Картина Сватовство Майора Описание
Описание картины Сватовство майора было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме.
Картина Сватовство майора: описание картины
Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. А росписи на потолке. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное.
Возможно, переживает, чтобы всё сладилось – подкручивает свои гусарские усы. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Для большего не хватало грамотности, связей. Мы видим на картине Федотова высшую точку этой напряженной неопределённости и то, как каждый из акторов (действующих лиц) её переживает. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Ей, ей, за весь успех мой обязан. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника».
Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Ведь на столе наготовлены разные угощения.
Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен.
Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Естественно, что о каких-либо чувствах речь здесь и не идет.
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором». На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Ведь он жених. На полу— кошка, «намывающая» гостей28.
По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Вот-вот состоится (или не состоится) свадебный сговор.
Справа, у дверного проёма, стоит майор, которого привела сваха, чтобы просить руки купеческой дочери. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Согласно надписи, сделанной на обратной стороне полотна реставратором А. Сидоровым, в 1886 году масляный слой с изображением был перенесён со старого холста на новый. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника.
Описание картины Федотова «Сватовство майора»
Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Ж-4521). А дальше можно предполагать. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3.
«Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года», датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года).
Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Но не всё так однозначно. Возможно, лента тут служит указанием на доблестное участие члена семейства – отца или деда ополченцем/партизаном в войне с Наполеоном (. ).
В юности «забрили лоб». Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств.
Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена. чужой. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора» (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Кроме одного. Федотов вводит нас в купеческий дом. / Ой, стыд какой. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58.
Федотов пользуется прекрасным способом показывать значимость персонажей, выделяя их цветовой гаммой. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Не аристократический (мира аристократов выросший в Замоскворечье художник изнутри знать не мог), а именно купеческий.
Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь». В ту пору, будучи офицером, Федотов получал жалование 300 руб. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Лицо сидельца, в первом варианте частично скрытое головой кухарки, во второй версии полностью открыто. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.
Описание картины Сватовство майора
С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей. Подобные браки случались тогда повсеместно.
А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Браки по расчёту вообще самые крепкие. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака. Сын был гордостью и надеждой семьи. стоили.
А картины. Если присмотреться повнимательнее к персонажам картины, легко заметить, что все они по-своему симпатичны, чувствуется доброе, хоть и немного ироничное отношение к ним художника. Жених тоже выделен, благодаря тому, что художник изобразил его находящемся в хорошо освещенной комнате. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи.
К середине XIX века, несмотря на осуждение со стороны светского общества, нередки были неравные браки между обедневшими офицерами-дворянами и богатыми купеческими дочками. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Держа в руках бутылку с вином, он повернулся к высунувшейся в дверь приживалке, по-видимому, объясняя ей, что происходит в доме.
Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. Ярчайшим образцом творчества стала картина Федотова «Сватовство майора», созданная в 1848 году. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Вот, кстати и он – в смежной комнате. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь. Жених уже стоит в дверях при полном параде.
На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи». А переливчатые ткани на платьях.
Описание картины «Сватовство майора»
В ней борются противоречивые чувства. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора.
А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить.
Держа в руках бутылку с вином, он повернулся к высунувшейся в дверь приживалке, по-видимому, объясняя ей, что происходит в доме53. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.
Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова), который согласился позировать в женском платье. 58, 375, 4. Служанки шушукаются. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом.
Получив офицерское звание, переселился в Петербург. И здесь – важный момент. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.
Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Это излюбленный приём Павла Федотова. — стыд какой.
Своих же персонажей, по отзывам близких людей художника, он любил. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием.
Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня».
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки.
» Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х. Еще не вошёл в залу.
Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. / По-старинному— в сизом платочке. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847). Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты.
Георгиевская лента и Сватовство майора
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош.
Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Но награждения лиц, не имевших чина и права получить армейскую награду, были очень редки. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». / Нет, в светлицу уйду. »46. А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство.
Продолжатся (или не продолжатся) две династии – военная и купеческая. Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». чужой. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.
Помогите описать картину Сватовство майора
На полу— кошка, «намывающая» гостей. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». В ней борются противоречивые чувства. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».
Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.
О знаменитой картине Сватовство майора
Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. Отец семейства одет по-городскому, в длинный и мешковатый сюртук, который он пытается застегнуть, торопясь и путаясь в рукавах.
«Особенности национальной женитьбы» в середине XIXвека. Полотно Сватовство майора принесло отставному лейб-гвардии капитану Павлу Федотову (1815-1852), не имеющему официального художественного образования, звание академика живописи. Возникнет (или не возникнет) новая семья. Скорее всего, ее слово в семье и является главным в решении любого вопроса. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Перед нами религиозный, явно смышленый и оборотистый русский человек, сумевший разбогатеть благодаря своей деловой хватке.
Грустная история. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений.
Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. С самим майором, по всей видимости, проблем было меньше, благодаря богатым жизненным наблюдениям Федотова времён его военной службы. Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза».
Желая заполучить перспективного зятя, Купец пошел на беспрецедентные расходы: у модистки-француженки куплены дорогущие платья для Жены и Дочери. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Ведь они не виновны в падении нравов современности. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». / По-старинному— в сизом платочке. / Никогда с ними я не бывала». Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности.
Несмотря на иронию и легкий сарказм, которые заложил автор в свое творение, нельзя не отметить общую теплую атмосферу, присущее ему. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.
В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. 5. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей».
Сватовство майора и шутовство художника
В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом. Стерпится – слюбится. О набожности хозяев свидетельствуют лежащие на столике слева Псалтырь и Библия, а также стоящие на полочке иконы с лампадами. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника». Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло.
Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика. / Ой, стыд какой.
Единственной безучастной и равнодушной ко всему происходящему оказывается кошка на переднем плане. / Никогда с ними я не бывала». / Нет, в светлицу уйду. ». Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.
Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. При этих словах весь дом взбудоражен и момент, который запечатлел Павел Федотов, приходит в движение. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное.
Сочинение по картине Федотова «Сватовство майора»
Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.
Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
Вечные брачные архетипы с поправкой на старомосковский колорит. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста».
Описание картины "Женитьба майора"
В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. П. А. Все не столь однозначно с Купцом. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса.
ассигнациями в месяц». С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. ассигнациями в месяц».
Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать.
Все присутствующие ждали этого события. В первом варианте художник изобразил её шаржированно— глупой, капризной и неуклюжей, вызывающей насмешку. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.
«Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Отец семейства одет по-городскому, в длинный и мешковатый сюртук, который он пытается застегнуть, торопясь и путаясь в рукавах42. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Ж-4521)8910.
В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Отдали её за другого. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность». Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения».
Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Подобных вопросов возникает множество. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво». Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.
Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора.
Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.
Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. Все действующие лица, принимающие участие в изображённой на картине комедии брака, пронизаны единым действием. — стыд какой. Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона».
Только наверняка он «происхождения тёмного». Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.
Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26.
В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера». Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».
В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». В 1819 году, через четыре года после рождения сына Павла, он получил дворянство по "заслуженным воинским чинам": как старый суворовский солдат, получивший чин поручика при отставке.
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. И мундир надел с эполетами, а мог бы ведь по-простому, по-граждански – сюртук. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности». Дом, несомненно, богатый – одна люстра чего стоит.
Именно благодаря этой произведению ему было назначено почетное звание академика. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты». Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца.