Картина Саврасова Грачи Прилетели Описание Картины
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега.
В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Пейзаж получил множество восхищенных отзывов. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Кажется, что эта молодая красавица просто плохо выспалась.
Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. В первый год в Поволжье, с 1870-го по 1871-й, художник написал сразу несколько картин, включая масштабное полотно «Волга под Юрьевцем», за которое он получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1871 году. Но и тут мы делаем вывод, что весна вот-вот постучится к нам в дверь, свет еще блеклый, солнце неяркое.
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
Художник увидел весну с другой стороны, с которой ее не рассматривал никто до него, вот таким образом картина меня просто покорила. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Всегда ему был по душе этот старинный русский город.
Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели».
«Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа».
А потом все-таки сбежит. Они летают вокруг берез, вокруг своих гнезд, в которых будут вылупляться птенцы. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75.
Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П.
Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. На переднем плане художник изобразил молоденькие голые березки, кажущиеся беззащитными и хрупкими. Вдалеке раскинулось черное поле.
Но главное – птицы. Художник добивается согласованности и слитности элементов пейзажа как с помощью правильно выбранной композиции, так и используя средства самой живописи, через хорошо подобранные светотеневые соотношения59. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно.
Детали картины Алексея Саврасова "Грачи прилетели"
Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Солнечный свет падает с левой стороны и тени от берез мягко ложатся на подтаявший снег. Соответственно чувствуется, что зима не хочет покидать свои временные владения.
Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Салтыков).
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома. Но больше всего нравилась Саврасову Центральная Россия с ее скромной природой, которую он любил рисовать. Ученик должен увидеть глубокий смысл, который скрывается за простотой сюжета. – Оденешь его – опять пропьет все. А посередине преобладают коричневые тона. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей.
За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Кстати, пейзаж написан с натуры в Костромской области и эта церковь до сих пор стоит на том же месте, на котором видел ее художник. Передний план выглядит так, будто художник писал картину находясь близко к земле. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. За ними виднеется черные дали полей и болот с водой, серые облака у самого горизонта.
Картина нарисована в темных тонах, так как весна наступает медленно, размеренно. Это несколько голых берез, часть из них— кривые и изломанные. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу.
Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Вот оно. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. А. Саврасовъ»3. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35.
Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Но тогда горизонт был бы ниже, хотя на пейзаже находится по центру холста. Молвитино»36. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68.
Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу. В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом. Но уже играет на воображении и заставляет улыбаться.
По мутному пепельному небу плывут облака. По этому поводу высказывались разные версии. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Описание картины Грачи прилетели начнем с композиции. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся.
Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что самые первые рисунки и этюды к задуманной картине могли быть исполнены художником в Ярославле или его окрестностях, незадолго до его поездки в Костромскую губернию1112. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Они символ весны. Она немного хмурится и потягивается в своей пуховой постели. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613.
Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого.
По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Каждый художник изображает весну по-своему, но мне понравилась картина Саврасова «Грачи прилетели». Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Вчера еще все кругом было печальным и хмурым, а теперьПришла весна.
в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Полотно Саврасова «Грачи прилетели» – это уникальное творение, которое не похоже ни на одно другое произведения искусства. На переднем планемы видим подтаявший, рыхлый грязноватый снег, подсвеченный солнцем сбоку и на нем— тени стоящих вокруг деревьев. У Саврасова получилось передать грусть от уходящей зимы и счастье от наступающей весны. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46.
Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Саврасов настежь распахнул створки окна. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Так можно закончить сочинение-рассуждение по картине Грачи прилетели. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа.
«Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Вся мастерская с первыми весенними днями отправлялась за город. Замысел художника был таков: он хотел, чтобы обратили внимание на дальний план, на равнину, которая играет в пейзаже немаловажно смысловую роль, вот таким образом она обязательно должна быть описана в сочинении по картине Грачи прилетели. Как он изменится. Именно через проталины, проблески неба и светлые тона снега удалось достигнуть этого эффекта. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами.
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс
Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Несколько голых берез – кривых и изломанных. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8.
Мягкая, тонко разработанная лаконичная колористическая гамма, у которой в пределах одного цвета малозаметно меняются холодные и тёплые тона, наиболее достоверно передаёт состояние природы, только что разбуженной от долгого зимнего сна лёгким дуновением тёплого ветра. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. Ступайте писать, пишите этюды изучайте, главное – чувствуйте», – говорил художник. Но эта заурядность кажущаяся.
Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Попробуем представить пейзаж без грачей. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Если он собирался приехать к началу выставки, то он мог отложить свою поездку в Москву, а перед этим съездить в Костромскую губернию36. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв.
«Грачи прилетели» картина Саврасова
Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на подоконнике со своей работой. «Грачи» в свое время стали открытием в живописи благодаря подвижности изображаемого сюжета и наполненности воздухом изображаемого пространства, после монументальных и практически статичных пейзажейАрхипа Куинджи и Ивана Шишкина. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789.
Необходимо основательно к этому подготовиться. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Коровин вспоминает наставление Саврасова: «Надо почувствовать, надо чувствовать – как хорошо в воздухе чувствуется весна». Картина полна жизни, эмоций и впечатлений.
И в 1872 году именно она выставлялась на Всемирной выставке в Австрии. В нижней части этюда была подпись: «А. Линия забора проходит на втором плане по всей ширине картины, подчёркивая протяжённость пейзажа в горизонтальном направлении59. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.
– напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Б. В. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
Художник сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Но не только критики и художники оценили по достоинству картину. Он тусклый и потому не дает блики на свету. Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом. На заднем плане художник показал купола старенькой церкви, за высоким забором, также лишенные всяких красок, словно облетевшие на зиму.
Чтобы ее изобразить, художник стал искать ту самую точку, где бы она была видна наилучшим образом. В Ярославле Саврасов вел «тихую и сосредоточенную жизнь», которую нарушила болезнь жены и смерть новорожденной дочери. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Еще несколько птиц вокруг берез. Он никогда не был строг к студентам и зачастую делился с ними собственным опытом, много рассказывал о природе. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины.
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
Вот так жил и творил Саврасов. Из-за забора ясно виднеется купол церкви, которая в деревнях считалась центральным местом. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. С. Молвитино. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием».
Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Обычный весенний немного сероватый день. Также на них заметны птичьи гнезда.
Описание картины «Грачи прилетели»
Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. РЖ-627)90. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена.
Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Мы можем заметить, что грачи несколько больше по размеру, чем в реальности. Но уже весной 1871 года художник, окрыленный успехом картины «Волга под Юрьевцем» и охваченный творческим экстазом, отправился на поиски пейзажа, которые привели его в село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями.
Через несколько дней новорождённая девочка умерла. В русской живописи особое место занимает известная картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Это было настоящей трагедией для него. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Если обратиться к истории создания полотна, то стоит сказать о том, что Саврасов давно хотел изобразить церковь.
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
Рядом с березами мы видим воду, которая появляется в низинах из-за таяния льда и снега. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Продолжим осматривать картину.
На заднем плане художник изобразил деревню, обнесенную высоким забором. Ужаснее картину представить трудно. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников».
Грачи и березы выдвинуты автором на первый план не случайно. Началось. Несмотря на понятный на первый взгляд сюжет, описать эту картину не так уж и просто.
Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. боярином Г. И.
В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. – Грачи прилетели. Итак, начнем работу над сочинением. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Саврасова в Молвитино.
«Грачи прилетели» : описание картины
Саврасовъ. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Около них расположена старенькая, но работающая церковь.
Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Это были деревенские мотивы. Алексей Кондратьевич Саврасов, создавая картину Грачи прилетели, совершил настоящую революцию в искусстве изобразив новое видение мира. Для изображения взят задний двор церкви.
В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Картина называется Грачи прилетели и это дает нам ключ к пониманию картины. Работа художника является своего рода гимном русской природе, ее богатству и красоте. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению.
Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саврасова для 2 класса
Затем в 1882 году его уволили с работы. На среднем плане мы видим серое пятно. Эта равнина придает картине ощущение бесконечности и пространственности. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области)789. Именно птицы дают нам почувствовать приход весны, так как с их появлением начинается движение и возрождается жизнь. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения.
Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ).
Описание настроения картины Грачи прилетели
Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Однако, так как по высоте попковский иконостас не мог поместиться в четверике холодного храма, то проектом предусматривалось опустить пол на месте существующей солеи на 80 см ниже общепринятой его отметки. 40 Эта абсурдная идея, к сожалению, была претворена в жизнь: старинные чугунные плиты, покрывавшие пол на участке понижения, были выкинуты и на этом месте была выкопана яма гораздо более глубокая, чем предполагалось проектом. В центре – высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился.
Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. В работе над «Волгой» Саврасову помогал Перов, с которым он близко общался и преподавал в Училище живописи.
Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. На переднем плане – рыхлый грязный снег. На самом же деле эта обыденность мнимая.
Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. Птицы символизируют жизнь.
Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69.
Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. 27192)386. Понять, что наступила весна, можно по проталинам на снегу. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова».
Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Сейчас в церкви расположен музей Ивана Сусанина. Все еще низкое серое небо покрыто облаками.
30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819.
По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Автор этой статьи Б. В. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный».
Это скорее эскиз по памяти. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. Однако, это лишь поначалу.
Цели и задачи сочинений по картине
Один из учеников Саврасова в Училище живописи, Константин Коровин, вспоминал, как молодые художники, воодушевленные словами своего преподавателя, гурьбой шли в Сокольники, где «фиалки уже распустились», в Останкино – изучать природу, проникаться ею и писать этюды. На переднем плане полотна – снег. Для чего даются подобные творческие задания. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины – каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны.
Картина Грачи прилетели, по сей день считается одним из наиболее заметных творений Алексея Саврасова, Этюды и быстрые эскизы к данному полотну создавались Саврасовым в нынешнем селе Сусанино, что в Кострмской области. Центральная группа берёз является основой композиции. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников.
Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Центр композиции – несколько берез на переднем плане. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые.
Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Рассмотрим ее внимательно. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке.
Птицы – символ весны в сочинении по картине Грачи прилетели
Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Церковь в русской живописи всегдаявляется олицетворением добра и света. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Лишен ное верхней части и маленькой колокольни здание Троицкой церкви стоит ныне в Сусанине среди построек местной Сельхозтехники, размещающейся на территории уничтоженного молвитинского кладбища.
Тихо здесь после Москвы и так легко, так свободно дышится. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. Это можно определить по тени на картине под деревьями. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше.
Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. Там он и создал первые этюды, легшие в основу «Грачей».
Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. «Ступайте писать – ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают – хорошо. От нее словно веяло пробуждением природы. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Тогда в картине не будет той динамики, которая есть сейчас.
Оно расположено на конце высокой горы, выдающейся в долину в виде мыса, между двумя реками, которые под Молвитиным соединяются между собой»38. Дописывал картину художник уже в Москве, в своей мастерской. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился.
Обратим внимание на птиц, которые послужили основой сюжета. И вот он на Волге, в Костроме. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Ныне холодный храм выглядит так: примерно половина прежнего пола в нём осталась нетронутой, в середине же помещения — провал, в котором стоят ободранные конструкции многострадального попковского иконостаса. Вторым главным мазком является – талая вода именно она кричит нам о наступлении весны.
Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. Однозначно ответить нельзя.
Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Из-за берез невдалеке видна церковь и колокольня, типичные для русской местности. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27.
Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины
А. К. Саврасов использовал такой прием не только в этом пейзаже, но и в других работах. Какая простота. Одна из птиц на земле держит в клюве веточку и собирается строить гнездо. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Чтобы усилить ощущение пространства, художник чуть изменил перспективу. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести.
Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Купил ее в свою коллекцию Третьяков. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Грачи прилетели.
Поездки оставляли глубокий след в его душе. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Можно догадаться, что погода солнечная, но солнышка мы не видим.
- Творчество, заказы известных людей
- Работа и страсть к путешествиям
- Алкоголизм и увольнение с работы
- Эффект бескрайнего пространства
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах.