Картина Шаляпин В Шубе

Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)

На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Словарь Флигель (от нем.

Причем, он сам же эту пьесу и поставил.

Описание картины 
«Портрет Шаляпина»

Описание картины «Портрет Шаляпина»

На руках у Марины обезьянка. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской.

Интересна история создания этого портрета. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию.

С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление. В этой шубе и изобразил артиста Кустодиев. Пастернак, К. А. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251.

. Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной. Борис Кустодиев окончил Академию Художеств. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Шаляпин становится центром, вершиной этого русского мира. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.

Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Для Кустодиева портрет Шаляпина – первое и последнее обращение к личности артиста.

Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Болезнь прогрессировала. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.

Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.

Шаляпин и Кустодиев 
— два гения иодин 
портрет

Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет

На ногах модные ботинки – серая замша и черный лак. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77.

И писать его приходилось по частям, не видя целого.

Его Портрет художника И. Я. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). На дворе солнечное утро Масленицы и стоящему на пригорке певцу открывается чудесный вид на праздничный город. Распахнутую полу шубы с выбившимся и развевающимся на ветру шарфом Шаляпин придерживает своей правой рукой, холёной и зависшей в манерном жесте с отставленным мизинцем, на котором словно напоказ выставлен великолепный перстень с драгоценным камнем.

Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл замечательным и бессмертным. Он не выходил из дома. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Вершиной творчества художника Кустодиева является Портрет Федора Шаляпина.

Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге».

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

Сообщество «Волшебная сила искусства»

Серов, Л. О. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила». Шаляпина находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года. И появляется ощущение, что это произведения совершенно счастливого человека, онсоздавал портрет-идеал на фоне картины-идеала. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947.

Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. 1921 год, акварель, цветные карандаши. Художник перешел к декоративной расцветке, к подражанию живописи на подносах. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.

Портрет Шаляпина, 
1922, Кустодиев 
– описание картины

Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины

Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве».

Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа.

Малоизвестные портреты 
Шаляпина

Малоизвестные портреты Шаляпина

Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек).

На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Певецизображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Сохранились его работы Автопортрет, десятки портретов, рисунков, карикатур. Он пробовал себя и в скульптуре (скульптурный автопортрет). Эту картину Кустодиев писал, прикованным к инвалидному креслу.

Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. В том же году Кустодиев сделал для себя авторскую копию картины и не расставался с ней до самой смерти. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию.

Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Рисовал тайком от мед персонала, в больнице.

Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» — высота главного персонажа над остальным миром.

Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень.

Федор Шаляпин: робкий 
великан, ставивший 
втупик королей

Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей

Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Рассмотрите картину внимательно.

Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. В 1922-м артист увез его с собой за границу. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест.

Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Наступил паралич ног, с 1916 года прикован к креслу. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.

Описание картины 
Кустодиева «Портрет 
Шаляпина»

Описание картины Кустодиева «Портрет Шаляпина»

Кустодиев воспринимал Шаляпина, как воплощение национального духа и характера. Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм.

Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Чтобы театр отозвал свое приглашение, Шаляпин назначил баснословный по меркам тех лет гонорар, в надежде что контракт не будет подписан. Его учителем был И. Репин.

Интересна история создания этой картины. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Кустодиев не смог её посетить и довольствовался отзывами знакомых, которые не всегда оказывались объективными, как в случае Кузьмы Петрова-Водкина, посетившего художника в те дни. Шаляпин регулярно приезжал домой к Кустодиеву, рассматривал черновые эскизы до написания их маслом, радуясь тому, что художник понял его замысел24.

Сочинение по картине 
Кустодиева Портрет 
Шаляпина 8 класс

Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)

Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Портрет Шаляпина занимает особое место в творчестве художника. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».

Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве". Живой, праздничный, реалистичный и наполненный сказкой. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. В этот период были написаны самые яркие и жизнерадостные полотна художника. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Уехал в Швейцарию. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.

Сам же Ленин считал, наблюдая в течение нескольких лет попытки внедрения военного коммунизма, что стабильная и успешная экономика является залогом перехода общества на новую ступень, а не наоборот и готов был ждать столько, сколько потребуется. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Борис Кустодиев любил Шаляпина с юных лет. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Пошел в магазин. В отличие от Шаляпина, картина нарисована в ярких тонах, только один певец омрачает ее своей темной одеждой. На его плечах теплая шуба, на голове шапка из меха, рука его опирается на трость. Солидный мужчина, своим видом вызывает восхищение и восторг у окружающих. Его высокомерие говорит о том, что он знает себе цену, но и в тоже время он очень любит свой народ. С какой теплотой он смотрит на людей. На картине изображена семья, можно предположить, что они остановились для того, чтобы посмотреть на певца. Все боятся подойти к нему. Эта картина навивает меня своим величием, окунуться в мир классической музыки, узнать историю происхождения и уметь разбираться в исполнителях и произведениях. Не смотря на то, что Шаляпин изображен надменным, я считаю, что он трепетно относится к своим поклонникам, уважает каждого человека, ведь в каждом из нас скрыт свой талант. Кому то даются науки, у кого-то золотые руки, а кто-то своим пением способен пробрать до мурашек. Мне несомненно понравилось это произведение. Оно притягивает не только своим величием, но и праздничной атмосферой.

