Картина Судный День

Страшный суд в картинах и иконах

Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц»— «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного. 9:27). Для совращения святого организованы черная месса и шабаш.

По-видимому, Поурбюс вдохновлялся при ее создании гравюрой с фрески Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1535—1541), так как об этом напоминает многое в решении общей композиции, в фигуре Христа, особенно в фигурах, выходящих из земли в нижнем левом углу переднего плана. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Боковые стены представляют рай и ад и дополнительные сцены Страшного Суда справа от входа большая группа праведников: апостолы с Павлом во главе, пророков (с Даниилом и Соломоном), святителей (Иоанн Златоуст и др. ), мучеников. Полотно «Сад земных наслаждений» – это картина-складень.

Под Горним Иерусалимом часто встречается изображение летящих в рай схимников. Этот же мотив встречается в апокрифических «Хождении Богородицы по мукам» и «Видении апостола Павла» – из уст жены выходят змеи и поедают ее тело. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. История искусства. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя. Конечно, Прадо недал «Сад земных наслаждений»— нонаэто никто инерассчитывал: оннепокидал территорию Испании с1568 года инепокидал стен Прадо никогда.

Возможно, так выражается страстное желание Босха постичь тайны ада и одновременно боязнь художника узнать нечто такое, что может погубить душу истинного христианина. На левой стороне две группы воскресших, группа ангелов и несколько демонов, спорящих за жертвы перед весами (o zugoV thV dikaiosunhV – весы правосудия). Описаниями этого типа мучений изобилует Житие Василия Нового (монах Григорий видит увитых и поедаемых огненными змеями прелюбодеев, блудников, клятвопреступников). Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. В центре, среди народа, сидит монах и монахиня играющая на лютне. Перед вами – репродукция картины Босха. В ряде протестантских конфессий (баптисты, пятидесятники и др. ) учат о двух судах: отдельно— для христиан (на котором не будет решаться вопрос о том, где он проведет вечность, — в аду или раю, но будет дана оценка его христианской жизни) и отдельно— Страшный суд для всех остальных.

В море, окружающем землю, плавают рыбы. Во гробе подымаются с мольбой к Богу воскресшие. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Филипп Красивый заказал художнику в 1504 году картину «Страшный суд», а по инвентарю 1516 года она значится в собрании его сестры Маргариты Австрийской.

А известный русский православный библеист и церковный писатель Иоанн Соловьев говорил, что картина «Страшный Суд» «исполнена согласно древним иконописным подлинникам, картина дышит, так сказать, духом церковности». На свитке надпись, передающая слова пророка Даниила: «Аз Даниил видех. Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. Адские муки.

Страшный суд Микеланджело: 
описание картины, 
фото

Страшный суд Микеланджело: описание картины, фото

Круглые изображения по углам – «четыре последние вещи» изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Полумесяц, как атрибут греха, мы будем встречать у Босха и впоследствии. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Общность верующих и общность еретиков, отступников. В них тоже тесновато от тиар и нимбов, рогов и копыт. 1183 г. ).

С другой стороны, дьявол в обличье невиданного монстра (в их изобретении Босх был особенно искусен) протягивает ему денежный мешок. Возможно именно для вразумления верующих Иеронимус Босх создал алтарное изображение «Сад земных наслаждений». Уже тогда критики благосклонно отнеслись к затее Ю. С. Мальцева. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.

Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Четыре царя сидят на своих тронах: Навуходоносор, Кир, Александр с обнаженным мечем и Август с копьем посреди них бьются падающий баран (по надписи – Дарий) и козел – Александр (в Ватопеде этого нет). Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Господи. Другой текст: «Подобие сына человеча прикоснуся устнам моим» (Дан.

Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного cуда, было Житие Василия Нового (Х в. ). По учению апостольскому, «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор. 5:10), «все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10). Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. За апостолами ангелы, стражи Небесные. В центре композиции изображается Христос – Судия мира.

Антония». Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощенному в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц). Тот же «Синий бархат» неслучайно начинается с отрезанного уха — ключевого образа в творчестве Босха. Ниже представлена разверстая пасть адского змия, o skwlhx – червь (ср. : Мк.

Кий грех не сотворих. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. Пустой горшок, надетый на шест, – символ сексуального единения мужского и женского начал. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Конечно и в другие приготовительные дни Евангельские чтения – о Закхее (еще до начала пения Триоди), о мытаре и фарисее, о блудном сыне, недели сыропустной, – имеют первостепенное значение для христианина, готовящегося вступить на спасительное поприще Великого Поста.

10:16) – в мозаике Монреале, Сицилия (после 1183 г. ). Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. 1146 г. ), в монастыре св.

И все же лучше судить о Босхе по его работам. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – «Блудный сын». Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году. Первое царство изображено справа от входа. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Лавра прп.

Описание картины 
«Страшный суд»

Описание картины «Страшный суд»

корыстолюбия и зависти. Удерживаясь отжелания еще раз употребить слова «уникальный» и«феноменальный», язакончу одним чисто эмоциональным впечатлением. И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Ниже на это видение ангел указывает лежащему и проснувшемуся Даниилу.

Огненная река течет, расширяясь и в нее ангел погружает вынырнувшего грешника. Ад изображается в виде «геенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит сатана – господин ада, с душой Иуды в руках. Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. Судный час не наступит до тех пор, пока не сразятся две огромные армии, которые понесут большие потери и при этом будут исповедовать одну и ту же веру пока не появятся около тридцати лжецов, каждый из которых будет называть себя посланником Аллаха пока Аллах не поднимет от людей (не исчезнет) религиозное знание пока не участятся землетрясения пока не ускорится время пока не появится смута (испытания) пока не участятся убийства пока вы не станете купаться в роскоши, так как вашего богатства будет настолько много, что хозяин имущества будет беспокоиться из-за того, что никто не принимает его пожертвований, а когда он попытается раздать милостыню, то ему ответят: «Я не нуждаюсь в этом» пока люди не станут состязаться в строительстве высоких домов пока проходящий мимо могилы человек не скажет: «Лучше бы я оказался на его месте» и пока солнце не взойдёт с запада. Ангелы при кончине века соберут избранных от четырёх ветров от края небес до края их (Мф. 24:31), а также соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Мф. 13:41) и отделят злых из среды праведных (Мф. 13:49). Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном.

«Страшный суд» Микеланджело: 
описание картины, 
особенности и интересные

«Страшный суд» Микеланджело: описание картины, особенности и интересные факты

С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто. Миниатюра в греческом Евангелии XI в. Национальной библиотеки в Париже (74): Христос Судия в голубом миндалевидном с лучами ореоле сидит на троне руки Его простерты и на дланях видны язвы гвоздинные. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.

Вместо мачты корабля растет живое дерево — Майское, вместо руля — сломанный сук. Недаром лучшие из кинокритиков норовят разобрать «Хэллбоя» в контексте манихейской ереси, а, например, «Лабиринт фавна» — как метафору взаимоотношений ребенка с миром религиозных запретов.

Описание картины 
Виктора Васнецова 
«Страшный суд»

Описание картины Виктора Васнецова «Страшный суд»

Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Вариации незначительны: так, морское чудище (дракон) может быть одноглавым, напоминающим тритона с головой зверя (иконы из монастыря св. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы.

Вверху часто изображается Бог Саваоф, ангелы света, низвергающие с Небес ангелов тьмы (бесов) и как символ конца мира всегда изображается небо в виде свитка, свиваемого ангелами. Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Апостол Петр приводит группу праведников к вратам рая.

Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. я воззвал к Тебе и Ты исцелил меня. Иоанн Предтеча – ходатаи за род человеческий.

«Страшный суд», 
Иероним Босх — описание 
картины

«Страшный суд», Иероним Босх — описание картины

Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Успенский собор Московского Кремля В чреде дней, приготовительных к Святой Четыредесятнице, неделя мясопустная – о Страшном суде – является, пожалуй, наиболее выразительной как в гимнографическом, так и иконографическом отношении. До нас дошли также фрагменты Страшного суда, написанного преподобным Андреем Рублевым и Даниилом Черным на стенах в Успенском соборе Владимира. Иногда писались еще и другие звери имеющие аллегорическое значение. Масштабная работа Микеланджело украшает алтарную стену в Сикстинской капелле Ватикана. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.

Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9. 7:2, 9). Программной темой в росписях Никольского собора является тема покаяния. Под огненным озером в шести отдельных клетках представлены виды мучений грешников. Композиция картины подчеркивает эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Страшный суд аллегорически изображался сначала в виде отделения «овец от козлов» (Мф. 25:32)— например храм святого Феликса в Фунди (IVвек).

сложилась устойчивая иконография князя тьмы, – сатаны, как одного из главных персонажей «Страшного Суда», олицетворяющего ад: фронтальное изображение страшного обликом полуобнаженного старца с всклокоченными седыми волосами и бородой, восседающего на морском чудище, представленном либо на фоне морских глубин, либо, чаще – в огненном озере (геенне). Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение отрока Даниила» и композиции рая и ада.

Самые страшные произведения 
Иеронима Босха

Самые страшные произведения Иеронима Босха

Иэта буквальная реализация известного штампа о«силе воображения художника»— совершенно особыйи, возможно, самый поразительный опыт, который дает эта удивительная вовсех отношениях выставка. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Дель Торо, как и Босх, нередко становится жертвой смелых зрительских трактовок. При этом, как правило, старец держит на коленях небольшую фигурку Иуды.

Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Изображения «Видения пророка Даниила» известны в росписях церкви Апостолов в Пече середины XIII в. и собора псковского Святогорского монастыря. Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28.

Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Страшный Суд. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Он – живое обличение глупости и безбожия. рядом). Незавуалированное изображение Церкви (корабля), которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, абсолютно не заботясь о спасении их душ.

Когда ходишь потемным залам сидеально подсвеченными живописными работами (тут действительно современная подсветка иочень современные, почти небликующие стекла), вкакой-то момент начинаешь чувствовать, как количество босховских монстров переходит вкачество зрительских эмоций. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение.

По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески.

А когда оно взойдет, люди увидят это и уверуют все как один, но им эта вера не поможет. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Ее название совпадает с поэмой Себастьяна Бранта, появившейся в 1494 г. Но смысловых перекличек с текстом Бранта здесь нет. С четырьмя великими архангелами – Михаилом, Гавриилом, Рафаилом и Уриилом, которые впервые упоминаются вместе в апокрифической «Книге Еноха», часто связывается эсхатологическая тематика. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений».

Страшный суд (Судный 
день) в живописи

Страшный суд (Судный день) в живописи

Композиция сложна, представляя собой как бы картину в картине. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Ему предстоят Богоматерь и св. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Меня зовут Лубберт Дас». По его словам, однажды увидев триптих «Искушение святого Антония» в Брюсселе, он испытал «синдром Стендаля», превратился в «собаку Павлова от искусства» и теперь всякий раз при упоминании Иеронима Босха роняет восторженные слюни.

Наиболее раннее известное изображение в иконописи относится к XV в. (икона в Успенском соборе Московского Кремля). Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков.

Микеланджело «Страшный 
суд» : описание 
картины

Микеланджело «Страшный суд» : описание картины

Они положили хлеб на другую сторону весов и он перетянул весы на свою сторону. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай.

Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. В фильмографии американца Байера — всего один полнометражный фильм: ремейк «Кошмара на улице Вязов», который неловко сравнивать не то что со средневековой живописью, но даже с оригинальным фильмом про Фредди Крюгера. Аналогичная роспись в Ватопедском монастыре втрое меньше Лаврской.

Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Кто-то идет по следам мастера, даже не подозревая об этом. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины.

Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение. Перед такой же дилеммой оказывается и персонаж картины Босха. Вверху представлен Христос Вседержитель, в кругу, на херувимах и серафимах по сторонам Его стоящие Предтеча и Богоматерь, 12 апостолов на своих торжественных седалищах. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево.

24:29 – 31). Да аще сице сотворим, всех грех прощении будем». Целый грецкий орех часто символизирует Христа. Персонажи корабля Босха – представители различных слоев общества. От эпохи благоверной царицы Тамары сохранилось несколько памятников, в том числе – грандиозная композиция Страшного cуда храма в Тимотесубани (первая четверть XIII в. ). Действительно, страшно Христово во славе пришествие.

И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. У скупца на смертном одре всё еще остаётся шанс на спасение. В Софии Новгородской (1109 г. ) в состав композиции входит изображение пророка Даниила. Подобного рода ранние попытки проиллюстрировать «Канон на исход души» свт. Но прежде даже не приспеет кончина, потщися зовущи, душе Боже, обратив спаси мя, яко Един благоутробен» (Стихира на хвалитех Недели мясопустной).

Сюжет Страшного 
суда в картинах 
художников

Сюжет Страшного суда в картинах художников

В Саду земных наслаждений из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха – воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари. Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера. Помимо общего восторга иэнтузиазма, тыпонимаешь, что его странная, необъяснимая, непонятно откуда взявшаяся фантазия (наэтот счет даже поитогам всей колоссальной работы, тут проделанной, уученых так инет ответа) создает своего рода кокон вокруг— примерно как тапрозрачная сфера или тараковина мидии, вкоторой оказываются персонажи в«Саде земных наслаждений». У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

Лишь более двадцати лет спустя, сразу после смерти великого мастера в начале 1564 года, Конгрегация Трентийского Совета постановила прикрыть неприличную наготу изображенных на фреске фигур. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. В обеих росписях представлены четыре апокалипсических зверя. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28.

Существует мнение, что судимы будут не только слова и дела людей, но и их внутренние помышления и намерения («слово Божие судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение. 16:24).

Иероним Босх Смерть 
скупца: Описание 
произведения

Иероним Босх Смерть скупца: Описание произведения

Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. В храме Спаса на Нередице имеются надписания видов наказаний: «Тьма кромешная», «Мраз», «Червь неусыпающий», «Смола», «Иней». Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве – символы зла и ереси.

Справа в шатре сидят любовники. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Тем не менее, автор «Звездных войн» говорил в интервью, что некоторых инопланетных существ он придумал под влиянием картин Босха (в частности он упоминал Джаббу Хатта). Страшный Суд. Например, самым первым номером тут висит доска Босха, верхняя часть которой— это «Корабль дураков» изЛувра, анижняя— «Обжорство и вожделение» изгалереи Йельского университета.

Картина судный день 
босх богоматерь

Картина судный день босх богоматерь

Тартар представлен двумя царями. Иоанна Богослова на Патмосе начала XIII в., где представлены «Смерть праведника» и «Смерть грешника». Сцены наказания грешников в ранней иконографии Страшного Суда не содержат изображений индивидуальных наказаний (за принадлежность к иноверцам, еретические учения, за неугодную Богу профессию или по каждому конкретному виду преступлений). Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Нищий стал громко просить у него милостыни.

Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. 5:26 – 30).

Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21». Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Ещё в процессе работы фреска вызывала с одной стороны безграничное и безусловное восхищение, с другой — жёсткую критику9.

У греков – мудрая птица, символ самой мудрой из богинь – Афины. Есть устойчивое выражение: «Корабль дураков». В XI – ХII вв.

Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Петра Мытаря (память 22 сентября): В Африке жил жестокосердый и немилостивый мытарь (сборщик налогов), по имени Петр Однажды Петр вел осла, навьюченного хлебами для княжеского обеда. «Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление.

На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20). В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. Фигуры напоминают гротескные маски: плоские, грубые и уродливые. Сюжет не нуждается в пояснениях. Вкаждом зале на стены проецируется ролик, в котором нетолько увеличиваются детали картин до максимального разрешения, ноипоказывается, как накладываются сохранившиеся рисунки инаброски Босха нафигуры игруппы сживописных досок, как записанные фигуры (иувиденные наспециальной аппаратуре при исследовании) повторяются внабросках ит.

