Картина Свадьба Генерала

Скандальный «Неравный брак» – картина, на которую не рекомендуется смотреть перед свадьбой женихам в летах

Готовясь исполнить свой «пароль», Петр остановил выбор на чине «рыр адмирала или шаубейнахта», что соответствовало званию контр-адмирала флота, — это был его самый высокий чин, который он «исхлопотал» себе за личные заслуги при разгроме шведов под Полтавой. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. На это у светлейшего, надо полагать, было несколько веских причин.

В свое время, будучи в чине «бомбардира», он «исполнял» приказы командира Преображенского полка. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Полного списка, с которым 18 февраля, накануне свадьбы, шаферы царя — «адмиралтеец» Александр Кикин и Павел Ягужинский — отправились приглашать гостей на царскую свадьбу, пока не обнаружено. Почему Петр, наделенный практически неограниченной властью, женился не по царскому чину. Среди первых гостей в журнале названы: «Росийской Министр Великой Канцлер Граф Головкин», «первой Сенатор и Министр Князь Яков Федорович Долгорукой», «Князь Григорей Волконской», «Сенатор Граф Мусин-Пушкин», «Князь Борис Прозоровской», «Генерал-лейтенант Брюс», «Губернатор Сибирской Гагарин» и «Придворной советник Сава Рагузинской».

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

Немудрено, что родители невесты предпочли влюблённому в их дочь 27-летнему купцу Сергею Михайловичу Варенцову более богатого и известного в торгово-промышленном мире жениха. Остальные персонажи играют второстепенную роль. 5. Десятый год шла изнурительная Северная война.

Пытался вернуться к религиозной живописи, но на новой, независимо-светской основе (Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда, 1868, Музей истории религии. Где располагалась поварня (или кухня) для приготовления пищи (на гравюре, в левом дверном проеме, мы видим слуг с подносами идущих как раз с этой половины дворца). Витворт, описывая свадьбу, сообщал в Лондон: «Общество было блистательное, вино прекрасное, венгерское и — что особенно было приятно — гостей не принуждали пить его в чрезмерном количестве». В последнем случае нижние створки, чаще именуемые «станками», поднимались с помощью шнура, перекинутого через маленький блочок, спрятанный в толще коробки, где находилась и свинцовая гирька-противовес, уравновешивающая створку, — стоило лишь слегка потянуть за «шнурок с кистми», как «станок» начинал плавно скользить вверх по специальным пазам и останавливался на любой желаемой высоте.

Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Очевидно, что в случае их появления (в открытом или закрытом виде) художник был бы лишен этой единственной возможности передать зрительно, хотя бы намеком, ощущение огромности царского дворца. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». В этом донесении, отправка которого была специально приурочена ко дню свадьбы, Витворт особо подчеркнул: «Царь женился в качестве контр-адмирала, почему главными лицами при церемонии явились не министры и дворяне, а морские офицеры». В знак благодарности он изобразил Шмелькова на картине рядом с шафером.

Названия иностранных картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее Полотно Прянишникова «В ожидании шафера» из этой традиции бытописательства c подразумеванием какой-то скрытой драмы не выбивается. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Как считает Л. Н.

В это время было всего два гравера, которые могли сделать этот лист, — А. Зубов и П. Пикарт. Сюжет и расположение персонажей в целом сохранены— как и в первой версии, во втором варианте присутствуют те же восемь действующих лиц и кошка. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Не исключено, что подобный выбор мог быть продиктован и стремлением Петра справить собственную свадьбу «по-новому» — не в ненавистной ему Москве, где обычно происходили такие события, в которых основными действующими лицами выступали представители высшего духовенства и родовой боярской знати, а в милом сердцу «Парадизе», добытом и построенном собственным «тщанием и радением», среди преданных по долгу и духу «товарищей», большинство из которых, естественно, составляли «морские чины».

Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. По сторонам от него, согласно описанию свадьбы, оказались царевны Прасковья Ивановна (слева) и Екатерина Ивановна (справа). На что Данилыч несколько обиженно ответил: «А что изволишь, ваша милость, меня подкреплять, чтоб мне пароль здержать и о том не изволь, государь, сумневатца: истинно не преступлю». В связи с этим М. А.

Ранним утром 19 февраля 1712 года петербуржцы, прослышавшие о предстоящей свадьбе царя и собравшиеся на Средней улице, могли наблюдать интересное зрелище — к Зимнему дворцу в санях, возках и каретах, поставленных на полозья и запряженных «четвериком» и «шестериком», съезжались празднично одетые гости. Они принадлежали к одному кругу – купеческие дети. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Но дело было не в них одних. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. В ней борются противоречивые чувства.

Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. В неё Пукирев был влюблён. Виденное. Где была лестница на второй, «верхний» этаж.

Итак, мы вновь попали в сени, но на этот раз с противоположной стороны дворца — южной. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещенными руками в картине – это сам В. В. Пукирев, как живой». Подобных вопросов возникает множество. С момента создания Алексеем Зубовым известным гравером петровского времени, одного из самых совершенных его произведений, вошедшего в историю искусства под названием «Свадьба Петра I» и поставившего имя художника в один ряд с признанными мастерами-иностранцами, прошло более двухсот семидесяти лет.

В поздние годы, страдая нервным расстройством, впал в нищету и мыкался по чужим домам. / Ой, стыд какой. Да и, судя по сохранившимся изображениям, назвать ее «небольшой» никак нельзя. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. В одно «материно место» он определил «вицеадмиральшу», жену Крюйса, в другое поначалу было записал княгиню Меншикову. Судя по гравюре, каждая створка «креста» состояла из 42 стекол.

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

В ее письме князь увидел долгожданные и милые сердцу слова: «господин шаутбейнахт по-прежнему в своей милости и любви вас содержит». Художник был вынужден изобразить на картине самого себя. февраля. Сейчас картина экспанируется в Третьяковской галерии.

Светлейший вновь, как и раньше, быстро переключился с дел «марсовых» на гражданские, возобновив исполнение обязанностей генерал-губернатора освобожденных земель. Екатерина, надо полагать, вместе с «ближними девицами» и «сестрами» занималась своим туалетом. Феодальное общество строго осуждало браки дворян с женщинами «подлого» происхождения. В «отцы», которых должно было быть двое, Петр выбрал себе командующего гребным флотом контр-адмирала Ивана Боциса и вице-адмирала Корнелия Крюйса — в его практическом подчинении находился весь Балтийский флот. Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак» изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, – Сергея Михайловича.

Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Завершая знакомство с гравюрой, когда нами для лучшего понимания произведения были привлечены многие иконографические материалы, связанные с подготовкой и проведением свадьбы Петра I, необходимо пояснить, почему исследуя эту работу Алексея Зубова, автор не предпринял попытки проанализировать ее с точки зрения техники исполнения, композиции, художественных особенностей. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями.

Вот тебе раз. В противовес жениху написан образ невесты. Кроме одного.

Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. Убранство фасадной стены завершали два больших зеркала в великолепных резных рамах, вероятно, золоченых, помещенных в простенках между окон. Со временем Катерина Трубачева прочно овладела сердцем царя. Первый — на Екатерине, второй — на Дарье.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Обстоятельства сложились так, что первым свой «пароль» сдержал Меншиков, пышно отпраздновав свою свадьбу в Киеве в 1706 году. Вероятно, в данном случае речь может идти не о ней, а о другой, сооруженной ранее, — так называемой «походной» или «домашней», церкви светлейшего (о возможности ее существования можно лишь предполагать, зная, что устройство таких церквей в усадьбах было делом традиционным). Все не столь однозначно с Купцом. Впервые эту общепринятую версию подвергла сомнению М. А. Подобные браки случались тогда повсеместно. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.

В результате «большая палата» на листе Зубова превратилась в «большой зал» и даже «огромный», которого в объеме Зимнего дворца 1711 года в действительности никогда не существовало. Застройке «Парадиза» — этого молодого прибрежного города, пока еще деревянного и небольшого, но быстро растущего, Петр I уделял много внимания. Тема неравного брака не случайно прошла через все русское искусство.

Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Далее автор исследования предположил, что Зубов изобразил зал не Зимнего дворца, «которому было бесконечно далеко до роскошных хором светлейшего князя Меншикова», а «огромный зал» в его дворце на Васильевском острове, сооружение которого началось в 1704 году и полностью завершилось лишь к 1710 году.

Кроме того, мы уже установили, что такое количество — более ста десяти человек — и не могло поместиться в реально существовавшей «большой палате» Зимнего дворца. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни».

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Место жениха Корзинкина заступил старик-генерал (образ собирательный). Нередко по вызову приятелей их подружившиеся «дамы» отправлялись вслед за армией. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. «Ближними девицами» или «подружками», Екатерины были записаны дочери Петра Анна и Елизавета, но, учитывая, что малолетние дети не могли долго принимать участия в церемонии, царь предусмотрел им достойную замену, которую составили его племянницы — царевны Екатерина Ивановна и Прасковья Ивановна. Здесь для него заботливым Данилычем были приготовлены в полном убранстве не только покои, но и рабочие кабинеты — «токарня» и «модель-камора», помещавшаяся в мезонине, где было собрано все необходимое для любимейшего занятия царя — проектирования кораблей: книги и пособия инструменты и модели. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства.

В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. На ней изображен парадный зал в доме светлейшего князя А. Д. Тонкие линии нарисовки внутренних импостов указывают на применение строителями «свинцовых горбылей», наиболее часто используемых для крепления стекол. Вернемся к гравюре. О цели визита к генерал-губернатору сведений не сохранилось.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

Зная, что за свадебным столом ей всегда отводились места рядом с «молодыми», можно предположить — Зубов имел не только конкретную информацию об убранстве «большой палаты», не только мог быть знаком, хотя бы в общих чертах, с характером предстоящей церемонии, но и, вполне возможно, мог знать о существовании записки царя. Это излюбленный приём Павла Федотова. Петербург Христос в пустыне, 1886 не сохранился). Как много горя и жестоких страданий приносили подобные браки своим жертвам. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло.

Он был намного старше Прасковьи Матвеевны. Но если «безродному» Меншикову, пользовавшемуся покровительством царя, выполнить свой «пароль», вероятно, не составляло большого труда, то Петру, также желавшему его осуществить, пришлось столкнуться с такими сложностями, преодоление которых потребовало многих лет. Можно лишь предположить, что для танцев была предназначена вторая «большая палата», одновременно вмещавшая не более тридцати пар. Россия активно стремилась закрепиться на уже отвоеванном у шведов побережье Балтики, где возводились новые укрепления, среди которых своей огневой мощью и новизной инженерных решений выделялись крепость Санкт-Петербург, сооруженная в устье Невы и неприступная морская крепость Кроншлот, возведенная на песчаной отмели неподалеку от острова Котлин. У левого края картины изображены второстепенные персонажи— кухарка, которая ставит на стол свежеиспечённую кулебяку, сиделец с бутылкой вина, которую он, по-видимому, принёс из винной лавки, а также с любопытством выглянувшая из соседней комнаты старуха-приживалка.

У него морщинистое лицо, невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. В первом варианте художник изобразил её шаржированно— глупой, капризной и неуклюжей, вызывающей насмешку. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Добавив к этому ширину двух проходов вдоль стен (по одному метру), мы узнаем, что «большая палата», «по Зубову», должна была иметь длину стен около 20 метров, а площадь — более 400 кв.

На гравюре внизу во всю длину листа поставлена надпись: «Изображение Брака его Царского Величества Петра Первого Самодержца Всероссийского». Может они сестры жениха. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Оно и понятно.

«Неравный брак» 
– странная картина, 
на которую не советуют

«Неравный брак» – странная картина, на которую не советуют смотреть женихам в возрасте

Человек видит еле уловимые полудвижения, полушаги, полуобороты и его воображение рисует ему дальнейший ход событий. Кроме того, обратим внимание на следующие слова Витворта — «только в присутствии лиц, принимавших участие в самой церемонии», — они свидетельствуют о том, что посланник получил информацию далеко не из первых рук. Но верно ли предположение Алексеевой о том, что Зубов «изображал будущее событие в предполагаемой обстановке» — не той, конкретной, где намечалось провести торжество, а «в подновленном и украшенном ко дню свадьбы Петра парадном зале» Посольских хором генерал-губернатора, бывшего постоянным покровителем типографии и ее изданий. Почему так произошло. На таких полотнах изображенобраз несчастной девушки с загубленной жизнью. Автор делит их на две группы – группу жениха и группу невесты. Вернувшись же осенью на берега Невы, Петр увидел на своем «зимнем дворе» не деревянные хоромы, а большой трехэтажный каменный дворец под высокой черепичной крышей, который, как показали последние исследования, насчитывал около 40 палат. Поскольку с собравшимися здесь мы уже знакомы, перейдем из этой палаты, которую впредь будем именовать «первой», в следующую, смежную с ней.

