Картина Репина
Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века. Оценивать картины Репина не буду, так как я не специалист. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. По ассоциации с афористичным названием другой его работы – «Не ждали» – могло возникнуть это «картина Репина «Приплыли».
Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску.
Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова. Картина Репина – Не ждали. Многие картины Репина известны нам со школы. «запорожцы» (1891 год)Кроме того, в процессе работы над «Запорожцами», помимо сотен эскизов и карандашных набросков, Илья Репин написал три масляных варианта картины. Картины Репина – настоящие шедевры русского изобразительного искусства.
На картине «Не ждали» Илья Репин изобразил момент встречи революционера, вернувшегося из ссылки и его семьи, которая отмечалась видеть его живым. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна.
Эта картина Репина вторая по популярности после «Не ждали», где возвращается домой революционер. По одной из версий эта идиома возникла в связи с другой картиной Репина «Не ждали». О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим.
Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию. Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли».
Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо.
Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте. Картины Репина о бурлаках самые популярные, хотя эту тему затрагивали многие художники. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.
7 знаменитых картин Ильи Репина
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Третьяков»109. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Художник изобразил момент, когда Садко по приказу морского царя выбирает себе в жёны одну из морских девиц, представленных в виде заморских красавиц.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. На стене – фотографические портреты Шевченко и Некрасова, репродукция картины Карла Штейбена, посвященной Страстям Христовым и убитый народовольцами Александр II (портрет кисти Константина Маковского). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Вся центральная часть написана самим Репиным. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
2. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Илья Ефимович Репин – биография и картины
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
«Картина Репина «Приплыли»: о какой картине идёт речь и кто действительно её автор
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Совсем иным стал окончательный вариант. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Вегетарианцем стал и сам Репин. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37.
Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Не доносчик ли. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Описание картины Ильи Репина «Не ждали»
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Мастерство Репина в полной мере отражено в выборе момента – пикового, самого острого: сын, муж, отец вернулся и уже вошел в комнату испуганная впустившая его горничная и еще кто-то из прислуги стоят у двери и смотрят, как дальше будут развиваться события. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Л. Н. Толстого». И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В эту минуту в комнату вошел Христос.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В Третьяковской галерее хранится эскиз, на котором «не ждали» девушку. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Первый факт. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Глаза ясные и добрые. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. За окном летний день. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
«Отступничество» в картинах Ильи Репина
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Смутная какая то байка и версия, но уже устойчиво бродит по интернету.
- Картины Репина с названиями история создания, сюжет
- Загадочный Репин — 10 интересных фактов
- Персоны и личности (интересное о известных)
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- Все Картины Илья Репин по алфавиту
- Топограф иконописец, студент Академии художеств
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В его взгляде осуждение и тревога.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Комната небогатой интеллигентной семьи. Картину, которую народная молва приписывает Репину (вы ее видите в начале поста), создал художник Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919).
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
- «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
- «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
- «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
- Картины Репина (фото) с названиями
- Самое интересное в виде мозаики
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
- Увеличим поток клиентов на 40-300 всего за 1 месяц за счет внедрения эффективных маркетинговых решений
- Всё самое интересное: новости, рабочие моменты и жизнь участников команды можно посмотреть в нашем
- Краткая характеристика творчества
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Называется полотно «Монахи.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Особенно долго художник бился над образом вернувшегося, мучительно подбирая нужные интонации. Возвращается в Россию летом 1876 года. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Воронежский художник Лев Соловьёв (на фото) известен мало. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Репин считал сам эту картину красивой. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Все заняты. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. М. Бунакову.
Публике картина понравилась. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Рассмотрим "ближний круг". Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Казалось, она спит.
Она была закончена только в 1891 году. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Этюд получился превосходный. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Стасов присылает ему все, что он просит. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Какая фальшь. ».
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Кисть Репина вывела происходящее из бытового контекста и придала монументальность, общечеловеческий фактор – речь не о конкретном вернувшемся ссыльном, речь о вере, любви, страхе, совести и надежде. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Она ушла из жизни в 1931 году55. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. А потом ещё и присвоили этакое «народное» название – «Приплыли». Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Написана картина была в 1870-х и до 1938 года поступила в Сумской художественный музей.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В следующее мгновение будет всё: слезы вперемешку со смехом, объятия. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. Внимание художника тяготит их. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В его глазах читается печаль, тоска. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Впервые картина была показана на XII передвижной выставке.
А пожилой пастырь улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. » Поражает не столько сам сюжет, сколько переданное мастером изумление и эмоции на лицах участников встречи. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Репин встречал их по средам. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Они словно противопоставлены друг другу. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Иноки помоложе так и застыли с веслами в руках, словно не зная, как реагировать на неожиданную встречу. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Не туда заехали».
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Работал весь день, не замечая времени. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
В «Московских ведомостях» вышла рецензия, заканчивавшаяся словами «жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка». Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Портреты не оставляют сомнений в том, что ссылка имела политический подтекст. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Так ли это – судить зрителям.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Убийство свершилось. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Он идет прямо к матери.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Репин никуда не делся.
Не ждали. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Америка—Франция—Россия. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Каждый персонаж переживает что-то своё. Пятый факт.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Старуха-мать и жена революционера в черных траурных одеждах.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. А вот его родные осознают возвращение дорогого человека именно сию секунду.
Близкий друг Репина критик Владимир Стасов говорил, что это «самое крупное, самое важное, самое абсолютное его создание». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
О чем эта история. Общение с прежними друзьями было только заочным. Берег Волги.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. Это хуже, чем преступление, это – ошибка.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».