Описание картины Микеланджело Страшный суд

На нем одежда Христа, Крест, орудия страстей и раскрытая «Книга бытия», в которой, по свидетельству предания, записаны все слова и дела людей: «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеком» (Стихира на «Господи, воззвах» Недели мясопустной) «Егда поставятся престоли и отверзутся книги и Бог на суде сядет, о кий страх тогда ангелом предстоящим в страсе и реце огненней влекущей. » (Там же, Слава). Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. И уже в XIV в. в Нидерландах зафиксировано шутовское «Братство Голубого корабля». Человека, проходящего пост и совершающего истинное покаяние, Бог восстанавливает в правах, подобно Адаму и Иову и он, как по лестнице, может подняться из бездны греха к небесам на Синайской иконе «Лествица Иоанна Синайского» путь монахов вверх ко Христу начинается от черного провала адской бездны. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. Босх, проживший всю свою жизнь вСеверном Брабанте (который при его рождении был Бургундией, акмоменту смерти стал уже Нидерландами), вгороде Хертогенбосе, происходивший изнемецкой семьи ван Акен ивзявший себе псевдоним вчесть родного города, был обычным бюргером. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.

Возможно, причиной этого стали конкретные случаи «посещения Божия», т. е. Он как бы говорит ему: Не бойся. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны.

Фото картины Микеланджело 
Страшный суд

Фото картины Микеланджело Страшный суд

В голландском городе Хертобенгосе появляется целая династия художников под фамилией Босх. В результате чего тот, кто раньше был на престоле, – «иже первее был на престоле», – «наг на гноище гноен», а тот, кто имел, множество домочадцев и был прославлен, – «безчаден и бездомок», его палаты превратились в гноище, а сокровища – «бисерие» – в «струпы». Глаголет бо пророк нам: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, постом и плачем. Сюда относятся «Лоно Авраамово» – праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев изображение на фоне деревьев Богоматери на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником по сторонам изображение ворот рая, к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключами от рая в руке. Неофита на Кипре (ок. Рай бывает представлен несколькими сюжетами.

Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. Когда-то это была створка, видимо, триптиха, потом еераспилили истех пор две еечасти никогда небыли вместе. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25.

тех стихийных бедствий, которые постигли Новгород: падеж скота в 1115 г., лишивший князя и его дружину коней буря 1125 г., от которой пострадали хоромы князя и «стада скотины истопе в Волхове» голод 1128 г. Возможно, к этому побудила и тяжкая болезнь князя, от которой он чудесным образом исцелился от приплывшего из Киева образом Николы Липного (обретенного на острове Липно на Ильмене). Страшный Суд. Основой для такого выражения служат слова Христа «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». (Ин. 5:24, похожий отрывок Ин. 3:18) и апостола Павла «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Иногда он становится почти «импрессионистическим», сгущаясь в тончайших зигзагах и мерцающих прожилках, полученных от прикосновения щеточки с белой краской. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою.

Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри». Просто идти в Черный вигвам можно разными тропами. собирался сбить фреску.

Поскольку это изображение, по сути, является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Преподобный Андрей Критский в своем Великом каноне говорит о «лествице деятельного восхождения души». На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай.

  • Картина Судного Дня – Воскрешение
  • Страшный суд — фреска Микеланджело
  • Ад, правый ставень триптиха Страшный суд
  • Микеланджело «Страшный суд» – секреты знаменитой фрески
  • Страшный суд в русской живописи

Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Кроме того, нередко тело сатаны имеет пепельно-синеватый цвет, в чем усматриваются отзвуки глубинной эллинистической традиции (таким изображен князь тьмы в мозаике Торчелло). В этом же каноне вспоминается праведный Иов, как пример оправдания на Суде Божием: «Иова на гноище слышавши, о душе моя, оправдавшегося, того мужеству не поревновала еси». Рядом с Иовом на гноище на темно-красном фоне изображена фигура обнаженного человека. 29:3, 4, 12).

Композиция «Канон на исход души» в памятниках искусства XII в. известна только по книжным миниатюрам (миниатюра XII в. в Псалтири из монастыря Дионисиат). «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Дурак-профессионал, оказывается чуть ли не лишним в этом мире людской глупости. Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием (Пс.

Кирилла Александрийского известны, в частности, по росписи трапезной монастыря св. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть абсолютное совершенство. Инаэту выставку— «Босх. На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20).

  1. Икона Страшного Суда — описание и значение святого образа
  2. Икона «Страшный суд»: значение Икона Страшного суда: описание
  3. Обидеть художника: 7 тайн «Страшного суда» Микеланджело
  4. Страшный суд глазами Микеланджело (Синкстинская капелла)
  5. Краткая история создания алтарного образа

Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». В покаянии видят основу жизни составители «Повести временных лет» : «Аще ли покаявшеся будем, в нем же ны Бог велит житии. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. 9:22). Они пьют вино. Кто не преломлял хлеба своего с алчущим, не успокаивал томящегося в нужде, тот будет вопиять мучимый и никто не услышит и не упокоит его. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. В этом тексте особое место наряду с картиной Судилища Судилища принадлежит образу Ветхого Деньми, с которым в росписи Софийского собора соотносится изображение Христа Пантократора. Кто-то заимствует у него «букву».

Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу. Она навела на будущего покойника стрелу, но медлит в нерешительности. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям.

  • Кто изображен на фреске Микеланджело
  • Секреты фрески, ставшие достоянием
  • Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке
  • Словари и энциклопедии на Академике

Так, фигуру дымчатого демона с вылезшими из орбит глазами мастер выполняет разными тонами сепии и индиго, внешний мрак (тьму кромешную) передает зелеными тенями и красноватыми отбликами на телах людей. 1514—1519)3. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.

Предполагается, что перед Вторым пришествием Христа произойдет восхищение Церкви. Я ничего не могу творить Сам от Себя. О каковый час тогда. Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле.

Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15. В «Изборнике Святослава» 1076 г. читаем: «И в рове преисподнем, якоже пишется и в Иове, в земли темне и могильне идеже несть света, ни видети жизни человеча, в онь же Христос пришед, Божественною душею и пречистою, посети сидящих во тьме». Из средневековых литературных источников Босх заимствует идеи о его устройстве. Среди последних в поздних композициях изображены с соответствующими подписями: немцы, русь, ляхи, эллины, эфиопы (обратим внимание, что в число грешников попадают отнюдь не по признаку национальной принадлежности). На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.

  • Триптих Иеронима Босха «Страшный суд» (1504)
  • Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» (1537 – 1541)
  • Джузеппе Верди для солистов, хора и оркестра «Реквием» (1874)
  • Сон Ивана Тургенева «Конец света» (1878)

Иоанна и члене существовавшего при нем религиозного Братства Богородицы. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. «Страшный суд» в Музее Гронинге имеет подпись и дату: «1551 год». Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.

Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) – Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское или антихристово.

  • Стихотворение Дмитрия Мережковского «Страшный суд» (1886)
  • Стихотворение Фёдора Сологуба «Когда настанет Страшный суд» (1898)
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  • Молитва перед иконой «Страшный суд»
  • Возникновение сюжета иконы и первые изображения
  • Что повлияло на возникновение сюжета

Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Знаменитая картина Босха так и называется: «Корабль дураков». «Даниил пророк, муж желаний быв, властительное Божие видев, сице вопияше: Судия седе и книги разгнушася» (Там же, стихира на хвалитех).

Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. В итоге размер грандиозной фрески составил 13, 712, 2 метра. Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Антихрист изображен в богатых одеждах, окруженный людьми и демонами. Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки. Это граничит со старофламандской пословицей: «Набросить кому-то на голову голубой плащ», что означало изменить. Казалось бы, полная идиллия.

  • Сюжет иконы Страшного суда на Руси
  • Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней
  • Напишите отзыв о статье Страшный суд
  • Отрывок, характеризующий Страшный суд
  • Роспись Сикстинской капеллы Микеланджело

На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы.

Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри». Справа от Христа – праведники, слева – грешники. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей.

Багрово-парной кошмар «Сайлент Хилла» щедро присыпан пеплом и типичными для Босха символами — крестами, ключами и т. п. По городу бродит жуткий пирамидоголовый жнец (нужно ли напоминать, насколько любимы были Босхом всякие пирамиды, конусы и треугольники. ) и, кажется, если приглядеться, на лезвии его чудовищного тесака обнаружится столь характерное для Босха клеймо «М». Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. В музее экспонируется его шедевр «Богоматерь с младенцем и св. Фрагменты Страшного cуда середины XII в. сохранились в небольшой церкви в Икви. «Артхив» вспомнил 10 режиссеров, в чьих фильмах Босх присутствует как минимум на правах музы. Песнопения Недели мясопустной представляют подробную и выразительно картину того, как будет происходить Страшный суд Божий.

Афанасия На Афоне в трапезе Лавры св. Афанасия на входной стене, у самого входа над дверьми и по обе стороны – сложное изображение Страшного Суда, представленное в виде ряда отдельных сцен, снабженных длинными греческими надписями уставного письма. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха «Страшный суд», принадлежащего музею.

При этом женщины в огне, поедаемые змеями, означают монахинь, продавших свои тела на блуд или сплетниц («Хождение Богородицы»). Развеваются стяги германского императора и французского короля. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Это особенно видно по изображению преисподней.

Кое зло не вообразих в души моей. Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. Праведным Судия скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34), грешные же услышат такой приговор: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески.

Картина Судного 
Дня – Воскрешение

На Руси известно наиболее раннее фресковое изображение Страшного суда в Кирилловом монастыре в Киеве, выполненное в XII в., в Георгиевском соборе Старой Ладоги (80-е годы XII в. ), в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199 г. ), в Дмитровском соборе во Владимире (конец XII в. ). У их ног Адам и Ева – первые люди на земле. Так известный критик искусств П. П. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».

Мозаика в Торчелло, Италия В византийском искусстве к XI – XII вв. Полумесяц – мусульманский знак, знак неверных, знак ереси и шире – знак дьявола. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. Монастырь св. Екатерины на Синае На рубеже тысячелетий складывается тот иконографический канон Страшного cуда, которому суждено будет существовать затем, по крайней мере, еще семь веков. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.

Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Здесь уготованный престол (h etoimasia tou qronou) – кресло резное, с крестом, копием, тростью, Евангелием на покрытой подушке по сторонам павшие на колена Адам и Ева как образ всего преклонившегося праведного искупленного человечества. То, что директору маленького провинциального музея Северного Брабанта Шарлю деМоою удалось получить эти 20работ измировых мегамузеев, стало возможно благодаря «Проекту поисследованию исохранению работ Босха», который девять лет изучал практически все сохранившиеся картины Босха (кроме двух досок изПрадо иодной изВенской академии), атакже наденьги фонда Гетти проводил реставрацию иконсервацию досок, — только потому многие изних истало возможно перемещать. Сюжет взят из популярного во временя Босха трактата Ars moriendi («Искусство умирать»). Всё человечество плывёт через море времени на одном общем корабле. Он потребовал написать одежды и драпировки, которые скрыли бы наготу персонажей картины, что и было сделано.

Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Вот, собственно и всё. Все приимут тело, сообразное собственным делам своим. Картина Поурбюса была создана еще при жизни великого художника Италии.

Отступник Юлиан обвит змеей представлены в типических образцах: oi jilhdoneV, kleptai, prodotai, mequsoi (сластолюбцы, воры, прелюбодеи, пьяницы) скрежет зубов представлен людьми, мучающимися в пламени. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). В картине Блондель демонстрирует свой незаурядный талант декоратора. Однако каждый человек стремился забрать себе все. Луке и позировала ему.

Иногда изображены группы людей, обращающиеся к Судии со словами, по Евангелию, «когда мы видели Тебя алчущим» и прочее. Об этом поиске рассказывает эпизод из Жития св. В сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Связь между ними более глубинная, поверхностным взглядом ее не разглядеть.

Бог через Иисуса Христа будет судить иудеев и язычников (Рим. 2:9), живых и мёртвых (Деян. 10:42 2Тим. 4:1), то есть имеющих воскреснуть из мертвых и тех, которые останутся до воскресения в живых, но, подобно воскресшим изменятся (1Кор. 15:51-52), а также, кроме людей и злых ангелов (Иуд. 6 2Пет. 2:4). Мачта обломана. По арке над дверью четыре ангела, по обе стороны арки группы людей, обращающиеся к Судии со словами признания, по Евангелию, на тему: «когда мы видели Тебя алчущим и прочее». Они, так же как и звери на земле, отдают воскресших на Суд Божий. Эта снайперская формулировка подойдет ко многим фильма Линча. Наружные стойки изображают мир в третий день творения, когда нет еще животных и человека, только горы освещаются лучами солнца. Дело в том, что Босх всю свою сознательную жизнь писал в основном большие триптихи, (их форму он позаимствовал у алтарей и создал свой новый жанр), так вот, в этих триптихах последовательно развивалась история человечества от Эдемского сада до Ада («Воз сена» или «Сад мирских наслаждений).