Ведь далеко не все неравные браки были такими уж жертвенными и несчастными. Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.

Модульная картина 
«Свадьба генерала, 
автор Дружинин Валентин

Модульная картина «Свадьба генерала, автор Дружинин Валентин (24292-11015)»

Работа привлекла к себе всеобщее внимание и вызвала самые противоречивые суждения. Итак, молодые прибыли во дворец. Невесту Пукирев писал с Прасковьи Матвеевны Варенцовой. Эта женская компания состояла в постоянной переписке с Меншиковым и Петром. Что же в это время делали Петр и Екатерина.

/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Данное предположение М. А. Его морские баталии начинают жанр морского пейзажа — марины.

Третья причина и, быть может, самая главная заключалась в том, что Меншиков, будучи одним из немногих, знавших о предстоящей свадьбе Петра, здраво рассудил, что лучшим подарком к ней со стороны генерал-губер-натора может быть лишь вместительный дворец, так как праздновать царскую свадьбу в «чужом доме», как это чаще всего случалось, счел, видимо, неприличным, особенно в глазах иностранных послов. Чем же руководствовался Меншиков, возводя «каменные палаты», а не «хоромы», о которых просил Петр. Меншикова (под номером 6), стоящего у самой стены, слева от Петра, ее длина передана Зубовым верно, в то время как высота помещения увеличена им почти в полтора раза. Известны случаи, когда Петр, не желая сковывать инициативы своих сподвижников, находился у них в «подчинении». На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36.

В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте. Прерванное венчание. В мае того же года Меншиков возвращается в «Парадиз», где его встречают как героя и победителя.

Сам же Петр продолжал жить в небольших деревянных домах, расположенных на Адмиралтейском острове. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Описанию их возвращения на Адмиралтейский остров в журнале Петра отведено лишь четыре строки: «И когда к Дому Своему изволили приехать, тогда Государыню Царицу принял Маршал в то время с фортеции Питербурской и с Адмиралтейской крепости стреляли изо всех пушек». Столь роскошный подарок, по мнению Данилыча, не мог оставить Петра равнодушным, как, впрочем и известия об успешных строительных работах на участке царя: «На зимнем дворе дом ваш, чаю к осени будет готов, в котором дай боже вашу милость вскоре и шастливо видеть». дня 1712-го». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.

Неожиданная история, 
стоящая за картиной 
«Неравный брак»

Неожиданная история, стоящая за картиной «Неравный брак»

Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».

Сваха одета в нарядную парчовую кацавейку и тёмную юбку, на голове у неё повязан тёмный платок в мелкий цветочек. Это весьма угнетало Сергея Михайловича и он поделился своими переживаниями с Пукиревым. Рисунок, передача световых эффектов на этих двух досках различны. Точнее, это даже не письмо, а небольшая записка с перечнем доверенных лиц и родственников, назначенных в «родню». Какому же из них следует верить.

Передуманное. По мнению известного советского историка Н. И. Кроме этого, во второй версии убраны фигурные кронштейны в месте соединения стены комнаты с потолком, а также затейливые росписи на потолке с изображением цветов. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.

Жених уже стоит в дверях при полном параде. Что же тогда следует считать вымыслом. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».

Обращает на себя внимание и следующая обязательная деталь интерьера петровского времени, достоверно переданная художником, — иконы, помещенные в углах «большой палаты» их отсутствие воспринималось русскими людьми как нечто немыслимое. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Выходили не иначе, как по три пары за раз. Местом бракосочетания назначен был Петербург». А невеста все равно рыдает. Подобных едких замечаний, касающихся свадьбы, можно было избежать только в том случае, если бы предстоящую свадьбу отпраздновали в «царском доме».

К ней обращались выдающиеся мастера слова, кисти, музыки. Не являясь участником начала церемонии, он, как и все остальные приглашенные, находился в это время у Зимнего дворца, дожидаясь возвращения «молодых». В конце 1705 года Петр I и Меншиков обменялись «паролем» — так они назвали свое обязательство друг перед другом жениться. Екатерину Алексеевну. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Большая часть их работ посвящена анализу художественных достоинств и особенностей произведения, уже давно признанного шедевром русского искусства начала XVIII века и лишь немногие — истории интерьера, костюма и обрядов. Для доказательства попробуем реконструировать круглый стол еще раз — по гравюре — и тем самым постараться определить габариты «большой палаты» по изображению на листе. Среди гостей выделяется фигура шафера изображенного у края картины за невестой.

Ведь церковь ни в чем не переменила своих намерений в отношении личных планов царя. Получив же со временем чин полковника, он нередко «подчинялся» распоряжениям фельдмаршала, а будучи в звании капитана — «приказам» генерал-адмирала. Собрались и все приглашенные. Вероятно, с этой же целью к 29 июня — дню именин Петра, когда строительные работы на «зимнем дворе» велись полным ходом, Меншиков предпринимает еще одну попытку вернуть расположение царя, подарив ему фрегат «Самсон», купленный за границей.

Скандальная картина 
Неравный брак

Скандальная картина Неравный брак

В Походном же журнале Петра сообщаются иные данные: «В 19-й день февраля, о 9-м часу пополуночи (в 9 часов утра), Его Царское Величество и Государыня Царица изволили поехать в церковь Исакия Далмацкого и тут венчались а после венчания изволили приехать на Васильевской остров к Светлейшему князю Меншикову в дом и оттоль приехали во Свой Дом Зимней в 10-м часу». Согласно этой версии Сергей Варенцов был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего, на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина. Юная, трогательная в своей прелести и чистоте невеста и дряхлый, морщинистый жених. Кого же пригласил Петр I на свою свадьбу. В собрании Государственной Третьяковской галереи была ещё одна копия, написанная Аполлоном Мокрицким.

Все эти годы и особенно в последнее время, по мере все возрастающего интереса к переходному периоду в развитии русской культуры, гравюра постоянно привлекала и привлекает внимание искусствоведов, художников историков быта и архитектуры. Ж-4521)8910. Красавец же Варенцов был на свадьбе лишь шафером. Иное дело — запись в журнале, сделанная кабинет-секретарем Петра I Алексеем Макаровым, выступавшим на свадьбе, как мы уже знаем, в роли одного из шаферов, которые обязаны были неотлучно находиться при «молодых» и повсюду сопровождать их свадебный поезд.

Несколько любопытных 
деталей в картине 
Неравный брак

Несколько любопытных деталей в картине Неравный брак

Художнику удалось создать картину, которая была буквально «обречена» на успех. Подобным образом используя свои многочисленные должности и чины, за которые он получал соответствующее жалованье, Петр неоднократно поступал, когда ему требовалось или хотелось сделать что-либо, не уместное для царя в глазах современников. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.

Чем он руководствовался при выборе приглашенных. Такое почтение и послушание Царь выказывает не только адмиралу, но и всем старшим по службе лицам ибо сам он покамест лишь шаубенахт». / Нет, в светлицу уйду. »46.

  • Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
  • История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
  • Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
  • Георгиевская лента и Сватовство майора
  • Печальные невесты в русской живописи
  • Сватовство майора и шутовство художника
  • Картины про несчастных невест в русском искусстве

Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. После долгих колебаний он решился вступить в тайный брак с Екатериной». Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Действительно, на усадьбе генерал-губернатора имелась мазанковая церковь, слывшая одной из самых красивейших в городе, — «Воскресения Христова» — с курантами на колокольне и высоким шпилем. В письме Меншикову царь так объяснил причины «тайного дела»: «Еже я учинить принужден для безвестного сего пути, дабы ежели сироты останутца, лутче бы могли свое житие иметь ежели благо бог сие дело окончает, то свершим в Питербурху».

Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Дочь, повзрослев, окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей и вышла замуж за писателя Телешова. Где, наконец, размещались комнаты, в которых гости оставили свою верхнюю одежду (зимнюю). Но, вероятно, вспомнив о необходимости ввести в состав «посаженой родни» представителя и настоящей, зачеркнул последнюю кандидатуру и начертал размашистым почерком: «царица Прасковья», отдав тем самым должное памяти своего брата Ивана Алексеевича — покойного государя Ивана V. В качестве «братьев» царь остановил свой выбор на людях имевших, так же как и «отцы», самое непосредственное отношение к флоту.

Какую же цель преследовал Зубов изображая интерьер не в его реальных размерах, а в вымышленных, при которых «большая палата» превратилась в «огромный зал». Одна стоит за женихом, другая за священником. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Эту почти квадратную в плане палату, но значительно меньших размеров, назовем «второй». В. Пукирев.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
  3. «Неравный брак» и «Прерванное венчание» Василия Пукирева
  4. «Прерванное обручение» Адриана Волкова
  5. «К венцу (Прощание)» и «Выбор приданого» Владимира Маковского

Все предельно ясно говорит о неравном браке. Разглядываем картины вместе с Софьей Багдасаровой. Он мечтал о семье. Один из них находился в Летнем саду, другой, Зимний, состоявший из шести тесных покоев и именуемый «маленькими хоромами» — ближе к верфи-крепости, среди домов морских офицеров и корабельных мастеров. Таким образом, перед нами — реальный интерьер исчезнувшего дворца. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова, Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове, а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых.

Можно лишь предположить, что печь была многоярусной, облицованной расписными или «муравлеными обрасцами». Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. В результате проведенных в последнее время исследований и сравнительного анализа архитекторы, опиравшиеся в своих работах на данные архивных документов, касающихся других Зимних дворцов Петра I, а также на обмеры первоначальных окон и дверей, хорошо сохранившихся в Летнем дворце, Монплезире и «каменных палатах» Меншикова на Васильевском острове, пришли к выводу, что размеры «большой палаты», где царь справил свадьбу, были следующими: высота — около четырех метров, длина стен — около девяти. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Обойдя прямоугольный стол (он хорошо виден на гравюре через правый дверной проем «большой палаты») и повернув направо, мы, минуя дверь в центре стены, попадем в среднюю палату небольшой боковой анфилады. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Пукирев сделал жениха значительно старше и дряхлее, чем тот был на самом деле, невеста же выглядит почти ребенком.

На будущее, сказал Царь, оне должны считать ее законною его женой и Русскою Царицей. Подобное оформление главного фасада, выходящего на Среднюю улицу, лаконичное, но эффектное, лишний раз, по замыслу Меншикова, подчеркивало, что дворец принадлежит выдающемуся полководцу, одержавшему к этому времени немало блестящих побед на море и суше и признанному всеми мастеру — «корабельному басу Петру Михайлову», как любил себя называть царь имевшему кроме того и чин «шаутбейнахта», то есть контр-адмирала. Следуя предположению далее, вернемся на «мужскую половину», где слева от Петра увидим в «отцовом месте» вице-адмирала Крюйса, а рядом, в «братнем», — Головина. Между балдахинами подвешено паникадило, а над ним — «венок из листьев букса», соединенный лентами с двумя коронами, над которым сияло увеличенное изображение ордена Андрея Первозванного.

  1. «Перед венцом» и «После венчания» Фирса Журавлева
  2. «В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова
  3. «Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева
  4. «Венчание Николая и Александры Федоровны» Лаурица Туксена и Ильи Репина
  5. Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
  6. «Сватовство майора» Павла Федотова

Именно вот таким образом при выполнении реконструкции свадебной церемонии мы будем придерживаться сведений, приведенных Макаровым относительно ее начала. От него так и веет сознанием собственной значимости. Картину называли и «Благословение невесты» и «Брак по приказу» В более позднем полотне, «После венчания» и интерьер изящный, аристократический и отец-дворянин (у него нет бороды и на шее не круглая медаль, а крест).

Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде.

Вернувшись к описанию свадьбы, мы узнаем, что двумя обернувшимися «дамами» могли быть не кто иные, как Екатерина Крюйс, жена вице-адмирала («материно место») и сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна («сестрино место»), а рядом с ней — вторая «сестра», царевна Анна Ивановна. Оконные проемы «свадебной палаты» имели высоту, равную не двойному человеческому росту, как это показал Зубов, а равнялись величине, колеблющейся в пределах всего двух метров.

  1. Конечно, «НЕРАВНЫЙ БРАК» ВАСИЛИЯ ПУКИРЕВА
  2. И также его «ПРЕРВАННОЕ ВЕНЧАНИЕ»
  3. А еще«ПРЕРВАННОЕ ОБРУЧЕНИЕ»АДРИАНА ВОЛКОВА
  4. «К ВЕНЦУ (ПРОЩАНИЕ)» И «ВЫБОР ПРИДАНОГО»ВЛАДИМИРА МАКОВСКОГО
  5. «ПЕРЕД ВЕНЦОМ» И «ПОСЛЕ ВЕНЧАНИЯ»ФИРСА ЖУРАВЛЕВА
  6. «В ОЖИДАНИИ ШАФЕРА»ИЛЛАРИОНА ПРЯНИШНИКОВА
  7. «СВАДЬБА В ТЮРЬМЕ»НИКОЛАЯ МАТВЕЕВА
  8. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

«Слышанное. Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. За ним, кроме новобрачных, разместилось сорок человек. Лист «Свадьба Петра I и Екатерины» ставит Алексея Зубова в один ряд с граверами-иностранцами, работавшими в России в это время. Долгорукому, прусскому королю Фридриху I, которого не забыл поздравить с рождением «младаго принца пруского и оранского», а также польскому королю Августу И. Интересно отметить, что ни одному из адресатов Петр не сообщил о предстоящей свадьбе.

Далее чаши пились как попало». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».

А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Вот тогда, возможно, Шмельков и подсказал своему другу тему для будущей картины. По традиции тех лет, на свадебном торжестве полагалось иметь и «форшиндера» — придворного при невесте, которым стал молодой граф Михаил Головкин, сын канцлера Гаврилы Головкина.

Картина Сватовство 
майора Павла Федотова: 
описание история,

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. При этом следует учесть, что сведения, сообщаемые Походным журналом о «родне» Екатерины Алексеевны, которые нет оснований подвергать сомнению, расходятся с содержанием собственноручной записки царя, приведенной выше, где назначены лишь две «сестры». Потом пили чашу маршала, за нею чашу шаферов и самою последней чашу форшнейдера. В феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.

Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица. Справа от Екатерины Алексеевны, в другом «материном месте», — царица Прасковья Федоровна. Впрочем, как знать. Одним из аспектов отличия русской живописи от европейской было небывало прогрессивное отношение (существование прогрессивности как факта – уже небывало для славянской культуры) к многочисленным политарестантам.

Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Помолвка состоялась в Преображенском, под Москвой, в начале марта 1711 года.

Оба с такими лицами, как будто свадьба — это что-то плохое. В пандан ей можно привести картину Сергея Грибкова Перед свадьбой (1872) года: тут уже страдающая мать. На второй картине Маковского — невеста, замершая будто агнец перед закланием, ей подбирают приданое и, конечно, эта ситуация для нее невероятно оскорбительна. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Оказывается, здесь собрались «жители Питербурские и Виц-Губернатор Ершов (московский. — Г. М. ) и офицеры сухопутные» 50.

Из дворцовых описей первой четверти XVIII века известно, что «передние», как правило, являлись смежными помещениями с сенями. / Никогда с ними я не бывала». Сюжет родился сам собой: в памяти Пукирева хранился рассказ Варенцова о его неудачной любви.

Не было ничего предосудительного и в том, что Петр не как царь, а как «корабельный бас» поддерживал тесные дружеские отношения не только с младшими офицерами армии и флота, не только с корабельными мастерами, но и с многими рядовыми мастеровыми — ходил к ним на свадьбы и поминки, выступал в роли крестного, то есть довольно часто соприкасался с жизнью простых людей, так же как и он строивших «новую Россию». Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. чужой. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Кто же они. Так, 23 декабря 1705 года, заканчивая письмо Меншикову, царь напомнил: «для бога и души моей держи свой пароль».

Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Вся картина свадьбы представлена торжественно и парадно. Что же произошло после того, как «молодые» покинули «каменные палаты» генерал-губернатора и направились в Зимний дворец.

Войдя в сени с улицы и повернув налево, мы попадаем в «большую» или «свадебную», палату с большим круглым столом. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь. Пережитое» Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине является его сходство с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. Рассмотрим лишь наиболее вероятные из них. Видимо, тогда же ему присваивают и звание «старший мастер», так как, когда в 1714 году в Петербурге появляется Питер Пикарт, Зубова так же, как и Пикарта, уже называют старшим мастером. Алексеева пришла к выводу, что «заканчивая гравюру, художник еще не знал точной даты, когда состоится свадьба» и «следовательно, гравюра исполнена заранее ко дню празднества».

Более подробные сведения о помолвке мы узнаем из иностранных источников. В одном из своих писем за 1710 год царь радостно сообщал Меншикову, руководившему осадой Риги, о размахе строительства в Санкт-Петербурге: «сие место истинно, как изрядный младенец, что день, преимуществует». Возможно, Меншиков уговорил Петра «заскочить на минутку», чтобы захватить приготовленный, но до поры тщательно скрываемый подарок. Но прошло некоторое время, страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой. Таким образом, достоверность сведений Витворта вызывает большие сомнения.

– Н. А. Варенцов. Тема неравного брака была весьма актуальна. И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (они в то время были явлением распространенным), художник написал за спиной молодой невесты себя самого. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Причин этого может быть много.

Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли. Среди дорогих шуб «именитых» мелькали синие епанчи (плащи) гвардейских офицеров, но чаще можно было увидеть морскую форму — отдельными группами собирались офицеры флота и корабельные мастера. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: художники были прогрессивными и либерально относились к многочисленным арестантам. Есть в этом зале две ну очень странные фигуры. Ее соседка, сидящая вполоборота на месте четвертой «сестры», — Варвара Арсеньева, свояченица Меншикова. Из журнала узнаём, что здесь сидели: «Комнаты Царицы Парасковьи Феодоровны девицы, подле их сидели морских офицеров жены, в углу Шаховскаго и Корчмина жены, Кикина теща, Ивана Пушкина, да Ивана Стрешнева и протчия жены».

