Картина Утро Индустриальной Москвы

В 1949 году Константин Юон нарисовал картину «Утро индустриальной Москвы» маслом на холсте. В 1949 году Константин Юон написал картину «Утро индустриальной Москвы» маслом на холсте. В каждой юоновской картине («Купола и ласточки», «Утро индустриальной Москвы») чувствуется утверждение жизни. Название этой картины – "Утро индустриальной Москвы" – пропитано некоторой грустью по ушедшей провинциальной Москвы. Картина Константина Юона Утро индустриальной Москвы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Картина Утро индустриальной Москвы Константина Юона

В картине «В отряд к Буденному» (1923 ГТГ) Греков изобразил одинокого всадника с запасной лошадью, пробирающегося к красным. Краски картины легкие, воздушные и вместе с тем насыщенные. Правда, в целом интересы художника очень разносторонни и широки. 1917), А. П. Левитина (р. В 1928 г. Дейнека написал картину «Оборона Петрограда» (Москва, Музей Советской Армии), занявшую почетное место в истории советской живописи. Эта активность в полную силу ощущается в портрете академика И. П. Павлова.

Глубоко национальный, русский характер искусства С. Герасимова ярко обнаружился в картине «Мать партизана» (1943 — 1950 ГТГ). Прекрасны изображения «мертвой натуры» Кончаловского, которая под его кистью искрится жизнью, вселяет чувство восхищения силами изобильной, щедрой природы, ее богатством и разнообразием. Ему удается достичь большой выразительности и эмоциональной насыщенности при отсутствии каких-либо внешних эффектов («Ликвидация остатков армии генерала Кржижановского», 1924, ГТГ).

Описание картины 
Константина Юона 
«Утро индустриальной

Описание картины Константина Юона «Утро индустриальной Москвы»

Таков «Колхозный сторож» (1933 ГТГ) — типический образ русского крестьянина исполненного чувства собственного достоинства и нравственной силы. М. И. Глинки и другие). Трезвый ум ученого, ясность и убедительность его научных построений, наконец, энергичный и решительный характер Павлова — все это находит свое воплощение в композиционной стройности портрета, в холодноватом, прозрачном колорите.

В триптихе «О простых людях Индии» (картины «Песня кули», 1959 «Вечернее раздумье», 1957 «Мирные будни», 1960 все — в ГРМ) Чуйков предстает чрезвычайно вдумчивым художником, умеющим подметить характерно-типическое и в людях незнакомых стран. Герои картины показаны не изолированно от массы народа. Оригинальные декорации были созданы Николаем Павловичем Акимовым (р. Важную страницу в историю советской живописи 20-х гг. Среди них картина братьев А. П. и С. П. Ткачевых (р.

историко-революционные темы. Художник достигает в этих образах большой психологической глубины. Он исполняет роспись зала ресторана Казанского вокзала в Москве (1934). Ее продолжателязш были К. А. Коровин, сделавший оформление к опере «Князь Игорь» А. П. Бородина (1920) и к балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1919), А. Н. Бенуа (балет «Петрушка» И. Стравинского, 1920 и другие постановки), Б. М. Кустодиев создал декорации к операм «Вражья сила» А. Н. Серова и «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, а также оформление пьесы Е. И. Замятина «Блоха» (МХАТ 2-й, 1925), сделанного в традициях русского народного лубка.

Тема народа — творца истории — получает яркое раскрытие во многих произведениях. Острота восприятия окружающего, мастерство композиции, гармоничный, сдержанный и при этом очень выразительный колорит — черты, отличающие работы Пименова, будь то жанровые картины или натюрморты. Этот художник во многом определяет лицо современной советской пейзажной живописи. И. Ленин на экзамене в университете» (1947). Главное для художника — передача всенародного характера революционных боев.

«Утро индустриальной 
Москвы» 1949

«Утро индустриальной Москвы» 1949

Большую известность приобрела его картина «В. Крупным вкладом в советскую историко-революционную живопись 40 — 60-х гг. Белоснежные колоннады были соединены между собой лестницами и площадками в единую установку. Но это лишь средство раскрытия гораздо более глубокой мысли о крахе гитлеровской военной машины, о бесславной гибели третьего рейха, о позорном конце зарывшихся в землю извергов, развязавших кровавую войну и повинных в гибели миллионов людей. Образ девушки в этом полотне символизирует молодость мира.

1912), В. Н. Гаврилова (р. В романтическом ореоле предстает жизнь и в другой картине Зардаряна — «Весна» (1956 ГТГ). Примером может служить картина Ю. М. Непринцева (р.

Описание картины 
««Утро индустриальной 
Москвы» 1949»

Описание картины ««Утро индустриальной Москвы» 1949»

Таковы, например, его портреты П. П. Кончаловской (в розовом) (1925) и А. Н. Толстого (1941 оба — ГТГ). 1910). Уже в те годы Сарьян стремится запечатлеть новое в облике родной страны (картина «Старое и самое новое», 1929 ГРМ). «Утро Кайрак-Кумской ГЭС» (1957) — произведение монументального плана.

Свободно компонуя отдельные сцены, он в каждой из них добивается жизненности характеров. Мерцающий различными оттенками красного и коричневого, общий колористический тон полотна нарушается ударами синего, еще более усиливающими состояние напряженности, которым полна картина. Целому ряду жанровых полотен свойствен яркий публицистический язык. Главный герой картины — тракторист. Оригинальным по форме и глубоким по концепции является «Автопортрет» Сарьяна (1942 Ереван, Картинная галлерея Армении).

Но не только этим замечателен портрет. Художественной убедительности Ряжский достигает живописным воплощением замысла. Картина Чепцова — пример нового, советского жанра.

В это же время приходит в театр и Петр Владимирович Вильяме (1902 — 1947), который занял одно из ведущих мест в его истории. Этот прием успешно используется и другими живописцами, в частности В. М. Орешниковым (р. В декорациях к «Егору Булычеву» М. Горького (театр имени Евг. Это мы видели в исторической картине.

Сочинение-описание 
картины Юона «Утро 
индустриальной Москвы»

Сочинение-описание картины Юона «Утро индустриальной Москвы»

Этому способствовало и участие художников-станковистов в театральных постановках. Чуйков дважды побывал в Индии. 1903). Главный герой произведения — рабочий на первом плане, с ненавистью смотрящий на «хозяина». 1937), Д. Д. Жилинского (р. В «Белорусском пейзаже» (1947 ГТГ) лента железной дороги уводит взгляд к горизонту, она словно зовет в необъятные просторы страны. В монументальных, а в некоторых картинах — проникновенно-лирических декорациях к «Ромео и Джульетте», которые мыслятся неразрывными с исполнителями спектакля, художник сочетал памятники итальянского возрождения со средневековой готикой.

Колористический акцент художник переносит на костюмы персонажей, на динамику развития цветовых сочетаний в зависимости от содержания музыки и характера хореографического рисунка. символичность и приподнятая романтичность картины «В голубом просторе» уступают место в творчестве Рылова более конкретным образам русской природы («Жаркий день», 1927, ГРМ «Зеленое кружево», 1928, ГТГ). Патриотическое содержание приобрел в годы войны пейзаж. В 20-х гг. страдают излишней «обнаженностью» «индустриальных» ритмов и схематичностью образа человека, Дейнеке удалось передать стремительное движение и внутреннюю напряженность окружающей жизни, достичь мужественной ясности художественных образов.

Юоновская известность не являлась «камерной». Преподавал в собственной студии в Москве (совместно с И. О. Дудиным 1900-17), МХИ (профессор в 1952-55) и других учебных заведениях. Как только взглянул, подумал: «Это больше чем просто окно, это метафора». он успешно работал в области жанровой живописи.

Любовь к Родине, чувство боли за поруганную землю окрасили образы природы в особые тона. Эти полотна написаны художником в разных эмоциональных «ключах». 1902). Весьма характерно, что Шегаль пришел к этому образу исполненному простоты и внутреннего обаяния, уже зрелым мастером, автором известных полотен, среди которых выделяется остросатирическая картина «Бегство Керенского из Гатчины» (1938 ГРМ).

В 1920 г. художник пишет картину «Большевик» (ГТГ). Символико-аллегорическое решение проникнуто здесь подлинно революционными устремлениями. Они охватывают все виды и жанры драматургии, в том числе и музыкальной. советское декорационное искусство вступает в новый этап развития. Народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947).

«Утро в деревне. Но вот опять поднялись к небу дымки паровозов, зашагали по путям люди, станция ожила. Полдень» (1929 ГТГ) художник одухотворил истинной поэзией простой подмосковный мотив. Художник написал большое число картин, посвященных Москве и ее труженицам.

Они сохраняют принцип изобразительной метафоры, которая «обрастает» живописно-объемными деталями, характеризующими эпоху, среду, место действия. Сельская природа в картинах Юона всегда оживлена присутствием человека. Выразительна картина Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942) с ее динамичным изображением ожесточенной рукопашной схватки, ярости и напряжения боя. Тревога» (1934 — 1935 ГРМ). Блестящий офицер противопоставлен здесь мудрому русскому полководцу. Но главный интерес Иогансона сосредоточивается на историко-революционной теме.

1926), А. А. Катаджяна (р. После Октября он активно включился в строительство новой культуры и стал одним из инициаторов организации АХРР. Теперь взгляд устремлен внутрь, в помещение, а в глубине его, кстати, можно увидеть то самое «раскрытое окно». Картины изображающие простых русских женщин. Человек в его полотнах предстает со всей характерностью индивидуальных качеств и черт.

В 1950 был удостоен звания «Народный художник». Значительные произведения были созданы в военные годы Кукрыниксами — -Михаилом Васильевичем Куприяновым (р. Это советский народ, отстоявший свою свободу в революционных боях. Театральная живопись в самых разных ее проявлениях — неизменный спутник его декорационных решений в драматических и музыкальных театрах.

Картина Рылова отличается оптимистичностью образного строя, ей свойственна героика. Успешно разрабатывает Дейнека и излюбленную тему спорта. Картина «Строители счастья» (1951) свидетельствовала о желании Абдуллаева увидеть новое в современниках и передать чистоту их помыслов и переживаний. Его картина «На плоту» (1947 ГТГ) завоевала популярность простотой незамысловатого сюжета, правдивостью образов людей, убедительностью живописно-пластического выражения искреннего чувства.

Начиная с 30-х гг. Огромные живописные панно и портреты «играли» параллельно с актерами, как бы являясь изобразительными сатирическими эпиграфами к каждому действию. В картинах «Капитель» (1946 Барнаул, Алтайский музей изобразительных и прикладных искусств), «Обыкновенное утро» (1957) и в других полотнах московские работницы предстают в будничном виде, но со свойственной им поэтичностью, душевным здоровьем, бодростью. В 30 — 40-е гг. Чувство современности присуще многим советским пейзажистам.

1903) — автору пейзажного цикла «Волга — русская река» (1944 ГТГ). В этих панно, представляющих в целом «День Советской страны», Дейнека проявил себя изобретательным и оригинальным мастером монументальной композиции. 1899). Статьи посвященные подробному рассмотрению творчества К. Ф. Обитые синим бархатом ширмы с вписанными в них архитектурньши деталями и предметами обстановки в спектакле «Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого (МХАТ, 1937) создавали неповторимую сценическую атмосферу, сливавшуюся воедино с представлением о холодной чопорности светского Петербурга. Вирсаладзе целиком освобождает планшет сцены для танцев.

Репродукция картины 
"Утро индустриальной 
Москвы"

Репродукция картины "Утро индустриальной Москвы"

В картине «Жатва» (1945 ГТГ) Пластов передает скудость и тяжесть жизни деревни военных лет, когда мужчины ушли на фронт и тяжелый труд лег на плечи женщин, стариков и детей. Повествовательное начало присуще и картинам Ф. П. Решетникова (р.

1925). Портреты Н. Д. Зелинского (1932 ГТГ), В. И. Вернадского (1935), С. А. Чаплыгина (1935 Москва, Академия наук СССР) и другие работы Грабаря отличаются вдумчивостью художественного замысла и выполнения. Но особенно обращают на себя внимание изображенные люди — рабочий, возглавляющий группу истощенный солдат, горящий взгляд которого словно хочет пронизать ночную тьму, девушка исполненная чуткого ожидания. Хорошо передана здесь настороженная тишина перед началом штурма. Все больший интерес проявляет художник к образу человека. 1929), казахов К. Т. Тельжанова (р. советскими портретистами.

Юон Константин Федорович 
 (Утро индустриальной 
Москвы)

Юон Константин Федорович (Утро индустриальной Москвы)

Театрально-декорационное искусство — яркая и содержательная страница советской художественной культуры. Художественный язык пейзажистов становится более гибким, эмоциональным и разнообразным. Едва ли не лучшая картина в спектакле — «Стрелецкая слобода». Эти тенденции выразились в оформлении оперы «Мать» Т. Н. Хренникова (ГАБТ, 1957) и в предельно простых, но глубоко трагичных и величественных декорациях «Реквиема» в опере «Судьба человека» И. И. Дзержинского (1961, там же).

В советское время начал с воплощения революционной темы в символико-аллегорических композициях (Новая планета, 1921) в дальнейшем выступал как хранитель реалистических традиций русского искусства (Купола и ласточки, 1921: Конец зимы. Совсем немного картин Юон посвящает футуристическим и философским образам, вдохновленным Революцией. Она символизирует победный характер революции, ее всесокрушающую мощь, героический порыв. Братья любуются античной вазой, которую держит один из них в протянутой руке. К значительным произведениям последних лет относится картина ленинградца Ю. Н. Тулина (р. Но, несмотря на разрыв этих двух работ по содержанию, какое-то зерно у них явно общее.

«Утро индустриальной 
Москвы» (1949)

«Утро индустриальной Москвы» (1949)

Соответствует общему замыслу и колористическое решение. «Люди» Признаюсь, сперва мне странной показалась столь широкая тематика работ Юона. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием.

Вишневского (1933) в Камерном театре. В этом полотне привлекает проникновенное сердечное отношение авторов к своим героям. 1903). Эти оперы оставались постоянным источником вдохновения на протяжении всей его жизни. Но вместе с тем оно широко по своему эмоциональному диапазону.

Великолепно в смысле чисто живописном объединил художник всю группу. И. И. Бродского), «На Юденича. » (1934 Ленинград, Музей Революции), «Штурм Зимнего дворца» (1938 ГРМ) свидетельствовали о незаурядном таланте молодого художника, обратившегося к решению сложной и ответственной историко-революционной темы. Во второй половине 50-х — начале 60-х гг.

Наиболее известные 
картины Константина 
Юона

Наиболее известные картины Константина Юона

Чрезвычайно выразительно композиционное решение картины. Вахтангова, 1927), построенные на своеобразном принципе «диафрагмирования», членившие многокартинный спектакль с помощью черного бархата как бы на отдельные кадры, свидетельствовали о богатой выдумке и яркости дарования этого мастера театра. В картине «Подмосковная рокада» (1957) излюбленный художником мотив претворен в образ удивительно современного звучания.

Чистые краски картины сообщают особую ясность ее эмоциональному содержанию. Но не точность деталей и обстоятельность рассказа являются самой сильной стороной картины. Художественный образ картин Чуйкова овеян истинной поэзией, он человечен и говорит сердцу любого зрителя. В 1943 награжден Сталинской премией, в 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. Сочетание различных живописных приемов с пластическим решением характеризует декорационные работы крупного художника театра Ниссона Абрамовича Шифрина (1892 — 1961). Интересные произведения созданы советскими художниками в области натюрморта. В то же время именно он помогает Пименову передать чувство нового.

Высоким драматизмом отмечены исторические композиции Г. М. Коржева (р. Итак, «Новая планета». Эпический характер пейзажного образа свойствен произведениям В. В. Мешкова (1893 — 1963). Об этом говорит его триптих «Защитники абстракционизма» (1957), проникнутый сатирической злостью, бичующий шарлатанство, выдаваемое за последние откровения современного буржуазного искусства. Его портрет Д. А. Фурманова (1922 ГТГ) — одно из лучших произведений советской портретной живописи. В пейзажной живописи ярко раскрывается национальное своеобразие искусства отдельных советских республик.

  1. Константин Юон, произведения для детей и взрослых
  2. ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ
  3. Русский художник Константин Юон
  4. «Весенний солнечный день» (1910)
  5. Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
  6. Творчество художника Константина Федоровича Юона

1922), А. А. Смолина (р. С необыкновенной психологической остротой характеризуют художники «действующих лиц»: возникшую, словно зловещее видение, фигуру Гитлера в темном проеме двери, тяжело осевшего в кресле старого генерала, лихорадочно обдумывающего безнадежное положение эсэсовца в форменной фуражке. Открытое окно «наоборот». «Жизель» А. Адана (ГАБТ, 1944) и «Моцарт и Сальери» Н. А. Рим-ского-Корсакова (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. 1932) «Первая комсомольская ячейка на селе» (1958).

Декорации А. Г. Петрицкого (к опере «Тарас Бульба» Н. В. Лысенко, Театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко, 1937 к опере П. И. Чайковского «Черевички», ГАБТ, 1941 к опере К. Данькевича «Богдан Хмельницкий», Театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко, 1953), А. В. Хвостенко-Хвостова (к опере «Утопленница» Н. В. Лысенко, Театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко, 1950 к опере «Иван Сусанин», 1949, там же), В. Г. Меллера, Ф. Ф. Нирода — на Украине, М. С. Сарьяна (к опере А. А. Спендиарова «Алмаст», Театр оперы и балета имени А. Спендиарова, 1938 — 1939 к опере А. Г. Тиграняна «Давид-Бек», 1956, там же) — в Армении, И. И. Гам-рекели (к драме С. Санджиашвили «Арсен», театр имени ТТТ. Здесь он достиг эпической силы звучания оформления с помощью емкой по содержанию и эмоциональной наполненности изобразительной метафоры. Убеждённый антифашист, он был одним из руководителей Народной музыкальной федерации в 30-е годы, участвовал в деятельности музыкантов-патриотов в годы Сопротивления.

  1. Юон Константин Фёдорович, художник
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Художник умеет многое извлечь из самого, казалось бы, простого мотива. Художник не задавался целью создать глубокие характеры людей. Кулисы и падуги становятся однотонными. Но только в 40-е гг., когда художник выступил с «Киргизской колхозной сюитой», обнаружились все его возможности. М. С. Сарьян во многом определил развитие армянской советской живописи.

В картине «Тачанка» (1925 ГТГ) Греков предстает художником, умеющим передать динамику боя, стремительное движение бешено несущейся тачанки, напряжение пулеметчиков и возницы. Член объединения Мир искусства, один из организаторов Союза русских художников, член АХРР (с 1925). Такова картина «В пути» (1954 ГТГ). Эта черта свойственна получившим большую популярность картинам Решетникова «Прибыл на каникулы» (1948) и «Опять двойка» (1952 обе — в ГТГ).

Но зритель проникается важностью происходящего. Война предстает здесь в своем страшном обличье. Пейзажная живопись претерпевает в 30-х гг. Эт» свойственно портретам В. Н. Яковлева (1893 — 1953) — генерал-майора И. В. Панфилова (1942), Героя Советского Союза В. Н. Яковлева (1941 оба — ГТГ). И после войны Кукрыниксы обращались к темам недавнего прошлого. Наряду с картинами «чистой» природы («Родной край», 1951 «Вечер на озере Иссык-Куль», 1951) у этого художника есть ряд полотен, где природа предстает преобразованной трудом советских людей. К ним принадлежит и воспитанник Московского Училища живописи, ваяния и зодчества Сергей Васильевич Герасимов (1885 — 1964). Они лишь помогают передаче волнующей сердечности отношений между Лениным и простыми крестьянами, глубокого чувства уважения вождя к этим, быть может, даже неграмотным людям.

Этому помогает звучный, мажорный колорит, который сообщает «Автопортрету» напряженность и внутреннюю энергию. Директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительного искусства АХ СССР (1948-50), первый секретарь правления СХ СССР (с 1957). 1927) и многих других.

Превосходно чувствуя природу театра, Шифрин умел скупыми средствами создать ощущение безбрежного морского пространства и могучей палубы корабля в «Гибели эскадры» А. Е. Корнейчука (Центральный театр Красной Армии, 1934), умел как художник-поэт глубоко раскрыть характер шекспировских спектаклей. проявил себя как незаурядный портретист, умеющий остро и верно запечатлеть характерные особенности модели (портреты А. М. Горького, В. И. Качалова, М. В. Нестерова, А. Н. Толстого), как глубокий и своеобразный мастер пейзажа. Произведениям всех этих художников свойственно живое и полнокровное ощущение предметного мира, светлое восприятие жизни, чувство материальности изображаемых предметов, плодов, цветов. В лучших полотнах — «Делегатка» (1927 ГТГ) и «Председательница» (1928 ГТГ) — Ряжский достигает значительности образа простой советской женщины-общественницы. В это время начинают творческий путь многие молодые пейзажисты союзных республик.

В соединении различных предметов, растений, овощей, дичи он находит убедительные различия и вместе с тем ту общность, которую сообщает им связь с человеком (натюрморт «Мясо, дичь и овощи у окна», 1937 ГТГ). Яркая декоративность его полотен передает особенности природы Армении. Юон Константин Фёдорович (1875-1958), советский художник. В картине «Эстафета» (1947) покоряет свобода композиции, сообщающая произведению ощущение особого простора. Художник нисколько не приукрашивает его. Сложный путь раздумий и поисков прошел в своей давней привязанности к шекспировской драматургии Александр Григорьевич Тышлер (р. 1905) «Возвращение» (1947 Киев, Музей украинского искусства) исполненная человечности и жизненной правды и полотно ленинградца И. А. Серебряного (р. В своих поисках в области монументальной живописи Лансере опирался на достижения классического искусства.

Героика сражений была передана во многих полотнах. Художник передал сумрачную атмосферу помещения старого уральского завода. Последние представляют интересное явление в творчестве художника. В последние годы С. Герасимов работает над историческими композициями. Хотя рисунок играет здесь существенную роль, основным является колорит, построенный на сочетании легких прозрачных тонов, оживленных ударами небольшого числа интенсивных красочных пятен (голубизна неба, яркость первой зелени).

Константин Юон, 
произведения для 
детей и взрослых

Ленинград в дни блокады воссоздал в картине «Зимние залпы Балтики» (1942 ГТГ) Я. Д. Ромас. Общая картина состояния декорационного искусства первых послеоктябрьских лет — сложная и пестрая. В 1940 выполнил эскизы мозаичного оформления Дворца Советов. Искусство прошлого не знало таких образов. Но в этом выделении нет противоречия.

Важное место в творческом наследии Рылова занимает картина «В. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве. Работы русских живописцев А. М. Грицая (р. В Сергиев Посад Юон впервые приехал в 1903 году.

Солнце золотит трубы музыкантов, выхватывает из общей массы загорелые, опаленные в боях лица, расцвечивает различными оттенками желтого, зеленого, синего вылинявшие гимнастерки конармейцев. Распахнут целый мир, полный зелени, жизни, тепла и света. Этот вопрос стал главным моим проводником в мир Юона.

Но не изображение ожесточенных битв явилось главным достижением живописи этого периода. Ноябрь 1941 года» (1941 ГТГ). Об этом, в частности, свидетельствуют картина украинского живописца В. Н. Костецкого (р.

Вахтангова, 1937) и др. В 1952–1955 преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. 1898).

Ощущение простора, свободы, радостного подъема вызывает это полотно, где изображены загорелые дочерна мальчишки, упоенно следящие за маневрами гидропланов над морем. В ней слышится проклятие войне. Декорации к «Молодой гвардии» (театр имени Вл. Его картины «Колхозный праздник» (1937 ГРМ), «Колхозное стадо» (1938 Свердловская картинная галлерея), «Купание коней» (1938 Москва, Музей коневодства) свидетельствовали о глубоком проникновении в жизнь, стремлении к безыскусственности и простоте, большом живописном таланте. 1930), А. Н. Попкова (р. Естественно, что тема современности получила наиболее яркое раскрытие в жанровой живописи. Этот сосуд — композиционный центр портрета.

В портрете скульптора С. Т. Коненкова (1947 ГТГ) Корин, отбросив все мелкое, повседневное, запечатлел лишь то значительное, что выделяет Коненкова среди других людей и делает его выдающейся личностью. Юона объединяет очень простая, но главная вещь. Любовь.

Значительное явление в живописи 20 — 30-х гг. Медсестра» (1945 ГТГ). Полным контрастом к творчеству Вильямса развивается самобытное дарование Ф. Ф. Федоровского.

Художник умел находить форму спектакля, соответствующую идее пьесы, ее жанру, стилю. Он добивается тонкой живописности оформления в балете «Кавказский пленник» Б. А. Асафьева (ГАБТ, 1938) и в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки (ГАБТ, 1939). В одном из лучших своих пейзажей «Конец зимы.

Особенную динамичность придает картине композиционное решение. ЮонаТак что же меня зацепило. Борису Владимировичу Иогансону (р. В последнем полотне мастер прекрасно решил сложнейшую задачу группового портрета. Так же монументален и целостен живописно-объемный принцип декораций к «Хованщине» (1948, там же).

Картина великолепна в живописном отношении. Коренным образом изменившиеся исторические и социально-общественные условия сделали советский театр подлинно народным достоянием, поставили перед ним важные задачи и цели. Как и в картине «Допрос коммунистов», в основу здесь положен остроконфликтный сюжет. (картины «Новгородцы», 1925, собственность семьи художника «Возвращение с ярмарки», 1926, Москва, Музей коневодства пейзажи «Антоний Римлянин», 1925, собственность семьи художника «София Новгородская», 1925 и др. ).

Хотя коммунисты — пленники, они словно наступают на белогвардейцев. Декорационные решения сохраняли в основе живописный образный строй и в спектаклях «Враги» М. Горького (МХАТ, 1935), «Человек с ружьем» Н. Погодина (театр имени Евг. 1923), В. Ф. Загонека (р. Участие в постановке опер Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» (ГАБТ, 1931) и «Псковитянка» (1932, там же) помогло художнику перейти к таким сложным монументальным произведениям, как «Князь Игорь» А. П. Бородина (1934 и 1944, там же) и сказочно-былинная опера «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1935 и 1949, там же).

В картине «Ива цветет» (1950) природа в прозрачном весеннем уборе. Тем сильнее ощущается их внутреннее горение, которое прекрасно передал Нестеров. Но, все больше знакомясь с его творчеством, я понимал, что ничего в этом странного нет. Занимательная сценка изображенная Решетниковым, лишена пустого анекдотизма.

Это относится, в частности, к Николаю Михайловичу Ромадину (р. Впечатляющий цикл портретов беспризорных создал Богородский в это же время. Эти направления уже в начале 20-х гг. Поток машин, толпы пешеходов наполняют жизнью, движением этот городской пейзаж. Но особенно впечатляюща картина «Окраина Москвы.

были созданы значительные произведения в области индустриального и городского пейзажа. В годы войны ярко проявилось дарование украинского портретиста А. А. Шовкуненко (р. Художник чрезвычайно бережно подошел к решению ответственной задачи. Грузинский художник У. М. Джапаридзе (р. Что это просто жизнь человека.

Лигачево», 1948 год. Что это скорее мы стали какие-то странные. Впрочем, Решетников может быть и саркастически-гневным художником. художник проявил себя как интересный пейзажист, умеющий замечать новое в природе родной страны («Огни Мингечаура», 1948 Баку, Музей искусств им. Это пять картин, объединенных в серию «Трофеи русского оружия» (1942 ГТГ).

И. Ленин в Разливе» (1934 ГРМ). 1909) «Отдых после боя» (1951 ГТГ), вдохновленная поэмой А. Твардовского «Василий Теркин». Остроконфликтный сюжет лежит в основе его картины «Советский суд» (1928 ГТГ). Значительные успехи были достигнуты в 30-е гг.

При этом не только современный репертуар, начало которому было положено блистательным сатирическим обозрением В. В. Маяковского «Мистерия-буфф», но и классическая драматургия стали источником современного мироощущения как зрителя, так и художника. Картина Салахова «Ремонтники» (1960 Баку, Музей искусств им. В полотне «Бегство фашистов из Новгорода» (1944 — 1946 ГРМ) великолепный древний собор воспринимается как символ родины, выстоявшей в годину жестоких испытаний. важные изменения.

1906). Совсем иной образ создал Нестеров в портрете И. Д. Шадра. И. Ленин у прямого провода» (1933 Москва, Музей В. И. Ленина). В картине «Подмосковная молодежь» (1926 ГРМ) он любуется жизнерадостными исполненными внутреннего здоровья лицами девушек.

В них художник изобразил ликующие толпы народа на улицах и площадях Петрограда. Но не только в этом смысл и содержание картины. 1892).

Очевидно, что «Утро» следует воспринимать и оценивать ж только и не столько в «героическом» ключе, как это делалось в советском искусствоведении, а как-то по-другому. Нестеров достигает жизненности портрета Шадра изображая скульптора в действии. Донбасс» (1935) Дейнека изобразил выбегающих из воды молодых рабочих. Не случайно в начале 20-х гг. Стремясь быть возможно более достоверным, он фиксирует мельчайшие подробности в облике Ленина и обстановке его рабочего кабинета в Смольном.

В жанровой картине «Рабфак идет» (1928 Киев, Музей русского искусства) он создал образы молодежи, жадно тянущейся к знаниям. Он дает почувствовать, что его героев ждет жестокая расправа. Герой здесь — народ, поднявшийся на борьбу против поработителей родной земли. В военные годы Корин работал не только в жанре портрета. Еврейский театр, 1934), «Ричарду III» (Большой драматический театр имени М. Горького, 1935), к «Двенадцатой ночи» (Театр драмы имени А. С. Пушкина, 1951), а также большая серия эскизов — новых вариантов декораций и сценических костюмов к «Королю Лиру», «Отелло», «Гамлету» — составили оригинальный цикл «шекспирианы», которая одухотворена романтической фантазией автора, по-своему раскрывающего психологический, философский и социальный аспекты творений великого драматурга. К такого рода художникам относится П. П. Кончаловский.

В 30-х гг. — творчество М. С. Сарь-яна. Мощью жизни веет от созданного художником образа. Правдива картина «После изгнания фашистских оккупантов» (1943 — 1946 ГТГ) Т. Г. Гапоненко (р. Искусство Волкова разносторонне и многогранно.

Драматическое напряжение, глубокое сочувствие людскому горю ощущаются в монументальном полотне «На большую землю» (1945) Я. С. Николаева (р. Лучшее произведение художника — триптих «Коммунисты» (ГРМ), состоящий из картин «Поднимающий знамя» (1959 — 1960), «Интернационал» (1957 — 1958), «Гомер» (1958 — 1960). 1928) в картине «С вахты» (1957 Ленинград, Музей Академии художеств СССР) создал характерные образы бакинских нефтяников — деятельных, целеустремленных. В 20 — 30-х гг.

Этои темой явились люди русской деревни. Художник и архитектор А. А. Веснин (1883 — 1959), оформивший трагедию Расина «Федра» (1922) в Камерном театре, во многом определил принципы будущих сценических монументальных решений. Не случайно показал художник тракториста бережно режущим хлеб. Ученик А. И. Куинджи, этот мастер предстает в своих произведениях вдохновенным певцом родной природы.

Особенно показательна в этом отношении картина «Трубачи Первой Конной армии» (1934 ГТГ). На его лице отражено вдохновение, он весь в стремлении выразить волнующую его мысль. Здесь господствуют спокойные и плавные ритмы. Здесь работает очень много мастеров во всех республиках, в том числе Л. С. Свемп (р.

Ученик Нестерова, этот художник еще в 30-е гг. Нестеров как бы находится «внутри» монастыря и не замечает архитектуры и людей. вписал и Исаак Израилевич Бродский (1884 — 1939). Онеггер – художник-мыслитель, которого волновали проблемы войны и мира, будущее цивилизации, перспективы развития современного искусства, трагическое положение музыканта в капиталистическом обществе. Творческий путь Онеггера был полон непрестанных поисков, свойственных большому мастеру. В числе спектаклей, где декорации жили в едином пластическом ритме с движением актера, его сценическим состоянием, была постановка комедии Аристофана «Лизистрата» (1923) в декорациях И. М. Рабиновича (1894 — 1961), осуществленная Вл.

Произведения латышей Э. Ф- Калныня (р. В полотнах «Таманский походя (1927 Москва Музей Советской Армии), «Путь из Горок» (1929 Москва, Музей В. И. Ленина) и более поздней работе — «1919 год. Константин Юон работал преимущественно как пейзажист, снискав «широкую известность» у московской и петербургской публики. Острый и глубокий психологический конфликт лежит в основе картины «Лористон в ставке у Кутузова» (1945 ГТГ) Н. П. Ульянова (1875 — 1949). Хозяйка» 1920-е и «Сени» 1929 год. Среди множества художественных направлений наиболее крайние, взаимоисключающие позиции заняли академические и так называемые «левые» театры.

В высшей степени оно свойственно Георгию Григорьевичу Нисскому (р. Дороги отступления врага запечатлел В. В. Мешков. В полотнах «После Ледового побоища», «На Куликовом поле», «Полтавская победа», «1812 год», «Бойцы у трофейных орудий» запечатлены сцены после победных битв русского народа. Азербайджанский художник Т. Салахов (р. Этот прославленный коллектив художников до войны создал ряд полотен, отмеченных остротой сатирического разоблачения: триптих «Старые хозяева» (1937 ГТГ), картина «Утро офицера» (1938 Москва, Музей Советской Армии).

Известен также как театральный художник, работал в области графики. Картина «Мать» (1932 ГТГ) полна тишины и величавого чувства материнской любви. 1902) к «Бронепоезду 14-69» (Ленинградский академический театр драмы, 1927), в которых художник использовал специальную пространственную композицию из отдельных деталей оформления.

В 1920 получил первую премию за проект занавеса для Большого театра. 1901).

Картина «На колхозном току» (1949 ГТГ) — подлинная симфония коллективного труда. 1921). Одним из первых среди советских мастеров Дейнека обратился к мозаике. 1884).

Маяковского, 1959). По своему эмоциональному строю оно романтично. Неслучайно искусство многих пейзажистов обрело в это время большую содержательность. Его картины «Прием в комсомол» (1949), «Обсуждение двойки» (1950 ГТГ) и другие свидетельствуют о присущем художнику незаурядном мастерстве выразительных мизансцен, создающих нужный драматический эффект.

Таковы картины Джапаридзе «Думы матери» (1945 Тбилиси, Музей искусств Грузинской ССР), «Напутствие» (1957 США, частное собрание) и другие. пытался показать в своих полотнах. В полную меру зрелищными и театральными, отличавшимися присущей художнику манерой декоративного узорочья, были декорации А. Я. Головина к балетам «Жар-птица» И. Стравинского (1921), «Сольвейг» на музыку Э. Грига (1922) и тоже праздничные, но более строгие декорации к «Свадьбе Фигаро» П. Бомарше (МХАТ, 1927).

Еще в конце 40-х гг. Эти черты можно отметить в прекрасных портретах С. В. Малютина. Удачно была найдена единая архитектурная установка художником Н. А. Менынутиным в пьесе «Любовь Яровая» К. Тренева (Малый театр, 1927).

1904) и В. К. Калнрозе (р. 1899). История страны и народа, его мечты. В этом полотне в полную силу проявился живописный талант мастера. Но в дальнейшем художник успешно преодолевает эти недостатки.

(Перед штурмом)» (1957 все — в ГТГ). В декорациях к опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1927) Федоровский впервые ставит своей целью раскрытие музыкальной народной драмы в ее социальном аспекте. художник работает в области исторической картины, портрета, пейзажа, натюрморта.

Он принимал участие в выставках «Мира искусства», Союза русских художников. Лучшая работа Яблонской — картина «Хлеб» (1949 ГТГ). В 1921 избран действительным членом Российской Академии художественных наук.

Природа выступает в творениях художников «очеловеченной» мыслями и переживаниями людей, которые видят в ней источник прекрасного и предмет глубоких размышлений об окружающем. Композитор писал также: «. Таковы были его изобразительные декорации к спектаклям «Мое преступление» Л. Вернейля (Ленинградский театр комедии, 1935), «Школа злословия» Р. Шеридана (1937, там же), «Тень» Е. Л. Шварца (1940, там же), острота зрительного образа которых во многом продиктована характером дразттургии. Среди них особое место принадлежало оформлению В. А. Си-мова к «Бронепоезду 14-69» Вс.

Особенно показателен в этом отношении «Автопортрет» (1943 ГТГ). Они и потом — существенные компоненты световой и цветовой партитуры рындинских спектаклей. Сюжет росписи — ночной карнавал — дал возможность художнику проявить свое мастерство в создании богатой по краскам декоративной композиции с эффектным использованием двух источников света. Им написан монументальный триптих «Александр Невский» (1942 — 1943 ГТГ), произведение былинно-героического характера исполненное патриотических идей.

Немало работ художник посвятил не просто людям, а обществу. Интересы Федоровского лежали в русле русской классической оперы. И. Немировича-Данченко, 1944), «В бурю» (1953) и «Фрол Скобеев» Т. Н. Хренникова (1950, там же), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (театр имени Моссовета, 1950) и «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (Малый театр, 1956) «Конек-Горбунок» Р. Щедрина (ГАБТ, 1960) и «Умные вещи» С. Я. Маршака (Малый театр, 1965) — лучшие работы художника. С музыкальной точки зрения я сочинил нечто вроде протяжённых хоральных вариаций, пронизанных контрапунктами в духе И. С. Баха».

Е. А. Асламазян (р. Новые пейзажные образы исполненные большого сердечного волнения, были созданы В. Н. Бакшеевым, В. К. Бялыницким-Бируля, Г. Н. Крымовым, С. В. Герасимовым. Обращает на себя внимание цикл из трех картин Чуйкова, входящих в «Колхозную сюиту»: «Утро» (1947 ГТГ), «Полдень» (1947 ГРМ), «Вечер» (1948 Фрунзе, Музей изобразительных искусств Киргизской ССР).

1909). Поэтом русской природы выступает в своих произведениях Н. М. Ромадин. Тема современности становится с течением времени основной и главной в живописи. Интересные картины историко-революционного жанра созданы М. И. Авиловым, Н. С. Само-кишем, П. М. Шухминым и рядом других мастеров. К началу 30-х гг.

Своеобразным итогом поисков Чуйкова в воплощении образа народов, сбросивших иго колониализма, явилась картина «Черная мадонна» (1962 ГРМ). Естественно стремление многих живописцев 20 — 30-х гг. Художник целиком посвятил себя оформлению балетных спектаклей. Этим в частности, отличается триптих «Протест против войны» (1959 Таллин, Художественный музей) эстонской художницы Л. Мууга (р. И в других своих работах художник избегает статичности композиции. 1925 и 1922) «Между боями» (1960 ГТГ).

С любовью изображает художник «главного героя» картины — мальчугана, уже в который раз отдавшего конькам предпочтение перед школьными уроками его мать, с отчаянием и любовью смотрящую на непутевого сына сестру, укоризненно оглядывающую брата самого младшего члена семьи, предвкушающего очередную взбучку старшему брату. Картины украинца И. И. Бокшая (р. Примером может служить творчество Б. М. Кустодиева и А. А. Рылова. Это полотно весьма характерно для манеры художника. «Раскрытое окно», 1947 год. Эт стремление свойственно триптиху Ромаса «По заветам великого Ленина» (1959 — 1960) и его полотнам, посвященным природе Каспия.

Художники сумели в образах советских людей передать гуманистический смысл борьбы народа против фашистских захватчиков, раскрыть благородство и внутреннюю значительность советского человека, показать его нравственную силу. 1910) «Письмо с фронта» (1947 ГТГ). Большую роль в оформлении играли свет и световые проекции. Художник передал в этом полотне суровый дух эпохи гражданской войны. 1912 год» (1957 ГРМ).

Верность преподобному Сергию сохранял всю свою жизнь М. Нестеров. Вильяме создал множество постановок, среди которых «Тартюф» Мольера (МХАТ, 1939), «Последние дни» («Пушкин») М. А. Булгакова (МХАТ, 1943), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (ГАБТ, 1944) внесли свой вклад в историю декорационного искусства. В известной мере близок этому мастеру Я. Д. Ромас (р. Серия можайских пейзажей художника — заметное явление советской живописи этих лет.

Художница утверждает жизнь, радость коллективного труда. Правда, в 20-х гг. Живописный строй произведения отличается большой эмоциональностью. Родная природа, родная страна, ее культура, народ. многие его работы страдали схематизмом, обедненностью образа человека.

Художнику свойственна необыкновенная острота художественного видения. Картина напоена ярким солнцем, радостью, светом. Юон не был обделен признанием.

В то же время стилистическому богатству формальных приемов присущи некоторые общие черты. 1921) «Лена. Начиная с середины 1900-х годов его знала почти вся образованная общественность России.

Наполненные тонким лиризмом, они представляют наибольшую ценность во всем творческом наследии мастера. Дейнека любит все здоровое, утверждающее жизнь. Среди этих произведений выделяется портрет дважды Героя Советского Союза С. А. Ковпака (1945). Значительные события истории, когда особенно ярко проявился патриотизм народа, напоминали зрителям о славных традициях на поле брани, о героизме в борьбе с захватчиками, о революционной борьбе. Пафос созидательного труда отражают его картины «На просторах подмосковных строек» (1949), «У моря» (1956).

Р. Мустафаева) является дальнейшей разработкой аналогичной темы. В последующих работах художника эти тенденции получили выражение в еще более образных, полных психологического подтекста сатирических по манере декорациях к спектаклям «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград, Новый театр, 1952) и «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (Театр имени Ленсовета, 1954). 1927) и С. А. Мам-беева (р.

Важное значение имеют работы С. В. Герасимова, о которых говорилось выше. 1891) радуют насыщенностью цвета им присуща повышенная Эмоциональность. Он широко использовал достижения русской реалистической живописи предреволюционной поры. Вот почему он вновь и вновь возвращается к теме спорта, где физическое совершенство человека отвечает его светлому оптимистическому взгляду на мир. 1903), Е. Д. Ахвледиани (р.

Его небольшим холстам свойственно спокойно-величавое настроение. Искусство Ю. И. Пименова послевоенных лет приобрело черты изящества и тонкости. осознать значение Октябрьской революции, дать представление о ее героическом характере, показать людей, овеянных романтикой великих классовых битв. монументальная живопись успешно развивается. За ними видится огромная толпа, ожидающая сигнала, чтобы двинуться на штурм Зимнего.

Учился в МУЖВЗ (1892-98) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина (по окончании работал там же в мастерской В. А. Серова в 1898-1900). Уже в 20-е гг. В некоторых пейзажах С. Герасимов добивается интенсивного звучания цвета.

После этой выставки, организованной С. П. Дягилевым, семеро русских художников (в их число вошел Юон) были приняты в члены парижского Осеннего Салона с правом экспонировать свои работы без жюри. Иной эмоциональный строй определяет другую картину Пластова — «Сенокос» (1945 ГТГ). Об этом напоминает офицер в черкеске, замахнувшийся стеком на пленников. Его картина «За власть Советов» (1957) — свидетельство идейно-художественной зрелости мастера. В 1899 году И. А. Морозов приобретает для своей коллекции картину Юона «Березы», в 1900 году Третьяковская галерея покупает акварель «У Новодевичьего монастыря весной».

Что это за зерно. В 1943 г. начал работу над монументальным полотном «Утро на Куликовом поле» (ГТГ) А. П. Бубнов (1908 — 1954). Картина Непринцева полна жизне-утверждения не только потому, что ее герои смеются.

Хлеб — плод его труда и он относится к нему с чувством особого благоговения. Таким же даром образного видения музыки, умением мелодией красок достигать поразительно тонкого слияния живописных форм и музыкальных звучаний отмечены декорации Дмитриева к «Орлеанской деве» П. И. Чайковского (Государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова 1, 1945), к «Вражьей силе» (ГАБТ, 1947), к «Руслану и Людмиле» М. И. Глинки (1948, там же). Две картины определили выдающееся место Иогансона в советском искусстве — «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937 обе — ГТГ). Изобразив на первом плане девушку за рулем автомобиля, художник включает зрителя в стремительное движение, в напряженный и шумный ритм жизни большого города.

1893). В области портрета в послевоенные годы продолжает плодотворно работать П. Д. Корин. И. Сурикова, профессор. Новая жизнь самым решительным образом оказывала влияние на творчество мастеров живописи. Значительную роль в формировании советской живописи сыграли работы Георгия Георгиевича Ряжского (1895 — 1952). Становление нового человека, процесс его формирования — вот что занимает художников.

Пейзажи этого времени близки по манере исполнения более ранним работам 1910-х годов, в которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического реализма». Полдень), запечатлел события революционной истории (Штурм Кремля в 1917 году, 1947), образы людей советской эпохи (Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, 1949 Утро индустриальной Москвы, 1949 все упомянутые произведения – в ГТГ). Эта картина как нельзя лучше раскрывает особенности творческого метода Бродского.

Такова картина «Радость» (1956), где образ матери с ребенком в окружении щедрой южной природы вызывает мысли о счастье жизни, глубокой радости материнства. Видно, что вся эта дружная семейка с нетерпением ждала весну. В своих произведениях художники выдвигают новые решения образа обновленной Родины. С любовью изображает он залитые солнцем снежные вершины и утопающие в зелени долины Армении, особую прозрачность ее воздуха, древние сооружения и новостройки, прекрасно гармонирующие с окружающим ландшафтом («Южная зима», 1934, Москва, Музей искусства народов Востока «Алавердский медеплавильный завод», 1935, Ереван, Картинная галлерея Армении «Сбор винограда», 1937, Москва, Центральный музей музыкальной культуры им. Одно из первых полотен, в котором увидено это новое, — картина «Заседание сельской ячейки» (1924 ГТГ) Е. М. Чепцова (1874 — 1950). Здесь все дышит покоем.

Великолепны по остроте характеристик портреты М. С. Сарьяна (1957), Р. Н. Симонова (1956), Ренато Гуттузо (1961), художников Кукрыниксов (1958). Поднятая рука одной из них словно взывает о мщении. Одно из первых мест в театрально-декорационном искусстве принадлежит Владимиру Владимировичу Дмитриеву (1900 — 1948). Ф. С. Богородский (1895 — 1959) посвящает свои картины революционным матросам, восхищаясь силой их духа, несгибаемостью, сознанием революционного долга («Матросы в засаде», 1927, ГРМ). Впечатляющий образ простой русской девушки был создан Г. М. Шегалем (1889 — 1956) в картине «В свободную минуту.

Картина художника Б. Н. Яковлева (р. Показательна в этом отношении картина А. И. Лактионова (р. В некоторых работах Дейнеки ощущаются глубоко лирические ноты. 1903). Как живые впечатления современника и вместе с тем большое художественное обобщение воспринимаются картины известного баталиста Митрофана Борисовича Грекова (1882 — 1934).

18 января 1943 г» (1943 ГРМ). Вахтангова, 1932) разрезом двухэтажного булычовского дома, где каждая площадка, каждая деталь оформления обыгрывались актером в живом действии, художник дал поразительно точную характеристику уклада жизни различных поколений одной семьи. Трагизм переживаний и большая человечность есть в скромном полотне В. Г. Одинцова (1902 — 1957) «За Сталинград» (1945 ГТГ). И действительно, уже в 30-х гг. Он увидел здесь сочетание старинной монастырской архитектуры с живым народным бытом.

Умел сочетать сдержанность со свободным полетом фантазии, глубину проникновения в характер эпохи с редкой поэтической одухотворенностью. 1903), Порфирием Никитичем Крыловым (р. Особенной глубины раскрытия важных идей времени достиг в своих полотнах Аркадий Александрович Пластов (р.

Верди «Травиата» (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. «Утро индустриальной Москвы», 1948 год. К нему обращены взоры братьев, он находится на линии, делящей полотно на равные половины.

художник много работает в пейзажном жанре. Залитая солнцем выжженная степь, медленно бредущие кони, а главное, сам всадник — все это вызывает ощущение значительности изображенного, говорит о народе, со всех концов страны стекавшемся под знамена революции. С наибольшей глубиной этот идеал был воплощен в произведениях М. В. Нестерова.

Их лучшим произведением несомненно является картина «Конец» (1947 — 1948 ГТГ), в которой запечатлена агония фашистской Германии. Шадр на секунду остановился, но эта остановка не создает впечатления застылости, покоя. Изобразив его в минуту отдыха, художник не нарушил общий ритм слаженной, напряженной работы, которая представлена в картине. Серьезность и глубина раскрытия большой идеи — качества, присущие и картине Грабаря «В. В изображенной художником женщине есть особая величавость, значительность и простота. Так в непритязательном мотиве Яковлев отразил существенные черты новой действительности.

Художник намеренно отходит от бытовой трактовки образа. Помимо названных мастеров многие художники разрабатывали в 20-х гг. Произведения, созданные им в то время, отличает высокий патриотический пафос («Ледовое побоище», 1942).

Последние годы жизни художника прошли в доме 14/16 на улице Чкалова (сейчас Земляной Вал – прим. Внушительная фигура занимает почти весь холст. «Августовский вечер.

Руставели, 1936 к опере 3- П. Палиашвили «Абесалом и Этери», Театр оперы и балета имени 3- Палиашвили, 1937) — в Грузии, а также работы в театре художников Средней АЗИИ и Прибалтики обогатили советский театр яркими сценическими замыслами исполненными национального своеобразия и жизненной правды. Рабочая семья изображена в момент надвигающейся опасности — видимо, город занимают белогвардейцы.

С 1943 по 1948 Константин Юон работал главным художником Малого театра. Это сообщило картине огромную жизненную убедительность. исчерпывают себя. Праздничные, полные романтической приподнятости, неистощимой выдумки и изящества декорации к балету С. Прокофьева «Золушка» (ГАБТ, 1945) вводили зрителя в сказочный мир с чудесными превращениями, мгновенными переменами, движущейся панорамой дворцовых залов, галлерей, лестничных маршей. Хотя некоторые работы художника 20-х гг.

В монументальном полотне «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» (1929 ГТГ) он дает картину жизни народа в тяжелое время гражданской войны. Монументальны и декорации Рындина к «Гамлету» У. Шекспира (театр имени Вл. Картина Пластова «Фашист пролетел» (1942 ГТГ) — одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны. Картины «Сибирские партизаны» (1933 Бердянск, Музей им.

По-новому сумел увидеть городской пейзаж Юрий Иванович Пименов (р. Так возникает одно из лучших полотен 30-х гг. 1927) и П. А. Смолина (р. Оплакивая близких, они обрели душевные силы, сознание необходимости борьбы с угнетателями. В 30-е гг.

Им была написана серия портретов советских людей, людей с чистой совестью. Большая роль в утверждении живописно-объемной системы и в музыкальном театре принадлежала Федору Федоровичу Федоровскому (1883 — 1955). Среди них хранящиеся в Третьяковской галлерее портреты братьев П. Д. и А. Д. Кориных (1930), С. С. Юдина (1935), И. Д. Шадра (1934), П. П. Павлова (1935), К. Г. Держинской (1937), Е. С. Кругликовой (1938), В. И. Мухиной (1940) и другие. После революции эта ограниченность постепенно исчезает. Прием резкого сопоставления первого и дальнего планов сообщает картине остроту.

Картины Мочальского отличаются достаточно подробно разработанным сюжетом. В них он выступает мастером психологического решения сценического интерьера и безыскусного, но поэтического пейзажа или праздничного, нарядного оформления, проникнутого традициями народного искусства. По словам художника, он стремился запечатлеть «тот памятный день, когда война была объявлена «священной Отечественной войной»». Картины Григорьева, посвященные детям, отличаются мягким теплым юмором, задушевностью. Рабочий отряд» (1937) — Соколов-Скаля умело компонует массовые сцены, стремясь к выразительности рассказа, созданию приподнятого эмоционального состояния и драматической напряженности.

Александр Михайлович Герасимов (1881 — 1963) изобразил Ленина в своей известной картине «В. По-иному откликается на революционные события А. А. Рылов. Константин Юон принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900), «Мира искусства» (1901, 1906). искусство Сарьяна обретает еще большую зрелость и цельность. Огромная роль принадлежит в искусстве 30-х гг.

На осевшем пористом снегу видны глубокие следы от валенок. Дмитриев стал мастером особой психологической декорации, которая незаметно «срасталась» с действием, режиссерским замыслом. В 20 — 30-х гг.

— «Новая Москва» (1937 ГТГ). Р. Мустафаева). Еще до революции он создал серию иллюстраций к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат», пополненную впоследствии рядом новых рисунков. Вместе с тем всю роспись пронизывает общий линейный и цветовой ритм. Его декорации к «Королю Лиру» (Гос. Последний луч. Но не только и не столько в этом сильные стороны его произведений. Этот художник любил писать природу Севера и Урала, поражающую своим величием, природу, которая предстает в его картинах исполненной могучих сил («Сказ об Урале», 1949 ГТГ).

Его поразила живописность Лавры и обступившего ее города. Но художник не прямолинеен. Картина Серова «Ходоки у В. И. Ленина» (1950 ГТГ), явившись своеобразной реакцией на пышные и помпезные композиции конца 40-х — начала 50-х гг., наметила новый путь решения большой исторической темы.

И. Ленин на трибуне» (1930 Москва, Музей В. И. Ленина) в героико-романтическом плане. Однако пет в нем и. дешевого оптимизма, так знакомого нам всем по кинокартинам тех лет. С. Герасимов работал в 20 — 30-х гг. Иогансон написал ряд картин, поставивших его в первые ряды советских художников. В своих пейзажных образах они славили родную страну, поднявшуюся к новой жизни. пошло на пути социалистического реализма. в полную меру обнаружился талант С. Герасимова-пейзажиста. Изображенный им отряд буденновцев воспринимается как частичка огромного целого.

В подземных апартаментах мечется Гитлер, парализованы его сподвижники. Живые, красивые, настоящие. В 1935 — 1937 гг. Его «Сирень» (1951 собственность семьи художника) словно излучает радость цветения. Последнее полотно весьма типично для жанровой живописи 40-х — начала 50-х гг. Большим вкладом в советскую историческую живопись была написанная им в двух вариантах (1942 г. и 1949 г. ) картина «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года». В картине «Допрос коммунистов» перед зрителем развертывается поистине захватывающая героическая драма.

С 1925 — член Ассоциации Художников Революционной России. весенним ливнем. «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе» (1926) и «Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на польский фронт» (1932) (обе картины — Москва, Музей В. И. Ленина) привлекают мастерством изображения массовых сцен, достоверностью интерпретации исторических событий. Характерна в этом отношении эволюция К. С. Петрова-Водкина. Ничтожными выглядят фигурки вражеских солдат-поджигателей на фоне древнего сооружения.

Однако наиболее значительное его произведение — картина «Колхозный праздник» (1937 ГТГ). Непреходящими в театральной жизни остались декорации Рындина к «Оптимистической трагедии» Вс. Пейзажная живопись послевоенных лет переживает подлинный расцвет.

1902). И, кажется, что протяни руку и она коснется сочной живописной зелени. Его метод решения декораций принципиально отличен от оформлений, созданных такими художниками, как В. Ходасевич (балет Б. В. Асафьева «Бахчисарайский фонтан»), М. Бобышев (балет Р. М. Глиэра «Медный всадник»), Б. Волков («Жизель»), В. Дмитриев (балет Б. В. Асафьева «Пламя Парижа») и другими. Фигуры бегунов прекрасно вписаны в архитектурный пейзаж новой Москвы.

В картине «Поднимающий знамя» немногими деталями (грубый булыжник мостовой, трамвайные рельсы) дается представление о месте и времени действия — эпохе революционных выступлений русского пролетариата. Да, в чем-то это так. Художника привлекают необжитые места, но это не означает, что он отстраняется от жизни.

Шадр предстает в портрете натурой импульсивной, эмоциональной. Огромная подготовительная работа была проделана Кориным к картине «Уходящая Русь». Это полотно производит впечатление своей динамичностью и внутренней энергией. Кукрыниксы представлены как боевой авангард советского искусства, которое самым прямым и непосредственным образом участвует в делах и днях своей страны.

И то, что их объединяет – это необыкновенная живость. В 40-х гг.

Наиболее значительные станковые работы выполнены Лансере в годы Отечественной войны. А все, действительно такие разные картины советского художник К. Ф. Замечательный советский скульптор изображен в момент творческого раздумья.

Изображенные им люди не сломлены духовно. Фурманов предстает человеком глубокого и тонкого интеллекта, натурой поэтической. В 50-х гг. Юона- История в картинах К. Ф.

Отдельного упоминания стоит серия картин, посвященных православным храмам. 1906), воспринимающаяся как торжественный и скорбный реквием. Кончаловский-портретист отмечает в человеке характерное и ярко своеобразное. Самой яркая из них – «Купола и ласточки», написанная в 1922 году.

1890) «Транспорт налаживается» (1923 ГТГ) запечатлела скромную железнодорожную станцию, где совсем недавно стояли в бездействии локомотивы, где все свидетельствовало о заброшенности и разрухе. В шекспировских спектаклях «Укрощение строптивой» (1937, там же и «Сон в летнюю ночь» (1941, там же) с помощью живописных панно-гобеленов, архитектурных деталей и предметов быта художник передавал на сцене дух ренес-сансной эпохи, а в спектакле «Как вам это понравится» (1940, там же) он использовал аппликации и проекции в своих полных жизненной правды сценических пейзажах. Начиная с 20-х гг. 1907) «Концерт в осажденном Ленинграде» (1959), проникнутое суровым духом военных лет и вместе с тем раскрывающее внутреннюю красоту простых советских людей. Рылов пишет картину «В голубом просторе» (ГТГ), прочно вошедшую в историю советской живописи. В одном из первых своих полотен — «Победа строителей подземного Севангэса» (1947 Ереван, Картинная галлерея Армении — художник воспел героический труд советских строителей. Это отличает картину «Керженец» (1946 — 1947 ГТГ).

Достоинство ее в том, что Зритель убежден во внутренней чистоте изображенных людей и высоких патриотических чувствах, которые их одушевляют. Художник изображает людей волевых, собранных, готовых на подвиг во имя Родины. Произведения Юона отличаются декоративностью, в которой раскрывается красочное богатство мира, остротой видения окружающего. На протяжении 20-х и последующих годов развиваются и традиции живописной декорации. Художники по-новому начинают видеть и революционную борьбу в прошлом.

Художник как бы ближе знакомит зрителя со своими героями. В картине «Таня» (1942 — 1947 ГТГ) художники изобразили героическую смерть отважной патриотки. Здесь следует выделить работы живописца У. Т. Тансыкбаева (р. Это дает зрителю возможность легко «прочитать» картину, проникнуть во внутренний мир персонажей, сделать определенный вывод этического порядка.

Оформление оперы Дж. Индустриальный пейзаж, составленный, главным образом из заводских корпусов и труб, не подавляет, не гнетет. Сложная многофигурная композиция воспринимается как трагическая народная эпопея. Дейнека проявил себя великолепным мастером-монументалистом.

С 1957 — первый секретарь правления Союза художников СССР. Группа сосен и березки на первом плане вносит в картину ноту лиризма. Так возникают картины «1918 год в Петрограде» (1920 ГТГ), «Смерть комиссара» (1928 Москва, Музей Советской Армии) и «1919 год. Особый смысл есть в том, что Чепцов изобразил своих героев на сцене. 1897), Е. А. Малеина (р.

По характеру образов и общему патриотическому звучанию близки этому произведению Корина мозаики, украсившие свод подземного зала станции «Комсомольская-кольцевая» Московского метро (1951). 1919), Ю. П. Кугача (р. Кончаловский обрел свое лицо, обратившись к русской природе и русскому человеку. В 30-е гг.

Монументальным произведением является картина «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» (1950 ГТГ), написанная бригадой художников во главе с Б. В. Иогансоном при участии В. В. Соколова, Д. К. Тегина, П. П. Файдыш-Крандиевской, Н. Н. Чебакова. Композиция из четырех фигур отличается предельной естественностью и простотой.

Кончаловский изобразил себя за работой, с кистью в руке. 1910) и М. А. Асламазян (р. Превосходные натюрморты написаны в послевоенные годы П. П. Кончаловским.

Троице-Сергиева Лавра притягивала к себе многих мастеров. Но подавляющее большинство и этих мастеров уже к началу 30-х гг. и в области историко-революционной живописи (картины «Октябрь», «Клятва партизан» Москва, Музей Советской Армии). Строенные декорации обретают реальные жизненные формы, свою «плоть» и образное начало.

Оно исходит из объективного восприятия: неторопливое дыхание машины в состоянии покоя, толчок начала движения и прогрессивное его ускорение».

После революции Нестеров заново обрел себя как художник. Верди (1963, там же), к спектаклям «Ярмарка тщеславия» по роману У. Теккерея (1959, Малый театр), «Мадам Бовари» по роману Г. Флобера (1963, там же) и другие — свидетельствуют об усилении живописной тенденции в его художественных замыслах. Некоторые произведения художника кажутся овеянными поэтическими легендами. Гимном новой «вскипающей и строящейся» Москве явился холст Юона «Утро индустриальной Москвы» (1949 г. ). Все в этой картине предельно просто.

Особенную известность приобрело полотно «В. Декорации Федоровского к опере Ж. Визе «Кармен» (1922) с их повышенной цветностью огненно-красных, оранжевых тонов, напоминающие серебристый орган на голубом горизонте декорации в «Лоэнгрине» Р. Вагнера (1923) были талантливо решены художником, стремившимся подчинить новые приемы драматическому содержанию музыки. Григорьев умеет найти острую ситуацию и наделить своих героев убедительными характеристиками. Благодаря этому приобретает конкретность образ русского рабочего-большевика, поднимающего знамя, выпавшее из рук убитого товарища. В это время Юон много путешествует и работает. Немногими деталями намечено место действия — набережная Невы близ Зимнего дворца. Пожалуй, никто, как Дмитриев, с таким поэтическим вдохновением не ощутил специфику чеховских пьес («Три сестры», 1940 «Дядя Ваня», 1946, МХАТ), проникся психологией героев драматургии А. Н. Островского («Бесприданница», Московский театр драмы, 1940 «Последняя жертва», МХАТ, 1944), передал дух старой и новой Москвы («Кремлевские куранты» Н. Погодина, МХАТ, 1942) и особенно Петербурга.

Поиски художников воплощаются в более зрелых художественных формах. При многообразии индивидуальных творческих манер натюрморт послевоенного двадцатипятилетия характеризуется общей тенденцией глубокого раскрытия в образах «мертвой» натуры мыслей и чувств советских людей сегодняшнего дня. Подсказка к этому «как-то по-другому» заключена в «пессимистичности» полотна, в его близости (даже и композиционной) полотнам Брейгеля Старшего и панно Пюви де Шаванна. Картина наполнена светом и воздухом и производит радостное, мажорное впечатление. Напоминая о подвигах предков, Лансере прославляет подвиг советского народа в жестокой войне 1941 — 1945 гг. Среди них Г. К. Савицкий (1887 — 1949) — автор картины «Первые дни Октября» (1929 филиал Музея В. И. Ленина в Ульяновске), где запечатлены образы часовых революции. Художника интересует прежде всего общественная деятельность крестьян. В центре плафона помещена композиция «Единение трудящихся», а в десяти панно на сводах художник рассказывает о различных краях Советской страны.

Но мировую славу стяжало ему оформление балетов С. С. Прокофьева. Как уже говорилось, в 30-е гг. Март, 1903, Мартовское солнце, 1915). В первые послевоенные годы в живописи ощущаются мысли и чувства недавних военных лет. ред. ).

Еще до войны Чуйков написал несколько картин, свидетельствующих о свежести его живописного дарования, вдумчивом и серьезном отношении к поставленной задаче («Охотник с беркутом», 1938 Фрунзе, Музей изобразительных искусств Киргизской ССР). Перед живописью, как и перед всем советским искусством, открылись новые широкие горизонты. И есть ли оно в других картинах. Новых успехов достигает художник в области пейзажа и натюрморта. Так, в натюрморте «Осенние цветы и фрукты» (1939 ГТГ) напряженное звучание ярких красок с большой силой передает красоту цветения и неиссякаемую щедрость природы.

И. Ленин провозглашает Советскую власть» (1947, второй вариант выполнен в 1962 г. ГТГ), в которой ярко воплощена идея единства Коммунистической партии и народа. Оно складывалось из поисков и экспериментов художников разных творческих направлений. Гораздо конкретнее картины Кустодиева «Ночной праздник на Неве» и «Праздник в честь II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» (1921 ГРМ).

