Картина Святое Семейство Рембрандт

Все произведения Рембрандта и в частности картину «Святое семейство» отличает присущая художнику нравственность, душевность, которые на полотне отчетливо чувствуются как что-то явственно присутствующее. Рембрандт пишет картину «Святое семейство» (1641). На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.

Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит игру светотени.

Рембрандт, Святое семейство: особенности картины

Заказов становилось все меньше. «Автопортрет с золотой цепью» принадлежит к ранним автопортретам художника и написан накануне женитьбы. В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. Кепи сидит несколько набекрень. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания.

На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Итак, перед нами – Голландия. Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда.

Святое семейство 
Рембрандт Хармес 
ван Рейн

Святое семейство Рембрандт Хармес ван Рейн

Художник прибегает к диагональной композиции. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием.

Бог создал море, а голландцы – берега. Ещё далеко крест и страшная Голгофа, ещё не умывает руки Пилат и не кричат в толпе «Отпусти нам Варавву. ». На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине.

Особенность картины 
«Святое семейство»

Особенность картины «Святое семейство»

Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.

Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки. Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан. Левой рукой ангел указывает на видение, правую же нежным, ободряющим жестом положил на плечо Даниилу. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду.

«Святое семейство» 
– великое произведение 
Рембрандта

«Святое семейство» – великое произведение Рембрандта

Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Справа за ней приподнимается с колен отчаянно сжимающая протянутые к Христу иссохшие руки старуха, о которой мы уже говорили. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Слово дамба, по-голландски "дамм", вошло в название многих городов Амстердам, Роттердам, а центральная площадь Амстердама до сих пор так и называется – Дамм. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо.

После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Его интересует не внешнее действие, а внутреннее. То же сверкает в уголках глаз.

Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. На протяжении 1640-х гг. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. В полотне «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654, Национальная галерея, Лондон) Хендрикьё в свободном платье, небрежно ниспадающем с плеч, осторожно вступает в реку, приподняв подол выше колен. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны.

Он просил за них сто гульденов. Перестав быть модным портретистом, он стал видеть зорче, круг его наблюдений расширился. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. В офорте «Три дерева» (1643, собрание Я. де Брёйна) многочисленные вертикальные линии в левой части создают впечатление льющегося на землю стремительными струями дождя. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света.

Описание картины 
«Святое семейство»

Описание картины «Святое семейство»

Это было так не похоже на художников того времени. В «Портрете пожилой женщины» (1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) героиня застыла в неподвижной позе, смиренно сложив руки. Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек. В групповом портрете супружеской пары «Министр Корнелис Клаасс Ансло, беседующий со своей женой» (1641) лежащие на столе книги светятся и их теплый золотистый отблеск лежит на лице министра.

Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения». Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю.

Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок.

До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. И как раз в этом – еще одна, быть может, важнейшая причина постоянного обращения Рембрандта к темам библейской и евангельской истории. Солнце низко висит перед наступлением ночи. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. (далее) заданный автором Просо лучший ответ это ссылкассылкародился в Лейдене в 1606 году.

Но внешняя нищета не делает его озлобленным. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны.

И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Мы смотрим в пространство с высокой башни или горы, так что все внизу кажется крохотным и как бы сжавшимся. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.

Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. В живописи Рембрандта наступает период покоя. Они собираются внести его в дом дорогу им указывает приезжий – хорошо одетый бородатый мужчина, высокий, на голове его богатый тюрбан.

Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет.

Описание картины 
Рембрандта Харменса 
ван Рейна «Святое

Описание картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Святое семейство»

В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе».

Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.

Описание картины 
Рембрандта Харменса 
ван Рейна «Святое

Описание картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Святое семейство» Картины художников

Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Младенец стал старше.

Всех сковал холод. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.

  1. Жизнь и творчество великого художника

Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Она стала верной спутницей мастера, матерью его сына, любимой моделью. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы).

Жизнь и творчество 
великого художника

С картины смотрит лицо молодого, очень уверенного в себе человека. Изображение большого прямоугольного зарешеченного окна в глубине на противоположной черной стене занимает верхнюю правую часть офорта на первом плане слева в нескольких шагах от нас хорошо видна высокая серая фигура прославленного чародея-алхимика, дни и ночи погруженного в тайны черной магии. Он старается умерить силу ударов своего топора. Именно такие произведения с удовольствием покупала голландская публика, не чуждая искусству. Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче.

Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Всех, кого он любил, все, к чему он стремился. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором.

Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня.

Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. И если в Поклонении трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном Принесении во храм, 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Ну что ж, это его путь.

В этом художнике было столько итальянского, яркого и неповторимого, а главное, его, как и Рембрандта интересовали движения человеческой души, смятение и мир, взлеты и падения. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень.

Он становится самым популярным портретистом города. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему. По-видимому, он стоит на пороге смерти. В высоту изображение еще меньше, так как линия горизонта поднимается лишь до половины привычной высоты, то есть всего лишь на два сантиметра от нижнего края.

К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан.

И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ. Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее.

Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. У него внимательный и веселый вид. Это было новой большой трагедией в жизни мастера. Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений. На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.

Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир. Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы. Лицо каждого героя его полотен словно живое.

То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, Ландшафт поместья взвешивателя золота, 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров).

Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Недаром он работал над доской несколько лет – с 1642-го по 1646-ой – и так ее и не окончил. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. Ее сюжет навеян одним из библейских сказаний, воспроизведенным в "Книге пророка Даниила", о борьбе чудовищ, символизирующих злые силы, угрожающие еврейскому народу.

Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа». Эта жизнь, это внутреннее беспокойство при внешней неподвижности находит истинно живописное выражение в противопоставлении света и тени в двух последних офортных портретах, выполненных в 1656-ом году.

Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию.

Из-под повязки видны его гениталии. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается.

Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Упавшая на колени, вся в черном, Магдалина простирает к нему руки и хочет поцеловать край его одежды, но никак не может коснуться ее. Для того чтобы воплотить в своем творчестве лучшие, сильнейшие стороны жизни целого народа, Рембрандт должен был переплавить в свои личные переживания не только самые глубокие и значительные явления этой жизни. Вот почему, свободный от всех пут и руководимый необычайной восприимчивостью своих органов, он мог воспроизвести не только общую основу и отвлеченный тип человека, которыми довольствуется пластическое искусство, но и все особенности и бездонные глубины отдельной личности, бесконечную и безграничную сложность внутреннего мира. И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники.

Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан. То же сверкает в уголках глаз. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Бог создал море, а голландцы – берега.

За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком. В истории искусства книга ещё задолго до ХVII века являлась символом жизни.

Выполняя заказы на портреты (которых только в 30-е годы было более шестидесяти), Рембрандт пишет портреты двух министров. В этом лице – удивительная мягкость и нежность. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Rembrandtplein) в честь великого художника.

В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке.

Может, нужно было жениться на Хендрикье. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Рембрандт изображает тот момент ночного моления, когда изнемогший в тяжелой внутренней борьбе с самим собой Христос, ноги которого подкосились, вот-вот упадет на землю.

И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Поток людей кажется бесконечным. Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству.

Там-то и видна давшая этому офорту название старинная каменная башня, как бы отделяющая от изображения справа его треть. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника.

В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Перспективный горизонт при высокой точке зрения отодвигается в глубину гораздо дальше, чем на четыре километра, но в зрительном кадре остается на том же месте вот таким образом появляются новые, очень узкие, горизонтальные планы. И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство.

Критики обращают огромное внимание на светотени. В условиях окружающего его филистерского, мещанского быта только она позволяет ему создавать в произведениях тот необходимый уровень драматической напряженности, в момент которой человеческое начало в людях обнаруживается полнее всего. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Совокупление изображено с необходимой точностью.

В буквальном переводе с английского на русский название картины («The Mennonite Minister Cornelis Claesz Anslo in Conversation with his Wife, Aaltje») звучало бы слишком громоздко, но добавляло бы один важный штрих к образу министра: меннонит. Поток людей кажется бесконечным. Действие происходит ночью в темной спальне. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников.

Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек. И из этой тьмы в правом нижнем углу словно возникла скорбная гордая и властная женщина в богатой одежде. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.

Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Хендрикье Стоффельс сначала была служанкой в доме художника. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес.

В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше. В счастливые 1630-е годы, будучи молодым, успешным и уже богатым художником имея прелестную любимую жену, Рембрандт, помимо многочисленных портретов и картин на античные сюжеты, создаёт свои знаменитые полотна библейского содержания: «Пир Валтасара» (1635), «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Апостол Павел» (1635). Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека.

Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Мы угадываем, с какими усилиями пытается продвинуться поближе к исцелителю, еще не видя его, безногий калека, в спину которого упираются босые ноги лежащего на спине и завернутого в тряпье положенного на самодельную тачку умирающего. На той же дощечке Рембрандт выгравировал юношу в другой позе: стоящим, облокотившись на подушку. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Он чувствовался во всем.

Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Чтобы более глубоко проникнуть в образы апостолов, понять философский смыл других картин с апостолом Павлом, необходимо открыть книгу Нового завета и прочитать «Послания святого апостола Павла». Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие.

Но юноше учеба показалась неинтересной. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век.

Нидерланды (Голландия). Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Он просил за них сто гульденов.

Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Три раза принимался молиться Христос, в то время как его ученики – мы различаем их бледные фигурки на первом плане слева – были объяты сном. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду.

Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Длина офортного листа Дорога вдоль канала двадцать один, высота восемь сантиметров. Старость в интерпретации Рембрандта — это не увядание жизни, а достойное ее завершение. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа». Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.

В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Откуда взялась его тяга к религиозной живописи. В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики. А Рембрандт ищет что-то свое. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке.

Мадонна одета в пурпурную мантию, спускающуюся широкими складками, создающими как бы пьедестал. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. К образу этого апостола он впервые обратился в двадцать два года, выразив в картине «Спор Петра и Павла» явную победу Павла, затем возвращался к образу святого несколько раз в течение жизни – в итоге в этом образе он преподнёс миру себя.

Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Рембрандт не желает больше казаться ни аристократом духа, ни тем более светским щеголем. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. В строгой композиции «Благословление Иакова» (полное название — «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема», 1656, Картинная галерея, Кассель) представлено торжественное событие — благословление старцем Иаковом внуков. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе Христос в Гефсиманском саду, 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров).

На лице – улыбка. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет.

Оно доносит до нас человеческие эмоции. На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Лицо героя с многочисленными морщинками говорит о богатом опыте.

Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования.

Мадонна была задумана Рафаэлем как идеал женской и материнской красоты, возвышенный и прекрасный и вместе с тем осязательный, близкий человеку.

На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Уже после смерти жены он завершает одну из своих последних работ – «Автопортрет за мольбертом».

На лице играет тихая, робкая, полная нежности улыбка. Великолепный красный цвет бархата на первом плане и сверкающий золотом тюрбан в глубине обеспечивают зрительную четкость в целом строгому изложению сюжета. Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. На нем дымится жертва.

Министр-менонит – высшая похвала от художника. Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. Его населяли в основном ткачи. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Это тень ее плеч и головы. Картина маленькая. Обе сцены выражают одинаковое любопытство.

Если мы еще отодвинем полог, мы не увидим ничего кроме живописи, в которую может вписаться весь мир: Христос, юная девушка, размышляющий старец, пейзаж – тысячи и тысячи обличий, которые способно принимать живое. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Жизнь текла согласно установленному веками укладу. В живописи Рембрандта наступает период покоя.

Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век. В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину.

Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Вместе с ангелочками из глубины верхнего левого угла вливается поток от третьего источника света – это станет абсолютно ясным, если мы посмотрим на границу тени, бегущей по страницам книги на коленях Марии. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. А легкий, почти незаметный наклон верхней части туловища и головы влево окончательно создают у нас впечатление, что этот человек готов вскочить со стула в любую минуту. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.

Ее открытость и бесконечная доброта помогли Рембрандту пережить все навалившиеся беды. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Ну что ж, это его путь.

И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Художник не оставил воспоминаний, вот таким образом нам остается только гадать. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста.

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Меннониты – это последователи доктрины Менно Симонса (ХVI в. ), которые вслед за учителем проповедуют смирение, отказ от насилия, ратуют за постоянное нравственное самосовершенствование человека. Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. «Святое семейство» его кисти отличается от остальных работ этой же тематики тем, что на нем представлен бытовой момент, не отдающий ни святостью, н будущими муками.

Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Она сама стала зимой.

Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу.

Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).

Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Рембрандт создавал свои гравюры в технике офорта (офорт — «крепкая водка»): на металлической доске, покрытой лаком иглой процарапывался рисунок, который в конце обрабатывался кислотами. Скоро гроза пойдет и здесь.

Ее открытость и бесконечная доброта помогли Рембрандту пережить все навалившиеся беды.

Произведение «Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока», получившее позже название «Ночной дозор» (1642, Риксмузеум, Амстердам) изображает памятное историческое событие, возможно, участие амстердамских стрелков в торжественном приеме, оказанном городом французской королеве Марии Медичи в 1639.

Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. На нем написано лишь равнодушие. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие.

В нем не только материнское отношение к глубоко спящему справа младенцу любовь, озабоченность, умиленность. Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии.

Самым близким человеком для художника оставался Титус. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Борода подстрижена характерно, залихватски. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет.

Кассель. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. И, однако, это не смирение, не безропотная покорность судьбе, это только глубокое понимание жизни, такое, какая она есть. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему.

Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Но юноше учеба показалась неинтересной.

При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину.

По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе.

Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса. Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры.

Он любил книги когда были деньги, не жалел их на приобретение старых и редких книг. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета.

Любовь привела его сюда. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье.

Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. В то время Рембрандту было все интересно. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос.

Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Такова сила света снаружи.

Пока же – мать укачивает дитя и в этот конкретный момент нет ничего важнее. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Мост через канал пуст.

Кажется, что он читает всю жизнь человека, которого он портретирует и в душе его происходит напряженная борьба света и мглы. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека.

Брак сблизил его с состоятельными кругами общества. Холст, масло. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. На лице – улыбка.

«Автопортрет с золотой цепью» принадлежит к ранним автопортретам художника и написан накануне женитьбы. Но их усилия оказались тщетными. Критики обращают огромное внимание на светотени. Он решает стать художником.

Гравюра Рембрандта Фауст (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то совершенно новым в мировой графике. Благодаря этому красное и белое в картине по-иному звучит в изображении плаща и простыни ребенка, где краски лежат густым непрозрачным слоем и в воссоздании красной кофты Марии и ее белой косынки на плечах, с их просвечивающим красочным слоем, сквозь который виден нижележащий. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Не хочешь оставаться на мельнице – не надо. Книга сопровождала Рембрандта всю жизнь.

175, 5 x 210, 5 см. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов".

Считалось, что на полотне изображен древнегреческий философ Зенон. "Ученики в Эммаусе" – чудо искусства, затерянное среди уголков парижского Лувра, достойно того, чтобы занять место среди шедевров великого мастера.

Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. В каждом из этих листов среди глухого ночного пространства маленькая кучка единомышленников, освещенная фонарем или факелом, словно шайка заговорщиков, в молчании теснится друг к другу. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными.

Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен.

Перестав быть модным портретистом, он стал видеть зорче, круг его наблюдений расширился. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.

Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы.

Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой. Именно к этому времени и относится офорт Рембрандт, рисующий у окна (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. И, наконец, шестой персонаж офорта, сын Авраама и Агари, подросток Измаил, будущий родоначальник арабов, повернувшись к нам спиной, упражняется в стрельбе из лука. Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном.

Взгляд скользит поверх него. Так, он дважды пишет «Святое семейство». Рембрандт написал много портретов сына – нам интересен портрет с книгой – «Читающий Титус» (1656). Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества.

Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Удивительна ее судьба.

Они действительно горячо и страстно любили друг друга. А тут Всевышний отнимает у Рембрандта все. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Барокко. Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина.

Хендрикьё стала героиней нескольких картин, среди которых «Молодая женщина, купающаяся в ручье» и «Портрет Хендрикьё Стоффелс». Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки.

Сваненбург был в то время местной знаменитостью. Пот, подобно крови, стекает с него на землю. В его картинах книга становилась то аллегорией самой жизни, которую человек перелистывает и закрывает навсегда, то символом сокровенных знаний и мудрости, книга помогала раскрыть в картинах образы святых и обычных людей, а закончилось тем, что древняя книга-свиток в картине оказалась в руках самого художника, сконцентрировав все накопленные смыслы: прошедшая жизнь, мудрость, знание В «Автопортрете в образе Павла» (1661) Рембрандт завершил ещё одну тему своего творчества, своих религиозно-философских размышлений. Картинная галерея.

Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Учёного на картине Рембрандта словно застали врасплох – он удивлён и даже немного испуган. Вот он в 1646 году доставляет себе удовольствие изображая сцену катания на коньках по замерзшим каналам. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью.

Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию.

Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. И опять же семья его поддерживает. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. На протяжении всей своей жизни Рембрандт написал великое множество автопортретов.

В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Законом общества признавалась борьба всех против всех. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика.

Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Брак сблизил его с состоятельными кругами общества. Дела шли все хуже. То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит игру светотени.

Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. От его неслышного дыхания вздымаются вверх легкие газовые занавески слева от окна, но все остальные предметы и даже бумаги справа и штора слева, остаются в полной неподвижности. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Смелое воображение мастера не пришлось по вкусу заказчикам и дело довели до суда.

Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Вот вам диалог неба и земли. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.

Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Свет этот напоминает о домашнем очаге, греющем озябшие тела стариков, очаге – символе патриархальности и чистоты семейного уклада. Хотя Рембрандт еще очень молод, у него появляется много учеников. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.

Но задумчивый герой офорта, погруженный в темноту, безразличен к полыхающему за ним и слева от него свету, к шумной игре за порогом и веселому разговору пирующих аристократов. В мастерской на Блумграхт, как уже говорилось, регулярно проходили сеансы, на которых позировали обнаженные натурщики – мужчины и женщины. Какой великолепный лист, где ослепительный белый свет, вливающийся в пространство за листом бумаги, сталкиваясь с наступающей изнутри, справа и внизу, кромешной тьмой, создает самую мощную игру светотени на лице и руках Рембрандта. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути.

Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии. Творл в стиле классицизма. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте.

Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Он ищет внутренний свет изменяющий личность. По ним с удивительной точностью можно проследить, как на протяжении жизни меняется мироощущение художника.

Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. На заднем плане, под увешанной инструментами стеной, плотничает Иосиф. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения.

Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан.

Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс. И это не замедлит отразиться в творчестве мастера. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры.

Можно проследить бег кисти. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы).

Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть. В офорте заключена символическая борьба и победа света над мраком.

Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Но внешне он совершенно спокоен. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину.

Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики.

Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. Кепи сидит несколько набекрень. Будучи ещё учеником у амстердамского художника Питера Ластмана, Рембрандт пишет картину «Концерт» (1626), в которой в угоду учителю придаёт красочности и восточного колорита музыкантам, но при этом всю драматургию картины переносит с людей на книги.

Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.

Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Однако слегка запрокинутая голова говорит о молитвенном взгляде, обращенном на Христа, а положение плеч – о перекрещенных на груди руках.

Пейзажи Рембрандта выделяются своей эмоциональной теплотой, своей одухотворенностью не только в голландской, но и всей европейской живописи и графике семнадцатого века. В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.

Гений (77396) Рембрандт умер в возрасте шестидесяти трех лет, Хендрикье умерла на два года раньше. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Можно проследить бег кисти. 175, 5 x 210, 5 см.

За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. По улице ходили шествия с тремя волхвами. Офортом называется как способ гравирования, так и полученный с доски оттиск. По-видимому из нижнего правого угла офорта в его глубину, влево и вверх, выходит песчаная сельская дорога продолжаясь, она становится видимой, сужаясь для глаз. Зато он научил юного Рембрандта смешивать краски, грунтовать холст и удивительному художественному чутью, которое не передашь по наследству как мельницу: осознанию, когда готов приступить к работе, а когда ее пора оставить.

Природа этого света таинственна и непонятна. Для него художник – это такой же ремесленник. А Рембрандт ищет что-то свое. Но относительное обилие персонажей нисколько не мешает восприятию главного содержания этой легендарной сцены у Рембрандта – это прекрасное изображение освещенного солнцем готовящегося к питию Бога в светлых одеждах и его ангелов и аппетитного угощения. Допустив, по-видимому, сознательно, анахронизм в виде книги (впрочем, зритель не видит, есть ли у неё переплёт), Рембрандт засвидетельствовал не только красоту и благородство властительницы своего сердца, но и её ум. И в этом офорте Рембрандт достиг высочайшего художественного мастерства: пространство и погруженные в него фигуры разработаны с исключительной тщательностью, каждый персонаж наделен только ему одному присущей характерностью, нет ничего приблизительного.

К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника.

Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Эта Семья – неколебимая постройка. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Бог, по восточному обычаю поджав ноги, степенно обращается к Аврааму, жестикулируя левой рукой и держа в правой чашу с вином, с видом опытного пьяницы и уверенного в непогрешимости своего знания философа. Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой.

Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Конечно, при этом он пользуется и другими красками, но отныне они совершенно подчинены колориту. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества.

Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).

Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет.

Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Вместе с тем, свет под кистью и резцом приобретает особенно трепетный, зыбкий, скользящий характер, словно растворяющий и развеществляющий предметные формы.