На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Но только не в русском искусстве. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и взялся за большой холст. Кому же были отведены оставшиеся места. «Москва и москвичи» Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева – Просковья Матвеева Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского.

В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Взамен царь распорядился выстроить новые хоромы. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Трудно сказать, когда Пукирев сделал предложение Прасковье Матвеевне. Любопытно, что повар его бегал по городу из дома в дом, занимая для хозяйства у кого блюдо, у кого скатерти, у кого торелки, у кого съестных припасов ибо с собою царь ничего не привез». Исходя из сказанного, получается, что по отношению к фигуре А. Д. Ее размеры и убранство вполне соответствуют архитектуре Зимнего дворца, зафиксированной тем же мастером на другом его листе — «Зимней дворец».

Он был влюблен в Софью Рыбникову. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Последний в это время был в Москве, в Петербург он переезжает только в 1714 году. Служанки шушукаются.

Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Еще одна женщина в белом на свадьбе. Критик считал, полотно Пукирева «одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы». А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Исследуя историю второй женитьбы царя, Семенова полагает, что Петр «мог принудить к молчанию князей церкви.

Смотрим внимательнее на платье старухи. Что же касается пола, равномерно заштрихованного Зубовым, то он, вероятно, был дощатым, набранным «на корабельный манер» из широких сосновых плах. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.

Мы можем представить себе, что происходило в «большой палате» во время танцев — сохранились свидетельства современников, относящиеся, правда, к другим свадьбам. В их состав входил и перенос «зимнего двора маленьких хором», сооруженных в 1708 году, на Петровский остров. Вертикальная часть «креста» представляла массивный импост, горизонтальная же состояла из обвязок четырех створок, которые могли распахиваться наружу или быть подъемными, на европейский манер. Что-то тут не то. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Ими были «Аглинской Посол Витварт», «Польской Министр Граф Фицтум», его племянник по фамилии «Лось», «Галанской и Дацкой резиденты» и «Венецианской дворянин».

Друга Василия Пукирева звали Сергей Варенцов. Попробуем разобраться. Тема увлекла художника.

— стыд какой. метров. Имея изначальное намерение стать баталистом, вскоре он понял, что ему больше по душе бытовой жанр, в рамках которого в 1844—1846 годах им была создана серия многофигурных сепий. Данилыч вынужден был уступить ее своему «товарищу». Князь Меншиков был «маршалом свадебного поезда» вице-адмирал Крюйс сидел в одних санях с царем, по правую его руку, как отец. О ней он не известил даже сына-наследника.

В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Кроме того, другой особенностью окон этого дворца явилось отсутствие характерных для архитектуры начала XVIII века подоконных ниш — художник изобразил простенки под окнами, равные по толщине стенам. В письме английского посланника упоминается «небольшая церковь князя Меншикова». А на одной даже белое платье есть. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Мы уже знаем, что интерьер «большой» палаты передан Зубовым достаточно точно.

/ По-старинному— в сизом платочке. Взяв за основу реальное событие, художник не ограничился его протокольным изображением. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Картина «Неравный брак» (находится в Государственной Третьяковской галерее) доставлена на академическую выставку 1863 года, своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев.

А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе. В центре — Петр, около него стоит Меншиков, который был церемониймейстером на свадьбе. – В. А. Гиляровский. Но мог его и не видеть. Ему, молодому преподавателю московского училища живописи и ваяния, было 30 лет. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.

Судя по журналу, за столами гости просидели до пяти часов дня. Ответы на эти вопросы найти сегодня практически невозможно — до тех пор, пока не будут обнаружены новые документы. Каждый тост, которых, без сомненья, было немало на этой свадьбе, сопровождался артиллерийским залпом: «Когда начали пить за здоровье Его Царского Величества и Государыни Царицы, тогда, также и после когда пили про здоровья, палили всегда из 11-ти пушек. ».

К счастью, оба источника примерно одинаково указывают время прибытия «молодых» в Зимний дворец — около десяти часов. Обращался также к портрету, пейзажу и историческому жанру, был незаурядным рисовальщиком. В полутемной приходской церкви проходит обряд венчания. К тому же многие из них, как и Екатерина, не могли похвастаться своим происхождением. Он свободно компонует все элементы изображения, тщательно прорабатывая каждую деталь. Этот осветительный прибор в «большой палате» был не единственным — на стенах возле дверей и откосах окон видны выколотные, обильно декорированные орнаментом светильники именуемые «стенниками».

Верно передан художником и характер стола — он, как и в описании свадьбы, круглый. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких еще не было». Но что еще интересно, что счастливая пара у алтаря мало вызывает восторга, может вот таким образом сегодня известныименно те работы, которые именуются как неравный брак, в которых передается весь трагизм ситуации. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди.

На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Через открытые боковые двери видны еще столы, за которыми сидят приглашенные гости. Столы поставлены замкнутой буквой «О».

К тому времени, когда Пукирев приступил к работе над картиной «Неравный брак», материальное положение его упрочилось. Она была сделана после посещения им Адмиралтейства, где изумленный датский посланник увидел русского царя, который «как главный корабельный мастер (должность, за которую он получает жалованье), распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах рубил топором, коим владел искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники». По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.

Старший сын, Александр, также был неравнодушен к живописи и, повзрослев, сдружился с П. М. Третьяковым. Журнал сообщает и о «седьмой полате», «верхней». В частности, во втором варианте отсутствует люстра, которая играла существенную роль в композиции. В четырехэтажных «палатах», предназначавшихся прежде всего для официального пребывания губернатора, предстояло разместить многочисленные приемные и канцелярии, а на втором, парадном этаже — личные покои князя.

Ее появление здесь весьма оправдано, так как окна всех петербургских дворцов на протяжении первой половины XVIII века были одинарными, то есть в них отсутствовали зимние переплеты, что при охлаждении воздуха комнатной температуры давало обильный конденсат в холодное время года — окна «текли» и кирпичную кладку подоконных простенков Зимнего дворца надежно прикрыли фаянсовыми плитками. Как вы понимаете, писать про счастливых невест в ту эпоху было абсолютно не комильфо. Брак рассматривался как сделка, а невеста -- как живой товар, с приятным багажом, что подтверждает еще одна обличительная картина, на сей раз Пукирева, Прием приданого в купеческой семье по росписи (1873). На полотне Николая Неврева Смотрины (1888) тоже особой радости у девушки при встрече с потенциальным женихом не заметно. Еще трое — «духовныя персоны» — сидели в центре комнаты за маленьким столом. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Из Походного журнала мы узнаем, что эти места занимали «ближния девицы» Екатерины Алексеевны, ее «подружки». Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.

/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Тем более такой брак был непростителен для государя. На противоположной стороне стола, на втором плане, сидят мужчины. Преподавал в МУЖВЗ (1861 – 1873). И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник – живое лицо.

Работа Алексея Зубова уже ничем не уступает работе голландского мастера. Между тем гости, согласно приглашению, собирались в государевом дворце». Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Вот таким образом неудивительно появление картины про венчание заключенного. И снова любопытная деталь гравюры — на нижнем откосе «креста» Зубов фиксирует облицовку, выполненную из расписной керамической плитки, завезенной, вне всяких сомнений из Голландии. Теперь же, когда обряд венчания подходит к концу, ждать больше нечего.

На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. Алексей Макаров под седьмое число внес в журнал следующую запись: «Тогда при отъезде некоторое тайное дело совершилось». Может быть, вот таким образом создание и дальнейшее распространение гравюры «Свадьба Петра I и Екатерины» имели много до сих пор до конца не разрешенных неясностей, вопросов и загадок. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи.

Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты – но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. Удивительна точность Зубова в передаче деталей свадебного убранства помещения — балдахинов, венцов и корон, а также трости «маршала» и костюмов гостей, что лишний раз убеждает нас в достоверности изображения на листе. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Ныне об облике дворца 1711 года исчезнувшего в 1726 году, можно судить лишь по гравюре «Зимней дворец» исполненной тем же А. Зубовым спустя несколько лет после создания им своего знаменитого листа «Свадьба Петра I». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. И действительно, на гравюре в этой части стола мы видим только «дам», среди которых одиноко выделяется мужская фигура — «форшиндера». Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Вообще же поводов для возникновения в предшествовавшие свадьбе годы различных по характеру «тайных» дел и мероприятий, предпринятых Петром в связи с подготовкой.

Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Судьба Василия Пукирева сложилась печально. Примером, подтверждающим сказанное, могут быть те же палаты Меншикова, построенные одновременно по однотипному проекту, где длина стен самых больших комнат не превышала 9, 3 метра, а общая ширина здания, состоявшего из двух анфилад, равнялась «всего» 17, 3 метра. На картине изображены ещё две знакомые художнику личности.

Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо – сваха. Впереди нас ждет другая, симметричная половина здания, состоящая также из шести комнат, где должна находиться «шестая полата», упоминаемая журналом в ней поместили «англичан». Петру же понадобилось для этого еще пять лет — последний раз слово «пароль» царь употребил в 1711 году, накануне Прут-ского похода, ответив на поздравление светлейшего по поводу своей тайной помолвки с Екатериной: «Благодарствую вашей милости за поздравление о моем пароле». Репин писал о её особом воздействии: «»Неравный брак» Пукирева говорят, много крови испортил не одному старому генералу». В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.

В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Но известно, что освящена она была лишь в 1714 году. Основным из них являлось «низкое» происхождение будущей царицы.

Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». В Походном журнале Петра в день свадьбы появилась весьма любопытная запись: «И пред обедом, пока еще не сели за стол, Его Царское Величество изволил в той палате, где сидели, посреди, против балдахинов, повесить точеное паникадило костяное, которое Сам изволил выточить». Танцующая пара начинала с того, что кланялась молодым, всем поезжанам, взаимно друг другу, затем шла на нижний конец комнаты, кланялась там женщинам, потом опять возвращалась назад, повторяла поклоны и приветы молодым и проч. и тогда уже начинался стройный танец.

Неотложные дела, связанные с военными действиями, созданием регулярной армии и флота, нередко отвлекали царя от строительства будущей столицы. Как это. Естественно, что и гостей она могла вместить значительно больше. Ведь они боролись с царским режимом путем террора, овеянные ореолом героизма и ими восхищались и сочувствовали все подвижники и интеллигенты страны. Стоп, стоп, стоп.

Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. В «сестрины места» царь назначил двух княгинь — «курлянскую», вдову курляндского герцога Анну Ивановну (будущую императрицу) и Дарью Меншикову, жену генерал-губернатора. Убедительное подтверждение последнему мы действительно находим в описании свадьбы из которого узнаем, что гости разместились не в зале, а в семи «палатах», две из которых выделены особо — «передняя» и «верхняя палата». Судя по характеру сцены, переговоры с родителями невесты были проведены свахой заранее и мы видим первый визит будущего жениха в купеческий дом, где его ждут с большим нетерпением26.

В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Причем в своей работе он опирался в качестве образца на гравюру А. Шхонебека «Свадьба Феофилакта Шанского» (1702). Потому он изображен позади невесты. При этом их ширина в откосах была около 1, 4 метра, по коробке — метр с небольшим. Это чувствуется даже по картине.

» Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. На выставке картина произвела огромное впечатление на современников. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. Скорее всего, это были верхние, «проходные сени», где сидели «духовнаго чину люди и Государевы певчие». Трудно все же поверить в то, что Зубов, даже будучи знаком с запиской царя исполняя свою гравюру (причем наверняка — в сжатые сроки. ), мог бы населить ее целой дюжиной «персон» имевших портретное сходство с реальными участниками торжества.

Эта работа предшествует известной гравюре Зубова «Свадьба Петра I и Екатерины». На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Но зато тут русский антураж: шубы, самовар иконы.

Во многом этому способствовало и количество гостей, завышенное художником почти в три раза, — за круглым столом мы видим более ста десяти фигурок «дам» и «кавалеров», в то время как на самом деле в «большой палате» их находилось всего сорок пять человек, включая Петра I и Екатерину Алексеевну. Старик был очень строг по службе и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках. Ими оказались Федосей Скляев — известный корабельный мастер, построивший уже немало боевых кораблей (иногда совместно с царем или по его проектам) и пользовавшийся с детских лет особым расположением Петра, а также Иван Головин — кораблестроитель, прозванный «Басом». Второй причиной, очевидно, явилось стремление Меншикова любой ценой загладить вину перед своим «патроном», впервые сильно разгневавшимся на него вскоре после отъезда в Москву, когда Петру стало известно о стяжательстве и алчности своего «товарища». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.

Как отмечалось выше именно этим вопросам уделено уже достаточно внимания другими специалистами. Не исключено, что всесильный фаворит царя используя права «шефа» типографии и заказчика на гравюру, мог обратиться к Зубову с просьбой выделить особо среди гостей как свою жену, так и ее родную сестру, пользовавшуюся, как известно, большим расположением Петра. Сколько трагедий породили они в прошедшие времена.

Развеска же «стенников» на оконных откосах позволяет заключить, что ставни, бывшие почти обязательной принадлежностью нижних этажей в зданиях тех лет, в Зимнем дворце отсутствовали. Им, как мы помним, был молодой граф Михайло Головкин. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». «Неравный брак» – картина русского художника Василия Пукирева. 58, 375, 4. Две старухи. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе все подряд пишут полотна про несчастливых невест.

В то же время, прогрессивный журнал «Искра» в статье 1863 года «Расшаркивающееся искусство» раскритиковал картину за недостаточно глубокое социальное обличение, за налет сентиментализма и мелодраматичности, снижающее ее художественное значение. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Сколько их было всего, кроме тех, что сидели в «большой палате». А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Прием приданного по росписи» и «Прерванное венчание».

Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Зубов гравирует ее не приземистой, как это было в действительности, а более высокой, в результате чего художественный эффект гравюры резко возрос. Петр боялся стать посмешищем в глазах подданных.

В той или иной степени автопортретны, связаны с глубоко личными переживаниями картины "В мастерской художника" (1865), "Прием приданого по росписи" (1873 все работы – в Третьяковской галерее) и Прерванное венчание (1877, Музей искусств Азербайджана, Баку). В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Картину приняли восторженно. Итак, два варианта. Вставшая с «сестриного места» — княгиня Дарья Меншикова. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.

Прошел еще почти год после помолвки, о которой многие по-прежнему ничего не знали. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. «Под другим балдахином» за тем же столом сидели жены и родственницы сподвижников царя.

Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. В отличие от своих маленьких собратьев у окон, большие «стенники» у дверей подвешены на лентах с бантами, что не только придавало им большую нарядность, но и позволяло скрыть детали крепления. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Однофамилица Сергея Михайловича Варенцова, она происходила из знатного рода и была внучатой племянницей княгине Ольге Мироновне Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруге князя А. И. Щепина-Ростовского, род которого происходил от Рюрика. Там он взял за руку и поставил перед ними. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Вот таким образом неудивительно появление картины про венчание заключенного.

Умер Пукирев в Москве 1 (13) июня 1890. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. В этот период слово «пароль» в переписке друзей встречается нередко.

Не лучше сложилась и судьба модели. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. К 1711 году относится небольшая подписанная гравюра Алексея Зубова «Свадьба карлика Якима Волкова, шута Петра I». Такого рода произведения – с их резким переносом акцента с романтических идеалов на внутренний авторско-зрительский «суд» – стали своеобразным введением в эстетику «передвижников», переходную от романтизма к символизму. Возникшей «сердечной» привязанности к новой фаворитке царь поначалу не афишировал — по просьбе Петра, верный Данилыч приютил ее у своей сестры, где в то время находились и сестры Арсеньевы — Варвара и Дарья (будущая жена Меншикова). Отсюда и такие доброжелательно идеализированные тюремные сюжеты, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Вот таким образом неудивительно появление картины про венчание заключенного.

По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Для наиболее полного раскрытия сути своих персонажей художник придумывает такую ситуацию, при которой каждый герой находится в особых условиях, отдалённых от повседневного существования.

официальной церемонии заключения брака, у царя было предостаточно. Особенно тщательно гравер выполнил рисунок окон, нередко называемых в документах тех лет «окончинами с крестом в переплете». Но что в таком случае подтолкнуло художника к написанию её. Справедливости ради надо сказать, брак тот оказался удачным.

Первая, возможно, заключалась в том, что окончание строительства нового дома «на летнем дворе», осуществлявшееся одновременно, о котором, судя по письмам, так беспокоился царь, значительно отставало от оговоренных с ним сроков — строители долгое время безуспешно боролись с речной водой, поступавшей в котлован и потому не могли приступить к возведению стен. Вроде бы, ничего необычного. Сохраняя без изменений размеры стульев и ширину стола (в один метр), мы получим диаметр стола, равный шестнадцати метрам. Через год у молодых родилась дочь Елена, затем два сына. Да, но как это сделать.

Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Он получил большие деньги за сделанные девять образов для церкви Св. Вместе с «молодыми» это составило треть мест, насчитывавшихся в «большой палате».

Меншикова. Петр I отметил свадьбу с Екатериной в начале 1712 года в Санкт-Петербурге, хотя, не желая вызвать особенное недовольство высших иерархов русской православной церкви, поскольку его первая супруга Евдокия Лопухина была жива, он в строжайшей тайне обвенчался с Екатериной еще в 1707 году. В. В. Стасов считал, что полотно Пукирева одно из самых капитальных, но вместе с тем и самых трагических картин русской школы, И. Е. Репин заметил, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке. Но это — лишь предположение, хотя и весьма заманчивое.

За нее Академия наградила его званием профессора. Действительно, если в одном из писем к князю царь выразил лишь свое недовольство действиями светлейшего, которому придал форму удивления: «И николи б я от вас не чаял. », — то уже в следующем послании, получив новые жалобы на Меншикова, Петр с нескрываемым гневом написал: «В чем зело прошу, чтоб вы такими малыми прибытки не потеряли своей славы и кредиту. Кроме перечисленных «кавалеров», разместившихся «под первым балдахином», за столом сидели шесть иностранных граждан.

Владимир Стасов, увидев картину, написал: «Наконец-то. Возможно, что уже тогда он видел круглый стол изготовленный специально к свадьбе. В 1862 году Пукирев приступил к работе.