Единство содержания искусства социалистического реализма, те общие принципы, которые лежат в основе творчества советских мастеров, не исключают своеобразия произведений художников различных национальностей, живущих на территории СССР. Огромное значение здесь имела борьба за тематическую картину, которая явилась утверждением в живописи современной темы в самом широком значении этого слова. На нем старая, потрепанная одежда, черты его усталого, обросшего щетиной лица не отличаются правильностью, но образ этого человека вызывает глубокую симпатию. Декорации Дмитриева к «Пиковой даме» (Государственный академический Большой театр (В дальнейшем название дается сокращенно — ГАБТ. ), 1944) — классический образец сценического воплощения музыкальной драматургии Чайковского.

Но смысл картины в ином. 1928), мастеров Российской Федерации Д. К. Свешникова (р. 1904) в его картине «В. Образ этого человека становится все богаче и многограннее, сложнее и жизненнее. Доктор искусствоведения.

Простые люди древней страны захватили его воображение. Важное место занимают здесь работы ученика В. Е. Савинского по Академии художеств Владимира Александровича Серова (р. 1904).

Жизнерадостные декорации П. П. Кончаловского к «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони (МХАТ, 1933), В. А. Фаворского к «Двенадцатой ночи» У. Шекспира (МХАТ 2-й, 1933), К. С. Петрова-Водкина к «Свадьбе Фигаро» П. Бомарше (Театр академической драмы, 1935) и работы других художников значительно обогатили театр яркими, свежими образами. Здесь в полную силу проявился великолепный дар Иогансона — исторического живописца. «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» Сам парад был невероятным духовным действом сражающейся несломленной страны. Удачно включены в композицию лежащие в снегу фигуры памятника «Тысячелетия России». В полотнах «Вузовцы» (1929), «Штурм Кремля в 1917 году» (1947) (обе — в ГТГ), как и в последних работах художника, например в картине «Утро индустриальной Москвы» (1949 ГТГ), Юон удивительно свежо умеет видеть новое в жизни и сочетать это новое с опять-таки по-новому увиденным традиционным архитектурным пейзажем.

1902) и Николаем Александровичем Соколовым (р. Декорации Акимова к «Разлому» Б. Лавренева (театр имени Евг. Очень точный в характеристике людей, в деталях, в трактовке пейзажа (который всегда играет большую эмоциональную роль в произведениях Грекова), художник вместе с тем достигает глубокого художественного обобщения. 1922) — произведение, проникнутое страстной непримиримостью к войне. И. Ленин в Смольном» (1930 Москва, Музей В. И. Ленина вариант — ГТГ). явились произведения В. А. Серова.

Фигурка малыша, входящего в холодную горную речку, вносит в картину лирический оттенок. В ином плане написана Пластовым картина «Ужин трактористов» (1951). Художники стремятся к созданию синтетического, обобщающего образа родной природы. Это скромный и искренний рассказ о людях военных лет. Отказываясь от второстепенных деталей, сосредоточивая внимание на наиболее впечатляющих индивидуальных особенностях модели, он добивается остроты передачи характера человека (портрет народного поэта Армении А. Исаакяна, 1940 Ереван, Картинная галлерея Армении).

Декорации Вильямса к инсценировке по роману Ч. Диккенса «Пикквикский клуб» (МХАТ, 1934) носили гротесковый характер. Нелегка их жизнь, нелегок труд с помощью древних серпов и грабель. В некоторых работах индийского цикла Чуйков достигает подлинной монументальности. В фигурах художников нет ничего внешне артистического.

Это картина большого общественного и человеческого смысла. 1918). Образы, созданные художником, поражают экспрессией и силой характеристик. Они вибрируют, переливаются, усиливая ощущение движения.

Но художник пошел по иному пути. Работы, созданные им «под опекой» Серова, наперебой скупали московские и петербургские коллекционеры. И. Немировичем-Данченко в Музыкальной студии Художественного театра. Картина «На старом уральском заводе» посвящена времени пробуждения классового самосознания у русских рабочих. Декорации Рындина последнего десятилетия — к операм «Свадьба Фигаро» Моцарта (ГАБТ, 1956), «Фальстаф» (1962) и «Дон Карлос» Дж. В картине «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925 Баку, Музей истории партийной организации Азербайджана) обращает на себя внимание острота социально-общественных характеристик действующих лиц и выразительность общего драматического впечатления.

Лансере все больше внимания уделяет монументальной живописи. Произведения Нисского последних лет обладают широким диапазоном мыслей и чувств. Все в этом полотне исполнено радости достигнутой победы.

Серьезных успехов на этом пути достиг украинский художник С. А. Григорьев (р. В 30 — 50-х гг. Вторые, — отвергая традиции и борясь с засильем мещанского безвкусия и эстетствующих стилизаторских тенденций, проповедовали аскетизм оформления, выделяющего актера в качестве единственного «проводника» революционных идей. Многие художники обращались в годы войны к историческим темам. Тонко характеризует художник действующих лиц, в том числе оратора, недавнего фронтовика, а теперь деревенского активиста.

1928), армянских живописцев Г. С. Ханджяна (р. Романтика дальних путей сочетается здесь с проникновенным чувством природы. 1910). Вильяме использует прописные тюли и тюлевые аппликации в опере И. И. Дзержинского «Поднятая целина» (ГАТОБ имени С. М. Кирова, 1937), где он впервые раскрывается как большой мастер реалистического театрального пейзажа.

я преследовал в «Пасифике» чисто абстрактную, в чём-то идеальную цель – создать впечатление математически точного равномерного ускорения ритма, в то время как темп, по сути, замедляется. Художник И. И. Нивинский (1881 — 1933) в тонких, полных изящной импровизации декорациях к «Принцессе Турандот» (1922) был столь же изобретателен и остроумен, как и талантливый режиссер этой комедии Гоцци — Евгений Вахтангов. 1902). В декорациях к «Борису Годунову» (1946, там же) он стремился показать живую историю народа через сценическое воплощение образцов национальной архитектуры, особенности патриархального быта, подчинив их драматическому восприятию музыки. Впечатляющие произведения созданы были Павлом Петровичем Соколовым-Скаля (1899 — 1962) — художником-романтиком, которому близки сильные и яркие характеры. Таковы «Зимний взят» (1954), «Декрет о мире» (1957), «Декрет о земле» (1957), «Ждут сигнала.

Полотна киргизского живописца Г. А. Айтиева (р. Чуйков сообщил фигуре женщины черты монументальности, величественности. Художник замечает характерное в людях, в городском и сельском пейзаже. 1907).

1917). В данном случае это не умаляет большого жизненного смысла произведения.

Удачны мозаичные панно художника в подземном зале станции «Маяковская» Московского метро. Бродский был незаурядным портретистом. Иным предстает в своих работах азербайджанский художник М. Абдуллаев (р.

Но это и патриот, гражданин, суровый воин эпохи гражданской войны. Значение его трудно переоценить. Так возникла серия картин, являющихся значительным вкладом в советскую живопись («На набережной в Бомбее вечером», 1954, «Гималаи», 1954 и др. ). Иванова (МХАТ, 1927), сочетавшему объемные строенные детали первого плана с живописно-пространственными задниками. В годы войны живопись Кукрыниксоз обретает особый драматизм. В картине «Обеденный перерыв.

Этапной работой для всего театрально-декорационного искусства явились декорации Шифрина к инсценировке по роману М. А. Шолохова «Поднятая целина» (Центральный театр Советской Армии, 1957) с их удивительно простым, лаконичным и вместе с тем поэтическим замыслом. Единый принцип лежит в основе живописно-объемного решения оформления оперы «Война и мир» С. Прокофьева (ГАБТ, 1959). Этот свет смягчает вспышки кирпично-красного, голубого, белого.

Вся картина – это окно. К ним относится Е. Е. Лансере, художник разностороннего и богатого дарования. В 1918г.

Образ деятельного, энергичного человека, человека богатого душевного мира и благородства — вот идеал, к которому стремились портретисты этого времени. Юона- Люди в картинах К. Ф. При этом решение Вирсаладзе оформления всегда образно и метафорично (балеты «Каменный цветок» С. Прокофьева, ГАБТ, 1956 «Легенда о любви» А. Меликова, 1965, там же). Много полотен посвятил Бродский В. И. Ленину.

Это относится к полотну «Лето» (1955), где природа предстает в пору зрелости, когда силы земли обнаруживают себя звучностью красок, когда драгоценностью кажется зелень лугов, густая синева рек, голубизна бездонного неба. Юон обращался к мотивам русской провинции, раскрывал историко-национальное своеобразие её быта и пейзажа в сочной, яркой живописной манере, сложившейся под влиянием импрессионизма (К Троице. Лансере работает над грандиозньш плафонозг ресторанного зала гостиницы «Москва». С 1903 был постоянным экспонентом Союза русских художников, с 1904 — входил в состав Комитета «Союза». Образы людей, созданные этим художником, — колхозников и колхозниц, умудренных годами стариков, юношей и молодых женщин Советской Грузии — отличаются монументальным характером при очень внимательной и точной фиксации всех особенностей их внешнего облика.

С. Герасимов упорно разрабатывал одну тему. Одним из лучших произведений Дейнеки является картина «Будущие летчики» (1938 ГТГ).