сочинение – описание 
портрета Ф И шаляпина 
картина художника

сочинение – описание портрета Ф И шаляпина картина художника Кустодиева

В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Фёдор Иванович Шаляпин (1873 —1938) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Первоначальное название картины — «Новый город». Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти.

Портрет был закончен в 1921 году и сразу же приобретен Шаляпиным. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Артист стоит в театральной позе. Портрет – эскиз Федора Шаляпина.

Почему образ Шаляпина 
с картины Кустодиева 
ассоциируется с

Почему образ Шаляпина с картины Кустодиева ассоциируется с НЭПом

Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. И он рисовал, рисовал много.

1921 год, зима. На пальце— перстень. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34.

Сейчас кустодиевский Портрет Ф. И. Огромный холст наклоняли при помощи специальных приспособлений так, чтобы больной художник, сидя в кресле, мог его писать. Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. У ног хозяина белый породистый мопс Ройка. А ведь у этого художника множество картин, где он изображает сирень. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Недаром Федор Шаляпин говорил:. Но в театре приняли условия русского баса.

Интересные сочинения по картинам

его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Но, как бы ни называли эту картину история ее появления сама по себе уникальна. Лубок (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Первоначально вид народного творчества. Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Создавал скульптуры из дерева. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. Именно от Репина молодой художник получил самое важное в своем творчестве – «стремление к содержательности в живописи и к созданию картины как логически завершенного целого».

  • КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА
  • Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
  • Краткое описание Портрет Шаляпина
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты

После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты.

На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах.

Сейчас она экспонируется в Государственном Русском музее. Чем нарушил этикет. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки.

Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин.

Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. Работа продолжалась два года и была закончена в 1922 году. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Дворищина.

Будучи уже неизлечимо больным, во время великих потрясений – войны, революция, разруха, – известный русский художник Б. Кустодиев пишет беззаботные, почти лубочные, бытовые сценки из жизни маленьких провинциальных городов, будто взятых из пьес Островского, с гуляниями, чаепитиями, ярмарками и красивыми людьми, пышущими здоровьем. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Кустодиева. Сочинение писать по эти вопросам. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Предложили мне выбрать. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство».

Это незнакомый город, куда он только что прибыл на гастроли. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46.

В 1911 году у Бориса Кустодиева появились симптомы туберкулеза позвоночника. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. На ногах артиста концертные туфли из лакированной кожи, а весь его классический стиль дополнен модными в 20-е года аксессуарами: рубиновым перстнем и тростью.

такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Тяжелая болезнь – паралич ног – приковала Кустодиева к креслу. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14.

Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. После операции ему было запрещено рисовать.

Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Шаляпин большое количество раз выступал в роли Еремки, а всего на сцену Мариинского театра в сезоне 1920/21 года он совершил 47 выходов31. Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени.

КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО 
ХУДОЖНИКА БОРИСА 
КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ

Точнее, дебют этот не состоялся. Личность певца, его внутренний и внешний облик, притягивали к себе его современников, выражавших впечатления в своих лучших работах — в мемуарной и художественной литературе, скульптуре, графике, живописи. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Крупные предприятия при этом оставались в руках государства, чтобы не дать возможность буржуазии, считавшейся «прислужниками империалистов» получить влияние в стране.

Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.

Коровин, И. Е. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Он словно оглядывает этот городок с высоты. Они могли свободно продавать ее, платя в казну необременительный продналог.

Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. В этом довольно парадном портрете Кустодиев со свойственной себе долей лукавства отметил некоторую самовлюблённость Шаляпина, его стремление щегольнуть дорогими нарядами, создав поистине хрестоматийный образ артиста, этакого вальяжного русского барина или зажиточного купца23350474948. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. В своей автобиографической книге Маска и душа знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.

Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Экий я мерзавец — буржуй. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Он работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы и варианты.

Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Оригинал, принадлежавший Шаляпину, хранился в его парижской квартире на авеню дЭйло.

Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город».

Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.