдений, сделанных во время десятилетней службы в лейб-гвардии Финляндском полку640. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Рядом гитара. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки.
2017 П. А. Федотов. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий.
Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Справа, у дверного проёма, стоит майор, которого привела сваха, чтобы просить руки купеческой дочери.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Образ майора следующим образом описан Федотовым в его рацее: «И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, — / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / Я, дескать, до денежек доберусь. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36.
Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Эта работа была написана художникам по мотивам одноименной басни И. А. ассигнациями в месяц». Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.
Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». — стыд какой.
«Разборчивая невеста»1847г. Холст, масло. На марке изображена репродукция картины «Разборчивая невеста» (1847, Государственная Третьяковская Галерея, Москва). А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая. В этих немногих словах заключено признание Федотова художником будущего. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий.
Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Он взял известную басню «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:«Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение.
Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. / По-старинному— в сизом платочке. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34. Картина П. А.
Бытовой жанр существовал и до Федотова, но художники акцентировали внимание на жизни крестьян, а быт купечества и дворян реже становился объектом их внимания. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Намерение было благородное — почтить память баснописца, скончавшегося три года тому назад. Словом, не до сердечных мук стало — только успевай поворачиваться. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34. Ее сюжет художник позаимствовал у Крылова. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты.
Открытка (плейкаст) «разборчивая невеста»
Холст, масло. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации.
В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Этот счастливый майор, конечно.
Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста
Согласно надписи, сделанной на обратной стороне полотна реставратором А. Сидоровым, в 1886 году масляный слой с изображением был перенесён со старого холста на новый98. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Еще неоконченная картина была представлена великому князю, который в свою очередь показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб.
В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Свидание это было знаменательно.
На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Ж-4521)8910. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять.
Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.
Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием.
Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3.
Выражение томного восторга написано на ее лице. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк.
Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем.
Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. / По-старинному— в сизом платочке. чужой. Намерение было благородное — почтить память баснописца, скончавшегося три года тому назад.
Нет никакой поэзии, никакой романтики. Картина Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем.
Сочиненин по картине Федотова Разборчивая невеста
Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.
«Разборчивая невеста»1847г. — стыд какой. / Никогда с ними я не бывала».
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». Слева, скрываясь за тяжелой портьерой, подслушивают родители невесты. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам.
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Кроме одного. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.
/ Нет, в светлицу уйду. »46. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Она внутренне сосредоточена и серьезна. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Мордочка собачки у ног жениха забавно напоминает подобострастное выражение его лица. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.
Картина имела большой успех на выставке. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам.
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».
Теперь у нее нет выбора, придется выходить замуж за того, кто делает предложение или же на всю жизнь остаться старой девой. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем.
В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Картина Федотова Разборчивая невеста изображает смешную сцену сватовства.
Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Почтовая марка СССР из выпуска «Русская живопись XIX в. П. А. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку.
Репродукция картины Разборчивая невеста Павла Федотова
Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених.
Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Перезревшая невеста, которая стоит, наконец, на пороге осуществления своей заветной мечты. На другой, более поздней, — старик-подагрик в мундире со звездой преподносит нареченной дорогие серьги. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.
На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.
Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста» Готовые Домашние Задания
Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. чужой. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Федотов». Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.
В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. Сюжет взят из финала одноименной басни И. Крылова: «Чтоб в одиночестве не кончить веку, / Красавица, пока совсем не отцвела, / За первого, кто к ней присватался, пошла: / И рада, рада уж была, / Что вышла за калеку». Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли – привлекает их куда больше, чем искренние чувства и гарантирует «удачный брак».
На атмосферу действия также влияет господствующий в картине цвет, который состоит из разнообразных оттенков тёплого коричневого. Федотов показывает решающий момент объяснения. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. Родители, подглядывающие из-за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши.
В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Свидание это было знаменательно. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Мужчина желает услышать заветную фразу: Я согласна.
Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Описание картины Павла Федотова «Разборчивая невеста»
В ней борются противоречивые чувства. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5.