Ангел взвешивает деяния людей на весах, чашку которых тянут два беса. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185. Судимы будут не только дела людей, как добрые, так и злые (Мф. 25:35-36, 2Кор. 5:10), но и всякое праздное их слово (Мф. 12:36). Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить.

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Из наиболее известных памятников византийского мира изображение Страшного cуда можно найти в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (начало XI в. ) в Грузии – в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене находится сильно поврежденная фреска XI в. к тому же времени относятся плохо сохранившиеся фрески Страшного cуда в Атени. Иесли художественный музей Нельсона-Аткинса изКанзас-Сити просто счастлив, что его фрагмент «Искушение святого Антония», проходивший как «работа неизвестного последователя Босха», оказался самим Босхом имузей Грунинге вБрюгге рад, что подтвержден статус их«Страшного суда», томузей Прадо был глубоко оскорблен понижением трех его картин— «Извлечение камня глупости», «Искушение святого Антония» (еще одно) и«Семь смертных грехов» —достатуса «мастерской». Вэтом году исполняется 500 лет содня смерти Босха (день игод его рождения точно неизвестны).

Остальные изображенные персонажи создают круговорот. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. Тех, кто видел это в детстве, уже не испугать поделками вроде «Кошмара на улице Вязов»: не пытаясь походить на полотна мастера визуально, эта «Халиф-аист» эксплуатирует самые жуткие элементы обязательной босховской программы. А мерой вещей является то, принимает ли умирающий заветы Христа или отвергает их. Земля представит все тела человеческие, какими приняла их, хотя бы растерзали их звери, пожрали птицы, раздробили рыбы не окажется недостатка даже в волосе человеческом пред Судией, так как каждого преложит Бог в нетление. Ниже Христа, Судии мира, пишется уготованный престол (h etoimasia tou qronou).

Масштабная работа Микеланджело украшает алтарную стену в Сикстинской капелле Ватикана. Аналогичный текст имеется на мозаике Мартораны в Палермо (ок. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени.

И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб. Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Вот, собственно и все, что доподлинно известно о жизни этого великого мастера. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Внутренние створки картины образуют триптих. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений».

Иногда вместо змея изображается огненная река (на иконе Страшного суда первой половины XV в. Успенского собора Московского Кремля). Знаменитая книга в переводе на голландский язык вышла в 1486г. Праведный Иов и его жена изображены в окружении сцен мучений, под изображением князя тьмы – сатаны. Под апостолами изображены идущие на Суд народы. Обнаженная человеческая фигурка как олицетворение души умирающего человека встречается в иллюстрациях псалма 118-го («Блаженни непорочнии в путь») и «Канона на исход души» (росписи Григориевой церкви Софии Охридской, середина XIV в. клеймо Васильевских врат «Душа устрашается», 1335 – 1336 гг. ).

Это уже безнравственность и блуд. Это граничит со старофламандской пословицей: «Набросить кому-то на голову голубой плащ», что означало изменить. Картина «Страшный суд», также предназначавшаяся для Георгиевской церкви, в начале была выставлена в 1904 году в самом Историческом музее, а вслед за этим эскиз картины в натуральную величину экспонировался в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Подобным же образом представлены грешницы в росписи церкви Мавриотиссы в Кастории (начало XII в. ), в храме Асину на Кипре, на мозаике пола в северном нефе собора в Отранто (1163) семь грешников в Сопочанах (около 1272 г. ). В огне горят грешники, мучимые диаволами. Нозато Прадо дал третий его самый знаменитый триптих, «Стог сена» изБрюгге привезли другой «Страшный суд», аизвенецианского палаццо Гримани— полиптих «Видения потустороннего мира» («Блаженные ипроклятые»).

Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Кое убо не содеях зло.